Политика: понятие, сущность и структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Политика сформировалась в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества. Она является средством обеспечения коллективных интересов людей, которые нередко вступают в противоречие с интересами частными, индивидуальными. Политика пронизывает все сферы человеческого существования, начиная с глубокой древности. Жизнь человека всегда была жизнью политической. Может быть, только первобытные племена были свободны от политики.

На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась механизмами общественной самоорганиза­ции. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распре­деление важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы и способы общежития.

Политика возникает на определенной стадии развития человеческого общества в связи с качественными изменениями социально-экономической обстановки, вызванной общественным разделением труда, появлением частной собственности, расколом общества на классы. Та система норм, которая регулировала взаимоотношения людей в первобытном обществе, оказалась непригодной в новых условиях в связи с нарастанием разницы интересов людей, социальной борьбы. Требовались новые формы, нормы и принципы организации жизни. Общественные отношения в условиях социальной дифференциации постепенно становятся политическими, то есть их содержание сводится к удовлетворению в первую очередь групповых интересов за счет подчинения им интересов остальной части населения. Главным рычагом политики становится государство, – с одной стороны, орудие классового господства, с другой стороны, – организация, действующая в духе удовлетворения всеобщих интересов.

Итак, именно государство, используя возможности социального принуждения, могло предписывать общеобязательные формы поведения для всех социальных слоев и групп. Регуляторами всей совокупности общественных отношений стали мораль, затем правовые механизмы и, наконец, политика, которая появляется тогда, когда утрачивается естественное согласие в обществе, но существует потребность в согласованном поведении людей на основе удовлетворения общезначимых и групповых интересов.

 Термин «политика» не имеет однозначного толкования вплоть до наших дней. И это связано, прежде всего, с тем, что цели политики и способы их достижения не оставались неизменными. Определение политики в современной науке зависит от теоретической позиции исследователя. Каждый исследовательский подход в определении понятия политики акцентирует внимание на ее определенных функциях.

Термин «политика» пришел к нам из античности. Он произошел от древнегреческого слова «Polis» полис (город-государство) и его производных: «politike» (искусство управления государством), «politeia» (конституция), «polites» (гражданин) и других.

Еще Платон понимал под политикой искусство жить в условиях полиса, что ставит человека в определенные поведенческие рамки.

В научный оборот термин «политика» ввел древнегреческий философ Аристотель: политикаэто цивилизационная форма общности, ко торая служит достижению «общего блага» и «счастливой жизни».

Политика – сложное общественное явление, имеющее множество смысловых оттенков. Современное понимание политики складывалось в результате развития и столкновения разных позиций и подходов.

В современной литературе существует несколько подходов к объяснению сущности и предназначения политики. Выделим основные.

Директивный подход. Данный подход подчеркивает в политике решающую роль власти и отмечает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти внутри государства, между государствами, между группами людей. Большое внимание уделяется технике властвования, отсюда вытекает и название данного направления. М. Вебер, сторонник такого понимания, считал: кто занимается политикой, тот так или иначе стремится к власти. Данный подход, сводящий политику только к отношениям по поводу государственной власти, - узок. Властью обладает не только государство, а и партии, средства массовой информации и т. д. Кроме того, здесь исчезает социальный смысл, социальное предназначение политики.

Функциональный подход. Сущность политики сводится к технологии политических взаимодействий. Акцент делается на том, кто и как принимает политические решения, как осуществляется деятельность по управлению обществом. Еще Платон высказал мысль, что править должны мудрые. Сегодня творцами политики являются политические элиты и политические лидеры, которые обладают специальными знаниями для принятия политических решений, выполнения регулятивной и интегративной функций. Когда элита некомпетентна, политика утрачивает свои функции по сплочению и управлению обществом. Данный подход, несомненно, содержит рациональный момент в выявлении сущностного в политике, но он также неполон.

