Обоснование.
Техника семейного кукольного интервью дает много возможностей для наблюдения видимых, равно как и скрытых путей, посредством которых члены семьи взаимодействуют друг с другом. Выбор кукол, конфликты, выраженные в фантазиях, обсуждение после спектакля, когда членов семьи просят дать свои свободные ассоциации по-поводу пьесы, изучение вопроса о том, какое отношение имеет разыгранная история к функционированию семьи - все это дает важные средства понимания существа внутрисемейных взаимоотношений.
Конфликт между персонажами драматизируемой истории отражает фантазии членов семьи, форма и содержание которых как правило вращаются вокруг одной или нескольких тем, что часто представляет собой символический ответ на подспудно присутствующий у психотерапевта вопрос семье: "Зачем вы пришли сюда?"
Процедура.
Процедура описана Бинг(Bing,1970) для использования в работе с ребенком или же со всей семьей.
В индивидуальной беседе ребенка просят выбрать определенное количество кукол, одевающихся на руку, из представленного ему набора, а затем, используя эти куклы, разыграть сказку так, как если бы она показывалась по телевизору. В то время как разыгрывается история, терапевт собирает свободные ассоциации к тому материалу, который содержится в пьесе, "интервьюируя" как кукол, так и кукловода. После "спектакля" психотерапевт беседует с ребенком по поводу сочиненной им истории и ее отношения к реальной жизненной ситуации.
Когда "кукольное интервью" проводится в рамках беседы с семьей, каждого ее члена сначала просят определить проблему так, как она видится с его точки зрения. Чаще всего, с согласия всей семьи, в качестве "проблемы" выступает один из ее членов - т.н. идентифицированный клиент. Дальнейший рост семьи по направлению к более функциональному состоянию заключается в том, что они должны взглянуть на себя как на систему взаимодействия, в которой каждый включен в деятельность каждого.
Объясняя процедуру проведения методики, терапевт просит семью немного поиграть и дает им корзину с игрушками. Семья рассматривает игрушки и выбирает те из них, которые кажутся наиболее привлекательными. Терапевт предупреждает семью о том, чтобы они не придавали большое значение формальному распределению ролей - им разрешается просто играть. В то время как члены семьи выбирают игрушки, терапевт наблюдает за их индивидуальным поведением, отмечая, какие именно игрушки выбираются, какие отвергаются и так далее. Иногда бывает так, что один из членов семьи выбирает игрушки для другого, как бы навязывая другому свой выбор, в то время как другие, кажется, ждут от близких подтверждений их выборов. Выбранные персонажи скорее всего отражают существенные моменты в жизни как самой личности, так и ее ближайшего окружения. То значение, которое имеет кукла для кукловода, может стать ясным непосредственно через взаимодействия и конфликты, представленные в истории, а также из хода обсуждения, которое будет иметь место сразу после представления. Во время этого обсуждения членов семьи попросят подумать над тем, каких кукол они выбрали и почему.
Когда куклы отложены и члены семьи возращаются в круг для обсуждения, их поощряют к тому, чтобы они давали ассоциации по поводу той истории, которую только что играли. Можно попросить, например, каждого члена семьи придумать название для истории, определить, в чем состоит ее главная тема, мораль, урок, который можно из нее извлечь, попытаться определить на месте какого из героев истории данный член семьи хотел бы оказаться больше всего и на месте какого - меньше всего. Членов семьи спрашивают также о том,в какой мере сыгранная история отражает реальную внутрисемейную ситуацию. После этого терапевт пытается помочь семье соединить сыгранную историю с теми вопросами, которые представляются значимыми для конфликтов, имеющих место в данной семье.
Пример.
Семья А. была выбрана для диагностического интервью на основе методики кукольного театра из-за того, что у родителей имела место тенденция интеллектуализировать и даже игнорировать свои чувства, особенно агрессивные. Семья молчаливо выслушала данные ей инструкции. Когда же были показаны куклы, Мистер А. попросил дополнительных пояснений: "Нам необходимо выбрать каких-то определенных кукол?"-спросил он. Когда же ему было сказано, что он может выбрать любые, какие ему нравятся, он тревожно обратился к терапевту со следующим вопросом: "Все это должно происходить без слов или как?"
