Правосубъектность юридического лица-способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, не противоречащие уставным целям и не запрещенные законодательством.
Специальная правоспосбность-юридическое лицо обладает только теми правами и несет только те обязанности, которые предусмотрены в его учредительных документах и соответствуют цели создания юридического лица.
Общая правоспособность-юридические лица могут заниматься любой, не запрещенной законодательством, деятельностью. Коммерческие организации обладают общей правоспособностью (ст. 45, 48). Лишь унитарные предприятия наделяются специальной правоспособностью (ст. 48).
Специальной правоспособностью могут обладать и другие коммерческие юридические лица в предусмотренных законодательством случаях.
Коммерческие организации обязаны определять предмет деятельности (по декрету президента).
По ГК, учредительными документами иных коммерческих организаций может быть предусмотрен предмет их деятельности, в случаях, когда по законодательств это является не обязательным.
Некоммерческие юридические лица по ГК обладают специальной правоспособностью. Цель деятельности формируется конкретно, т.к. учредители преследуют определенные цели.
Возникает правоспособность юридических лиц в момент создания (государственной регистрации)-п. 3 ст.45 и п. 7 ст. 47. Прекращается-в момент исключения юридического лица из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 8 ст. 59).
Объем предопределяется характером правоспособности. Право на осуществление некоторых видов деятельности предполагает получение лицензий.
Утвержденное Постановлением СМ от 16 октября 1991 г. В редакции от 22 сентября 1992 г. С изменениями и дополнениями Временное положение «О порядке выдачи субъектам хозяйствования специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности». Перечень видов деятельности и органов выдающих лицензии утвержден Постановлением КМ от 21 августа 1995 г.
Законодательством может быть установлены специальные ограничения для отдельных видов юридических лиц. Ограничения возможны в случаях и порядке, предусмотренном законодательными актами.
Дееспособность-юридическое лицо своими действиями может приобретать, создавать, исполнять, осуществлять права и обязанности.
Возникает дееспособность одновременно с правоспособностью. Осуществляется преимущественно органами юридического лица.
Органы юридического лица можно классифицировать по различным основаниям:
По порядку формирования:
· выборные;
· назначаемые собственником;
· нанимаемые по контракту.
По числу входящих и принимающих решение должностных лиц:
· единоличные;
· коллегиальные.
По характеру полномочий:
· управления;
· контроля.
По срокам деятельности:
· постоянные;
· временные.
Юридическое лицо в гражданском обороте может выступать через своих участников и через представителей.
Полные товарищества-каждый участник вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не предусмотрено, что все его участники ведут дела совместно или ведение дел поручено отдельным участникам (п. 8 ст. 69).
Коммандитное товарищество-управление осуществляется полными товарищами по правилам о полном товариществе (п. 1 ст. 83).
ООО и ОДО-управление осуществляется собранием участников и директором (дирекцией). Могут создаваться и иные органы (ст. 17-21 закона «Об АО...»).
АО-высший орган-общее собрание акционеров (ст. 103). Исполнительный орган-правление и (или) директор. В крупных-возможен и наблюдательный совет, которому подотчетен исполнительный орган. Производственный кооператив-общее собрание членов кооператива. Исполнительный-правление и (или) его председатель (п. 1 ст. 110).
В отличие от корпоративных организаций, унитарные предприятия управляются единоличным органом, органом, который назначается собственником или уполномоченным им органом (п.4 ст. 113).
Орган юридического лица должен действовать в пределах его компетенции. Превышение компетенции-ст. 174,175, 185.
3. Филиалы и представительства юридических лиц.
Филиалы и представительства юридическими лицами не являются, следовательно не являются самостоятельными субъектами ГП. Это обособленные подразделения, которые находятся вне места нахождения юридического лица.
Имеют общие черты:
* должны выть указаны в учредительных документах, создавшего их юридического лица;
* наделяются имуществом для осуществления присущих им функций;
* действуют на основе положения, которое утверждается создавшим их юридическим лицом;
* руководители назначаются юридическим лицом и действуют на основе выданной им доверенности.
Ответственность несет создавшее их юридическое лицо.
Филиалы и представительства отличаются друг от друга функциями и объемом. Предмет деятельности гораздо шире. Они выполняют основные функции юридического лица, в т. ч. И представляют его интересы. Представительства-представляют и защищают интересы юридического лица. Для представительств характерна только правовая деятельность. Для филиалов-хозяйственная.
Представительства следует отличать от представителей, которые являются субъектами ГП.
4. Индивидуализация юридических лиц.
