Деятельность предприятий ИГиТ происходит в условиях рынка. Рыночная экономика - это сложный механизм координации людей, разных видов деятельности и производств посредством системы цен и рынков, это средство коммуникации для объединения знаний и действий множества отдельных людей.
Существует несколько определений рынка. Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена. Рынок - это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения. Рынок - это сфера обмена внутри страны и между странами, связывающая между собой производителей и потребителей продукции. Углубленное понимание категории рынок требует учета его места во всей системе общественного производства.
Продавцом на соответствующем рынке может быть любой индивид, предлагающий товар. Причем он может быть как производителем товара, так и просто посредником, т.е. бывшим покупателем данного товара. Но, так или иначе, продавец представляет производство и его главного субъекта - предприятие. Покупатель также может быть и посредником и в качестве такового после покупки товара становится продавцом. Но, так или иначе, покупатель стоит на стороне потребления.
Рынок - как сфера взаимодействия не только продавцов и покупателей, но и производства и потребления, то есть как важнейшая часть более широкой сферы обмена.
Взаимодействие между покупателями и продавцами и, соответственно, производством и потреблением осуществляется через взаимодействие спроса и предложения. И то, и другое представлено определенным количеством товара: спрос - количеством товара, которое могут приобрести покупатели, предложение - количеством товара, которое готовы предложить продавцы.
Каждый субъект рынка представляет какую-то долю спроса или предложения. Эта доля во многом определяет положение субъекта на рынке. Каждый субъект, будучи рациональным, стремится занять выгодное для себя положение на рынке. Соперничество субъектов рынка за выгодное положение на нем характеризует конкуренцию, которая идет: между продавцами, покупателями, продавцами и покупателями.
Объектом борьбы между покупателями является товар - каждый стремится обменять свои деньги на нужный ему товар в нужном количестве. Такая борьба особенно отчетливо себя проявляет при превышении спроса над предложением.
Объектом конкурентной борьбы между продавцами являются деньги покупателей и факторы производства. На рынке товаров и услуг борьба особенно остра, когда предложение превышает спрос, на рынке факторов производства. Конкуренция предприятий за приобретение факторов производства и продажу товаров позволяет наиболее эффективно определить, как производить товары. Далее спрос фирм на ресурсы сталкивается с общественным предложением труда и других ресурсов на рынке факторов, тем самым, определяя зарплату, ренту и процентные платежи. Таким образом, прибыль влияет на то, для кого предназначены товары.
Объектом конкуренции между продавцами и покупателями является цена на соответствующий товар. Смысл борьбы понятен - продавец стремится продать дороже, а покупатель купить дешевле. «Голосуя деньгами», домашние хозяйства взаимодействуют с предложением фирм на рынке товаров, помогая установить, что надо производить.
Цена, как мы уже знаем, является особенно важным элементом рынка. Прежде всего, цена выступает в роли носителя необходимой для субъектов рынка информации. Благодаря ей они принимают соответствующие решения. Причем, несмотря на полную самостоятельность субъектов рынка, благодаря цене их решения оказываются согласованными. Например, высокая цена при превышении спроса над предложением заставляет товаропроизводителей расширять производство и предложение товара, а покупателей ограничивать свой спрос на него. Тем самым цена предстает как фактор, определяющий состояние рынка и поведение его субъектов, как центральное звено рыночного механизма, помогающего дать ответы на кардинальные вопросы экономики: что, сколько и как производить, что, где, сколько и когда покупать?
Говоря о рынке как о сфере взаимодействия покупателей и продавцов, спроса и предложения, не следует рассматривать рынок как какое-то физическое место, где такое взаимодействие происходит. В современных условиях сделки купли-продажи осуществляются по телефону, через Интернет с поставкой товаров с помощью транспортных компаний и переводом денег через банковскую систему. Все это означает, что за понятием «рынок» скрывается не физическое, а экономическое содержание. Рынок - это целая система сложных экономических отношений, возникающих по поводу купли-продажи товаров. Причем, эти отношения могут иметь пространственные границы, в связи с чем выделяют локальные (местные), региональные, национальные и международные рынки.
