Классификация источников экологического права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, так как издается огромное количество нормативных правовых актов на различных уровнях. Преодолению этих трудностей призвана служить классификация нормативных правовых актов в области природопользования и охраны окружающей среды.


Такая классификация может быть проведена по ряду оснований:


1) по юридической силе:

· законы;

· подзаконные акты.
2) по предмету регулирования:

· общие (напр., Конституция РФ);

· специальные (напр., Водный кодекс РФ).
3) по характеру правового регулирования:

· материальные (ФЗ, устанавливают права и обязанности);

· процессуальные (регулируют процессуальные отношения).
4) по своему характеру (степени систематизации):

· кодифицированные (являются головными, систематизированными для данной отрасли);

· не являющиеся таковыми.

Общественный источник экологического права – экологическое законодательство, которое условно подразделяется на три подсистемы.

1. Нормативные акты комплексного регулирования, создаваемые на основе и в соответствии с Конституцией РФ. Примером таких актов служит ФЗ «Об охране окружающей среды». Данный закон является основным комплексным законодательным актом, регулирующим общественные отношения в сфере охраны природной среды.

2. Нормативные акты, которые регулируют использование природных ресурсов, например Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200–ФЗ (ЛК РФ).

3. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69–ФЗ «О пожарной безопасности» и Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3–ФЗ «О радиационной безопасности населения».

Источники экологического права обладают всеми признаками, которые свойственны источникам права, т. е. носят официальный характер и признаются государством. Это и определяет поддержку содержащихся в них норм, их государственную обеспеченность. Особенностью является то, что особое место отведено международно-правовым актам. К таким актам относятся:

· Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (1972 г.);

· Протокол (1985 г.) о сокращении выбросов серы или ее трансграничных потоков по меньшей мере на 30 %;

· Конвенция (1979 г.) о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния.

Источники экологического права классифицируются по следующим видам:

• Конституция РФ;

• законодательные акты РФ;

• акты Президента РФ;

• акты Правительства РФ;

• акты министерств и иных государственных органов федеральной исполнительной власти;

• законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

• международные договоры.

Главным нормативно-правовым документом является Конституция РФ. Основы экологического права изложены в следующих статьях:

· Экологические права гражданина (ст. 42);

· Экологические обязанности гражданина (ст. 58);

· Право собственности на природные ресурсы (ст. 9. 36);

· Компетенция РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды (ст. 71);

· Совместная компетенция РФ и ее субъектов в сфере природопользования и ООС (ст. 72);

Конституции республик и акты других субъектов РФ. Важным источником земельного права являются конституции республик РФ, которые принимаются на основе Конституции РФ и не должны ей противоречить. Конституции республик учитывают национальные и местные особенности народного хозяйства и культуры каждой республики и вместе с тем решают и задачи экологического законодательства в области их рационального пользования и охраны.

Равноправными субъектами РФ являются края, области города федерального значения, автономная область, автономные округа, в которых принимаются уставы, законы, нормативные правовые акты, регулирующие экологические отношения. Во многих областях приняты и действуют законы о земле; в республиках Татарстан, Коми, Башкортостан, Бурятия и др. — земельные кодексы; в большинстве субъектов РФ — законы об общераспространенных полезных ископаемых. Этими актами осуществляется опережающее правотворчество, они устраняют пробелы и противоречия экологического законодательства.

Закон «Об охране окружающей среды» (10 января 2002 г.) определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.






Другие ФЗ.

Экологическими законами общего характера являются Федеральные законы:

1. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об экологической экспертизе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015)

2. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения"

3. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"

5. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"

6. Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"

7. Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории"

8. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015)

9. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"

К законам об охране и использовании природных объектов и комплексов относятся Федеральные законы:

·  Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "Об особо охраняемых природных территориях"

· Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об охране атмосферного воздуха"

· Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О животном мире"

· Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"

· Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О гидрометеорологической службе"

· Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О континентальном шельфе Российской Федерации"

· Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"

· Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"

· Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об охране озера Байкал"

· Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"

Законы об использовании и охране природных ресурсов по своему содержанию выходят за рамки «охраны» и охватывают в значительной своей части вопросы организации хозяйственного использования. К ним относятся:

· "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015)

· "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015)

· "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2015)

· "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)

· Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 29.12.2014) "О недрах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015)

· Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"

· Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О государственном кадастре недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015)

·  Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 22.10.2014) "О землеустройстве"

· Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"

· Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О мелиорации земель"

· Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 26.06.2007) "О плате за землю"

Указы Президента РФ. По конкретным, текущим и перспективным проблемам экологии Президент РФ издал ряд указов, в частности,

· Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"

· Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития"

· И др.

