Какие нарушения лексической нормы вы обнаружили? В чем причина допущенных ошибок? Исправьте предложения, сохраняя смысл высказываний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Петр I сотворил плот. Он обладал мастерством искусственно вести беседу. Войска начали продвижение вперед. Аисты выводят потомство, которое будет продолжать их род. Им удалось сделать побег. Трудность заключалась в шрифте документов. Русские войска сделали лагерь на берегу. Первое боевое крещение он принял под Сталинградом. Главная суть плана наступления заключалась в неожиданности. Демобилизация из армии после войны повлекла новые проблемы: свободных вакансий не было и началась скрытая безработица. Саммит на высшем уровне будет проходить в конце года. Скрытые возможности произ-

водства не были использованы. В полях распустилась трава.

Какие синтаксические нормы нарушены? Определите и исправьте ошибки.

Общаясь с детьми, речь учителя не должна быть слишком громкой или слишком тихой. Придя в институт, занятия по культуре речи помогли мне. Показали народ по телевизору, который был в Волгограде. Внушать о том детям не нужно. Учитель должен всегда следить о своей внешности. Здесь хотелось бы привести пример об отношениях учеников к нам. Необходимо придержи-

ваться в поведении этим нормам.

Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные, а к прилагательным — существительные.

Вдох, вздох, венок, венец, враждебный, вражеский, единственный, единый,

военный, воинский, поиски, происки, длинный, долгий.

14. Прочтите диалоги из пьесы Г. Полонского «Доживем до понедельника». Каким требованиям не отвечает речь учительницы? Какие нормы современного литературного языка нарушены? Как такая речь ее характеризует?

Появилась учительница начальных классов Таисия Николаевна. Ходит, заглядывает под столы, за доску.

Т а и с и я  Н и к о л а е в н а. Здрасте, здрасте. Циркуля не видали? Большой, деревянный?

С в е т л а н а  М и х а й л о в н а. Нет. А Раиса Павловна не могла взять?

Т а и с и я  Н и к о л а е в н а. Как это она могла, когда он мой? Я его всегда ложу на место. А она всегда не помнит, куда ложит, и берет какой на глаза попадается.

М е л ь н и к о в. Послушайте, нельзя же так! Мы в учительской... или...

Т а и с и я Н и к о л а е в н а. Это вы — мне?

Прочтите предложения, употребляя числительные и глаголы в нужной форме.

1. В середине XVI в. в Нидерландах проживал.. 3 миллиона человек, насчитывалось около 300 городов и 6500 сел. 2. Весь путь до Реймса в 300 км армия прошла за две недели. 3. Около 630 года большинство арабских племен принял.. ислам и признал.. власть Мухаммеда. 4. Тиберий предложил принять новый закон, по которому одна римская семья могла пользоваться не более чем 250 гектарами земли. 5. В римской армии был.. около 80 тысяч пехоты и 6 тысяч конницы, а в карфагенской — около 40 тысяч пехоты и 10 тысяч конницы.

6. При Ярославе Мудром в Киеве уже числилось около 4000 церквей.

Прочтите отрывок из пьесы Г. Полонского «Доживем до понедельника». Охарактеризуйте речь учителя истории. Какие коммуникативные качества ей присущи? Использованием каких средств достигается выразительность?

Урок истории идет своим чередом.

Теперь у доски — Костя Батищев. Отвечает уверенно, спокойно:

— Вместо решительных действий Шмидт посылал телеграммы Николаю II, требовал от него демократических свобод. Власти успели опомниться, стянули в Севастополь войска, и крейсер «Очаков» был обстрелян и подожжен. Шмидта казнили. Он пострадал от своей политической наивности и близорукости. Пользы от его геройства было не много...

— Бедный Шмидт! — с горькой усмешкой произнес Мельников и закрыл глаза рукой. — Если б он мог предвидеть этот посмертный строгий выговор...

— Что, неправильно?

Мельников не ответил, в проходе между рядами пошел к последней парте, к Наташе. И вслух пожаловался ей:

— То и дело слышу: «Жорес не понимал...», «Герцен не сумел...», «Толстой недопонял...». Словно в истории орудовала компания двоечников...

И уже другим тоном спросил у класса:

— Кто может возразить, добавить?

Панически зашелестели страницы учебника. Костя улыбался — то ли он был уверен, что ни возразить, ни добавить нечего, то ли делал хорошую мину при плохой игре.

— В учебнике о нем всего пятнадцать строчек, — заметил он.

— Пятнадцать строчек, — повторил Мельников Костины слова. — А ведь это немало. От большинства людей остается только тире между двумя датами...

Откровенно глядя на одну Наташу, он спросил сам себя:

— Что ж это был за человек — лейтенант Шмидт Петр Петрович? — И сам ответил, любуясь далеким образом: — Русский интеллигент. Умница. Артистическая натура — он и пел, и превосходно играл на виолончели, и рисовал... что не мешало ему быть храбрым офицером, профессиональным моряком. А какой оратор! Но главный его талант — это дар ощущать чужое страдание более остро, чем свое. Именно из такого теста делаются бунтари и поэты...

Остановившись, Мельников послушал, как молчит класс. Потом вдруг улыбнулся, заискрились у него глаза:

— Знаете, сорок минут провел он однажды в поезде с женщиной и влюбился без памяти, навек — то ли в нее, то ли в образ, который сам выдумал. Красиво влюбился!

Сорок минут, а потом были только письма, сотни писем... Читайте их, они опубликованы, и вы не посмеете с высокомерной скукой рассуждать об ошибках этого человека!

— Но ведь ошибки-то были? — нерешительно вставил Костя, самоуверенность которого сильно пошла на ущерб.

Мельников оглянулся на него и проговорил рассеянно, с оттенком досады:

— Ты сядь пока, сядь...

Недовольный, но не теряющий достоинства Костя повиновался.

— Петр Петрович Шмидт был противником кровопролития, — продолжал Мельников. — Как Иван Карамазов у Достоевского, он отвергал всеобщую гармонию, если в ее основание положен хоть один замученный ребенок... Все не верил, не хотел верить, что язык пулеметов и картечи — единственно возможный язык переговоров с царем. Бескровная гармония... Наивно? Да. Ошибочно? Да! Но я приглашаю Батищева и всех нас не рубить сплеча, а прочувст-

вовать высокую себестоимость этих ошибок!

Упражнения для подготовки речевого аппарата к работе над дикцией

Цель упражнений - подготовить («разогреть») речевой аппарат к работе, снять или предотвратить возможные мышечные зажимы, ощутить звук в резо-

наторах.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 844.