Наиболее популярное определение предлагает И. Альтман, указывая, что приватность есть «выборочный контроль допуска к себе (access to self ) или к группе, который люди применяют относительно окружающей среды (прежде всего социальной)» (Altman 1975, р. 18). Определение Альтмана, подчеркивает Р. Гиффорд, схватывает сущность приватности – родственные темы управления информацией о себе и управления социальным взаимодействием (Gifford, 2002, р. 211). «Допуск к себе» может относиться либо к информации о себе, либо к социальному взаимодействию с кем-то. Когда человек ищет приватности, иногда это означает одиночество, а иногда – пребывание наедине с кем-либо. Это могут быть друзья, которым хочется поговорить, долго не видевшие друг друга одноклассники, семья, собирающаяся на пикник, - все они хотят быть вместе, исключая при этом других. Таким образом, приватность – это необязательно случай, когда человек хочет находиться в изоляции, просто ему важно иметь возможность сделать этот выбор в случае необходимости.
Все люди нуждаются в приватности, но им нужны разные ее виды. Главы государств, стоящие на трибуне, визуально доступны большому числу граждан, однако немногие будут удостоены личной аудиенции с ними. Или, желая уединиться, человек не может отдохнуть даже в отдельной комнате, так как из соседней комнаты или квартиры может доноситься звук музыки или разговора, мешающий расслаблению. Или, например, работники в офисе с большим количеством видеокамер, поставленных службой безопасности, могут иметь аудиальную, но не визуальную приватность.
И.Альтман (Altman, 1975) пишет, даже стриптизеры, раздевающиеся у всех на виду, также имеют условный уровень приватности. Визуальный доступ к телам присутствует полностью, но физический контакт при этом не предусматривается. Это исключительный случай, но он иллюстрирует сложность феномена приватности: некоторые каналы коммуникации могут быть открыты, а некоторые нет.
Идея открытых и закрытых каналов, указывает Гиффорд (Gifford, 2002), приводит к наиболее значимому аспекту определения Альтмана. Выборочный контроль подразумевает, что доступ к отдельной личности или группе может быть как предоставлен, так и отвергнут, т. е. приватность – это не просто отгораживание от других, она может включать удовольствие от социального взаимодействия и предоставление о себе именно той информации, которой хочется поделиться с другими. И здесь ключевое слово – контроль. Человек, который имеет оптимальную приватность, – это не отшельник. Он способен чувствовать комфорт либо в компании, либо в уединении (управление социальным взаимодействием), а также предоставить или не предоставить информацию о себе (управление информацией). Исследования показывают, что когда людям даются технические способы регуляции социального взаимодействия, они используют их.
П. Краб (Crabb, 1999) проводил исследование использования автоответчиков и определителей номеров для регуляции приватности в домашних условиях. Он выявил, что люди регулируют телефонные взаимодействия, если имеют технические средства для этого. В таком случае формируются новые нормы контроля собственной приватности.
С точки зрения У.Иттельсона и его коллег (Ittelson et al., 1974), приватность фокусируется на развитии отношений как центральном процессе социального взаимодействия. Когда мы встречаем кого-то впервые, мы обычно раскрываем только внешние факты своей жизни. Если партнер отвечает взаимностью, мы можем начать раскрываться немного больше. Если отношения продолжают развиваться, оба человека могут дойти до раскрытия более интимной информации о чувствах. Это часто происходит бессознательно. В этот процесс вовлечен механизм выборочного контроля над типом и количеством информации о себе – области, в которую мы хотим допустить другого. Обычно люди используют процесс раскрытия, чтобы не двигаться быстро с самого начала и указывать окружающим границы, которые они не должны переходить.
Пока мы чувствуем, что управляем доступом к своему «Я», мы не чувствуем стресса. Мы вообще даже не думаем об этом, как с персональным пространством и с территориальностью или с краудингом. Только когда кто-то вторгается в нашу частную жизнь, и мы чувствуем себя неспособными предотвратить это, мы начинаем испытывать напряжение.
