Обоснование
"Супружеская конференция и семейный совет" представляют собой встречи, проводимые на регулярной основе супружеской парой или семьей, в рамках которых обеспечиваются равные возможности участия всех членов семьи. Они - суть методы, сконструированные с целью улучшить внутрисемейные взаимоотношения и повысить их интенсивность. Предложены семейными терапевтами адлерианского направления и основаны на принципах, содержащихся в теоретических представлениях последнего. Идея "семейного совета" была популяризирована Дрейкусом и его коллегами ( Dreikurs, 1948; Dreikurs, R., Corsini, R. J., Lowe, R., and Sonstegard, 1959; Dreikurs and Soltz 1964; Dreikurs, Gould and Corsini, 1974; Corsini, and Rigney, 1970; Dinkmeyer,Pew and Dinkmeyer, 1979; Manaster and Corsini, 1982).
Большинство супружеских пар и семей, захвачены борьбой за власть, которая разыгрывается вокруг определенного конфликта, предъявляемого ими в качестве симптома, при этом не видится никаких возможностей включиться во взаимодействие принципиально другого рода. Опыт каждого не слышится, не понимается и не признается другими членами семьи. Типичное обсуждение здесь - один говорит, остальные перебивают его, уходят от обсуждаемой проблемы, вразнобой предлагают свои вопросы для обсуждения. Каждый же по сути дела, движется в русле лишь своих интересов. Вместо всего этого на конференциях, каждый член семьи получает инструкцию уделять пристальное внимание другим ( другому ). Само внимательное слушание оказывает очень существенное влияние на тех индивидов, которые включены в общение.
По Манастеру и Корзини, существует по крайней мере четыре причины, из-за которых следует проводить Семейный совет:
1. Для того, чтобы дать возможность членам семьи свободно общаться между собой.
2. Для того, чтобы избежать насилия в семье. 3. Для обучения членов семьи, как детей, так и взрослых,
демократическим приемам разрешения конфликтов. 4. Для поддержания гармонии и мира в семье (Manaster and
Corsini, 1982,р.231) Семейный совет основывается на таких философских принципах,
которые предполагают, что демократические методы, введенные в семейную систему, повысят уважение между всеми членами семьи, кооперацию между ними, так как все будут иметь голос в процессе принятия решения, увеличится интерес членов семьи друг к другу и понимание друг друга - все будут реально включены в процесс внутрисемейного взаимодействия. Кроме того эти философские принципы могут способствовать созданию чувства внутригрупповой идентичности и, в то же время, стимулировать открытое признание индивидуальности каждого члена семьи, их самодостаточных вкладов и самоценности.
Терапевт назначает клиентам конференцию и/или совет в качестве домашнего задания, потом они могут стать ритуалами данной семьи. Она тщательно инструктирует членов семьи относительно всех деталей этих мероприятий и их правил проведения в домашней обстановке. Консультанты супружеских пар и семей адлеровского направления назначают эту технику в качестве развивающего и обогащающего семью процесса, а также как эффективного терапевтического средства.
Процедура "Супружеской конференции".
Когда терапевт приходит к убеждению, что есть необходимость в улучшении общения между супругами, она предлагает супружеской паре обдумать возможность регулярных встреч (время, место и частота оговариваются особо). Время отведенное для конфренции супруги должны полностью посвятить друг другу, исключить какие-либо посторонние вмешательства. Если эта идея принимается, супруги обсуждают удобное для обоих время, которое они могут посвятить общению друг с другом и при этом быть в хорошем физическом и психическом состоянии, неуставшие и неистощенные. И еще они соглашаются следовать правилам, список которых вручается терапевтом тут же на встрече. Эти правила могут варьироваться терапевтом для того, чтобы адаптировать их к специфическим проблемам и потребностям данной семьи. Обычно список правил представляет собой примерно следующее:
1. Супруги встречаются в условленное время и в условленном месте в период между настоящим моментом и следующей терапевтической сессией. Встреча должна происходить в условиях, когда нет никаких влияний извне (необходимо проводить как минимум одну подобную встречу в неделю).
