Политика сформировалась в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества. Она является средством обеспечения коллективных интересов людей, которые нередко вступают в противоречие с интересами частными, индивидуальными. Политика пронизывает все сферы человеческого существования, начиная с глубокой древности. Жизнь человека всегда была жизнью политической. Может быть, только первобытные племена были свободны от политики.
На начальных стадиях развития человечества такая конкуренция поддерживалась механизмами общественной самоорганизации. Их ведущими элементами, обеспечивавшими порядок и распределение важных для жизни человека ресурсов, выступали обычаи и традиции, нравы, религиозные догматы и другие простейшие нормы и способы общежития.
Политика возникает на определенной стадии развития человеческого общества в связи с качественными изменениями социально-экономической обстановки, вызванной общественным разделением труда, появлением частной собственности, расколом общества на классы. Та система норм, которая регулировала взаимоотношения людей в первобытном обществе, оказалась непригодной в новых условиях в связи с нарастанием разницы интересов людей, социальной борьбы. Требовались новые формы, нормы и принципы организации жизни. Общественные отношения в условиях социальной дифференциации постепенно становятся политическими, то есть их содержание сводится к удовлетворению в первую очередь групповых интересов за счет подчинения им интересов остальной части населения. Главным рычагом политики становится государство, – с одной стороны, орудие классового господства, с другой стороны, – организация, действующая в духе удовлетворения всеобщих интересов.
Итак, именно государство, используя возможности социального принуждения, могло предписывать общеобязательные формы поведения для всех социальных слоев и групп. Регуляторами всей совокупности общественных отношений стали мораль, затем правовые механизмы и, наконец, политика, которая появляется тогда, когда утрачивается естественное согласие в обществе, но существует потребность в согласованном поведении людей на основе удовлетворения общезначимых и групповых интересов.
Термин «политика» не имеет однозначного толкования вплоть до наших дней. И это связано, прежде всего, с тем, что цели политики и способы их достижения не оставались неизменными. Определение политики в современной науке зависит от теоретической позиции исследователя. Каждый исследовательский подход в определении понятия политики акцентирует внимание на ее определенных функциях.
Термин «политика» пришел к нам из античности. Он произошел от древнегреческого слова «Polis» – полис (город-государство) и его производных: «politike» (искусство управления государством), «politeia» (конституция), «polites» (гражданин) и других.
Еще Платон понимал под политикой искусство жить в условиях полиса, что ставит человека в определенные поведенческие рамки.
В научный оборот термин «политика» ввел древнегреческий философ Аристотель: политика – это цивилизационная форма общности, ко торая служит достижению «общего блага» и «счастливой жизни».
Политика – сложное общественное явление, имеющее множество смысловых оттенков. Современное понимание политики складывалось в результате развития и столкновения разных позиций и подходов.
В современной литературе существует несколько подходов к объяснению сущности и предназначения политики. Выделим основные.
Директивный подход. Данный подход подчеркивает в политике решающую роль власти и отмечает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти внутри государства, между государствами, между группами людей. Большое внимание уделяется технике властвования, отсюда вытекает и название данного направления. М. Вебер, сторонник такого понимания, считал: кто занимается политикой, тот так или иначе стремится к власти. Данный подход, сводящий политику только к отношениям по поводу государственной власти, - узок. Властью обладает не только государство, а и партии, средства массовой информации и т. д. Кроме того, здесь исчезает социальный смысл, социальное предназначение политики.
Функциональный подход. Сущность политики сводится к технологии политических взаимодействий. Акцент делается на том, кто и как принимает политические решения, как осуществляется деятельность по управлению обществом. Еще Платон высказал мысль, что править должны мудрые. Сегодня творцами политики являются политические элиты и политические лидеры, которые обладают специальными знаниями для принятия политических решений, выполнения регулятивной и интегративной функций. Когда элита некомпетентна, политика утрачивает свои функции по сплочению и управлению обществом. Данный подход, несомненно, содержит рациональный момент в выявлении сущностного в политике, но он также неполон.
