Примечание. Знак «+» означает чрезмерную выраженность соответствующей черты воспитания, «-» недостаточную выраженность, «+ -* означает, что при данном типе воспитания возможна как чрезмерность данной черты, так и ее недостаточность или невыраженность.
по типу «Золушки». При таком воспитании усиливаются черты эпилептоид-ной акцентуации характера, а у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной и астеноневротической акцентуациями характера могут формироваться процессы декомпенсации и невротические расстройства.
Повышенная моральная ответственность (П-, У-, Т+) образуется сочетанием высоких требований к ребенку и одновременно с этим понижением внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Этот тип воспитания стимулирует развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.
Гипопротекция (гипоопека, безнадзорность (П-, У-, Т-, 3-). Ребенок представлен сам себе, родители не интересуются им и не контролирует его. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.
12. Расширение сферы родительских чувств (РРЧ). Обычно этот феномен наблюдается при таких нарушениях воспитания, как потворствующая или доминирующая гиперпротекция. Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда в силу каких-либо причин супружеские отношения между родителями оказываются нарушенными: нет одного из супругов (смерть, развод) либо отношения с партнером по браку не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (эмоциональная холодность, несоответствие характеров). Нередко при этом мать (реже отец), сами того не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Родители хотят, чтобы он удовлетворял хотя бы часть потребностей, которые в обычной семье должны быть удовлетворены в процессе супружеских отношений (взаимная исключительная привязанность, частично эротические потребности). Отношения с ребенком, а позднее с под-
224
ростком, становятся исключительными, важными для родителя. Мать нередко отказывается от повторного замужества, стремясь отдать сыну «все чувства», «всю любовь». В детстве стимулируется эротическое отношение к родителям (ревность, детская влюбленность). Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителя возникает страх перед нарастающей самостоятельностью подростка, в результате чего появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Стремление одного из родителей к расширению сферы родительских чувств за счет включения эротических потребностей в отношения с ребенком, как правило, им не осознается. Эта психологическая установка проявляется косвенно, например, в высказываниях о том, что ей (матери) никто не нужен, кроме сына, и в характерном противопоставлении идеализированных отношений с сыном не удовлетворяющим отношениям с мужем. Иногда такие матери осознают свою ревность к подругам сына, хотя чаще они проявляют ее в виде многочисленных придирок к ним.
13. Предпочтение в подростке детских качеств (ПДК). Этот вид нарушения воспитания обусловлен потворствующей гиперпротекцией. У родителей появляется стремление игнорировать взросление детей, стимулировать у них детские качества (детскую импульсивность, непосредственность, игривость). Для таких родителей ребенок все еще «маленький». Нередко они открыто признают, что маленькие дети им вообще нравятся больше, что со старшими уже не так интересно. Страх или нежелание взросления ребенка могут быть связаны с особенностями биографии самого родителя (например, он имел младшего брата или сестру, и на них в свое время переключилась любовь его родителей, в связи с чем свой старший возраст воспринимался им как несчастье). Рассматривая ребенка как «еще маленького», родители снижают уровень требований к нему, создавая потворствующую гиперпротекцию и стимулируя развитие психического инфантилизма.
14. Воспитательная неуверенность родителей (ВН). Наблюдается чаще всего при таких нарушениях воспитания, как потворствующая гиперпротекция или пониженный уровень требований. Воспитательную неуверенность родителя можно было бы назвать «слабым местом» личности родителя. В этом случае происходит перераспределение власти в семье между ребенком и родителем. Родитель «идет на поводу» у подростка, уступает даже в вопросах, в которых, по его собственному мнению, уступать нельзя. Это происходит потому, что ребенок сумел найти к этому родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя ситуации «минимум требований — максимум прав». Типичная ситуация в такой семье — бойкий, уверенный в себе ребенок, смело ставящий требования, и нерешительный, винящий себя во всех неудачах с ребенком родитель. В одних случаях «слабое место» обусловлено психастеническими чертами характера родителя. В других — существенную роль в формировании стиля семейного воспитания могли сыграть отношения родителя с его собственными родителями. В определенных условиях дети, воспитанные требовательными, эгоцентричными родителями, став взрослыми, видят в своих детях тех же требовательных, эгоцентричных существ, испытывают по отношению к ним то же чувство «неоплатного долга», какое испытывали ранее по
225
отношению к собственным родителям. Характерный признак таких родителей — доминирование в их высказываниях реплик с признанием массы ошибок, совершенных в воспитании. Неуверенно чувствующие себя в роли воспитателя родители боятся упрямства, сопротивления своих детей и находят довольно много поводов уступить им.
