Вопрос 74 ЗАВЕРШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Объяснение

 

Данная техника является одновременно диагностическим и терапевтическим средством. Считается, что клиенты, сопротивляющиеся выражению своих чувств, будут более свободно делать это, завершая предложения с открытым концом. Такие предложения представляют собой неопределенные стимулы, поощряющие давать проекции, отражающие внутренний мир человека,специфику восприятия им событий, людей и внешней действительности. При этом более ясно открываются как сознательные, так и бессознательные психические особенности клиентов. Клиенты удивляются сами тем новым мыслям и чувствам, которые они открывают в себе, выполняя предложенные задания. Кроме того для них становятся очевидными трудности, которые имеются во взаимоотношениях в семье, сходства и различия личностных особенностей ее членов.

Клиницист может использовать любые основы предложений, соответствующих конкретному случаю и ему не нужны некие заранее данные стандартизированные формы.

 

Процедура.

 

Техника применяется психотерапевтом для большего понимания клиентами себя и улучшения взаимоотношений с окружающими. После того, как получено разрешение попробовать поиграть в нечто новенькое, психотерапевт сажает клиентов лицом к лицу. Гумина(Gumina,1980) предлагая следующую инструкцию:

 

Психотерапевт: Я вам дам ряд предложений с открытым концом. Конец предложения вы должны придумать сами. При этом можете делать все, что приходит вам в голову. Пожалуйста будьте как можно более свободными - вам разрешается говорить все, что заблагороссудится. Но ни в коем случае не интепретируйте работу друг друга. Только когда мы закончим всю серию, возможно будет обсуждение. Есть ли у вас какие-нибудь вопросы?

 

Среди типов основ предложений психотерапевт может использовать следующие:

Я должен ... Когда я сердит, я ... Я показаываю мою любовь тем, что.... Моя значимость состоит в том, что... Изменения в моем положении чреваты тем, что... Если бы я набрался смелости, я бы.... Если бы вы меня знали, вы бы ... Тот человек, которого я люблю должен... Моя мать(отец) должна... Мой кумир должен.... Для меня лучшее время - когда...

 

Интересные окончания, которые даются клиентами могут быть использованы для конструкции следующей основы. Например окончание "Я должна быть хорошей девочкой" может быть преобразовано в основу "Хорошая девочка должна...".

 

Пример

 

Следующий пример взят из работы Гумина (Gumina, 1980, pp.203-205).

 

Том(Т): ЕСЛИ БЫ Я НЕ БЫЛ ТАК СЕРДИТ, я бы тебя выслушал. Джоан(Д):ЕСЛИ БЫ Я НЕ БЫЛА ТАК СЕРДИТА, я бы на тебя не давила. Т: ЕСЛИ БЫ Я НЕ БЫЛ ТАК СЕРДИТ, я бы тебе больше нравился. Д: ЕСЛИ БЫ Я НЕ БЫЛА ТАК СЕРДИТА, мы могли бы вместе заняться

чем-то приятным. Т: ЕСЛИ БЫ Я НЕ БЫЛ ТАК СЕРДИТ, я был бы счастливее. Д: ОДНИМ ИЗ СПОСОБОВ КОТОРЫМИ Я ТЕБЯ НАКАЗЫВАЮ ЯВЛЯЕТСЯ моя

холодность. Т: ОДНИМ ИЗ СПОСОБОВ КОТОРЫМИ Я ТЕБЯ НАКАЗЫВАЮ ЯВЛЯЕТСЯ моя

сильная злость. Д: ОДНИМ ИЗ СПОСОБОВ КОТОРЫМИ Я ТЕБЯ НАКАЗЫВАЮ ЯВЛЯЕТСЯ отказ

от совместной деятельности с тобой. Т: ОДНИМ ИЗ СПОСОБОВ КОТОРЫМИ Я ТЕБЯ НАКАЗЫВАЮ ЯВЛЯЕТСЯ отказ

заниматься с тобой сексом. Д: ЕСЛИ БЫ Я ТЕБЕ ДОВЕРЯЛА, я бы проводила с тобой больше

