РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВО, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
для подготовки бакалавров
ФГОС ВО
Направление 06.03.01 «Биология»
Курс 4
Семестр 7
Москва, 2016
Составитель: кандидат юридических наук, доцент Л.А. Биткова________
( ФИО, ученая степень, ученое звание)
Шугаев Алексей Юрьевич преподаватель кафедры правоведения __________ (ФИО, ученая степень, ученое звание)
«___»________2016 г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока
Б1.Б.5 студентам очной формы обучения
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров, 06.03.01 «Биология» утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» августа 2014 г. № 944 и зарегистрированного в Минюсте РФ «25» августа 2014 г. № 33812
Программа обсуждена на заседании кафедры правоведения (протокол № _____)
Зав. кафедрой Л.А. Биткова, к.ю.н., доцент ___________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 2016 г.
Рецензент: ___ ______________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
Согласовано:
Начальник методического
отдела УМУ ______________ Н.Г. Романов
(подпись)
Декан факультета зоотехнии и биологии Юлдашбаев Ю.А., д.с-х.н., проф._____
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 2016г.
Председатель учебно-методической комиссии факультета
профессор _______
(подпись)
«__» ________ 2016 г.
Заведующий выпускающей кафедрой профессор _________
(подпись)
«__» _______ 2016 г.
Отдел комплектования ЦНБ _______________ Е.А. Комарова
(подпись)
Копия электронного варианта получена:
Начальник отдела поддержки
дистанционного обучения УИТ ______________ К.И.Ханжиян
(подпись)
Содержание
АННОТАЦИЯ……………………………………………………………….. | 5 |
1. Цели освоения дисциплины…………………………………... | 5 |
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ…………………. | 6 |
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………. | 7 |
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………. | 9 |
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам……………………………………………………………………. | 9 |
4.2 Содержание дисциплины………………………………………………. | 10 |
4.3 Практические занятия………………………………………………….. | 17 |
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины….. 4.5 Рефераты……………………………………………. …………………. | 21 24 |
4.6. Примеры тестовых заданий…………………………………………… | 25 |
4.7. Примеры ситуационных задач………………………………………… | 26 |
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………………... | 26 |
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………. | 28 |
6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций…………………………………………... | 28 |
6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине.………. | 31 |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………… | 34 |
7.1 Основная литература…………………………………………………… | 34 |
7.2 Дополнительная литература…………………………………………… | 34 |
7.3 Нормативные правовые акты…………………………………………. | 35 |
7.4 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям……………………………………………………………………… | 38 |
7.5 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы……………………… | 38 |
7.6 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы…. | 39 |
8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | 39 |
9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины……………………………………………. | 39 |
Виды и формы отработки пропущенных занятий………………………… | 41 |
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………….. | 41 |
Аннотация
Право - общая интегрирующая отрасль общественных знаний в юриспруденции, выражается в научных обобщениях и понятиях, из которых складываются общее учение о праве и государстве, юридические концепции и гипотезы.
«Право, правовые основы природопользования» - одна из учебных дисциплин, которая дает комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения профессиональных обязанностей, и способствует успешному усвоению студентами, обучающимися по направлению «Биология».
Поэтому в учебном процессе данный курс рассматривается как основополагающий, базовый в ряду других учебных дисциплин. Знание основных отраслей российского права, их ключевых правовых институтов поможет студентам получить представление о российской правовой системе, о правовом статусе гражданина, компетенции государственных органов, юридической ответственности, правовых основах охраны окружающей среды и природопользования, приобрести навыки и умения работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими будущую профессиональную деятельность и т.п.
Трудоемкость дисциплины составляет 3 зач.ед., форма итогового контроля по дисциплине – экзамен.
1.Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Право, правовые основы природопользования» являются:
1) формирование общетеоретических комплексных знаний по дисциплине «Право, правовые основы природопользования» как интегрирующей отрасль общественных знаний в юриспруденции; обеспечение глубокого изучения законодательства, действующего в различных отраслях права;
2) овладение подготавливаемыми кадрами системой теоретико-научных знаний и практических навыков в сфере правового регулирования общественных отношений; формирование у будущих профессионалов комплексных знаний о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей на высоком уровне;
3) выработка умений и навыков правоприменительной деятельности в области действующего законодательства; формирование правового самосознания, развитию юридического мышления как основы правовой культуры в целом, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, профессиональной мобильности и других профессионально-значимых личных качеств;
4) развитие умения мыслить (овладевать такими мыслительными операциями, как классификация, анализ, синтез, сравнение и др.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание.