15. Фобия утраты ребенка (ФУ). Чаще всего ложится в основу господствующей или доминирующей гиперпротекции. «Слабое место» — повышенная неуверенность родителей, боязнь ошибиться, преувеличенное представление о хрупкости «ребенка», его болезненности. Как правило, подобное отношение обусловлено историей рождения ребенка (его долго ждали, обращения к врачам-гинекологам ничего не давали, родился хрупким и болезненными, с большим трудом удалось выходить и т. п.). Другой источник — перенесенные тяжелые заболевания ребенка, особенно если они были длительными. Отношение родителя к ребенку в этом случае формируется под воздействием накопленного страха утраты ребенка. Этот страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к каждому пожеланию подростка и спешить с его выполнением (потворствующая гиперпротекция), других — мелочно опекать его (доминирующая гиперпротекция). Типичные высказывания таких родителей отражают их ипохондрическую боязнь за ребенка: они видят у него множество болезненных проявлений. У родителей свежи воспоминания о прошлых, даже отдаленных по времени переживаниях по поводу здоровья ребенка.
16. Неразвитость родительских чувств (НРЧ) препятствует интеграции семьи и лежит в основе таких типов нарушения воспитания, как гиперпротекция, эмоциональное отвержение, «повышенная моральная ответственность», жестокое обращение. Воспитание является адекватным лишь тогда, когда родителями движут достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя». Слабость, неразвитость родительских чувств нередко встречается у родителей подростков с отклонениями характера. В то же время это явление очень редко ими осознается, а еще реже признается как таковое. Внешне оно проявляется в нежелании иметь дело с подростком, в плохой переносимости его общества, в поверхностности интереса к его делам. Неразвитость родительских чувств может быть обусловлена отвержением самого родителя в детстве его родителями, тем, что он сам в свое время не испытал родительского тепла. Другой причиной могут быть особенности характера родителя, например, выраженная шизоидность.
Замечено, что родительские чувства значительно слабее развиты у очень молодых родителей, имея тенденцию усиливаться с возрастом. При достаточно благоприятных условиях жизни семьи НРЧ определяет стиль воспитания по типу гипопротекции или эмоционального отвержения. При трудных, напряженных условиях жизни на подростка часто перекладывается значительная часть родительских обязанностей («повышенная моральная ответственность») либо в адрес ребенка возникает раздражительно-враждебное отношение. Типичные высказывания таких родителей содержат жалобы на утомительность родительских обязанностей, сожаление, что эти обязанности отрывают от чего-то более важного и интересного. Для женщин с неразвитым родительским чув-
226
ством довольно часто характерны эмансипационные устремления и желание любым путем устроить свою жизнь.
17. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств (ПНК). В большинстве случаев составляет основу эмоционального отвержения, жестокого обращения. Причиной такого воспитания подростка является то, что в ребенке родитель видит те черты, наличие которых он ощущает, но не признает в самом себе. Это могут быть агрессивность, склонность к лени, тяга к алкоголю, различные протестные реакции, несдержанность и др. Ведя борьбу с такими же истинными или мнимыми качествами у ребенка, родитель (чаще отец) извлекает из этого эмоциональную выгоду для себя: борьба с нежеланным качеством кого-то другого помогает ему верить, что у него самого этого качества нет. Эти родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными качествами и слабостями ребенка, о мерах наказания, к которым они в связи с этим прибегают. В высказываниях родителей сквозит уверенность в том, что подросток неисправим, нередко они полны инквизиторских интонаций с характерным стремлением в любом поступке видеть проявление дурных качеств подростка, с которыми родитель борется.
18. Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК). Как правило, является первопричиной типа воспитания, соединяющего в себе потворствующую гиперпротекцию одного родителя с отвержением либо доминирующей гиперпротекцией другого. Конфликтность во взаимоотношениях супругов — нередкое явление даже в относительно стабильных семьях. Но лишь в ряде семей воспитание превращается в «поле битвы» конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность более открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом мнения родителей чаще всего бывают диаметрально противоположными: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой же родитель склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу. Характерное проявление такой «битвы» — выражение недовольства воспитательными методами другого супруга. При этом легко обнаруживается, что каждого интересует не столько то, как воспитывать подростка, сколько то, кто прав в воспитательных спорах. Шкала ВК отражает типичные высказывания «строгой стороны». Это связано с тем, что именно «строгая сторона», как правило, является инициатором обращения к врачу либо психологу.
19. Предпочтение мужских качеств (ПМК).
Методика "Родителей оценивают дети" (РОД) |
Психодиагностика психолога в школе - Диагностика семейных взаимоотношений |
Методика "Родителей оценивают дети" (РОД) создана на базе методики "Анализ семейного воспитания" (АСВ) И.А. Фурмановым и А.А. Аладьиным. Цель методики Методика предназначена для изучения представлений ребенка о стиле семейного воспитания. Использование этой методики позволяет обнаружить наличие проблем в представлениях членов семьи. Кроме того, знакомство родителей с результатами ответов их детей часто усиливает мотивацию последних к изменениям в семейных отношениях, желание понять ребенка. Описание методики Опросник содержит 120 утверждений, которые позволяют получить информацию по 18 шкалам. Названия и обозначения шкал в целях удобства сопоставления с методикой АСВ сохранены. В данной методике отсутствуют две последние шкалы опросника АСВ. Процедура проведения и интерпретация аналогична тем, которые были описаны в опроснике АСВ. Инструкция: "Предлагаемый опросник содержит мнение детей о взаимоотношениях с родителями. Читайте по очереди утверждения он росника. Если Вы, в общем, согласны с ними, то на бланке ответов зачеркните номер, им соответствующий. Если Вы, не согласны, — не делайте никаких пометок. В опроснике нет "неправильных" или "правильных" утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете". Текст методики 1. Мои родители считают: все, что они делают, они делают ради меня. 2. У моих родителей часто не хватает времени позаниматься со мной чем-нибудь интересным: куда-нибудь пойти вместе, поговорить о каких-нибудь проблемах. 3. Мои родители часто разрешают мне такие вещи, которых не разрешают многие другие родители. 4. Мои родители не любят, когда я обращаюсь к ним с вопросами. Говорят: "Догадайся сам". 5. Я имею дома гораздо больше обязанностей, чем большинство моих товарищей. 6. Меня даже мои родители не могут заставить что-нибудь сделать по дому. 7. Мои родители считают, что мне лучше не задумываться над правильностью их взглядов. 8. Обычно я возвращаюсь домой тогда, когда захочу. 9. Мои родители не оставляют безнаказанным ни одного моего плохого поступка, считают, что только тогда я стану человеком. 10. По возможности родители стараются меня не наказывать 11. Когда мои родители в хорошем настроении, нередко прощают мне то, за что в другое время наказали бы. 12. Родители любят меня больше, чем друг друга. 13. Мне кажется, что раньше, когда я был маленький, родители любили меня больше, чем сейчас. 14. Когда я подолгу упрямлюсь или злюсь, родители часто понимают, что поступили по отношению ко мне неправильно. 15. У моих родителей долго не было детей, и моего появления очень ждали. 16. От своих родителей я часто слышу, что воспитание детей очень утомительное дело. 17. Я подозреваю, что у меня есть какие-то качества, которые выводят родителей из себя. 18. Мои родители часто конфликтуют из-за различия во взглядах на мое воспитание. 