2.Один супруг начинает и может в течении какого-то фиксированного времени (обычно полчаса), по его усмотрению, говорить или сохранять молчание, его же партнер уделяет ему в течении всего этого периода 100% своего внимания. При этом можно рассказывать о чем угодно - о снах, планах, болячках, желаниях, потребностях. Партнер же ни в коем случае не должен перебивать, не имеет права курить, двигаться взад-вперед по комнате и делать что-либо, что могло бы нарушить процесс общения. Он обязан лишь внимательно слушать. Точно в определенное время первый партнер останавливается.
3. Второй партнер сразу же должен кратко (в течении трех минут) зафиксировать то, что он услышал в монологе первого и что, как он полагает, первый имел всем этим ввиду. Позиция говорившего признается как имеющая право на существование и на данном этапе встречи никак не атакуется и не критикуется.
4. После этого второй партнер сразу же приступает к использованию положенного ему получаса, а первый - обязан всецело принадлежать ему, точно также как было в предыдущие полчаса. Второй также может сообщить что хочет и как хочет.
5. После того, как второй партнер закончит свой монолог, первый в течении трех минут должен резюмировать услышанное и подтвердить, что позиция другого, равно как и его собственная, имеет право на существование, а также, что он воспринял ее адекватно.
6. Обсуждение должно закончиться в строго определенное время. 7. Вопросы, обсуждаемые на конференции, не должны подниматься
вплоть до следующей конференции. 8. В начале следующей терапевтической сессии супружеская пара
отчитывается о том, что произошло в промежуток между сессиями. Терапевт, используя материалы сессии, изменяет в соответствии с актуальной ситуацией правила проведения последующих конференций и еще раз повторяет свое задание.
Следует подчеркнуть, что супружеская конференция отнюдь не представляет собой технику, направленную на принятие решения. Ее цель - сделать общение между партнерами более открытым, конструктивно увеличить близость между ними и, по крайней мере, снизить уровень силовых игр между ними.
Процедура "Семейного совета".
Когда терапевт приходит к заключению, что методика "Семейный совет" может оказаться полезной для улучшения взаимоотношений в данной семье и ее способности принимать решения, она знакомит с идеей родителей или же всю семью. Причем терапевт, предвидя трудности в осуществлении данного мероприятия, так как оно не соответствует обычно принятому в семьях способу обсуждения трудных вопросов и решения проблем, вместе с тем убеждает семью в его необходимости - подчеркивается, что Семейный совет приоткрывает ряд новых возможностей улучшения стиля семейной жизни. Она может выбрать следующий способ поощрения их к его проведению - сказать, что до сих пор семья демонстрировала удивительные способности к взаимодействию, соглашаясь сражаться друг с другом, хотя эти же самые способности могут быть использованы для того, чтобы научиться приходить к взаимному согласию.
Вслед за этим терапевт описывает правила проведения Семейного совета.
1. Определите определенное время и место встречи для того, чтобы не было никаких факторов, которые могли бы ей помешать.
2. Совет формально включает в себя всех членов семьи, однако никого нельзя заставить присутствовать на нем, насильно понуждать к этому. Вместе с тем, тот, кто отсутствует должен согласиться следовать тем решениям, которые будут приняты. Делается все возможное для того, чтобы все могли присутствовать на встрече.
3. Решения, принятые на Совете не могут быть в одностороннем порядке нарушены или же проигнорированы. Если такое происходит, это должно обсуждаться на следующем собрании.
4. Каждый может предложить вопросы для обсуждения. В некоторых семьях существует обычай класть лист бумаги со списком вопросов, требующих всеобщего обсуждения в самом удобном для всех членов семьи месте, например, на холодильнике - для того, чтобы как только кому-то в голову придет соответствующая идея - ее сразу можно было бы зафиксировать.
