АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(АНО ВО МГЭУ)

 

ОДОБРЕНО:

Ученым Советом МГЭУ

«25 » января 2017 г. Протокол № 6

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ПК-12

способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению

Знает: основные законодательные документы по су­деб­но-медицинской экспертизе, которая должна осу­щест­влять свою работу в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здо­ровья граждан, Уголовным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Гражданским процессуальным кодексом РФ; Умеет: выносить постановление о назначении судеб­но-медицинской экспертизы трупа, живого человека, вещественных доказательств с объектами биологичес­кого происхождения; производить осмотр трупа на месте происшествия, а при необходимости и живого человека, описывать следы на теле и одежде, выявлять и фикси­ровать микрочастицы и микроследы при механических повреждениях; Владеет: навыками выявлять, фиксировать и изы­мать следы биологического происхождения (крови, слю­ны и т.д.); способностью юридически правильно квали­фицировать факты и обстоятельства при проведении судебно-медицинской экспертизы, оценивать заключение судебно-медицинской экспертизы.

 

3. Указание м еста дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина Б1.В.ДВ.02.01 «Судебная медицина» относится к вариативной части учебного плана по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция», направленность (профиль) программы: уголовно-правовой, и преподается обучающимся по очной форме обучения – в 8-м семестре, по заочной форме обучения – в 9-м  семестре.

Освоение дисциплины Б1.В.ДВ.02.01 «Судебная медицина» основывается на знаниях, умениях и навыках, приобретенных при изучении таких дисциплин как: философии, экономики, социологии, логики, финансовое право, международное частное право, налоговое права.

Дисциплина Б1.В.ДВ.02.01 «Судебная медицина» является предшествующей для отраслевых юридических дисциплин, таких как: европейское право, адвокатура, правоохранительные органы.

Формой промежуточной аттестации знаний обучающийся по очной форме обучения является зачет с оценкой в восьмом семестре, для обучающийся по заочной формы обучения – зачет с оценкой в девятом семестре.

4.Объём дисциплины в зачётных единицах с указанием количества академических или астрономических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц (144 академических часа).

Форма обучения - очная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестры
7
Контактная работа всего, в том числе: 54 54
Лекции 18 18
Практические занятия (ПЗ) 36 36
Семинарские занятия (СЗ)    
Самостоятельная работа (всего), 90 90
Промежуточная аттестация (час.)  
Форма промежуточной аттестации Зачет с оценкой
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 144/4 144/4

 

Форма обучения - заочная

 

Вид учебной работы

Всего

Часов

Семестр
9
Контактная работа всего, в том числе (час.): 12 12
Лекции (Л) (час.) 8 8
Практические занятия (ПЗ) (час.) 4 4
Самостоятельная работа (всего час.) 128 128
Промежуточная аттестация, в том числе консультация (час.) 4
Фома промежуточной аттестации Зачет с оценкой
Общая трудоемкость (час/зачетные единицы) 144/4 144/4

5. Содержание дисциплины структурированное по темам (разделам с указанием отведенного на них количества академических или астрономических часов и видов учебных занятий

 

Тематический план, форма обучения – очная

 

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

часов контактной работы

Из них, час

Самостоятельная

работа

Формируемые

компетенции

лекции практические занятия / семинары
1 Предмет, задачи и методы судебной медицины. Процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы. Виды СМЭ. организация судебно-медицинской службы в РФ. 16 6 2 4 10 ПК-12
2 Судебно-медицинская травматология. 16 6 2 4* 10 ПК-12
3 Механическая асфиксия 16 6 2 4 10 ПК-12
4 Судебно-медицинская токсикология. 16 6 2 4 10 ПК-12
5 Кислородное голодание, его виды. Общие признаки асфиксии. 16 6 2# 4 10 ПК-12
6 Повреждения и смерть от действия некоторых физических факторов. 16 6 2 4 10 ПК-12
7 Судебно-медицинская экспертиза живых лиц.  16 6 2 4* 10 ПК-12
8 Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств. 16 6 2 4 10 ПК-12
9 Судебно-медицинская экспертиза по материалам дела. 16 6 2 4 10 ПК-12
  Зачет с оценкой            
  Всего по курсу: 144 54 18 36 90  

 