Для наглядности рассмотрим линейный графика спроса, результаты которого применимы и к кривым спроса, рассмотренным в предыдущем разделе.
Спрос на путешествия, например, в Англию, реализуемые турфирмами, характеризуется следующими показателями:
Стоимость тура, $ | Спрос, тыс. чел. |
1600 1800 2000 2200 2400 | 140 120 100 80 60 |
Этот спрос может быть представлен в виде линейного графика (рис. 1.4), где по оси ординат откладывается стоимость тура, а по оси абсцисс - количество туристов, купивших поездки в Англию.
Стоимость тура, $
2500 |
2000 |
1500 |
1000 |
500 |
Спрос (тур. прибытия,
0 80 100 120 140 тыс. чел.)
Рис. 1.4. Линейный график спроса
Используя кривую спроса, можно определить величину общей выручки от реализации туристских услуг. Выручка определяется путем умножения цены туристского продукта на количество продукции, проданной по этой цене.
Предположим, что стоимость тура в Англию составляет $1700. Из графика (рис. 1.4) видно, что туры по данной цене приобретут 125 тыс. туристов. Таким образом, общая выручка от реализации туров при цене за тур $1700 составит:
$1700 х 125 тыс. чел. = $1121,5 млн.
Для развития туристской отрасли, в общем, и туристских предприятий в частности важно знать темпы изменения трех экономических величин: цены, спроса и предложения.
Состояние спроса и предложения создает основу для производственной деятельности предприятий/фирм ИГиТ, которые создают конкретные блага – услуги.
Целью экономической жизни является потребление, важнейшей сферой экономики является производство. Без его развития не может быть рынка, именно производство рождает товарную массу. В изменении производственной сферы – ключ ко всем изменениям в других сферах экономики. Это особенно важно для формирования рыночных отношений там, где они еще не развиты. Однако между производством и потреблением находятся и другие сферы. За производством следует распределение, т.е. система, определяющая, кому достанутся непосредственные результаты производства, кто станет собственником произведенной продукции.
Распределение играет огромную роль в определении социальных отношений между людьми и материального положения различных слоев общества. Но распределение - это не только следствие производства. От того, как распределяются результаты труда, во многом зависит эффективность производственного процесса. Хотя обмен занимает третье место, он, подобно распределению, оказывает сильное обратное воздействие на производство. Это становится наглядным при рассмотрении функций рынка, о которых будет сказано ниже. Во всяком случае, сфера обмена играет огромную роль во всей системе общественного хозяйства, а поэтому и развитие рынка как совокупности отношений товарного обмена приобрело чрезвычайную историческую значимость. С одной стороны можно встретить единственного производителя, господствующего на рынке, а с другой - обнаружить тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночного предложения. Между этими крайностями располагается почти безграничное разнообразие рыночных структур.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков: рабочей силы, финансовый, средств производства, потребительский, услуг, технологии, духовных благ и др. Таким образом, рынок охватывает элементы материального и денежного обращения. Он связан и с непроизводственной сферой, и даже со сферой духовной. Однако его элементы не одинаковы по своему значению.
Рыночные отношения оказывают огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.
Функция информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
Функция посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, после сбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
Функция ценообразующая. На рынок поступают обычно продукты и услуги одного назначения, но содержащие неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь, формируется отражение общественной стоимости, благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
Функция регулирующая. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики и, прежде всего, на производство. Рынок дает ответ на вопросы: что производить, для кого производить, как производить. Рынок не мыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды - одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.
Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющие на цены. Растет цена - необходимо расширять производство, падает - соответственно сокращать. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им.
Зависимость спроса и предложения от цены можно представить графически (рис. 1.6).
Рис. 1.6. График спроса и предложения,
где: D - кривая спроса;
S - кривая предложения;
Т - точка рыночного равновесия;
Рт - равновесная цена;
Qt - количество товара, при котором достигается рыночное равновесие
График спроса имеет вид нисходящей кривой, а график предложения - восходящей. В точке пересечения кривых спроса и предложения достигается рыночное равновесие. Цена, при которой имеет место рыночное равновесие, называется равновесной ценой.