4. Список вопросов может представлять собой все, что связано с благополучием детей, семейных прогулок и пикников, то есть тех решений, которые имеют отношение к семье как целому. При этом родителям конечно же не стоит приглашать шестилетнего сына для обсуждения того, следует ли внести деньги в недвижимость или на счет в банке, нужно ли ему ходить в школу - и т.д. Родители обсуждают с детьми и добиваются их согласия по таким вопросам как работа по уборке дома, правила, связанные со временем возвращения домой, поведения во время посещения дома друзьями. Дети могут включить в список такие вопросы как возможность уединения, большей независимости, большей гибкости по отношению к домашней работе и времени, которое им можно уделить телевизору. Дети могут также попросить о помощи в улаживании различного рода конфликтов друг с другом. Некоторые пункты касаются не принятия каких-либо решений - члены семьи делятся своими мыслями, чувствами, надеждами, достижениями, опытом, решения проблем, с которыми им пришлось столкнуться. Место председателя Совета должно переходить от одного члена семьи к другому из числа тех, кто эти обязанности в состоянии выполнять. Лицо, выполняющее обязанности председателя должно делать все возможное для того, чтобы вполне соответствовать роли демократического лидера семейной группы. При этом родители не имеют права вставать в позицию Верховной Власти. Проведение Семейного совета должно осуществляться на основе общеизвестных правил проведения любого демократического собрания. Однако нужно иметь ввиду, что достижение всеобщего консенсуса является более приемлемым, чем решение на основе большинства голосов.
6. Все должны принимать участие в выполнении тех решений, которые приняты - по букве и по духу, причем мелочная придирчивость здесь неприемлема.
7. Как родители, так и дети должны быть уверены в том, что они имеют в семье свой подлинный голос, что сказанное ими будет услышано, принято и со всей серьезностью рассмотрено. В качестве существенного подспорья при проведении Совета может оказаться полезным определенная степень развития способности к хорошему юмору, способность смеяться над недостатками людей, а не над самими людьми.
8. Семейный совет проводится для того, чтобы решать проблемы, а не для того, чтобы подвергать нападению конкретных людей.
Семья должна быть предупреждена о том, что встреча не может быть успешной до тех пор, пока каждый член семьи не научиться использовать Совет как эффективное средство решения своих собственных проблем.
На следующей сессии семья делится с терапевтом опытом проведения Совета и он затем обсуждается. Полученный в ходе этого обсуждении материал используется для дальнейшей терапевтической работы на сессии. Затем психотерапевт еще раз пересматривает правила проведения Семейного совета, помогает семье решить некоторые формальные проблемы, связанные с его проведением и стимулирует их к продолжению проведения подобных собраний.
Использование.
Данная техника обеспечивает терапевта средствами научить семью приемам демократического обсуждения вопросов, которые можно практиковать в домашней обстановке. С ее помощью соглашение бороться друг с другом преобразовывается в соглашение быть открытыми и обсуждать даже самые трудные и болезненные вопросы. Она дает богатый материал для последующих психотерапевтических сессий, ясно указывает на то, где именно застряли клиенты. В контексте использования данной техники психотерапевт имеет возможность показать членам семьи, что обсуждение точки зрения другого дает лишь новую информацию, а не является отвержением другого человека или выражением ненависти к нему. Двигаясь к равенству в семье, мы таким образом можем способствовать достижению равенства в обществе в целом.
Вопрос 70."ВОСПОМИНАНИЯ"
Обоснование
"Воспоминания" представляют собой прожективный метод, который предложил Альфред Адлер (Manaster,Corsini,1982) для оценки жизненного стиля клиента и его социального окружения. Поскольку человеческое восприятие представляет собой субъективный и селективный феномен и поскольку каждый человек обладает большим количеством воспоминаний, любое специфическое воспоминание может оказаться важным и значимым для клиента в данный момент времени. Способ, посредством которого клиент описывает то или иное событие прошлого, может высветить существенные стороны его личности, жизненные цели, верования, установки, а также предпочитаемые сенсорные модальности, необходимые для совладания с трудными жизненными ситуациями.
Процедура
Попросите клиента, супружескую пару или каждого члена семьи независимо друг от друга вспомнить первое пришедшее в голову возможно более раннее событие и описать его так, как будто оно происходит сейчас. Образцы вопросов при этом могут быть такие:
"Не могли бы вы вспомнить самый ранний случай из вашей жизни, когда вы еще были ребенком, который приходит вам в голову?".
"Не могли бы вы вспомнить первый случай из вашего детства, пришедший вам в голову, связанный с вашей мамой (папой, братом, школой и т.д.)?".
"Не могли бы вы вспомнить, при каких обстоятельствах вы впервые встретили своего супруга? Что тогда происходило? Что из произошедшего вас особенно поразило? Что привлекло?"
