Внешняя политика – это комплекс мер, направленных на установление и поддержку отношений с международным сообществом, защита своего национального интереса и расширение своего влияния на другие субъекты международных отношений.
Внешнеполитические интересы, т.е. то, что определяет внешнюю политику, конкретные внешнеполитические акции государства – это выражение общих и частных потребностей государства, вытекающих из его места, роли в системе межгосударственных отношений.
Главные интересы – это интересы, связанные с обеспечением безопасности и целостности экономической и политической независимости государства, защищаемые всеми средствами – дипломатическими, экономическими, идеологическими, военными.
Специфические интересы – это отдельные, сравнительно частные, хотя и весьма важные интересы: стремление утвердить себя в международных организациях, развитие научно-технических, культурных связей.
Между главными и специфическими интересами существует связь. Первые – более устойчивые, здесь может меняться лишь форма выражения. Вторые – более изменчивы и могут перерастать в главные.
Существует понятие – национальный интерес. На протяжении всей истории политические лидеры апеллировали к национальному интересу, чтобы оправдать свою политику. Но результаты были разными. Например, Ганнибал верил, что национальный интерес Карфагена требует ведения войны против Рима. Но из-за неудачного участия в Пунической войне римляне разграбили и разрушили Карфаген.
Национальный интерес – это не четко определенная величина. Определяя его для каждой отдельной страны нужно учитывать конкретную ситуацию, объективные и субъективные критерии, которые на нее влияют. Но это важная концептуальная категория, которая помогает хотя бы в общих чертах понять, что толкает те или иные государства к определенным действиям на международной арене. Под национальным интересом мы понимаем отношения защиты, сохранения и приумножения тех ценностей, которые являются важными для существования данного государства.
Стратегические цели в международной политике для большинства государств:
1. обеспечение мира и национальной безопасности;
2. сотрудничество с другими государствами и создание условий для решения внутренних задач;
3. возрастание потенциала государства в целом;
4. улучшение международных позиций государства и увеличение престижа.
Все эти цели подчинены одной главенствующей – гарантии национальной безопасности. Она является наивысшим приоритетом. Именно так ее трактуют во Франции, Германии, США.
Реализуя свои национальные интересы государства действуют по-разному. Выделяют 4 вида внешней политики государств:
1. Агрессивная политика – характеризуется стремлением государства достичь экспансионистских целей, попытками решить внутренние проблемы посредством внешней политики.
2. Активная политика строится на поисках баланса между внутренней и внешней деятельностью государства, успешном выполнении им роли субъекта международных отношений.
3. Пассивная политика характерна для слаборазвитых в экономическом отношении государств, которые стремятся приспособиться к международной жизни, переведя свою внешнюю политику на позиции других государств. Фактически такая политика является отказом от собственного суверенитета или его части.
4. Консервативная политика – связана со стремлением некогда «великих» держав сохранить свое влияние на международной арене и достигнутый ранее баланс между внутренней и внешней политикой.
Внешняя политика базируется на основных принципах международной жизни, которые возникают на определенных этапах развития человеческой цивилизации и отмирают с переходом ее на новую ступень. Они влияют на внешнюю политику отдельных государств и характер межгосударственных отношений в целом.
Принципы современных международных отношений:
· уважение государственного суверенитета и суверенного равенства,
· не использование силы или угрозы силой,
· не нарушение границ и территориальной целостности государства,
· мирное урегулирование споров,
· невмешательство во внутренние дела,
· уважение прав человека и его основных свобод,
· равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой,
· сотрудничество между государствами,
· исполнение международных обязательств.
Данные принципы должны признать все государства и использовать в политической практике. Из них выходят основные идеи внешнеполитической деятельности государств: мирное сосуществование, коллективная безопасность, ответственность агрессора, самоопределение народов и др.
В международных отношениях выделяют 3 уровня:
1. Глобальный, который затрагивает интересы всех народов и требует объединения их усилий для решения проблем общечеловеческого масштаба. Суть проблем: сохранение мира, развитие дружественных отношений между народами, соблюдение прав человека, экология и т.д. Рычагом решения этих проблем выступают ООН и другие мировые международные организации.
2. Региональный – политика строится с учетом особенностей региона, имеющего свои специфические проблемы экономического, политического и военного характера. Рычаг решения: региональные международные организации (Лига Арабских государств, Организация Африканского единства и т.д.).
3. Двусторонний – это многообразные связи между государствами. Рычагом решения выступают внешнеполитические ведомства (министерства, посольства, консульства, торговые представительства и т.д.).
На международные отношения влияют различные факторы в зависимости от конкретных условий: географическое положение, культурные традиции и процессы, религиозные факторы, политический режим, фигура лидера и т. д.
Внешняя политика государства осуществляется путем использования следующих средств:
· Дипломатическая деятельность – позволяет решать возникающие спорные вопросы политическими методами, без применения силы.
· Экономические связи – открывающие возможности для специализации производства и взаимовыгодной торговли.
· Научно-технические связи, обеспечивающие совершенствование технологий производства, использование открытий в сфере науки и техники для прогресса; в частности, объединение усилий ученых, специалистов помогает решению глобальных проблем.
· Культурное сотрудничество, позволяющее сохранить и приумножить духовные ценности, обмениваться культурными делегациями, приобретать научную и художественную литературу, кинофильмы и т.д.
