Политические теории Нового времени были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейся буржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Исхода из принципов естественного права, согласно которым каждый человек рождается с неотъемлемыми правами (право на жизнь, свободное развитие, труд, участие в делах общества и государства), мыслители Нового времени стремились доказать противоестественность и неразумность существовавших феодальных политических порядков и учреждений. В тот период выводы политической науки все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.
Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была версия о договорном характере государства, пришедшем на смену средневековой теории его божественного происхождения. Экономически господствовавший класс буржуазии стремился отобрать у феодалов и политическую власть. Идеологическим обоснованием правомерности такого шага стала теория «общественного договора».
В ее основе лежит идея о том, что независимый самостоятельный индивид, появившийся благодаря утверждению частной собственности, составляет первооснову социального мироздания. Для реализации своих священных и неотчуждаемых естественных прав и свобод независимые индивиды заключают общественный договор. Этот договор означает переход от естественного состояния общества, когда человек был частью природы и проявлял свои природные страсти (эгоизм, жестокость), к цивилизованному, т.е. к государственно-организованному существованию.
Теорию «общественного договора» развивали английские и французские мыслители: Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.)
По его мнению, появлению государства предшествовало так называемое естественное состояние, состояние «войны всех против всех», т.е. абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Для того чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, люди и заключили общественный договор между собой, взаимно ограничив свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Согласно этому договору они вручили свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, ответственности перед договаривавшимися индивидами не несет. Так возникает государство, власть которого суверенна, т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Идеалом государства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть по отношению к обществу.
Джон Локк (1632 – 1704 гг.) – родоначальник либеральной идеологии трактовал идею общественного договора иначе: поскольку главной ценностью либерализм признает свободную личность, постольку он считал, что реализация идеала свободной личности требует ограничения власти государства. С этой целью свободные индивиды заключают общественный договор, основным принципом которого является положение о народном суверенитете: народ – источник власти, и он заключает договор с правящей властью. Согласно договору, главная и единственная функция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека. Для того, чтобы государство оставалось «ночным сторожем» и не посягало на права и свободы личности, Дж. Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную и исполнительную. Причем законодательная власть, по его мнению, должна иметь более высокий статус, чем исполнительная, т.к. именно она определяет политику государства. Дж. Локк был сторонником ограниченной монархии.
Шарль Монтескье (1689 – 1755 гг.). Активно развивал идею о разделении властей. Она в его интерпретации стала очередным шагом в поисках конкретных форм баланса власти. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по Ш. Монтескье, из природы человека, его склонности к злоупотреблению властью. Власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан (механизм сдержек и противовесов). В известной работе «Дух законов» Монтескье выделил три типа правления – республику, монархию и деспотию. По его мнению, идеальный тип правления – это демократическая республика.
Контрольные вопросы:
1. Какие особенности присущи политической мысли Древней Индии?
2. Покажите различия между конфуцианством и легизмом в вопросах технологии эффективного управления государством.
3. В чём смысл идеального государства Платона?
4. Охарактеризуйте вклад Аристотеля в развитие науки о политике.
5. Раскройте политико-правовые взгляды Цицерона.
6. Каковы особенности развития политической мысли в эпоху Средневековья?
7. В чём проявился реализм политической концепции Н. Макиавелли?
8. Охарактеризуйте основные теории политической мысли Нового времени.
9. Обозначьте общие черты и различия политических взглядов Т.Гоббса и Дж. Локка.
Рекомендуемая литература:
1. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т.1: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция / Г.Ю. Семигин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 832с.
2. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т.5: Политические документы /Г.Ю. Семигин [и др.]. – М.: Мысль, 1997. – 765с.
3. История политических и правовых учений / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. - М.: ИНФРА-М, 1996 – 736 с.
4. История политических и правовых учений: Курс лекций. – Х.: ООО «Одиссей», 2002. – 448 с.
5. Макиавелли Н. Государь. Пер. с ит. – М.: Планета, 1990. – 84 с.
6. Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. - М.: Наука, 1981. – 332 с.
7. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция. Античность – перв. четв. Х1Х в. – М.: МГИМО (Ун-т), РОССПЭН, 2000.- 404 с.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 230.