Выделение данного лица из всех юридических лиц путем присвоения наименования и определенного места нахождения, которые фиксируются в документах.
Нормы, касающиеся наименования, закреплены в ст. 50. Наименование должно включать в себя указание на организационно правовую форму юридического лица или на характер деятельности для некоммерческих организаций и унитарных предприятий. В установленных законодательством случаях указания на характер деятельности должно содержаться и наименование коммерческого юридического лица.
Для коммерческого юридического лица требуется и фирменное наименование. Юридическое лицо вправе выбрать любое фирменное наименование, не совпадающее с иными используемыми наименованиями.
Приказом Минюста от 18 июня 1999 г. Утверждены рекомендации «По использованию наименования и фирменного наименования юридических лиц». Законодательно установлены особые правила в связи с использованием в наименованиях названия Республика Беларусь. Указ президента от 7 апреля 2000 г. « Об использовании названия РБ юридическим лицами»
Правом на использование названия РБ обладают государственные органы и организации; иные юридические лица, в случае наделения их правом президентом по представлению СМ.
Для отдельных юридических лиц-дополнительные требования. Ст. 113 п. 3, ст. 115 п. 3; ст. 66 п. 3.
Местонахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации (по ГК).
Для индивидуализации работ, услуг, продукции используются товарные знаки и знаки обслуживания (закон «О товарных знаках и знаках обслуживания»).
5. Образование юридических лиц.
Положение «О порядке государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», утвержденное декретом от 16 марта 1999 г. № 11 в редакции от 16 ноября 2000 г. № 22.
ГК четко делит юридические лица на коммерческие и некоммерческие. Коммерческие юридические лица-исчерпывающий перечень форм, в которых могут создаваться коммерческие юридические лица:
хозяйственные товарищества-полные и коммандитные;
хозяйственные общества-ООО, АО, ОДО;
производственные кооперативы;
унитарные предприятия;
крестьянско-фермерские хозяйства.
Некоммерческие организации:
потребительские кооперативы;
общественные объединения;
религиозные организации;
благотворительные и иные фонды;
учреждения;
ассоциации;
союзы.
Перечень некоммерческих организаций является открытым.
Учредители вправе самостоятельно решать, какую из организационно-правовых форм им избрать. Но законодательство в ряде случаев это право ограничивает. В соответствии с Положением «О порядке государственной регистрации...» регистрирующие органы вправе потребовать создания коммерческой организации в организационно-правовой форме, предусматривающей субсидиарную ответственность.
Регистрирующий орган это право может реализовать если:
один из собственников, учредителей, участников неоднократно в течении года до подачи документов для регистрации допускал нарушения налогового законодательства;
коммерческая организация намерена осуществлять виды экономической деятельности с повышенным предпринимательским риском. СМ утвердил перечень видов экономической деятельности с повышенным предпринимательским риском (пост. СМ от 16 апреля 1999 г.).
Учредители-лица, имеющие право принять решение о создании юридического лица. Это могут быть как собственники или уполномоченные ими лица, так и не собственники имущества (ст. 114).
Круг учредителей определяется законодательно и зависит от вида юридического лица.
Государственные служащие юридических лиц создавать не могут.
Юридические лица могут быть образованы первоначально и в результате реорганизации. Традиционно выделяют 3 способа:
распорядительный;
разрешительный;
нормативно-явочный.
При распорядительном способе юридическое лицо образуется по распоряжению собственника или уполномоченного им органа на основе властного распоряжения (характерно для образования государственных юридических лиц). Разрешительный порядок-инициатива исходит от учредителей, но для образования необходимо получить согласие соответствующего компетентного органа. Нормативно-явочный-инициатива исходит от учредителей. Специального разрешения не требуется. Так образуются ОО, хозяйственные товарищества и т. д. Законность создания юридических лиц проверяется при государственной регистрации.
6. Учредительные документы юридического лица.
Круг их определяется в нормативном порядке. Существует несколько вариантов учредительных документов:
учредительный договор;
устав;
учредительный договор и устав.
В случаях, предусмотренных законодательством, лицо, не являющееся коммерческой организацией может действовать но основании общего положения об организации данного вида (ст. 48).
Юридические лица, образованные одним учредителем, действуют на основании устава. Кооперативы, фонды, акционерные общества, хозяйственные товарищества действуют на основании учредительного договора. ООО, ОДО, ассоциации, союзы-учредительного договор и устава.