Тематический план, форма обучения - заочная

Наименование темы

Количество часов

по учебному плану

Количество

 Часов контактной работы

Из них, час

Самостоятельная

работа

Формируемые

компетенции

лекции практические занятия / семинарые
1 Предмет, задачи и методы судебной медицины. Процессуальные основы судебно-медицинской экспертизы. Виды СМЭ. организация судебно-медицинской службы в РФ. 14       14 ПК-12
2 Судебно-медицинская травматология 16 2   2* 14 ПК-12
3 Механическая асфиксия 16 2 2   14 ПК-12
4 Судебно-медицинская токсикология. 16 2 2   14 ПК-12
5 Кислородное голодание, его виды. Общие признаки асфиксии. 16 2 2#   14 ПК-12
6 Повреждения и смерть от действия некоторых физических факторов. 16 2 2   14 ПК-12
7 Судебно-медицинская экспертиза живых лиц.   16 2   2* 14 ПК-12
8 Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств. 15       15 ПК-12
9 Судебно-медицинская экспертиза по материалам дела. 15       15 ПК-12
  Зачет с оценкой 4          
  Всего по курсу: 144 12 8 4 128  

Из них в активной и интерактивной формах:

# - встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов (Предполагаются встречи с представителями Московского областного бюро судебно-медицинской экспертизы прокуратуры)

* - деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций

Под деловой игрой понимается метод имитации принятия решений или совершения действий в различных правовых ситуациях, осуществляемый по заданным преподавателем правилам группой обучающихся, в том числе при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости.

Под ролевой игрой понимается интерактивный метод, который позволяет обучаться на собственном опыте путем специально организованного и регулируемого «проживания» профессиональной ситуации.

Под разбором конкретных ситуаций понимается техника обучения, использующая описание правовых ситуаций, при которой обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них.

Темы дисциплины, изучаемые в активной и интерактивной формах (для очной и заочных форм обучения)

 

Номер темы в соответствии с тем. планом Наименование темы в соответствии с тем. планом Лекционное занятие (час.) Практическое занятие (час.) Форма проведения занятия
2 Судебно-медицинская травматология   + Ролевая игра «судебно-медицинская экспертиза при смерти от действия острых предметов»
5 Кислородное голодание, его виды. Общие признаки асфиксии. +   Встреча с представителями Московского областного бюро судебно-медицинской экспертизы
6 Повреждения и смерть от действия некоторых физических факторов   + Деловая игра «Судебно-медицинская экспертиза трупов, обнаруженных в очаге пожара»

 

Содержание разделов дисциплины

ПК-12

способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению

ЭТАП 1.

Начальный этап

Знает: организационно-процессуальные основы деятельности судебно-медицинской службы в Российской Федерации; формы участия судебно-медицинского эксперта в работе судебно-следственных органов; Умеет: творчески применять теоретические знания при решении задач, возложенных на сотрудников ведомств; объективно и всесторонне анализировать, оценивать и прогнозировать обстановку; Владеет: представлением о степени научной разработанности основных проблем курса,

ЭТАП 2.

Продуктивно-деятельностный этап

Знает: способы и средства решения задач, требования нормативных правовых документов по организации и проведению судебно-медицинских экспертиз Умеет: производить осмотр трупа на месте происшествия, а при необходимости и живого человека, описывать следы на теле и одежде, выявлять и фиксировать микрочастицы и микроследы при механических повреждениях; Владеет: представлением о специфике законодательной обрисовки процесса в законах в зарубежных государствах

ЭТАП 3.

Практико-ориентированный этап

Знает: случаи обязательного назначения судебно-медицинской экспертизы; Умеет: давать квалифицированную правовую оценку получаемой информации; обоснованно выбирать средства и методы для решения задач по выявлению, предупреждению и пресечению преступной деятельности; оформлять основные документы, связанные с решением задач судебно-медицинских экспертиз; Владеет: представлением об особенностях законодательной регламентации мероприятий по проведению судебных экспертиз.

 

