НАВИГАЦИОННО–ГИДРОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СУДОХОДСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

 

Учебное пособие

 

 

Санкт–Петербург

2018


УДК 627.09:627(28)

ББК

Г Гладков Г.Л. Содержание внутренних водных путей. Часть 2.  Навигационно – гидрографическое обеспечение судоходства. / Г.Л. Гладков, В.А. Бекряшев, Е.Л. Бродский. – СПб.: Изд–во ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова, 2018. –  с.

ISBN

Учебная дисциплина «Содержание внутренних водных путей» предназначена для ознакомления магистрантов, обучающихся по программе «Водные пути, порты и судопропускные сооружения» (направление 08.04.01 – «Строительство»), с основными разделами нормативного обеспечения, а также с современными методами и средствами содержания внутренних водных путей Российской Федерации.

Обучающимся в процессе освоения дисциплины предстоит изучить состав и порядок производства путевых работ на внутренних водных путях, а также методы и современные технические средства осуществления навигационно– гидрографического обеспечения условий плавания судов.

Настоящее учебное пособие подготовлено в качестве источника основной литературы для изучения второй части учебной дисциплины «Содержание внутренних водных путей», посвященной ознакомлению с составом, содержанием и основными методами навигационно – гидрографического обеспечения условий плавания на внутренних водных путях.

Пособие может быть рекомендовано в качестве дополнительного источника литературы для бакалавров, обучающихся по направлению 08.03.01 – «Строительство», а также в качестве пособия для специалистов, занимающихся практической деятельностью в области содержания внутренних водных путей.

Ил. – , табл. – , библиогр. – назв.

Введение и глава 1 написаны докт. техн. наук, проф. Гладковым Г.Л., гл. 2 и гл. 3 – доцентом Бекряшевым В.А., гл. 4 и параграф 3.4 главы 3 (без п. 3.4.2)– канд. техн. наук, проф. Бродским Е.Л.

Рецензенты:

Рудых В.Г., к.т.н., заместитель руководителя ФБУ «Администрация Волго–Балтийского бассейна внутренних водных путей»;

Моргунов К.П., к.т.н., профессор, заведующий кафедрой гидротехнических сооружений, конструкций и гидравлики Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.

 

Ответственный редактор – д.т.н., проф. Г.Л. Гладков

Печатается по решению Редакционно – Издательского совета университета.

ISBN   ©ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», 2018 ©Гладков Г.Л., Бекряшев В.А., Бродский Е.Л., 2018



ВВЕДЕНИЕ

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации[1] (КВВТ) навигационно–гидрографическое обеспечение условий плавания судов – это комплекс мероприятий по обеспечению внутренних водных путей навигационной обстановкой, включающих в себя оборудование внутренних водных путей аппаратурой систем навигации и связи, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами, а также по обеспечению судов информацией о навигационных и гидрометеорологических условиях плавания судов.

Администрация бассейна внутренних водных путей для обеспечения безопасности судоходства осуществляет в бассейне внутренних водных путей навигационно– гидрографическое обеспечение условий плавания судов. Навигационно - гидрографическое обеспечение условий безопасного плавания судов организуется и осуществляется в постоянном режиме на внутренних водных путях путем:

– оборудования внутренних водных путей аппаратурой, функционирующей с использованием спутниковых навигационных систем, радионавигационными системами, системами стационарных контрольно–корректирующих станций, средствами навигационного оборудования, световыми и звуковыми сигнальными средствами с обеспечением их бесперебойного функционирования;

– проведения русловых изысканий и гидрологических исследований на внутренних водных путях в целях гидрографического изучения водных путей, создания государственных навигационных карт внутренних водных путей, руководств и пособий для плавания;

– обеспечения судоводителей государственными навигационными картами внутренних водных путей, руководствами и пособиями для плавания;

– информирования судоводителей информацией о путевых и гидрометеорологических условиях плавания.

Гидрографическое изучение внутренних водных путей предусматривает выполнение комплекса русловых изысканий и гидрологических исследований с целью получения необходимых гидроморфологических данных, объективно отражающих современное состояние гидрологического и руслового режимов участка внутреннего водного пути, а также установления характера и направленности их возможного изменения.

Гидрологические и русловые исследования на внутренних водных путях выполняются с целью изучения гидрологического режима водных объектов и русловых переформирований. Материалы изысканий используют при проектировании и производстве работ по улучшению условий судоходства на водных путях, а также при составлении пособий для судоводителей. В состав гидрологических работ входят: устройство гидрологических постов и наблюдения за колебанием уровней воды; определение скоростей и направлений течений; измерение расходов воды; определение уклонов водной поверхности; изучение движения наносов, русловых переформирований, волнения, температурного и ледового режима.

Технические условия и требования к организации и проведению русловых изысканий и гидрологических исследований на участке внутреннего водного пути установлены в соответствующей нормативно–технической документации по производству русловых изысканий.

В целях навигационно–гидрографического обеспечения условий плавания судов администрации бассейнов внутренних водных путей осуществляют содержание средств навигационного оборудования на внутренних водных путях (далее – СНО). Содержание СНО заключается в проведении работ по выставлению и обслуживанию навигационных знаков и огней, проведении промерных, тральных и дноочистительных работ, а также в обеспечении судоводителей информацией о путевых и гидрометеорологических условиях плавания.

