Решение задачи «Странные круги на полях» с помощью ПРИЗа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Комментарий преподавателя

Моё мнение совпадает с вашей гипотезой 7. Однако давайте порассуждаем ещё на тему, почему в средствах массовой информации чаще всего звучала именно гипотеза про инопланетян.

Ребята быстро и здраво «разбирают по косточкам» вопрос о любви газет и других СМИ к сенсациям. Мне кажется это важной составляющей работы. Способность критически относиться к громким заявлениям, сенсациям, рекламе и PR защищает современного человека от всякого рода манипуляций.

ПРИЗ учит мыслить структурно – это его главная задача. Описанная процедура применяется и для решения специфических задач, в которых требуется объяснить анатомические, физиологические или этологические особенности живых существ.

 

Акулы в прибрежных водах[23]

 

 

Учёные, которые вели наблюдения за белыми акулами, обратили внимание, что они часто заходят в прибрежные воды тихоокеанских побережий. Особенно часто бывали на мелководье самки. Может быть, их привлекают неосторожные купальщики? Оказывается, нет – случаи нападения акул на людей в этих водах очень редки.

Зачем же тогда белые акулы заходят в прибрежные воды? Почему самки акул заходят в эти воды чаще самцов?

В таких случаях на третьем шаге процедуры вместо перечисления типов воздействий мы применяем решательный инструмент «ДОГОВОР с природой»[24]. ДОГОВОР – это аббревиатура.

Процессы, направленные на сохранение жизни, можно зашифровать одним словом – ДОГОВОР (Дыхание, Обмен веществ, Гомеостаз, Обмен энергии, Выживание, Обмен информацией, Размножение). Образно говоря, живой организм как бы заключает ДОГОВОР с окружающей его природой – об условиях своего существования и выживания в природе.

Задачи, подобные выше приведённой задаче про акул, при сравнительно небольшом опыте применения ПРИЗа с ДОГОВОРОМ, решаются с вероятностью, близкой к 100 %.

ПРИЗ – самый простой, начальный инструмент алгоритмического решения открытых задач. При серьёзном обучении после его освоения мы предлагаем подросткам усложнённые ПРИЗ‑2 и ПРИЗ‑3, включающие в себя формулировку идеального конечного результата и работу с противоречиями.

Дидактические основания

Сформулируем дидактические основания, согласно которым строится учебный курс по ТРИЗ-педагогике, включающий в себя применение алгоритмических процедур в обучении школьников решению творческих задач.

 

Содержательный аспект

• Обучение школьников применению алгоритмических процедур предполагает введение в учебный процесс совокупности задач, определённым образом сконструированных и структурированных. В совокупность входят:

а) задачи открытого типа, требующие интеграции различных предметных знаний и знаний обыденных, житейских (выходящих за пределы конкретных учебных предметов);

б) предлагаемые учащимся задачи должны удовлетворять следующим требованиям: достаточность условия, корректность вопроса, наличие противоречия;

в) совокупность задач выстроена так, что вначале учащимся предлагаются творческие, нестандартные задачи, эмоционально воздействующие на учащихся и мотивирующие их на освоение алгоритмических процедур для увеличения эффективности поиска решений;

г) учебные творческие задачи вводятся в курс обучения в соответствии с линией усложнения задач (на основании количества ходов, вариантов решения, потребности в специализированных знаниях и т. д.).

 

• Обучение решению творческих задач осуществляется с помощью алгоритмических процедур, подобных тем, которые используются в ТРИЗ, адаптированных к учебной деятельности в соответствии с возрастом учащихся и дидактическими целями.

 

• Алгоритмические процедуры вводятся от простых к сложным. Последующие алгоритмические процедуры содержат в себе в «снятом виде» действия, которые уже отработаны в предыдущих процедурах. Усложнение происходит за счёт увеличения ходов решения, введения специальных терминов ТРИЗ (идеальный конечный результат, главная идея, условия выполнения), введения этапа рефлексии.

 

Процессуальный аспект

 

• Решение творческих задач на основе алгоритмических процедур осуществляется на уроках, во внеурочной деятельности, на элективных курсах, в ходе специальных «погружений».

• Формы обучения решению творческих задач носят игровой характер[25], позволяя использовать эмоциональный потенциал игр, соревновательный командный характер.

 

Конечно, обучение решению задач не сводится к освоению алгоритмов и специфических решательных инструментов. Любая технология бессильна, если человек к ней не готов. Это касается даже технологии печения пирожков, а уж тем более высоко интеллектуальных технологий поиска новых идей. Когда алгоритмы, методы мышления осваивает человек с высоким уровнем творческого воображения – вот тогда можно ожидать красивых результатов!

Дата: 2018-12-28, просмотров: 226.