Освоение дисциплины осуществляется в ходе аудиторных занятий (лекционных и практических) и дополняется самостоятельной работой студентов, во время которых они изучают нормативные правовые акты, правоприменительную практику, основную и дополнительную литературу, готовятся к практическим занятия и различным формам отчетности.
2. Место дисциплины в учебном процессе
«Право, правовые основы природопользования» относится к базовой части ОПОП, является базовой дисциплиной.
Реализация в дисциплине «Право, правовые основы природопользования» требований ФГОС ВО и Учебного плана по направлению 06.03.01 «Биология», должна учитывать следующее: дисциплина «Право, правовые основы природопользования» базируется на знаниях, умениях, навыках, полученных в рамках освоения основной профессиональной общеобразовательной программы, является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Природоохранное законодательство», «Экологическая экспертиза».
Особенностью дисциплины является то, что она дает знания о теории государства и права, системе национального права, основных отраслях российского права, их особенностях, основных правовых институтах, что позволит рационально осмыслить легитимность государственной власти, осознать себя как гражданина правового государства, а также о возможностях использования права и законодательства в обеспечении охраны окружающей среды.
Рабочая программа включает основной учебный материал, посвященный изучению теоретических основ государства и права, правовых основ природопользования, юридической ответственности, а также их практической реализации в действующих нормативных правовых актах.
Содержание программы учитывает положения Конституции Российской Федерации, актов Президента РФ и Правительства РФ, органов представительной и исполнительной власти, ведомственных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, законодательства субъектов РФ, актов и решений органов местного самоуправления.
В связи с прикладным характером дисциплины в ее содержание включаются также формируемые на основе достижений науки практические предложения и рекомендации, обращенные к правотворческим, правоприменительным и правоохранительным органам, а также к гражданам как участникам правоотношений.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) компетенций, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Требования к результатам освоения учебной дисциплины
№ п/п | Индекс тенции | Содержание | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности | -знать основные нормы природоохранного законодательства; -знать об основных методах, направлениях и формах регулирования применения природоохранного законодательства; -иметь представление о системе органов контролирующих применение природоохранного законодательства; - знать формы и принципы международного сотрудничества в природопользовании; - проблемы природопользования в отраслях народного хозяйства, в том числе в охотничьем хозяйстве и рекреационной сфере и пути их решения. | -ориентироваться в видах экологических нарушений, в том числе правил охоты, классифицировать их и определять вид эколого-правовой ответственности за совершенные экологические преступления; - проводить оценку экологического ущерба окружающей среде, в том числе в результате рекреационной деятельности, с позиции закона. | -основными методами, направлениями и формами регулирования применения природоохранного законодательства |
2. | ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | -принципы функционирования профессионального коллектива, понимать роль корпоративных норм и стандартов; - о социальных, этнических, конфессиональных и культурных особенностях представителей тех или иных социальных общностей. | -работать в коллективе, эффективно выполнять задачи профессиональной деятельности; - работая в коллективе, учитывать социальные, этнические, конфессиональные, культурные особенности представителей различных социальных общностей в процессе профессионального взаимодействия в коллективе, толерантно воспринимать эти различия. | -приемами взаимодействия с сотрудниками, выполняющими различные профессиональные задачи и обязанности; - в процессе работы в коллективе этическими нормами, касающимися социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; - способами и приемами предотвращения возможных конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности. |
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часов), их распределение по видам работ семестрам представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам
Вид учебной работы
Трудоёмкость
Зач.
ед.
Час.
