Найдите фактические ошибки в предложениях и подчеркните их
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ГЛАВА 6

Речевое оформление сочинения

Рассмотрим типичные ошибки, которые встречаются в сочинениях.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка — нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Ошибочное словообразование Упрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться.
2 Ошибочное образование формы существительного Опытные слесаря вместо слесари; разводить курей вместо разводить кур и др.
3 Ошибочное образование формы прилагательного Более ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо важнейший (самый важный ).
4 Ошибочное образование формы числительного С семистами рублями вместо с семьюстами, около шестиста вместо около шестисот и др.
5 Ошибочное образование формы местоимения Ихней помощи вместо их помощи и др.
6 Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия Заказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или кормивший.
7 Нарушение согласования Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе...).
8 Нарушение управления Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).
9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает...).
10 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: ... и веселы).
11 Ошибки в построении предложения с однородными членами Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только..., но и...).
12 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).
13 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).
14 Ошибки в построении сложного предложения Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается важная проблема... (Правильно: В тексте Лихачёва поднимается важная проблема...)
15 Смешение прямой и косвенной речи Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (Правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.)
16 Нарушение границ предложения Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества (высказывание должно быть оформлено как сложноподчинённое предложение).
17 Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом. (Второе сказуемое следует поставить в форму прошедшего времени.)

 

Речевые ошибки

Речевая ошибка — это нарушение лексических норм, т. е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова.

№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Употребление слова в несвойственном ему значении Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма (вместо слова происки («интриги») следовало использовать существительное примеры).
2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Вряд ли это можно считать эффектным способом решения проблемы (правильно: эффективным).
3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор подводит итоги (правильно: в последнем).
4 Употребление слов иной стилевой окраски Не следует слишком зацикливаться на своих проблемах.
5 Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6 Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов По ящику сейчас показывают одни разборки.
7 Нарушение лексической сочетаемости Книги занимают очень важную роль в жизни человека (правильно: играют важную роль или занимают важное место).
8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе (слово прейскурант означает «справочник цен»).
9 Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) Писатель мастерски описывает своего героя. В своём рассказе автор рассказывает о событиях войны.
10 Неоправданное повторение слова В прочитанном мною тексте автором поднимается проблема патриотизма. Автор очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция автора мне близка и понятна.
11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он оказался на фронте, он командовал ротой солдат.
12 Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. В нём поднимается важная проблема.

Логические ошибки

Логические ошибки — это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. Классификация логических ошибок может быть представлена следующим образом*.

№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Подмена понятий Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время (тема и проблема — это не одно и то же!).
2 Нарушение причинно-следственных отношений Но вскоре пришла весна, так как морозы прекратились.
3 Нарушение логики развёртывания мысли Я согласен с автором: действительно, книга скоро изживёт себя. Но, пока книг издаётся всё больше и больше, они ещё долго будут радовать читателей.
4 Отсутствие связи между высказываниями Автора возмущает человеческая жестокость. И действительно, сейчас многие родители уже не читают детям книги. Им легче включить мультики по телевизору.

Наличие логических ошибок учитывается в критерии К5, по которому оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей в сочинении.

 

*Бутакова О.Л. Опыт классификации ошибок, свойственных письменной речи //Вестник Омского университета. — 1998. — Вып. 2. — С. 72-75.

Фактические ошибки

Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения[1].

№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте. В тексте приводятся некоторые факты из биографии писателя Дюрера. (Альбрехт Дюрер — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса.)
2

Неверная характеристика примера, явления, о котором идёт речь в тексте.

В тесте рассказывается о событиях Великой Отечественной войны, когда Германия напала на Россию (Германия напала на СССР, или Советский Союз).

 
3 Неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство упоминаемых в сочинении произведений и т.п.). В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. У известного писателя Лихачёва есть множество статей, в которых осуждается национализм. Хотелось бы напомнить, что Пушкин был горячей личностью. Он мог заехать на коне на второй этаж и спокойно пойти пить чай.

 

Что проверяет эксперт?

Оценивая речевое оформление сочинения, эксперт выявляет нарушения орфографических, синтаксических, грамматических и речевых норм. Отдельный критерий (К12) предполагает выявление фактических ошибок.

