Предмет истории политических и правовых учений.
Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве, политике и законодательстве, представления о закономерности их развития, их месте и роли в жизни общества. Таким образом, эта дисциплина изучает воззрения о государстве и праве, существовавшие на протяжении человеческой истории. При этом изучению подлежат не обыденно-бытовые представления, а теоретический аспект знаний о предмете. Носителями такого рода знания выступают, как правило, политические деятели, философы, публицисты, ученые, юристы-практики и теоретики. Кроме того, весь комплекс знаний о праве и законодательстве в курсе истории политических и правовых учений рассматривается в определенном историческом контексте. Поскольку различные доктрины и теории отражают интересы определенных социальных групп или политических фракций, постольку они принадлежат своему времени. Поэтому история политических и правовых учений предстает в качестве отражения общественного бытия в тот или иной исторический период.
История политических и правовых учений стоит в ряду других общественных дисциплин. Своим предметом она наиболее близко соприкасается с всеобщей историей государства и права, философией, политологией, социологией, общей теорией права, социологией права. Это во многом предопределило используемые методы.
При изучении истории политических и правовых учений используются следующие группы методов:
-общелогические (анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, аналогия);
-общенаучные (сравнительно-исторический, социологический);
-специально-юридические (правовое моделирование, правовой эксперимент, формально-юридический метод).
Сократ о государстве и праве.
Сократ (469-399 гг. до н.э.) был выходцем из школы софистов, но его убеждения были прямо противоположны их учению. Софисты (в переводе с древнегреч. – мудрецы) были платными учителями мудрости, позже этим понятием стали обозначать недобросовестных спорщиков. Софисты были первыми настоящими теоретиками права, государства, политики. Идеи софистов получили второе рождение и вновь стали разрабатываться в Новое время.
Методика обучения Сократа заключалась в подталкивании собеседника выводам, принятым учителем, в признании именно их наиболее разумными и истинными. Это происходило в ходе диалога, ведшегося, пока собеседники неторопливо прохаживались. Поэтому философ не оставил после себя сочинений, его взгляды дошли до нас в изложении учеников. Сократ не отделял политику от этики, а последнюю от мудрости. Он стремился обосновать идеально-разумную сущность закона и государства. Подобно софистам, Сократ различал естественный закон и закон полиса, однако возводил и тот, и другой к одному началу – разуму. Это означает, что разумное тождественно справедливому законному. Поэтому полисные законы должны отвечать принципам справедливости, а граждане обязаны им следовать. Это достижимо лишь тогда, когда правят знающие люди. Сократ критиковал тиранию, а также демократический строй современных ему Афин за некомпетентность должностных лиц, избираемых по жребию. Столкновения с властями привели к смертному приговору Сократу, который умер, выпив по приговору суда чашу с ядом. При этом он отказался от предложения своих друзей совершить из темницы побег, сославшись на необходимость подчиниться суду и закону.
Правовые идеи Абу Юсуфа.
Согласно концепции Абу Юсуфа о халифате, классический халифат можно обеспечить путем успешного разрешения проблем, связанных с правильным установлением и сбором налогов, эффективным управлением административно-правовыми единицами, обязательностью сохранения государственной собственности на землю, обеспечением четкого государственного надзора и хранения стратегически важных материалов, поддержкой диалога цивилизаций, разрешением социальных проблем и защитой обездоленных сословий населения, эффективной борьбой с преступностью и искоренением всяких недугов в данном направлении и т.д.
Из сказанного следует, что ханафитская теория халифата Абу Юсуфа имеет целостный, комплексный характер. В таком государстве важное место отводится налогово-правовой политике государства, правилам правосудного правления, а также впервые с научных позиций рассмотрены актуальные проблемы диалога цивилизаций, на примере конкретно взятого государства с доминирующей в нем исламской религией.
Необходимо заметить, что в системе учений ханафизма о халифате именно государственно-правовые концепции Абуханифы и Абу Юсуфа выступают своего рода целостными, комплексными доктринами ханафитской правовой школы и именно через призму их сущности образуется в последуюшем вся система ханафитских представлений о халифате.
Другие классики и авторитеты ханафитской школы права, помимо Абуханифы и Абу Юсуфа, главным образом занимались исследованиями отдельных сфер классической сущности халифата. Практически все ученыеправоведы школы, начиная с Зуфара, Мухаммада Шайбани и других, были сосредоточены на объяснении роли и значения судебной власти в обеспечении справедливой сущности халифата. Многим из них в данной области принадлежат специальные доктринальные труды.1 Практически все они были профессиональными практиками и в свое время занимали государственные и судейские должности, исходя из соображений нужд общества и народа, а не из стремления к достижению какой-либо корыстной цели.