экзамен
4.2 Содержание дисциплины
Таблица 3
Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплины |
Всего |
Аудиторная работа |
Внеаудиторная работа СР | |
Л | ПЗ | |||
Тема 1. Основы теории государства и права | 8 | 2 | 2 | 4 |
Тема 2. Нормы права и правоотношения | 7 | 1 | 2 | 4 |
Тема 3. Правонарушение и юридическая ответственность | 7 | 1 | 2 | 4 |
Тема 4. Основы конституционного права России | 9 | 1 | 4 | 4 |
Тема 5. Основы административного права | 7 | 1 | 2 | 4 |
Тема 6. Основы гражданского права | 9 | 1 | 4 | 4 |
Тема 7. Основы семейного права | 7 | 1 | 2 | 4 |
Тема 8. Основы трудового права | 10 | 2 | 4 | 4 |
Тема 9. Основы экологического права | 22 | 2 | 10 | 10 |
Тема 10. Право природопользования | 22 | 2 | 10 | 10 |
Всего за 7 семестр | 108 | 14 | 42 | 52 |
Итого по дисциплине | 108 | 14 | 42 | 52 |
Практические занятия
Таблица 4
Содержание практических занятий и контрольных мероприятий
№ п/п | № темы | № и название практических указанием контрольных мероприятий | Вид контрольного мероприятия | Кол-во часов |
1. | Тема 1. Основы теории государства и права | Практическое занятие № 1 1. Понятие и признаки. 2.Теории происхождения государства. 3. Типы и виды государства. 4. Правовое государство. 5. Понятие, принципы, функции права. 6.Основные правовые системы современности. 7. Международное право как особая система права. 8. Система российского права. | Устный опрос, тестирование, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
2. | Тема 2. Нормы права и правоотношения | Практическое занятие № 2 1. Понятие, структура и виды правовых норм. 2. Источники российского права. 3. Закон и подзаконные акты. 4.Понятие и структура правоотношений. 5. Виды правоотношений. 6. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. | Устный опрос, групповое обсуждение, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
3. | Тема 3. Правонарушения и юридическая ответственность | Практическое занятие № 3 1.Понятие и значение законности и правопорядка в современном обществе. 2. Понятие правомерного и неправомерного поведения. 3. Понятие, признаки и виды юридической ответственности. 4. Преступление и уголовная ответственность за него. 5. Понятие, отличительные черты и основания административной ответственности. 6. Гражданско-правовая ответственность. 7. Дисциплинарная ответственность. | Проверка выполненных заданий, устный опрос защита рефератов | 2 |
4. | Тема 4. Основы конституционного права России | Практическое занятие № 4 1.Основы конституционного строя России. 2.Права и свободы человека и гражданина. 3. Федеративное устройство России. 4. Полномочия Президента России. | Устный и письменный опрос, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
5. | Тема 4. Основы конституционного права России | Практическое занятие № 5 1. Федеральное Собрание России. 2. Правительство России. 3. Судебная власть РФ. 4. Местное самоуправление в России. | Устный опрос, тестирование защита рефератов | 2 |
6. | Тема 5. Основы административного права | Практическое занятие № 6 1. Общая характеристика административного права. 2.Субъекты административного права. 3. Формы и методы государственного управления. 4.Административные правонарушения и административная ответственность. | Письменный опрос, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
7. | Тема 6. Основы гражданского права | Практическое занятие № 7 1. Общая характеристика гражданского права. 2. Понятие, субъекты и объекты гражданского правоотношения. | Письменный опрос, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
8. | Тема 6. Основы гражданского права | Практическое занятие № 8 1. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. 2. Понятие и виды гражданско-правового договора. 3. Наследственное право. 4. Результаты интеллектуальности собственности в сфере биологии: правовое регулирование. | Тестирование, решение задач, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
9. | Тема 7. Основы семейного права | Практическое занятие № 9 1.Основные начала семейного законодательства. 2.Брачно-семейные отношения. 3.Взаимные права и обязанности супругов. 4. Взаимные права и обязанности родителей и детей. 5.Ответственность по семейному праву. | Рубежный контроль, тестирование защита рефератов | 2 |
10. | Тема 8. Основы трудового права | Практическое занятие № 10 1. Общая характеристика трудового законодательства. 2. Понятие, субъекты и основания возникновения трудовых отношений. 3. Порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора. | Письменный опрос, проверка выполненных заданий, решение задач защита рефератов | 2 |
11. | Тема 8. Основы трудового права | Практическое занятие № 11 1. Оплата и нормирование труда. 2. Трудовая дисциплина и охрана труда. 3. Особенности правового регулирования труда отдельных категорий граждан. | Устный опрос, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
12. | Тема 9. Основы экологического права | Практическое занятие № 12 1. Понятие экологического права. 2. Принципы экологического права. 3. Источники экологического права. | Тестирование, проверка выполненных заданий, решение задач защита рефератов | 2 |
13. | Тема 9. Основы экологического права | Практическое занятие № 13 1. Экологические права человека. 2. Экологические обязанности человека. 3. Общественные экологические организации. | Устный опрос, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
