Одним из высокоэффективных и экономичных способов создания прочного, шероховатого и износостойкого слоя, особенно на дорогах с интенсивным движением грузовых автомобилей и автомобилей с шипами, является способ втапливания щебня.
Втапливание щебня - это способ устройства шероховатого слоя износа путем укладки тонким слоем песчаной или мелкозернистой малощебенистой асфальтобетонной смеси типа В или Д, ее предварительного уплотнения, немедленного распределения прочного щебня слоем в одну щебенку и вдавливания (втапливания) его катками в слой свежеуложенного асфальтобетона. Толщина слоя асфальтобетона должна быть не менее 3 см (рис. 20.10).
Рис. 20.10. Схема втапливания щебня в слой уложенной асфальтобетонной смеси:
Нижний слой асфальтобетонного покрытия; 2 - разлитое вяжущее; 3 - асфальтобетонная смесь для верхнего слоя; 4 - рассыпанный одномерный щебень; 5 - щебень после уплотнения, втопленный в асфальтобетонную смесь
Щебень, который втапливают в асфальтобетонную смесь, должен быть приготовлен из прочных, I-II класса прочности износостойких и малошлифующихся изверженных и метаморфических горных пород или аналогичных им по качеству шлаков. Используется одномерный щебень размерами 10-15, 15-20 или 20-25 мм, обработанный битумом с расходом 1-1,3 % от массы щебня.
Обработка щебня вяжущим осуществляется в асфальтобетонном смесителе при температурах 140-170°С при использовании битумов БНД 60/90 и БНД 90/130; при температурах 110-160°С при использовании битумов СГ 130/200, МГ 130/200; при температурах 80-120°С при использовании битумов СГ 70/130, МГ 70/130. Вяжущее должно полностью обволакивать щебень и не стекать с него. Целесообразно осуществлять обработку щебня вспененным битумом. Для повышения сцепления вяжущего с щебнем используются ПАВ.
Температура нагрева щебня и вяжущего при смешении зависит от марки последнего, температуры и влажности воздуха (табл. 20.5). При большей влажности и холодной погоде необходимо придерживаться верхних пределов температуры вяжущих.
Лучшие результаты по качеству шероховатого слоя достигаются при втапливании горячего черного щебня в горячий асфальтобетон. Такая технология возможна при наличии одного смесителя для синхронного приготовления черного щебня и другого смесителя для приготовления асфальтобетона. Возможно втапливание холодного черного щебня в горячий асфальтобетон, при этом щебень должен обрабатываться вяжущим заблаговременно (например, в зимний период).
Таблица 20.5
Марка вяжущего | Температура нагрева, °С | |
вяжущего | щебня | |
БНД 60/90, 90/130 | 140-160 | 150-170 |
БНД 130/200, 200/300 | 110-130 | 120-160 |
СГ 130/200 | 90-120 | 110-130 |
СГ 70/130 | 80-100 | 100-120 |
Щебень и вяжущее тщательно дозируют. Щебень, обработанный вяжущим, при применении его горячим сразу после приготовления доставляют к месту строительства и укладывают на покрытие. Холодный щебень можно хранить до 4-8 месяцев на складе. Применение горячего щебня повышает качество шероховатого покрытия, но требует более высокой культуры труда.
Слои износа по способу втапливания щебня применяют при строительстве новых покрытий, при реконструкции, усилении и ремонте, любых типов капитальных и переходных покрытий.
При строительстве асфальтобетонного покрытия немедленно после распределения смеси асфальтоукладчиком рассыпают одномерный щебень с последующим уплотнением смеси и одновременным втапливанием щебня. Щебень распределяют самоходным распределителем или распределителем, работающим на прицепе к асфальтоукладчику (рис. 20.11). Для погрузки в бункер распределителя щебня, доставляемого автомобилями-самосвалами, применяют ковшовые погрузчики.
Рис. 20.11. Технологическая последовательность строительства покрытия с втапливанием в него щебня распределителем на прицепе к асфальтоукладчику:
Дата: 2019-02-02, просмотров: 259.