Затем психотерапевт спрашивает: "Что запомнилось более живо и ярко? Как все это воспринимается вами сейчас, когда вы вспоминаете об этом случае? Счастливы ли вы? Грустно ли вам? Встревожены ли вы и т.д."
Воспоминания стенографируются или записываются на магнитофонную пленку, а затем каждое анализируется на предмет специфики того содержания, которое в нем проявляется. Причем каждое слово в сообщении клиента берется в его буквальном значении, их возможные подсознательные символические смыслы игнорируются.
Проверяется тематическое содержание каждого воспоминания для определения того, что именно беспокоит в данный момент человека. Причем объекты, на которые направлено действие, скорее всего связаны с главными целями и смыслами поведения человека, а прилагательные и наречия описывают его убеждения. Далее выясняется какие из пяти сенсорных модальностей предпочитает данный человек - это становится ясным по тому как он смотрит, слушает и так далее. Кроме того такие жизненные установки как оптимизм, пессимизм и т.д. также проявляются здесь весьма очевидно.
Пример
Воспоминания супружеской пары об их первой встрече.
Воспоминания Мэри.
Мэри: Я вижу Тома в окружении других людей в противоположном конце комнаты. Он одет красиво, нарядно и аккуратно, совсем не так, как остальные. Он подходит и представляется. Мы долго разговариваем. Ему интересно то, о чем я говорю. Он внимателен ко мне. Он помогает мне решить важные проблемы, которые не дают мне покоя. Ему хочется встречаться со мной.
Психотерапевт: Какие из воспоминаний самые живые? Мэри: То, что он обращает на меня внимание даже в присутствии
других людей. Психотерапевт: Что Вы чувствуете, когда сейчас вспоминаете об
этом? Мэри: Печаль. Сейчас он этого не делает.
Воспоминания Мэри приоткрывают сразу несколько тем: 1/она относительно пассивна и хочет, чтобы другие проявили инициативу, 2/она ожидает, что другие будут ею интересоваться, 3/она ждет от других помощи, 4/ для нее имеет значение внешний вид человека, 5/она обращает достаточно большое внимание на аккуратность, 6/ у нее скорее пессимистический, чем оптимистический взгляд на жизнь и на других людей, ее беспокоят серьезные жизненные проблемы, 7/ она имеет тенденцию смотреть на мужчин сверху вниз, 8/ ее приоритетные сенсорные модальности - зрительная и слуховая.
Воспоминания Тома:
Том: Я заметил девушку, которая смотрит на меня. Я думаю, что она очень даже ничего, поэтому я подхожу к ней и знакомлюсь. С ней легко разговаривать и она не имеет обыкновения вести себя агрессивно в разговоре, спорить с собеседником. Скорее всего она уважительно относится ко мне и ей нужно получить мой совет по некоторым вопросам. Я приглашаю ее на танец и она соглашается. Я назначаю ей свидание и она не против провести со мной время. В ее отношении ко мне нет никакой соревновательности. Когда мы танцуем она удивительно приятно прижимается ко мне. Вокруг нее разлита какая-то теплота и эта теплота мне очень нравится.
Психотерапевт: Какие воспоминания наиболее живые? Том: Ее теплота и то, как она, танцуя, прижимается ко мне. Психотерапевт: Что Вы чувствуете, когда все это сейчас
вспоминаете? Том: Чувствую приятное.
Здесь на поверхность тоже выступает несколько важных тем: 1/для Тома имеет значение физическая привлекательность, 2/ ему хочется, чтобы другой человек делал то, что он скажет и не спорил с ним, 3/он склонен к риску, склонен брать на себя инициативу, он - активный человек, 5/для него важны ощущение теплоты и физического контакта, 6/он ожидает критики и соревнования при контактах с людьми и хотел бы оградить себя от такого рода взаимоотношений.
