Глава 4. Правовое регулирование платы за землю
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Общая характеристика и формы платы за землю

 

Основным принципом экономического механизма использования и охраны земель является платность. В 1917 году Декретом "О земле" был закреплен принцип бесплатности землепользования. Юридическим лицам и гражданам земля предоставлялась в бесплатное и бессрочное пользование. Это способствовало развитию отношения к земле как к дармовому благу. Ущерб в этом случае наносился в значительных размерах и никем не возмещался. Также проходила задержка по проведению экономических исследований по определению стоимость земли и ухудшалась земельная - экологическая ситуация в стране в целом. В основе принципа платности лежит экономическая, стоимостная оценка земли.

Правовой основой принципа платности стал Закон "О плате за землю". Установление платности направлено на решение экономических и экологических задач и позволяет:

- повысить заинтересованность в эффективном использовании земель;

- формировать дополнительные финансовые источники для воспроизводства плодородия земли.

Согласно конвенции ООН "По окружающей среде и развитию" 1992 г. мировое сообщество идет к введению системы цен на все виды ресурсов с учетом ущерба наносимого природной среде и будущим поколениям.

Правовое регулирование платы осуществляется: Законом "О плате за землю", Земельным кодексом, Налоговым кодексом и инструкцией Министерства по налогам и сборам "По применению закона о плате за землю".

Цели введения платы:

- Стимулирование рационального использования охраны и освоения земель.

- Повышение плодородия почв.

- Выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях различного качества.

- Формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Три основных критерия определения хозяйственной ценности земли

1) целевое назначение и разрешенное использование земли (категории);

2) качество земли (степень пригодности участка для удовлетворения определенных хозяйственных нужд);

3) местоположение земельного участка в данном хозяйственно-экономическом пространстве (минимум эксплутационных затрат и максимальная экономическая эффективность).

Форма платы за землю:

- земельный налог

- арендная плата

- нормативная цена земли

- кадастровая стоимость земельного участка и рыночная стоимость

- договорная цена (при заключении договора купли-продажи)

- выкупная цена (при выкупе земельного участка для государственных и муниципальных нужд у собственников)

- стартовая цена (при торгах, аукционах). Она устанавливается от пятикратной ставки земельного налога до нормативной цены земли.

 

Земельный налог

 

Под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, пожизненном наследуемом владении или постоянном бессрочном пользовании денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно ст. 1 Закона РФ "О плате за землю" N 1738-1 налогоплательщиками земельного налога являются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов.

Статьей 15 Закона определено, что основанием для установления налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным участком.

В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если другое не предусмотрено иным законодательством.

Статьей 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) отнесены земельные участки и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т. ч. здания и сооружения.

Таким образом, плательщиками земельного налога являются юридические и физические лица, обладающие правами собственности, землевладения и землепользования в соответствии с правоустанавливающими документами, то есть - плательщиками налога на землю являются:

- организации (юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособность, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации);

- физические лица (граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства).

- индивидуальные предприниматели (физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы).

При этом физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя в нарушение требований гражданского законодательства РФ, при исполнении обязанностей возложенных на них Налоговым кодексом РФ, не вправе ссылаться на то, что оно не являются индивидуальными предпринимателями:

- организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения;

- плательщики единого налога на вмененный доход, признанные организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории субъекта РФ, в которой введен единый налог, следующие виды деятельности;

- оказание бытовых услуг, в том числе: ремонт обуви и изделий их меха, ремонт одежды, ремонт часов и ювелирных изделий, ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров и оргтехники, услуг прачечных, химчисток и фотоателье, услуг по чистке обуви, оказание парикмахерских услуг, другие виды бытовых услуг;

- оказание ветеринарных услуг;

- оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

- розничная торговля, осуществляемая через магазины с площадью торгового зала не более 70 кв.м., палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

- оказание услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 70 кв.м.;

- оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей.

Одновременно плательщиками земельного налога являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Правда, арбитражная практика иногда складывается иным образом. Как следует из постановления Президента N 7486/01 переход права пользования земельным участком возможен по основаниям, предусмотренным ГК РФ (при продаже здания или сооружения). В подобных случаях у лица, приобретающего право собственности на недвижимость, возникает не только право пользования земельным участком, но и обязанность по уплате налога за пользование землей. Отсутствие документа на право пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения от уплаты налога на землю.

