Жилищным фондом называют совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
Иначе говоря, к жилищному фонду относятся все без исключения изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания граждан и отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам.До принятия ЖК РФ в законодательстве не существовало единых подходов к классификации жилищных фондов. Классификация, закрепленная в ЖК РСФСР, устарела, и ею нельзя было руководствоваться. Подразделение жилищного фонда на виды, данное в Законе РФ «Об основах федеральной жилищной политики», противоречиво и не всегда могло быть применимо в практических целях. Если раньше виды жилищного фонда определялись по одному основанию, а именно принадлежности к тем или иным формам собственности, то новый ЖК РФ сохранил данное основание, но одновременно ввел и новое основание, определяющее цели использования жилищного фонда.Согласно утвержденной классификации различают следующие виды жилищного фонда по форме собственности:частный жилищный фонд, представляющий собой совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; государственный жилищный фонд, являющийся совокупностью жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ); муниципальный жилищный фонд, объединяющий жилые помещения, принадлежащие на праве собственности муниципальным образованиям.
Группы жилищного фонда в зависимости от целей использования: жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; индивидуальный жилой фонд, объединяющий жилые помещения частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования; жилищный фонд коммерческого пользования обычно объединяет жилые помещения, используемые собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования.
Следует обратить внимание на то, что жилищный фонд не является недвижимостью, в то время как входящие в него жилые помещения таковыми являются, т.е. объектом субъективного права могут быть только жилые помещения, но не их совокупность в виде жилищного фонда. Дифференциация жилищных фондов на виды позволяет определить типы правового регулирования в отношении входящих в него жилых помещений: частноправовой или публично-правовой, без привязки к конкретным жилым помещениям.
Порядок государственного учета, которому подлежит жилищный фонд, устанавливает Правительство РФ. Он предусматривает проведение технического учета жилищного фонда, его техническую инвентаризацию и паспортизацию.Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с федеральным законом и иными нормативными актами РФ призваны осуществлять государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
6. Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого в жилое.
ЖКРФ глава 3. Статья 22. ЖК РФ установлены обязательные условия перевода жилых помещений в нежилые и нежилых – в жилые. Отсутствие данных условий влечет отказ в переводе.При переводе жилого помещения в нежилое должны соблюдаться следующие условия:• доступ к переводимому помещению должен осуществляться без использования помещений, обеспечивающих доступ к жилым помещениям, либо должна существовать техническая возможность оборудования отдельного входа;• переводимое помещение не должно быть обременено правами третьих лиц (к обременениям относятся: сервитут, ипотека, аренда и др.).
Недопустим перевод жилого помещения в нежилое, если переводимое помещение является частью жилого помещения (напр., комната в коммунальной квартире) либо используется собственником или иным гражданином в качестве места постоянного проживания, что подтверждается в первую очередь регистрацией в данном жилом помещении.Перевод квартиры в многоквартирном доме в нежилое помещение возможен в случаях, когда переводимая квартира находится на первом этаже либо выше первого этажа, но помещения, находящиеся непосредственно под ней, нежилые.Перевод жилых помещений в нежилые может также производиться в связи с признанием помещения непригодным для проживания, за исключением индивидуальных жилых домов, находящихся в собственности лиц, постоянно проживающих в этих жилых домах (критерии см. ниже).
Перевод нежилого помещения в жилое не допускается, когда помещение не может быть признано пригодным для проживания, т. е. помещения:• находящиеся в ветхом состоянии;• находящиеся в аварийном состоянии;• в которых выявлено вредное воздействие факторов среды обитания.