19. Проект идеального общества (города-государства) Аль-Фараби.
В общих чертах своеобразное соотношение философии и религии ислама обозначил "первый философ арабов" — среднеазиатский тюрк алъ-Фараби (870—950). Широкую известность фараби принесли его комментарии трудов Аристотеля, в связи с чем еще при жизни ему было присвоено почетное имя "Аристотель Востока", "Второй учитель".
Аль-Фараби исходил из того, что истина постигается философией посредством "доказательных рассуждений". Но философов, которым доступно истинное знание, немного; большая часть людей занята повседневным трудом и способна приобрести знания лишь посредством "поэтических", "риторических" образов и речений. Поэтому для "широкой публики" необходима оперирующая такими образами и речениями религия, представляющая собой важное "политическое искусство", без которого невозможно общество.
В трудах Фараби предпринимается попытка изложить проект идеального общества (города-государства).
Общества Фараби классифицирует на великое (объединение всех людей, народов, населяющих землю), среднее (общество определенного народа) и малое (объединение людей в отдельные города). Взяв за исходное моральные категории добра, зла, отношения к труду, он делит города-государства на добродетельные, коллективные и невежественные.
В добродетельных городах-государствах общественная жизнь построена на принципах высокой нравственности людей, которые, помогая друг другу, достигают истинного счастья.
Фараби пишет о пяти слоях населения в добродетельном государстве: 1) мудрецы и другие достойные лица; 2) "люди религии", поэты, музыканты, писцы; 3) счетоводы, геометры, врачи, астрологи и т.п.; 4) воины — ратники, стражники и т.п.; 5) богатые люди, земледельцы, скотоводы, купцы и т.п. В добродетельном государстве все эти слои населения связаны дружбой, взаимными интересами, справедливым отношением друг к другу.
Добродетельный город возглавляет философ-правитель, способный познать начала, управляющие природой и обществом, и передать эти знания населению в образно-символической, т.е. религиозной, форме.
Политико-правовое учение аль-Фараби сильно отличается от доктрин западноевропейских мыслителей как по содержанию, так и по программным положениям. Политическая жизнь Арабского халифата не давала оснований для обсуждения традиционных для европейской мысли проблем различных форм правления, соотношения церкви и государства, государства и права, но настоятельно требовала обсуждения моральных качеств и компетентности правителя, задач и способов осуществления его власти. Что касается политического устройства, то за его основу бралась оказывающая влияние на власть мусульманская община — скрепленное шариатом территориальное объединение верующих. Морально-религиозные качества общины, по аль-Фараби, тоже важны для оценки города-государства; так, коллективный город, занимающий промежуточное положение между добродетельным и невежественным городами, Фараби описывает близко к критическому изображению демократии у Платона.
20. Концепция «двух истин» Ибн-Рушда (Аверроэса).
Концепция “двух истин” получила широкое обоснование в трудах Аверроэса (Ибн Рошд, 1126–1198 гг.)2. Согласно этой концепции, необходимой для “широкой публики” является религия, в образно символической форме доводящая до всеобщего сведения нормы и правила общежития. Философия, постигающая “начала” (законы природы и общества), доступна лишь ученым, оперирующим доказательными суждениями. Поэтому существуют две истины – философии и религии, противоречия между которыми снимаются аллегорическим “толкованием, сведением к общим началам. Такая концепция создавала достаточные просторы для свободного развития естественных наук; не случайно у арабов большое развитие получили медицина, химия, астрономия, математика.
Применительно к политике концепция “двух истин”, с учетом реалий арабского мира, не шла далее идеи философа-правителя, получившей воплощение в трудах аль-Фараби, Авиценны (Ибн Сина, ок. 980–1037 гг.) и других арабских мыслителей.
Учение Жана Кальвина.
Наиболее радикальным из идей Реформации былкальвинизм, основателем которого является Жан Кальвин (1509-1564). Под его руководством в Женеве была осуществлена реформа церкви в соответствии с идеями, изложенными им в труде ≪Наставления в христианскойвере≫ (1536). Идейной основой сочинения являетсяположение о божественном предопределении, согласно которому жизнь и деятельность людей складывается в соответствии с волей Бога. Изменитьсвою судьбу, предначертанную Всевышним, человекне может, но Божье отношение к себе он способенуяснить по тому, какова его жизнь. Если человек проявляет деловую активность, является бережливым ирачительным хозяином, добивается успехов в работе, то он выполняет свое жизненное предназначение. Кальвин призывает всех, независимо от своего социального положения, принять деятельное участие в общественно полезном труде и на основе полученных результатов уяснить свое место в соответствии с божественной предопределенностью.
