Действующий ФЗ
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды"
Разграничение государственной собственности
В соответствии со ст. 72 Конституции России к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено:
· разграничение государственной собственности;
· вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами (то есть основные правомочия собственника).
Таким образом, в соответствии с Конституцией РФ Федерация и ее субъекты должны по взаимной договоренности разграничить права собственности на природные ресурсы.
Источники экологического права.
Под источниками экологического права (см. источники права) понимаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы, т.е. экологические отношения.
Чтобы служить источниками экологического права, нормативный правовой акт должен отвечать определенным требованиям.
Особенности источников экологического права
Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют "прописку" в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.
Другие ФЗ.
Экологическими законами общего характера являются Федеральные законы:
1. Федеральный закон от 23.11.1995 N 174-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об экологической экспертизе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015)
2. Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О радиационной безопасности населения"
3. Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
4. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
5. Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"
6. Федеральный закон от 19.07.1997 N 109-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
7. Федеральный закон от 10.07.2001 N 92-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О специальных экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории"
8. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об отходах производства и потребления" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015)
9. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности"
К законам об охране и использовании природных объектов и комплексов относятся Федеральные законы:
· Федеральный закон от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "Об особо охраняемых природных территориях"
· Федеральный закон от 04.05.1999 N 96-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об охране атмосферного воздуха"
· Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О животном мире"
· Федеральный закон от 23.02.1995 N 26-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"
· Федеральный закон от 19.07.1998 N 113-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О гидрометеорологической службе"
· Федеральный закон от 30.11.1995 N 187-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О континентальном шельфе Российской Федерации"
· Федеральный закон от 17.12.1998 N 191-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"
· Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации"
· Федеральный закон от 01.05.1999 N 94-ФЗ (ред. от 28.06.2014) "Об охране озера Байкал"
· Федеральный закон от 07.05.2001 N 49-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"
Законы об использовании и охране природных ресурсов по своему содержанию выходят за рамки «охраны» и охватывают в значительной своей части вопросы организации хозяйственного использования. К ним относятся:
· "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015)
· "Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.12.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015)
· "Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 14.10.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2015)
· "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)
· Закон РФ от 21.02.1992 N 2395-1 (ред. от 29.12.2014) "О недрах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2015)
· Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения"
· Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О государственном кадастре недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015)
· Федеральный закон от 18.06.2001 N 78-ФЗ (ред. от 22.10.2014) "О землеустройстве"
· Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
· Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О мелиорации земель"
· Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 (ред. от 26.06.2007) "О плате за землю"
Указы Президента РФ. По конкретным, текущим и перспективным проблемам экологии Президент РФ издал ряд указов, в частности,
· Указ Президента РФ от 01.04.1996 N 440 "О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию"
· Указ Президента РФ от 04.02.1994 N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития"
· И др.
Постановления Правительства РФ. К наиболее известным и важным в сфере экологии относятся постановления Правительства РФ:
· Постановление Правительства РФ от 03.08.1992 N 545 (с изм. от 16.06.2000) "Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов"
· Постановление Правительства РФ от 28.08.1992 N 632 (ред. от 26.12.2013) "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия"
· Постановление Правительства РФ от 16.06.2000 N 461 (ред. от 29.08.2007) "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение"
· Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 N 698 "Об утверждении Положения о порядке проведения Государственной экологической экспертизы"
· Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 N 830 "Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота"
В экологическом законодательстве объединено примерно 4 тыс. нормативных актов различной юридической силы.
Особенность экологического законодательства состоит в том, что в общем объеме нормативных актов превалируют подзаконные акты, а среди подзаконных актов – ведомственные акты. Это означает, что большинство общественных отношений в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности регулируется не актами высшей юридической силы – законами, а подзаконными актами, чаще всего ведомственными.
Среди предписаний экологического законодательства имеется множество технических норм. Их роль в экологическом праве является одной из основных. Технические нормы включаются в нормативные акты и таким образом приобретают статус технико-юридических норм.
В первую очередь это относится к нормативам предельно допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ, размерам санитарно-защитных зон, правилам сооружения и эксплуатации очистных сооружений и др.
Основополагающие экологические нормы закреплены в Конституции РФ 1993 г.
Нормы экологического права.
Норма права – это юридически зафиксированные правила о дозволенных рамках взаимодействия субъектов права.
Под нормами экологического права понимают правила поведения, которые регулируют дозволенные рамки действия по охране и использованию окружающей природной среды.
В юридической литературе принято выделять три группы норм экологического права.
Первая группа норм получила наименование отраслевая, эти нормы занимаются вопросами использования и охраны отдельных объектов природы, таких как недра, земля, водные ресурсы и прочее.
Вторая группа норм получила наименование комплексных, эта группа норм отвечает за использование и охрану в целом природной среды и отдельных экологических комплексов.
Третья группа норм в юридических науках именуется экологизированными, то есть нормы права по вопросам окружающей среда, которые содержаться в других отраслях права, например административного или гражданского. Классификация норм экологического права может осуществляться по самым различным признакам.
В юридической литературе принято, помимо вышеизложенной классификации, приводить и другие. Классификация норм экологического права, может быть осуществлена, отталкиваясь от предмета регулирования правовых норм, то есть в зависимости от отношений, которые регулируют нормы права.
Классификация норм экологического права может быть осуществлена в зависимости от их функций и роли в регулировании правовых отношений, выделяют:
Регулятивные, которые в свою очередь, делятся на управомачивающие, обязывающие, запрещающие;
Охранительные, которые регулируют отношения в сфере субъективных прав и обязанностей, закрепляют меры принуждения, привлечения к ответственности, защиты нарушенных норм;
Специализированные нормы права, которые применимы только для конкретной правовой отрасли.
Классификация норм экологического права может осуществляться по характеру их обязательности, выделяют:
Императивные, эти нормы имеют обязательный характер и не подлежат изменению;
Диспозитивные, которые определяются через договорные обязательства между субъектами правоотношений.
Классификация норм экологического права может осуществляться в зависимости от его содержания и делиться на следующие нормы:
Нормы-принципы, которые являются базовыми в экологическом законодательстве.
Нормы-приоритеты, которые выстраивают иерархию приоритетов одних норм по отношению к другим внутри экологического законодательства.
Нормы-правила, которые содержат набор нормативно-правовых актов касательно определенной сферы отношений в экологии.
Классификация норм экологического права производится исходя из содержания прав и обязанностей субъектов экологического законодательства, они делятся на четыре категории:
Природопользователи, которые являются носителями прав и обязанностей относительно использования и охраны природных ресурсов;
Органы исполнительной и представительной власти, а так же специально уполномоченные лица и органы государственной власти, которые наделены правомочиями по регулированию, контролю и охране природной среды;
Общественные организации, имеющие экологически направленные цели;
Органы судебно-прокурорского надзора, которые контролируют правоотношения в сфере экологического законодательства.
