1) Упражнение: "Полоскание". Катаем воздушный шарик в полости рта, загоняя его то за одну щеку, то за другую, то под верхнюю губу, то под нижнюю.
2) Упражнение: "Надуваем шарик". Максимально втяните щеки в полость рта, как бы "всасывая" их, затем максимально вдуйте.
3) Упражнение: "Рыбий рот". Большими и указательными пальцами обеих рук вдавите щеки между верхней и нижней челюстью. В таком положении произнесите звуки: б-б-б....., п-п-п.....; скороговорку: "Бык тупогуб, тупогубенокий бычок, у быка бела гy6a была тупа".
4) Упражнение: "Хоботок-улыбка". а) Улыбнитесь, затем вытяните губы вперед "хоботком" (трубочкой). б) заставьте хоботок" провести движение по кругу. Направление движения надо менять.
5) Упражнение: для верхней губы. Губы сомкнуты, на счет раз верхнюю губу, скользя по десне, поднимите вверх. Должны обнажиться верхние зубы, которые прикусывают нижнюю губу.
6) Упражнение: для нижней губы. Губы сомкнуты, на счет "раз" нижняя губа опускается вниз, обнажая нижние зубы, которые прикусывают верх-
нюю губу.
Упражнения по произношению гласных и согласных звуков
1) Произнесите беззвучно таблицу гласных: и—э—а—о—у—ы.
2) Произнесите беззвучно йотированные гласные: е, ё, ю, я.
3) Произнесите вслух звуки, усиливая голос на каждом последующем: и—э—а—о—у—ы.
4) Произнесите вслух гласные в разных сочетаниях:
иэ - иа - ио - иу - иы;
эи - эа - эо - эу - эы;
аи - аэ - ао - ау - аы;
ои - оэ - оа - оу - оы;
уи -уэ - уа - уо – уы.
5) Произнесите согласные вместе с гласными на одном дыхании: би – би - бип, бэ – бэ - бэп, ба – ба - бап, бо – бо - боп, бу – бу - буп, бы – бы - бып; затем переставляя согласные: пи — пи — пиб, пэ — пэ — пэб, па — па — паб, по — по — поб, пу — пу - пуб, пы — пы - пыб; и так с другими звуками: д—т, ж -ш, з-с, в—ф.
6) Произнесите звуки в различных вариациях:
пти - птэ - пта - пто - пту - пты;
мни - мнэ - мна - мно - мну - мны;
гки - гкэ - гка - гко - гку - гкы;
рти - ртэ - рта - рто - рту - рты.
Упражнения по артикуляции гласных звуков
"а", "я"
— Кто в Москве не бывал, красоты не видал.
— Не красна изба углами, а красна пирогами.
— На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
— На полатях лежать, так ломтя не видать.
— Язык болтает, а голова не знает.
"о", "ё"
— Один с сошкой, а семеро с ложкой.
— Это ёж — его руками не возьмешь.
— Соврёшь — не помрешь, да вперед не поверят.
— Сороки да чечетки — большие трещотки.
— На языке мед, а под языком — лед.
"и", "ы"
— С родной земли умри — не сходи.
— Поспешить — людей насмешишь.
— Тише кричи — бояре на печи.
— Лихо не лежит тихо.
— Если бы да кабы, так росли бы во рту бобы.
"у", "ю"
— Терпенье и труд все перетрут.
— Глупый осудит, умный рассудит.
— Без наук, как без рук.
— Кто языком штурмует, немного навоюет.
— Беды мучат, да уму учат.
— Юлил, юлил, да не выюлил.
"е"
— Ел не ел, а за обедом посидел.
— Лес сечь — не жалеть плеч.
— Велик телом, да мал делом.
— Кто сеет да веет, тот не обеднеет.
— Лень лени за ложку взяться, а не лень лени обедать.
Упражнения по артикуляции согласных звуков
«п - б», «п'- б'»
— Лучше врага бить, чем битым быть.
— Фаддей, не робей — робких жизнь не любит.
— На народ плевать — себе в глаза попадешь.
— От топота копыт пыль по полю летит.
— Купи кипу пик, пик кипу купи.
— Пришел баран, прибежал баран,
Прободал барабан, и пропал барабан.
Ф — в, ф'— в'
— Все за одного, один за всех.
— Каков Савва, такова ему и слава.
— Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
— У Феофана Феофаныча три сына Митрофаныча.
— Верзила Вавила весело ворочал вилы.
«т—д», «т'—д'»
— Ткет ткач ткани на платки Тане.
— Труд человека кормит, а лень портит.
— В темноте и гнилушка светит.
— Друг — ценный клад, недругу никто не рад.
— На языке мед, а под языком лед.
— Не сиди сложа руки, так не будет и скуки.
— Делу время, потехе час.
«к – г - х», «к' - г' - х'»
— Люди пахать, а мы руками махать.
— На горе гогочут гуси, под горой горит огонь.
— Около кола колокола.
— Возле горки на пригорке жили ЗЗ Егорки.
— Кукушка кукушонку купила капюшон, как в капюшоне он смешон.
— С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
— У елки иголки колки.
— Уходили Сивку крутые горки.
— Всегда говоритца, что лгать не годится.
«м — н», «м' — н'»
— На мели мы лениво налима ловили.
— Где хотенье, там и уменье.
— Раньше начнешь — раньше и кончишь.
— Сын-то он мой, а ум у него не свой.
— Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила.
— Звала по малину Марина Галину.
«р—л», «р' - л'»
— Валерий кавалерию раскрасил акварелью, карьерой кавалерия скачет у Валерия.
— На словах, что на гуслях, а на деле — что на балалайке.
— У Фили пили, Филю и побили.
— Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
—Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
— Сшит колпак не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски
Надо колпак переколпаковать,
Надо колокол перевыколоковать.
— Мамаше Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
— Рад кавалергард, что едет на парад,
Парад кавалергардов, все кавалергарды в какардах.
— На горе Арарат растет крупный виноград.
— Крыса в риге грызла рис.
— Брит брат Клим, брит Глеб брат, а брат Игнат бородат.
— На дворе трава, на граве дрова,
Не руби дрова на траве двора.
«с - з», «с' - з'»
— У оси не усы, не усища, а усики.
— На семеро саней по семеро в сани уселись сами.
— От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.
— У Сени и Сани в сетях сом с усами.
— Резиновую Зину купили в магазине,
Резиновую Зину в корзине принесли.
— Шел козел с косой козой, шел козел с босой козой. Шла коза с
косым козлом, шла коза с босым козлом.
«ш—ж», «щ—ж'»
— Тише, мыши, кот на крыше.
— Слишком много ножек у сороконожек.
— Сто одежек и все без застежек.
— Жужжит жужелица, жужжит, кружится.
— Два щенка щекой к щеке щиплют щетку в уголке.
— Щипцы да клещи — вот наши вещи.
— В шалаше лишь шмель шумит, там, свернувшись, Саша спит.
— Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
«ц—ч»
— Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
— Пословица недаром молвится.
— Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
— По Чите течет читинка.
— Хочешь есть калачи, не сиди на печи.
— В четверг четвертою числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких черномазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно
чисто.
Задание. Прочитайте фрагмент статьи В.Ф. Доники "Методические разработки к теме "Логопедическая работа при обучении грамоте" ("Начальная школа, 1990, N° 7) и выделите последовательность этапов работы над произношением
согласного звука.
Подготовительная работа
Знакомство со звуком [р].
Рассказ "Самолеты".
"Юрин папа работал на севере. Однажды папа прилетел на самолете в гости. Юра с мамой поехали на аэродром встречать папу. Когда самолет стал спускаться, Юра услышал шум мотора: "р-р-р-р".
— Ребята, как гудит мотор самолета. (Сначала дети отвечают по от-
дельности, зачем все вместе хором).
Артикуляция звука
— У кого дома есть щенок? А как он рычит? (р-р-р-р). Поработаем язычком: кончик упирается в верхние зубки, ротик широко раскрыт, язычок
дрожит. Произнесем: р-р-р-р...
3. Произношение звука:
а) твердо: ра, ры, ар, ор, ир, гра, тро, ара, б) мягко: ри, рё, ря, ре, рю.
Узнавание звука в словах
— Дети, я назову слова, а вы узнайте слова со звуками [р], [р'], поднимите руку, потом хором скажем это слово (рама, окно, рот, зубы, рука, нога, рыба, окунь, сыр, сад, и т.д.).