ПК-12

способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению

1. Этап (начальный) 1. Ответ на вопросы билета к зачету с оценкой 2. Ответ на дополнительный вопрос на зачете с оценкой 3. Выполнение практического задания Обучаемый продемонстрировал: твердые знания и понимание основного программного материала; правильные, без грубых ошибок, ответы на поставленные вопросы при устранении неточностей и несущественных ошибок в освещении отдельных положений при наводящих вопросах преподавателя; недостаточно полное владение основной литературой, рекомендованной учебной программой. Учебные действия и умения сформированы в неполном объеме и характеризуются осознанностью, освоенностью, самостоятельностью со стороны обучающегося. Удовлетворительно / зачтено/низкий уровень освоения компетенция 2. Этап (продуктивно-деятельностный) 1. Ответ на вопросы билета к зачету с оценкой 2. Ответ на дополнительный вопрос на зачете с оценкой 3. Выполнение практического задания Обучаемый продемонстрировал: полное знание программного материала, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме, характеризуются осознанностью, но не отличаются обобщенностью и инициативностью. Хорошо / зачтено/повышенный уровень освоения компетенции 3. Этап (практико-ориентированный) 1. Ответ на вопросы билета к зачету с оценкой 2. Ответ на дополнительный вопрос на зачете с оценкой 3. Выполнение практического задания Обучаемый продемонстрировал: глубокие исчерпывающие знания и понимание программного материала; содержательные, полные, правильные и конкретные ответы на все вопросы, включая дополнительные, четко и логически стройно излагает свою позицию, умеет тесно увязывать теорию с практикой; свободное владение основной и дополнительной литературой, рекомендованной учебной программой. Учебные действия и умения сформированы в полном объеме и характеризуются высоким уровнем осознанности, освоенности, обобщенности, самостоятельности и инициативности со стороны обучающегося. Отлично / зачтено/высокий уровень освоения компетенции

 

7.3. Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

 

7.3.1. Типовые контрольные задания для оценки знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Код компетенции Этапы формирования компетенции Типовые контрольные задания

ПК-12

способность выявлять, давать оценку коррупционному поведению и содействовать его пресечению

1. Этап (начальный) ЗНАТЬ - Существует обязательность назначения судебно-медицинской экспертизы для: а. Установления причин смерти и характера телесных повреждений; б. Определения психического состояния обвиняемого или подозреваемого в тех случаях, когда возникает сомнение по поводу их вменяемости; в. Определения психического или физического состояния свидетеля или потерпевшего, когда возникает сомнение в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать правильные показания;  г. Установления возраста обвиняемого, подозреваемого и потерпевшего в тех случаях, когда это имеет значение для дела, а документы о возрасте отсутствуют.

 

УМЕТЬ -  Какая из перечисленных видов судебно-медицинских экспертиз назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности: а. Первичная; б. Дополнительная; в. Повторная; г. Комиссионная; д. Комплексная.
ВЛАДЕТЬ - 1. Гражданин В. Н. Вилкин, 73 лет, в нетрезвом состоянии 31 января 2009 года участвовал в драке, во время которой получил несколько ударов ногами в область живота. Был задержан работниками милиции. В отделении милиции он стал предъявлять жалобы на боли в животе. Вызванный врач скорой медицинской помощи воздер-жался от осмотра В. Н. Вилкина и посоветовал дежурному по отделению милиции отправить его в медицинский вытрезвитель. В вытрезвителе после приема ванны состояние В. Н. Вилкина ухудшилось, он был вновь направлен в отделение милиции. Дежурный по отделению, увидев тяжелое состояние задержанного, отпустил его домой. Ночью В. Н. Вилкин с трудом дошел до своего дома, поднялся по лестнице на второй этаж и упал около входной двери. Машиной скорой помощи он был доставлен в больницу. Дежурные врачи больницы заподозрили разрыв внутренних органов. Однако крови или другой жидкости в брюшной полости не определялось, в связи с чем хирургическое вмешательство было отложено до утра. Вместе с тем состояние больного ухудшалось, он кричал от болей в правом подреберье, которые не уменьшались от введения обезболивающих средств. Утром после врачебного консилиума была сделана диагностическая лапаротомия, накоторой был обнаружен большой подкапсульный разрыв печени. В начале операции при явлениях шока пациент умер. Вынесите постановление о судебно-медицинской экспертизе.

2. Этап (продуктивно-деятельностный)