В современных условиях экономика управляется и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность экономики.
Функция санирующая. Рынку присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает возможность к существованию более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно взаимодействия повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.
Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. Разумеется, в условиях конкуренции производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. В повседневной жизни мы все чаще сталкиваемся со словами «конкуренция», «конкурентная борьба», «конкурентный рынок». Первое относится к способам поведения отдельных фирм на рынке, второе – к рыночным структурам и охватывает все аспекты рынка любого товара (такие, как количество фирм, технология производства, типы продаваемых товаров и т.д.), которые влияют на поведение и деятельность фирм.
Конкурентность рынка – определяется теми пределами, в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, т.е. оказывать влияние на условия реализации своей продукции, прежде всего на цену. Чем меньше отдельные фирмы оказывают влияние на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным становится рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает подобного влияния.
С учетом соотношения между покупателями и продавцами и особенностей конкуренции между ними рынки можно разделить на соответствующие типы и виды, см. табл. 1.1.
Таблица 1.1
Типы рынков по конкуренции
Покупатели | Продавцы | ||
Много | Несколько | Один | |
Много | Совершенный рынок | Олигопольный рынок | Монопольный рынок |
Несколько | Рынок с олигопсонией | Рынок с двойной олигополией | Монопольный рынок |
Один | Рынок с монопсонией | Рынок с монопсонией | Рынок с двойной монополией |
Совершенным называется только лишь один рынок, т.к. на нем рыночная власть покупателей и продавцов минимальна. Для возникновения совершенной конкуренции необходимы пять условий. Все продавцы на рынке будут совершенными конкурентами, если:
- каждый из них мал относительно рынка в целом;
- продукция является однородной;
- покупатели хорошо информированы о ценах продавцов;
- продавцы действуют независимо друг от друга;
- предприятия могут свободно выходить из отрасли и входить в отрасль.
Первое из этих условий гарантирует, что ни одно из предприятий не может оказывать заметного влияния на совокупный объем предложения. Второе условие, согласно которому продукт должен быть однородным, гарантирует, что потребителям будет безразлично у какого продавца покупать товар. Если продукты однородны и если выполняется третье условие, согласно которому покупатели осведомлены обо всех ценах продавцов, то любой продавец, повышающий цену, растеряет всех своих клиентов. До тех пор пока покупатели хорошо информированы о ценах, ни одна фирма не может запросить больше, чем запрашивают другие.
Следующее условие требует, чтобы все продавцы в отрасли действовали независимо. Совершенно конкурентные продавцы не объединяются для установления соглашения о цене, которую они все назначат, или о совокупном объеме предложения. Конечно, каждый продавец заботится о своем собственном бизнесе, пытаясь выбрать подходящий объем выпуска (максимизирующий ее прибыли) в предположении, что она не может влиять на цену.
Последнее, пятое условие, согласно которому продавцы могут свободно входить в отрасль и выходить из нее, гарантирует, что любая фирма, использующая лучший способ производства, может войти в отрасль и что убыточные фирмы могут по своему желанию выйти из отрасли. Свободные вход и выход помогают гарантировать то, что существующие в отрасли фирмы не могут повышать цену посредством соглашения о сокращении выпуска, поскольку любое повышение цены, вероятно, способствует вхождению новых фирм, которые увеличат объем предложения.
Все остальные рынки - несовершенные.
Олигополия подразумевает наличие нескольких крупных продавцов и множество средних и мелких. Закономерность появления олигополий очевидна, поскольку нельзя запретить предприятию расширяться, увеличивать масштаб производства, сливаться или поглощать другие предприятия в своем развитии. Олигополистический рынок — это рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится крупными фирмами, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями.
Например, энергетическая, автомобильная и металлургическая промышленности являются олигополиями. Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, но цена определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других типах рынков. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнутся другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы.
На олигополистических рынках продукция может быть дифференцированной и если дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне и рекламе продукции. Чтобы рассчитать последствия изменений этих переменных, как и последствия изменений цены, олигополист должен предвидеть вероятную реакцию своих соперников.
