Тема 3.6 Словарная работа в процессе ознакомления детей
С художественной литературой и устным народным творчеством
Роль детской литературы и устного народного творчества в словарной работе. Составление и отгадывание загадок – одна из форм словарной работы в детском саду.
Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература.
Произведения художественной литературы используются на занятиях, на прогулке, в повседневном общении, на других занятиях. Воспитатель читает детям стихи, сказки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки.
В связи с чтением использует следующие приемы работы над словом:
- объяснение педагогом значений слов и выражений;
- уточнение значений слов, употребляемых в переносном смысле;
- анализ изобразительных средств языка текста;
- замена авторских слов словами синонимами;
- подбор слов для характеристики героев и др.
Пословица представляет собой минимальный по величине художественный текст, выражающий только одну мысль. Понять общий смысл пословицы можно, если понять переносный смысл.
Этапы и виды работ с пословицами
Работа над пониманием детьми пословиц проходит поэтапно.
1. Начинать работу лучше всего, когда воспитатель рассказывает детям о вещах, явлениях хорошо им знакомых.
Беседуя с детьми о зиме, педагог обращает внимание на пословицу "Береги нос в большой мороз". Смысл пословицы понятен детям. На следующий день воспитатель приводит новую пословицу на ту же тему "Мороз не велик, да стоять не велит".
2.Понимание детьми пословиц на примере коротких мини-сказок, мини -рассказов поучительного характера. Выделяется главная мысль, а затем дошкольники подбирают к описанному событию пословицу
«Лиса и Журавль»
Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Не обманывай никого и тебя никто не обманет.)
Загадки
Детям нравится разгадывать загадки. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, приучают детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.
Из загадок они узнают о предметах домашнего обихода, об орудиях труда, узнают, из чего сделан предмет: « Поля стеклянные, межи деревянные». (Оконная рама).
Загадки рассказывают детям о о животных, «Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок» (Белка.); «Хвост крючком, нос пятачком». (Свинья.) «Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках» (Заяц
Есть много загадок об овощах, фруктах, ягодах, растениях,: «Круглое, румяное с дерева достану я». (Яблоко);
Таким образом, загадка обогащает словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Загадки помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении.
Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребенок осознает и другие: «идут часы», «идет снег»: «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте». (Часы). Он все время занят делом, он не может зря идти. Он идет и красит белым всё, что видит на пути (Снег)
Классификация загадок
В педагогической литературе загадки по своему строению делятся на пять их видов:
· Описательные (загадки с точно названными признаками).
Встает на заре, Всю ночь летает,
Поет во дворе, Мышей добывает,
На голове гребешок. А станет светло,
Кто же это? (Петушок) Спать ляжет в дупло. (Сова)
· Метафорические (загадки с зашифрованными признаками). Признаки лишь обозначены с помощью иносказаний.
В золотой тарелке
Стоят домики,
А улицы нет
(Подсолнух)
Среди двора стоит копна,
Спереди – вилы,
Сзади – метла.
(Корова)
· Описательные загадки (точно названы признаки) с отрицательными сравнениями.
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)
Не рубашка, а сшита,
Не дуб, а с листочками,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
· Метафорические загадки (признаки зашифрованы) с отрицательными сравнениями.
Не украшение, а серебряный.
Не пастух, а стадо овец пасет.
(Месяц и звезды)
· Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.
Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зеленая.
(Озеро или пруд)
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан
(Береза)
Особенности отбора загадок для дошкольников
1. Содержание загадки должно быть близко опыту ребенка. Наиболее легкими для детей являются загадки о животных, растениях, людях, т.е. о том, что они видят вокруг. Наиболее сложными являются загадки об отвлеченных понятиях (время, жизнь, смерть, земля, огонь и т.д.)
2. Способы описания предметов должны быть доступными.
3. Дети должны знать и понимать те слова и выражения, которые используются в загадке.
Дети младшего дошкольного возраста отгадывают описательные загадки, в которых перечислены яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, чем оно питается, повадки и т.д.).
Длинная, гладкая,
Оранжевая, сладкая.
Зайчики едят
И нам велят.
(Морковь)
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молочко пьет,
Песенки поет.
(Кошка)
Для этого же возраста подходят и загадки с рифмующейся отгадкой:
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?...(петушок)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной…(медведь)
Тематика загадок для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые ему интересны: об игрушках, домашних животных, предметах быта, продуктах питания. Загадки для малышей не должны быть длинными, а описания подробными: большое количество признаков только запутает ребенка.
Дети среднего дошкольного возраста уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть простые сравнения, прозрачные метафоры, образы. Но жизненный опыт в этом возрасте пока еще невелик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы детям из их повседневной жизни или в связи с частыми повторениями на занятиях.
Скатерть бела всю зиму одела. (Снег.)
Маленький шарик под полом шарит. (Мышка)
.
В этом же возрасте популярны загадки с рифмующимися отгадками:
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки, белые… (снежинки).
