Исследование синдрома отключения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

«Вы уже страдаете от выгорания или Вы еще на пути к нему и находитесь в стадии отключения? Заполните приведенный ниже опросник и выясните это. Против каждого высказывания поставьте букву П (правда), если это соответствует действительности, и букву Л (ложь), если нет.

Текст опросника

1. Снижается ли эффективность Вашей работы?

2. Потеряли ли Вы часть инициативы на работе?

3. Потеряли ли Вы интерес к работе?

4. Усилился ли Ваш стресс на работе?

5. Вы чувствуете утомление или снижение темпа работы?

6. У Вас болит голова?

7. У Вас болит живот?

8. Вы убавили в весе?

9. У Вас проблемы со сном?

10. Ваше дыхание стало прерывистым?

11. У Вас часто меняется настроение?

12. Вы легко злитесь?

13. Вы легко подвергаетесь фрустрации?

14. Вы стали более подозрительным, чем обычно?

15. Вы чувствуете себя более беспомощным, чем всегда?

16. Вы употребляете слишком много лекарств, влияющих на настроение (транквилизаторы, алкоголь и т. д.)?

17. Вы стали менее гибким?

18. Вы стали более критично относиться к собственной компетентности и к компетентности других?

19. Вы работаете больше, а чувствуете, что сделали меньше?

20. Вы частично утратили чувство юмора?

Если Вы ответили "да" более чем наполовину утверждений в опроснике на оценку синдрома отключения, посвященном выгоранию, то, вероятно, Вы находитесь в состоянии "отключки". Если Вы ответили «да» на пятнадцать и более утверждений, возможно, Вы выгораете (или уже выгорели). Однако признайте, что Вы можете исправить ситуацию, воспользовавшись предложениями по управлению стрессом».

Выгорание очень распространено среди специалистов, работающих с людьми: полицейских, учителей, социальных работников, психологов, медсестер. Кроме симптомов, перечисленных выше, выгорание может проявляться в снижении самооценки, прогулах, негативном отношении к другим людям, грубости, искажении моральных ценностей, низкой производительности, инцидентах на работе и ухудшении взаимоотношений и провоцировать текучесть кадров.

Явление выгорания можно рассмотреть и с точки зрения прогрессивного пятиступенчатого подхода.

Стадия первая («медовый месяц»). На этой стадии работник обычно доволен работой и заданиями, относится к ним с энтузиазмом. Однако по мере продолжения этой стадии работа начинает приносить все меньше удовольствия, и работник становится менее энергичным.

Стадия вторая («недостаток топлива»). На этой стадии появляется усталость, и работник может начать употреблять наркотики. Другой симптом здесь – проблемы со сном.

Стадия третья (хронические симптомы). На этой стадии чрезмерная работа приводит к таким физическим явлениям, как измождение и подверженность заболеванию, и к таким психологическим явлениям, как острая злоба и чувство подавленности.

Стадия четвертая (кризис). На этой стадии может развиться настоящее заболевание, в результате чего человек теряет работоспособность. Кроме того, из-за возникающего пессимизма, сомнений в себе и/ или озабоченности проблемами могут испортиться отношения в семье.

Стадия пятая («пробивание стены»). На этой стадии физические и психологические проблемы переходят в острую форму и могут спровоцировать развитие болезни, которая может угрожать жизни. У работника теперь столько проблем, что его или ее карьера находится под угрозой.

Опросник на «выгорание» MBI

Авторами данной методики (опросника) являются американские психологи К. Маслач и С. Джексон. Она предназначена для измерения степени «выгорания» в профессиях типа «человек – человек». Данный вариант адаптирован Н. Е. Водопьяновой.'

1 Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – С. 469-470.

Инструкция. «Ответьте, пожалуйста, как часто Вы испытываете чувства, перечисленные ниже в опроснике. Для этого на бланке для ответов отметьте по каждому пункту позицию, которая соответствует частоте Ваших мыслей и переживаний: "никогда", "очень редко", "иногда", "часто", "очень часто", "каждый день"».

Текст опросника

1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

2. После работы я чувствую себя как «выжатый лимон».

3. Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу.

4. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела.

5. Я чувствую, что общаюсь с некоторыми подчиненными и коллегами как с предметами (без теплоты и расположения к ним).

6. После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего.

7. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами.

8. Я чувствую угнетенность и апатию.

9. Я уверен, что моя работа нужна людям.

10. В последнее время я стал более «черствым» по отношению к тем, с кем работаю.

11. Я замечаю, что моя работа ожесточает меня.

12. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

13. Моя работа все больше меня разочаровывает.

14. Мне кажется, что я слишком много работаю.

15. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходите некоторыми моими подчиненными и коллегами.

16. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

17. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе.

18. Во время работы я чувствую приятное оживление.

19. Благодаря своей работе я уже сделал в жизни много действительно ценного.

20. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня в моей работе.

21. На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами.

22. В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Обработка результатов. Опросник имеет три шкалы: «эмоциональное истощение» (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Ответы испытуемого оцениваются: 0 баллов – «никогда», 1 балл – «очень редко», 3 балла – «иногда», 4 балла – «часто», 5 баллов – «очень часто», 6 баллов – «каждый день».

Ключ к опроснику. Ниже перечисляются шкалы и соответствующие им пункты опросника.

1. «Эмоциональное истощение» – ответы «да» по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов – 54).

2. «Деперсонализация» – ответы «да» по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов – 30).

3. «Редукция личных достижение» – ответы «да» по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов – 48).

Выводы. Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех шкал.

Итак, что же можно сделать с выгоранием? Специалисты, занимающиеся этой проблемой, советуют вам проанализировать отношение к своей профессиональной деятельности и изменить свой образ жизни.

1. Ответьте на вопрос: «Зачем я работаю?» Составьте список всех причин – и реальных, и абстрактных, которые заставляют вас работать. Определите мотивацию, ценность и значение своей работы.

2. Убедитесь в правильности утверждения: «Я действительно хочу этим заниматься». Перечислите то, чем вам нравится заниматься, в убывающей последовательности. А теперь вспомните, когда вы в последний раз этим занимались.

3. Создайте группу поддержки. Это регулярные встречи друзей и сотрудников.

4. Начните заботиться о своем физическом здоровье. Сюда входят физические упражнения, питание и борьба с вредными привычками, например курением.

5. Начините заботиться о своем психологическом здоровье. Используйте для этого тренинги: релаксации, ведения переговоров, управления временем и ассертивности.

6. Делайте каждый день какую-нибудь глупость. Покатайтесь на скейте, поиграйте в классики, попускайте мыльные пузыри или погримасничайте. Расслабьтесь, улыбнитесь и не воспринимайте себя слишком серьезно.

Шкала нервно-психического напряжения[24]

 

Инструкция. «Оцените свое состояние. Для этого отметьте галочкой те строки, которые соответствуют признакам, имеющим место у Вас в последнее время. При этом в каждом блоке признаков, где указаны 3 варианта проявления признака, может быть только одна отметка галочкой.

Блоки не должны пропускаться».

ФИО (указываются по желанию)__________________________________

Пол ___________________________Возраст_______________________

Профессия, род занятий_________________________________________

Характер ситуации и деятельности (может указываться экспериментатором) ____________ ___________________________________________

Дата: 2019-02-02, просмотров: 205.