Местные грунты как материал для покрытий простейшего типа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Низкая стоимость автомобильных дорог с покрытиями простейшего типа достигается в результате применения местного грунта в качестве основного материала для их строительства. Для обширной территории России характерно большое разнообразие природно-климатических условий, включая грунтовые, поэтому иногда для обеспечения проезда автомобилей достаточно выровнять поверхность грунтового основания. Это относится к редким по применению в практике дорожного строительства грунтам, классифицированным по ГОСТ 25100-95 как скальные.

Таблица 21.1

Классификация покрытий дорожных одежд низшего типа

Материал Назначение покрытия Наименьшая толщина слоя, см Расположение слоя Интенсивность движения, авт./сут Дорожно-климатические зоны

Покрытия из грунта естественного оптимального состава

Грунт из боковых резервов или карьеров Покрытие для дорог V технической категории 20-25 На всю ширину одной толщины До 100 Без ограничений

Покрытия из грунта, улучшенного до оптимального состава добавками карьерных песка или глины

Грунт земляного полотна: глинистый (песчаный) улучшенный смешением на дороге (в карьере) Покрытие для дорог V технической категории 20-25 На всю ширину проезжей части, одной толщины (серповидного профиля) До 100 Без ограничений

Покрытия из грунта, укреплённого крупнозернистыми минеральными материалами

Улучшенный по видам добавок (см. табл. 21.4) Покрытие для дорог V технической категории, устроенное методом смешения на дороге 20-25 На всю ширину проезжей части, одной толщины (серповидного профиля) До 150 Без ограничений
Составы: а) щебень 50-70 %; грунт 50-30 %; б) щебень 65 %; песок среднезернистый 24 %; суглинок 11 % Покрытие для дорог V технической категории из грунтощебня 15-25 На всю ширину проезжей части До 200 IV-V
Улучшенный по видам добавок (см. табл. 21.4) Покрытие для дорог V технической категории с россыпью минеральных мате__ риалов за 2-3 приёма 15-20 На всю ширину проезжей части До 50 IV-V

По данным проф. Ю.М. Васильева (Хархута Н.Я., Васильев Ю.М. Прочность, устойчивость и уплотнение грунтов земляного полотна автомобильных дорог. - М.: Транспорт, 1975. - 288 с.) наиболее часто при строительстве автомобильных дорог (до 80 % от общего протяжения сети) применяют связные грунты II класса - природные дисперсные (с механическими и водно-коллоидными структурными связями), по виду - глинистые (табл. 21.2).

Специфические свойства связных грунтов (гидрофильность, прочность, водонепроницаемость, набухание) в значительной мере определяют условия движения автомобилей по сезонам года. Прочность несвязных грунтов в меньшей степени зависит от влажности, однако проезд автомобилей по ним затруднён из-за образования колеи и большого сопротивления движению. Образование колеи в покрытии наблюдают при уменьшении содержания в песке пылеватых и глинистых частиц, а также если песок однороден по зерновому составу. Поэтому эффективное применение широко распространённых природных дисперсных грунтов в качестве материала для устройства покрытия связано с улучшением его прочностных свойств посредством специальных мероприятий.

Таблица 21.2

Класс природных дисперсных грунтов по ГОСТ 25100-95

Класс Группа Под-группа

Тип

Вид Разновидность

Дисперсные (с механическими и водно-коллоидными структурными связями)

Связные

Осадочные

Минеральные Силикатные. Карбонатные. Железистые. Полиминеральные Глинистые грунты

Выделяются по:

гранулометрическому составу (крупнообломочные грунты и пески);

числу пластичности и гранулометрическому составу (глинистые грунты и илы);

степени неоднородности гранулометрического состава (пески);

показателю текучести (глинистые грунты);

относительной деформации набухания без нагрузки (глинистые грунты);

относительной деформации просадочности (глинистые грунты);

коэффициенту водонасыщения (крупнообломочные грунты и пески);

коэффициенту пористости (пески);

степени плотности (пески);

коэффициенту выветрелости (крупнообломочные грунты);

коэффициенту истираемости (крупнообломочные грунты);

относительному содержанию органического вещества (пески и глинистые грунты);

степени разложения (торфы);

степени зольности (торфы);

степени засоленности; относительной деформации пучения;

температуре

Органоминеральные

Илы. Сапропели. Заторфованные грунты.

Органические

Торфы и др.
Несвязные Минеральные Силикатные. Карбонатные. Полиминеральные. Пески. Крупнообломочные грунты

Существует несколько классификаций методов искусственного улучшения или коренного изменения свойств грунтов, основанных на учёте различных признаков. В соответствии с назначением и видом строительства методы укрепления грунтов можно объединить в три основные группы: химические, физико-химические и физико-механические (табл. 21.3).