Дети старшего дошкольного возраста имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. В загадках характеристика предметов и явлений может быть краткой (1 – 2 признака), но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч)
Чаще всего используются метафорические загадки:
Маленькая собачка домок стережет. (Замок)
Дети начинают понимать смысл образных выражений, поэтому и загадки могут не отражать реальные признаки предмета, а только создавать их образ.
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Широко используются описательные и метафорические загадки с отрицательными сравнениями:
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица.
(Жук)
(Описательная загадка с
отрицательным
сравнением)
Дети старшего дошкольного возраста уже могут отгадывать загадки, предполагающие несколько отгадок:
Живут два друга, глядят в два круга (Глаза, очки)
Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет » (Дождь, земля, трава)
В старшем возрасте используются литературные загадки, которые имеют длинное описание, а также загадки, для отгадывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность.
Молода – похожа на серп,
Поживет – станет как лепешка. (Месяц, луна)
Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей.
1 часть - рассматривают предметы При этом используются слова, выражения из загадки.
2-я часть - отгадывание загадок.
Ивашка, красная рубашка,
Что это?
И р а. Карандаш. (Дети подтверждают правильность ответа.)
Воспитатель. А как вы догадались, что это карандаш?
В е р а. Потому что он в красной рубашке. Это он покрашен красной краской.
С а ш а. Потому что где носом начертит, остается след.
Затем аналогично загадываются и разгадываются загадки про ножницы (“Два конца, два кольца, посередине гвоздик”).
Поначалу проводят два-три подобных друг другу занятия, но на разном материале. Далее содержание занятий усложняется.
1. После рассматривания предметы могут быть закрыты, а предмет-отгадку выставляют только при мотивировке ответа.
2. Можно отказаться от предварительного рассматривания, а загадки воспитатель загадывает о предметах, которые дети видят на столе. В случаях затруднений воспитатель организует рассматривание того предмета, загадка о котором оказалась не отгаданной.
3. Усложнением является и загадывание новых вариантов загадок об известных предметах при демонстрации их и без нее. Но во всех случаях мотивировка отгадки обязательна.
4. Можно привлекать детей к загадыванию известных им загадок.
5. Можно повторять старые загадки, но уже без наглядности.
Придумывание загадок.
Задание конкретизируется: придумать загадку про этот предмет. Поощряется ритмичность фраз, использование сравнений, например, «Мое животное летит, как стрела, любимая его еда – зеленая трава» (Лошадь)
Роль детской литературы и устного народного творчества в словарной работе. Составление и отгадывание загадок – одна из форм словарной работы в детском саду.
Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература.
Произведения художественной литеразагадкитуры используются на занятиях, на прогулке, в повседневном общении, на других занятиях. Воспитатель читает детям стихи, сказки, потешки, прибаутки, пословицы, загадки.
В связи с чтением использует следующие приемы работы над словом:
- объяснение педагогом значений слов и выражений;
- уточнение значений слов, употребляемых в переносном смысле;
- анализ изобразительных средств языка текста;
- замена авторских слов словами синонимами;
- подбор слов для характеристики героев и др.
Загадки
Детям нравится разгадывать загадки. Загадки расширяют кругозор детей, знакомят их с окружающим миром, явлениями природы, приучают детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.
Из загадок они узнают о предметах домашнего обихода, об орудиях труда, узнают, из чего сделан предмет: « Поля стеклянные, межи деревянные». (Оконная рама).
Загадки рассказывают детям о о животных, «Юркий маленький зверек по деревьям прыг да скок» (Белка.); «Хвост крючком, нос пятачком». (Свинья.) «Косоглазый, маленький, в белой шубке, в валенках» (Заяц
Есть много загадок об овощах, фруктах, ягодах, растениях,: «Круглое, румяное с дерева достану я». (Яблоко);
Таким образом, загадка обогащает словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями. Загадки помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении.
Например, помимо основного значения глагола идти («передвигаться»), ребенок осознает и другие: «идут часы», «идет снег»: «Идут круглые сутки, не стоят ни минутки, а все на одном месте». (Часы). Он все время занят делом, он не может зря идти. Он идет и красит белым всё, что видит на пути (Снег)
Классификация загадок
В педагогической литературе загадки по своему строению делятся на пять их видов:
· Описательные (загадки с точно названными признаками).
Встает на заре, Всю ночь летает,
Поет во дворе, Мышей добывает,
На голове гребешок. А станет светло,
Кто же это? (Петушок) Спать ляжет в дупло. (Сова)
· Метафорические (загадки с зашифрованными признаками). Признаки лишь обозначены с помощью иносказаний.
В золотой тарелке
Стоят домики,
А улицы нет
(Подсолнух)
Среди двора стоит копна,
Спереди – вилы,
Сзади – метла.
(Корова)
· Описательные загадки (точно названы признаки) с отрицательными сравнениями.
Летит, а не птица,
Воет, а не зверь.
(Ветер)
Не рубашка, а сшита,
Не дуб, а с листочками,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
· Метафорические загадки (признаки зашифрованы) с отрицательными сравнениями.
Не украшение, а серебряный.
Не пастух, а стадо овец пасет.
(Месяц и звезды)
· Комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.