времени. Т: ЕСЛИ БЫ Я ТЕБЕ ДОВЕРЯЛ, я не очень бы беспокоился о том,

что у тебя есть другой мужчина. Д: ЕСЛИ БЫ Я ТЕБЕ ДОВЕРЯЛА, я бы больше делилась с тобой

своими сокровенными мыслями. Т: ЕСЛИ БЫ Я ТЕБЕ ДОВЕРЯЛ, у меня бы была нормальная эрекция. Д: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ТОГО, ЧТО У НАС НЕ БЫВАЕТ СЕКСА

ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО мне не надо притворяться. Т: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ТОГО, ЧТО У НАС НЕ БЫВАЕТ СЕКСА

ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО у тебя не будет возможности сравнивать меня со свои любовником.

Д: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ТОГО, ЧТО У НАС НЕ БЫВАЕТ СЕКСА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО я могу больше мастурбировать в одиночестве.

Т: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТОРОНА ТОГО, ЧТО У НАС НЕ БЫВАЕТ СЕКСА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО ?????????НЕ ПОНЯТНО????

Д: ЕСЛИ БЫ МЫ БЫЛИ БЛИЖЕ ДРУГ К ДРУГУ, я бы смогла показать тебе как я о тебе забочусь.

Т: ЕСЛИ БЫ МЫ БЫЛИ БЛИЖЕ ДРУГ К ДРУГУ, я бы не стал продолжать наказывать тебя за ту измену.

Д: ЕСЛИ БЫ МЫ БЫЛИ БЛИЖЕ ДРУГ К ДРУГУ, мы бы смогли решить все наши проблемы.

Т: ЕСЛИ БЫ МЫ БЫЛИ БЛИЖЕ ДРУГ К ДРУГУ, я бы прекратил угрожать тебе разводом и мы бы уладили бы наши дела тихо-мирно.

 

(Многие другие предложения должны быть завершены до того?????НЕ ПОНЯТНО???????? в приведенных ниже примерах)

 

Д: Я НАЧИНАЮ ПОДОЗРЕВАТЬ, что нам нужно еще сделать очень много работы,

Т: Я НАЧИНАЮ ПОДОЗРЕВАТЬ, что если мы захотим, нам удастся сохранить наш брак.

Д: Я НАЧИНАЮ ПОДОЗРЕВАТЬ, что нам обоим следует измениться.

В этом примере клиенты, выполняя упражнения, более отчетливо поняли ожидания друг друга, свои собственные чувства и проблемы. Простое слушание себя и других может помочь увидеть реальные позитивные изменения внутрисемейных взаимоотношений. Клиенты действительно стали ближе и внимательнее друг к другу.

 

Использование

 

Данная техника может использоваться в супружеской, сексуальной и семейной терапии. Результатом ее применения может оказаться новое понимание и новое восприятие ситуации, которое в свою очередь может привести к появлению новых чувств по отношению к ней. Техника может быть использована для преодоления тупиков в общении, для прекращения силовых поединков между членами семьи или хотя бы для того, чтобы выйти за их жесткие пределы. Методика эффективна тогда, когда терапевт уже имеет какую-то информацию о семье - только тогда она будет в состоянии создавать адекватные "основы" предложений.

Данная методика может весьма успешно применяться и в работе с детьми.

 