· Сотрудничество в военной области, зависящее, прежде всего от того, каковы отношения между государствами. Если отношения дружественные, то сотрудничество носит доверительный характер, предполагая обмен информацией, совместные учения и т.д.
На различных этапах истории, в зависимости от политического режима и социально-экономического строя, внешняя политика государства имеет определенную форму, которая определяет и ее стратегический принцип, и конкретное отношение к другим странам.
Известны следующие формы внешнеполитической деятельности:
· политика холодной войны.
· политика блоков. Практиковалась и в прошлом (Антанта, Тройственный союз) и в современных условиях (НАТО, Варшавский договор, распавшийся в конце 80- х годов).
· политика неприсоединения. Отказ от участия в каких бы то ни было блоках, проведение самостоятельной политика (Индия).
· политика нейтралитета. Политика государств, находящихся рядом с конфликтующими и объявление себя вне участия в их спорах (Швейцария, Швеция, Австралия).
· политика разрядки. Стремление государств перейти от конфронтации, от “холодной войны” к мировому сотрудничеству (началось в начале 80-х годов).
· политика равновесия сил. Преследует цель добиться паритета в соотношениях вооружений.
При проведении внешней политики всегда необходим поиск компромиссных решений на пути сплочения мирового сообщества и обеспечения самостоятельности страны в мировой политике.
Контрольные вопросы:
1. Раскройте содержание понятия «международные политические отношения».
2. Охарактеризуйте основные принципы международной политики.
3. Раскройте содержание понятия «геополитика»?
4. Охарактеризуйте разновидности, формы и уровни международных отношений.
5. Назовите и раскройте глобальные проблемы современности.
6. В чем заключается специфика современного этапа мирового политического процесса?
Литература:
9. Гаджиев К.С. Политология: учебник / К.С. Гаджиев, Э.Н. Примова – М.: Инфра-М, 2014. – 384с.
10. Гаджиев К.С. Политология: учебник для академического бакалавриата / К.С. Гаджиев. – 4-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт, 2015. – 395 с.
11. Дейшле В.А. Политология: учеб.пособие / В.А. Дейшле; под общ. ред.проф. М.Г.Штракса. – 3-е изд.,перераб. и доп. – М.: МАДИ, 2013. – 170 с.
12. Мухаев, Р.Т. Политология: учебник для студ. вузов / Р. Т. Мухаев - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2005. – 495 с.
13. Политология: Учебное пособие / Под.ред. А.С.Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2005. – 560 с.
14. Теория международных отношений: хрестоматия / П.А. Циганкова. – М.: Гардарики, 2002. – 400 с.
15. Тихонравов Ю. Геополитика: учебное пособие. – М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 1998. – 368 с.
16. Тузиков А.Р. Основы геополитики: учебное пособие / А.Р. Тузиков. - Москва: КНОРУС, 2004. – 272 с.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ:
1. Функции политологии, ее роль в жизни современного общества.
2. Политические взгляды Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Э. Локка.
3. Политические взгляды Ш. Монтескье, Д. Мэдисона.
4. Политическое учение Ж.Ж. Руссо.
5. Политическое учение Д.С. Милля.
6. Вклад М. Вебера в политическую мысль.
7. Политология в системе профессиональной подготовки специалиста.
8. Религиозно-мифологическое представление о происхождении власти.
9. Взаимодействие политики и религии в современном обществе.
10. Популизм и лидерство.
11. Происхождение, сущность и природа политики.
12. Взаимоотношения политики с другими сферами жизни общества.
13. Природа власти и эволюция ее форм.
14. Ресурсы власти и ее виды.
15. Понятие политической элиты и ее первые концепции.
16. Происхождение политической элиты и ее роль в обществе.
17. Номенклатурная система в СССР, ее сущность и последствия.
18. Избирательные системы, их характеристика. Технологии избирательных систем.
19. Тоталитаризм как тип политического режима.
20. Понятие и основные черты современной демократии.
21. Формы правления и формы государственного устройства.
22. Правовое социальное государство.
23. Гражданское общество и его основные черты.
24. Политическая социализация.
25. Политическая культура: содержание и типология.
26. Политическое участие.
27. Политическая социализация личности, внешняя политика государств.
28. Глобальные проблемы современности и принципы межгосударственного сотрудничества.
29. Россия и проблема расширения НАТО.
30. Актуальные проблемы политической науки.
31. Политическое манипулирование.
32. Типы политических конфликтов.
33. Компромисс и консенсус в политике.
34. Динамика геополитической структуры мира.
35. Понятие и назначение политического маркетинга.
36. Пути трансформации тоталитарных и авторитарных режимов в современную демократию.
37. Лоббизм как политическое явление.
38. СМИ и их роль, задачи, функции в политологии.
39. Сущность и структура политического процесса. Типы реализаций политических решений: популизм, элитизм, радикализм.
40. Президентская форма правления: плюсы и минусы.
Учебное пособие
Одинцова Елена Алексеевна, канд. юрид. наук, доцент
Кондратьев Валерий Алексеевич, канд. юрид. наук
Петрова Елена Игоревна
ПОЛИТОЛОГИЯ
Учебное пособие
для студентов
всех направлений подготовки (профилей)
очной и заочной форм обучения
Сведенный план издания на 2017 г., поз. № 2
ГОВПО Донецкий национальный университет экономики
и торговли имени Михаила Туган-Барановского
83050, г. Донецк, ул. Щорса, 31
Дата: 2018-12-28, просмотров: 183.