Типичные ошибки учащихся и комментарий эксперта к ним
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Тип ошибки Пример из сочинения Комментарий эксперта
1. Непонимание проблемы В данном тексте поднимается проблема истории человечества и вооружённых конфликтов. Автор сочинения, не вникая в суть текста, пытается сформулировать проблему, опираясь на первое же выхваченное из контекста словосочетание (история человечества) и упоминание исторического лица (Чингисхан). Типичные причины подобной ошибки — невнимательное чтение, неумение отделять главную информацию текста от второстепенной.
2. Неумение сформулировать проблему В тексте Н. Самвелян выдвигается проблема о значимости культуры для человека. Ученик в целом понимает проблематику текста, однако не может правильно и точно сформулировать мысль. В одном предложении несколько ошибок: ошибка в употреблении фамилии автора (правильно: в тексте Н. Самвеляна), речевая ошибка — нарушение лексической сочетаемости: «выдвигается проблема» (правильно: поднимается проблема), грамматическая ошибка — «проблема о значимости культуры» (правильно: проблема значимости культуры или В чём значимость культуры...).
3. Неоправданное расширение или сужение проблемы Человечество на протяжении всей своей истории совершенствовалось, стремилось к лучшему. Почему же в мире до сих пор существуют зависть и агрессия? Такой вопрос возникает после чтения текста Н. Самвеляна. Ученик неоправданно расширяет проблематику текста, игнорируя ключевые слова (культура, покушение на культуру, уничтожение культуры) и опираясь только на информацию последнего предложения.
4. Подмена проблемы авторской позицией Проблема текста заключается в том, что нужно беречь и охранять культурное наследие человечества, а не уничтожать его. Вместо формулирования проблемы (проблема отношения человека к культуре; В чём значимость культуры для человека и общества?; Почему мы должны беречь и сохра пять культурное наследие человечества?) формулируется позиция автора.
5. Подмена формулировки проблемы пересказом Проблема текста в том, что история человечества — это история его культуры. А Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни, так как сам был бескулътурным человеком. Вместо обобщения информации текста в сочинении приведён пересказ первых двух предложений.

Что проверяет эксперт?

Эксперт проверяет, есть ли в работе формулировка проблемы исходного текста. Максимум (1 балл) ставится, если проблема понята и сформулирована правильно.

Если есть ошибки в понимании текста и, следовательно, проблема сформулирована неверно, эксперт ставит 0 баллов. Обращаем ваше внимание на то, что, получив 0 баллов по критерию К1, вы получаете также О баллов по критериям К2, КЗ, К4.

Критерии оценивания ответа на задание 27[2] Баллы
1 Содержание сочинения  
К1 Формулировка проблем исходного текста  
  Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. Фактических ошибок, связанных с пониманием и формулировкой проблемы, нет 1
  Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1- К4 оценивается 0 баллов 0

 

 

! ВНИМАНИЕ!

Предлог ПО перед фамилией автора означает, что текст приводится в сокращении, с небольшими изменениями. Не следует писать, например: «В тексте по Д. Лихачёву поднимается проблема...» Лучше: «В тексте Д.Лихачёва поднимается проблема...» или «Д.Лихачёв поднимает проблему...»                                            ■

 

Ö НЕ ЗАБУДЬТЕ!

> Не забудьте после текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.

Например: Некрасов Виктор Платонович (1911-1987) — прозаик, участник Великой Отечественной войны, в своих произведениях правдиво отразил фронтовые будни.

> Информацию об авторе вы можете использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например: писатель—журналист — публицист — фамилия автора.                                 

                                                                                                                                                     ■                                

 

Адания

 1 . Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

1. В чём опасность политики национализма? 2. Можно ли избежать социальной несправедливости? 3. В чём смысл человеческой жизни? 4. Нужно ли заботиться об окружающих людях? 5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы? A. Философская Б. Политическая B. Экологическая Г. Нравственная Д. Социальная

Ответ: _________________________________

 

 2. Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.

Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая её, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создаёт. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолёт, кто нашёл злаки, следил за звёздами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны. (Д. Гранин)

1) Что такое гармония?

2) Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?

3) Каковы границы познания окружающего мира?

4) Каковы перспективы технического прогресса?

 

 3. Прочитайте текст. Отметьте вопрос, на который в тексте нет ответа.