Коммуникативный подход. Включает в себя два направления. В рамках первого политика понимается как социальная этика, цель которой – благо не отдельного человека, а общее благо (народа, государства). Главное предназначение политики усматривается в обеспечении целостности общества через согласование, гармонизацию интересов. Основы такого понимания политики как сферы интеграции общества заложил еще Аристотель. В рамках второго, называемого конфликтологическим, направления политика понимается как сфера борьбы, сфера господства и подчинения одних групп другими. Традиция такого толкования идет от Н. Макиавелли, а наиболее ярко оно представлено в марксистском учении, где политика рассматривается как сфера борьбы классов.
Эти три подхода, безусловно, переплетаются в политической практике: директивный подход дополняется, а иногда и поглощается функциональным. В свою очередь и первый и второй испытывают определяющее воздействие третьего, при котором приоритетное значение имеют жизненные контакты людей, процесс их общения, равно как и их организаций.
Таким образом, сущность политики может быть раскрыта через три взаимосвязанных и дополняющих друг друга определения.
Политика – это деятельность, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти.
Политика – это искусство управления государством, деятельность элит и лидеров по руководству и управлению процессами общественного развития с помощью институтов государственной власти.
Политика – это способ организации общественной жизни, базирующийся на интеграции разнородных интересов, не исключающий конфликты, а предполагающий их умелое разрешение.
Несмотря на многообразие толкований, большинство специалистов сходится на том, что политика – это сфера общественной жизни, в рамках которой осуществляется власть, управление государством и обществом.
Подобный взгляд исходит из того, что главным в политике является государственная власть. Всякая социальная деятельность, если она связана с вопросами власти, становится политической. Ее содержание определяется борьбой социальных групп, классов, личностей за удовлетворение своих интересов, прежде всего экономических, хотя они далеко не единственная причина их включения в политику.
Обилие политических явлений вызывает необходимость их классификации. Основания классификации могут быть разными:
· По сферам общественной жизни подразделяются на: экономическую, социальную, культурную, научно-техническую, национальную, военную, аграрную и т.д.;
· По направленности (области воздействия) – на внутреннюю и внешнюю;
· По содержанию и характеру – на прогрессивную, реакционную, научно-обоснованную и волюнтаристскую (волюнтаризм – действовать по своей воле) т .д.;
· По уровню влияния – на крупномасштабную (макрополитику) – в мировом, глобальном масштабе; среднемасштабную (мезополитику) – на уровне государства; маломасштабную (микрополитику) – на уровне малых групп;
Кроме того, политика детерминируется экономическими, географическими, социально-психологическими факторами, культурно-исторической средой. Искусство политики и политиков состоит как раз в достижении социальной сбалансированности общества, в поиске и нахождении национального согласия, в регулировании отношений между большими социальными общностями.
Специалисты определяют четыре уровня условий, воздействующих на протекание политического процесса (факторы, влияющие на политику):
· мировые условия - все содержание переживаемой исторической эпохи,
· экономические и социокультурные условия данного общества,
· характер и направленность задач, решаемых в данный момент,
· степень развитости политической сферы, качество политической жизни общества.
Иногда дополнительно называются и другие условия, в частности, – подверженность граждан влиянию личных качеств политических деятелей. Этот фактор очень обманчив: в ряде случаев способствует установлению режимов личной власти, сеет ненужные иллюзии, создает политические мифы, мессианскую психологию. На почве ложных представлений о политической деятельности возрастает популизм – способ манипулирования политическим сознанием граждан, затушевывания личных амбиций отдельных политиков и их окружения.
Политика имеет определенную структуру, компонентами которой являются:
· Политические отношения – устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и институтами власти;
· Политическое сознание – сознательные отношения людей к своим властно-значимым интересам;
· Политическая организация общества – система институтов власти как центров управления и регулирования общественными процессами.
Для определения роли политики в обществе надо ознакомиться с ее функциями, которые характеризуют важнейшие направления влияния политики на общество. К ним относятся:
· интеграция общества, сохранение его целостности, организация социального порядка, который охватывает всех членов общества;
· определение целей общественного развития, организация масс и мобилизация ресурсов на достижение поставленных целей;
· определение доступа индивидов и групп к социально значимым ресурсам;
· регулирование групповых конфликтов и прочие.
