Выявите основную мысль текста
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

¯

Запишите её в виде законченного предложения

¯

Определите, на какой вопрос отвечает это предложение

¯

Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста

Выбор одной проблемы из нескольких

Напомним, что вам предлагается сформулировать одну из проблем текста. Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения. Какую же проблему выбрать из нескольких? По всей видимости, выбор должен определяться ответами на два вопроса:

>Какая проблема находится в центре внимания автора?

> К какой проблеме вам проще подобрать весомые обоснования (аргументы)?

Таким образом, останавливаясь на одной из проблем, вы избираете тот аспект текста, который больше соответствует вашим знаниям, вашему опыту. Поскольку выбор проблемы определит всю дальнейшую работу над сочинением, уже на начальном этапе постарайтесь просчитать, каким путём вам будет легче идти.

Как сформулировать проблему?

Существует несколько способов формулирования проблемы.

 

Способы формулирования проблемы

Проблему можно

Способы формулирования проблемы

Проблему можно

сформулировать самостоятельно (своими словами)

В том случае, если проблему можно сформулировать кратко — одним словом или словосочетанием, подойдёт конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например: Ö Автор поднимает проблему совести. Ö Автор предлагает нам задуматься над проблемой отцов и детей. Ö В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека. Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений, например: Ö Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора. Ö Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов? процитировать В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату: Ö «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» — таким вопросом начинает свой текст Д. С. Лихачёв. указать номера предложений из текста Если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, томожно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.

! ВНИМАНИЕ!

Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателей.

В таких случаях имя существительное следует заменять глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателей?

Типовые конструкции (клише)

Для формулирования проблемы

Проблема (какая?)

> сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.

 

Проблема (чего?)

>  воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смыс ла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д.

Типовые конструкции

> Автор размышляет над проблемой...

> Автор текста поднимает проблему...

> В центре внимания автора проблема...

> В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема...

> Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род.п.) посвящён проблеме...

> Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой...

> (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой...

> Как [зачем, почему и т. д.)?.. Именно эта проблема привлекла внимание автора.

> Что такое долг [честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

> ЗАПОМНИТЕ!

• Проблема (чего?) смысла жизни.

• Вопрос (о чём?) о смысле жизни.

   

 

Существует мнение, что использование в сочинении типовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.

Мы разделяем позицию тех исследователей, которые разграничивают речевые штампы и клише. Вот как об этом пишут наши коллеги:

«Штампы — это примелькавшиеся, „надоевшие“ выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто. Сравните: „проходит красной нитъю“, „при голосовании поднялся лес рук“, „свет души“, „развернуть широким фронтом", „целиком и полностью"...

Клише — это совсем иное, это органическая единица любого языка. Клише не претендует на образность и экспрессивность оборотов. Это речевые стереотипы, стандарты, формулы, типовые конструкции, которые мы легко воспроизводим в речи в определённых (повторяющихся) ситуациях. Несмотря на их частое употребление, они сохраняют свою семантику, используясь как положительные конструктивные элементы языка»[1].

В то же время многие ученики наивно полагают, что с помощью ограниченного набора готовых речевых формул можно написать хорошее сочинение. Помните, что в любом сочинении следует идти от текста, от логики мысли автора, а не подгонять авторский текст под известные вам шаблонные фразы.

Итак, использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений. Попробуем дать несколько советов.

1. Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.

2. Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).

3. Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 1253.