Вопрос 75 ПОВТОРНЫЙ БРАК

1. Мотивы и типы повторных браков
Между первым и вторым браком наблюдается разница в среднем 5,5 лет.
Психологические причины:
- нужно время для восстановления душевных сил,
- осмысления всего, что произошло,
- поиск нового спутника жизни, - боязнь повторной ошибки, - привыкание к одиночеству.
Повторный брак, как правило, в большей мере, чем первый, является осознанным, рассудочным актом человеческого поведения: сказывается опыт предыдущего брака, с возрастом обычно усиливается прагматический подход к жизни, усложняются условия личной жизни и связи с внешним миром, с чем невозможно не считаться, создавая новую семью.
Мотивы повторного брака:
1) удовлетворение чувства любви, большой привязанности;
2) достижение большего душевного комфорта;
3) улучшение материальной стороны жизни, бытовых условий.
С учетом ведущих мотивов и жизненно важных потребностей, определяющих стремление человека создать новую семью, в группе повторных браков можно условно выделить несколько разновидностей:
1) брак разведенного мужчины среднего или пожилого возраста с более молодой, свободной и бездетной женщиной;
2) женитьба разведенного мужчины, дети которого остались с матерью, на разведенной женщине с ребенком или несколькими детьми;
3) браки вдовцов и вдов;
4) «возвратные браки» (попытки супругов восстановить отношения после разрыва, иногда несколько раз).
2. Психологические особенности повторных браков.
Психологические особенности повторных браков.
1. Партнеры, вступившие в повторный брак, уже не рассчитывают на «вечную» романтическую любовь и рассматривают супружество с рациональной точки зрения.
2. Выбор нового спутника жизни осуществляется продуманно, с учетом достоинств и недостатков друг друга, совместимости интересов и потребностей.
3. Мужчина и женщина стараются учитывать и исключать промахи, которые были в предыдущем браке, поэтому не решаются на второй брак, если обнаружат у кандидата те же или сходные недостатки, что были у первого супруга.
4. В основе второго брака лежит сознательная симпатия, а не эмоциональная восторженность, как при первом, есть опыт оценки мужчин и женщин, есть возможность до заключения брака испытать друг друга на психологическую удовлетворенность.
5. Правильные выводы из предыдущей неудачи делают психологически адаптированные личности, которые выбирают для второго брака более адекватного партнера или ведут себя более разумно и тактично.
Иная картина повторного брачного выбора наблюдается у лиц, имеющих определенные личностные деформации или психические отклонения: невротические проявления, выраженный фрустрационный комплекс или патологические черты характера. Такие люди в повторном браке делают тот же неудачный выбор партнера, что и в предыдущем, допускают те же ошибки, которые привели к распаду первого брака.
Трудности повторных браков.
1. Семейные отношения могут осложниться рядом глубоких и устойчивых противоречий:
- между прежними установками и необходимостью выбрать новые;
- между опытом прежней жизни и новыми семейными отношениями;
- между привычками, которые привносит в семью каждый из супругов, и необходимостью примириться с ними либо избавиться от них;
- между супружеской и родительской любовью, если от предыдущего брака остался ребенок.
2. Наличие психологических барьеров:
- сравнение прежнего супруга с новым партнером;
- наличие поведенческих сценариев и конфликтных стратегий (супруги невольно начинают действовать, как и в прежней семье, негативными средствами, методами, по старой привычке);
- наличие крайностей (в прежней семье ссорились по пустякам, здесь уступают и в принципиальных вопросах; если раньше дом был открыт для друзей, то теперь живут замкнуто).
Рекомендации по преодолению трудностей:
- не следует бояться полезных навыков, которые обретены в прежней семье;
- необходимо пересмотреть опыт предыдущей семейной жизни, закрепить и умножить все доброе из прежнего багажа, если для новой семьи это тоже приемлемо, а затем можно постепенно вводить в супружескую жизнь новые обычаи и правила семейных отношений;
- для предупреждения нежелательных недоразумений между супругами накануне заключения брака лучше честно и искренне рассказать все, что было до супружества, ибо не исключено, что какиелибо «доброжелатели» могут привнести искаженную информацию со стороны;
- использование даже позитивного семейного опыта должно быть очень деликатным;
- второе супружество нужно беречь особенно. Именно психологическая совместимость стоит на первом плане при создании второго брака, надо стремиться вырастить в себе новый супружеский характер.
3. Проблемы, возникающие у супругов в повторных браках