Для обеспечения безопасности плавания на внутренних водных путях используются береговые и плавучие навигационные знаки и навигационные огни. При этом различают две системы ограждения навигационных опасностей плавучими знаками.

Состав и отличительные признаки плавучих и береговых знаков, применяемых на реках, каналах, озерах и водохранилищах, определяются Государственным стандартом “Знаки навигационные внутренних судоходных путей”[2])

Для навигационного оборудования судовых ходов на озерах, в морских устьях крупных рек, а также на внешних водных путях – морях, океанах и морских каналах применяется “Система МАМС” – система Международной ассоциации маячных служб. Состав и отличительные признаки плавучих знаков этой системы, цвет и характер их огней в водах России приведены в извещениях Главного управления навигации и океанографии министерства обороны (ГУНиО).

Администрации бассейнов внутренних водных путей устанавливают режим работы береговых и плавучих средств навигационного оборудования и объявляют его в путевой информации и в извещениях судоводителям.

На администрации бассейнов внутренних водных путей в части содержания навигационного оборудования возлагается:

– выполнение работ по развитию и реконструкции средств навигационного оборудования на обслуживаемых внутренних водных путях в соответствии с современными требованиями к обеспечению условий плавания;

– своевременная постановка и снятие плавучих средств навигационного оборудования на обслуживаемых внутренних водных путях в соответствии с утвержденной схемой расстановки;

– обслуживание, ремонт и обеспечение бесперебойного действия береговых и плавучих средств навигационного оборудования в соответствии с установленными режимами работы;

– установка средств навигационного оборудования на местах стоянок судов на внутренних водных путях;

– проложение и ограждение судовых ходов, судоходных трасс и подходов на внутренних водных путях;

– рассмотрение претензий со стороны судоводителей к навигационному оборудованию на обслуживаемых внутренних водных путях и принятие необходимых мер для устранения этих претензий;

– систематический контроль за функционированием и состоянием береговых и плавучих средств навигационного оборудования, в том числе с использованием дистанционного мониторинга, осуществляемого в режиме реального времени на основе применения современных инфокоммуникационных технологий.

Количество береговых и плавучих знаков и утвержденный порядок их расстановки на участке внутреннего водного пути должны обеспечивать безопасное и беспрепятственное плавание судов и сохранность гидротехнических сооружений в течение навигации.

Администрации бассейнов внутренних водных путей осуществляют обеспечение заявок судовладельцев государственными навигационными бумажными картами внутренних водных путей, бумажными руководствами и пособиями для плавания на внутренних водных путях РФ согласно действующему каталогу карт, руководств и пособий для плавания на внутренних водных путях.

Порядок обеспечения судовладельцев, организаций и различных ведомств государственными навигационными картами внутренних водных путей (бумажными и электронными), руководствами и пособиями для плавания на внутренних водных путях РФ, порядок их использования, учета и хранения определяется Министерством транспорта Российской Федерации.

Судоводители в целях обеспечения безопасности судоходства и повышения эффективности работы флота обязаны получать навигационную информацию об условиях плавания оперативного, периодического и постоянного (долговременного) характера. Навигационная информация содержит официальные сведения, подготовленные администрациями бассейнов внутренних водных путей или уполномоченными Федеральным агентством морского и речного транспорта организациями внутреннего водного транспорта.

К оперативной информации относятся информационные бюллетени и ежедневные радиобюллетени (или навигационные сообщения), путевые листы, а также прогнозы погоды и штормовые предупреждения, запрашиваемые судоводителями перед выходом на участки внутренних водных путей разряда «О» и «М».

Содержание и объем ежедневной оперативной информации определяется администрациями бассейнов внутренних водных путей с учетом местных условий.

Состав, порядок сбора, подготовки и передачи оперативной информации определяются Министерством транспорта Российской Федерации.

К периодической информации относятся извещения судоводителям, в которых помещаются сведения об изменениях условий плавания, предназначенные для внесения корректуры в карты и руководства и пособия для плавания на внутренних водных путях, а также объявления и предупреждения навигационного характера.

В извещениях судоводителям, кроме того, помещаются сведения о выходе в свет новых и непригодных для навигационных целей государственных навигационных картах внутренних водных путей (бумажных и электронных), руководствах и пособиях для плавания на внутренних водных путях.

К постоянной (долговременной) информации относятся государственные навигационные карты внутренних водных путей (бумажные и электронные), руководства и пособия для плавания на внутренних водных путях, издаваемые в соответствии с «Руководством по составлению и изданию карт и пособий для плавания по внутренним водным путям» и корректируемые по мере необходимости.

Извещения судоводителям составляются администрациями бассейнов внутренних водных путей и размещаются на официальных сайтах администраций бассейнов внутренних водных путей в открытом доступе; кроме того, извещения судоводителям могут рассылаться по предварительной подписке по мере накопления информации.

Владельцы участков водных путей необщего пользования (акваторий причалов, рейдов, карьеров, затонов и др.) обязаны предоставлять судоводителям и филиалам администраций бассейнов внутренних водных путей информацию о порядке и условиях движения и стоянки судов на указанных акваториях и подходах к ним, а также о габаритах акваторий, ветроволновом режиме, опасностях, имеющемся навигационном оборудовании и порядке его действия, а также о дополнительных мерах безопасности.



Дата: 2019-02-02, просмотров: 446.