5. Шутки-скороговорки:
Ря-ря-ря — синие моря; рю-рю-рю - репу я варю; арь-арь-арь — новый букварь; ри-ри-ри — горят фонари; ре-ре-ре — санки на горе; ра-ра-ра — вы-
сокая гора и т.д.
Закрепление звука
Где растут морковь, помидоры, огурцы? Чем рубят дрова? Чем мы пишем? Чем мы рисуем? Чем мы раскрашиваем картинки? Где идет пароход? Где купаются дети?
7). Скороговорки:
— Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
— Роет землю старый крот, разрывает огород.
— Проворонила ворона вороненка.
— В декабре, в декабре вся деревня в серебре.
Психотехника
1. Упражнение: "Аленушка". Скажите фразу "Ау, Аленушка!" от лица деда (бабы, подружки). А как позовут Аленушку волк, лиса, медведь, заяц, ежик?
2. Упражнение: "Самолеты". Просчитайте до 10, представив, что: а) летят вражеские самолеты; б) собираете грибы; в) считаете деньги; г) детская считалочка, д) минуты до взрыва, е) с тревогой детей в детском саду и т.д.
3. Упражнение: на подтекст. Произнесите фразу "Всего вам доброго!" (а) сожалеете, что человек уходит; б) рады, что окончен неприятный разговор; в) дружеское прощание; г) опаздываете на электричку).
4. Упражнение: на подтекст. Произнесите фразу "Аня вышла замуж" (а) сообщите важную новость; б) похвалите; в) обрадуйте; г) огорчите; д) вызовите зависть; е) посплетничайте).
5. Упражнение: на подтекст. Скажите фразу "Пришла!" (а) Все собрались в кино, а Люды нет. Жаль. И вдруг... б) Все собрались, но явилась и та, которую не звали; в) сестры нет дома, вы не нашли ее нигде; вернувшись домой, спрашиваете мать... г) все думали, что учительница заболела, а она явилась....
6. Упражнение: на подтекст. Произнесите фразу:
а) "Ну и денек был!" (огорченно, насмешливо, устало, разочарованно).
б) "Ах это ты?" (удивленно, разочарованно, безразлично, недовольно, радостно).
в) "Скоро лето" (будут каникулы, начнутся сельхозработы, возможны изменения в жизни, невыносимо жарко).
г) "Свет погас" (предупредите, напугайте, заинтересуйте, удивите, сообщите факт).
7. Упражнение: на дикцию и подтекст. Произнесите скороговорку: "Шалунья-мартышка сидит на вышке и бросает оттуда шишки а) похвалите за ловкость; б) обидьтесь, т.к. больно; в) пристыдите за баловство).
8). Упражнение: на воображение. Расскажите, какая картина возникает у вас перед глазами при слове "осень"? Опишите зрительные, слуховые и осязательные ощущения при этом.
9. Упражнение: на воображение. Нарисуйте словами портрет своего (отсутствующего на занятии лучше) товарища так, чтобы его узнали, чтобы стали ясны основные черты его характера, отличительные детали в его одежде, манере держаться, а также ваше отношение к нему.
10. Найдите неодушевленные предметы в аудитории на букву "м" ("п", "с"), запишите их. Кто больше найдет?
11. Опишите здание, известное всем в Москве, не называя его. Остальные отгадывают, что это за здание.
12. Расскажите о своей комнате так, чтобы слушатели могли нарисовать ее план, расположение мебели. Можно рассказчику задавать дополнительные, уточняющие вопросы.
13. Произнесите фразу "Я возвращался домой полями" со следующим подтекстом: а) я бежал, так как было опасно; б) хотел насладиться запахами поля; в) хотелось прийти домой позднее; чтобы избежать объяснений.
14. Прочитайте текст со следующими подтекстами: призывая, умоляя, упрашивая.
Базар
В ларьках овощных на прилавках не пусто:
Огурцы, помидоры, капуста,
Морковь, баклажаны, укропа пучок...
Картошка, редиска, зеленый лучок.
И репчатый лук, и капуста цветная,
Вот хрен, кольраби и тыква большая...
Салат, сладкий перец, чеснок, кабачки,
Петрушки душистые есть корешки.
В продаже и редька, и репа...
Что надо?
Иди — покупай! Будем рады!
Можно купить самый нежный товар:
Перед вами красивый цветочный базар:
Гиацинты, нарциссы, ромашки, тациты,
Львиный зев, незабудки, анютины глазки...