14. | Тема 9. Основы экологического права | Практическое занятие № 14 1. Правовое регулирование экологической экспертизы. 2. Иные виды экологической экспертной деятельности. 3. Экологические требования к производственным объектам. | Письменный опрос, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
15. | Тема 9. Основы экологического права | Практическое занятие № 15 1. Охрана окружающей среды в сельском хозяйстве. 2. Охрана окружающей среды от негативного биологического воздействия. 3. Экологические требования в области управления отходами. | Устный опрос, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
16. | Тема 9. Основы экологического права | Практическое занятие № 16 1. Понятие, задачи и виды экологического контроля. 2. Понятие экологического правонарушения и ответственность за его совершение. | Письменный опрос, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
17. | Тема 10. Право природопользо- вания | Практическое занятие № 17 1.Право природопользования: понятие и виды. 2.Право общего природопользования. 3.Субъекты и объекты права общего природопользования. | Устный опрос, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
18. | Тема 10. Право природопользо- вания | Практическое занятие № 18 1. Ограничение права общего природопользования. 2. Основания прекращения права природопользования. 3. Переход права природопользования. 4. Права и обязанности природопользователей. | Устный опрос, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
19. | Тема 10. Право природопользо- вания | Практическое занятие № 19 1.Основания возникновения и прекращения права специального природопользования. 2.Субъекты и объекты права специального природопользования. | Устный и письменный опрос, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
20. | Тема 10. Право природопользо- вания | Практическое занятие № 20 1.Договор на природопользование. 2.Лицензирование природопользования. | Письменный опрос, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
21. | Тема 10. Право природопользо- вания | Практическое занятие № 21 1.Права и обязанности природопользователей по рациональному использованию и охране природных ресурсов. 2.Правовые формы использования природных ресурсов. | Устный опрос, проверка выполненных заданий защита рефератов | 2 |
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины
Таблица 5
Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины
№ п/п | № раздела и темы | Перечень рассматриваемых вопросов для самостоятельного изучения | Кол-во часов |
1. | Тема 1. Основы теории государства и права | 1.Форма государственного правления 2.Форма государственного устройства. 3.Политические режимы. 4. Понятие и содержание публичного и частного права. 5.Международный Суд по правам человека. | 4 |
2. | Тема 2. Нормы права и правоотношения | 1. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации. 2. Социальные нормы и их виды. 3. Правовая семья: понятие и виды. 4. Правовой обычай. 5.Правовой прецедент. 6.Правовая доктрина. | 4 |
3. | Тема 3. Правонарушения и юридическая ответственность | 1.Юридическая ответственность в зарубежных странах. 2. Понятие законности и проблемы ее реализации. 3. Правопорядок и его обеспечение. | 4 |
4. | Тема 4. Основы конституционного права России | 1. Гражданство в Российской Федерации. 2. Союз России и Белоруссии. 3. Прокуратура Российской Федерации. 4.Органы государственной власти субъектов Российской Федерации. | 4 |
5. | Тема 5. Основы административного права | 1. Органы исполнительной власти: понятие, виды, особенности административно-правового статуса. 2. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. 3.Виды административных правонарушений. 4.Административная ответственность юридических лиц. 5.Административная ответственность должностных лиц. | 4 |
6. | Тема 6. Основы гражданского права | 1. Понятие и порядок возмещения морального вреда (ст. 150-152, 1099-1101 ГК РФ). 2. Понятие и виды сделки. 3. Право собственности: порядок приобретения и прекращения. | 4 |
7. | Тема 7. Основы семейного права | 1.Основания и порядок лишения родительских прав. 2. Брачный договор. | 4 |
8. | Тема 8. Основы трудового права | 1. Защита трудовых прав работников. 2. Материальная ответственность сторон трудового договора. 3. Коллективные договоры и соглашения. 4. Полномочия и организация деятельности Федеральной инспекции труда. | 4 |
9. | Тема 9. Основы экологического права | 1. Правовые основы экологической экспертизы. 2. Проблемы совершенствования экологического законодательства. | 10 |
10. | Тема 10. Право природопользования | 1.Природоохранная деятельность прокуратуры. 2.Меры безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами. 3.Обеспечение государственной тайны при передаче экологической информации. | 10 |
ВСЕГО | 52 |
Рефераты
Примерные темы рефератов
1. Особенности правового режима лечебно-оздоровительных местностей.
2. Особенности правового режима курортов федерального, регионального и местного значения.
3. Особенности правового режима округов санитарной (горносанитарной) охраны.
4. Особенности правового режима государственных природных заповедников, включая биосферные.
5. Особенности правового режима национальных парков и природных парков.
6. Особенности правового режима государственных природных заказников и памятников природы.
7. Особенности правового режима дендрологических парков и ботанических садов.