В противоположность папиной тревожности, 12-ти летний Томми спокойно и методически пересмотрел игрушки и выбрал себе черта и скелета: "Я знаю, какая история у нас будет - Замок приведений - скелет и черт здесь очень даже пригодятся..." Его папа смеется: "О, неужели?"
Идентифицированный клиент, 10-летний Стефан, выбрал пирата с повязкой на глазу. Держа его на уровне своего лица он говорит: "Привет ребята, деньги на бочку!" и тихо смеется.
Мама выбрала двух пушистых игрушек, льва и собаку, и с отсутствующим взглядом, ожидая когда другие закончат отбор, потирает свое лицо мягкой игрушкой. "Лев, - говорит она, - совсем не злой, что же касается собаки, ... то она похожа на Джой, которая была у нас раньше, ее усыпили..." Когда мама говорит, слезы заволакивают ее глаза.
14-ти летняя Луиза лениво и вяло подошла к куклам и выбрала для себя королеву и ведьму, что, как позже оказалось, было связано с придуманной ею историей, в которой злая ведьма пытается убить снежную королеву из-за ревности к ее красоте - тема ревности и соперничества, как стало потом ясно, относилась к ее взаимоотношениям с матерью.
Папа выбирал последним - он остановился на двух женщинах и при этом подчеркнул, что они "добрые", не придираются к другим, у них заботливые глаза, бывает, что они шутят, но шутки у них милые, а вовсе не злые".
Несмотря на огромные усилия родителей, направленные на то, чтобы осуществлять контроль за характером развертываемого действия и не позволять никаким знакам конфликта проникнуть в разыгрываемую пьесу, детям удалось сыграть историю, полную гнева, борьбы и агрессивности, направленных как на других, так и на себя. За таким родительским отношением с очевидностью можно усмотреть страх агрессивности, попытки контролировать процесс представления, а также сам сценарий разыгрываемой пьесы.
Для последующего обсуждения были выбраны следующие вопросы:1.Есть ли у папы потребность в том, чтобы всегда "быть правым" и удовлетворять тех лиц, которые он отождествляет с властью? Считает ли он, что женщины обычно выделывают разные штучки и за ними нужен глаз да глаз? 2. Идентифицирует ли мама себя с Джой и видит своего мужа как льва, которого необходимо дрессировать? 3. Какова причина соперничества между мамой и дочерью? 4. Как конкретно в этой семье выражаются гнев, соревнование и конфликт, если им не позволяют выражаться свободно и открыто? 5. Какова причина столь сильной потребности у членов этой семьи в контроле и отмщении?
Использование
В клинической работе с детьми использование кукол может представлять ценность как в диагностическом, так и в терапевтическом плане, поскольку отсюда можно извлечь богатый символический материал, всегда присутствующий в спонтанной игре. Терапевт имеет возможность вмешиваться в пьесу непосредственно, через вопросы, или предлагая перенаправить действие для того, чтобы произвести изменения в семейной системе. Структурные терапевты используют эту технику как необходимую составную часть своей терапевтической стратегии. Семьи, которые неспособны преобразовать свои мысли и чувства в слова и в которых имеется тенденция манипуляции друг другом через интеллектуализацию могут использовать кукольное представление для безопасного снятия защит в процессе изучения внутрисемейной динамики. Эта методика в наибольшей степени подходит семьям с детьми от 5 до 12 лет, которым трудно прямо говорить с терапевтом о своих семейных проблемах.
