Тест содержит две части: «Избегающий конфликта» и «Действующий напролом». Обе части теста содержат по 10 утверждений. Каждое из них требует ответа «да» или «нет». Вы должны будете сделать свой выбор. За ответ «да» начисляете 1 балл, за ответ «нет» — 0 баллов. С помощью этого теста вы можете оценить себя, а также интересующее вас лицо.
«Избегающий конфликта»
1. Всегда проигрывает в конфликте | Да | Нет |
2. Считает, что конфликта надо избегать | Да | Нет |
3. Выражает свое мнение извиняющимся тоном | Да | Нет |
4. Считает, что проиграет, если выразит несогласие | Да | Нет |
5. Удивляется, почему другие его не понимают | Да | Нет |
6. Говорит о конфликте на стороне оппонента | Да | Нет |
7. Воспринимает конфликт весьма эмоционально | Да | Нет |
8. Считаете, что в конфликте не следует демонстрировать своих эмоций | Да | Нет |
9. Чувствует, что надо уступить, если хочешь разрешить конфликт | Да | Нет |
10. Считает, что люди всегда с трудом выходят из конфликта | Да | Нет |
Оценка результатов
8-10 баллов означают, что в вашем поведении выражена тенденция к конфликтности; 4-7 баллов — средне выраженная тенденция к конфликтному поведению; 1-3 балла — тенденция не выражена.
«Действующий напролом»
1. Часто подтасовывает факты | Да | Нет |
2. Действует напролом | Да | Нет |
3. Ищет слабое место в позиции оппонента | Да | Нет |
4. Считает, что отступление ведет к «потере лица» | Да | Нет |
5. Использует тактику «затыкания рта» оппоненту | Да | Нет |
6. Считает себя знатоком | Да | Нет |
7. Нападает на человека, а не на проблему | Да | Нет |
8. Использует тактику маскировки (голосом, манерами и т.п.) | Да | Нет |
9. Считает, что выигрыш в аргументах очень важен | Да | Нет |
10. Отказывается от дискуссии, если она идет не в соответствии с его замыслом. | Да | Нет |
Оценка результатов
8-10 баллов свидетельствуют о явной тенденции действовать напролом; 4-7 баллов — показатель того, что имеет место средне выраженная тенденция действовать напролом; 1-3 балла означают, что тенденция действовать на-
пролом не выражена.
Тест 5. «Оценка стратегий поведения в конфликте по методике
Дж. Г. Скотт»
Очевидно, что положительные результаты может принести любая из пяти известных вам стратегий поведения в конфликте, если она отвечает требованиям ситуации. Однако многие из нас тяготеют к преимущественному использованию одной из стратегий, не столько сообразуясь с объективными обстоятельствами, сколько исходя из собственных внутренних побуждений, устоявшихся привычек.
В будущем вы обязательно сможете расширить репертуар стратегий, но сейчас постарайтесь определить свой «любимый» стиль поведения в конфликтных ситуациях при помощи таблицы Дж. Г. Скотт. Заполняя таблицу, представьте себе свое обычное поведение в конфликтных ситуациях за последние несколько лет.
Проранжируйте стратегии по четырем указанным категориям. Для этого последовательно поставьте цифры (от 1 до 5) в каждой из четырех колонок. Цифра 1 означает, что стиль занимает первое место (ранг) по категории, цифра 5 — последнее место (ранг).
Стиль разрешения конфликта | Использую чаще всего | Владею лучше всего | Приносит наилучшие результаты | Чувствую себя при использовании наиболее комфортно |
Настойчивость (Я активно отстаиваю собственную позицию) | ||||
Уход (Я стараюсь уклониться от участия в конфликте) | ||||
Приспособление (Я стараюсь во всем уступать, идти навстречу партнеру) | ||||
Компромисс (Я ищу решение, основанное на взаимных уступках) | ||||
Сотрудничество (Я стараюсь найти решение, максимально удовлетворяющее интересы обеих сторон) |
Например, для категории «Использую чаще всего» система рангов может иметь следующий вид: Компромисс — 2; Уход — 3; Настойчивость — 4; Сотрудничество — 1; Приспособление — 5.