8. Особенности правового режима охраны и использования редких, находящихся под угрозой исчезновения растений и животных.
9. Учет экологических требований в процессе планирования, зонирования территории, строительства и реконструкции городов и иных поселений.
10. Охрана атмосферного воздуха в городах.
11. Понятие и виды санитарной охраны окружающей среды поселений.
12. Правовые требования к утилизации отходов в поселениях.
13. Компетенция органов местного самоуправления в охране окружающей среды поселений.
14. Правовая охрана окружающей среды пригородных и зеленых зон городов.
15. Правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения.
16. Охрана окружающей среды при применении агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве.
17. Охрана водных ресурсов от негативного воздействия сельскохозяйственного производства.
18. Охрана животного мира в процессе проведения сельскохозяйственных работ.
19. Экологические требования к инвестиционной деятельности, включая иностранные инвестиции.
20. Правовые формы возмещения вреда окружающей природной среде.
21. Исковые требования о прекращении экологически вредной деятельности.
22. Формы возмещения вреда здоровью человека от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды.
23. Правовое регулирование права охоты.
24. Правовое регулирование любительского рыболовства.
25. Уголовная ответственность за экологические преступления.
26. Административная ответственность за экологические правонарушения.
27. Гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения.
28. Правовые основы экологического контроля.
29. Экологическое страхование.
30. Экологический аудит.
31. Правовое регулирование продовольственной безопасности России.
32. Международно-правовая охрана окружающей среды.
33. Экологическое правосознание.
П римеры тестовых заданий
1) Форма государства как объективная реальность и как понятие включает
А) форму правления, форму государственного устройства, политический режим
Б) приемы и методы осуществления государственной власти
В) производственные отношения и производительные силы
Г) совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений
А) президентская республика
Б) конституционная монархия
В) монархия
Г) республиканская
3) Право, регулирующее деятельность суда, прокуратуры, органов следствия и дознания по рассмотрению и расследованию уголовных дел, называется
А) административным
Б) уголовно-процессуальным
В) уголовным
Г) государственным
Примеры ситуационных задач (тема № 8)
1.За выпуск недоброкачественной продукции — легковых автомобилей с превышением содержания вредных веществ в выхлопных газах — главный инженер завода был лишен премии по основной работе и по решению главного санитарного врача города оштрафован на сумму, равную десятикратному размеру минимальной оплаты труда.
Главный инженер завода обратился с заявлением в суд, в котором просил отменить решение органов санитарного надзора на том основании, что он уже был подвергнут мерам материального и дисциплинарного наказания.
Решите дело.
2.Гражданин Николаев с сыном пришли в зоопарк. Остановились у клетки с красным волком. Вдруг мальчику захотелось покормить волка, и он бросил в клетку валявшийся рядом кусок мяса. Работник зоопарка, заметив это, потребовал, чтобы отец с сыном прошли в здание администрации. Там представитель администрации, объяснив посетителям, что они грубо нарушили правила посещения зоопарка, записал фамилию, имя и отчество гражданина Николаева, его место жительства и потребовал уйти из зоопарка.
На следующий день волк заболел, а через несколько дней умер. Ветеринар зоопарка дал заключение, что смерть произошла из-за отравления.
Администрация зоопарка обратилась в милицию с требованием привлечь гражданина Николаева к административной ответственности по ст. 75 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 55 Федерального закона «О животном мире» за совершение действий, которые привели к гибели красного волка.
Одновременно администрация зоопарка предъявила в суд иск к гражданину Николаеву о возмещении вреда, причиненного зоопарку гибелью красного волка, который относится к видам животных, занесенных в Красную книгу России, в размере утвержденной в соответствии со ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» таксы, в 50-кратном размере минимальной месячной оплаты труда.
Какую ответственность будет нести гражданин Николаев ?
Образовательные технологии
В процессе обучения по дисциплине «Право, правовые основы природопользования» применяется компетентностный подход, который акцентирует внимание на результате образования. В качестве результата образования выступает способность выпускника действовать в правовых ситуациях различного характера, а не сумма усвоенной правовой информации. Используемые в процессе обучения дисциплине «Право, правовые основы природопользования» образовательные технологии, направлены на оптимизацию и на повышение эффективности учебной работы студента в целях формирования у него необходимых конечных результатов обучения, т.е. компетенций.