Наиболее известная типология приватности была предложена А. Вестином (Westin, 1967), который указывает на значение четырех основных состояний приватности: одиночество (solitude), интимность (intimacy), анонимность (anonymity) и скрытность (reserve).
Одиночество — состояние отделенности от группы, состояние приватности, в котором человек одинок и свободен от наблюдения других людей. При одиночестве человек пытается сделать так, чтобы его не видели, т. е. достичь визуальной изоляции, а при невозможности сделать это может использовать другие механизмы, связанные с уходом не в пространственное, а в психологическое одиночество. Предшествующими факторами возникновения потребности в одиночестве могут быть трудность пребывания в социальной роли, несовместимость роли с личностью человека, межличностная несовместимость. Формами поведения могут быть физический и/или психологический уход от партнеров и людей, защитные реакции.
Интимность отражает групповую приватность, выражает потребность человека в приватности как члена пары или большой группы, которая стремится достичь максимальных личных отношений среди ее членов, например мужа и жены, семьи или группы друзей. Здесь приватность выходит за пределы простой свободы от визуального наблюдения. Делается попытка снизить все вмешательства извне и поддержать границы группового персонального пространства. Предшествующими факторами для возникновения потребности в близости может являться межличностная совместимость, сексуальные или иные потребности. Формой поведения может быть физическое и/или психологическое уединение от людей, не входящих в данную категорию.
Анонимность – форма приватности, основанная на желании человека быть вместе с другими, но не быть личностно идентифицируемым, узнанным, или взаимодействовать, не проявляя собственной личности. Это происходит в ситуации, когда человек находится в общественных местах, но хочет быть свободным от наблюдения окружающими. Он может ехать в метро, посещать спортивное мероприятие или просто идти по улице. Он осознает, что за ним специально или непреднамеренно наблюдают люди. Осознание того, что он находится под этим наблюдением, разрушает возможность расслабления и свободы, необходимой для человека. Поэтому вполне объяснимо желание слиться с окружающими, оставаться неузнанным и незамеченным. Виртуальное пространство – Интернет – идеальное место для сохранения собственной анонимности: у людей есть возможность удовлетворять свои потребности в знакомствах и общении, располагая при этом полной свободой , конфиденциальностью, неузнанностью и не имея «никаких обязательств».
Для публичных людей и известных личностей, чья жизнь, по мнению общественности, является общим достоянием, эта категория исключительно важна. Для них узнаваемость означает сильную потерю чувства непринужденности и расслабления. Например, монархи, президенты, звезды кино и т. д. хотят быть среди людей как другие люди, но так, чтобы никто их не заметил.
Предшествующим фактором для возникновения потребности в анонимности может служить ролевая ответственность, требующая полного соответствия ожидаемому поведению. Формами поведения могут быть психологическое и физическое смешивание с публикой, изменение образа.
Скрытность – создание психологических барьеров против вторжения. Скрытность означает, что человек хочет лимитировать информацию о себе. Эта форма приватности является не только самой сложной с точки зрения психологических потребностей, но ее возникновение и удовлетворение в большей степени лежат в межличностных отношениях, чем в организации социального взаимодействия.
Большую часть жизни мы проводим не в одиночестве или анонимности, а в близости с другими людьми. Чаще всего даже в самых тесных взаимоотношениях человек хочет воздержаться от демонстрации всех аспектов своей личности, которые могут быть слишком интимными, позорными или светскими, т. е. коммуникация основана на подчеркивании одних сторон Я и сдерживании других. Это дает начало психологической дистанции, психологическому эквиваленту социального расстояния.
Предшествующими факторами для возникновения потребности в скрытности может явиться опыт взаимного недоверия, непонимания или безразличия. Формами поведения могут быть – установление психологического барьера против нежелательного вторжения; дистанция в общении, чтобы защитить свою индивидуальность; изменение социального образа; устные сообщения о границах контакта.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 260.