1. Брак разведенного мужчины со свободной и молодой женщиной. Любовная связь этих партнеров часто является причиной распада прежней семьи. Переживания во внебрачной связи сильно отличаются от семейной жизни. У мужчины вновь появляются энтузиазм и жизненная энергия. Он покидает семью, чтобы начать новую жизнь. Молодую женщину привлекают опытность мужчины, его знания и общественное положение, материальный достаток, его уверенность в поступках и способность быть надежной опорой женщине. Она восхищается им и одновременно находит в нем отцовские черты.Отношения между ними вначале часто развиваются на комбинации «родительского» и «детского» партнеров, которые вполне совместимы. Дальнейшее состояние брака зависит от того, сохраняется ли данный тип отношений или же после некоторого периода времени, в течение которого молодая женщина развивается и созревает социально, она оставляет роль «детского» партнера и начинает проводить свою автономную линию, претендовать на главенство в семье. В результате она перестает с уважением относиться к поступкам своего более старшего по возрасту мужа, которые раньше ей импонировали, и начинает с повышенной критичностью оценивать его привычки и меньшую гибкость в поведении.
Определенные проблемы могут быть связаны с необходимостью материальной поддержки детей от первого брака, что снижает уровень жизни новой семьи, встречами мужа с детьми от первого брака, а также с некоторым неблагополучием в сексуальной сфере.
2. Второй брак с разведенной женщиной, имеющей детей. В большинстве случаев разведенными бывают оба партнера, причем разница в возрасте обычно невелика. Оба были не удовлетворены в первом браке и в новый вступают с надеждой, что на этот раз супружеская жизнь будет лучше. Они уже имеют поучительный опыт, но, с другой стороны, стали менее гибкими, медленнее меняют свои привычки. По этой причине возможно нарушение в супружеской подструктуре.
Жена приводит с собой ребенка (или нескольких детей) от первого брака, ее новый муж становится отчимом, а дети превращаются в пасынков и падчериц. Дети могут не воспринимать нового мужа своей матери, особенно если продолжают встречаться с родным отцом. В свою очередь, мужу трудно принять детей жены, так как у него сохранилась привязанность к оставшимся с первой женой детям. Поэтому дети от первого брака могут оказывать отрицательное влияние на согласие в новой семье: появляются трудности построения взаимоотношений с неродным ребенком и с супругом по поводу его воспитания.
Роль отчима - одна из самых сложных для мужчин, а период ее освоения наиболее труден в новой семье. Успех во многом зависит от того, насколько быстро мужчина поймет, что ему незачем играть роль «отца», а надо придерживаться своей собственной роли. Не менее важно и то, чтобы это поняла мать детей и не требовала от нового мужа отцовской любви и ответственности в период его адаптации к новой семье.
3. Брак вдовца со вдовой. Вдовцы и вдовы создают семью позже и реже, чем мужчины и женщины после развода, однако и в этом виде повторного брака могут быть свои специфические проблемы. Чаще всего это проблема, связанная с отличием в поведении нового партнера (в сравнении с предыдущим). Живой партнер никак не может помешать идеализации умершего супруга. Воспоминания и нетактичные ссылки на пример умершего супруга могут вызвать напряжение и неудовлетворенность. Для установления благоприятных отношений в новой семье очень важно, чтобы оба супруга осознали: тот, кто жил раньше, имел свои права и занимал определенное место в их жизни, но нельзя сравнивать его с нынешним избранником и возводить умершего в ранг святого.
4. «Возвратный брак». Это разновидность повторного брака, когда разведенные супруги вновь восстанавливают разрушенную семью. При этом около 80% разведенных мужчин согласны были бы снова жениться на своих бывших женах (женщины, несмотря на ограниченные возможности повторного замужества, на «возвратный брак» соглашаются реже). Поэтому возобновление супружеских отношений в «возвратном браке» по своей сути является обоюдным признанием совершенной ошибки и попыткой исправить ее. Но и в таком браке конкретные мотивы его заключения могут быть достаточно разнообразными. Доминирующим мотивом может явиться осознание неправильности своей позиции в период первого брака, решимость относиться более терпимо к недостаткам своего брачного партнера, стремление сохранить ребенку отца (мать), желание восстановить прежний материальный достаток, боязнь одиночества, эмоциональная привязанность (сильное чувство) к бывшему супругу, и т. д.
Главная особенность «возвратных браков», отличающая их от первых и от других повторных семейных союзов, состоит в том, что брак заключается между людьми, хорошо знающими взгляды, привычки, потребности, достоинства и недостатки друг друга. Это позволяет более реально оценить и взвесить свой шаг, найти подход друг к другу. Конечно, наша память устроена так, что со временем меркнут воспоминания о плохом и лучше сохраняются о хорошем, и образ супруга может представляться более привлекательным, чем он есть в действительности. Это может быть чревато новым разочарованием, отчуждением, а может и послужить стимулом тому, чтобы у человека возникло стремление и желание соответствовать такому образу.
Особую категорию «возвратных браков» составляют пары, которые неоднократно расходятся и сходятся. Тут дело главным образом в особенностях психики этих людей. Они обычно отличаются неустойчивыми ориентирами, слабоволием, несдержанностью в проявлении своих эмоций и чувств, неупорядоченностью в организации быта и ведении домашнего хозяйства.