На олигополистических рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Чем слабее барьеры вхождения, тем более вероятно, что отрасль, в которой продавцы, занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет привлекать новые фирмы, и, следовательно, тем ниже будут прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.
Самым крайним случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. Термин «монополия» взят из древнегреческого языка и означает «один продавец». В реальной жизни монополия - это всегда вопрос власти над рынком.
Поскольку монополист является единственным поставщиком товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночным спросом на его продукцию. Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком) повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска.
На монопольных рынках существуют барьеры вхождения, которые делают невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. В силу этого монополия может иметь значительный приток прибыли.
Олигопсония - это такая структура рынка ресурсов производства, когда небольшое число фирм закупает все рыночное предложение определенного производственного ресурса. Под олигопсонией понимается такой вид рынка, на котором имеется лишь несколько покупателей, которым противостоит большое количество продавцов (производителей). Олигопсония противоположна монополии. Примером олигопсонии являются профессиональные спортивные лиги. Спортсмены могут продавать свои услуги небольшому числу фирм. Олигопсония схожа с олигополией в том, что конкурирующие фирмы понимают свою взаимозависимость. При олигопсонии несколько фирм обладают властью монопсонии и могут влиять на цену ресурса.
Монопсония - это разновидность рынка, на котором выступает только один покупатель товара, услуги или ресурса. Более обобщенно - ситуация, при которой фирма является монополистом на рынке, где она выступает покупателем. В таком случае фирмы сами устанавливают цены. Например, на рынке рабочей силы такая ситуация может возникнуть, когда один наниматель доминирует на рынке конкретной специальности или на рынке, по-особому расположенном. Это может иметь место, когда работники руководствуются при выборе нанимателей не только мотивами, связанными с заработной платой, но и, к примеру, близостью работы от дома. Термин «монопсония» также греческого происхождения и означает «один покупатель». Термин «монопсония» принято применять ко всем рынкам, где покупатели устанавливают цену.
Чистая монопсония - редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, боевого оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена.
Власть монопсонии - это способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех ресурсов, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, увеличивается. Предложение производственных ресурсов фирме-монопсонисту характеризуется восходящей кривой. Фирма, обладающая властью монопсонии на рынке производственных ресурсов, максимизирует прибыль.
Преобладание в реальной жизни несовершенных рынков требует их должной организации. Поэтому рынки подразделяют на организованные и неорганизованные.
Организованными считаются рынки, действующие в рамках определенных законов и правил, которым подчиняются как продавцы, так и покупатели. Законы, как правило, устанавливает государство. К ним относят антимонопольные законы, законы о запрете недобросовестной конкуренции, о сертификации продаваемой продукции и т.д. Правила обычно устанавливают сами субъекты рынка, как это происходит на различных биржах.
Функционирование организованных рынков обеспечивается соответствующей рыночной инфраструктурой: банками, рекламными службами, информационными каналами, консалтинговыми компаниями, государственными инспекциями и т.д.
Неорганизованными являются рынки, действующие за рамками установленных законов. К таковым, прежде всего, относят «черные рынки», связанные с преступным миром. Этот рынок часто действует нелегально, так как объектом купли-продажи на нем являются товары, производство и продажа которых запрещена. Также к неорганизованным относят и «серые рынки», на которых продают вполне легальные товары, но без соблюдения необходимых законов и правил, например, товары, не прошедшие сертификацию. Наконец, к неорганизованным относят «теневой рынок», торговая деятельность субъектов которого нигде не зарегистрирована. Это может быть уличная торговля, оказание пассажирских услуг частными автомобилистами, ремонтные услуги и т.д.
«Во всех странах существует неорганизованный рынок, но его удельный вес в общей торговле зависит, как правило, от степени цивилизованности рыночных отношений. В большинстве развитых стран эта доля не превышает 5-10%, тогда как в неразвитых странах эта доля может достигать 40%. Невысокий уровень неорганизованных рынков считается явлением нормальным и даже необходимым, так как «отмывание» денег, полученных на неорганизованных рынках, происходит в сфере легального производства. Так что «теневой» рынок подпитывает «светлый» рынок.