Критерии оценивания ответа на задание 27  
К6 Точность и выразительность речи  
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения

мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

Или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли

1   Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи 0 III Грамотность   К7 Соблюдение орфографических норм   Орфографических ошибок нет (или одна негрубая ошибка) 3 Допущено не более двух ошибок 2 Допущено три-четыре ошибки 1 Допущено более четырёх ошибок 0 К8 Соблюдение пунктуационных норм   Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 3 Допущено одна-три ошибки 2 Допущено четыре-пять ошибок 1 Допущено более пяти ошибок 0 К9 Соблюдение языковых норм   Грамматических ошибок нет 2 Допущено одна-две ошибки 1 Допущено более двух ошибок 0 К10 Соблюдение речевых норм   Допущено не более одной речевой ошибки 2 Допущено две-три ошибки 1 Допущено более трёх ошибок 0 № Критерии оценивания ответа на задание 27   К11 Соблюдение этических норм   Этические ошибки в работе отсутствуют 1 Допущены этические ошибки (одна и более) 0 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале     Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1   Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале 0

 

Задания

Прочитайте фрагменты сочинений выпускников. Мы с трудом понимаем, что имели в виду авторы следующих высказываний. Может быть, вы окажетесь более проницательными? (Авторская орфография и пунктуация сохранены.)

1) В этом тексте автор раскрывает смысл некоторых фраз, которые употребляются только в одном смысле (на его взгляд).

2) Автор последовательно рассуждает, что привязывает читателя к своей точке зрения, притом не навязывая её.

3) Очень редко можно услышать слово, которое нигде не слышал. Это одно короткое слово может заменить целое предложение, выразить чувства говорящего. Это новое слово и есть живое, именно оно делает речь органичной, отличая её особые качества. Мне кажется, что такие слова чаще можно услышать в городе, а не на его окраине.

4) Николай Асеев — один из первых русских писателей прошлого века, который основным своим жанром выбрал новое течение в литературе протеста — риторический вопрос.

5) Я полностью согласен с автором, я в той же позиции. В нейтралитете.

6) Когда дело идёт к старости, невольно начинаешь задумываться и даже обращаться к опыту тех поэтов, дни которых сочтены.

7) Воспоминания Асеева перемешиваются с рассуждениями о жизни, кстати, на мой взгляд, по-детски написанными. В целом текст мне не понравился. Создаётся такое впечатление, что автор этого «рассуждения» — один из тех бесхарактерных, мягкотелых людей, погрязших в своей инфантильности и наивности. Из прочитанного создаётся ощущение, что написавший это пытается уберечься от жизни, со всеми её тяготами и проявлениями, пытаясь забыть о них. И он пытается намекнуть другим, чтобы они тоже так поступали. Вообще, в самом тексте нет чётко определённой мысли, да и по моему мнению и годится он только для учащихся младших классов.

8) Автор на протяжении всего текста рассуждает то о себе, то о плохом.

9) Стиль текста является смесью сочинительного характера и обоснованного утверждения. Возможно, он был составлен из разных литературных произведений... Автор может являться сторонником крестьянского направления. Хозяин данного изложения имеет хорошие шансы по объединению человеческих точек зрения.

10) Сначала мои глаза машинально бегали по тексту, но потом включилась душа.

11) В статье очень много всяких букв, двоеточий и прочих запятых.

12) Я обратил внимание на старость, потому что детство и юность Пушкин пережил.

13) С самого раннего детства в нашей жизни появляется слово «душа». Маленькими мы играем с ним, подростками — кидаем его на лево и на право... а вырастая, мы можем философствовать на эту тему до конца дней своих.

14) В тексте встречаются сложные предложения для широкого понимания писателя.

15) Я бы советовала всем людям слушать симфонии, независимо от их возраста и материального положения.

16) Природа — это мать, скормившая нас.

17) Профессор Преображенский превратил пса Шарика в гражданина Шарикова, который стал творить профессору всевозможные подлянки.

18) Мы без природы некуда, а она без нас куда хочет.

19) Яркий пример героизмы. — Дед Мазай и Красная Шапочка.

20) Если взять прошлогоднюю статистику по пожарам, то наступает жуть.

21) Природа шикарна, но когда пускаешь ее на самотёк, она начинает тухнуть и гаснуть.

22) Мой дедушка не раз отдавал жизнь на войне.

23) Наверное, большинство людей слышали о романе «Тихий Дон», где люди жили в открытых степях и ухаживали за природой.

24) Купив мороженое, мы на машинальном уровне выкидываем обвёртку куда попало. И что греха таить, я и сам так делаю. Бывает просто идёшь и ни с того ни с сего вырываешь какой-нибудь цветок с корнем.

25) Маленький принц каждый день убирался на своей планете и вывел для себя простое правило: «Проснулся — уберись со своей планеты».

26) Наташа Ростова отдала свою подводку раненым, а сама осталась на берегу.

27) У меня есть одна знакомая, которая носит с собой авторитет.

28) Несмотря на знания в голове, человек всегда сможет стать авторитетной личностью.

29) Я согласен с автором, но только на половину своего мнения.

30) После ранения князь Андрей разочаровался в жизни, и только знакомый дуб помог ему выйти из этой ситуации.

31) В романе «Война и мир» Л. Толстого князь Андрей Лихачёв не ладил со своими сыновьями.