XIII. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЕ

1. Задачи и направления психологической помощи современной семье
Основной задачей социально-психологической помощи выступает помощь семье в течение жизненного цикла развития семьи, связанная с кризисами, с проблемами супружеских и детско-родительских отношений. В психолого-педагогической работе с семьей можно выделить следующие направления:
- психодиагностическое;
- психокоррекционное;
- психопрофилактическое; - психопросветительское.
Работа с семьей может проводиться как по запросу, так и по показаниям. Работа по показаниям проводится по заказу социальных служб или структур. В качестве заказчика выступает официальное лицо, которое может быть непосредственно не связано с конкретными семьями, и обращение к специалистам является частью выполнения ими функциональных обязанностей. Наиболее часто за помощью к специалистам обращаются педагоги и родители по поводу детей.
Работа по запросу чаще всего осуществляется по инициативе родителей. Дети начинают выступать в качестве заказчиков лишь в подростковом возрасте.
Работа по запросу и по показаниям начинается с психологической диагностики. В диагностическом направлении работы с ребенком можно выделить некоторые проблемы:
1. Контроль развития ребенка. Для контроля развития ребенка можно изучить личностные черты, эмоционально-волевую сферу, уровень сформированности и развития познавательных процессов и функций, уровень различных умений и навыков. Обычно работа по изучению уровня развития детей проводится как ряд плановых процедур во всех школьных и дошкольных учреждениях.
2. Выявление проблемных зон нормального развития ребенка. Существуют проблемы и затруднения нормального развития. Для выявления проблемных зон проводится изучение личностных особенностей, состояний, межличностных отношений.
3. Выявление патологического развития ребенка. Выявление патологии требует специальных навыков и специфических методик и редко является задачей школьных педагогов-психологов.
4. Выявление проблем связано с аномальным развитием ребенка. К ним относятся: дети с ОПФР, дети, страдающие хроническими заболеваниями. Исследуются личностные особенности, уровень развития познавательных функций.
Психопрофилактическая работа проводится по показаниям на основании данных психодиагностики. Психокоррекционная работа осуществляется как по запросу, так и по показаниям. Показаниями психологической помощи детям называют возникновение кризисных жизненных ситуаций, распад семьи, болезнь, страхи, агрессивность.
2. Психолого-педагогическая работа с родителями
Показаниями для работы с родителями являются трудности ребенка в сочетании с результатами диагностики, свидетельствующие о наличии роли родителей в возникновении этих трудностей. При работе с родителями педагоги-психологи часто сталкиваются с трудностями воспитания ребенка в семье, с проблемами взаимодействия и функционирования.
В.В. Столин (1987) классифицирует запросы родителей по двум основаниям:
1. Жалоба - признание неблагополучия самого родителя либо признание неблагополучия семейных отношений, либо признание неблагополучия самого ребенка.
2. Следует учитывать степень генерализованности нарушений, на которые жалуются родители, а именно:
- проблемы ребенка могут существовать только вне семьи;
- внутри семьи;
- как внутри, так и вне семьи.
При работе с родителями чаще используется просветительское, коррекционное и профилактическое направления деятельности. В последние десятилетия развитие получили специальные программы. Возрастает роль психологического и педагогического просвещения родителей.
3. Методы диагностики семейных и детско-родительских отношений
Изучение совместимости супругов
Социально-психологический уровень совместимости исследовался с помощью методики «Ролевые ожидания и притязания в браке», разработанной А.Н. Волковой (1990), позволяющей выяснить установки людей в области распределения семейных функций и распределить значимость различных семейных ценностей.
Социокультурный уровень совместимости изучался при помощи методики «Ценностные ориентации», разработанной М. Рокичем (1973). Ориентирована на получение иерархии жизненных целей (терминальные ценности) и иерархии средств их достижения (инструментальные ценности).
Особенности распределения семейных ролей, ожиданий и притязаний в браке, совместимость супружеской пары исследуются с помощью специальных методик.
Тест-опросник удовлетворённости браком разработан
В.В. Столиным, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романовой (1987) и предназначен для экспресс-диагностики степени удовлетворенности - неудовлетворенности, а также согласования - рассогласования удовлетворе нности браком в конкретной супружеской паре. Опросник применяют индивидуально в консультативной практике.
Методика «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Ю.Е. Але шина, Л.Я. Гозман, 1987) дае т возможность охарактеризовать обследуемую семью по ряду параметров: наиболее конфликтные сферы семейных отношений, степень согласия (несогласия) в ситуации конфликта, уровень конфликтности в паре.
Кроме тестирования, в исследовании супружеской пары можно использовать опрос, беседу, интервью.
Метод опроса позволяет практическому психологу выявить социальноэкономические и демографические характеристики супружеской пары: жилищные условия, семейный бюджет, стаж брака, возраст супругов и разницу в возрасте, образование, род занятий, количество и возраст детей. Положительное влияние на супружеский брак оказывают хорошие жилищные и материальные условия, приблизительное равенство возрастов супругов или более старший (3-7 лет) возраст мужа, отсутствие разницы в образовании, число детей от одного до четыре х.
Метод беседы, или интервью, может быть использован в случае необходимости изучения микроокружения семьи. Этот фактор также имеет значение для стабилизации брака и семьи в целом. Кроме того, необходимо знать, на какой стадии супружества находится пара, т. к. для каждой стадии характерны типичные проблемы, структура отношений, уклад и образ жизни семьи.