Субъекты и объекты политики. Для развития социального субъекта в политический субъект необходимы три условия: политическое сознание – понимание своего места, роли в системе политических отношений; самоорганизация – осознание возможностей и последствий своих политических действий; активность – организация себя как целого действующего субъекта, реальная деятельность во имя реализации своих интересов.
В западной социологии и политологии субъектов политики принято называть акторами .
Субъекты политики (носители действий) – участники политической жизни, которые способны принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями.
К субъектам политики относятся:
· отдельные индивиды – рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;
· социальные группы – классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;
· политические институты – государство, политические партии, общественные движения;
· международные организации, транснациональные корпорации (ТНК) – Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и т. д.
Степень влияния различных субъектов политических отношений на политические процессы неодинакова. Каждый из них пытается реализовать свои интересы и несет ответственность за свою деятельность.
Объекты политики – это та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта политики. Объектом могут быть политические отношения, политическая система с ее институтами, социальные группы и личности, участвующие в политическом процессе.
Субъект и объект в политике – рефлективные (взаимозаменяемые) величины: один и тот же институт или социальная группа могут быть одновременно и субъектом и объектом, и могут меняться местами. Например, политическая партия будет субъектом при реализации своей программы и объектом при реализации государством своей политики.
Кроме того, субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы. Так, объект оказывает влияние на субъект, определяя способы и методы политического воздействия, а действия субъекта, в свою очередь, способны изменить свойства и саму сущность объекта.
3.2. Понятие, содержание и формы политической деятельности
Политика в определенной мере является политической деятельностью. Политическая деятельность – это индивидуальные или коллективные, спонтанные или организованные действия, прямо или косвенно исходящие из интересов и ценностей крупных господствующих общественных групп.
Эта деятельность ведется в рамках существующих отношений власти или вопреки им. Она регулируется, как правило, правовыми или уставными нормами. Результаты политической деятельности ведут к укреплению или ослаблению и разрушению отношений между крупными общественными группами, в первую очередь, между общественными классами.
Политическая деятельность в целом является коллективной деятельностью, проводимой с учетом общественных целей, достижение которых возможно посредствам специализированных организаций или в их рамках. Примерами типичных видов политической деятельности могут выступать вооруженное восстание, крестьянская война, политический переворот, политическая реформа, выборы, официальный визит государственной делегации в дружественные страны, дипломатические переговоры и др.
Главным побудительным толчком, причиной и целью политической деятельности является политический интерес, политическая власть.
Политическая деятельность подразделяется на два вида:
1. Политическое функционирование;
2. Политическое участие.
Политическое функционирование – обеспечение участия политических институтов (государственных органов, политических партий, общественных организаций) в управлении общими делами. Политическое функционирование – это профессиональная аппаратная политическая деятельность. К политическому функционированию относятся государственное управление, политическое лидерство и руководство.
Политическое участие – это осуществление отдельных действий, мероприятий, имеющих своей целью выражение интересов, мнений, взглядов, настроений, существующих в массах, а также воздействие на органы власти в целях их осуществления, заявление о протесте или поддержке каких-либо решений. К основным формам политического участия относятся голосование на выборах и референдумах, участие в политических митингах и демонстрациях, членство в политических партиях и движениях и т.п.
Политическое участие может быть экстремистского стиля или взаимного согласия. Экстремизм здесь следует понимать как склонность к крайним мероприятиям и действиям, нетерпимость, непринятие других позиций, взглядов или решений, абсолютную бескомпромиссность. Политическая деятельность в стиле согласования интересов основывается на компромиссах в политике, что означает склонность идти на уступки, жертвовать какой-то частью своей позиции, устремлений для достижения согласия. В политической жизни общества граждане берут участие в таких практических мероприятиях, как демонстрация, манифестации, митинги, различные компании, которые проводятся политическими партиями и организациями.
В западной политологии наработано несколько типологий политического участия. Наиболее известной является типология американского политолога С.Хантингтона.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 211.