Коммуникативный подход. Включает в себя два направления. В рамках первого политика понимается как социальная этика, цель которой –  благо не отдельного человека, а общее благо (народа, государства). Главное предназначение политики усматривается в обеспечении целостности общества через согласование, гармонизацию интересов. Основы такого понимания политики как сферы интеграции общества заложил еще Аристотель. В рамках второго, называемого конфликтологическим, направления политика понимается как сфера борьбы, сфера господства и подчинения одних групп другими. Традиция такого толкования идет от Н. Макиавелли, а наиболее ярко оно представлено в марксистском учении, где политика рассматривается как сфера борьбы классов.

Эти три подхода, безусловно, переплетаются в политической практике: директивный подход дополняется, а иногда и поглощается функциональным. В свою очередь и первый и второй испытывают определяющее воздействие третьего, при котором приоритетное значение имеют жизненные контакты людей, процесс их общения, равно как и их организаций.

Таким образом, сущность политики может быть раскрыта через три взаимосвязанных и дополняющих друг друга определения.

Политика – это деятельность, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.

Политика – это искусство управления государством, деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития с помощью институтов государственной власти.

Политика – это способ организации общественной жизни, базирующийся на интеграции разнородных интересов, не исключающий конфликты, а предполагающий их умелое разрешение.

Несмотря на многообразие толкований, большинство специалистов сходится на том, что  политика – это сфера общественной жизни, в рамках которой осуществляется власть, управление государством и обществом.

Подобный взгляд исходит из того, что главным в политике является государственная власть. Всякая социальная деятельность, если она связана с вопросами власти, становится политической. Ее содержание определяется борьбой социальных групп, классов, личностей за удовлетворение своих интересов, прежде всего экономических, хотя они далеко не единственная причина их включения в политику.

Обилие политических явлений вызывает необходимость их классификации. Основания классификации могут быть разными:

· По сферам общественной жизни подразделяются на: экономическую, социальную, культурную, научно-техническую, национальную, военную, аграрную и т.д.;

· По направленности (области воздействия)на внутреннюю и внешнюю;

· По содержанию и характеруна прогрессивную, реакционную, научно-обоснованную и волюнтаристскую (волюнтаризм – действовать по своей воле) т .д.;

· По уровню влиянияна крупномасштабную (макрополитику) – в мировом, глобальном масштабе; среднемасштабную (мезополитику) – на уровне государства; маломасштабную (микрополитику) – на уровне малых групп;

Кроме того, политика детерминируется экономическими, географическими, социально-психологическими факторами, культурно-исторической средой. Искусство политики и политиков состоит как раз в достижении социальной сбалансированности общества, в поиске и нахождении национального согласия, в регулировании отношений между большими социальными общностями.

Специалисты определяют четыре уровня условий, воздействующих на протекание политического процесса (факторы, влияющие на политику):

· мировые условия - все содержание переживаемой исторической эпохи,

· экономические и социокультурные условия данного общества,

· характер и направленность задач, решаемых в данный момент,

· степень развитости политической сферы, качество политической жизни общества.

Иногда дополнительно называются и другие условия, в частности, – подверженность граждан влиянию личных качеств политических деятелей. Этот фактор очень обманчив: в ряде случаев способствует установлению режимов личной власти, сеет ненужные иллюзии, создает политические мифы, мессианскую психологию. На почве ложных представлений о политической деятельности возрастает популизм – способ манипулирования политическим сознанием граждан, затушевывания личных амбиций отдельных политиков и их окружения.

Политика имеет определенную структуру, компонентами которой являются:

· Политические отношения – устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти;

· Политическое сознание – сознательные отношения людей к своим властно-значимым интересам;

· Политическая организация общества – система институтов власти как центров управления и регулирования общественными процессами.

Для определения роли политики в обществе надо ознакомиться с ее функциями, которые характеризуют важнейшие направления влияния политики на общество. К ним относятся:

· интеграция общества, сохранение его целостности, организация социального порядка, который охватывает всех членов общества;

· определение целей общественного развития, организация масс и мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;

· определение доступа индивидов и групп к социально значимым ресурсам;

· регулирование групповых конфликтов и прочие.