Иное толкование ст. 15 Закона позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользованием

С точки зрения суда, неуплата земельного налога землепользователем по причине отсутствия правоустанавливающего документа на земельный участок, находящийся под зданием (сооружением), приобретенным собственность, является необоснованной.

Распространяется земельный налог на все земли Российской Федерации, но ставки применяются разный для каждого субъекта РФ.

Земельный налог относится к местным налогам и сборам, взимается на конкретной территории (город, село и т.д.). При установлении местного налога, представительным органом местного самоуправления, нормативно-правовым актом определяется элементы налогообложения:

- ставка налога

- порядок и сроки уплаты

- отчетность.

В зависимости от целевого назначения земельного участка определяется порядок расчета земельного налога (особенно на земли сельхоз назначения).

На установление земельного налога влияет:

- природно-климатические условия по каждому объекту

- качество земли

- местоположение земельного участка

Законом "О плате за землю" устанавливаются средние ставки налога по землям поселений, размеры которых зависят от: экономической зоны; социально-культурного статуса поселения, численности населения. И предусмотрены повышающие коэффициенты по курортным зонам. Размеры налога с учетом местоположения могут быть увеличены, но не более чем в два раза, органом местного самоуправления.

Согласно закону РФ "О плате за землю", размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете за год. В таблице N 1 приложение N 2 к Закону установлены средние ставки земельного налога. На их основе органы местного самоуправления устанавливают те ставки, по которым налогоплательщики должны исчислять земельный налог. Кроме того, поскольку эти ставки установлены в рублях за единицу площади, они должны индексироваться с учетом инфляции. Для этого каждый год устанавливается специальный коэффициенты.

В течение 1990-х годов такие коэффициенты устанавливались сначала постановлениями Правительства РФ. Потом - федеральными законами о федеральном бюджете или отдельными законами и ставках земельного налога.

Уплата земельного налога юридическими лицами производится ежегодно не позднее 1 июля. Они представляют в налоговые органы по месту нахождения облагаемых объектов расчета причитающихся с них платежей налога в текущем году.

По новым земельным участкам расчеты налога представляются юридическими лицами в течение месяца с момента отведения. Платежи исчисляются отдельно по каждому участку, принадлежащему юридическому лицу, а за земли, занятые их жилищным фондом, - по каждому домовладению.

Для физических лиц исчисление земельного налога проводится налоговыми органами. Они ежегодно до 1 августа вручают физическим лицам платежные извещения об уплате налога, который те обязаны уплатить равными долями в два срока: не позднее 15 сентября и 15 ноября.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. За время действия закона ставки земельного налога периодически индексировались.

Статьей 53 НК РФ установлено, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. По земельному налогу налогообложение производится по ставкам, установленным статьями 5-11 Закона о плате за землю.

В 2000 году ставки индексировались по всем категориям земель в соответствии со статьей 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ", которой предусмотрено, что действующие в 2000 году ставки земельного налога применяются в 2003 г. с коэффициентом 1,8 ставки земельного налога, индексируются и в 2004 году, но не по всем категориям земель. Статья 7 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившим силу некоторых законодательных актов РФ" установлено, что действующие в 2000 г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.

Затруднение в определении ставок земельного налога связаны с тем, что в Законе о плате за землю средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам российской Федерации приведены для расчета налога в 1994 г. кроме того, каждая категория земель имеет свои установленные законодательством ставки земельного налога. Средние ставки земельного налога с одного гектара пашни по субъектам РФ применяются согласно приложению N 1 к Закону. При исчислении суммы земельного налога для налогоплательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков.

Исходя из коэффициентов индексации, установленных по соответствующим годам, ставки земельного налога за земли сельскохозяйственных угодий в 2004 году определяются следующим образом:

ставка 2004 = (Ставка 1994 г. х 1,59 (1995 г.) х 2 (1997 г.) : 1000 х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.)).

С учетом указанных выше законодательных и нормативных правовых актов средние размеры земельного налога с 1 га пашни, указанные в приложении N 1 к Закону о плате за землю, должны применяться в 2004 г. по субъектам РФ.

