Политическая система. Структура и функции политической системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Общество представляет собой сложную систему, состоящую из многих подсистем (экономической, семейной, культурной и пр.). Политическая система – одна из них. Именно она обеспечивает адаптацию общества к изменяющейся среде его функционирования.

Политическая система представляет собой упорядоченную совокупность политических институтов, политических отношений, подчиненных кодексу (своду) политических, юридических, нравственных норм, историческим традициям конкретного общества.

Политическая система (организация общества) – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.

Понятие политической системы было введено в политическую науку американским политологом Дейвидом Истоном. Под политической системой он понимал совокупность взаимодействий, посредством которых происходит властное распределение ценностей в обществе. Политическая система, по Истону, взаимодействует с окружающей средой.

Окружающая среда подразделялась им на внутреннюю и внешнюю. К внутренней системе относились экономическая, биологическая, социальные и другие системы. К внешней – международные экономические, политические, социальные системы.

Взаимодействие политической системы со средой осуществляются по принципу «входа – выхода».

От окружающей среды исходят импульсы, на которые реагирует политическая система. Эти импульсы воспринимаются политической системой и преобразуются в политические решения и действия.

Существуют два типа импульсов (или два типа «входа»), воздействующих на политическую систему: требования и поддержка.

Требование можно определить как обращенное к властным органам мнение по поводу желательного или нежелательного распределения ценностей в обществе. Требования могут быть подразделены на несколько видов:

· распределительные требования (о заработной плате и рабочем времени, об условиях получения образования, медицинских и иных услуг);

· регулировочные требования (об обеспечении общественной безопасности, контроле над производителем и рынком);

· коммуникативные требования (о предоставлении политической информации, об использовании политической силы и т. д.).

Требования имеют тенденцию ослаблять политическую систему. Поддержка означает усиление политической системы. Она охватывает все позиции и варианты поведения, благоприятные системе.

Поддержка политической системы выражается в:

· соблюдение законов и выполнение гражданских обязанностей (уплата налогов, выполнение воинского долга и др.)

· участие в политической жизни (н-р, участие в выборах);

· лояльное отношение к власти (уважение властных институтов и преданность политическому руководству, поддержку режима и т.д.);

Итак, без требований, поступающих из окружающей среды, политическая система не могла бы функционировать. Однако только требования, без поддержки, способны разрушить (ослабить) политическую систему. Поэтому системе необходимы как требования, так и поддержка. Попадая в политическую систему, требования и поддержка превращаются в политические решения и действия. Политические решения могут иметь форму новых законов, заявлений, регламентов, субсидий и т. д. Выполнение решений обеспечивается силой закона. Политические действия не имеют такого принудительного характера, однако оказывают существенное влияние на различные стороны общественной жизни. Они осуществляются в форме системы мер по регулированию и решению актуальных проблем в области экономики, экологии, социальной политики и т. д.

Однако, акцентируя внимание на взаимодействии с внешней средой, Д. Истон оставил без внимания внутреннюю жизнь политической системы, ее внутреннюю структуру, которая позволяет поддерживать динамическое равновесие в обществе. Поэтому границы политической системы у него размыты, они во множестве поведенческих реакций индивидов, групп.

Другой основатель теории политической системы, Габриэль Алмонд (американский политолог) предложил понимать под политической системой «все типы действий, имеющих отношение к принятию политических решений». Модель Г. Алмонда больше учитывает психологические, личностные аспекты политических взаимодействий, импульсы, поступающие как от населения, так и от правящих элит. Он включил в политическую систему лишь те институты, которые выполняют конкретные политические функции и роли. Вслед за Д. Истоном Г. Алмонд также выделил функции «входа» и «выхода», однако, в отличие от Д. Истона, он закрепил за каждым политическим институтом его специфическую политическую роль.

К функциям «входа» относятся:

· артикуляция интересов – процесс формирования и выражения требований, предъявляемых к политическим структурам, принимающим властные решения;

· агрегирование интересов – придание однородности множеству разнохарактерных требований и интересов и их иерархия, соединение требований в партийные программы;

· политическая социализация – процесс приобщения индивидов к нормам и ценностям политической системы.

· политическое рекрутирование – подготовка и отбор субъектов власти (лидеров, элит), способных находить наиболее эффективные пути решения актуальных проблем и предлагать их обществу.

· политическая коммуникация – распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и окружающей средой.

Функции «выхода»:

· разработка норм-законов;

· применение законов;

· контроль за соблюдением норм.

Политическая система, как уже отмечалось, состоит из подсистем, которые взаимосвязаны друг с другом и обеспечивают функционирование публичной власти. Различные исследователи называют разное количество таких подсистем. Однако по функциональному признаку можно выделить определенные подсистемы.

Структура политической системы:

· Институциональная подсистема. Подсистема включает в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству. Концентрируя в своих руках большинство ресурсов, обладая монополией на законное насилие, государство располагает наибольшими возможностями воздействовать на различные стороны общественной жизни. Однако не следует принижать и роль политических партий, групп интересов, влияние которых на государственную власть очень велико. Особое значение имеют церковь и средства массовой информации, обладающие способностью существенно влиять на процесс формирования общественного мнения. С его помощью они могут оказывать давление на правительство, лидеров.

· Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан.

· Функциональная подсистема – это методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе.

· Коммуникативная подсистема включает в себя все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.


      4.2. Эффективность и политическая стабильность политической системы

Эффективность политической системы – это ее способность быстро и адекватно реагировать на требования, достигать поставленных целей, регулировать социальные и политические отношения.

Критериями эффективности можно считать уровень развития ее способностей, к которым относятся:

· способность к мобилизации ресурсов;

· способность контролировать поведение индивидов и групп;

· способность к сохранению и воспроизводству ценностей.

Для того чтобы политическая система была эффективной, ей необходима развитая (сильная) структурная дифференциация, т. е. относительно высокая степень разделения полномочий между структурами по функциональному признаку. Высокий уровень структурной дифференциации является признаком современных политических систем.

Политическая стабильность – это устойчивое состояние политической системы, основанное на способности реагировать на поступающие в нее требования, принимать эффективные решения и воплощать их в жизнь.


Дата: 2018-12-28, просмотров: 190.