Дальнейшую классификацию рынка можно проводить по разным критериям:
По объектам купли и продажи:
Рынок начинается с возможности приобретения рабочей силы (трудовых ресурсов) и средств производства (инвестиционных ресурсов). Без этих элементов производительных сил, без их соединения с помощью капитала не может функционировать производство.
Огромное экономическое значение имеет потребительский рынок, т.е. рынок продовольствия, одежды, обуви, легковых автомашин и других предметов потребления. Без его развития теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения.
Рынки средств производства тесно связаны с рынками ссудных капиталов. Дело в том, что для массовой закупки техники необходимы довольно значительные средства, которые у предприятий не всегда в нужное время есть, поэтому приходится прибегать к займам на рынках ссудных капиталов. На данном рынке предприятие может взять ссуду на условиях ее возврата и уплаты процента, для того чтобы ее использовать на приобретение нужных средств производства. Но средства, необходимые для приобретения техники, могут быть получены и в результате выпуска ценных бумаг, прежде всего акций и облигаций».
Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) обеспечивает подвижность капиталов, их перелив в наиболее прибыльные, наиболее важные, перспективные отрасли производства. Это один из самых комплексных рынков, он часто разбивается на: денежный рынок (краткосрочных кредитных операций, казначейских и коммерческих векселей, других краткосрочных денежных бумаг) и на рынок капиталов (средне- и долгосрочных ценных бумаг, т.е. акций и облигаций). Впрочем, комплексными являются и все остальные рынки.
Рынок услуг, в том числе гостеприимства и туризма существует в тех условиях, когда установлена плата за самые различные услуги. Степень его развития определяет обеспеченность населения и предприятий услугами, их качество и своевременность. Рынок распространяется и на духовную сферу, превращая в объект купли-продажи технологию и духовные идеи и стимулируя материально их рождение, распространение, использование.
По времени использования рынок товаров и услуг можно разделить на рынки:
- товаров длительного пользования;
- текущего пользования.
На рынках товаров длительного пользования может наблюдаться очень интересный эффект. Производитель товара длительного пользования конкурирует сам с собой. Действительно, если производитель продал товар в текущем периоде, то в следующем периоде он его не продаст и не получит прибыли. Поэтому на таких рынках производитель обязан делать межвременной выбор.
По географическому положению:
- местный;
- региональный;
- национальный;
- мировой рынки.
По видам продаж:
- розничный;
- оптовый.
Оптовая торговля предполагает куплю-продажу товаров крупными, средними и мелкими партиями. Характерной особенностью оптовой торговли является ее посредническая роль. Она занимает место между производством и розничной торговлей. Наличие оптовой торговли различного масштаба делает возможным многоступенчатое посредничество.
Связь розничной торговли с оптовой может быть обеспечена через сбытовую или потребительскую кооперацию. Она представляет собой объединение для совместной покупки или продажи товаров оптом, Это снижает издержки обращения и ускоряет оборот капиталов. Деятельность торгующих предприятий находит отражение в цене товара. Товаропроизводитель продает товары по оптовой цене предприятия оптовому торговцу, который увеличивает ее на величину оптовой наценки и продает розничному продавцу, который к цене добавляет розничную наценку. В свою очередь, как оптовая, так и розничная наценка должна возместить торговцам их издержки и дать определенную прибыль (как минимум нормальную)».
По технологиям сделок:
- с посредником или без него;
- с помощью наличных или безналичных денег.
Вопросы к самоподготовке:
1. Охарактеризуйте состав дисциплин входящих в экономическую науку.
2. Что изучает экономика предприятия?
3. Охарактеризуйте значение туризма на макроэкономическом уровне и перечислите показатели оценки эффективности деятельности туризма на макроуровне.
4. Охарактеризуйте значение туризма на микроэкономическом уровне и перечислите показатели оценки эффективности деятельности туризма на микроуровне.
5. Объясните понятия Экономическая деятельность предприятия и Экономические агенты.
Дата: 2019-02-02, просмотров: 237.