За городские (поселковые) земли налог устанавливается на основе средних ставок согласно приложения N 2 к закону о плате за землю, за исключением земель сельскохозяйственного использования, занятых личным подсобным хозяйством и жилищным фондом, дачными и садовыми участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, для которых установлен иной порядок исчисления налога).

При этом в сноске к приложению N 2 к Закону о плате за землю указано, что средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах, приведенные в таблице 1, в 1994 г. применяются с коэффициентом 50. Налог за земли городов и поселков взимается со всех организаций и граждан, имеющих в собственности, владении или использовании земельные участки по ставкам, установленным для городских земель.

Средняя ставка по конкретному городу, поселку соответствующего экономического района устанавливается в определенном размере с учетом коэффициента индексации, установленного на соответствующий год для ставок земельного налога. При этом средняя ставка определяется в зависимости от численности населения конкретного города и нахождения этого города в соответствующем экономическом районе.

Соответствующими постановлениями Правительства РФ, федеральными законами о ставках земельного налога и федеральными законами о бюджете к ставкам налога за земли городов и поселков применяются следующие коэффициенты индексации:

- 50 - в 1994 г.

- 2 - в 1995 г.

- 1,5 - в 1996 г.

- 2 - в 1997 г.

- 2 - в 1999 г.

- 1,2 - в 2000 г.

- 2 - в 2002 г.

- 1,8 - в 2003 г.

- 1,1 - в 2004 г.

В 2004 г. с учетом коэффициентов, установленных по соответствующим городам для ставок земельного налога по землям городов и поселков, средняя ставка налога будет рассчитываться следующим образом

ставка 2004 = (ставка 1994 х 50 (1994 г.) х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) : 1000 х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) х 1,1 (2004 г.)).

Ставки земельного налога также применяются для определения стоимости земельных участков при их продаже. При продаже находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется исходя из выкупной цены, установленной субъектами РФ в зависимости от величины населенных пунктов и вида использования, расположенных на выкупаемом земельном участке зданий, строений, сооружений, а также ставок земельного налога.

В соответствии с Федеральным законом "О введении в действие Земельного кодекса РФ", субъектом РФ устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения:

- свыше 3000000 человек - в размере от пяти до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

- от 500000 до 3000000 человек - в размере от пяти до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

- до 500000 человек, а также за пределами черты поселений - в размере от трех до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего года).

В Законе "О плате за землю" содержится норма, устанавливающая размер налога за земельные участки, предоставляемые гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктах для иных целей. Это все земельные участки, предоставленные гражданам и юридическим лицам в границах сельских населенных пунктов, за исключением тех, которые используются гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокоса и выпаса скота. За такие земельные участки налог взимается в соответствии с частью 2 статьи 6 Закона о плате за землю.

На землях городов и поселков большая часть земель занята жилищным фондом. Согласно ст. 8 Закона "О плате за землю", налог взимается со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее минимального размера земельного налога, установленного данным законом. В 1994 году минимальный размер земельного налога составляет 10 руб./кв.м. С учетом коэффициентов индексации, минимальный земельный налог за земельные участки, занятые жилищным фондом, а также дачными участками, индивидуальными и кооперативными гаражами, расположенными в границах городской (поселковой) черты, составляет в 2004 году:

(10 руб./кв.м. х (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) : 1000 х 2 (1999 г.) х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) х 1,1 (2004 г.)).

Земли, занятые личным подсобным хозяйством в границах городской (поселковой) черты, входят в перечень земель, на которых распространяется действие части 1 статьи 8 Закона о плате за землю, и облагается налогом в том же порядке, что и жилищный фонд. Однако, исходя из того, что в 1999 году на эту категорию земель не распространялось действие коэффициента - 2, то налог будет взимается в 2004 году со всей площади земельного участка в размере 3% от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, т.е.:

(10 руб./кв.м. х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) : 1000 х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) х 1,1 (2004 г.)).