Вопрос 73 "ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ"
Обоснование
Описанная здесь прожективная техника адаптирована для целей семейной терапии Эстер Кенигсберг в 1984 году и представляет собой игру, в основе которой лежит задача завершить незаконченные предложения. Члены семьи обозначают самих себя или друг друга теми или иными неодушевленными предметами - метафорами данного индивида, что помогает им сосредоточиться на чувствах, которые имеются у них по-поводу того, кем данный человек в действительности является или может быть в идеале. Это же раскрывает психотерапевту роль, которую, в представлении какого-то конкретного человека, он играет в своей семье и в обществе в целом. Семейный терапевт использует данную технику и для того, чтобы справиться с трудностями в работе с "невербальной" семьей или взять под контроль "заинтеллектуализированные" разговоры в семье.
Процедура
Техника "если бы я был" может быть использована самыми разными способами, чаще всего в качестве стремительно развивающейся игры. Психотерапевт начинает игру, читая первую часть предложения и обращаясь к семье с просьбой закончить его. После того, как все члены семьи справятся с заданием, психотерапевт предлагает следующее незаконченное предложение. Все это может быть проделано несколько раз с использованием в качестве метафор разнообразных неодушевленных предметов. Предложения создаются самим психотерапевтом, и делается это таким образом, чтобы включить в процесс метафоры, относящиеся к различным сенсорным и интеллектуальным модальностям. Предложения могут начинаться примерно так:
Если бы я ( он, она, наша семья ) был транспортным средством, я был бы...
Если бы я был штатом США, я был бы... Если бы я был фруктом, я был бы... Если бы я был цветом, я был бы... Если бы я был настроением, я был был бы... Если бы я был грехом, я был бы... Если бы я был инструментом, я был бы... Если бы я был животным, я был бы... Если бы я был известным литературным или историческим
персонажем, я был бы... Если бы я был запахом, я был бы... Если бы я был едой, я был бы...
Игра протекает быстро - члены семьи не должны иметь слишком много времени для обдумывания ответов. Предполагается, что игра будет записана на видеомагнитофон и затем воспроизведена в присутствии семьи, которая каким-то образом сможет отреагировать на происшедшее, а также прокомментировать предложения, составленные их ближними.
Клиентов можно попросить также дать характеристику их выборов с помощью подходящих для этого прилагательных. Например - бледный голубой цвет, прижимчивый плюшевый мишка, большой железнодорожный вагон. Их можно еще спросить, какой смысл конкретная метафора имеет для них. "Жеребец гордый, сильный и быстрый. Он лидирует в стаде и защищает его".
Пример
Мистер и миссис О. начали психотерапию несколько месяцев назад после того, как родился их первый ребенок. Оба чувствовали себя встревоженными и напряженными. После второй сессии психотерапевт отметила для себя, что супружеская пара совсем не говорит о чувствах, а вкладывает всю свою энергию в перечисление бесконечных деталей в споре друг с другом. Психотерапевт кратко объяснила условия игры, дав супругам инструкцию завершить предложения.
Психотерапевт: Если бы я был цветом, я был бы... Мистер О: Я был бы голубым.... Миссис О: Я была бы бледно-желтой... Психотерапевт: Если бы я был автомобилем, я был бы... Миссис О: Я была бы четырехдверным Фордом. Мистер О: Я был бы ...микроавтобусом?... Психотерапевт: Если бы я был животным, я был бы... Мистер О: Я был бы почтовым голубем. Миссис О: Я была бы щенком. Психотерапевт: Не могли бы вы сейчас отреагировать на выборы
друг друга. Мистер О: Мне пришлось по вкусу, что ты сказала бледно-желтый.
Именно это в тебе мне очень нравится. Что-то очень особенное, хотя и приглушенное. Но я бы ни в коем случае не стал изображать тебя в качестве Форда. Ты больше похожа на новые Фольксвагены с откидывающимся верхом, практичные и спортивные.
Миссис О: Я очень удивилась по-поводу того, что ты сказал. Представляю себе, что бы ты придумал по моему поводу? "Обветшалый, но надежный". Непривлекательный человек, с которым ты застрял, и надолго. Почтовый голубь! Так ты видишь себя почтовым голубем?!
