Экономика туризма основывается на общей экономической теории, основанной на двух подходах: макроэкономическом и микроэкономическом.
В макроэкономике, как и в микроэкономике, используется один и тот же инструментарий, однако каждая из наук анализирует экономические явления и процессы под разным углом зрения. Макроэкономика изучает экономику страны в целом, микроэкономика — состав и распределение общественного продукта. Для экономического образования одинаково ценны обе части экономической теории.
На макроуровне значение туризма оценивается:
- по вкладу в доход государства;
- предоставлению рабочих мест, уровню занятости;
- доходу занятых в системе туризма;
- туристскому спросу;
- туристскому предложению;
- роли туризма в платежном балансе страны и другим экономическим выгодам и др.
Важнейшими показателями оценки эффективности деятельности туризма на макроуровне являются:
- развитость инфраструктуры туризма;
- количество туристов (внутренних, иностранных, выехавших за границу);
- доходы от предоставленных туристских услуг;
- туристский баланс въездного/выездного туризма и его воздействие на платёжный баланс страны;
- число рабочих мест;
- доходы государственного бюджета, относящиеся к туризму и др.
Микроэкономика туризма рассматривает экономическое поведение на уровне предприятия - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.
В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:
- экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;
- принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;
- проблема выбора одного из альтернативных вариантов.
Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:
- что производить и в каком объеме;
- каким образом производить избранные виды благ;
- кто получает то, что произведено;
- какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой — для будущего.
Микроэкономика изучает эти вышеназванные четыре основные проблемы.
Объект микроэкономики - это экономическая деятельность людей и возникающие в ее ходе общие экономические проблемы, разрешаемые в соответствии с существующими институтами.
Объектами микроэкономики являются:
- отдельные индивиды и их домохозяйства;
- фирмы, собственники первичных производственных ресурсов;
- крупнейшие корпорации, связанные с другими фирмами внутри страны и за ее пределами;
- отдельные отрасли экономики.
На микро экономическом уровне значение туризма оценивается:
- по развитости материально-технической базы туризма;
- по объему и структуре предоставляемых услуг;
- по уровню конкурентоспособности и туристскому балансу (соотношение въездной/выездной туризм);
- по степени взаимодействия с другими отраслями экономики;
- по другим экономическим выгодам.
Важнейшими показателями оценки эффективности деятельности туризма на микроуровне являются:
- объем обслуживания туристов, чел.;
- объем обслуживания, чел. - дней;
- объем обслуживания экскурсантов, чел.;
- выручка от реализации туристского продукта, услуг, р.;
- прибыль, р.;
- рентабельность, %.
-
Дата: 2019-02-02, просмотров: 204.