В выше приведенном примере психотерапевт может на основе техники "Воспоминание" оценить важные характеристики жизненного стиля клиентов, их потребности и ожидания, сходные и взаимодополнительные характеристики Мэри и Тома. Данное использование "воспоминаний" дает возможность определить первоначальное соглашение (контракт), существовавшее между членами этой супружеской пары. Том взял на себя обязанность уделять Мэри внимание, способствовать тому, чтобы она чувствовала себя особенной, проявлять инициативу и помогать ей. Предполагалось, что это поможет ей чувствовать себя хорошо. Она же в свою очередь обязана была быть всегда теплой, дружески настроенной, физически близкой, нуждаться в нем, всегда во всем соглашаться, позволить ему быть в позиции сверху. Нарушение данного контракта скорее всего должно было бы привести к разочарованию. Мы можем таким образом заключить, что Мэри хочет больше смотреть и говорить, Том же склонен больше действовать и касаться - оба они нуждаются в том, чтобы изучить язык наслаждения друг друга.
Клиентов можно попросить проинтерпретировать свои собственные воспоминания, или же это может сделать сама психотерапевт, задавая, например, такой вопрос: "Можно ли предположить, что вы являетесь такого рода человеком, который...?"
Использование
Техника может быть использована в работе с любыми клиентами (за исключением маленьких детей), которые в состоянии вспоминать и говорить.
Она может быть применена на ранних этапах психотерапии как диагностическое средство. Ее можно также использовать для периодической оценки в ходе психотерапевтического процесса тех изменений, которые произошли в системе убеждений и восприятий клиентов. Как базисная прожективная техника, этот метод помогает клиентам с большим уровнем сопротивления преодолеть или же обойти те трудности, которые возникают в ходе психотерапевтической
. Вопрос 71 СЕМЕЙНЫЕ ФОТОГРАФИИ
Обоснование.
Универсальность ностальгии и воспоминаний делают технику семейной фотографии полезным инструментом для изучения вклада прошлого семьи и ее членов в настоящее. Семейные фотографии являются средством изучения семейной структуры, характера общения между членами семьи, их ролей и стилей поведения. Как и множество других техник, сконструированных для того, чтобы выявить определенный прошлый опыт или сподвигнуть членов семьи соприкоснуться с чувствами друг друга - проводниками прошлого, в данной технике предполагается, что знание психотерапевта об истории семьи и образцах взаимодействия ее членов может оказаться полезным в понимании актуальной семейной ситуации и что члены семьи, включившись в совместное переосмысление своего опыта, смогут лучше понять чувства друг друга и научиться иметь дело с неразрешенными в настоящий момент конфликтами. Проведенное с точки зрения конкретных психотерапевтических целей исследование семейных фотографий может дать богатые данные об истории развития семьи и взаимоотношений ее членов.
При проведении данной методики психотерапевт может наблюдать многие важные проявления поведения. Какие фотографии показываются в первую очередь, а какие в последнюю ? Кто из членов семьи упущен? Быстро или медленно демонстрируется каждая фотография? В какой мере проявляются при рассматривании фотографий интерес или тревожность? Сопровождают ли показ фотографий шутки и смех? Фотографии можно изучать еще и для того, чтобы определить близость, или наоборот, дистанцию каждого члена семьи по отношению друг к другу и общую атмосферу, царившую в момент съемки. Обычаи, традиции и характер встреч, которые практикуются членами семьи также хорошо здесь проявляются.
Процедура.
Процедура описана Андерсон и Мэллой (Anderson,Malloy,1976). Если у психотерапевта имеются трудности в том, что она не
может достучаться до семьи, или же ей кажется, что семья не в состоянии вспомнить существенные события прошлой жизни и "значимых других", можно попросить их принести фотографии семьи.
Выполняя это разогревающее упражнение, включающие в себя обмен мнениями, семья обсуждает, каким образом фотографии были сделаны и выбраны для семейного альбома. При этом у семьи часто возникают трудности. Распространенные проблемы могут заключаться в невозможности найти фотографию, на которой была бы изображена вся семья, невозможность произвести сам выбор и т.д. Иногда процесс или проблемы, с которыми ожидает столкнуться семья, оказываются гораздо более значимыми, чем сам по себе отбор фотографий. Например, когда семейный альбом не содержит в себе фотографий папы, то это, вероятно, свидетельствует о его неучастии в жизни семьи, а не о том, что он может быть лишь просто "ценный фотограф".