Не допускается перевод нежилого помещения в жилое, если помещение обременено правами третьих лиц.Перевод жилого помещения в нежилое и нежилого помещения в жилое производится органом местного самоуправления (в субъектах РФ – городах федерального значения – органом исполнительной власти данного субъекта).Перечень оснований для отказа в переводе жилого помещения в нежилое либо нежилого помещения в жилое определен ЖК РФ. Такими основаниями являются: предоставление документов в ненадлежащий орган; непредставление всего пакета необходимых документов и/или несоблюдение условий перевода помещений.Обстоятельства, послужившие основанием отказа в переводе помещения, в обязательном порядке должны быть указаны в соответствующем решении органа, осуществляющего перевод. Отсутствие указания на эти обстоятельства в решении об отказе в переводе помещения является основанием обжалования решения в судебном порядке.Срок исковой давности – 3 месяца со дня получения отказа в переводе помещения.
Сама Статья:
ЖК РФ Статья 23. Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение1. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений).
2. Для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий перевод помещений, по месту нахождения переводимого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) заявление о переводе помещения;
2) правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
4) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение;
5) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 3 и 4 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переводимое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переводе помещения орган, осуществляющий перевод помещений, запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) правоустанавливающие документы на переводимое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения);
3) поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
3. Орган, осуществляющий перевод помещений, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частью 2 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим перевод помещений, а также с указанием перечня сведений и документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в порядке межведомственного информационного взаимодействия в орган, осуществляющий перевод помещений, запрошенные ими сведения и документы. Запрошенные сведения и документы могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
(часть 3 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Решение о переводе или об отказе в переводе помещения должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим перевод помещений, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о переводе или об отказе в переводе помещения исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий перевод помещений.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Орган, осуществляющий перевод помещений, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия одного из указанных в части 4настоящей статьи решений выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие одного из указанных решений. В случае представления заявления о переводе помещения через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем. Форма и содержание данного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Орган, осуществляющий перевод помещений, одновременно с выдачей или направлением заявителю данного документа информирует о принятии указанного решения собственников помещений, примыкающих к помещению, в отношении которого принято указанное решение.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В случае необходимости проведения переустройства, и (или) перепланировки переводимого помещения, и (или) иных работ для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения указанный в части 5 настоящей статьи документ должен содержать требование об их проведении, перечень иных работ, если их проведение необходимо.
7. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения, если для такого использования не требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ.
8. Если для использования помещения в качестве жилого или нежилого помещения требуется проведение его переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ, документ, указанный в части 5 настоящей статьи, является основанием проведения соответствующих переустройства, и (или) перепланировки с учетом проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося заявителем в соответствии с пунктом 5 части 2 настоящей статьи, и (или) иных работ с учетом перечня таких работ, указанных в предусмотренном частью 5настоящей статьи документе.
9. Завершение указанных в части 8 настоящей статьи переустройства, и (или) перепланировки, и (или) иных работ подтверждается актом приемочной комиссии, сформированной органом, осуществляющим перевод помещений (далее - акт приемочной комиссии). Акт приемочной комиссии, подтверждающий завершение переустройства и (или) перепланировки, должен быть направлен органом, осуществляющим перевод помещений, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальные органы (далее - орган регистрации прав). Акт приемочной комиссии подтверждает окончание перевода помещения и является основанием использования переведенного помещения в качестве жилого или нежилого помещения.
(в ред. Федеральных законов от 13.05.2008 N 66-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. При использовании помещения после его перевода в качестве жилого или нежилого помещения должны соблюдаться требования пожарной безопасности, санитарно-гигиенические, экологические и иные установленные законодательством требования, в том числе требования к использованию нежилых помещений в многоквартирных домах.