Для достижения поставленных целей изучения дисциплины «Право, правовые основы природопользования» используется традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, при этом основными видами занятий являются лекции и практические занятия, в том числе с использованием активных и интерактивных форм проведения занятий. Эти формы сочетаются с самостоятельной работой студента в целях закрепления и развития полученных знаний. Возможно проведение встреч с представителями правозащитных организаций, привлечение специалистов и др.
Таблица 6
Применение активных и интерактивных образовательных технологий
№ п/п |
Тема и форма занятия
Общее количество часов аудиторных занятий, проведённых с применением активных и интерактивных образовательных технологий составляет 10 часов (18% от аудиторных занятий).
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
2. Всеобщая Декларация прав человека. Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде РФ» от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ.
4. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах» от 28 апреля 1995 года № 1-ФКЗ.
5. Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ.
6. Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ.
7. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ.
8. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ.
9. Федеральный конституционный закон «О государственном флаге» от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ.
10.Федеральный конституционный закон «О государственном гербе» от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ.
11.Федеральный конституционный закон «О государственном гимне» от 25 декабря 2000 года № 3-ФКЗ.
12.Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ.
13.Федеральный конституционный закон «О военном положении» от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ.
14.Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года № 2124-1.
15.Закон РФ «О беженцах» от 19 февраля 1993 года № 4528-1.
16.Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 года № 4530-1.
17.Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года № 4730-1.
18.Закон РФ «О порядке обжалования в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 года № 4866-1.
19.Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ.
20.Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ» от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ.
21.Гражданский кодекс РФ. Часть первая от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. Часть вторая от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. Часть третья от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ. Часть четвертая от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ.
22.Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ.
23.Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ.
24.Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ.
25.Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ.
26.Федеральный закон «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ.
27.Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ.
28.Федеральный закон «О континентальном шельфе» от 30 ноября 1995 года № 187-ФЗ.
29.Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ.
30.Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года № 3-ФЗ.
31.Федеральный закон «О мелиорации земель» от 10 января 1996 года № 4-ФЗ.
32.Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 года № 7-ФЗ.
33.Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 года № 10-ФЗ.
34.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ.
35.Федеральный закон «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» от 5 июля 1996 года № 86-ФЗ.
36.Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ.
37.Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» от 19 июля 1997 года № 109-ФЗ.
38.Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ.
39.Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ.
40.Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ.
41.Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ.
42.Федеральный закон «О мировых судьях Российской Федерации» от 17 декабря 1998 года № 188-ФЗ.
43.Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года №52-ФЗ.
44.Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ.
45.Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.
46.Федеральный закон «О политических партиях» от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ.
47.Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ.
48.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ.
49.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.
50.Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ.
51.Федеральный закон «О гражданстве» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ.
52.Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ.
53.Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ.
54.Федеральный закон «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 года № 19-ФЗ.
55.Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ.
56.Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.
57.Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ.
58.Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ.
59.Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ.
60.Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ.
61.Федеральный закон «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ.
62.Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» от 21 июля 1997 года № 746.
63.Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ» от 14 ноября 2002 года № 1325.
64.Указ Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года № 314.
65.Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года. Утверждены Президентом РФ от 30 апреля 2012 г.
66.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» от 17 июля 1995 года № 713.
67.Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» от 27 декабря 2010 года № 1160.
68.Экологическая доктрина Российской Федерации. Одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 года № 1225-р.
69.Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Председателем Правительства РФ 31 января 2013 г.).
70.Постановление Правительства Российской Федерации «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» от 22 января 2012 г. № 23.
71.Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 года № 5.
7.4 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям
1. Методические указания для практических занятий (в УМКд).
2. Методические указания для подготовки, написания и защиты рефератов (в УМКд).
3. Тестовые задания (в УМКд).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРАВО, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
для подготовки бакалавров
ФГОС ВО
Направление 06.03.01 «Биология»
Курс 4
Семестр 7
Москва, 2016
Составитель: кандидат юридических наук, доцент Л.А. Биткова________
( ФИО, ученая степень, ученое звание)
Шугаев Алексей Юрьевич преподаватель кафедры правоведения __________ (ФИО, ученая степень, ученое звание)
«___»________2016 г.
Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока
Б1.Б.5 студентам очной формы обучения
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки бакалавров, 06.03.01 «Биология» утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «07» августа 2014 г. № 944 и зарегистрированного в Минюсте РФ «25» августа 2014 г. № 33812
Программа обсуждена на заседании кафедры правоведения (протокол № _____)
Зав. кафедрой Л.А. Биткова, к.ю.н., доцент ___________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 2016 г.
Рецензент: ___ ______________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
Согласовано:
Начальник методического
отдела УМУ ______________ Н.Г. Романов
(подпись)
Декан факультета зоотехнии и биологии Юлдашбаев Ю.А., д.с-х.н., проф._____
(ФИО, ученая степень, ученое звание) (подпись)
«__» ________ 2016г.