Создание коллектива в школе или других учебных заведениях было неотъемлемой частью российской системы образования, тесно связанной с её целями и задачами, а также национальными особенностями. Безусловно, явление яркое и положительное, оно диктовало во многом и свои законы, влиявшие на систему в целом. Сейчас нередко приходится слышать о том, что среди российских студентов распространено такое явление, как списывание. Особенно негодуют сталкивающиеся с этим американские педагоги. В американских университетах плагиат является одним из самых страшных нарушений, за которое студент подлежит немедленному исключению. В России же на это смотрят сквозь пальцы, а на того, кто сообщит о подобном нарушении, ещё и посмотрят косо. Часто подобного рода явления приписывают советской системе и «тоталитарному» режиму. Однако корни его гораздо глубже. (А. Павловская)

1) Нужно ли мириться со списыванием в российских учебных заведениях?

2) Чем объясняется широкое распространение списывания в российской системе образования?

3) Уступает ли российская система образования американской?

4) Что является неотъемлемой частью российской системы образования?

 

 4. Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У нас есть своё место — и оно в России. Слово «уважать» подходит

к взаимоотношениям между людьми, между народом и государством, между государствами, но только — не между человеком и его Родиной. Родину, простите за подзабытую банальность, можно только любить. По-всякому — с нежностью, с восхищением, с уважением, с горечью, с досадой, но только любить... Поэтому нас-то на праздник Победы звать не надо. Мы придём — со слезами на глазах, как поётся в песне. Будем праздновать эту святую дату с уважением к прошлому Отечества и с надеждой, что уж следующий юбилей Победы отметим с уважением к настоящему Державы. А это, поверьте, немало для нашего неуважительного времени... (По Ю. Полякову)

1) Проблема отношения человека к своей Родине.

2) Проблема исторической памяти.

3) Проблема взаимоотношений между государствами.

4) Проблема патриотизма.

 

 5.  Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

Библиотека — это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.

Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов, они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир! (По В. Шкловскому)

1) Как следует подбирать книги для личной библиотеки?

2) Роль книги в формировании личности.

3) Какие книги можно назвать редкими?

4) Проблема отношения человека к книге.

 

 6.  Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

У человека самая яркая пора — детство. Всё, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, недоступная больше страна — остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесённые в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет. (В. Солоухин)

1) Какова роль детства в жизни человека?

2) Почему всё, что связано с детством, представляется прекрасным?

3) Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?

4) Какое влияние на формирование личности ребёнка оказывают родители?

 

 7.   Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

Глубочайшее заблуждение думать, что сначала нужно обеспечить людей необходимыми материальными ценностями, — нужно, без этого человек жить не может, а искусство — это так... для тех, кто уже наелся досыта. Но человечество за всю свою длинную и очень печальную историю никогда ещё не наедалось досыта. Не было такого случая. И тем не менее оно всегда создавало произведения искусства, и для этого выделялись не слабые, ни на что не годные люди — самые талантливые, лучшие, гениальнейшие выделялись. И это необходимо, потому что именно здесь создаётся норма жизни. Это норма жизни. Иначе жизни не будет вообще. Представление, что сначала хлеб, а потом творчество, — одна из распространённых ошибок. Не будет хлеба без творчества. (По Ю. Лотману)

1) Как обеспечить людей необходимыми материальными ценностями?

2) Каковы предпосылки для создания искусства?

3) Как соотносится духовное и материальное в жизни человека и общества?

4) Можно ли утверждать, что искусство создаётся только тогда, когда люди обеспечены материальными ценностями?

 

 8.  Прочитайте текст. Укажите проблему, которая не рассматривается автором.

Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или университета, умылись, переоделись, пообедали — и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если подошла очередь, проверить уроки у сестрёнки, отвести её в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о её самочувствии, ответить на письмо. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми её проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожиданные задушевные разговоры, и молодёжь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики... (По В. Харченко)

1) Проблема дружбы.

2) Проблема отношения к дому, к домашним делам.

3) Проблема отношений между членами семьи.

4) Проблема взаимоотношений между поколениями.

 

 9.  Прочитайте текст. Укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста.

 По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

Наш язык — это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно — прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно — это надо. Наша речь — важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает». (По Д. Лихачёву)

1) Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития.

2) Как научиться хорошей речи?

3) Употребление жаргонных слов.

4) Проблема богатства и бедности речи человека.

5) Как проявляется интеллигентность в речи человека?

 

 10.  Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас. (По Ю. Лотману)

1) В тексте Ю. Лотмана поднимается проблема межнациональных конфликтов, так остро стоящая в наши дни.