19. Мои родители говорят, что я для них самое главное в жизни. 20. Мои родители мало интересуются, где я пропадаю. 21. Родители стараются покупать мне такую одежду, какую я сам выберу, даже если она дорогая. 22. Мои родители считают меня непонятливым. Говорят: "Легче самому два раза сделать, чем один раз объяснить тебе". 23. Мне нередко приходилось (или приходится) присматривать за моим младшим братом (сестрой). 24. Мои родители предпочитают что-то сделать сами, чем "связываться" со мной. 25. Мои родители очень злятся, когда я подмечаю их слабости и недостатки. 26. Я сам (без участия родителей) решаю, с кем мне дружить. 27. Мои родители считают, что дети должны не только любить их, но и бояться. 28. Родители меня ругают очень редко. 29. В своей строгости по отношению ко мне у родителей возникают большие колебания. Иногда они очень строги, а иногда все разрешают. 30. Мы с мамой понимаем друг друга лучше, чем с отцом. 31. Моих родителей огорчает, что я слишком быстро стал взрослым. 32. Если я упрямлюсь, то родители делают так, как я хочу. 33. Мои родители считают меня слабым и болезненным. 34. Мои родители (или один из них) считают, что если бы у них не было детей, они бы добились гораздо большего в жизни. 35. У меня есть некоторые слабости, с которыми упорно борются мои родители. 36. Нередко бывает, когда меня наказывает один из родителей, другой упрекает его в излишней строгости и начинает утешать меня. 37. Мои родители часто говорят, что заботы обо мне занимают наибольшую часть их времени. 38. Мои родители редко посещают родительские собрания. 39. Мои родители стараются купить мне все, что я захочу, даже если это стоит дорого. 40. От моих родителей часто можно услышать, что они сильно устают от общения со мной. 41. Мои родители часто поручают мне важные и трудные дела. 42. Мои родители считают, что на меня нельзя положиться в серьезном деле. 43. Мои родители считают, что главное, чему родители должны научить своих детей — это слушаться. 44. Я сам решаю — курить мне или нет. 45. Мои родители считают, что чем строже они относятся ко мне, тем лучше для меня. 46. Мои родители очень мягкие люди. 47. Если мне что-то нужно от родителей, то я стараюсь выбрать момент, когда они в хорошем настроении. 48. Мои родители часто говорят, что когда я вырасту, то они мне будут не нужны. 49. Мои родители считают, что чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело. 50. Часто мое упрямство есть результат неправильного отношения родителей ко мне. 51. Мои родители постоянно переживают за мое здоровье. 52. Мои родители считают, что если бы у них не было детей, то их здоровье было бы гораздо лучше. 53. Мои родители считают, что, несмотря на все их усилия, некоторые мои недостатки остаются без изменений. 54. Мой отец считает, что я его недолюбливаю. 55. Мои родители считают, что ради меня им от многого в жизни пришлось отказаться. 56. Бывает, что родители не знают о моих оценках и поведении, потому что редко заглядывают в мой дневник. 57. Мои родители тратят на себя значительно больше денег, чем на меня. 58. Мои родители не любят, когда я что-то прошу. Говорят, что лучше знают, чего мне надо. 59. Мои родители считают, что у меня было более трудное детство, чем у большинства детей. 60. Обычно я делаю дома только то, что мне хочется, а не то, что хотят родители. 61. Мои родители считают, что я должен уважать их больше, чем всех других людей. 62. Я сам решаю, на что мне тратить свои деньги. 63. Мои родители строже относятся ко мне, чем другие родители к своим детям. 64. Мои родители считают, что от наказаний меня мало проку. 65. Члены нашей семьи неодинаково строги со мной. Одни балуют, другие, наоборот, очень строги. 66. Мои родители часто говорят, что им бы хотелось, чтобы я не любил никого кроме них. 67. Мои родители часто говорят, что когда я был маленький, то нравился им больше, чем теперь. 68. Часто я понимаю, что родители затрудняются в выборе решений, как поступить со мной. 69. Мои родители многое позволяют мне из-за моего слабого здоровья. 