При расчете налога за 2004 год за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества и животноводства, необходимо иметь в виду следующее. Земельные участки для садоводства и огородничества подразделяют на две части: земли общего пользования садоводческих и огороднических товариществ и земли, переданные в частную собственность либо в пожизненное наследуемое владение членов указанных товариществ. К первым относятся земельные участки, предоставляемые под охранные зоны, дороги, проезды, сооружения и объекты, находящиеся в собственности товарищества либо на ином вещном праве. Общее собрание членов товарищества вправе принять решение о закреплении за таким товариществом как за юридическим лицом всех предоставляемых ему земельных участков. До введения в действие Земельного кодекса РФ земельные участки членам товарищества передавались в частную собственность, на праве пожизненного наследуемого владения либо постоянного бессрочного пользования. В настоящее время гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение не предоставляются.

Начисление земельного налога садоводческим и огородническим товариществам производится со всей площади земельного участка товарищества, в том числе и с площади земель общего пользования, за исключением площадей, закрепленных за физическими лицами, которым предоставлены льготы.

Уплачивается налог в следующем порядке. До выдачи свидетельства на право собственности, пользования земельными участками членам садоводческих, огороднических товариществ плательщиками земельного налога являются данные товарищества, которые представляют налоговые декларации по земельному налогу в налоговые органы того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных товариществ. Когда члены садоводческих, огороднических товариществ получат свидетельства на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога будет производиться каждому из них налоговыми органами.

Если члены указанных товариществ уже имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и в таком случае каждый член данного товарищества уплачивает земельный налог самостоятельно.

Садоводческое, огородническое товарищество как юридическое лицо не освобождается от уплаты земельного налога в соответствии с Законом "О плате за землю", а отдельные граждане - члены этого товарищества могут иметь льготу по налогу.

Если льготы по земельному налогу органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ и органами местного самоуправления предоставлены членам садоводческих, огороднических товариществ. То их следует учитывать при исчислении земельного налога.

Садоводческое, огородническое товарищество уплачивает земельный налог, если земельные участки находятся в черте города или поселка по ставкам, определенным статьей 8 Закона о плате за землю, в соответствии с которой налог в 1994 году был установлен в размере 10 руб./кв.м., а с учетом индексации и деноминации рубля в 1998 году размер земельного налога за земли, предоставленные (приобретенные) для садоводства, огородничества, животноводства, а пределах городской, поселковой черты в 2004 г. составляет:

(10 руб./кв.м. х 2 (1995 г.) х 1,5 (1996 г.) х 2 (1997 г.) : 1000 х 1,2 (2000 г.) х 2 (2002 г.) х 1,8 (2003 г.) х 1,1 (2004 г.)).

Особое внимание следует обратить на ставки земельного налога, применяемые в 2004 году к землям промышленности, телевидения и информатики, которые находятся вне черты поселений. Определяя состав указанных земель, для которых Законом о плате за землю установлены конкретные ставки земельного налога, следует исходить из положений статьи 88 Земельного кодекса РФ, в котором указано, что такими землями являются земли, расположенные за чертой поселений и используемые для обеспечении деятельности организаций и эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечении космической деятельности, осуществления иных специальных задач, права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ. В состав земель промышленности и иного специального назначения для эксплуатации объектов промышленности, энергетики, особо радиационных и ядерно-опасных объектов, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, транспортных и иных объектов могут включаться охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями использования земель.

Налог за расположенные вне населенных пунктов земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения устанавливаются в размере 20% от средних ставок земельного налога, установленных в соответствии с Приложением 2 (таблица 1) к Закону о плате за землю для поселений численностью до 20000 человек.

В соответствии со статьей 3 Закона о плате за землю, за земельные участки, неиспользованные или использованные не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере. Основанием для взимания повышенной платы за неиспользование или использование по не целевому назначению земельных участков является решение органов исполнительной власти местного самоуправления соответствующих территорий, вносимые по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству района, города.

Основными признаками отнесения участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению могут быть:

- осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с использованием участка в целях, не предусмотренных правоустанавливающими документами на землю, или в целях наряду с основной, не предусмотренной законодательством и иными нормативными актами РФ и субъектов РФ;

- неиспользование сельскохозяйственных угодий в течении трех лет, характеризующееся отсутствием признаков осуществления хозяйственной деятельности, связанной с сельскохозяйственным использованием;

- неиспользование участка, предназначенного для производства, жилищного и иного строительства, в течение трех лет, если иной срок не предусмотрен договором на создание объекта или законодательством.