2) В данном тексте автор поднимает такую проблему, как отношение людей к войне.

3) Что такое мир и какое влияние он оказывает на человека? Такой вопрос заинтересовал автора.

4) Ю. Лотман поднимает одну из актуальных на данный момент проблем — проблему межнациональных конфликтов.

5) Почему в мире до сих пор существуют конфликты на национальной почве? Над этим вопросом размышляет автор.

 

 11.  Прочитайте формулировки проблем текста Ю. Лотмана до и после редактирования. Объясните, какие недочёты исправлены учителем.

Исходный вариант Отредактированный вариант
1) Автор текста размышляет над проблемой о национальных конфликтах. 1) Автор текста размышляет над проблемой национальных конфликтов.
2) Кому выгодно разжигание национальных розней? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман. 2) Кому выгодно разжигание национальной розни? Над этой проблемой рассуждает Ю. Лотман.
3) В тексте поднимается проблема национализма народов. 3) В тексте поднимается проблема межнациональной вражды.
4) Ю. Лотман ставит читателю проблему национальных конфликтов. 4) Ю. Лотман предлагает читателям задуматься над проблемой межнациональных конфликтов.
5)Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать расовой дискриминации? 5) Автор текста предлагает задуматься над следующей проблемой: можно ли избежать межнациональных конфликтов?

 

 12.  Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста. Сравните формулировки, предложенные учащимися. Укажите номера правильных ответов.

«Если хочешь счастья, не думай о лишениях, учись обходиться без лишнего»,— написал мне дедушка в моей тетради, когда мне стукнуло восемь лет. Теперь этот закон кажется мне выражением настоящей жизненной мудрости. Жизнь есть борьба, в которой мы должны побеждать, а победителем становится тот, кто осуществляет благое и справедливое.

Всю жизнь нам грозят лишениями. Всю жизнь нас беспокоят мысли и заботы о возможных «потерях», «убытках», унижениях и бедности. Но именно в этом и состоит школа жизни: в этом — подготовка к успеху, закал для победы. То, чего требует от нас эта школа, — есть духовное преодоление угроз и лишений. Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. Никакие убытки, потери, лишения не должны выводить нас из душевного равновесия. «Не хватает?» — «Пускай себе не хватает. Я обойдусь». ...Нельзя терять священное и существенное в жизни; нельзя отказываться от главного, за которое мы ведём борьбу. Но всё несущественное, повседневное, все мелочи жизни — не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать...

Искусство сносить лишения требует от человека двух условий.

Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, всё определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. Это и есть то, чем он живёт и за что он борется; то, что освещает его жизнь и направляет его творческую силу; то, перед чем всё остальное бледнеет и отходит на задний план. Это есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. Именно таков путь всех героев, всех верующих, исповедников и мучеников.

И, во-вторых, человеку нужна способность сосредоточивать своё внимание, свою любовь, свою волю и своё воображение — не на том, чего не хватает, чего он «лишён», но на том, что ему дано. Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью. Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб, вечный трепет перед возможными лишениями унижает его и готовит его к рабству. И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, как бы некую дверь, ведущую в духовные просторы. Такому человеку довольно простого цветка, чтобы коснуться божественного миротворения и изумлённо преклониться перед ним; ему, как Спинозе, достаточно наблюдения за простым пауком, чтобы постигнуть строй природы в его закономерности; ему нужен простой луч солнца, как Диогену, чтобы испытать очевидность и углубиться в её переживание. (По И. Ильину)

1) Иван Ильин поднимает проблему убытков в жизни человека.

2) Должен ли человек бояться лишений? Над этой проблемой размышляет философ Иван Ильин.

3) Как научиться легко переносить заботы и лишения? Такова проблема, которая привлекла внимание И. Ильина.

4) В этом тексте я увидел одну проблему. Эта проблема — счастье.

5) Автор поднимает проблему жизненных мелочей.

6) Как научиться сохранять душевное равновесие, несмотря на жизненные заботы и лишения?

7) Что такое истинная любовь? Этот вопрос ставит перед читателями И. Ильин.

8) В чём заключается искусство сносить лишения? Этой проблеме посвящает свой текст И. Ильин.

9) Что такое жизненная борьба? Над этим вопросом рассуждает автор.

10) Текст И. Ильина посвящён важной философской проблеме: как научиться не бояться жизненных трудностей?

 

 13.  Отредактируйте формулировки проблем текста И. Ильина, предложенные учащимися.