Заказчик
Заказчик – это физическое или юридическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности.
Заказчик в дальнейшем предоставляет документы на государственную экологическую экспертизу.
Требования закреплены в Регламенте 1997 г. (существовавшем до 2000 г.)
Действует также Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 9 июля 2003 года, утвердивший «Методические рекомендации по подготовке материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу».
2) исполнитель работ по ОВОС – это физическое или юридическое лицо, которое осуществляет непосредственно проведение ОВОС.
Как правило, это проектная организация либо иное лицо, которое обладает специальными знаниями по намечаемой деятельности.
Часто исполнитель совпадает с заказчиком (в одном лице).
3) уполномоченный орган государственной власти, который представляет имеющуюся в его распоряжении информацию по экологическому состоянию территории и информацию по воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду.
Это могут быть:
· органы государственной власти РФ (федеральные органы исполнительной власти – например, Министерство природных ресурсов РФ) и иные
· исполнительные органы государственной власти субъектов РФ
· иные органы, которым делегированы специальные полномочия.
О местных органах власти ничего не говорится, но в принципе им могут быть делегированы полномочия.
Общественность
Понятие не определено. На практике: общественность – это население, проживающее на территории, в пределах которой предполагается воздействие намечаемой деятельности (так определялось в Положении 1994 г.)
Результаты ОВОС – это
1) информация о характере и масштабах воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и альтернативах её реализации; об оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий и их значимости; о возможности минимизации (уменьшения) последствий
2) выявление и учёт общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности
3) решение заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности.
Т.е. именно заказчик принимает решение о том, какое решение принять (какой вариант выбрать).
Рассматриваются альтернативные варианты реализации намечаемой деятельности, касающиеся в том числе:
· места размещения намечаемой деятельности
· выбора технологий
· «нулевой вариант» (отказ от деятельности).
Результаты ОВОС документируются в материалах об ОВОС (это комплекс документов). Требования к данным материалам содержатся в Приложении к данному Положению.
Материалы об ОВОС являются частью документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, и используются при принятии управленческих решений.
Этапы проведения ОВОС:
1) предварительная оценка и составление технического задания
На данном этапе осуществляются следующие мероприятия:
· подготовка обосновывающей документации, содержащей
описание намечаемой деятельности, цели её реализации, возможные альтернативы и условия реализации
· проводится информирование общественности (раздел 4 Положения)
Предусмотрено участие общественных организаций. Участие должно быть оформлено Протоколом общественных слушаний. Понятие общественного слушания не определено.
· Осуществляется предварительная оценка намечаемой деятельности,
сроков её осуществления и места размещения, производится оценка состояния окружающей среды и возможных воздействий на неё (в том числе – относительно образования отходов, а также источников выбросов и сбросов загрязняющих веществ)
· Составление технического задания для исполнителя либо заказчика.
2) проведение исследований и подготовка предварительных материалов по ОВОС
Проводятся следующие мероприятия:
· анализ состояния территории
· анализ возможных воздействий и последствий деятельности.
Производственных объектов.
В условиях переходного периода к рыночной экономике важное значение имеет правовое обеспечение охраны окружающей среды в хозяйственной деятельности. Это предполагает, прежде всего, совершенствование всей системы правовых экологических требований, с точки зрения их полноты и достаточности для решения экологических задач, соответствия условиям переходного периода к рыночной экономике.
Эколого-правовые требования к сфере хозяйственной деятельности сформулированы в федеральном и региональном экологическом законодательстве. По своему содержанию они весьма многочисленны. Поэтому для анализа этих требований необходимо их определенным образом сгруппировать.
С позиций системного подхода эколого-правовые требования в рассматриваемой области в зависимости от содержания и целевой направленности можно подразделить на два вида. Это эколого-правовые требования, сформулированные в действующем законодательстве:
а) применительно к хозяйственной деятельности в целом, которые распространяются на все субъекты и стадии хозяйственной деятельности. Эколого-правовые требования содержатся, прежде всего, в статьях Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»1, закрепляющих принципы, нормативы, приоритеты, правила охраны окружающей среды и природопользования;
б) касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности. В частности, при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию предприятий. Они включают конкретные эколого-правовые требования, конкретизирующие общие правовые экологические требования, адресованные отдельным стадиям хозяйственной деятельности с учетом специфики их экологических задач.
При этом правовые экологические требования в рассматриваемой области должны вытекать из целей и задач охраны окружающей среды на отдельных стадиях хозяйственной деятельности и включать:
– обеспечение сохранения природной среды, а также недопущение ухудшения ее качества;
– недопущение ухудшения состояния отдельных природных объектов;
– недопущение ухудшения состояния и обеспечение функционирования особо охраняемых природных комплексов;
– недопущение отрицательного влияния производственных предприятий на здоровье населения.
Кроме того, эколого-правовые требования, касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности, можно классифицировать с учетом:
а) комплексного характера охраны природной среды;
б) особенностей рационального использования и охраны отдельных природных объектов.
Рассмотрим эколого-правовые требования, касающиеся отдельных стадий хозяйственной деятельности.
Во-первых, при размещении предприятий и производственных объектов в соответствии с Законом об охране окружающей среды, необходимо обеспечить, в частности:
– выполнение природоохранных требований;
– восстановление природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, экологической безопасности с учетом ближайших (отдаленных) экологических, экономических, иных последствий их эксплуатации;
– приоритет сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия;
– соблюдение правовых экологических требований при выборе места строительства объекта;
– принятие решения при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы;
– учет результатов референдумов, который затрагивает законные интересы граждан;
– выполнение санитарных правил и установление их санитарно-защитных зон при размещении объектов.
В федеральном природоресурсном законодательстве предусматриваются дополнительные правовые экологические требования в рассматриваемой сфере. К их числу относятся, в частности:
– обеспечение сохранения среды обитания и условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (ст. 22 ФЗ о животном мире);
– соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха, учета фонового уровня, прогноза изменения его качества (ст. 16 ФЗ об охране атмосферного воздуха);
– учет влияния объекта на состояние вод и природную среду, согласование места строительства предприятий и объектов с органами управления использованием и охраной водного фонда, охраны окружающей среды, использованием и охраной природных ресурсов, органом санитарно-эпидемиологического надзора (ст. 105 Водного кодекса РФ);
– согласование размещения и определения места строительства производственного предприятия и объекта с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством, проведение государственной экологической экспертизы проекта (ст. 65 Лесного кодекса РФ).
К сожалению, анализ правовых требований по охране отдельных природных объектов при размещении предприятий и производственных объектов показывает, что рассматриваемые правовые требования пока не согласуются между собой, а также и с общими эколого-правовыми требованиями.