Рассматривание фотографий вместе с семьей может продолжаться в течении нескольких сессий. Обычно семьи благоприятно отзываются на просьбу принести фотографии, так как это является показателем интереса к ним и к их родословной, и эту задачу обычно легко и приятно выполнять. Упражнение несложное и как правило не вызывает слишком сильную тревожность; кроме того, оно просто интересно. Использование фотографий для стимулирования воспоминаний помогает вытащить на поверхность задавленный в прежнем личностном опыте материал и вызывает забытые эмоциональные переживания по отношению к специфическим событиям и людям. Терапевт задает вопросы по поводу индивидуумов и мест, изображенных на фотографиях, а также спрашивает об общем настроении и атмосфере, царившей на съемках. Вопросы могут быть примерно следующими:
"Кто эти люди на фотографиях?" "Помните ли Вы, что происходило во время съемки?" "Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в тот день?" "Кто снимал эту фотографию?" "Что случилось после того, как фотограф щелкнул объективом фотоаппарата?" "Расскажите мне пожалуйста об этой комнате".
Часто рекомендуется следующая процедура проведения этой методики. Каждого члена семьи просят принести определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Психотерапевт не дает никаких специфических инструкций по поводу составления набора фотографий.
Она лишь ограничивает число фотографий, которое следует принести. Сам выбор фотографий имеет существенное терапевтическое значение, потому что клиенты нуждаются в том, чтобы пройти через напряженный процесс отбора и придти к какому-то совместному окончательному решению.
Время, которое можно посвятить работе с фотографиями, а также цели их использования ( диагностика, психотерапия ) представляют собой наилучшие детерминанты того, сколько фотографий следует попросить принести на следующую сессию и какой промежуток времени в жизни семьи они должны отражать. Если исходить непосредственно из потребностей практики, то трех фотографий оказывается вполне достаточно для того, чтобы обеспечить достаточное количество материала для обсуждения главной темы - взаимоотношений внутри семьи, уделяя при этом каждому ее члену до 15 минут сессионного времени. Если же понадобится обратится не к одному, а к нескольким поколениям семьи, тогда клиентам будет необходимо принести большее число фотографий и, соответственно, понадобится большее количество времени на сессии для их обсуждения.
При этом важно создать такую атмосферу, при которой все участники процесса будут чувствовать себя свободно и будут в состоянии говорить о личностно-значимых темах и обстоятельствах - следует также иметь в виду, что обсуждение стадий развития семьи и ее актуального функционирования может вызвать весьма сильные чувства.
Для того, чтобы обеспечить адекватное распределение времени и количества фотографий между членами семьи, психотерапевт нуждается в определенной структуре работы на сессии.
Каждый член семьи по очереди представляет выбранные им фотографии и говорит остальным, почему именно они были им выбраны,каковы личностное значение, и личностный смысл, которые они имеют и те чувства, которые эти фотографии вызывают у данного индивида. Здесь могут оказаться существенными как порядок представления фотографий, так и тот стиль, которым оно осуществляется. Особого внимания заслуживает то, какая фотография предъявляется первой, а какая последней, скорость, с которой происходит показ, уровень интереса или тревожности, которые можно связать с появлением очередной фотографии, а также то, насколько серьезны члены семьи во время всего действия или, наоборот, насколько часто они позволяют себе шутить. Также обычно обсуждается содержание каждой фотографии и изучается насколько близки друг другу изображенные члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие или отсутствие тех или иных родственников на снимке - таким образом проводится всесторонняя оценка всех возможных аспектов семейной системы, изучается существование различных группировок внутри семьи, ролевое поведение, границы, коммуникативные процессы, семейные структуры и т.д. Иногда даже забота и внимание, с которыми относятся члены семьи к фотоснимкам может многое прибавить к нашему пониманию той ситуации, которая сложилась в этой семье.
Когда один из членов семьи представляет принесенный им набор фотографий, другие члены семьи поощряются к тому, чтобы реагировать на это представление такими вопросами и наблюдениями, которые задавали бы новые перспективы во взгляде на образцы внутрисемейного поведения.
Пример.