ЗНАТЬ - В морг доставлен труп младенца. Из анамнеза известно, что ребенок от второй беременности, вторых родов. Плод родился на 32 неделе с массой 1650 гр., длинной тела 41 см. с обвитием пуповины вокруг шеи. Сердцебиение и дыхательная деятельность не определялись. Проводимые реанимационные мероприятия результата не дали. Клинический диагноз: преждевременные роды, глубокая недоношенность плода, обвитие пуповины вокруг шеи. При осмотре кожные покровы бледно-серые с наложением сыровидной смазки, длина волос на голове 0,5 см, ногтевые пластинки на кистях не заходят за кончики пальцев, а ногтевые пластинки на стопах не доходят до кончиков пальцев, хрящи носа и ушных раковин эластичны, яички не опущены в мошонку. Окружность головы 30 см, окружность грудной клетки 25 см. расстояние между вертелами бедренных костей 7 см. расстояние между плечиками 9см. Пуповина без демаркационного кольца. В мягких тканях головы отмечается наличие родовой опухоли. Труп был захоронен без вскрытия. 1. Является ли младенец новорожденным? 2. Был ли он доношенным и зрелым? Если он родился недоношенным, то какова была продолжительность его внеутробной жизни? 3. Был ли младенец жизнеспособным? Если нет, то чем обусловлена нежизнеспособность? 4. Живым или мертвым родился младенец?
УМЕТЬ -  Обстоятельства дела: в направлении указано, что «06.07.09г. около 16 часов в квартире по адресу г. Красноярск, обнаружен труп плода мужского пола от Ивановой Г.К.». Наружное исследование: труп плода мужского пола длиной тела около 28,5 см., массой 420 г с пересеченной пуповиной, пуповинный остаток длиной 38см., край его ровный. При наружном осмотре плода видимых повреждений не обнаружено. Кожные покровы в сыровидной смазке, серо-красного цвета и подсохшей крови красно-коричневого цвета, живот ниже уровня грудной клетки, пупочное кольцо по средней линии на 2,5 см. ниже мечевидного отростка и на 1,5 см. выше симфиза. Половые органы развивались по мужскому типу, яичек в мошонке нет. 1. Должно ли в этом случае проводиться судебно-медицинское исследование плода? 2. Срок внутриутробной жизни плода? 3. Является ли данный плод жизнеспособным?
ВЛАДЕТЬ – Труп гражданина И. И. Ромина, 47 лет, с ранением грудной клетки был обнаружен 12 января 2009 года в 10 часов утра в лесу Шмитовского района Московской области. При осмотре трупа отмечено, что на трупе одеты: темно-синяя шерстяная куртка, темно-серая лавсановая рубашка, майка из голубого хлопчатобумажного трикотажа, полушерстяные брюки темно-синего цвета, синие хлопчатобумажные трусы. На ногах – кирзовые сапоги, портянки, серые трикотажные носки. Одежда в порядке, слегка влажная. На левой половине передней поверхности шерстяной куртки, отступя на 35 сантиметров вниз от плечевого шва и 6 сантиметров влево от серединной застежки «молния», – дефект ткани округлой формы диаметром 2,8 сантиметра с неровными краями без видимых характерных загрязнений и наложений в окружности. Аналогичные повреждения в соответствующих местах расположены на рубашке и майке. На майке в окружности повреждения, на площади 2,22,6 сантиметра имеется слабо обозначенный серый налет. Рост потерпевшего 184 сантиметра. Телосложение правильное, питание удовлетворительное, кожные покровы в области груди и живота испачканы кровью. Трупные пятна бледно-фиолетового цвета, ограниченные, расположены на задней поверхности туловища и конечностей, при надавливании пальцем не исчезают и не бледнеют. Трупное окоченение не выражено. На боковых поверхностях грудной клетки и нижних конечностях четко обозначен рисунок поверхностных кожных вен (гнилостная венозная сеть). Кожа живота, грудной клетки, а также лица с зеленоватым оттенком. Лицо и живот раздуты гнилостными газами. Вынесите постановление о судебно-медицинской экспертизе.
3. Этап (практико-ориентированный) ЗНАТЬ – Во дворе дома около 07 ч. 26.09.с.г. обнаружен подросток К. 12 лет. Одежда его пропитана кровью, около трупа лужа крови. Трупные пятна очаговые бледно-синие в области спины, верхних и нижних конечностей на задней поверхности, при дозированном надавливании восстанавливают свою окраску через 1 минуту, трупное окоченение выражено хорошо во всех группах обычно исследуемых мышц, при глубокой термометрии температура печени 27о 1. Решить вопрос о предполагаемой причине смерти. . На боковой поверхности шеи справа, в средней трети, округлая рана с дефектом ткани диаметром до 0,2 см и черным загрязнением в окружности. На боковой поверхности шеи слева на том же уровне щелевидная (без дефекта ткани) рана длиной 4,7 см. 2. Решить вопрос о предполагаемом орудии травмы. 3. Если это огнестрельное ранение – определить, где входное отверстие, где – выходное

 

 