Во-вторых, эколого-правовые требования при проектировании предприятий и объектов сформулированы в:
а) федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»2. К их числу относятся, в частности, следующие правовые экологические требования:
– обеспечение учета нормативов допустимой антропогенной нагрузки на природную среду;
– проведение мероприятий по предупреждению и устранению загрязнения окружающей среды;
– запрещение изменения стоимости проектных работ и утвержденных проектов за счет исключения из них природоохранных мер;
– соблюдение санитарных правил;
б) законодательных и иных нормативных правовых актах федерального природоресурсного законодательства. К ним относятся следующие правовые требования, в частности:
– обеспечение соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха, уменьшения выбросов вредных веществ, их обезвреживания (Закон об охране атмосферного воздуха);
– сохранение среды обитания объектов животного мира и условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (Закон об охране животного мира);
– учет влияния объектов на состояние вод и природную среду и создание замкнутых систем технического водоснабжения;
– проектирование прямоточных систем при положительном заключении государственной экспертизы на предпроектную и проектную документацию и экологической экспертизы (Водный кодекс РФ).
Правовые требования по охране отдельных объектов при проектировании предприятий и производственных объектов также не согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями.
В-третьих, экологические требования при строительстве (реконструкции) предприятий и объектов содержатся в:
а) Законе об охране окружающей среды. Правовые экологические требования включают, в частности:
– соблюдение природоохранных, санитарных и строительных требований;
– выполнение мер по охране и восстановлению окружающей среды, рекультивации земель и благоустройству территорий;
– недопущение осуществления строительства (реконструкции) объектов до утверждения проектов и отвода земель или с нарушением проектов, или по проектам, не прошедшим экологическую экспертизу;
– недопущение изменения утвержденных проектов в ущерб правовым экологическим требованиям;
б) федеральном природоресурсном законодательстве. Сюда относятся следующие правовые требования:
– обеспечение учета влияния объекта на состояние вод и природную среду, создание замкнутых систем технического водоснабжения (ст. 105 Водного кодекса РФ);
– сохранение среды обитания и условий размножения, нагула, отдыха и путей миграции объектов животного мира, неприкосновенности защитных участков территорий и акваторий (ст. 22 Закона о животном мире);
– соблюдение нормативов качества атмосферного воздуха; запрещение строительства предприятий и объектов, функционирование которых может привести к неблагоприятным изменениям климата и озонового слоя, ухудшению здоровья людей, природной среды, уничтожению генетического фонда растений и животных, негативному воздействию на земли, леса, недра, воды или весь природный комплекс (Федеральный Закон «Об охране атмосферного воздуха»3).
Правовые требования по охране отдельных объектов при строительстве предприятий и объектов также не всегда согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями.
В-четвертых, правовые экологические требования при вводе в эксплуатацию предприятий и объектов содержатся в:
а) Законе об охране окружающей среды. Экологические требования включают, в частности:
– выполнение в полном объеме правовых экологических требований, предусмотренных проектами;
– запрещение ввода в эксплуатацию производственных предприятий и объектов, не оснащенных средствами контроля за загрязнением окружающей среды, техническими средствами и технологиями, обеспечивающими выполнение правовых экологических требований;
– запрещение ввода предприятий и объектов без завершения предусмотренных проектами работ по охране и восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий;
– руководители и члены комиссий по приемке в эксплуатацию производственных предприятий, объектов несут ответственность за приемку в эксплуатацию объектов, не соответствующих требованиям экологического законодательства;
б) федеральном природоресурсном законодательстве. Экологические требования, в частности, включают:
– обеспечение учета влияние предприятия и производственного объекта на состояние вод и природную среду; запрещение ввода в эксплуатацию предприятий и объектов без установления зон санитарной охраны и пунктов наблюдения за состоянием вод, не оборудованных сооружениями по учету забираемых и сбрасываемых вод и их очистке; ввод водозаборных и сбросовых сооружений без рыбозащитных устройства (ст. 105 Водного кодекса РФ);
– запрещение превышения нормативов выбросов и предельно допустимых выбросов, предельно допустимых нормативов вредных физических воздействий на атмосферный воздух (Закон об охране атмосферного воздуха);
в) законодательстве Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях. К числу правовых требований относятся, в частности:
– недопущение ввода в эксплуатацию производственных предприятий и объектов в заповедниках;
– ввод объектов в пределах заказников, национальных и природных парков, противоречащих их целям и задачам и могущих причинить вред природной среде.
Таким образом, изучение и анализ системы эколого-правовых требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных объектов, показывает, что в действующием экологическом и природоресурсном законодательстве предусматриваются гарантии эффективного функционирования будущего предприятия с точки зрения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
В то же время следует отметить, что правовые требования по охране отдельных объектов при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов не всегда согласуются между собой и общими эколого-правовыми требованиями.
Все это не может не сказаться на природоохранительной деятельности производственных предприятий и объектов при его эксплуатации.
В связи с этим действующее в настоящее время федеральное и региональное экологическое и природоресурсное законодательство нуждается в необходимых изменениях и дополнениях:
Во-первых, в Законе об охране окружающей среды целесообразно предусмотреть специальную статью о правовых экологических требованиях в природопользовании.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует внести изменения в федеральное и региональное природоресурсное законодательство Российской Федерации.
Во-вторых, правовые требования по охране отдельных объектов при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должны быть конкретизированы в нормативных актах гражданского, хозяйственного, административного, трудового, финансового, градостроительного и других отраслей законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок и условия размещения, проектирования, строительства и реконструкции, а также ввод в эксплуатацию предприятий и производственных объектов.
В-третьих, для реализации эколого-правовых требований при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий и объектов должна быть разработана система организационных, правовых (включая меры юридической ответственности), экономических, технических, идеологических и иных мер.
Таковы эколого-правовые требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию производственных предприятий.
30. Экологические требования при эксплуатации объектов.
Экологические требованиязакона сформулированы раздельно для размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов.
При строительстве объекта обязательны следующие требования (ст.43 Закона «Об охране окружающей природной среды»):
- строительство разрешается только по проекту, прошедшему экологическую экспертизу;
- ведение строительных работ до утверждения проекта и отвода земельного участка в натуре запрещается;
- при ведении строительных работ должны соблюдаться меры по охране природы;
- при нарушении требований по охране природы в период ведения строительных работ производится их приостановка с одновременным прекращением финансирования этих работ учреждением соответствующего банка.
При вводе в эксплуатацию (ст. 44):
- ввод объекта в эксплуатацию осуществляется только при условии выполнения в полном объеме всех экологических требований;
- запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не обеспеченных современными технологиями по охране природы и без завершения запроектированных работ по охране природы.
При эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности (ст.45):
- предприятия, учреждения, организации, граждане обязаны принимать меры и соблюдать установленные нормативы по сохранению окружающей природной среды;
- выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов допускается на основе разрешения, выданного специальным, уполномоченным на то органом РФ в области охраны окружающей природной среды;
-до перехода на нормативы ПДК и ПДС могут быть установлены временно согласованные нормативы (лимиты) выбросов и сбросов с одновременным утверждением плана снижения объемов выбросов или сбросов до предусмотренных предельных нормативов;
- нарушение требований по охране окружающей природной среды ведет за собой приостановку и даже прекращение деятельности предприятий и организаций по предложению специальных уполномоченных на то органов РФ в области охраны окружающей природной среды с одновременным прекращением финансирования указанной деятельности учреждением банка;
- перепрофилирование деятельности предприятий и организаций производится только по согласованию с органами РФ в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.
Экологические преступления.
Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездей-ствие), которое посягает на окружающую среду и отдельные ее компоненты, рациональное использование природных ресурсов, обеспечивающих оптимальную жизнедеятельность че-ловека, а также на экологическую безопасность населения и территорий, и состоит в непо-средственном противоправном использовании природных объектов или воздействии на них, приводящем к негативным изменениям состояния и качества окружающей среды.
Объектом экологических преступлений является сложный целостный комплекс фак-тических общественных отношений, их правовой формы и материальной оболочки. Рацио-нальное и соответствующее нормам экологического законодательства осуществление этих отношений обеспечивает жизнедеятельность человека, использование им окружающей сре-ды как непосредственного базиса существования, удовлетворения разумных социальных по-требностей и гарантирует его безопасность.
Непосредственным объектом являются охраняемые уголовным законом общественные отношения в сфере использования отдельных видов природных ресурсов, природных объектов, обеспечения правопорядка при осуществлении конкретных видов воздействия на окружающую среду, а также экологической безопасности населения и территорий в ходе эксплуатации промышленных и других объектов и иной производственной деятельности.
Предметом экологических преступлений считаются как объекты (компоненты) окружающей среды – дикие животные, воды, леса и т.п., так и продукты человеческой деятельности, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды и ее элементов, например опасные радиоактивные, химические, биологические вещества и отходы.
Объективная сторона, как правило, охватывает действия (бездействие), состоящие в нарушении правил охраны окружающей среды, рационального природопользования, экологический безопасности; наступление предусмотренных законом последствий (вред окружающей среде или здоровью человека); причинную связь между ними. Большинство составов экологических преступлений в УК РФ являются материальными. Формальные составы предусмотрены ст.253 УК ("Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации"), ст.256 ("Незаконная добыча водных животных и растений"), ст.258 ("Незаконная охота") и др. Кроме того, ст.247 ("Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов") наряду с материальными составами содержит состав поставления в опасность – создание угрозы причинения существенного вреда.
Признаки объективной стороны (место совершения преступления – зона экологического бедствия, территория заповедника и т.п., способы совершения преступления – применение взрывчатых или химических веществ и др.) в ряде составов преступлений являются обязательными.
Субъектом экологических преступлений могут быть лица, достигшие 16-летнего возраста. В ряде составов указаны признаки специального субъекта, т.е. лица, в обязанности которого нормативными или правоприменительными актами включено либо выполнение определенных действий по организации работ, контролю, принятию мер безопасности и т.п., либо установлен специальный порядок деятельности в целом (ст.246, 247, 248, 249 УК) в силу должностного положения, или служебного поручения. Признаками специального субъекта могут характеризоваться и граждане, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью, водители транспортных средств, нарушающие карантинные правила при перевозке живот-ных (ст.249 УК).
С субъективной стороны экологические преступления характеризуются как умышленной, так и неосторожной виной.
Экологические преступления можно разделить на группы по нескольким, критериям. Первый – место в Уголовном кодексе РФ. По этому критерию экологические преступления подразделяются на две группы:
1) преступления, ответственность за которые предусмотрена в гл.26 Кодекса. К ним относятся нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ, обращения с экологически опасными веществами и отходами; безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами и токсинами; установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений и ветеринарных правил; охраны и использования недр; охраны рыбных запасов; загрязнение вод, атмосферы, морской среды, порча земли; незаконные охота, добыча водных животных и растений и порубка деревьев и кустарников; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ; уничтожение или повреждение лесов; нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов; нарушение законодательства о континентальном шельфе и исключительной экономической зоне РФ,
2) экологические преступления, составы которых помещены в иные главы Уголовного кодекса РФ (они рассматриваются в соответствующих разделах учебника). К ним, в частно-сти, относятся преступления, связанные с нарушениями правил безопасности на объектах атомной энергетики, при ведении горных, строительных и иных работ, на взрывоопасных объектах, а также с нарушением правил обращения радиоактивных материалов, взрывчатых и т.п. веществ (ст.215 и след. гл.24); ст.236 ("Нарушение санитарно-эпидемиологических правил"), ст.237 ("Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей"), ст.243 ("Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры"), ст.245 ("Жестокое обращение с животными") гл.25 "Преступления против здо-ровья населения и общественной нравственности". (В этом плане примечательно, что в ст.237 прямо говорится о создании опасности для окружающей среды, в ст.243 среди объек-тов указываются природные комплексы); экоцид (гл.34 "Преступления против мира и безо-пасности человечества"). Окружающая среда может быть объектом терроризма, а ее уничто-жение, существенное изменение как условия жизнедеятельности населения региона, эколо-гическая катастрофа – целью террористического акта. Вред окружающей среде может быть причинен и в результате совершения ряда транспортных преступлений (гл.27 УК), например, при нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов и др.
Второй критерий разделения экологических преступлений на группы – это объект уголовно-правовой защиты, его предметная экологическая выраженность. По этому критерию классифицируются только преступления, предусмотренные в гл.26 УК.
Здесь выделяются три группы экологических преступлений:
1) преступления, состоящие в нарушении правил экологически значимой деятельности, непосредственным объектом которых является порядок деятельности,
2) преступления, посягающие на отдельные элементы окружающей среды (воды, атмосферу, почвы, леса, недра, континентальный шельф, особо охраняемые природные территории и объекты);
3) преступления, посягающие на объекты флоры и фауны как составную часть окружающей среды, условие биологического разнообразия и сохранения биосферы Земли.
Незаконная добыча водных животных и растений.
Статья 256 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных животных или промысловых растений. Для описания объективной стороны далее законодатель использует такие ее признаки, как: причинение крупного ущерба; совершение деяния с применением самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления указанных водных животных и растений; совершение деяния на территориях (акваториях), обладающих особым статусом, – в местах нереста или на миграционных путях к ним; на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологический ситуации.
Квалифицирующими признаками, выделенными в ч.2 по предмету преступного пося-гательства, является незаконная добыча котиков, морских бобров и иных морских млекопи-тающих при условии наличия второго квалифицирующего признака – места совершения преступления, т.е. открытого моря или запретной зоны, а в ч.3 указаны квалифицирующие признаки второй степени общественной опасности – использование лицом своего служебного положения, совершение преступления группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.