Обратите вниманье на формы и краски!
Астры белые, красные маки, тюльпаны,
Гвоздика... роскошные канны...
Олеандры, жасмины, фиалки, мимоза,
Георгины, настурция, нежные розы...
Флоксы, левкои, пионы...
Чудо такое нельзя обойти!
Надо красу вам с собой унести!!!
А здесь для детей продаются игрушки:
Скакалки, мячи, заводные лягушки,
Машины, тачанки, корабль, самолеты...
Нарядные куклы, посуда, лопатки.
Пушистые птички, лохматые мишки,
Вот вертятся, прыгают быстро мартышки!
Жирафы, слоны, полосатые тигры.
А вот хитроумные разные игры...
Подходи — выбирай.
Играя, наш мир для себя открывай!
16. Произнесите стихотворение "Базар" на разных тональностях и громкостях: выкрикивая, вполголоса, шепотом.
17. Прочитайте отрывки из рассказа В.Осеевой "Волшебное слово", в которых подчеркнуты слова, обозначающие средства выразительности устной речи. Попытайтесь передать тон, громкость речи, жесты и мимику героев.
— "Убегу! Из-за одной Ленки убегу". — Павлик сжал кулаки. — Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает! А у самой сколько!"
— "... Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал".
— "Тогда глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: "Лена, дай мне одну краску... пожалуйста..." Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала: "Какую тебе?..."
— "... Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо сказал: "Возьми меня, пожалуйста.
За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
"Возьми его", — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит!"
"Ну отчего же не взять, — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми".
"Пожалуйста", — повторил Павлик.
Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
"Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!.."
18. Познакомьтесь с фрагментом из пособия Н.M. Соловьевой "Практикум по выразительному чтению" (М., 1976, с. 15—17). Воспроизведите предлагаемые здесь упражнения, "Среди многих задач разных видов тренинга, — пишет С.Гиппиус, — самой важной считал он (Станиславский К.С.) разработку и совершенствование психофизической техники актера, воспитание "послушных" психических навыков и умений..." Видение, подвижная эмоциональная сфера и легко откликающаяся эмоциональная память, воля, обеспечивающая способность действовать словом, — все это необходимо для чтеца.
На первом же занятии предлагаем упражнение, с тем, чтобы студент одновременно практически познакомился со всеми названными навыками и умениями. "Пусть каждый из нас произнесет фразу "Откройте скорее, — говорит преподаватель. — Представьте себе, что вы приехали из отпуска. У вас хорошее настроение: отпуск был проведен очень удачно. Погода была прекрасная, море синее, компания веселая... Кто-то подходит к двери и спрашивает: "Кто там?" Отвечайте!" Несколько человек произносят фразу, каждый говорит, конечно, по-своему... Уточним ситуацию. Кто подошел к двери? Например, младшая сестра. Как будем ей говорить — просить или требовать?
... А теперь переменим обстановку. Вы выехали в хорошую погоду, а приехали домой — здесь дождь и прохладно. Плащ уложен в чемодан, думали добежать, а дождь то усилился, вы промокли, а тут еще дверь не сразу открывают. Нетерпение проявляется в голосе. Кто-то жалобно просит, кто-то сердито требует. Пытаются переставлять слова: "Скорее откройте!" Но это не разрешается. Игра должна идти быстро, весело, 10—15 минут...
Теперь подытожим. Каким образом вы выражали ваше нетерпение, жалобу или веселое настроение, каким способом вы добивались, чтобы вам быстрее открыли дверь? Слова ведь оставались одни и те же? Вы действовали словом с помощью интонации. Вы торопили, чтобы вам скорее открыли дверь, пустили в дом. Но почему же вы так спешили? Для чего вам нужно было поскорее попасть домой? Причины и цели при разных обстоятельствах были разные...
В зависимости от условий, характера группы и фантазии преподавателя можно предлагать студентам другие задания, например, "Разрешите мне...", "Прочти это письмо", "Едем завтра или нет?", "Будет — 25° (+30°)".
Литература, рекомендуемая для выполнения
практических заданий и упражнений
1. Василенко Ю.С., Токман А.С. О профориентации и профотборе лиц, готовящихся к вокально-речевой профессии. М., 1973.