В период неиспользования участка не включается срок, необходимый для его освоения, мелиоративного строительства, а также время, в течение которого участок не мог быть использован.

При установлении фактов нецелевого использования земельных участков налоговыми органами направляется письмо в комитет по земельным ресурсам и землеустройству о факте нарушения земельного законодательства, выразившееся в неиспользовании или использовании не по целевому назначению налогоплательщиком земельного участка.

Взимание повышенной платы земельного налога начинается с даты, указанной в решении органов местного самоуправления о неиспользовании или использовании не по целевому назначению земли. Если в решении не указана дата, начиная с которой взимается повышенная плата земельного налога, то за нее принимается дата принятия самого решения. Применение повышенной ставки земельного налога продолжается в течение всего срока действия решения органов местного самоуправления до его отмены.

При принятии решения по данному факту налоговые органы начисляют земельный налог, применяя ставку в двукратном размере.

Земли в Российской Федерации подразделяются по целевому назначению на семь категорий. Отнесение земель к соответствующим категориям и их перевод из одной категории в другую устанавливается статьей 84 Земельного кодекса РФ, утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляется органами государственной власти субъектов РФ. Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей и землевладельцев.

Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Черта сельских поселений утверждается органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Градостроительным кодексом, проекты черты городского и сельского поселений, черты другого муниципального образования утверждается органами государственной власти субъекта РФ по согласованию с органами местного самоуправления определьных территорий. Включение земельных участков в черту поселений не прекращает прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Проекты черты городских и сельских поселений, других муниципальных образований должны утверждаться с учетом мнения граждан, интересы которых этим затрагиваются.

В случаях, если населенные пункты в течение года относятся к другой категории поселений либо передаются в административном отношении в подчинение другого органа местного самоуправления или если их территории включаются в состав территории другого населенного пункта, вопрос о применении ставок земельного налога решается в порядке, установленном пунктом 18 Инструкции МНС России N 56.

При этом под земельным участком понимается часть городской территории, имеющая площадь, границы, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отраженные в Государственном земельном кадастре.

Государственный земельный кадастр представляет собой единую систему, включающую Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы), а также составленные на их основе реестры и базы земельно-кадастровых данных. Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях государственного учета земель, контроля за их использованием и охраной, планирования и регулирования использования земельных ресурсов, оценки земель и установления обоснованной платы за землю, обеспечения защиты прав на землю организаций и физических лиц, информационного обеспечения гражданского оборота земли.

Учитывая, что государственная кадастровая оценка земель проводится преимущественно для целей налогообложения, для реализации положений глав НК РФ, предусматривающих исчисление налогооблагаемой базы на основании кадастровой стоимости земельного участка, разрабатываются методические материалы по оценке кадастровой стоимости земель.

Размер регулярных земельных платежей для владельца, пользователя, земельного участка определяется как произведение площади земельного участка, соответствующей ставки регулярных земельных платежей и поправочных коэффициентов с учетом установленных законодательством льгот.

При предоставлении льгот по земельному налогу следует исходить из нормы, определенной статьей 56 НК РФ, которой установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать в меньшем размере.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ согласно ст. 13 Закона о плате за землю имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу категориям налогоплательщиков в пределах сумм земельного налога, находящегося в распоряжении соответствующего субъекта РФ. Одновременно органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу согласно статье 14 Закона о плате за землю категориям налогоплательщиков в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.

Это означает, что и органы законодательной (представительной) власти субъекта РФ, и органы местного самоуправления не могут предоставлять льготы по земельному налогу отдельным налогоплательщикам, а могут освобождать от уплаты земельного налога только категории налогоплательщиков. Исходя из экономически, социальных, экологических и иных соображений законодатель устанавливает ряд льгот по плате за землю.

Виды льгот:

- федеральные;

- субъектов федерации РФ,

- органов местного самоуправления.

Льготы могут быть выражены:

- в полном освобождении отплаты земельного налога, арендной платы;

- в отсрочке платежа на определенное количество времени;

- в рассрочке;

- в процентном соотношении от ставки земельного налога (25 процентов от ставки земельного налога устанавливаются платежи за полосы земельного отвода вдоль железных дорог).