Председатель учебно-методической комиссии факультета
профессор _______
(подпись)
«__» ________ 2016 г.
Заведующий выпускающей кафедрой профессор _________
(подпись)
«__» _______ 2016 г.
Отдел комплектования ЦНБ _______________ Е.А. Комарова
(подпись)
Копия электронного варианта получена:
Начальник отдела поддержки
дистанционного обучения УИТ ______________ К.И.Ханжиян
(подпись)
Содержание
АННОТАЦИЯ……………………………………………………………….. | 5 |
1. Цели освоения дисциплины…………………………………... | 5 |
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ…………………. | 6 |
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………. | 7 |
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ……………………. | 9 |
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам……………………………………………………………………. | 9 |
4.2 Содержание дисциплины………………………………………………. | 10 |
4.3 Практические занятия………………………………………………….. | 17 |
4.4 Перечень вопросов для самостоятельного изучения дисциплины….. 4.5 Рефераты……………………………………………. …………………. | 21 24 |
4.6. Примеры тестовых заданий…………………………………………… | 25 |
4.7. Примеры ситуационных задач………………………………………… | 26 |
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ………………………………... | 26 |
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………. | 28 |
6.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости и сформированности компетенций…………………………………………... | 28 |
6.2 Примерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине.………. | 31 |
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………… | 34 |
7.1 Основная литература…………………………………………………… | 34 |
7.2 Дополнительная литература…………………………………………… | 34 |
7.3 Нормативные правовые акты…………………………………………. | 35 |
7.4 Методические указания, рекомендации и другие материалы к занятиям……………………………………………………………………… | 38 |
7.5 Программное обеспечение и Интернет-ресурсы……………………… | 38 |
7.6 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы…. | 39 |
8.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ | 39 |
9. Методические рекомендации студентам по освоению дисциплины……………………………………………. | 39 |
Виды и формы отработки пропущенных занятий………………………… | 41 |
10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ…………………….. | 41 |
Аннотация
Право - общая интегрирующая отрасль общественных знаний в юриспруденции, выражается в научных обобщениях и понятиях, из которых складываются общее учение о праве и государстве, юридические концепции и гипотезы.
«Право, правовые основы природопользования» - одна из учебных дисциплин, которая дает комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для качественного выполнения профессиональных обязанностей, и способствует успешному усвоению студентами, обучающимися по направлению «Биология».
Поэтому в учебном процессе данный курс рассматривается как основополагающий, базовый в ряду других учебных дисциплин. Знание основных отраслей российского права, их ключевых правовых институтов поможет студентам получить представление о российской правовой системе, о правовом статусе гражданина, компетенции государственных органов, юридической ответственности, правовых основах охраны окружающей среды и природопользования, приобрести навыки и умения работы с нормативными правовыми актами, регламентирующими будущую профессиональную деятельность и т.п.
Трудоемкость дисциплины составляет 3 зач.ед., форма итогового контроля по дисциплине – экзамен.
1.Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Право, правовые основы природопользования» являются:
1) формирование общетеоретических комплексных знаний по дисциплине «Право, правовые основы природопользования» как интегрирующей отрасль общественных знаний в юриспруденции; обеспечение глубокого изучения законодательства, действующего в различных отраслях права;
2) овладение подготавливаемыми кадрами системой теоретико-научных знаний и практических навыков в сфере правового регулирования общественных отношений; формирование у будущих профессионалов комплексных знаний о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, необходимых для выполнения профессиональных обязанностей на высоком уровне;
3) выработка умений и навыков правоприменительной деятельности в области действующего законодательства; формирование правового самосознания, развитию юридического мышления как основы правовой культуры в целом, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе, профессиональной мобильности и других профессионально-значимых личных качеств;
4) развитие умения мыслить (овладевать такими мыслительными операциями, как классификация, анализ, синтез, сравнение и др.), развитие творческих и познавательных способностей, а также таких психологических качеств, как восприятие, воображение, память, внимание.
Освоение дисциплины осуществляется в ходе аудиторных занятий (лекционных и практических) и дополняется самостоятельной работой студентов, во время которых они изучают нормативные правовые акты, правоприменительную практику, основную и дополнительную литературу, готовятся к практическим занятия и различным формам отчетности.
2. Место дисциплины в учебном процессе
«Право, правовые основы природопользования» относится к базовой части ОПОП, является базовой дисциплиной.