УМЕТЬ – Труп гр-на Н., 26 лет, обнаружен 13.02. с.г. в своей квартире, лежащим на спине. На ощупь холодный, окоченение выражено хорошо во всех группах исследуемых мышц, трупные пятна разлитые темно-синюшные на задне -боковых поверхностях трупа, при дозированном давлении не бледнеют и не исчезают; температура печени при глубокой термометрии 16о 1. Определить давность наступления смерти. . В правой височной области рана с дефектом ткани диаметром 0,8 см с интенсивным черным налетом в окружности. В ране видна поврежденная височная мышца алого цвета и дефект височной кости, диаметром 0,7 см. 2. Высказать суждение о предполагаемой причине смерти. 3. Имеются ли признаки кровопотери.
ВЛАДЕТЬ –17 января 2009 года проведена экспертиза трупа гражданки А. В. Вариной, 76 лет, погибшей в результате падения с 17-го этажа жилого дома по Владимирскому проспекту. Гражданка А. В. Варина при жизни после двух перенесенных кровоизлияний в мозг самостоятельно передвигалась по квартире с большим трудом. Нижний край окна, откуда произошло падение, отстоял от пола на 1,2 м, подоконник был шириной 57 см. Погибшая была низкого роста, тучная, с резко ограниченной способностью к передвижению. Состояние здоровья покойной при жизни, особенности места, откуда произошло падение, а также крайне плохие взаимоотношения ее со своими родственниками позволили подозревать, не была ли она выброшена из окна с целью убийства. Тщательный осмотр места происшествия и, в частности, наличие у окна тахты, обнаружение трупа непосредственно у стенки 17-этажного дома, поза трупа и другие особенности дали основание говорить о возможности самостоятельного падения потерпевшей с целью самоубийства. Это подтвердилось найденной в квартире некоторое время спустя предсмертной запиской покойной. Вынесите постановление о судебно-медицинской экспертизе

Типовые задачи по дисциплине

Задача 1.

Гражданин И. И. Вованцев, 72 лет, 29 января 2009 года во время перехода железнодорожных путей в районе платформы «Ботанический сад» был сбит электропоездом и отброшен к платформе. Судебно-медицинский диагноз: Закрытая тупая травма головы с небольшим сплющиванием передней части свода черепа. Многооскольчатые переломы лобной, теменных, височных и основной костей. Обширное субарахноидальное кровоизлияние, ушиб и разрушение височных долей головного мозга с множественными мелкими и крупными кровоизлияниями в обоих полушариях головного мозга и в подкорковых узлах. Кровоизлияния в мягкие ткани головы в области переломов. Перелом правой ветви нижней челюсти и верхней челюсти справа. Закрытая тупая травма груди и живота справа с переломом 5-го и 6-го ребер по средней подмышечной линии, ушибом нижней доли правого легкого, разрывом купола диафрагмы, разрушением правой доли печени. Гемоторакс (400 мл), гемоперитонеум (300 мл). Множественные ссадины на выступающих частях лица, на коже правого плеча, правой подвздошной кости, верхней трети право-го бедра и правой голени. Закрытый оскольчатый перелом обеих костей нижней трети правой голени без кровоизлияний в мягкие ткани в области переломов.

Вынесите постановление о судебно-медицинской экспертизе.

 

Задача 2. Гражданка А. А. Савинова, 20 лет, 31 января 2009 года была обнаружена мертвой в собственной квартире с множественными ранами в области груди и живота. Судебно-медицинский диагноз: Множественные колото-резаные ранения, проникающие в грудную клетку и живот, с повреждением левого предсердия, верхней доли правого легкого, печени и желудка. Гемоторакс (2000 мл), гемоперитонеум (200 мл). Резко выраженное малокровие внутренних органов. Множественные резаные раны на пальцах правой руки. Ссадины и кровоподтеки на лице, правом плече, правом предплечье и груди.

Вынесите постановление о судебно-медицинской экспертизе

 

Задача 3. Гражданка И. И. Иванова, 20 лет, 21 января 2009 года получила несколько ударов кулаком по лицу и голове от своего мужа, в результате чего упала и ударилась головой о пол комнаты. После падения ей было нанесено еще несколько ударов по голове ногой. В тот же день самостоятельно пришла в больницу, где отмечено: состояние удовлетворительное, пульс 62 удара в минуту, хорошего наполнения и напряжения; артериальное давление 120/70 мм рт. ст. Теряла ли сознание, не помнит. В левой скуловой области обнаружено 3 овальных кровоподтека сине-багрового цвета размерами от 2 до 4,5 сантиметров. При проведении рентгенологических и инструментальных исследований у пострадавшей были диагностированы ушиб головного мозга, субдуральная гематома в затылочной области, сотрясение мозга 1–2-й степени. После травмы 59 дней

находилась на стационарном лечении. Была выписана домой в удовлетворительном состоянии.

Вынесите постановление о судебно-медицинской экспертизе.