На федеральном уровне установлены льготы, которые выражены в полном освобождении от уплаты земельного налога для:

- определенных территорий (заповедники, заказники и т.д.);

- определенных организаций (научные, образование, здравоохранения и т.д.)

- граждан (участники ВОВ, инвалиды 1-2 группы, военнослужащие и т.д.)

- земель (министерство обороны, общего пользования населенных пунктов, вдоль государственной границы).

Имеют право на отсрочку платежа, т.е. частично освобождаются на определенное время:

- граждане и юридические лица, получившие земельные участки для сельхоз нужд, нарушенные (требующие рекультивации) - на 10 лет;

- граждане, которые впервые организовали крестьянско-фермерское хозяйство на 5 лет с момента предоставления им земельного участка.

Все перечисленные граждане и юридические лица, которые пользуются льготами при сдаче земельного участка в аренду, лишается предоставленных льгот.

На уровне субъектов помимо перечисленных могут быть введены дополнительные льготы (полные или частичные), и касаются категории граждан, которые установляются органами власти субъектов, и пределах тех средств полученных в результате сбора земельного налога.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, снижения ставки земельного налога, в пределах средств образующихся в результате сбора земельного налога. Органы местного самоуправления не могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщика.

Согласно пункту 8 Инструкции МНС России N 56, в случае возникновения у налогоплательщика права на льготы по земельному налогу в течение года они освобождаются от уплаты этого налога с того месяца, в котором возникло право на льготу, хотя бы это право возникло и по истечении последнего срока уплаты налога. При утрате в течение года права на льготу обложение земельным налогом производиться, начиная с месяца, следующего за утратой этого права.

При исчислении размера земельного налога, по мнению налоговых органов, умножать коэффициент 1,1 надо на те ставки, которые действуют в 2003 году, они приведены в инструкции МНС России от 21.02.2000 г. N 56 "По применению Закона РФ "О плате за землю"". В том числе в п. 15 этой инструкции приведены средние ставки налога на земли городов (поселков). Они получены путем перемножения всех ежегодных коэффициентов, установленных с 1995 по 2003 год.

Однако суды не всегда соглашаются с таким размером ставок. Так, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа полагает, что ставку надо рассчитывать иначе, причем при этом расчете налогоплательщику придется платить меньше, чем при подсчетах МНС. Дело в том, что коэффициенты на определенные годы были установлены федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год. По мнению суда, нормы закона о бюджете являются срочными и прекращают свое действие в последний день календарного года. Следовательно, для определения ставки на следующий год не требуется учитывать коэффициенты, которые были установлены на предыдущий год.

А вот федеральный арбитражный суд Уральского округа считает, что местные органы вообще не имеют право устанавливать ставки земельного налога до тех пор, пока федеральным законодательством не будет определен механизм дифференциации средних ставок.

Это мнение основано на позиции Конституционного суда РФ, выраженного в постановлении от 08.12.1997 г. N 13-П. Конституционный суд указал, что недостаточно установить на федеральном уровне средние ставки, надо еще определить единый порядок расчета на их основе дифференцированных ставок. Иначе налоговые органы могут устанавливать налоговые ставки произвольно, что нарушает право налогоплательщиков.

Есть еще одна позиция, которой придерживаются суды в других округах. Дело в том, что закон, устанавливающий коэффициент на 1999 год, был опубликован уже в 1999 году. Между тем с 1 января 1999 г. начала действовать статья 5 НК РФ, которая предусматривает особый порядок вступления в силу налоговых законов. Закон, увеличивающий ставку земельного налога, мог вступить в силу не ранее чем по истечению одного месяца со дня опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода. Получается, что закон, устанавливающий коэффициент на 1999 год, должен был вступить в силу с 1 января 2000 г., когда этот коэффициент уже перестал действовать. Точно такая же история произошла и с коэффициентом на 2000 год. А закон, устанавливающий коэффициент на 2002 год, был опубликован 20 декабря 2001 г., то есть правило ст. 5 НК РФ о вступлении в силу не ранее чем через месяц после опубликования опять нарушалось.