Заполненная таблица даст вам наглядное представление о том, какой из стилей вы используете чаще всего, какой лучше всего, какой чаще всего приносит наилучшие результаты и какой наиболее комфортен для вас. Это может быть один и тот же стиль (ваш «любимый») или разные стили. Любой результат дает вам информацию для размышлений, если вы хотите сделать свое поведение в конфликтной ситуации более эффективным, развив способности исполь-
зовать различные стили.
Контрольный тест
Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.
1. Основными моделями поведения личности в конфликте являются:
а) конструктивная, рациональная, деструктивная;
б) компромисс, борьба, сотрудничество;
в) рациональная, иррациональная, конформистская;
г) конструктивная, деструктивная, конформистская;
д) борьба, уступка, компромисс.
2. Кто из нижеперечисленных ученых разработал двухмерную модель стратегий поведения личности в конфликте:
а) К. Томас и Р. Киллмен;
б) Х. Корнелиус и Ш. Фейр;
в) Д. Скотт и Ч. Ликсон;
г) М. Дойч и Д. Скотт;
д) Р. Фишер и У. Юри.
3. Сколько стратегий поведения личности в конфликте выделяется в двухмерной модели:
а) 1;
б) 2;
в) 3;
г) 4;
д) 5.
4. Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте:
а) компромисс, критика, борьба;
б) уступка, уход, сотрудничество;
в) борьба, уход, убеждение;
г) сотрудничество, консенсус, уступка;
д) соглашение, сотрудничество, убеждение.
5. Какие поведенческие характеристики присущи конструктивной модели поведения в конфликтном взаимодействии:
а) стремится уладить конфликт, проявляет выдержку и самообладание, уходит от острых вопросов;
б) доброжелательно относится к сопернику; стремится уладить конфликт; ведет себя открыто и искренне;
в) стремится к победе в конфликте, отличается выдержкой и самообладанием, непоследователен в оценках и суждениях;
г) не проявляет активности, уходит от острых вопросов, отказывается от компромисса;
д) стремится уладить конфликт, доброжелательно относится к сопернику, уходит от острых вопросов.
6. Определите тип конфликтной личности по следующим поведенческим характеристикам: хочет быть в центре внимания; хорошо приспосабливается к различным ситуациям; планирование своей деятельности осуществляет ситуативно; кропотливой, систематической работы избегает.
а) ригидный тип;
б) неуправляемый тип;
в) демонстративный тип;
г) сверхточный тип;
д) «бесконфликтный тип».
7. Какие поведенческие характеристики присущи конфликтной личности ригидного типа:
а) хочет быть в центре внимания, хорошо приспосабливается к различным ситуациям, планирование осуществляет стихийно;
б) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и другим людям, подозрителен;
в) ведет себя вызывающе, агрессивно, подозрителен, хорошо приспосабливается к различным ситуациям;
г) обладает завышенной самооценкой, подозрителен, прямолинеен и негибок;
д) отношение к людям определяет тем, как они к нему относятся, обладает завышенной самооценкой, несамокритичен.
8. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «бесконфликтного типа»:
а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
в) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;
д) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.
9. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «неуправляемого типа»:
а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
в) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;
д) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от мнения окружающих, легко поддается внушению.
10. Какое сочетание поведенческих характеристик присуще конфликтной личности «сверхточного типа»:
а) хочет быть в центре внимания, избегает кропотливой работы, налицо эмоциональное поведение;
б) подозрителен, обладает завышенной самооценкой, прямолинеен, обидчив;
в) импульсивен, непредсказуем, агрессивен, несамокритичен;
г) скрупулезно относится к работе, предъявляет повышенные требования к себе и окружающим, обладает повышенной тревожностью;
д) неустойчив в оценках и мнениях, внутренне противоречив, зависит от
мнения окружающих, легко поддается внушению.
Задание 6 Тренинговые упражнения
Цель задания. Развитие у студентов навыков эффективного общения и рационального поведения в конфликте, формирование у них умений управлять своим поведением в сложных и критических ситуациях социального взаимо-
действия.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 487.