Мистер О: Понимаешь, я выхожу для исполнения моей "миссии" каждый день и ежедневно возвращаюсь в свое гнездо, к моему очень теплому и очень сексуальному щеночку. И мне это очень нравится. Жаль только, что щеночек бывает слишком придирчив и раздражителен.
Игра помогла психотерапевту способствовать началу открытого диалога между Мистером и Миссис О. Оба были ободрены теми теплыми словами, которыми они отреагировали на высказывания друг друга. В частности, миссис О, которая испытывала негативные чувства по отношению к себе после рождения ребенка, как физически, так и эмоционально, была ободрена словами мужа. Она пришла в восторг от того, что ее муж видит ее особенной и привлекательной. Затем супружеская пара обсудила сходства ( обоим нравятся бледные цвета ) и различия ( Миссис О. чувствовала себя отвергнутой, чувствовала себя так, как будто ее муж устал от нее ) в их взглядах, а также сильные и слабые стороны союза между ними, трудности, возникающие в совместных беседах по-поводу опасений друг друга. Еще они обсудили желание обоих иметь "совершенный" брак и их взаимно поддерживаемый страх любых конфликтов. Игра помогла супругам понять, что большая часть их раздражительности имеет своим источником недостатки в общении. Каждый был не уверен в том, что думает другой и приписывал другому негативные мысли по своему поводу. Психотерапевту пришлось также поработать с их неспособностью произвольно говорить друг другу комплименты. "Игра" дала им также возможность косвенно похвалить друг друга. Когда барьеры были разрушены и чувства освобождены, психотерапевт получил возможность построить основу позитивной структуры их взаимоотношений, помочь установить более продуктивные пути внутрисемейного взаимодействия.
Вариация данной техники - попросить членов семьи закончить предложения друг за друга. Таким образом можно понять, как они воспринимают друг друга, насколько подлинны при этом их образы.
Значение выборов данного индивида или суждений о нем могут быть сведены воедино, и так может быть получен интересный профиль данного человека, а также как он воспринимается другими.
Метафора Выбор Значение выбора ________________________________________________________________ Животное Жеребец Гордый, сильный лидер,
защищающий слабых
Цвет Красный Сильный, агрессивный
Географическая Океан Большой и глубокий, создающий категория волны, размывающий берега
Орудие Нож Острый, режущий, опасный, может быть полезен
Знаменитый человек Наполеон Диктатор, очень умный, много чего
построил
Психотерапевт может закончить игру следующим рефлексивным утверждением: "По всему видно, что вы думаете о себе как о сильном, агрессивном, разумном человеке, способном к творчеству".
Использование
Упражнение особенно полезно, когда у данной семьи имеются трудности в самораскрытии. Использование неодушевленных предметов для изображения чувств (как позитивных, так и негативных) по отношению к себе и другим довольно безопасно. Поскольку каждый конкретный образ может интерпретироваться самыми разными способами умный психотерапевт будет использовать символы для того, чтобы переформулировать определенные ситуации в позитивном ключе.
Техника может использоваться множеством разнообразнейших путей, пределы ее применения = пределы воображения психотерапевта. Кроме всего прочего ее можно использовать также и в качестве домашнего задания.
Изучая межличностное взаимодействие внутри конкретной семьи, психотерапевт может взглянуть на "предметы" каждого человека в их отношении к предметам других членов семьи. Каково быть рыбой в семье, сплошь состоящей из наземных животных? Каково одному из членов семьи быть громадной дыней, а другим - маленькими фруктами - орехами, виноградом, клубникой? Должны ли в этой семье все быть похожими друг на друга (например, все - спортивные машины)? Многие стороны внутрисемейной динамики могут проявиться с большей вероятостью во время выполнения данной техники, чем в ходе стандартного психотерапевтического опроса.
Психотерапевты с различными теоретическими ориентациями могут толькл выиграть, применяя технику "Если бы я был", хотя ее конкретное применение зависит от этих ориентаций.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 342.