Определите степень тяжести причинения вреда здоровью.

 

Задача 4 Из показаний К. известно, что он, обороняясь от напавшего на него А., нанес последнему несколько ударов по голове. При судебно-медицинском освидетельствовании на следующий день после случившегося установлено: у гр-на К. имеются на лице кровоподтеки зеленого цвета и ссадины, покрытые корочкой, отслаивающейся по краям. У гр-на А. на лице кровоподтеки багрово-синего цвета и ссадины, дно которых расположено ниже уровня окружающей кожи. а. Одновременно ли получены повреждения? б. Какова давность повреждений у гр-на А. ? в. Какова давность повреждений у гр-на К. ?

 

Задача 5. При судебно-медицинском исследовании трупа в затылочной области головы обнаружена рана линейной формы с мелкозубчатыми краями, сравнительно острыми концами, осаднением по краям шириной до 0,1 см и соединительнотканными перемычками в концах раны. Дном раны является неповрежденная затылочная к<4сть. 1. По морфологическим особенностям ушибленной раны установите свойства ударяющей поверхности тупого предмета.

 

Типовые тестовые задания

 

1. Основанием для проведения судебно-медицинской экспертизы является:

- постановление органов следствия

- направление лечебного учреждения

- постановление органов дознания

- предложение учреждения медицинского страхования

       

2. При описании раны в ходе осмотра трупа на месте его обнаружения врач-специалист в области судебной медицины должен отметить:

размеры и форму

направление потеков крови

состояние концов и краев

- глубину раневого канала

 

3. Виды экспертиз предусмотренные УПК

первичная

дополнительная

повторная

группой экспертов

комиссионная

вторичная

 

4. Осмотр трупа на месте его обнаружения производит:

врач

следователь

врач-специалист в области судебной медицины

 

5. Следователь обязан осматривать труп на месте обнаружения в присутствии:

- понятых

- врача-специалиста в области судебной медицины

- свидетелей

- подозреваемого

 

6. Образцы биологического характера для сравнительного исследования имеет право получить (изъять)

- врач - судебно-медицинский эксперт

- средний мед. работник бюро СМЭ

- следователь

 

7. Заключение эксперт дает от

- имени бюро СМЭ

- своего имени

- имени начальника бюро СМЭ

 

8. Судебно-медицинский эксперт, за данное им заключение несет ответственность

- коллективную

- личную

- не несет ответственности

 

9. Персональный состав судебно-медицинских экспертов для производства экспертизы определяется:

- лицом производящим дознание

- следователем

- судом

- начальником бюро СМЭ

- руководителем органа здравоохранения

 

10. Заключение эксперта" справкой, допросом эксперта …

не разрешено

разрешено

 

11. Присутствие обвиняемого и других лиц при производстве судебно-медицинских экспертиз решает:

- лицо проводящее дознание

- следователь

- начальник бюро СМЭ

- прокурор

- суд

 

Критерии оценки тестовых заданий:

обучающимся даны правильные ответы на

- 91-100% заданий - отлично,

- 81-90% заданий - хорошо,

- 71-80% заданий - удовлетворительно,

- 70% заданий и менее – неудовлетворительно.

7.3.2. Типовые вопросы к зачету с оценкой по дисциплине «Правовое регулирование частной охранной и детективной деятельности», необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

                    Код компетенции Этапы формирования компетенции Перечень типовых вопросов к зачету с оценкой, характеризующих этапы формирования компетенций

ОПК-1

способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

1. Этап (начальный) C 1 по 50
2. Этап (продуктивно-деятельностный) C 1 по 50
3. Этап (практико-ориентированный) C 1 по 50

Типовые вопросы к зачету с оценкой по дисциплине «Судебная медицина», используемые в ходе промежуточной аттестации

1. Порядок назначения и проведения судебно-медицинских экспертиз

(процессуальные и организационные нормы, объекты судебной медицины).

2. Судебно-медицинская служба в РФ (структура, инструкции, правила).

3. Права, обязанности и ответственность судебно-медицинских экспертов в соответствии с УПК и УК РФ.

4. Судебно-медицинская экспертиза трупа (методы, нормы законодательства, организационные основы).

5. Амбулаторная и стационарная экспертиза в судебно-медицинской практике (нормы законодательства, поводы, организационные основы).

6. Судебно-медицинская экспертиза в судебном заседании.

7. Роль врача при оперативно-следственном осмотре места происшествия.

8. Умирание и смерть с судебно-медицинской и биологической точки зрения. Смерть клиническая и биологическая. Момент наступления смерти.