Реализация в дисциплине «Право, правовые основы природопользования» требований ФГОС ВО и Учебного плана по направлению 06.03.01 «Биология», должна учитывать следующее: дисциплина «Право, правовые основы природопользования» базируется на знаниях, умениях, навыках, полученных в рамках освоения основной профессиональной общеобразовательной программы, является основополагающей для изучения следующих дисциплин: «Природоохранное законодательство», «Экологическая экспертиза».
Особенностью дисциплины является то, что она дает знания о теории государства и права, системе национального права, основных отраслях российского права, их особенностях, основных правовых институтах, что позволит рационально осмыслить легитимность государственной власти, осознать себя как гражданина правового государства, а также о возможностях использования права и законодательства в обеспечении охраны окружающей среды.
Рабочая программа включает основной учебный материал, посвященный изучению теоретических основ государства и права, правовых основ природопользования, юридической ответственности, а также их практической реализации в действующих нормативных правовых актах.
Содержание программы учитывает положения Конституции Российской Федерации, актов Президента РФ и Правительства РФ, органов представительной и исполнительной власти, ведомственных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, законодательства субъектов РФ, актов и решений органов местного самоуправления.
В связи с прикладным характером дисциплины в ее содержание включаются также формируемые на основе достижений науки практические предложения и рекомендации, обращенные к правотворческим, правоприменительным и правоохранительным органам, а также к гражданам как участникам правоотношений.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся общекультурных (ОК) компетенций, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Требования к результатам освоения учебной дисциплины
№ п/п | Индекс тенции | Содержание | В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны: | ||
знать | уметь | владеть | |||
1. | ОК-4 | способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности | -знать основные нормы природоохранного законодательства; -знать об основных методах, направлениях и формах регулирования применения природоохранного законодательства; -иметь представление о системе органов контролирующих применение природоохранного законодательства; - знать формы и принципы международного сотрудничества в природопользовании; - проблемы природопользования в отраслях народного хозяйства, в том числе в охотничьем хозяйстве и рекреационной сфере и пути их решения. | -ориентироваться в видах экологических нарушений, в том числе правил охоты, классифицировать их и определять вид эколого-правовой ответственности за совершенные экологические преступления; - проводить оценку экологического ущерба окружающей среде, в том числе в результате рекреационной деятельности, с позиции закона. | -основными методами, направлениями и формами регулирования применения природоохранного законодательства |
2. | ОК-6 | способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия | -принципы функционирования профессионального коллектива, понимать роль корпоративных норм и стандартов; - о социальных, этнических, конфессиональных и культурных особенностях представителей тех или иных социальных общностей. | -работать в коллективе, эффективно выполнять задачи профессиональной деятельности; - работая в коллективе, учитывать социальные, этнические, конфессиональные, культурные особенности представителей различных социальных общностей в процессе профессионального взаимодействия в коллективе, толерантно воспринимать эти различия. | -приемами взаимодействия с сотрудниками, выполняющими различные профессиональные задачи и обязанности; - в процессе работы в коллективе этическими нормами, касающимися социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий; - способами и приемами предотвращения возможных конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности. |
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зач.ед. (108 часов), их распределение по видам работ семестрам представлено в таблице 2.
Таблица 2
Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ по семестрам
Вид учебной работы
Трудоёмкость
Зач.
ед.
Час.
экзамен
4.2 Содержание дисциплины
Таблица 3
Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем дисциплины |
Всего |
Аудиторная работа |
Внеаудиторная работа СР | |
Л | ПЗ | |||
Тема 1. Основы теории государства и права | 8 | 2 | 2 | 4 |
Тема 2. Нормы права и правоотношения | 7 | 1 | 2 | 4 |
Тема 3. Правонарушение и юридическая ответственность | 7 | 1 | 2 | 4 |
Тема 4. Основы конституционного права России | 9 | 1 | 4 | 4 |
Тема 5. Основы административного права | 7 | 1 | 2 | 4 |
Тема 6. Основы гражданского права | 9 | 1 | 4 | 4 |
Тема 7. Основы семейного права | 7 | 1 | 2 | 4 |
Тема 8. Основы трудового права | 10 | 2 | 4 | 4 |
Тема 9. Основы экологического права | 22 | 2 | 10 | 10 |
Тема 10. Право природопользования | 22 | 2 | 10 | 10 |
Всего за 7 семестр | 108 | 14 | 42 | 52 |
Итого по дисциплине | 108 | 14 | 42 | 52 |
Дата: 2019-02-02, просмотров: 252.