32) В сказке «Дюймовочка» жаба не представила семейной ценности, потому что была ленивой, а вот Дюймовочка любила работать, поэтому мыша рекомендовала её своим знакомым.

33) Даже в произведении Гоголя «Ревизор» городничий воспользовался уважением и своим лицом.

34) Поднимаются даже мысли, что это дерево тоже воевало и прошло всю войну.

35) Автор хотел донести стон и рёв своей души.


[1] Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развёрнутым ответом. Русский язык / И.П. Цыбулько, В.Н. Александров, Е.В. Арутюнова и др. — М., 2016. — С. 46-47.


ГЛАВА 6

Речевое оформление сочинения

Рассмотрим типичные ошибки, которые встречаются в сочинениях.

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка — нарушение норм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Ошибочное словообразование Упрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться.
2 Ошибочное образование формы существительного Опытные слесаря вместо слесари; разводить курей вместо разводить кур и др.
3 Ошибочное образование формы прилагательного Более ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо важнейший (самый важный ).
4 Ошибочное образование формы числительного С семистами рублями вместо с семьюстами, около шестиста вместо около шестисот и др.
5 Ошибочное образование формы местоимения Ихней помощи вместо их помощи и др.
6 Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия Заказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или кормивший.
7 Нарушение согласования Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе...).
8 Нарушение управления Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).
9 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает...).
10 Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: ... и веселы).
11 Ошибки в построении предложения с однородными членами Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только..., но и...).
12 Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).
13 Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).
14 Ошибки в построении сложного предложения Текст принадлежит перу Лихачёва, в котором поднимается важная проблема... (Правильно: В тексте Лихачёва поднимается важная проблема...)
15 Смешение прямой и косвенной речи Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (Правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.)
16 Нарушение границ предложения Автор, наверное, очень добрый человек. Потому что видит в людях только хорошие качества (высказывание должно быть оформлено как сложноподчинённое предложение).
17 Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм Митрофанушку родители воспитывали в любви, а впоследствии он становится эгоистом. (Второе сказуемое следует поставить в форму прошедшего времени.)

 

Речевые ошибки

Речевая ошибка — это нарушение лексических норм, т. е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова.

№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Употребление слова в несвойственном ему значении Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма (вместо слова происки («интриги») следовало использовать существительное примеры).
2 Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом Вряд ли это можно считать эффектным способом решения проблемы (правильно: эффективным).
3 Неразличение синонимичных слов В конечном предложении автор подводит итоги (правильно: в последнем).
4 Употребление слов иной стилевой окраски Не следует слишком зацикливаться на своих проблемах.
5 Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов Астафьев то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений.
6 Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов По ящику сейчас показывают одни разборки.
7 Нарушение лексической сочетаемости Книги занимают очень важную роль в жизни человека (правильно: играют важную роль или занимают важное место).
8 Употребление лишних слов, в том числе плеоназм Сегодня прейскурант цен можно увидеть в любом кафе (слово прейскурант означает «справочник цен»).
9 Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) Писатель мастерски описывает своего героя. В своём рассказе автор рассказывает о событиях войны.
10 Неоправданное повторение слова В прочитанном мною тексте автором поднимается проблема патриотизма. Автор очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция автора мне близка и понятна.
11 Бедность и однообразие синтаксических конструкций Когда началась война, его отправили на фронт. Когда он оказался на фронте, он командовал ротой солдат.
12 Неудачное употребление местоимений Данный текст написал В. Белов. В нём поднимается важная проблема.

Логические ошибки

Логические ошибки — это высказывания, в которых есть внутреннее противоречие, нарушение логики изложения мысли. Классификация логических ошибок может быть представлена следующим образом*.

№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Подмена понятий Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема очень важна в наше время (тема и проблема — это не одно и то же!).
2 Нарушение причинно-следственных отношений Но вскоре пришла весна, так как морозы прекратились.
3 Нарушение логики развёртывания мысли Я согласен с автором: действительно, книга скоро изживёт себя. Но, пока книг издаётся всё больше и больше, они ещё долго будут радовать читателей.
4 Отсутствие связи между высказываниями Автора возмущает человеческая жестокость. И действительно, сейчас многие родители уже не читают детям книги. Им легче включить мультики по телевизору.

Наличие логических ошибок учитывается в критерии К5, по которому оценивается смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения мыслей в сочинении.

 

*Бутакова О.Л. Опыт классификации ошибок, свойственных письменной речи //Вестник Омского университета. — 1998. — Вып. 2. — С. 72-75.

Фактические ошибки

Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения[1].

№ п/п Вид ошибки Примеры
1 Подмена понятий, фактов, приводимых в исходном тексте, другими; искажение фактов, содержащихся в тексте. В тексте приводятся некоторые факты из биографии писателя Дюрера. (Альбрехт Дюрер — немецкий живописец и график эпохи Ренессанса.)
2

Неверная характеристика примера, явления, о котором идёт речь в тексте.