2. Ведер И.М. Введение в теорию определения голосовой и речевой профессиональной пригодности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. М., 1972.
3. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М., 1968.
4. Дмитриев Л.Б. Голосовой аппарат певца. М., 1964.
5. Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. М., 1929.
6. Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. М., 1937.
7. Красная книга. Сб. статей. Орел, 1924.
8. Левидов И.И. Певческий голос в здоровом и больном состоянии. Л.; М., 1939.
9. Левидов И.И. Постановка голоса и функциональные расстройства голосового аппарата. М., 1929.
10. Малютин Е.Н. О методе развития голоса при помощи камертонов и об его приложении к лечению парезов голосовых связок. М., 1896.
11. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. М., 1967.
12. Муравьев Б.Л. Воспитание речевого дыхания актера: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Л., 1972.
13. Работнов Л.Д. Основы физиологии и патологии голоса певцов. М., 1932.
14. Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. М., 1999.
15. Фельдман А.И. О профессиональных заболеваниях среди певцов // Оздоровление труда и революции быта. 1927. № 18.
16. Фельдман-Загорянская В.А. К этиологии и патогенезу узелков и полипов голосовых связок. М., 1947.
17. Юссон Р. Певческий голос. М., 1974.
Задание к теме 8 «Искусство устного и публичного
Выступления»
Целью занятия является понимание особенностей устной речи; выявление основных характеристик диалогической и монологической речи, своеобразия функционально-смысловых типов речи; ознакомление с основными характеристиками каждого функционального стиля.
Адания и упражнения
Задание 1. Познакомьтесь с толкованием слова «красноречие». Можно ли считать слова «риторика» и «красноречие» синонимами? Если нет, то почему? Если да, то во всех ли значениях или только в некоторых, в каких? Какое значение имеет первая часть слова «красноречие»? Можно ли это слово употребить с отрицательной оценкой?
Красноречие — 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство;
риторика
Задание 2. Познакомьтесь с характеристиками индивидуальных речевых типов, предложенными С. Ф. Ивановой в книге «Специфика публичной речи» (М., 1978). К какому типу вы относитесь? Определите, что вам необходимо для совершенствования речевых способностей.
Рационально-логический тип. К этой группе относятся люди, эмоциональная сфера которых часто остается скрытой от постороннего взгляда, хотя их сдержанность вовсе не означает отсутствия эмоциональности. Они больше склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков. Их подготовка к любому высказыванию отличается последовательным отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот выношенный план как бы «сидит у них внутри», и, как правило, ораторы такого типа во время выступления не пользуются им. Их часто заботит другое: как бы свою речь сделать более яркой, эмоциональной и какие подобрать примеры, иллюстрирующие и аргументирующие основную мысль, чтобы заинтересовать аудиторию. Наблюдения показывают, что чаще всего «логиками» бывают люди сангвинического темперамента (сангвиник — человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями).
Эмоционально-интуитивный тип. Люди этого типа говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами и каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической последовательностью речи и «свести концы с концами». Ораторы этого типа, если не запасутся строгим планом, учитывающим жесткие временные рамки, могут «занестись», потерять мысль и в результате свести на нет эффект своей блистательной речи — остается впечатление эмоциональной болтовни. План своих выступлений пишут не всегда, считая, что он их сковывает. Наблюдается совпадение эмоционального типа оратора с холерическим темпераментом (холерик — человек, очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и норовистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями).
Философский тип. Люди, относящиеся к этой группе, труднее всего поддаются описанию, так как бывают более или менее эмоциональны, более или менее склонны к анализу; иногда бывают очень организованны в своей работе, а иногда без всякой видимой организации раскапывают какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом света, озаряют все найденной идеей. Всех их объединяет, несмотря на частные индивидуальные различия, одна общая черта — стремление к исследованию, глубокому осмыслению явлений прямо на глазах у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. И все же следует подчеркнуть, что в речи индивидуальность «философов» наименее резко выражена, так как в людях этого типа с разной мерой преобладания проявляются и способность к анализу, и внутренняя эмоциональность, и даже лиризм. Чаще всего эту группу составляют люди флегматического темперамента (флегматик — человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний).