Дополнительные материалы к практическим занятиям

Специфика семейных конфликтов
Семейные конфликты - это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.
Э. Эйдемиллер и В. Юстицкис указывают на несостоятельность идиллического представления о семье, для которой характерны стабильность хороших отношений и удовлетворенность всех семейной жизнью. Напротив, противоречия между личностью и семьей неизбежны, как и необходимость постоянного разрешения возникающих разногласий. В семье человек постоянно оказывается перед выбором - притерпеться к не удовлетворяющим его особенностям семьи, отстраниться или, пересмотрев свою роль и место в семье, найти новый способ интеграции с нею.
Чаще всего делят семьи на три основные группы с точки зрения уровня конфликтности: стабильные (справляющиеся с семейными конфликтами); проблемные (частично справляющиеся); нестабильные (не преодолевающие конфликт и имеющие негативную семейную ориентацию). Основой семейных конфликтов является рассогласование между представлениями супругов относительно потребностей друг друга, между представлениями и ожиданиями одного по отношению к другому. С точки зрения конфликтогенности выделяются несколько основных сфер жизнедеятельности семьи: на первом месте находится то, что называют «культурой общения» - соблюдение или несоблюдение супругами норм повседневной жизни. Далее следует недостаточное удовлетворение в семейном взаимодействии супругов потребности в защите Я-концепции, которая поддерживается удовлетворением потребностей в любви, ощущения своей значимости, чувства собственного достоинства. На третьем месте находятся две основные сферы взаимодействия: ролевая, связанная с удовлетворением ролевых потребностей супругов в соответствии с позициями матери и отца, мужа и жены, хозяина и хозяйки; а также та часть жизни супругов, которая связана «с взаимной информированностью о различных сторонах жизни и личностных особенностях партнера».
Семейные конфликты отличаются и по причинам. Важнейшими из них являются:
- ограничение свободы активности, действий, самовыражения членов семьи;
- отклоняющееся поведение одного или нескольких членов семьи (алкоголизм, наркомания и т. д.);
- наличие противоположных интересов, устремлений, ограниченность возможностей для удовлетворения потребностей одного из членов семьи (с его точки зрения);
- авторитарный, жесткий тип взаимоотношений, сложившихся в семье в целом;
- наличие трудноразрешимых материальных проблем;
- авторитарное вмешательство родственников в супружеские отношения;
- сексуальная дисгармония партнеров в браке и др.
Для разных типов семей характерны разные типы конфликтов. В группе стабильных супружеских пар конфликты возникают по преимуществу в ролевой сфере в силу неоднозначного представления о семейных ролях, однако решаются, как правило, конструктивно, благодаря общему благоприятному фону межличностных отношений. Конфликты в нестабильных семьях связаны главным образом с неудовлетворенностью потребности в защите Я-концепции, а также с нарушением норм повседневной жизни. Проблемные пары занимают промежуточное положение.
Супружеские конфликты
Проблема адаптации человека к группе может быть сформулирована следующим образом: может ли человек обеспечить себе в группе пространство свободного движения, достаточное для удовлетворения его личных потребностей, и при этом не мешать реализации интересов группы? Учитывая специфические характеристики супружеской группы, обеспечение адекватной частной сферы внутри группы представляется особенно сложным делом. Группа имеет маленький размер; отношения между членами группы очень тесные; самая сущность брака заключается в том, что личности приходится допускать другого человека в свою частную сферу; затронуты центральные области личности и само ее социальное бытие. Каждый член группы особенно чувствителен ко всему, что расходится с его собственными потребностями.
Среди причин напряжения в группе следует особо отметить следующие:
1. Степень удовлетворенности потребностей личности. Неудовлетворенная потребность означает не только то, что определенная область личности находится в напряжении, но и то, что человек как целостный организм также пребывает в состоянии напряжения. Это особенно характерно для базовых потребностей, таких, как потребность в сексе или безопасности.
2. Величина пространства свободного движения личности. Слишком ограниченное пространство свободного движения обычно приводит к усилению напряжения, что было убедительно доказано в исследованиях гнева и экспериментах по созданию демократической и авторитарной групповой атмосферы. В авторитарной атмосфере напряжение гораздо выше, и его результатом обычно бывает либо апатия, либо агрессия
3. Внешние барьеры. Напряжение или конфликт зачастую приводят к тому, что человек пытается покинуть неприятную ситуацию. Если это возможно, то напряжение будет не слишком сильным. Если же человек недостаточно свободен, чтобы покинуть ситуацию, если ему мешают какието внешние барьеры или внутренние обязательства, это с высокой вероятностью приведет к возникновению сильного напряжения и конфликта.
4. Конфликты в жизни группы зависят от того, насколько цели группы противоречат друг другу, и от того, насколько члены группы готовы принимать позицию партнера.
В современном обществе каждый человек является членом множества групп. Муж и жена тоже частично принадлежат к разным группам, которые могут иметь противоречащие друг другу цели и идеологии. Не так уж редко бывает, что супружеские конфликты возникают вследствие принадлежности супругов к этим пересекающимся группам, да и общая атмосфера семейной жизни не в последней степени обусловливается характером этих групп.
Очевидно, что эта проблема становится значимой в том случае, когда муж и жена принадлежат к различным национальным или религиозным группам либо к слишком разным социальным или экономическим классам.
Супруги и родительские семьи.
Молодожены нередко сталкиваются с трудностями, возникающими вследствие сильной привязанности партнеров к своим родительским семьям. Теща может воспринимать своего зятя просто как еще одного члена своей семьи, или же каждая из двух родительских семей может попытаться привлечь молодоженов на свою сторону. Такая ситуация может привести к конфликту, особенно в том случае, если с самого начала между семьями не установились достаточно дружественные отношения.
Вероятность конфликта между мужем и женой уменьшается, если потенциал их членства в супружеской группе выше, чем потенциал их членства в прежних группах, поскольку в этом случае супружеская группа будет действовать как единое целое. Если же связь с родительской семьей остается достаточно сильной, то поступки мужа и жены будут в значительной степени обусловлены их членством в различных группах и вероятность конфликта возрастет. Именно это, по всей видимости, имеется в виду в расхожем совете для молодоженов «не жить слишком близко к своим родителям».
Ревность.
Ревность - это одна из самых распространенных проблем, она встречается уже у детей; ревность может быть сильной даже в том случае, когда для нее нет совершенно никаких оснований. Эмоциональная ревность частично базируется на ощущении того, что на чью-то «собственность» претендует кто-то другой. Учитывая большую степень перекрытия сфер и тенденцию любви быть всеобъемлющей, становится вполне понятно, что это чувство легко возникает между людьми, находящимися в очень тесных
отношениях.
Интимное отношение одного из партнеров к третьему лицу не только делает его «потерянным» для второго партнера, но и у второго партнера, кроме всего прочего, появляется ощущение, что какая-то часть его собственной частной, интимной жизни становится известной этому третьему лицу. Позволив брачному партнеру доступ в свою частную жизнь, человек вовсе не намеревался сделать ее доступной для всех других людей. Отношение партнера с третьим лицом воспринимается как брешь в преграде, закрывающей чью-то интимную жизнь от окружающих.
Признаки дисфункциональной семьи