Субъекты и объекты политики. Для развития социального субъекта в политический субъект необходимы три условия: политическое сознание – понимание своего места, роли в системе политических отношений; самоорганизация – осознание возможностей и последствий своих политических действий; активность – организация себя как целого действующего субъекта, реальная деятельность во имя реализации своих интересов.

В западной социологии и политологии субъектов политики принято называть акторами .

Субъекты политики (носители действий) – участники политической жизни, которые способны принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями.

К субъектам политики относятся:

· отдельные индивиды – рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;

· социальные группы – классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;

· политические институты – государство, политические партии, общественные движения;

· международные организации, транснациональные корпорации (ТНК) – Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и т. д.

Степень влияния различных субъектов политических отношений на политические процессы неодинакова. Каждый из них пытается реализовать свои интересы и несет ответственность за свою деятельность.

Объекты политики – это та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта политики. Объектом могут быть политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, участвующие в политическом процессе.

Субъект и объект в политике – рефлективные (взаимозаменяемые) величины: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом и объектом, и могут меняться местами. Например, политическая партия будет субъектом при реализации своей программы и объектом при реализации государством своей политики.

Кроме того, субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы. Так, объект оказывает влияние на субъект, определяя способы и методы политического воздействия, а действия субъекта, в свою очередь, способны изменить свойства и саму сущность объекта.

 

3.2. Понятие, содержание и формы политической деятельности

Политика в определенной мере является политической деятельностью. Политическая деятельность – это индивидуальные или коллективные, спонтанные или организованные действия, прямо или косвенно исходящие из интересов и ценностей крупных господствующих общественных групп.

Эта деятельность ведется в рамках существующих отношений власти или вопреки им. Она регулируется, как правило, правовыми или уставными нормами. Результаты политической деятельности ведут к укреплению или ослаблению и разрушению отношений между крупными общественными группами, в первую очередь, между общественными классами.

Политическая деятельность в целом является коллективной деятельностью, проводимой с учетом общественных целей, достижение которых возможно посредствам специализированных организаций или в их рамках. Примерами типичных видов политической деятельности могут выступать вооруженное восстание, крестьянская война, политический переворот, политическая реформа, выборы, официальный визит государственной делегации в дружественные страны, дипломатические переговоры и др.

Главным побудительным толчком, причиной и целью политической деятельности является политический интерес, политическая власть.

Политическая деятельность подразделяется на два вида:

1. Политическое функционирование;

2. Политическое участие.

Политическое функционирование – обеспечение участия политических институтов (государственных органов, политических партий, общественных организаций) в управлении общими делами. Политическое функционирование – это профессиональная аппаратная политическая деятельность. К политическому функционированию относятся государственное управление, политическое лидерство и руководство.

Политическое участие – это осуществление отдельных действий, мероприятий, имеющих своей целью выражение интересов, мнений, взглядов, настроений, существующих в массах, а также воздействие на органы власти в целях их осуществления, заявление о протесте или поддержке каких-либо решений. К основным формам политического участия относятся голосование на выборах и референдумах, участие в политических митингах и демонстрациях, членство в политических партиях и движениях и т.п.

Политическое участие может быть экстремистского стиля или взаимного согласия. Экстремизм здесь следует понимать как склонность к крайним мероприятиям и действиям, нетерпимость, непринятие других позиций, взглядов или решений, абсолютную бескомпромиссность. Политическая деятельность в стиле согласования интересов основывается на компромиссах в политике, что означает склонность идти на уступки, жертвовать какой-то частью своей позиции, устремлений для достижения согласия. В политической жизни общества граждане берут участие в таких практических мероприятиях, как демонстрация, манифестации, митинги, различные компании, которые проводятся политическими партиями и организациями.

В западной политологии наработано несколько типологий политического участия. Наиболее известной является типология американского политолога С.Хантингтона.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 201.