Подобная работа проводится с детьми старшего возраста.
Для создания загадки ребенку необходимы знания о предмете и его признаках, а также знания о загадке, как о фольклорном жанре, об особенностях ее композиции и языка.
Система работы по обучению придумыванию загадок включает:
2. Занятия о загадке как жанре
а) Воспитатель проводит беседу о загадке (Что такое загадка? – Загадка – это описание предмета. Загадка описывает, но не называет предмет.
Что общего у загадки и стихотворения? – Загадка похожа на стихотворение, т.к. есть рифма.
б) Чтение воспитателем загадок, их анализ (особенности, признаки)
в) Чтение загадок и не загадок (стихи, рассказы).
2. Занятия по описанию предметов. Для начала воспитатель сам описывает какой – нибудь предмет и предлагает ребятам отгадать, о чем идет речь.
Затем воспитатель проводит игры “Отгадай по описанию” - Узнайте, о каком фрукте я говорю: «Круглое, сладкое, румяное – что это?» (Яблоко)
- Они маленькие, сладкие, завернуты в бумажку. (Конфеты)
Игра «Опиши предметы, которые тебя окружают», игра в «Магазин», когда “покупатель” описывает предмет, а “продавец” должен отгадать его.
В этих играх предметы, которые описываются, наглядно представлены для всех.
Более сложной будет игра “Почтальон принес посылку”, в которой каждый ребенок получает свой предмет и описывает его, не называя и не показывая. Предмет предъявляется всем лишь после отгадки.
Задания и игры без наглядности могут быть и такими:
- Опиши игрушку, с которой ты сегодня играл.
- Опиши подарок, о котором ты мечтаешь
Позднее проводят игры и упражнения «Что на что похоже?» (сравнения), «Скажи по – другому»(синонимы), «Белка какая?..» (подбор прилагательных).
Эти игры способствует введению в речь детей образных выражений. Так, описывая куклу, которую ребенок хочет “купить в магазине игрушек”, он пользуется средствами сравнения: “Глаза у моей куклы, как васильки, платье, как трава”.
Описывая мяч, говорит: “Он круглый, как шарик, красного цвета с золотым пояском”.
Придумывание загадок.
Задание конкретизируется: придумать загадку про этот предмет. Поощряется ритмичность фраз, использование сравнений, например, «Мое животное летит, как стрела, любимая его еда – зеленая трава» (Лошадь)
Виды малых жанров фольклора
Вид фольклора
| Описание вида малой формы фольклора
| Пример
|
Колыбельная песня
| Один из древнейших жанров фольклора, на что указывает тот факт, что в нём сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Итак, колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.
| Люли-люли-люли, Прилетели гули. Сели на воротцах В красных чеботцах. Стали гули говорить, Чем бы Машу накормить. Сахарком да медком, Сладким пряничком. Сладким пряником, Конопляником. Коровку подоим, Молочком напоим. Сели наши гули К Машиной люли. Стали гули ворковать, Стала Маша засыпать.
|
Пестушка
| Короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребёнка, которые он совершает в самом начале своей жизни. Например, когда ребёнок проснётся, мать гладит, ласкает его, приговаривая:
| Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ!
|
Потешка
| Элемент педагогики, песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Потешки, как и пестушки, сопровождают развитие детей. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики. Потешки помогают привить ребёнку навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику и эмоциональную сферу.
| «Ладушки» (на ударных слогах хлопают в ладоши)
Ладушки-ладушки, где были? У бабушки! А что ели? Кашку! А что пили? Бражку! Кашка масленька! Бражка сладенька! (Бабушка добренька!) Попили, поели, ш-у-у-у... Шуууу!!! (Домой) Полетели! На головку сели! ("Ладушки" запели) Сели посидели, Дальше (Домой) полетели!!!
|
Прибаутка
| Стихотворная, короткая, весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку
| Сова, совинька, сова, Большая голова, На колу сидела, В стороны глядела, Головой вертела.
|
Пословицы
| Малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
| Родина — мать, умей за неё постоять. Семеро одного не ждут. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. Пчела мала, но и та работает. Хлеб всему голова. В гостях хорошо, а дома лучше.
|
Заклички
| Один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.
Заклички представляют собой обращение к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным и особенно часто — к птицам, которые считались вестниками весны. Притом силы природы почитались как живые: к весне обращаются с просьбами, желают её скорейшего прихода, на зиму сетуют, жалуются.
| Жаворонки, жавороночки! Прилетите к нам, Принесите нам лето теплое, Унесите от нас зиму холодную. Нам холодная зима надоскучила, Руки, ноги отморозила.
|
Считалка
| Небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.
| Плыл по морю чемодан, В чемодане был диван, На диване ехал слон . Кто не верит - выйди вон!
|
Скороговорка
| Фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.
| Ехал грека через реку. Видит грека: в реке рак, Сунул грека руку в реку - Рак за руку грека — цап! Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа бела была тупа. От топота копыт пыль по полю летит.
|
Загадка
| Загадка , как и пословица, представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочито затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт: «Висит груша — нельзя скушать» (лампа). Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы). Это и народная забава, и испытание на смекалку, сообразительность.
Загадка — метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании последнего и должен отгадать задуманный предмет. В древности загадка — средство испытания мудрости, теперь — народная забава. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.Пословица и загадка отличаются тем,что загадку нужно отгадать, а пословица это поучение.
По своей форме народные загадки примыкают к пословицам: та же мерная, складная речь, то же частое употребление рифмы и созвучия слов. Иногда только вопросительная форма делает из пословицы, присловья или поговорки загадку
| Черная рубашка У нашего Ивашки. Где нос ни поведёт - След оставит.
(Карандаш)
|