Лирический, или художественно-образный тип. Натуры художественные мыслят более образами, чем логическими категориями, хотя это вовсе не означает, что логика в их рассуждениях отсутствует. Глубокая эмоциональность, своеобразный лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность — вот черты, характерные для людей этого типа, хотя в частных проявлениях ораторы этого рода могут довольно сильно отличаться друг от друга. Чаще всего этот тип имеет в своей основе характер меланхолический, утонченный (меланхолик — человек впечатлительный, с глубокими переживаниями, легко ранимый, но внешне слабо реагирующий
на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи).
Задание 3. Познакомьтесь с различными классификациями ораторских речей. Определите, что является основанием каждой классификации.
I
Есть «три рода риторических речей: совещательные, судебные и эпидейктические. Дело речей совещательных — склонять или отклонять, потому что как люди, которым приходится совещаться в частной жизни, так и ораторы, произносящие речи публично, делают одно из двух (или склоняют, или отклоняют).
Что же касается судебных речей, то дело их — обвинять или оправдывать, потому что тяжущиеся всегда делают непременно одно что-нибудь из двух (или обвиняют, или оправдываются).
Дело эпидейктической речи — хвалить или порицать.
Что касается времени, которое имеет в виду каждый из указанных родов речи, то человек, совещаясь, имеет в виду будущее: отклоняя от чего-нибудь или склоняя к чему-нибудь, он дает советы относительно будущего. Человек тяжущийся имеет дело с прошедшим временем, потому что всегда по поводу событий, уже совершившихся, один обвиняет, а другой защищается. Для эпидейктического оратора наиболее важным представляется настоящее время, потому что всякий произносит похвалу или хулу по поводу чего-нибудь существующего; впрочем, ораторы часто сверх того пользуются и другими временами, вспоминая прошедшее или строя предположения относительно будущего. У каждого из этих родов речей различная цель, и так как есть три рода речей, то существуют и три различные цели: у человека, дающего совет, цель — польза или вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего; остальные соображения, как-то: справедливое и несправедливое, прекрасное и постыдное — здесь на втором плане.
Для тяжущихся целью служит справедливое и несправедливое, но и они присоединяют к этому другие соображения.
Для людей, произносящих хвалу или хулу, целью служит прекрасное и постыдное, но сюда также привносятся прочие соображения» (Аристотель. Риторика).
II
Речь бывает трех родов: иные отличались в каком-нибудь отдельном роде, но очень мало кто во всех трех одинаково, как мы того ищем. Были ораторы, так сказать, велеречивые, обладавшие одинаково величавой важностью мыслей и великолепием слов, сильные, разнообразные, обильные, важные, способные и готовые волновать и увлекать души, причем одни достигали этого речью резкой, суровой, грубой, незавершенной и незакругленной, а другие — гладкой, стройной и законченной. Были, напротив, ораторы сухие, изысканные, способные все преподать ясно и без пространности, речью меткой, отточенной и сжатой; речь этого рода у некоторых была искусна, но не обработана и намеренно уподоблялась или речи трубой и неумелой, а у других при той же скудости достигала благозвучия и изящества и бывала даже цветистой и умеренно пышной. Но есть также расположенный между ними средний и как бы умеренный род речи, не обладающий ни изысканностью вторых, ни бурливостью первых, смежный с обоими, чуждый крайности обоих, входящий в состав и того и другого, а лучше сказать, ни того, ни другого; слог такого рода, как говорится, течет единым потоком, ничем не проявляясь, кроме легкости и равномерности: разве что вплетет, как в венок, несколько бутонов, приукрашивая речь скромным убранством слов и мыслей (Цицерон.
Оратор).
Задание 4. Познакомьтесь с характеристиками разных видов ораторской речи в зависимости от общей целевой установки, данными П. Сопером в книге «Основы искусства речи». В чем специфика каждого вида речи?
Общая цель может заключаться в том, чтобы развлечь, информировать, воодушевить, убедить, призвать к действию. В известной мере мыслимо и сочетание этих целей. Например, речь развлекательного порядка иной раз не обойдется без информации и даже без элементов воздействия. Речь, склоняющая к действию, не будет иметь успеха, если она не занимательна, не поучительна, не вдохновляет и не убеждает. Но оратор должен ясно представлять себе, какая же из общих установок является преобладающей, и в соответствии с этим строить свою речь.
