Жалоба имеет сюжет и структуру. Сюжет жалобы -- это последовательность изложения событий, жизненных коллизий, их содержание и взаимосвязь. Структура жалобы включает локус (субъектный и объектный) и самодиагноз. Субъектный локус характеризует того, на кого жалуется клиент, а объектный -- на то, что именно он жалуется. Субъектный локус может быть направлен на супруга, ребенка, третьих лиц, семейную ситуацию в целом, на самого себя. Объект ный может определяться жалобами на ролевое поведение членов семьи, на индивидуальные их особенности, на отношения (отсутствие взаимопонима ния, поддержки, любви и т.д.), на объективные обстоятельства (жилищные трудности, чрезмерная занятость на работе), на ненормативные кризисные события (супружеская измена, уход ребенка из дома и пр.). Самодиагноз представляет собой объяснение, которое дает клиент причинам нарушений, отражает особенности реагирования человека на фрустрацию. Самодиагноз может быть выражен в убеждении, что проблема обусловлена индивиду альным своеобразием партнера (психической аномалией или органическим дефектом, «дурным характером»), собственной личностной недостаточнос тью или собственными неверными действиями, влиянием «третьих лиц» (тещи, свекрови, прежнего супруга, друзей и т.д.), неблагоприятно сложив шейся ситуацией (роком, судьбой). Жалоба имеет явное (то, что сообщает ся, декларируется, обсуждается) и скрытое содержание. Скрытое содержа ние не является вытесненным или подсознательным, а представляет собой недоговоренную информацию, которую для проведения дальнейшего кон сультирования необходимо актуализировать как существо жалобы. Далеко не всякая жалоба имеет скрытое содержание.
Запрос конкретизирует ожидания клиента в отношении помощи, кото рую он предполагает получить в консультации. Можно выделить следую щие виды запросов клиента о психологической помощи: 1)информационный запрос; 2)запрос о помощи в обучении навыкам общения, взаимодействия, поведения в проблемных ситуациях; 3)о содействии в анализе и интерпрета ции событий, поведения, особенностей личности; 4) о помощи в выработке позиции в отношении проблемы; 5) об эмоциональной и психологической поддержке; 6) о содействии в анализе проблемы и принятии решения. Все перечисленные виды запросов можно квалифицировать как адек ватные. Вместе с тем консультанту в большинстве случаев приходится сталкиваться с неадекватными ожиданиями клиента. Тогда запросы формулируются по типу манипулятивного запроса или запроса--перекладыва ния ответственности за решение проблемы на консультанта. Манипулятивный запрос состоит в просьбе клиента об оказании влияния на члена семьи и его изменении либо в интересах самого члена семьи («муж пьет -- повлияйте на него, чтобы не пил»), либо в интересах клиента.
Понятие психологического диагноза неоднозначно интерпретируется в разных литературных источниках. В зарубежной психологии и психометрии понятие «психологический диагноз» является производным от процедур тестового измерения. Как указывает Г.В. Бурменская, не случайно в современной зарубежной психологии многие специалисты отвергают термин «диагноз», утверждая, что его следу ет избегать из-за медицинского, т.е. ориентированного на болезнь, значения. В любом виде психологического консультирования, а уж тем более в семей ном консультировании, главная задача состоит в том, чтобы помочь семье преодолеть трудности ее функционирования и создать оптимальные усло вия. Психологический диагноз должен иметь собственное содержание, вы ходящее за рамка описания трудностей семьи как симптомов ее «болезни» и объективно установленных особенностей ее функционирования.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 363.