Учредительный договор заключается между учредителями юридического лица. Это консенсуальный гражданско-правовой договор, который регулирует отношения между учредителями в процессе образования и функционирования юридического лица. В учредительном договоре определяется порядок совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица, условия передачи имущества от учредителей к юридическому лицу, условия и порядок распределения прибыли и убытков, управление деятельностью юридического лица, порядок выхода учредителей и участников из состава юридического лица.
Правовая природа учредительного договора:
* учредительный договор является разновидностью договора о совместной деятельности (Раздел IV).
* учредительный договор-самостоятельный договор, т.к. цель-образование нового субъекта права.
Устав утверждается учредителями и участниками. Определяет правовое положение юридического лица и регулирует отношения между юридическим лицом и его участниками.
Содержание-наименование юридического лица, место его нахождения, цели деятельности, порядок управления деятельностью. Для некоммерческих организаций и унитарных предприятий должен быть обозначен предмет деятельности юридического лица. Юридические лица обязаны осуществлять деятельность, которая определена в уставе в качестве предмета.
В соответствии с положением «О государственной регистрации...», в уставе должны присутствовать сведения об обособленных подразделениях, о субсидиарной ответственности в случаях, предусмотренных законодательством.
Устав вступает в силу с момента регистрации юридическоголица.
7. Государственная регистрация юридических лиц.
Порядок регистрации и органы устанавливаются в нормативном порядке. В соответствии со ст. 47, подлежат государственной регистрации юридические лица в порядке, определяемом законодательными актами.
Утвержденное декретом положение «О регистрации...» в редакции 2000 г. распространяется на:
* хозяйственные товарищества;
* хозяйственные общества;
* унитарные предприятия;
* производственные и потребительские кооперативы;
* крестьянско-фермерские хозяйства;
* ассоциации (союзы);
* учреждения;
* фонды;
* товарищества собственников.
По общему правилу, субъекты хозяйствования регистрируются облисполкомами и Мингорисполкомом. Они вправе делегировать свои полномочия местным исполнительным и распорядительным органам.
Исключения:
* организации с иностранными инвестициями регистрируются в МИД. Положение «О порядке государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями» утв. приказом МИД от 19.12.00.
* страховые организации-Комитет по надзору за страховой деятельностью.
* банковские и небанковские кредитно-финансовые организации-НБ.
* субъекты хозяйствования в свободных экономических зонах за исключение банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и страховых организаций-администрация свободных экономических зон.
Положение не распространяется но общественные организации. Процедура образования, регистрации регулируется специальным законодательством.
Декрет от 26.01.99 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций» утвердил специальное положение «О государственной регистрации (перерегистрации) политических партий, профсоюзов и иных общественных организаций».
В соответствии с законом, регистрация политических партий, республиканских профсоюзов, международных и республиканских общественных организаций осуществляется Минюстом, территориальных профсоюзов и местных общественных организаций-управлением юстиции областных и Мингорисполкома.
Отказ в государственной регистрации может быть только по основаниям предусмотренным законодательством:
нарушение установленного законодательством порядка образования юридического лица и/или
учредительные документы или создаваемое юридическое лицо не соответствует требованиям законодательства.
Ст. 47.
Вопрос отказа конкретизирует п. 40 Положения (перечень оснований для отказа является примерным).
Одно из оснований-на момент осуществления государственной регистрации уставной фонд не сформирован (или не сформирован в требуемой части), а именно: для банков НКФО, ОАО и ЗАО, унитарных предприятий на основе хозяйственного ведения, за исключением тех государственных унитарных предприятий, сроки формирования уставного фонда которых определяется правительством РБ, страховых-уставные фонды должны быть сформированы полностью.
Для полных и коммандитных товариществ, ООО, ОДО--не менее чем наполовину.
Производственные кооперативы и крестьянско-фермерские хозяйства-не менее чем 10%. Оставшаяся часть по общему правилу должна быть сформирована в течении одного года со дня государственной регистрации.
8. Прекращение деятельности юридического лица.
По последствиям прекращения выделяют:
реорганизация-права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к другому субъекту хозяйствования.
ликвидация-прекращение хозяйственной деятельности и прав и обязанностей.
Выделяют 5 форм реорганизации (ст. 54): слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.
Слияние-два или более юридических лица прекращают свое существование и возникает новое.
Присоединение-нового юридического лица не возникает, а присоединившееся к существующему юридическому лицу прекращает деятельность с момента внесения записи о его прекращении в единый государственный регистр.
Разделение-одно юридическое лицо разделяется на два или более юридических лиц. Разделенное юридическое лицо прекращает свое существование. Появляется несколько новых юридических лиц.