Таким образом, используя эти аргументы, налогоплательщик может доказать, что при определении ставки на 2004 год не надо учитывать коэффициенты на 1999, 2000 и 2002 годы.

В законе введено четкое деление видов земель и земельных участков, подлежащих обложению земельным налогом. Это деление следующее:

- земельные участки сельскохозяйственных коммерческих организаций;

- крестьянские и фермерские хозяйства;

- подсобные хозяйства государственных учреждений и предприятий;

- земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики;

- земли лесного фонда, в которых производится заготовка древесины, а также сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

- земли водного фонда, предоставленные для хозяйственной деятельности;

- земельные участки, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, индивидуального садоводства и огородничества;

- земельные участки, предоставленные кооперативам и товариществам граждан для садоводства, огородничества, жилищного, дачного и гаражного строительства;

- земельные участки и наделы, предоставляемые отдельным категориям работников предприятий, учреждений и организаций транспорта, лесного, водного, рыбного, охотничьего хозяйств.

Земельный налог устанавливается с учетом плодородия почв, других природных и экономических условий, местоположения земельного участка.

Его величина не зависит от результатов хозяйственной деятельности владельца земельного участка. Для определения земельного налога проводятся периодические оценки земельных участков. Порядок, периодичность и сроки их проведения определяются законами субъектов Российской Федерации.

Что касается налогообложения земель сельскохозяйственного назначения, то оно производится с учетом требований, установленных статьей 65 Земельного кодекса РФ о платном использовании земли в Российской Федерации. Налог на земли сельскохозяйственных угодий устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Сельскохозяйственные угодья включают: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.).

Законом о плате за землю установлены средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам РФ. Минимальные ставки налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъекта РФ. При исчислении сумм налога для налогоплательщиков вводятся коррективы на местоположение их земельных участков. Органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ.

Средний размер налога для орошаемой, осушенной пашни, участков закрытого грунта, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ определяется в зависимости от зонального характера использования этих угодий по их сравнительной продуктивности относительно немелиорированной пашни. Дифференциация средних размеров земельного налога по сельскохозяйственным угодьям и группам почв осуществляется на основе показателей земельной ренты по природно-сельскохозяйственным зонам РФ или непосредственно по материалам оценки земель.

Расчет ставок по группам почв, выделенным при оценке сельскохозяйственных угодий, производится исходя из средних для административно-территориальных образований размеров налога по угодьям и баллов бонитета групп почв по продуктивности. Ставки налога по группам почв рассчитываются умножением соответствующих им баллов бонитета на цену одного балла. При этом цены баллов и подвидов едины для республики в составе РФ, края области, автономного округу и определяются исходя из средних размеров налога и баллом бонитета.

При отсутствии данных оценки орошаемой и осушенной пашни, участков закрытого грунта и многолетних насаждений ставки налога по ним определяются исходя из ставок по аналогичным группам почв немелиорированной пашни и коэффициента соотношений доходности видов угодий с доходностью немелиорированной пашни. При этом для налогообложения некоторых категорий земель определяются и средние ставки сельскохозяйственных угодий административного района. Ставки земельного налога за земли сельскохозяйственных угодий применяются с учетом их индексации по соответствующим годам.

Для городских и поселковых земель налог устанавливается на основе средних ставок согласно приложения 2 (таблица 1, 2, 3) к Закону о плате за землю. При этом средняя ставка устанавливается в зависимости от численности населения конкретного города и нахождения этого города в соответствующем экономическом районе. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические зоны и другие зоны, если оно не предоставлены в пользование другим организациям и гражданам.

Для городов и поселков, расположенных в курортных районах, зонах отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга, в пригородных зонах городов с численностью населения свыше 500000 человек, а также для городов являющихся столицами республик в составе РФ, краевым, областным центрам, и городов с развитым социально-культурным потенциалов соответствующий городу и поселку норматив из таблицы 1 приложения N 2 к Закону о плате за землю увеличивается кратно коэффициентам из таблиц 2 и 3 этого Приложения. При этом уровень коэффициента увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах определяется в зависимости от установленной рекреационной ценности зоны.