Постановления Правительства РФ. К наиболее известным и важным в сфере экологии относятся постановления Правительства РФ:

· Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 N 545 (с изм. от 16.06.2000) "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов"

· Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 26.12.2013) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"

· Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 (ред. от 29.08.2007) "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"

· Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы"

· Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота"

 

В экологическом законодательстве объединено примерно 4 тыс. нормативных актов различной юридической силы.

Особенность экологического законодательства состоит в том, что в общем объеме нормативных актов превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных актов – ведомственные акты. Это означает, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируется не актами высшей юридической силы – законами, а подзаконными актами, чаще всего ведомственными.

Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль в экологическом праве является одной из основных. Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико-юридических норм.

В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно-защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и др.

Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.

Нормы экологического права.

Норма права – это юридически зафиксированные правила о дозволенных рамках взаимодействия субъектов права.

 

Под нормами экологического права понимают правила поведения, которые регулируют дозволенные рамки действия по охране и использованию окружающей природной среды.

 

В юридической литературе принято выделять три группы норм экологического права.

 

 Первая группа норм получила наименование отраслевая, эти нормы занимаются вопросами использования и охраны отдельных объектов природы, таких как недра, земля, водные ресурсы и прочее.

 

Вторая группа норм получила наименование комплексных, эта группа норм отвечает за использование и охрану в целом природной среды и отдельных экологических комплексов.

 

Третья группа норм в юридических науках именуется экологизированными, то есть нормы права по вопросам окружающей среда, которые содержаться в других отраслях права, например административного или гражданского. Классификация норм экологического права может осуществляться по самым различным признакам.

 

 В юридической литературе принято, помимо вышеизложенной классификации, приводить и другие. Классификация норм экологического права, может быть осуществлена, отталкиваясь от предмета регулирования правовых норм, то есть в зависимости от отношений, которые регулируют нормы права.

Классификация норм экологического права может быть осуществлена в зависимости от их функций и роли в регулировании правовых отношений, выделяют:

 

Регулятивные, которые в свою очередь, делятся на управомачивающие, обязывающие, запрещающие;

 

Охранительные, которые регулируют отношения в сфере субъективных прав и обязанностей, закрепляют меры принуждения, привлечения к ответственности, защиты нарушенных норм;

 

Специализированные нормы права, которые применимы только для конкретной правовой отрасли.

Классификация норм экологического права может осуществляться по характеру их обязательности, выделяют:

 

Императивные, эти нормы имеют обязательный характер и не подлежат изменению;

 

Диспозитивные, которые определяются через договорные обязательства между субъектами правоотношений.

 

 Классификация норм экологического права может осуществляться в зависимости от его содержания и делиться на следующие нормы:

Нормы-принципы, которые являются базовыми в экологическом законодательстве.

 

 Нормы-приоритеты, которые выстраивают иерархию приоритетов одних норм по отношению к другим внутри экологического законодательства.

 

Нормы-правила, которые содержат набор нормативно-правовых актов касательно определенной сферы отношений в экологии.

 

Классификация норм экологического права производится исходя из содержания прав и обязанностей субъектов экологического законодательства, они делятся на четыре категории:

 

Природопользователи, которые являются носителями прав и обязанностей относительно использования и охраны природных ресурсов;

 

Органы исполнительной и представительной власти, а так же специально уполномоченные лица и органы государственной власти, которые наделены правомочиями по регулированию, контролю и охране природной среды;

 

Общественные организации, имеющие экологически направленные цели;

 

Органы судебно-прокурорского надзора, которые контролируют правоотношения в сфере экологического законодательства.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 540.