Таким образом, Кальвин использовал религию в интересах генезиса капитализма путем активизации деятельности людей, своим трудом объективно содействующих становлению буржуазного общества. Кальвин создал новую церковь, опиравшуюся на пробуржуазные демократические принципы. Церковная община стала управляться выборной консисторией, в состав которой входили просвитеры (старосты) и проповедники, не имевшие специального священнического сана. Выборность церковных деятелейоказала свое влияние на дела светские, проявившиеся на практике в утверждении выборных начал вовластных структурах (например, в парламенте).
Идеи кальвинизма сыграли заметную роль в истории. Они получили широкое распространение в целом ряде стран Западной Европы, а также в Северной Америке; оказали воздействие на революционные процессы в Старом Свете, вместе с другими течениями общественной мысли содействовали формированию буржуазной политико-правовой мысли. Приверженцев новых церквей и религиозных учений (лютеран, кальвинистов, баптистов, адвентистов, представителей англиканской церкви и др.) стали называть протестантами. В связи с идеями преобразования церкви католическая церковь на реформаторскую деятельность ответила реакцией. Усилились гонения на еретиков. Именно тогда утверждается составленный папской цензурой ≪Список запрещенных книг≫. Возникает католический монашеский орден иезуитов, основанный в Париже И. Лойолой и ставший для папы главным орудием контрреформации.
Учение об объективном духе
Ступени развития объективного духа - ступени развития свободы:
1)Право – бытие свободной воли.. Это отвлеченное право, т.к. лишено всякого конкретного содержания. Устанавливает лишь возможность свободы.
2)Мораль –субъективное начало, определяющее должное. Это противоположность праву. Объективное начало, определяющее должное. Это внутреннее самоопределение воли, поведение человека, когда он в состоянии определить содержание добра и зла на основании общепризнанных разумных принципов.
3)Нравственность- синтез права и долга, действительность свободы, ее реализация
Нравственная идея осуществляется в трех общественных союзах:
1.В семье, представляющей единство
Основана на естественных отношениях. Сила нравственно-юридического начала превращает соединение полов в союз духовный, образующий одно нравственное лицо. Дети – цель данного союза. С достижением цели этот союз распадается, дети создают новые семьи и устанавливают отношения иного рода.
2.В гражданском обществе, являющимся в противоположность семье множеством
Союз людей как самостоятельных единиц. Возникает сложная сеть. Общее начало в этой системе – право, охрана труда и собственности каждого. Право выступает как положительный закон. Личность и собственность получают закрепление, право выступает как система закрепленных государством норм.
3.В государстве, дающем новое объединение – множественное единство
Чтобы поддерживать общую связь людей, необходим высший надзор подчинением высшей цели всех частных. Этот надзор принадлежит государству.
Итак, государство есть завершение диалектического развития внутреннего духа. В нем человек достигает высшего назначения. Частная свобода сохраняет свое значение, к ней присоединяется еще и политическая свобода. Образуется система раздельных властей.
Гегель признавал в разделении властей гарантию свободы, но находил ошибочным признание независимости их друг от друга(идея Монтескьё). Они не распадаются врозь, а действуют согласованно как члены единого целого.
Законодательная власть устанавливает общие нормы.
Правительство прилагает эти нормы к конкретным случаям, подводит частное под общее.
Королевская власть – верховное решение и связывает две остальные.
Итак, из всех политических форм полное развитие идеи государства представляет собой только конституционная монархия. Иные формы правления относятся к низшим ступеням государственного развития.
Фсф истории
Все народы и нации являются орудиями мирового духа – деятельной и активной силы истории, а не стихийной силы. Это начало созидательное, носитель скрытой исторической необходимости. Всемирная история, движущей силой которой является мировой дух, осуществляет свое развитие и движение через деятельность определенных народов, поочередно выступающий на сцену мировой истории.
Ступени развития мировой истории:
1. Восточный мир
2. Греческий мир
3. Германский мир
В государствах востока признавалась свобода только одного – деспота, перед лицом его все были рабами. У греков и римлян признавалась свобода немногих – полноправных граждан. Германский мир стремиться к осуществлению свободы всех. Он унаследовал плоды Реформации и Французской Революции. Задача – достижение всеобщей политической и гражданской свободы.
Таким образом, история у Гегеля – это воплощение свободы в бытии различных народов.
Теория элит В. Парето.