Органами местного самоуправления городов средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. В городах и поселках, по которым выполнена комплексная экономическая оценка территории, материалы этой оценки принимаются за основы для определения показателей градостроительной ценности территории и дифференциации средней ставки земельного налога в городе, поселке по зонам различной градостроительной ценности территории, на основе утвержденной проектно-планировочной документации.

В городах и поселках, где отсутствуют материалы комплексной экономической оценки территории, допускается дифференциация средних ставок земельного налога путем экспертной оценки специалистов с учетом проектно-планировочной, землеустроительной документации. Зонирование территории по градостроительной ценности производится с учетом местоположения земельных участков, доступности к центру города (поселка), местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения, уровня развития инженерной инфраструктуры и другие.

В состав земель городов и поселков могут входить и земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальной зоне сельскохозяйственного использования. При этом зоны сельскохозяйственного использования включают земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, и использования в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами поселений и правилами землепользования и застройки. Эта норма позволяет применять двукратный размер ставок земельного налога за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты, закрепленные, например, за сельскохозяйственной организацией, и используемые ею по целевому назначению. Эта норма определена частью восьмой статьи 8 Закона о плате за землю, где установлен налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты в виде определенных в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.

При налогообложении земельных участков учитывается кроме категорий земель определенные законодательством нормы предоставления земельных участков. За субъектами РФ остается право установления предельных размеров земельных участков на те земли, которые предоставлены гражданам в собственность, из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства. Право на установление максимальных и минимальных размеров земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства закрепляется за органами местного самоуправления, которые определяют это право своим нормативным актом.

Право установления максимального и минимального размера земельного участка для предоставления гражданам в собственность из земель, находящихся в федеральной собственности, предоставляется федеральному законодателю.

Из земель, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципальных образований, максимальные размеры земельных участков устанавливаются соответственно законами субъектов РФ и нормативно правовыми актами органов местного самоуправления. Для остальных целей предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.

Превышение установленной нормы отвода земельных участков увеличивает сумму земельного налога.

Действующим законодательством предусмотрен прогрессивный земельный налог. Это значит, что граждане, имеющие в собственности (пожизненном наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании) земельные участки, суммарная площадь которых превышает определенные законом минимальные размеры, платят за это превышение земельный налог по другой, более высокой шкале. Ставка прогрессивного земельного налога устанавливается законами субъектов РФ путем введения повышенных по отношению к утвержденным ставкам земельного налога для земель данного целевого использования коэффициентов в зависимости от кратности: завышения норм предоставления земельных участков. Земельным налогом облагаются собственники земельных участков, землевладельцы и землепользователи. Он взимается из расчета на год с облагаемой налогом земельной площади, включая площадь, занятую строениями и сооружениями.

За земельные участки, на которых находятся строения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог исчисляется по каждому из этих собственников соразмерно их доле на эти строения, если иное не предусмотрено в документах, удостоверяющих право собственности, владения и пользования этими земельными участками, или соглашением сторон.

Земельный налог юридическим лицам и гражданам исчисляется исходя из площади земельного участка, облагаемого налогом, и утвержденных ставок земельного налога.

Земельный налог - целевой, средства от его поступления используются исключительно для финансирования работ по землеустройству, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, инженерному и социальному обустройству территории.

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются исключительно на следующие цели:

- финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия и процентов за их использование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам;

- инженерное и социальное обустройство территории.

Средства, поступающие от взимания налога и арендной платы за сельскохозяйственные угодья, расходуются на указанные цели только для нужд собственников, владельцев и пользователей сельскохозяйственных земель.

Основная доля поступлений земельного налога приходится на земли городов и поселков и другие земли несельскохозяйственного назначения, остальная часть - на прочие земли. Рост поступлений сумм земельного налога связана с ежегодной индексацией ставок, проводимой в соответствии с постановлениями Правительства РФ, федеральными законами о ставках земельного налога и о бюджете на соответствующий финансовый год. Основными землепользователями, от которых поступают земельные платежи являются организации, крестьянские фермерские хозяйства и личные хозяйства граждан.

Не использованные в течение года остатки средств не изымаются и направляются по целевому назначению в следующем году.

 

Дата: 2019-02-02, просмотров: 217.