Выделение из существующего юридического лица одного или более новых юридических лиц. Прежнее юридическое лицо сохраняется.
Преобразование-изменение организационно-правовой формы юридического лица.
В зависимости от того в какой форме происходит реорганизация, она оформляется либо передаточным актом, либо разделительным балансом. В этих документах должны быть сведения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица. Каждый кредитор должен быть письменно уведомлен о реорганизации юридического лица. Каждый вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств должником, по которым является юридическое лицо; возмещение причиненных убытков.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица (ст.56).
Отсутствие документа-основания для отказа в государственной регистрации.
Юридическое лицо считается реорганизованным (за исключение присоединения) с момента государственной регистрации. При присоединении юридическое лицо считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный регистр записи о прекращении деятельности присоединившегося юридического лица (ст. 53).
Реорганизация возможна в добровольном и принудительном порядке. В добровольном-по решению учредителей либо органа, уполномоченного учредителями. В принудительном-по решению суда или в административном порядке.
Особенности реорганизации:
хозяйственные общества-ст.65.
ОДО-ст. 91.
Акционерные общества-ст.104.
производственные кооперативы-ст. 112.
Ликвидация возможна в добровольном и принудительном (судебном и административном) порядке. В добровольном порядке-по решению учредителей, участников или уполномоченного органа юридического лица.
Основания:
* нецелесообразность существования;
* истечение срока;
* достижение цели (ст.57);
* признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными нарушениями законодательства при его создании, которые носят неустранимый характер.
В принудительном порядке-по решению хозяйственного суда (ст.57, п. 2):
* непринятие решения о добровольной ликвидации в связи с истечение срока на который создавалось юридическое лицо или цели, ради которой оно создано;
* признание недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства;
* деятельность без лицензии;
* нарушение законодательства.
Этот перечень является примерным.
В административном порядке-по решению регистрирующего органа (впервые-1996 г. указ № 208):
* нарушение сроков регистрации акций установленных законодательством;
* нарушение сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного законодательством.
* неосуществление предусмотренной учредительными документами деятельности в течении 6 месяцев и ненаправление коммерческой организацией регистрирующему и налоговому органу сообщения о причинах неосуществления деятельности.
Исключение: организации с иностранными инвестициями могут быть ликвидированы только в судебном порядке.
Отличительная особенность-создание специального органа (ликвидационной комиссии), который действует от имени ликвидируемого юридического лица. К ней переходят полномочия по управлению юридическим лицом. Ст. 59, 60, положение, законодательство о соответствующих организационно-правовых формах юридических лиц.
Стадии ликвидации:
Выявление кредиторов. Решение о ликвидации должно быть опубликовано. В нем должны быть определены порядок и сроки заявления претензий кредиторов(не менее двух месяцев). Ликвидационная комиссия должна письменно известить о ликвидации всей известных кредиторов и принять меры к выявлению иных кредиторов.
Составление промежуточного ликвидационного баланса. Составляется по истечении срока, установленного для предъявления претензий к кредитору. Утверждение промежуточного баланса-основание для выплаты кредиторам.
Продажа имущества ликвидируемого юридического лица. Если у юридического лица недостаточно средств, т ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества.
Выплата денежных сумм кредиторам ст. 60.
Составление ликвидационного баланса, который составляется после завершения расчетов с кредиторами. Должен быть утвержден органом принявшим решение о ликвидации или собственником имущества.
Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим свое существование с момента внесения записи в Единый государственный регистр.
9. Виды юридических лиц.
1. По формам собственности:
* основанные на частной форме;
* основанные на государственной форме.
2. По целям деятельности:
* коммерческие;
* некоммерческие.
Критерии отнесения-ст. 46.
По характеру вещных прав на закрепленное за юридическим лицом имущество:
* обладающие правом собственности;
* обладающие правом хозяйственного ведения;
* обладающие правом оперативного управления.
По характеру прав учредителей на имущество юридического лица:
* учредители имеют только обязательственные права на имущество;
* учредители имеют вещные права на имущество;
* учредители не имеют имущественных прав.
По объему и пределам ответственности самого юридического лица, собственников, учредителей, участникам по обязательствам юридического лица:
* которые несут самостоятельную имущественную ответственность по всем своим обязательствам всем своими имуществом, а с собственники, учредители, участники не отвечают по долгам юридического лица;
* юридические лица, учредители, участники которых несут субсидиарную ответственность по долгам юридического лица (для коммерческих юридических лиц-Положение).
Дата: 2018-12-28, просмотров: 215.