Статья 256 УК содержит признаки нескольких составов преступления, различающихся по объективной стороне, обязательности последствий (ч.1), по предмету посягательства (ч.2), по квалифицированным (отягчающим) признакам состава (ч.3).
Предметом преступления являются водные биоресурсы, как имеющие, так и не имеющие промыслового значения, т.е. запасы рыбы, водных млекопитающих, водных беспозвоночных, водных растений и т.п., находящихся во внутренних и территориальных водах РФ, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России, а также в открытом море, конвенционных районах и территориальном море иностранных государств и неразрывно связанных с акваторией их нахождения.
Объективная сторона основного состава преступления (ч.1) включает, действия, состоящие в добыче, и незаконность таких действий, причинение крупного ущерба (материальный состав) либо совершение преступления без причинения общественно опасных последствий, но способом или в местах, особо оговоренных в законе, т.е. с применением самоходного транспортного средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления; в местах нереста или на миграционных путях к ним, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологический ситуации (формальные составы).
Добыча – это процесс убоя, улова, изъятия из природной среды водных животных и растений, приводящий к фактическому завладению ими. Незаконность добычи – осуществление ее с нарушением общих запретов на добычу в любом количестве либо без специального разрешения (лицензии), либо с нарушением ее условий.
Крупный ущерб – добыча ценных пород рыб, водных животных, значительный объем добытого, уничтожение молоди, мест нереста и т.п.
Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона характеризуется прямым и косвенным умыслом.
Предметом преступления по ч.2 являются морские животные, находящиеся под специальной охраной (котики, морские бобры и проч.).
Объективная сторона включает действия по их добыче, место совершения преступления – открытое море или запретные зоны, т.е. участки суши и водного пространства, где находятся лежбища, места выращивания молодняка и т.п. Состав преступления формальный, и наступления последствий не требуется.
Субъективная сторона и субъект преступления аналогичны предусмотренным в ч.1 ст.256 УК.
Незаконная охота. Статья 258 УК устанавливает уголовную ответственность за незаконную охоту, совершенную: с причинением крупного ущерба; с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей, в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации. Квалифицирующими признаками по ч.2 выступают совершение незаконной охоты с любым альтернативным признаком объективной стороны или предмета посягательства, указанных в ч.1 статьи, лицом с использованием своего служебного положения, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой.
Таким образом, ст.258 УК содержит признаки основного материального состава преступления (п."а" ч.1), ряда формальных составов, различающихся по способу совершения преступления, его предмету, месту совершения (п."б", "в", "г" ч.1), и квалифицированных составов (ч.2).
Предметом незаконной охоты являются дикие животные, находящиеся в состоянии естественной свободы, чье существование не опосредуется трудом человека (птицы и звери).
Объективная сторона включает действия, последствия в виде крупного ущерба, причинную связь между ними (для материального состава), либо действия, способы, предмет или место незаконной охоты (для формальных составов).
Охота – это выслеживание с целью добычи, преследование, отлов, убой и иная добыча диких животных. Незаконной признается охота без разрешения (лицензии), осуществляемая лицом, не имеющим права на охоту, т.е. не достигшим 18 лет, не являющимся членом общества охотников, получившим лицензию без установленных законом оснований, либо охота, осуществляемая с нарушением условий места, времени, способов, орудий, количества добытого.
Размер ущерба определяется судом с учетом обстоятельств дела, количества добытого, ценности животных и т.п.
Субъект преступления – лицо, достигшее 16-летнего возраста.
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом; в случае причинения крупного ущерба возможен и косвенный умысел.
Правовой статус Министерства природных ресурсов РФ.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление в сфере охраны природных ресурсов и окружающей природной среды.
Задачами Министерства природных ресурсов РФ являются:
разработка и проведение государственной политики, осуществление государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;
комплексная оценка и прогнозирование состояния окружающей природной среды и использования природных ресурсов, обеспечение органов государственной власти, организаций и населения соответствующей информацией.
Министерство природных ресурсов РФ осуществляет следующие функции:
разрабатывает основные направления изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов, охраны окружающей природной среды;
разрабатывает проекты федеральных законов, издает по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства, нормативные правовые акты;
организует и осуществляет лицензирование видов деятельности, связанных с недро-, водо- и лесопользованием, пользованием объектами животного мира;
обеспечивает организацию и проведение государственной экологической экспертизы;
обеспечивает ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного учета и государственного реестра работ по изучению недр, государственного кадастра отходов, государственного лесного кадастра, государственного кадастра особо охраняемых природных территорий;
6) осуществляет государственный мониторинг природных ресурсов;
7) осуществляет государственный экологический контроль;
8) формирует систему особо охраняемых природных территорий, ведет Красную книгу РФ;
9) обеспечивает проведение работ по стандартизации, сертификации, метрологическому контролю и надзору в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды;
10) осуществляет международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей природной среды;
11)осуществляет иные функции в области охраны окружающей среды.
Министерство природных ресурсов РФ имеет право:
1)запрашивать у федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц информацию по вопросам, отнесенным к ведению министерства;
2) прекращать, приостанавливать или ограничивать право пользования природными ресурсами, а также хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей природной среды;
3) запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм;
4) давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства РФ;
5) рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания;
6) направлять материалы о нарушениях экологического законодательства РФ в органы внутренних дел, прокуратуру, суд.
Правовой статус Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) — федеральная служба России, осуществляющая функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2006 года № 54 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), является органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:
- органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии;
- специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности;
- органом государственного горного надзора;
- специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы в установленной сфере деятельности;
- органом государственного энергетического надзора;
- специально уполномоченным органом в области охраны атмосферного воздуха.
Руководство деятельностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации,
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Правовой статус Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ.
1. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.
2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования находится в ведении Министерства природных ресурсов Российской Федерации.
3. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
5. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
5.1. осуществляет контроль и надзор:
5.1.1. в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства);
5.1.2. в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения;
5.1.3. за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
5.1.4. за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов;
5.1.5. за использованием и охраной водных объектов;
5.1.6. за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне;
5.1.7. за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе;
5.1.8. за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений;
5.1.9. государственный земельный контроль в пределах своей компетенции в отношении земель водного фонда, лесного фонда, земель лесов, не входящих в лесной фонд, и особо охраняемых природных территорий;
5.2. выполняет функции:
5.2.1. административного органа по Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. в Российской Федерации в отношении видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых видов рыб;
5.2.2. федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на осуществление государственного регулирования в области охраны озера Байкал;
5.3. выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:
5.3.1. добывание объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации;
5.3.2. оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации;
5.3.3. добывание объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, и пользование ими;
5.3.4. содержание и разведение в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства;
5.3.5. ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию зоологических коллекций;
5.3.6. ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию диких животных, их частей и полученной из них продукции (кроме объектов охоты и рыболовства);
5.3.7. ввоз (вывоз) в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, кроме осетровых рыб;
5.3.8. экспорт диких животных, дикорастущих растений, костей ископаемых животных, слоновой кости, рогов, копыт, кораллов и аналогичных материалов;
5.3.9. экспорт лекарственного сырья растительного и животного происхождения;
5.3.10. экспорт рыбы, ракообразных, моллюсков и прочих водных беспозвоночных, развивающейся икры, молоки (спермы) осетровых, лососевых и частиковых рыб (только живых);
5.3.11. экспорт коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии, полудрагоценных камней и изделий из них;
5.3.12. экспорт информации о недрах по районам и месторождениям топливно-энергетического и минерального сырья, расположенным на территории Российской Федерации, и в пределах континентального шельфа и морской зоны Российской Федерации;
5.3.13. создание, эксплуатацию и использование искусственных островов, сооружений и установок, проведение буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладку подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море Российской Федерации и на континентальном шельфе Российской Федерации в пределах своей компетенции;
5.4. организует и проводит в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственную экологическую экспертизу:
5.4.1. проектов правовых актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализация которых может привести к негативным воздействиям на природные ресурсы, нормативно-технических и инструктивно-методических документов органов государственной власти Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на использование природных ресурсов;
5.4.2. материалов, подлежащих утверждению органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и предшествующих разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе:
проектов генеральных планов развития территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности;
проектов генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
проектов схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных регионов и национально-государственных образований;
проектов комплексных схем охраны природы Российской Федерации и территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования.
Правовой статус Министерства сельского хозяйства РФ.
Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450 [330].
Минсельхоз России осуществляет свою деятельность непосредственно, через подведомственные ему федеральную службу и федеральное агентство, федеральные государственные унитарные предприятия и федеральные государственные учреждения.
Сфера деятельности Минсельхоза России включает: 1) агропромышленный комплекс (в том числе животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию земель, плодородие почв, рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот табачной продукции, устойчивое развитие сельских территорий); 2) рыболовство; 3) производственную деятельность на судах рыбопромыслового флота; 4) промышленное рыбоводство (аквакультуру); 5) охрану, рациональное использование, изучение, сохранение, воспроизводство водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В установленной сфере деятельности Минсельхоз России осуществляет функции: а) выработки государственной политики; б) нормативно-правового регулирования. В сфере агропромышленного комплекса он осуществляет функции по оказанию государственных услуг. Кроме того, на него возложены функции контроля и надзора за водными биологическими ресурсами и средой их обитания во внутренних водах Российской Федерации.
К сфере деятельности Минсельхоза России относятся также земельные отношения (в части земель сельскохозяйственного назначения). Здесь он осуществляет функции: а) выработки и реализации государственной политики; б) государственного мониторинга.
Минсельхоз России осуществляет функции но управлению государственным имуществом в подведомственных организациях. Он является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям.
Минсельхоз России наделен полномочиями на выполнение определенных видов деятельности в установленной сфере [330. П. 5]. Он вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Министерства и подведомственной ему федеральной службы.
Минсельхоз России самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты: 1) порядок и условия проведения оценки племенной продукции; 2) порядок заготовки, обработки, хранения и использования семян сельскохозяйственных растений; 3) порядок учета зерна и продуктов его переработки при осуществлении их поставок для государственных нужд и при поставке (закладке) зерна и продуктов его переработки в государственный резерв; 4) правила в области ветеринарии; 5) правила и нормы в области племенного животноводства; 6) правила и нормы в области мелиорации земель; 7) программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области агропромышленного комплекса; 8) регулирующие отношения в сфере интеллектуальной собственности, связанные с селекционными достижениями; 9) порядок государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 10) порядок организации и проведения торгов (конкурсов, аукционов) но продаже земельных участков, входящих в состав земель сельскохозяйственного назначения, или права на заключение договоров аренды таких земельных участков; 11) порядок осуществления государственного мониторинга и государственного земельного контроля в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
Минсельхоз России осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности, в том числе имущества, переданного подведомственным ему организациям. Он осуществляет также: 1) реализацию федеральных целевых, ведомственных и иных программ в сфере агропромышленного комплекса, включая устойчивое развитие сельских территорий; 2) организацию проведения государственных закупочных и товарных интервенций; 3) формирование и использование федерального фонда семян сельскохозяйственных растений, резерва средств защиты растений.
Минсельхоз России ведет: 1) реестр лекарственных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы; 2) учет федерального фонда семян, мелиорированных земель; 3) учет объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в специальные перечни вредителей домашних животных и вредителей растений (кроме вредителей леса); 4) реестр федеральной собственности агропромышленного комплекса, находящейся в ведении Минсельхоза России; 5) государственную книгу племенных животных и государственный племенной регистр; 6) государственный каталог пестицидов и агрохимикатов; 7) реестры и регистры в области ветеринарии, племенного животноводства, семеноводства и плодородия почв.
Понятие недр.
Нормативно-правовой акт, в котором дано юридическое определение недр и который устанавливает право недропользования – ФЗ «Закон о недрах» (1992; последняя редакция – от 01.12.2007). Согласно ему, недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Государственный фонд недр составляют используемые и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр осуществляются совместно РФ и субъектами РФ.
Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Участки недр выведены из оборота – они не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждения в иной форме.
Но права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами (ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», ФЗ «О континентальном шельфе», ФЗ «О газоснабжении», ФЗ «О концессиях», ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»).
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Право недропользования – система норм, регулирующая использование недр (определяет виды, сроки недропользования, основание и порядок предоставления и прекращения недропользования, правовой режим объекта, права и обязанности пользователя).
Пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, иностранные граждане, юридические лица и объединения юридических лиц (если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами).
Участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр.
Пользования недрами
2.1. Недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
2.2. Предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования, организационное обеспечение которой возлагается на Геолком России и его территориальные подразделения.
2.3. Геолком России и его территориальные подразделения ведут учет имеющихся и вновь выявляемых объектов лицензирования, подготавливают предложения о порядке, сроках и условиях их вовлечения в освоение этих объектов или зачисления их в государственный резерв в соответствии с государственной программой развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, конъюнктурой минерального сырья, поступающими заявками на разведку и разработку месторождений полезных ископаемых.
2.4. Предложения о порядке, сроках и условиях вовлечения в освоение имеющихся и вновь выявленных объектов лицензирования согласовываются с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством промышленности Российской Федерации, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Министерством экологии и природных ресурсов Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации (в части минеральных подземных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных), Государственным комитетом Российской Федерации по безопасному ведению работ в промышленности и горному надзору и другими государственными органами, которые принимают участие в процессе лицензирования в соответствии со своей компетенцией, установленной положениями об этих органах.
