Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.
Такая классификация может быть проведена по ряду оснований:
1) по юридической силе:
· законы;
· подзаконные акты.
2) по предмету регулирования:
· общие (напр., Конституция РФ);
· специальные (напр., Водный кодекс РФ).
3) по характеру правового регулирования:
· материальные (ФЗ, устанавливают права и обязанности);
· процессуальные (регулируют процессуальные отношения).
4) по своему характеру (степени систематизации):
· кодифицированные (являются головными, систематизированными для данной отрасли);
· не являющиеся таковыми.
Общественный источник экологического права – экологическое законодательство, которое условно подразделяется на три подсистемы.
1. Нормативные акты комплексного регулирования, создаваемые на основе и в соответствии с Конституцией РФ. Примером таких актов служит ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды.
2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, например Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ (ЛК РФ).
3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения».
Источники экологического права обладают всеми признаками, которые свойственны источникам права, т. е. носят официальный характер и признаются государством. Это и определяет поддержку содержащихся в них норм, их государственную обеспеченность. Особенностью является то, что особое место отведено международно-правовым актам. К таким актам относятся:
· Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.);
· Протокол (1985 г.) о сокращении выбросов серы или ее трансграничных потоков по меньшей мере на 30 %;
· Конвенция (1979 г.) о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.
Источники экологического права классифицируются по следующим видам:
• Конституция РФ;
• законодательные акты РФ;
• акты Президента РФ;
• акты Правительства РФ;
• акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти;
• законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
• международные договоры.
Главным нормативно-правовым документом является Конституция РФ. Основы экологического права изложены в следующих статьях:
· Экологические права гражданина (ст. 42);
· Экологические обязанности гражданина (ст. 58);
· Право собственности на природные ресурсы (ст. 9. 36);
· Компетенция РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды (ст. 71);
· Совместная компетенция РФ и ее субъектов в сфере природопользования и ООС (ст. 72);
Конституции республик и акты других субъектов РФ. Важным источником земельного права являются конституции республик РФ, которые принимаются на основе Конституции РФ и не должны ей противоречить. Конституции республик учитывают национальные и местные особенности народного хозяйства и культуры каждой республики и вместе с тем решают и задачи экологического законодательства в области их рационального пользования и охраны.
Равноправными субъектами РФ являются края, области города федерального значения, автономная область, автономные округа, в которых принимаются уставы, законы, нормативные правовые акты, регулирующие экологические отношения. Во многих областях приняты и действуют законы о земле; в республиках Татарстан, Коми, Башкортостан, Бурятия и др. — земельные кодексы; в большинстве субъектов РФ — законы об общераспространенных полезных ископаемых. Этими актами осуществляется опережающее правотворчество, они устраняют пробелы и противоречия экологического законодательства.
Закон «Об охране окружающей среды» (10 января 2002 г.) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Другие ФЗ.
Экологическими законами общего характера являются Федеральные законы:
1. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об экологической экспертизе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015)
2. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения"
3. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
5. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
6. Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
7. Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории"
8. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015)
9. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"
К законам об охране и использовании природных объектов и комплексов относятся Федеральные законы:
· Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "Об особо охраняемых природных территориях"
· Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об охране атмосферного воздуха"
· Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О животном мире"
· Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
· Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О гидрометеорологической службе"
· Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О континентальном шельфе Российской Федерации"
· Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"
· Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
· Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об охране озера Байкал"
· Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
Законы об использовании и охране природных ресурсов по своему содержанию выходят за рамки «охраны» и охватывают в значительной своей части вопросы организации хозяйственного использования. К ним относятся:
· "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015)
· "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015)
· "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2015)
· "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
· Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 29.12.2014) "О недрах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015)
· Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"
· Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О государственном кадастре недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015)
· Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 22.10.2014) "О землеустройстве"
· Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
· Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О мелиорации земель"
· Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 26.06.2007) "О плате за землю"
Указы Президента РФ. По конкретным, текущим и перспективным проблемам экологии Президент РФ издал ряд указов, в частности,
· Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"
· Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития"
· И др.
Постановления Правительства РФ. К наиболее известным и важным в сфере экологии относятся постановления Правительства РФ:
· Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 N 545 (с изм. от 16.06.2000) "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов"
· Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 26.12.2013) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"
· Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 (ред. от 29.08.2007) "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"
· Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы"
· Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота"
В экологическом законодательстве объединено примерно 4 тыс. нормативных актов различной юридической силы.
Особенность экологического законодательства состоит в том, что в общем объеме нормативных актов превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных актов – ведомственные акты. Это означает, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируется не актами высшей юридической силы – законами, а подзаконными актами, чаще всего ведомственными.
Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль в экологическом праве является одной из основных. Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико-юридических норм.
В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно-защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и др.
Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.
Нормы экологического права.
Норма права – это юридически зафиксированные правила о дозволенных рамках взаимодействия субъектов права.
Под нормами экологического права понимают правила поведения, которые регулируют дозволенные рамки действия по охране и использованию окружающей природной среды.
В юридической литературе принято выделять три группы норм экологического права.
Первая группа норм получила наименование отраслевая, эти нормы занимаются вопросами использования и охраны отдельных объектов природы, таких как недра, земля, водные ресурсы и прочее.
Вторая группа норм получила наименование комплексных, эта группа норм отвечает за использование и охрану в целом природной среды и отдельных экологических комплексов.
Третья группа норм в юридических науках именуется экологизированными, то есть нормы права по вопросам окружающей среда, которые содержаться в других отраслях права, например административного или гражданского. Классификация норм экологического права может осуществляться по самым различным признакам.
В юридической литературе принято, помимо вышеизложенной классификации, приводить и другие. Классификация норм экологического права, может быть осуществлена, отталкиваясь от предмета регулирования правовых норм, то есть в зависимости от отношений, которые регулируют нормы права.
Классификация норм экологического права может быть осуществлена в зависимости от их функций и роли в регулировании правовых отношений, выделяют:
Регулятивные, которые в свою очередь, делятся на управомачивающие, обязывающие, запрещающие;
Охранительные, которые регулируют отношения в сфере субъективных прав и обязанностей, закрепляют меры принуждения, привлечения к ответственности, защиты нарушенных норм;
Специализированные нормы права, которые применимы только для конкретной правовой отрасли.
Классификация норм экологического права может осуществляться по характеру их обязательности, выделяют:
Императивные, эти нормы имеют обязательный характер и не подлежат изменению;
Диспозитивные, которые определяются через договорные обязательства между субъектами правоотношений.
Классификация норм экологического права может осуществляться в зависимости от его содержания и делиться на следующие нормы:
Нормы-принципы, которые являются базовыми в экологическом законодательстве.
Нормы-приоритеты, которые выстраивают иерархию приоритетов одних норм по отношению к другим внутри экологического законодательства.
Нормы-правила, которые содержат набор нормативно-правовых актов касательно определенной сферы отношений в экологии.
Классификация норм экологического права производится исходя из содержания прав и обязанностей субъектов экологического законодательства, они делятся на четыре категории:
Природопользователи, которые являются носителями прав и обязанностей относительно использования и охраны природных ресурсов;
Органы исполнительной и представительной власти, а так же специально уполномоченные лица и органы государственной власти, которые наделены правомочиями по регулированию, контролю и охране природной среды;
Общественные организации, имеющие экологически направленные цели;
Органы судебно-прокурорского надзора, которые контролируют правоотношения в сфере экологического законодательства.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 540.