Согласно Парето, индивиды неравны между собой в физическом, интеллектуальном, нравственном отношениях, поэтому социальное неравенство представляется ему совершенно естественным, очевидным и реальным фактом. Люди, которые обладают наиболее высокими показателями в той или иной области деятельности, составляют ЭЛИТУ (правящий класс, господствующий класс, высший слой, аристократию). В каждой сфере деятельности существует своя элита. Парето различает 2 вида элиты: правящую, т.е. принимающую участие в осуществлении политической власти . Социальная стратификация изображается в его теории в виде пирамиды, состоящей из двух слоев: ее вершину составляет немногочисленная элита ("высший слой"), а остальную часть - основная масса населения ("низший слой"). Элиты существуют во всех обществах, независимо от формы правления. С одной стороны, он характеризует представителей элиты как наиболее способных и квалифицированных в определенном виде деятельности, как результат естественного отбора. В этом случае Парето имеет в виду общество с открытой классовой структурой и совершенной системой социальной мобильности. В целом, у Парето доминирует такое представление о формировании элиты, но встречаются утверждения, что люди могут носить "ярлык" элиты, не обладая соответствующими качествами. Характерные черты представителей правящей элиты: высокая степень самообладания, умение использовать для своих целей слабые места других людей, способность убеждать, опираясь на человеческие эмоции, способность применять силу, когда это необходимо. Если элита неспособна применить одно из последних качеств (убеждение или силу), она сходит социология сцены и уступает место другой элите, способной убедить или применить силу. Отсюда тезис Парето: "История - это кладбище аристократий". Как правило, между элитой и остальной массой населения постоянно происходит обмен: часть элиты перемещается в низший слой, а наиболее способная часть последней пополняет состав элиты. Процесс обновления высшего слоя Парето называет циркуляцией элит. Согласно теории Парето, политические революции происходят вследствие того, что замедляется циркуляция элиты. Сущность революции состоит в резкой и насильственной смене состава правящей элиты. В историческом развитии постоянно наблюдаются циклы подъема и упадка элит. Их чередование, смена - закон существования человеческого общества. Но изменяются не только составы элит; сменяют друг друга, чередуются сами типы элит. Первый тип элиты, в котором преобладает "инстинкт комбинаций", управляет путем использования убеждения, подкупа, обмана, прямого одурачивания масс. Правящая элита больше заботится о настоящем и меньше - о будущем. Интересы ближайшего будущего господствуют над интересами отдаленного будущего; интересы материальные - над идеальными; интересы индивида - над интересами семьи, нации. Такой тип элиты Парето называет лисами. С течением времени "инстинкт комбинации" в правящем классе усиливается, в то время как в управляемом классе, напротив, усиливается "инстинкт настойчивости в сохранении агрегатов". Когда это расхождение становится достаточно значительным, происходит революция, и к власти приходит другой тип элиты, для которого характерны агрессивность, упорство, непримиримость, подозрительность к маневрированию и компромиссам. Этот тип элиты Парето называет львами. В сфере экономики этим двум типам соответствуют категории "спекулянтов" (лисам) и "рантье" (львам), каждая из которых выполняет в обществе полезную функцию. "Спекулянты" часто служат причиной изменений и экономического и социального прогресса, "рантье" составляют мощный фактор стабильности. Общество, в котором исключительно преобладают "рантье", остается неподвижным и склонно к застою и загниванию; общество, в котором доминируют "спекулянты", лишено стабильности и находится в состоянии неустойчивого равновесия, которое легко может быть разрушено изнутри или извне.
Предмет истории политических и правовых учений.
Предмет истории политических и правовых учений – история возникновения и развития теоретических знаний о государстве и праве, политике и законодательстве, представления о закономерности их развития, их месте и роли в жизни общества. Таким образом, эта дисциплина изучает воззрения о государстве и праве, существовавшие на протяжении человеческой истории. При этом изучению подлежат не обыденно-бытовые представления, а теоретический аспект знаний о предмете. Носителями такого рода знания выступают, как правило, политические деятели, философы, публицисты, ученые, юристы-практики и теоретики. Кроме того, весь комплекс знаний о праве и законодательстве в курсе истории политических и правовых учений рассматривается в определенном историческом контексте. Поскольку различные доктрины и теории отражают интересы определенных социальных групп или политических фракций, постольку они принадлежат своему времени. Поэтому история политических и правовых учений предстает в качестве отражения общественного бытия в тот или иной исторический период.
История политических и правовых учений стоит в ряду других общественных дисциплин. Своим предметом она наиболее близко соприкасается с всеобщей историей государства и права, философией, политологией, социологией, общей теорией права, социологией права. Это во многом предопределило используемые методы.
При изучении истории политических и правовых учений используются следующие группы методов:
-общелогические (анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, аналогия);
-общенаучные (сравнительно-исторический, социологический);
-специально-юридические (правовое моделирование, правовой эксперимент, формально-юридический метод).
Дата: 2019-02-02, просмотров: 319.