2.5. По результатам согласований, указанных в подпункте 2.4 пункта 2 настоящего Положения, перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование, и условия их предоставления определяются совместно органом представительной власти республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования и Геолкомом России или его территориальным подразделением.
2.6. Система отбора претендентов на получение лицензий и механизм их предоставления определяются пунктами 10 и 11 настоящего Положения. Решение о предоставлении лицензии принимается совместно органом представительной власти республики в составе Российской Федерации, края, области, автономного образования и Геолкомом России или его территориальным подразделением. Выдача лицензии, подписанной уполномоченными лицами вышеназванных органов, и ее регистрация осуществляются Геолкомом России или его территориальным подразделением.
Сроки пользования недрами.
Правовые меры охраны недр.
Основная задача государственного регулирования отношений недропользования выражается в обеспечении воспроизводства минерально—сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ. Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется при помощи: управления; лицензирования; учета; контроля.
Задачами государственного регулирования являются:
1) определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;
2) обеспечение развития минерально—сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, которые используются для строительства подземных сооружений и которые не связаны с добычей полезных ископаемых;
3) обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;
4) установление квот на поставку добываемого минерального сырья;
5) введение платежей, связанных с пользованием недрами, регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;
6) установление стандартов в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.
В соответствии со ст. 36 Закона РФ «О недрах» государственное управление отношениями недропользования осуществляется:
1) Президентом РФ;) Правительством РФ;
2) органами исполнительной власти субъектов РФ;
3) федеральным органом управления Государственным фондом недр;
4) органами государственного горного надзора.
Федеральный орган управления Государственным фондом недр и его территориальные органы не вправе:
1) выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, которые осуществляют разведку и разработку месторождений полезных ископаемых или строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
2) заниматься коммерческой деятельностью.
Задача государственного контроля над геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр заключается в обеспечении соблюдения семи пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Государственный контроль над геологическим изучением и рациональным использованием и охраной недр осуществляют органы государственного геологического контроля и органы государственного горного надзора; при этом они взаимодействуют с природоохранными и иными контрольными органами.
Договор водопользования.
Субъекты лесных отношений.
Правовые меры охраны лесов.
Предмет и система экологического права.
Экологическое право является самостоятельной юридической дисциплиной, одной из отраслей права, а также является наукой и учебной дисциплиной.
Экологическое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах сохранения и рационального использования окружающей природной среды для настоящих и будущих поколений.
Самостоятельность отрасли права определяется наличием своего предмета правового регулирования, а именно специфическими общественными отношениями, на упорядочение которых направлены нормы права, а также метода правового регулирования.
Эффективными средствами обеспечения соблюдения экологических требований законодательства могут быть только нормы международного, административного, уголовного, гражданско-правового законодательства, принимаемые и изменяемые с учетом анализа судебной практики, а также иного практического опыта применения норм экологического права лицами, участвующими в процессе природопользования.
Предметом экологического права являются общественные отношения в области взаимодействия общества и окружающей среды. Данные общественные отношения, таким образом, и сам предмет экологического права делятся на три составные части:
1) природоохранное право (или природоохранительное право), которое регулирует общественные отношения по поводу охраны экологических систем и комплексов, общих природоохранных правовых институтов, решения концептуальных вопросов всей окружающей среды. Назначением этой части является обеспечение регулирования всего природного дома, естественного жилища людей в комплексе;
2) природоресурсное право, которое регулирует общественные отношения по предоставлению отдельных природных ресурсов в пользование, а также вопросы их охраны и рационального использования - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира и атмосферного воздуха;
3) нормы других самостоятельных отраслей права, обслуживающие общественные отношения, связанные с охраной окружающей среды, объединяемые задачей защиты окружающей среды (нормы административного права, уголовного права, нормы международного права).
Методом экологического права является способ воздействия на общественные отношения. Выделяются следующие методы:
экологизации (проявление общеэкологического подхода ко всем без исключения явлениям общественного бытия, проникновение глобальной задачи охраны окружающей среды во все сферы общественных отношений, регулируемые правом);
административно-правовой и гражданско-правовой (первый исходит из неравного положения субъектов права - из отношений власти и подчинения, второй основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования);
историко-правовой и прогностический (обоснование надежности принимаемых правовых и экономических мер, возможно, с учетом социальных и иных изменений, недопущение повторения ошибок, знание будущих состояний, процессов и явлений).
Система экологического права - это совокупность институтов экологического права, расположенных в определенной последовательности.
Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды:
земли, недра, почвы;
поверхностные и подземные воды;
леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Соотношение экологического права с другими отраслями права
Основные нормы и институты экологического права формируются на основе фундаментальных отраслей права. При этом нормы экологического права служат базой, с учетом которой осуществляется экологизация норм других отраслей права, связанных своими институтами или отдельными положениями с такой сферой, как взаимодействие общества и природы.
Государственное (конституционное) право предусматривает конституционные нормы по охране окружающей природной среды; здесь же закрепляются основные базовые положения, регулирующие деятельность представительных и исполнительных органов власти в данной сфере.
Такие институты административного права, как управление, контроль, административная ответственность составляют часть эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды. Экологическое право основывается на перечисленных и иных институтах административного права. Иными словами, предусматривает нормы, регулирующие административные отношения применительно к экологическим требованиям по охране природной среды.
Приоритетными функциями гражданского права по отношению к экологическому являются охранительная и компенсационная. Ключевым для экологических правоотношений служит институт возмещения вреда. В условиях рыночной экономики повышается роль норм договорного права, способствующих совершенствованию, экологических отношений. Все чаще гражданско-правовой договор рассматривается в качестве оптимальной формы установления правоотношений применительно к охране окружающей среды и рационального природопользования.
Особое значение имеет уголовное право, несмотря на то, что его нормы, как и нормы административного и гражданского права, выполняют прежде всего охранительную функцию по отношению к экологическому праву. Нормы уголовного права закрепляют составы экологических преступлений как виды общественно опасных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде.
Согласно ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды» одним из основных принципов охраны природной среды является принцип международного сотрудничества. На практике особое внимание уделяется распространению опыта, накопленного в данной сфере другими государствами, проводятся международные экологические исследования. С учетом международных стандартов разрабатываются также нормативы предельно допустимых вредных воздействий (в частности, определяются нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, требования к различным энергетическим объектам, использованию радиоактивных материалов, охране озонового слоя Земли), исходя из которых формируются требования к нормированию качества природной среды. О значении международного права для экологического права свидетельствуют также статьи 81, 82 Закона, предусматривающие приоритет правил международных договоров, принятых с участием России.
2. Соотношение экологического права с другими отраслями права.