Развлекательная речь
Такая речь не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Можно было бы сказать, что ее цель просто поддержать внимание и интерес слушателя, но здесь имеется в виду занимательность — интерес как самоцель. Ее часто слышишь на банкете и в иной обстановке, где люди встречаются, чтобы в приятном общении провести время.
Информационная речь
Задача информационной речи не только побудить любознательность, но и дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Повествование — это движение; описание расчленяет предмет, показывает его частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение показывает, каков предмет в действии и каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт.
Информационная речь должна отвечать следующим требованиям:
а) В ней не должно быть ничего спорного.
б) Она должна вызывать пытливость.
в) Она должна удовлетворять запросы слушателя.
г) Сообщение должно быть актуально.
Воодушевляющая речь
Агитационные речи в общем можно разбить на три группы: речи с целью воодушевить, речи с целью убедить и речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три вида общих целевых установок нередко перекрывают частично друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы, как и речи, склоняющие к действию. Сплошь и рядом бывает трудно сказать, где кончается ясное постижение вопроса и возникают изменившееся убеждение и потребность действия.
Тем не менее, многие речи лучше всего определить, как речи с целью внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя, так как их главная цель не в том, чтобы представить новые данные, переубедить или вызвать действие. Большинство речей на политических или спортивных собраниях и выступлений с приветствиями, с оценкой заслуг и в ознаменование событий и явлений, а также беседы по вопросу о значении моральных и общественных ценностей, проповеди, по сути, представляют собой воодушевляющие речи.
Убеждающая речь
Убедить — значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое-либо положение. Это чисто логическая задача. На практике эти речи рассматривают как агитационные, в которых любыми методами — логическими или иными — оратор убеждает соглашаться с ним в спорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она
не представляет собой призыва к непосредственному действию.
Призывающая к действию
Слушателя призвали к действию: к новому, к продолжению или прекращению прежнего. Следовательно, его убедили. Призыв к действию бывает прямым и косвенным; действие может наступить когда-нибудь или немедленно. Но имеются в виду действия самих слушателей, а не отсутствующих.
Агитационной речи свойственны отличительные черты других речей: она должна содержать необходимые фактические данные, пробуждать психическую восприимчивость, приводить к согласию. Сверх того ей присущ неотъемлемый и характерный только для нее элемент: она должна заставить слушателя
почувствовать потребность сделать то, о чем ее просит оратор.
Задание 5. Изучите схему «Композиционное построение речи». Какова задача каждой композиционной части выступления? Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны? Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?
Композиционное построение речи | |
Части выступления | Приемы привлечения внимания |
I Вступление | |
Задачи: | |
- Пробудить интерес к теме предстоящего разговора | - Обращение |
- Установить контакт | - Изложение цели выступления, обзор главных разделов темы |
- Подготовить слушателей к восприятию выступления | - Прием сопереживания |
- Обосновать постановку вопроса | - Изложение парадоксальной ситуации |
Основное условие – максимальная лаконичность | - Апелляция к интересам аудитории |
- Прием сочувствия | |
- Апелляция к событиям | |
II Главная часть | - Апелляция к географическим или погодным условиям |
Задачи: | - Апелляция к речи предыдущего оратора |
- Последовательно разъяснить выдвинутые положения | - Апелляция к авторитетам или известным источникам |
- Доказать их правильность | - Апелляция к личности оратора |
- Подвести слушателей к необходимым выводам | |
III Заключение | - Юмористическое замечание |
Задачи: | - Вопросы к аудитории |
- Суммировать сказанное | - Риторический вопрос |
- Повысить интерес к предмету речи | - Вопросно-ответный ход рассуждений |
- Подчеркнуть значение сказанного | |
- Поставить задачи | |
- Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи) |
Задание 6. Прочитайте начало двух выступлений. Определите вид каждой речи. Допишите каждое выступление.
I
Новый год для студентов, особенно первокурсников, радостен уже потому, что несет как дорогой подарок — сессию.
Ведь сессия — это соревнование между экзаменатором и экзаменующимся в том, кто, что, кому докажет. Иногда побеждает преподаватель, которому удается убедить сдающего, что он что-то знает и заслуживает положительной оценки. Но бывает и обратное: победителем оказывается студент, который успешно и аргументированно доказывает, что он мало знает и рад будет повторить приятную для обоих встречу. Замечу, деканат второй вариант не одобряет.