70. Я часто слышу от родителей, что воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Что они отдают мне все, а взамен не получают ничего. 71. Мои родители считают, что я не понимаю добрых слов и единственное, что на меня действует — это строгие постоянные наказания. 72. Моя мать считает, что отец настраивает меня против нее. 73. Мои родители говорят, что все время думают только обо мне, моих делах, здоровье и т.д. 74. Мои родители редко заглядывают в мой дневник. 75. Я всегда умею добиться от родителей того, чего мне хочется. 76. Мои родители говорят, что им больше нравится, когда я веду себя тихо и спокойно. 77. Я стараюсь во всем помочь родителям. 78. Мои родители считают, что если даже я уверен, что они не правы, то должен делать так, как говорят они. 79. У меня мало обязанностей по дому. 80. Выходя из дому, я редко говорю родителям куда иду. 81. Мои родители считают, что бывают случаи, когда лучшее наказание — это ремень. 82. Мои родители говорят, что многие недостатки пройдут сами собой с возрастом. 83. Мои родители берутся за меня лишь тогда, когда я что-то натворю. Если все тихо, они оставляют меня в покое. 84. Я часто слышу от матери (отца), что если бы я не был их ребенком, а она (он) была (был) бы помоложе, то наверняка в меня влюбилась бы. 85. Мои родители говорят, что когда я был маленьким, со мной было интереснее говорить, чем сейчас. 86. Мои родители считают, что в моих недостатках виноваты они сами, потому что неумело меня воспитывали. 87. Мои родители говорят, что моя жизнь и здоровье стоило им огромных усилий. 88. Мои родители считают, если бы у них не было детей, они бы жили лучше. 89. Мои родители считают, что если они предоставят мне свободу, то я немедленно использую это во вред себе и окружающим. 90. Нередко бывает, что если мать говорит мне одно, то отец говорит другое и наоборот. 91. Мои родители говорят, что тратят на меня больше сил и времени, чем на себя. 92. Мои родители мало знают о моих делах. 93. Мои желания — закон для моих родителей. 94. Когда я был маленький, то очень любил спать с родителями (или с одним из них). 95. Мои родители считают, что у меня плохой желудок. 96. Мои родители говорят, что они нужны мне, лишь пока я не вырос, а потом я все реже буду вспоминать о них. 97. Иногда мне кажется, что ради меня родители пошли бы на любую жертву. 98. Мои родители считают, что мне нужно уделять значительно больше времени, чем они могут. 99. Когда я ласков с родителями, они мне все прощают. 100. Мои родители хотели бы, чтобы я обзавелся семьей как можно позже — после 30 лет. 101. Моих родителей беспокоит, что мои руки и ноги часто бывают очень холодными. 102. Мои родители говорят, что я маленький эгоист и совсем не думаю об их здоровье и чувствах и т.д. 103. Мои родители считают, что если бы они не отдавали мне все время и силы, то я бы плохо кончил. 104. Когда у меня все благополучно, родители меньше интересуются моими делами. 105. Моим родителям трудно сказать мне "нет". 106. Мои родители огорчены, что я все меньше в них нуждаюсь. 107. Мои родители считают, что мое здоровье хуже, чем у большинства моих сверстников. 108. Мои родители считают, что я испытываю по отношению к ним слишком мало благодарности. 109. Мои родители считают, что я не могу обходиться без их постоянной помощи. 110. Большую часть своего свободного времени я провожу вне дома. 111. Обычно у меня очень много времени для развлечений 112. Я часто слышу от родителей, что кроме меня им больше никто на свете не нужен. 113. Моих родителей волнует мой беспокойный и прерывистый сон. 114. Нередко я слышу от родителей сожаления, что они слишком рано поженились. 115. Мои родители считают, что всего, чего я добился к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), я добился только благодаря их постоянной помощи. 116. Моими делами в семье в основном занимается кто-то один из родителей. 117. Кончив уроки, я обычно занимаюсь тем, что мне нравится. 118. Когда я иду на свидание, у моих родителей портится настроение. 119. Мои родители обеспокоены тем, что я часто болею. 120. Мои родители не помогают, а осложняют мою жизнь. |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 548.