Следующий пример взят из статьи Андерсон и Мэллоу. Мистер и Миссис К. обратились за помощью по поводу их
супружеских проблем. Миссис К. ранее получила диагноз шизофрения и неоднократно госпитализировалась в психиатрической лечебнице. С каждой последующей госпитализацией ситуация в их семье все более ухудшалась. Хотя Миссис К. вела себя довольно неплохо, ее заболевание оставалось в качестве главного фокуса их супружеских взаимоотношений, он обвинял, а она по этому поводу плакала. На тот момент, когда психотерапевтом производилась оценка внутрисемейной ситуации, оба партнера застряли на негативном взаимодействии, определяя жизнь вместе как всецело неудачную и плохую. Стало ясно, что то отрицательное, на котором они сфокусировались, мало способствовало позитивным изменениям и формированию разумных целей в развитии их супружества. На этом этапе работы психотерапевт попросил их принести на следующую сессию по три семейные фотографии.
В следующий раз Мистер и Миссис К. выглядели гораздо оживленнее и проявляли гораздо больше энтузиазма, чем раньше. Их рассказ о том, каким образом они выбирали фотографии указывал на такой уровень общения, который ранее они считали для себя невозможным. Супруги разыскали старый семейный альбом и провели, разглядывая его, первый за многие годы удивительный вечер, доставивший обоим огромное удовольствие. Память Миссис К., диагносцированная ранее как "плохая", в ходе воспоминаний неожиданно улучшилась - именно в тот момент, когда они стали обсуждать те счастливые промежутки времени, которые провели вместе. На одной из фотографий, выбранной Миссис К, изображена она сама в сшитом ею же костюме. Когда Миссис К.описывала эту фотографию, ее, казалось, переполняло чувство гордости. Собственная компетентность, о которой она вспомнила при разглядывании этой фотографии, вытеснила тот негативный образ больного человека, который она теперь постоянно носит в себе. Мистер К. выбрал фотографию своей жены в вечернем платье, которое особенно подчеркивало ее сексуальность. Его выбор настолько смутил Миссис К., что она не смогла позитивно отреагировать на те комплименты, которые он сделал по ее поводу. Этот обмен репликами при разглядывании фотографий и последовавшая за ним дискуссия с убедительсностью продемонстрировали конфликт и замешательство в их сексуальном общении и ожиданиях, которые они имели по этому поводу. Обоим стало легче оттого, что эти вопросы были вынесены на поверхность и супруги с готовностью согласились сделать данную область предметом обсуждения на следующей сессии.
Использование.
Эта техника может быть использована для работы с любой семьей, члены которой в состоянии осуществлять вербальное общение. Она может быть применена для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и взаимоотношений. На основе данной техники может быть также проанализировано влияние, которое прошлое семьи оказывает на ее настоящее. То что сейчас для каждого члена семьи выступает как самое важное, может быть связано с выборами фотографий, которые производятся всеми членами семьи и последующим обсуждением происшедшего.
Если исследуется семейная родословная в нескольких поколениях, инструкция может быть изменена таким образом, что терапевт просит принести по три фотографии, иллюстрирующих каждое из трех поколений семьи или же большее количество фотографий о самых значимых членах расширенной семьи.
При этом могут быть подвергнуты изучению такие специфические области внутрисемейных взаимоотношений как власть, зависимость, близость, тревожность, мужские и женские роли. Членов семьи просят принести фотографии, иллюстрирующие то, как они прорабатывали беспокоящую их проблему в течении прошедших лет их супружеской жизни. Для того, чтобы помочь в определении тех областей, где возникают разочарование, отчаяние и сформулировать цели на будущее, просят принести две фотографии: одна должна представлять собой идеальную ситуацию в их семейных взаимоотношениях (какой бы они желали ее видеть), вторая - реальную ситуацию (как они видят семью сейчас).
Фотографии могут поощрять членов семьи подвергать сомнению семейные мифы, правила, системы верований и роли, которые играет каждый член семьи. Субъективные разногласия в понимании взаимоотношений в прошлом могут также подвергаться сомнению ("Моя мать всегда игнорировала меня" ).
Узнавание себя в зеркале семейных фотографий может в психотерапевтическом плане оказаться очень полезным и благоприятным открытием. Поэтому позитивная реакция на собственный образ всегда должна быть найдена и подчеркнута среди ряда сильно искаженных, негативных. Хотя использование фотографии вряд ли может привести к быстрому излечению и полному избавлению от симптомов, фотографии могут служить средством, по меньшей мере благоприятствующим общению между персоналом клиники и пациентами.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 334.