В тесте рассказывается о событиях Великой Отечественной войны, когда Германия напала на Россию (Германия напала на СССР, или Советский Союз).

 
3 Неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (фактов фонового характера), которые учащиеся используют в развёрнутом ответе (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство упоминаемых в сочинении произведений и т.п.). В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. У известного писателя Лихачёва есть множество статей, в которых осуждается национализм. Хотелось бы напомнить, что Пушкин был горячей личностью. Он мог заехать на коне на второй этаж и спокойно пойти пить чай.

 

Что проверяет эксперт?

Оценивая речевое оформление сочинения, эксперт выявляет нарушения орфографических, синтаксических, грамматических и речевых норм. Отдельный критерий (К12) предполагает выявление фактических ошибок.

Критерии оценивания ответа на задание 27  
К6 Точность и выразительность речи  
Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматического строя речи. *Высший балл по этому критерию экзаменуемый получает только в случае, если высший балл получен по критерию К10 2

Работа экзаменуемого характеризуется точностью выражения

мысли,

но

прослеживается однообразие грамматического строя речи,

Или

работа экзаменуемого характеризуется разнообразием грамматического строя речи,

но

есть нарушения точности выражения мысли

1   Работа экзаменуемого отличается бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи 0 III Грамотность   К7 Соблюдение орфографических норм   Орфографических ошибок нет (или одна негрубая ошибка) 3 Допущено не более двух ошибок 2 Допущено три-четыре ошибки 1 Допущено более четырёх ошибок 0 К8 Соблюдение пунктуационных норм   Пунктуационных ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка) 3 Допущено одна-три ошибки 2 Допущено четыре-пять ошибок 1 Допущено более пяти ошибок 0 К9 Соблюдение языковых норм   Грамматических ошибок нет 2 Допущено одна-две ошибки 1 Допущено более двух ошибок 0 К10 Соблюдение речевых норм   Допущено не более одной речевой ошибки 2 Допущено две-три ошибки 1 Допущено более трёх ошибок 0 № Критерии оценивания ответа на задание 27   К11 Соблюдение этических норм   Этические ошибки в работе отсутствуют 1 Допущены этические ошибки (одна и более) 0 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале     Фактические ошибки в фоновом материале отсутствуют 1   Допущены фактические ошибки (одна и более) в фоновом материале 0

 

Задания

Найдите фактические ошибки в предложениях и подчеркните их.

1) Однажды в библиотеке я случайно нашла старый ветхий томик со стёршимися буквами на обложке. Тогда я не обратила на него внимания, однако позже мы читали эту книгу по школьной программе. С тех пор роман Ф. М. Достоевского «Отцы и дети» стал моей настольной книгой.

2) Мне вспомнился знаменитый рассказ Фонвизина «Недоросль».

3) А. Блок является одним из моих любимейших писателей-классиков русской литературы. В школе я с ранних лет полюбил его, прочитав рассказ «Лолита».

4) Михаил Пришвин — один из самых для меня запоминающихся поэтов.

5) Хотелось бы напомнить, что Пушкин был горячей личностью. Он мог заехать на коне на второй этаж и спокойно пойти пить чай.

6) Про Наполеона ходили слухи, что он склонен к предательству Барклая.

7) Примером из русской литературы может служить, например, стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино»: несмотря на то, что Москва была спалена Гитлером, русской армии всё равно удалось сломить наступление фашистской Германии и освободить Москву.

8) Наши войска допустили крушение Москвы, но тем самым взяли Наполеона и прекратили войну.

9) Недавно была война России с Абхазией. Погибло очень много людей. Если бы не эвакуация, то жертв было бы значительно больше. Я думаю, что войну можно было и предотвратить, если бы люди были сдержанней. Провели бы переговоры и решили бы все вопросы мирно, не прибегая к оружию.

10) Одним из героев является Зоя Космодемьянская, отважившаяся поджечь деревни, населённые мирными жителями.

11) Свою смелость капитан Тушин доказал в бою, в жестоких условиях Первой мировой войны.

12) Вспомним, как пытались заставить Пьера Безухова продолжить семейное дело своего отца.

13) В рассказе Гоголя «Преступление и наказание» у Сони Мармеладо- вой есть любимая книга «Евангель», которую она читает Раскольнику.

14) Невозможно не вспомнить такие замечательные произведения, которые писали в ХУП1-Х1Х веках. Гоголь «Мёртвые души», Шолохов «Тихий Дон» — это действительно интересно читать!

15) Многие знают книги классиков, таких как Пушкин, Толстой, Гоголь и другие величайшие поэты.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 4740.