Группа химических методов включает способы, основанные на введении в грунт неорганических и органических вяжущих, а также различных синтетических полимерных смол холодного отверждения [98]. Характер изменения свойств грунтов при этом сводится, в первую очередь, к значительному увеличению прочности, водо- и морозостойкости, улучшению водопроницаемости грунтов в результате изменения состава и структурных связей.

Физико-химические методы укрепления грунтов применяют для снижения водопроницаемости, пылимости, пучинистости, улучшения уплотняемости в результате изменения поверхности минеральных частиц и прежде всего их обменной способности. Способы этой группы методов наиболее эффективны при улучшении свойств суглинков и глин различного состава и генезиса.

Улучшение инженерно-геологических свойств грунтов без существенного изменения их полидисперсной структуры можно достичь при помощи физико-механических методов (размельчение, перемешивание, уплотнение, введение гранулированных добавок, кольматация, осушение грунтов и пр.).

Применение перечисленных методов технической мелиорации грунтов находит широкое применение в практике строительства автомобильных дорог и носит во многих случаях комплексный характер. Например, для обеспечения устойчивости, водопроницаемости, ликвидации просадочности и пучинистости природных дисперсных грунтов технологией строительства земляного полотна и слоев дорожных одежд наряду с другими обязательными операциями предусматривают механическое укрепление. Основным видом воздействия в этом случае служит механическая энергия динамических и статических нагрузок уплотнения, вибрации, взрывов, давления, разряжения, гравитационного поля.

Улучшение свойств укреплённых грунтов в покрытиях простейшего типа связывают с изменением их состава и структуры. В укреплённом материале могут сформироваться три основных типа структур, которые впервые были выделены акад. П.А. Ребиндером - кристаллизационная, коагуляционная и конденсационная.

Классификация методов искусственного улучшения свойств связных грунтов (по Л.В. Гончаровой, Г.И. Баннику)

Таблица 21.3

Группа грунтов

Связные пластичные (высокодисперсные) грунты с межчастичными (водно-коллоидными) связями

Тип грунтов

Лёссовые (лёссы, лёссовидные супеси и суглинки) Глинистые (супеси, суглинки, глины) Органогенные (почвы, торфяники, илы)

Некоторые характеристики и свойства грунтов

Просадочность, водопроницаемость, пылимость, пучинистость Деформируемость, набухаемость, размокание, пучинистость Деформируемость, высокое увлажнение, текучесть

Основные группы методов

Вид воздействия на грунты

Характер изменения свойств грунтов

Характеристика водопроницаемости (коэффициент фильтрации, м/сут)

10,0-10-3 1,0-10-6 10-3-10-6

Химические

Химические реакции

Увеличение прочности, водо- и морозостойкости, уменьшение водопроницаемости

Смолизация Битуминизация  
Силикатизация

Известкование

Цементация

 

  Фосфатирование

Физико-химические

Физико-химические обменные реакции, адсорбция электролитов и ПАВ

Снижение водопроницаемости, пучинистости, улучшение уплотняемости

Регулирование грансостава

Глинованием

Пескованием

Агрегирование обработкой ПАВ и электролитами

Гидрофилизация

 

Гидрофобизация

 

Физико-механические

механические

Динамические и статические нагрузки, взрыв, вибрация, разряжение, гравитация

Увеличение плотности, снижение водопроницаемости, просадочности, пучинистости

Механическое уплотнение динамическими и статическими нагрузками

Сейсмическое уплотнение

 

Виброуплотнение

физические

Физические поля: электрическое, магнитное, тепловое отрицательных температур

Увеличение прочности и морозостойкости, устранение просадочности

Нагрев и обжиг

 

Электроосмотическое воздействие

Электрохимическое воздействие

Основными процессами, приводящими к образованию новых структурных связей в грунтах, являются: при химических методах укрепления - гидратация и гидролиз цементных зёрен, твердение продуктов гидратации и их новообразований, полимеризация и поликонденсация синтетических веществ; при физико-химических методах - ионный обмен, адгезия вяжущих, необратимая коагуляция частиц, адсорбция, диспергация, кристаллизация и др.; при физико-механических методах - разупрочнение, упрочнение, электроосмос, электрофорез, спекание, плавление и др. (Укреплённые грунты. (Свойства и применение в дорожном и аэродромном строительстве/В.М.Безрук, ИЛ. Гурячков, Т.М. Луканина и др. - М.: Транспорт, 1982. - 321 с.)

Качество упрочнения грунтов находится в сложной функциональной зависимости от свойств минерального заполнителя, применяемых реагентов и добавок, а также от соблюдения регламента производства работ [98].

Дата: 2019-02-02, просмотров: 196.