Вопрос 7:Переустройстрой и перепланировка жилого помещения
Переустройство жилого помещения представляет собой установку,замену или перенос инженерных сетей,санитарно-технических,электрических или иных оборудований,требующих внесения изменений в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации,требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка и/или переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого решенияПеречень документов,который необходимо предоставить собственнику или уполномоченному лицу жилого помещения в орган местного самоуправления лично иди через МФЦ:1)заявление на переустройство и/или перепланировку жилого помещения по форме,утвержденной уполноменным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;2)правоустанавливающие документы на переустройство и/или перепланировку жилого помещения подлинник или копию,заверенную нотариально;3)приготовленный и оформленный в установленном порядке проект перепланировки и/переустройства жилого помещения4)технических паспорт перепланируемого и/или переустраиваемого жилого помещения 5)согласие в письменной форме всех членов семьи,даже временно отсутствующих,занимающих перепланируемое и/или переустраиваемое жилое помещение на основании договора социального найма 6)заключение органа по лхране памятника архитектуры,если такое перепланируемое и/или переустраиваемое жилое помещение является памятником архитектуры,истории или культурыОрганом местного самоуправления заявителю выдается расписка с указанием перечня полученных от него документов,даты их получения,а так же перечня документов,которые будут получены по межведомственному запросу.Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято не позднее чем через 45 дней со дня предоставления в орган местного самоуправления документов.При согласовании,не позднее чем через 3 рабочих дня орган местного самоуправления должен уведомить заявителя о согласовании способом,указанным заявителем(в письменной форме лично в руки,по почте по указанному адресу или через мфц если таким образом подано заявление).Форма и содержание указвнного документа установлены уполномоченным Правительством Российской федерации федерального органа исполнительной власти. Этот документ является основанием проведения перепланировки и/или переустройства жилого помещения.
Отказ в согласовании перепланировки и/или переустройстви1)не предоставление полного перечьня документов,регламентированных п2 ст 26 жк рф2)предоставление документов в ненадлежащий орган3)несоответствие проекта перепланировки и/или переустройства жилого помещения требованиям законодательства
Решение об отказе перепланировки и/или переустройстве жилого помещения должно содержать основание отказа с обязательным указанием ссылки на нарушение. Решение об отказе в перепланировке и/или переустройстве жилого помещения выдается мли направляется заявителю не позднее,чем через 3 рабочих дня со дня принятия решения об отказе в перепланировка и/или переустройстве жилого помещения,которое может быть обжаловано заявителем в судебном порядке. Завершение перепланировки и/или переустройства жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии.Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом,осуществляющим согласование,в орган регистрации прав.Самовольным является перепланировка и/или переустройство жилого помещения,проведенные при отсутствии основания или с нарушением проекта перепланировка и/или переустройства жилого помещения. За самовольно переустроенное и/или переплантрованное жилое помещение лицо несет ответственность,предусмотренную законодательством.Собственник такого жилого помещения или наниматель такого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке,которые установлены органом.На основании решерия суда жилое помещение мб сохранено в переустроенном и/или перепланированнном состоянии,если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо не создает угрозу их жизни или здоровью
Понятие права собственности на жилище. Общие положения. Права и обязанности собственника жилого помещения. Правовое положение граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении.
Право собственности на жилище возникает в результате приватизации, покупки или мены жилья, по наследству.
Причем право собственности во всех случаях будет одинаковым, вне зависимости от оснований возникновения. Вопреки распространенному заблуждению, купленное или полученное жилье не нужно в дальнейшем приватизировать.
Наличие жилья в собственности, наряду с правами пользования, владения и распоряжения квартирой, влечет определенные Жилищным кодексом РФ обязанности собственников и других проживающих там граждан. Жилищное законодательство определяет, что собственник реализует права исключительно по назначению жилого помещения, то есть для своего проживания, проживания членов своей семьи и других граждан. Иным способом использовать квартиры нельзя, за исключением особо оговоренных случаев.
Лицо, имеющее в частной собственности недвижимые объекты, может предоставить их для использования постороннему лицу. Основанием таких правоотношений в основном является договор найма жилого помещения.Основные положения.
Объектами права собственности являются в соответствии со ст. 17 ЖК РФ жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната.
Основаниями приобретения жилых помещений в собственность являются:1) приватизация в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе находящихся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственном жилищном фонде);2) жилищное строительство, в том числе жилищное строительство товариществами индивидуальных застройщиков;3) участие в жилищных и жилищно-строительных кооперативах;4) купля-продажа жилья, в том числе через биржи, аукционы;5) приобретение в порядке наследования и по другим законным основаниям.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 276.