9. Судебно-медицинская классификация смерти. Диагностика наступления смерти.

10. Ранние трупные изменения: охлаждение тела, мышечное окоченение.

11. Трупные пятна (механизм образования, судебно-медицинское значение).

12. Естественная консервация трупов (мумификация, жировоск, торфяное дубление). Судебно-медицинское значение. Экспертно-диагностический анализ гнилостных изменений трупа.

13. Острая кислородная недостаточность, как причина насильственной и ненасильственной смерти в судебно-медицинском отношении.

14. Танатогенез и экспертные доказательства наступления смерти от асфиксии.

15. Удавление петлей. Удавление руками. Дифференциальная диагностика повешения и удавления.

16. Компрессионная асфиксия и обтурационная асфиксия.

17. Судебно-медицинское исследование трупа, извлеченного из воды.

18. Ссадины и кровоподтеки в судебно-медицинском отношении.

19. Экспертная диагностика повреждения тупыми предметами.

20. Судебно-медицинская экспертиза повреждений от удара частями движущегося автомобиля.

21. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, возникающих при переезде колесами автомобиля.

22. Характеристика повреждений, возникающих в кабине автомобиля.

23. Характеристика повреждений при выпадении из движущейся автомашины.

24. Экспертиза повреждений рельсовым транспортом (ее особенности, лабораторные методы).

25. Осмотр места происшествия и особенности экспертизы при авиационных катастрофах.

26. Падение с высоты. Особенности осмотра места происшествия.

27. Характеристика повреждений, возникающих при падении на плоскость.

28. Экспертиза повреждений, причиненных режущими предметами и их оценка.

29. Экспертиза повреждений режущими предметами и колюще-режущими орудиями (ее особенности, лабораторные методы).

30. Экспертиза повреждений рубящими орудиями.

31. Особенности осмотра места происшествия при огнестрельных повреждениях.

32. Механизм образования огнестрельного раневого канала. Гидродинамический эффект.

33. Экспертиза повреждений, причиненных при выстреле дробью из дробового оружия, выстрела самодельного и атипичного оружия.

34. Экспертиза повреждений от взрывного устройства.

35. Особенности судебно-медицинской экспертизы трупов, обнаруженных при пожаре.

36. Судебно-медицинская экспертиза повреждений от высокой температуры. Происхождение ожогов.

37. Переохлаждение (генез умирания, экспертные доказательства).

38. Характер повреждений электричеством и его судебно-медицинские доказательства.

39. Экспертиза поражения атмосферным и техническим электричеством.

40. Судебно-медицинское исследование трупа при экспертизе отравления. Особенности.

41. Понятие о половых преступлениях и экспертиза при их расследовании.

42. Экспертиза половой зрелости.

43. Изнасилование, развратные действия, судебно-медицинская экспертиза.

44. Экспертные критерии квалификации тяжести вреда здоровью.

45. Экспертные обоснования тяжкого вреда здоровью.

46. Экспертные обоснования легкого и средней тяжести вреда здоровью.

47. Аггравация, симуляция, искусственные болезни и повреждения в судебно- медицинском отношении.

48. Экспертиза скелетированного трупа.

49. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств.

50. Принципы идентификации личности.

 



Решение контрольных задач

Этап 1 (этап начальный) Этап 2 (этап продуктивно-деятельностный) Этап 3 (этап практико-ориентированный)   Решение контрольных задач осуществляется с целью проверки уровня навыков (владений) обучающегося разрабатывать и оформлять проекты документов; правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности Обучающемуся объявляется условие задачи, решение которой он излагает устно. Предлагается алгоритм решения задачи. Может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. При обработке результатов оценочной процедуры используются оценочные графы в журнале преподавателя «Отлично» - обучающийся ясно изложил условие задачи, решение обосновал «Хорошо» - обучающийся ясно изложил условие задачи, но в обосновании решения имеются сомнения; «Удовлетворительно» - обучающийся изложил решение задачи, но обосновал его формулировками обыденного мышления; «Неудовлетворительно» - обучающийся не уяснил условие задачи, решение не обосновал либо не сдал работу на проверку (в случае проведения решения задач в письменной форме).   Знать. Приобретение обучающимися предметных знаний и умений, необходимых для выполнения конкретных профессиональных действий и задач   Уметь. Способность и готовность применять предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных профессиональных задач и практических заданий   Владеть. Актуализация компетенции в новых и нестандартных ситуациях, оценка эффективности и качества имеющихся знаний, умений и навыков и выбор наиболее эффективных, формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию

Зачет с оценкой

Этап 1 (этап начальный) Этап 2 (этап продуктивно-деятельностный) Этап 3 (этап практико-ориентированный)   Промежуточной аттестацией обучающийся по окончанию изучения является экзамен, проводимый в устной форме   При прохождении промежуточной аттестации в форме экзамена обучающийся отвечает на два вопроса билета к экзамену, один дополнительный вопрос, и выполняет одно контрольное задание в виде решения задачи.   Каждому обучающемуся на подготовку к ответу на вопрос билета дается не менее 40 минут. Не менее чем за неделю до экзамена преподаватель должен определить обучающемуся вопросы для подготовки к экзамену, нормативно-правовые акты, теоретические источники для подготовки. По результатам промежуточной аттестации в форме экзамена обучающийся может набрать до 10 баллов.   1. За ответ на один из двух вопросов билета обучающийся получает от 0 до 3 баллов,   0 баллов - Обучающийся неудовлетворительно отвечает на вопрос билета 1 балл - Обучающийся демонстрирует низкое знание материала по теме вопроса билета 2 балл - Обучающийся без ошибок отвечает на вопрос билета 3 балла - Обучающийся правильно и точно отвечает на вопрос билета, проявляет самостоятельность мышления, ориентируется в учебном материале по теме вопроса билета   2. За ответ на дополнительный вопрос – от 0 до 2 баллов,   0 баллов -Обучающийся неудовлетворительно отвечает на дополнительный вопрос 1 балл - Обучающийся демонстрирует низкое знание материала по теме дополнительного вопроса 2 балл - Обучающийся без ошибок отвечает на дополнительный вопрос 3 балла - Обучающийся правильно и точно отвечает на вопрос билета, проявляет самостоятельность мышления, ориентируется в учебном материале по теме дополнительного вопроса   3. За выполнение практического задания – от 0 до 2 баллов. 0 баллов - Обучающийся не может справиться с практическим заданием либо выполняет его неверно. 1 балл - Обучающийся неуверенно применяет знания при выполнении практического задания, допускает ошибки. 2 балла - Обучающийся уверенно и безошибочно решает практическое задание.   Знать. Приобретение обучающимися предметных знаний и умений, необходимых для выполнения конкретных профессиональных действий и задач   Уметь. Способность и готовность применять предметные знания и умения в практическом плане, использовать имеющиеся знания и умения для решения стандартных профессиональных задач и практических заданий   Владеть. Актуализация компетенции в новых и нестандартных ситуациях, оценка эффективности и качества имеющихся знаний, умений и навыков и выбор наиболее эффективных, формирование мотивации к саморазвитию и самообразованию

 

Устный зачет с оценкой — форма промежуточной аттестации, на котором обучающиеся отвечают на вопросы билета устно. При проведении устного зачета с оценкой билет выбирает сам экзаменуемый в случайном порядке. Время подготовки ответа при сдаче зачета в устной форме должно составлять не менее 40 минут (по желанию обучающегося ответ может быть досрочным). Время ответа – не более 15 минут. Экзаменатор задает обучающемуся дополнительные вопросы в рамках программы дисциплины текущего семестра, а также, дает контрольное задание в виде задачи, где обучающийся должен продемонстрировать свои умения, способности, применение полученных знаний.

 

При прохождении промежуточной аттестации в форме зачета с оценкой обучающийся отвечает на два вопроса билета к экзамену, один дополнительный вопрос, и выполняет одно практическое задание. За ответ на один из двух вопросов билета обучающийся получает от 0 до 3 баллов, за ответ на дополнительный вопрос – от 0 до 2 баллов, за выполнение практического задания – от 0 до 2 баллов.

По результатам промежуточной аттестации в форме экзамена обучающийся может набрать до 10 баллов.

1. Оценка неудовлетворительно ставится, если обучающийся по результатам промежуточной аттестации набрал в сумме от 0 до 4 баллов.

2. Оценка удовлетворительно ставится, если обучающийся по результатам промежуточной аттестации набрал в сумме от 5 до 6 баллов.

3. Оценка хорошо ставится, если обучающийся по результатам промежуточной аттестации набрал в сумме от 7 до 8 баллов.

4. Оценка отлично ставится, если обучающийся по результатам промежуточной аттестации набрал в сумме от 9 до 10 баллов.

 

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(АНО ВО МГЭУ)

 

ОДОБРЕНО:

Ученым Советом МГЭУ

«25 » января 2017 г. Протокол № 6

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Дата: 2019-02-02, просмотров: 292.