Посреди поля
Лежит зеркало,
Стекло голубое,
Рама зеленая.
(Озеро или пруд)
Стоит Алена,
Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан
(Береза)
Особенности отбора загадок для дошкольников
1. Содержание загадки должно быть близко опыту ребенка. Наиболее легкими для детей являются загадки о животных, растениях, людях, т.е. о том, что они видят вокруг. Наиболее сложными являются загадки об отвлеченных понятиях (время, жизнь, смерть, земля, огонь и т.д.)
2. Способы описания предметов должны быть доступными.
3. Дети должны знать и понимать те слова и выражения, которые используются в загадке.
Дети младшего дошкольного возраста отгадывают описательные загадки, в которых перечислены яркие, характерные признаки внешнего вида (цвет, форма, величина), отмечены те качества и свойства, которые дети хорошо знают (голос животного, чем оно питается, повадки и т.д.).
Длинная, гладкая,
Оранжевая, сладкая.
Зайчики едят
И нам велят.
(Морковь)
Мохнатенькая,
Усатенькая,
Молочко пьет,
Песенки поет.
(Кошка)
Для этого же возраста подходят и загадки с рифмующейся отгадкой:
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?...(петушок)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной…(медведь)
Тематика загадок для детей младшего возраста ограничена. Это загадки о тех предметах, с которыми ребенок чаще всего сталкивается и которые ему интересны: об игрушках, домашних животных, предметах быта, продуктах питания. Загадки для малышей не должны быть длинными, а описания подробными: большое количество признаков только запутает ребенка.
Дети среднего дошкольного возраста уже умеют выделять в предметах различные качества и свойства, поэтому в работе с ними можно использовать загадки более сложные, в которых есть простые сравнения, прозрачные метафоры, образы. Но жизненный опыт в этом возрасте пока еще невелик. Значит, сравнения и образы должны быть знакомы детям из их повседневной жизни или в связи с частыми повторениями на занятиях.
Скатерть бела всю зиму одела. (Снег.)
Маленький шарик под полом шарит. (Мышка)
.
В этом же возрасте популярны загадки с рифмующимися отгадками:
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки, белые… (снежинки).
Дети старшего дошкольного возраста имеют более широкие представления о животном мире, труде людей, явлениях природы. Это позволяет расширить тематику загадок. В загадках характеристика предметов и явлений может быть краткой (1 – 2 признака), но среди признаков должен быть назван существенный, типичный.
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (Мяч)
Чаще всего используются метафорические загадки:
Маленькая собачка домок стережет. (Замок)
Дети начинают понимать смысл образных выражений, поэтому и загадки могут не отражать реальные признаки предмета, а только создавать их образ.
Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Широко используются описательные и метафорические загадки с отрицательными сравнениями
Черен, а не ворон,
Рогат, а не бык,
С крыльями, а не птица.
(Жук)
(Описательная загадка с
отрицательным
сравнением)
Дети старшего дошкольного возраста уже могут отгадывать загадки, предполагающие несколько отгадок:
Живут два друга, глядят в два круга (Глаза, очки)
Один льет, другой пьет, третий зеленеет да растет » (Дождь, земля, трава)
В старшем возрасте используются литературные загадки, которые имеют длинное описание, а также загадки, для отгадывания которых необходимо иметь развитую наблюдательность.
Молода – похожа на серп,
Поживет – станет как лепешка. (Месяц, луна)
Занятия, посвященные отгадыванию загадок, как правило, состоят из двух частей.
1 часть - рассматривают предметы При этом используются слова, выражения из загадки.
2-я часть - отгадывание загадок.
Ивашка, красная рубашка,
Что это?
И р а. Карандаш. (Дети подтверждают правильность ответа.)
Воспитатель. А как вы догадались, что это карандаш?
В е р а. Потому что он в красной рубашке. Это он покрашен красной краской.
С а ш а. Потому что где носом начертит, остается след.
Затем аналогично загадываются и разгадываются загадки про ножницы (“Два конца, два кольца, посередине гвоздик”).
Поначалу проводят два-три подобных друг другу занятия, но на разном материале. Далее содержание занятий усложняется.
6. После рассматривания предметы могут быть закрыты, а предмет-отгадку выставляют только при мотивировке ответа.
7. Можно отказаться от предварительного рассматривания, а загадки воспитатель загадывает о предметах, которые дети видят на столе. В случаях затруднений воспитатель организует рассматривание того предмета, загадка о котором оказалась не отгаданной.
8. Усложнением является и загадывание новых вариантов загадок об известных предметах при демонстрации их и без нее. Но во всех случаях мотивировка отгадки обязательна.
9. Можно привлекать детей к загадыванию известных им загадок.
10. Можно повторять старые загадки, но уже без наглядности.
Придумывание загадок.
Задание конкретизируется: придумать загадку про этот предмет. Поощряется ритмичность фраз, использование сравнений, например, «Мое животное летит, как стрела, любимая его еда – зеленая трава» (Лошадь)
Виды малых жанров фольклора
Тема 3.6 Словарная работа в процессе ознакомления детей
Дата: 2019-02-02, просмотров: 1042.