II
Кого из вас удивят такие сентенции: «К несчастью, мир теперь не таков, каким был прежде. Все хотят писать книги, и дети не слушаются родителей»? Уверена, все с этим согласны. Однако написано это на знаменитом «Папирусе Присса» шесть тысяч лет тому назад.
Вот пример «вечной» проблемы, проблемы «отцов и детей».
Помимо вечных проблем, каждая эпоха ставит перед человечеством проблемы специфические, характерные для данного времени.
Что же это за проблемы?
Задание 7. Считаете ли вы удачными следующие способы заключения речи? Ответ обоснуйте.
1. «Я сознаю, что мне не удалось объяснить все так, как следовало бы, но все же...»; «Мне неприятно наводить на вас скуку еще какими-нибудь подробностями, но, заканчивая речь, я хотел бы еще добавить, что...».
2. «Жизнь прожить, не поле перейти»; «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»; «Любишь кататься, люби и саночки возить».
3. «Как вы видите, изменить (исправить) ничего нельзя...»; «Мы можем только ждать и надеяться на удачное стечение обстоятельств...».
4. «Это все»; «Я уже все сказал»; «Это конец моей речи».
Задание 8. Подготовьте небольшое (2 – 3 минуты) выступление по одной из приведенных ситуаций. Ваша цель – воодушевить слушателей.
Ситуация 1. Вам необходимо произнести речь на торжественном собрании по случаю вручения дипломов. Оценивая значение студенческих лет в вашей жизни, выражая благодарность всем преподавателям и сотрудникам вуза, вы хотите создать у слушателей настроение радостного оживления, вызвать чувство гордости за результаты общего труда, вдохновить идеей духовного и экономического возрождения России.
Ситуация 2. Вы намерены сказать речь на презентации филиала фирмы. Оценив экономический рост фирмы, достижения трудового коллектива, вы желаете создать у слушателей ощущение уверенности в завтрашнем дне, вдохновить их перспективами развития фирмы, сплотить идеей общего дела и вызвать трудо-
вой энтузиазм.
Задание 9 Напишите текст выступления, включив в него одно или несколько из приведенных ниже изречений:
1. Старая мудрость гласит: много говорить и много сказать — не одно и то же. 2. Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся.3. У мудрости есть граница, глупость же безгранична (Я. Райнис). 4. Смелые мысли играют роль передовых шашек в игре: они гибнут, но обеспечивают победу (Гете). 5. Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали твоими недругами, а недруги стали друзьями (Пифагор). 6. Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с лица человека (Гюго). 7. Лень — это ржа ума и тела: ключ, которым часто пользуются, всегда блестит, как новый (Б. Франклин). 8. Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным (Сенека). 9. Представьте себе, какая была бы тишина, если бы люди говорили только то, что знают (К. Чапек). 10. Что самое общее для всех? — Надежда, ибо если у кого и ничего нет, то она есть (Фалес). 11. Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми после (М.
Скюдери).
Задание 10. Познакомьтесь с вопросами для самоконтроля. Они послужат вам ориентиром в процессе подготовки различных видов публичных выступлений и помогут определить степень готовности к выступлению.
Вопросы для самоконтроля
1. Отражает ли название темы речи ее содержание?
2. Действительно ли меня интересует тема выступления?
3. Достаточно ли я знаю по данной проблеме?
4. Убежден ли я в том, о чем буду говорить?
5. Соответствуют ли тема и цель моей речи уровню знаний, интересам и установкам слушателей?
6. Могу ли я четко сформулировать главную идею своего выступления?
7. Легко ли воспринимаются фактический материал и статистические данные?
8. Каким методом изложен материал?
9. Нет ли нарушений логической последовательности в изложении материала?
10. Готовит ли вступительная часть речи к восприятию основного материала?
11. Убедительно ли заключение? Есть ли обобщающие выводы?
12. Правильно ли распределен материал по времени?
13. Какие вопросы могут возникнуть у слушателей?
14. Владею ли я материалом выступления? Проведены ли тренировки?
Задание 11. Прослушайте ораторское выступление в массовой аудитории. Обратите внимание, удалось ли оратору установить контакт со слушателями. Как они реагировали на слова оратора? Расскажите, какими приемами установление контакта пользовался оратор. Представьте письменный отзыв об этом выступлении.
Литература, рекомендуемая для выполнения
Дата: 2018-12-28, просмотров: 451.