1. Отрицание проблем и поддержание иллюзий.
2. Вакуум интимности.
3. Замороженные правила и роли.
4. Конфликтные взаимоотношения.
5. Недифференцированость "Я" каждого члена ("Если мама сердится, то сердятся все").
6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами.
7. Все держат секрет семьи, все поддерживают фасад псевдоблагополучия.
8. Склонность к полярности чувств и суждений.
9. Закрытость системы.
10. Абсолютизирование воли, контроля.
Воспитание в дисфункциональной семье подчиняется определенным правилам.
Вот некоторые из них.
1. Взрослые - хозяева ребенка.
2. Лишь взрослые определяют, что правильно, что неправильно.
3. Подразумевается, что ребенок отвечает за гнев взрослых.
4. Родители держат эмоциональную дистанцию.
5. Воля ребенка, расцениваемая как упрямство, должна быть сломлена и как можно скорее.
Если следовать этим правилам, то в семье образуются две группы людей - угнетатели (родители), наделенные властью и абсолютным контролем, и угнетаемые (дети).
Угнетаемые не имеют права голоса. В них ценится превыше всего послушание. Задавать вопросы о том, почему надо слушаться всех взрослых, было бы нарушением привил семьи, посягательством на святость власти родителей.
Чтобы выжить и чувствовать себя в безопасности, ребенок до подросткового возраста верит, что родители хорошие, все правила и предписания родителей заглатывает без критики. Ничто не могло бы разубедить ребенка в том, что родители хорошие.
Правила дисфункциональной семьи К. Блэк в своей книге "Это никогда со мной не случится" (1981) сформулировала предельно кратко. Это правило трех "не":
• не говори,
• не чувствуй,
• не доверяй.
Дети научаются защищать себя в подобных семьях с помощью встроенных в нас механизмов психологической зашиты (защита Эго). Дети подавляют свои чувства, отрицают то, что происходит, проецируют гнев и ненависть на предметы или на друзей. Создают иллюзию любви и привязанности. Дети идеализируют и минимизируют, затуманивают свои чувства и сознание. И в конце концов могут вообще ничего не чувствовать. Эти же механизмы защиты интенсивно работают у взрослых зависимых и созависимых лиц.
Признаки функциональной семьи
1. Проблемы признаются и решаются.
2. Поощряются свободы (свобода восприятия, свобода мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества).
3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся.
4. Члены семьи умеют удовлетворять свои собственные потребности.
5. Родители стремятся выполнять обещания.
6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются. Возможно обсуждение.
7. В семье есть место развлечениям.
8. Ошибки прощаются, на них учатся.
9. Семейная система существует для индивида, а не наоборот.
10. Правила и законы семьи гибкие, их можно обсуждать.

 



















































































































































Вопрос 76

4.5.1. Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (асв)

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эй-демиллер Э. Г., Юстицкис В. В., 2000) существует в двух вариантах — детском и подростковом.

Методика предназначена для изучения опыта родителей в воспитании ре­бенка (подростка) и поиска ошибок в родительском воспитании. Она позволя­ет диагностировать дисфункции в системе взаимного влияния членов семьи, нарушения в структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи и в меха­низме ее интеграции.

Описание методики

Опросник АСВ включает 130 утверждений, касающихся воспитания детей. В него заложены 20 шкал. Первые И шкал отражают основные стили семей­ного воспитания; 12,13, 17 и 18-я шкалы позволяют получить представление о структурно-ролевом аспекте жизнедеятельности семьи, 14-я и 15-я шкалы де­монстрируют особенности функционирования системы взаимных влияний, 16, 19-я и 20-я шкалы — работу механизмов семейной интеграции. Ниже приве­дено описание шкал в том порядке, в каком они расположены в опроснике.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 251.