ЭП носит комплексный характер, определяющийся тем, что общественные экологические отношения регулируются как собственными нормами, так и нормами, содержащимися в других отраслях российского права: конституционное административное уголовное гражданское предпринимательское финансовое и др. Процесс отражения экологических требований в этих отраслях права получил названиеэкологизации соответственно гражданского права, уголовного права, предпринимательского права и т.д. Так, в главе 26 Уголовного кодекса РФ регулируется уголовная ответственность за экологические преступления. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит главу 8 - административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Налоговый кодекс РФ регулирует взимание экологических налогов. Соотношение с другими отраслями. Конституционное Статья 9 Конституции РФ гласящая, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, имеет важнейшее значение для экологического права, поскольку в ней закреплен принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования экологических отношений. Конституцией РФ законодательство об охране окружающей среды отнесено к предмету совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Административное Часто административно-правовые акты являются основанием возникновения, изменения или прекращения отношений в сфере охраны окружающей среды. [Например, административно-правовым актом является решение приемочной комиссии о вводе в эксплуатацию предприятия — основание для возникновения экологических правоотношений]. Сходство АП и ЭП – в применении одинаковых методов регулирования — императивных. Отличие – в разном предмете: Предмет АП: регулирование порядка деятельности исполнительных органов государственной власти, определение их компетенции по осуществлению соответствующих функций управления, в том числе в сфере охраны ОПС. Предмет ЭП: закрепление содержание деятельности исполнительных органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды, соответствующих управленческих функций. Гражданское Соотношение относительно объектов природной среды: Главный критерий разграничения сфер гражданского и экологического права – факт нахождения соответствующего объекта в состоянии естественной взаимосвязи с природной средой. Изъятие части природного объекта, например добыча полезных ископаемых, заготовка древесины и т. п., приводит к тому, что отношения по поводу такого объекта переводятся в сферу правового регулирования гражданского права. Характер общественных отношений в двух этих отраслях: гражданское законодательство основывается на признании равенства участников, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела – т.е. главенстве частного интереса. ЭП же исходит из принципа приоритета публичных интересов в сфере регулирования отношений охраны окружающей среды, а публичные интересы предполагают нормирование, установление различных запретов и ограничений и т.п. земельное, градостроительное, горное, водное и лесное Экологическое право теснейшим образом связано с земельным правом, включающим в себя в качестве подотраслей градостроительное, горное, водное и лесное право, что обусловлено единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды. Соотношение ЭП и ЗП заключается в том, что ЭП имеет приоритет перед ЗП; ЗП же в силу более узкого предмета регулирования развивает и конкретизирует нормы ЭП.
3. Объекты экологического права.
Объектом экологического права в самом широком смысле является природа (окружающая природная среда) как совокупность естественных условий существования человечества на нашей планете. Природа - интегрированный объект использования и охраны со стороны общества, представляющий собой комплекс разнообразных и взаимосвязанных элементов (земля, леса, воды, недра, животный мир и др.), правовая охрана которых может осуществляться лишь с учетом их качественного своеобразия, то есть в зависимости от их естественных свойств и особенностей использования обществом. Некоторые природные ресурсы вообще находятся вне сферы правового воздействия. Так, использование солнечной энергии или климатических ресурсов не поддается в достаточной степени контролю и регулированию со стороны человека. С другой стороны, за пределами правового регулирования оказываются такие компоненты природы, охрана которых не вызывается потребностями общества на данном этапе развития (тепло недр и др.). Исходя из этого возникает необходимость выяснения понятия природного объекта и определения его признаков.
Природный объект, использование и охрана которого регулируется экологическим правом, должен обладать следующими признаками, характеризующими его возникновение и существование*:
_________
* См. Петров В. В. Экологическое право России. М., изд. БЕК, 1995, тема 5 параграф 2.
1. Естественным происхождением. Это означает, что такой объект должен быть создан силами самой природы без затрат человеческого труда. Вместе с тем не исключается участие человека в его создании с целью восстановления, воспроизводства, улучшения отдельных свойств такого элемента природной среды, если он затем вливается в систему естественных экологических связей и обеспечивает качество окружающей природной среды (например, животные, выращенные человеком и выпущенные на свободу, разведение лесов, рекультивация земель). Не относятся к объектам природы социальные ценности, товарно-материальные объекты.
Однако естественное происхождение еще не предопределяет принадлежности элементов материального мира к природным объектам. Важное значение имеет второй признак.
2. Экологическая взаимосвязь объекта с природной средой. Это означает, что объект должен находиться в составе природной среды, взаимодействуя с ее другими компонентами. За рамками правовой охраны природы остаются те ее части, которые вырваны человеком из естественных природных связей: срубленные деревья, отловленные животные, извлеченные из недр полезные ископаемые, вода в водопроводе или резервуаре и др.
Потеряв свою связь с природой, они переходят в разряд товарно-материальных ценностей, правовой режим которых регулируется не экологическим, а другими отраслями права (гражданским, административным и т. д.). Сюда относятся и такие элементы окружающей человека среды, которые потеряли связь с природой и стали спутниками человека или предназначены для удовлетворения его экономических и других потребностей - домашние или бродячие животные, сельскохозяйственные скот, посевы и др.
3. Социально-экологическая ценность объекта, которая проявляется в его способности выполнять полезные экологические, экономические, культурно-оздоровительные и другие функции, то есть удовлетворять материальные, биологические, познавательные и другие интересы человека, участвовать в поддержании экологического баланса в природе и др.
Те явления, элементы и стихийные силы природы, которые противостоят интересам человека и требуют обеспечения благоприятного качества окружающей природной среды (эрозия почв, опустынивание земель, наводнения, животные, численность которых стала представлять угрозу для природной среды и др.) не входят в понятие охраняемой природы, а наоборот, становятся объектами борьбы со стороны человека как вредные для окружающей среды.
Старый ФЗ к числу объектов, имеющих отмеченные выше признаки, относил в соответствии с законодательством (ст. 4 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»):
- экосистемы (закрытые единые совокупности элементов природы на общей территории, способные длительно устойчиво существовать при замкнутом кругообороте веществ);
- природные ресурсы (части природы, которые используются для удовлетворения экономических, материальных потребностей общества - земли, леса, воды, животный мир и др.);
- природные комплексы (системы взаимосвязанных природных элементов, которые охраняются как единое целое - заповедники, заказники, национальные парки, ландшафты и др.);
- озоновый слой Земли, микроорганизмы, генетический фонд.
К охраняемым природным объектам относится также окружающая человека среда - часть природной среды, преобразованная в результате деятельности человека (города и другие населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные зоны и др.). Окружающая среда здесь понимается в узком значении как среда обитания человека, где осуществляется его жизнедеятельность, в отличие от окружающей среды в широком смысле, которая охватывает как природу, так и среду обитания человека.
Действующий ФЗ
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды"
Дата: 2018-12-28, просмотров: 481.