Исходный вариант Отредактированный вариант
1) Автор поднимает проблему о преодолении лишений. 1)
2) Как преодолеть подстерегающие лишения человека? 2)
3) Автор поднимает проблему жизненных трудностей и как к ним относиться. 3)
4) Как получить искусство сносить 4)
лишения?  
5) Прочитав текст, возникает проблема, как овладеть «искусством жизни». 5)

 

 14.  Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текста и позицию автора.

ДВА БОГАЧА

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.

— Возьмём мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на неё пойдут— не на что будет соли добыть, похлёбку посолить...

— А мы её... и не солёную, — ответил мужик, её муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика! (И. Тургенев)

Ответ: _________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 15.  Прочитайте текст. Сформулируйте и запишите проблему текста и позицию автора.

Разница между культурным и некультурным человеком может определяться несколькими способами. Но есть один практический критерий — человек сталкивается с непонятным; он может заинтересоваться или же обозлиться. Культурный человек заинтересуется, некультурный человек обозлится, раздражится. Проследите свою реакцию на такую ситуацию: я вхожу в комнату, там сидят люди и говорят на непонятном мне языке. Что я переживу? Любопытно, о чём они говорят... Или страх: они сговариваются против меня, они друг друга понимают, а я их не понимаю — я сейчас же должен вооружиться. Ломоносов предложил когда-то бессмертную формулу — «пугливые невежды». Невежды пугливы, подозрительны, им кажется, что весь мир в заговоре против них. И особенно они боятся людей, которых не понимают, которые чем-то не похожи на них, которые почему-то что-то там на скрипке играют... А чёрт его знает, чего он там на скрипке играет?.. (Ю. Лотман)

Ответ: _________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 16.   Прочитайте два текста — публицистический Ю. Лотмана и художественный Ф. Кривина. Как вы думаете, можно ли сказать, что эти два текста объединяет одна проблема? Какая? Вспомните и запишите название произведений отечественной классики, в которых поднимается аналогичная проблема.

Если астроном стоит лицом к лицу со Вселенной, то гуманитарий стоит лицом к лицу с Историей Человечества, с его главным вопросом о смысле жизни.

Каждое поколение закономерно задаёт этот вопрос, который ценен не ответом, а самим фактом существования. Есть вопросы, на которые культура даёт ответ. Другие же — сохраняет, ставит их заново и заново, меняя лишь формулировки.

В чём смысл жизни? Это должно стоять перед человеком как извечный вопрос, чтобы определить этическую устремлённость его поведения. Тем самым человек отличается от животных. Хотя я думаю, что мы несколько иримитивизируем животных. Они умнее, чем мы полагаем. И наконец, было бы большим несчастьем, если я или кто-то вдруг смог бы ответить на вопрос о смысле жизни. Зачем тогда жить?.. (По Ю. Лотману)

 

НА ПУТИ К ОКЕАНУ

Маленькая рыбка Анабас живёт далеко от морей, она живёт — даже стыдно сказать — в болоте. Конечно, мало приятного, и рыбка Анабас всё мечтает перебраться в какие-нибудь другие места. В Тихий океан.

Или хотя бы в Атлантический. Ого, рыбка Анабас знает, куда ей лучше всего переселиться. Она назубок знает все океаны, какие только есть на земле. И она твёрдо решила: пусть только придёт время, она обязательно переселится в океан.

И время приходит, болото её начинает высыхать, и теперь не то что в океан, а вообще никуда не поплывёшь — до того сухо становится в этом болоте.

Приходится ползти прямо по суше, но это ничего, это не страшно, если ползёшь в океан! Рыбка Анабас переступает своими плавниками, как самый заправский пешеход, и свободно обходится без воды, как верблюд в пустыне. Целую неделю она обходится без воды... А там попадётся какое-нибудь болото, в котором можно будет устроить привал...

Что за чудесная вещь — привал в болоте! И прохладно, и не слишком глубоко. Освежайся, набирайся сил и энергии. А там — высохнет болото — и можно дальше ползти в океан. Ведь, наверно, можно приползти в океан, если так ползти — от болота к болоту? (Ф. Кривин)

 

Ответ: _________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 


[1] Т. И. Максимович, И. А, Пугачёв. Пособие для подготовки к ЕГЭ. Русский язык: Выполнение части 3 (часть С). — М.: Астрель, 2009. С. 18.

[2] См.: www.fipi.ru


Дата: 2018-12-28, просмотров: 1694.