А.А. Котов
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ
В ЛЕСНОМ И ЛЕСОПАРКОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Вопросы для самостоятельной подготовки и контроля знаний
Учебное издание
Практикум для самостоятельной подготовки и контроля знаний
по дисциплине «Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве»
Москва
(С) 2017 МГТУ им. Н.Э. БАУМАНА
УДК 631.3
Рецензент: проф., д.т.н., Анатолий Александрович Шадрин
Котов А.А.
Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве. Вопросы для самостоятельной подготовки и контроля знаний. Учебное издание. Практикум для самостоятельной подготовки и контроля знаний по дисциплине «Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве» - М.: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2017. 70 с.
Использование настоящего практикума является завершающим этапом изучения дисциплины «Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве». Представлены вопросы для самостоятельной подготовки и контроля знаний, которые позволят студентам глубже изучить конструктивные особенности лесохозяйственных машин и механизмов, комплектование машинно-тракторных агрегатов на предприятиях лесного хозяйства специальным навесным оборудованием. Вопросы по каждой теме изложены в следующем порядке: задачи и способы выполнения данной операции, лесоагротехнические требования, предъявляемые к орудиям и машинам, применяемым для этой операции, классификация машин и орудий, особенности их конструкции, принцип действия и основные регулировки.
Для студентов МФ МГТУ имени Н.Э. Баумана направления подготовки 35.03.01 «Лесное дело».
Рекомендовано Учебно-методической комиссией факультета лесного хозяйства, лесопромышленных технологий и садово-паркового строительства МГТУ им. Н.Э. Баумана
Котов Алексей Александрович
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ В ЛЕСНОМ И ЛЕСОПАРКОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Вопросы для самостоятельной подготовки и контроля знаний
© 2017 МГТУ имени Н.Э. Баумана
Предисловие
Практикум предназначен для бакалавров МФ МГТУ имени Н.Э. Баумана направления подготовки 35.03.01 «Лесное дело». Учебная цель дисциплины «Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве» состоит в освоении обучающимися теоретических знаний по основным разделам дисциплины и практическом применении их при решении прикладных задач комплексной механизации лесохозяйственного производства, для создания предпосылок успешного освоения специальных дисциплин и обеспечения всесторонней технической подготовки будущих специалистов. В процессе обучения студенты овладевают следующими компетенциями: способностью обеспечивать организацию работ по эксплуатации машин, механизмов, специализированного оборудования при проведении лесохозяйственных, противопожарных, лесозащитных, лесокультурных мероприятий. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных при изучении высшей математики, физики, технической механики, инженерной графики, почвоведения.
Одним из основных видов деятельности обучающегося является самостоятельная работа, которая включает в себя подготовку к контактной работе обучающихся с преподавателем, проработку материалов, полученных в процессе этой работы, а также подготовку и выполнение всех видов самостоятельной работы, заявленных в рабочей программе дисциплины.
Самостоятельную работу следует начинать с изучения рабочей программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем.
Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал с помощью учебника. Для этого студентам рекомендуется получить в библиотеке учебную литературу по дисциплине, необходимую для эффективной работы на всех видах аудиторных занятий, а также для самостоятельной работы по изучению дисциплины. В ходе подготовки изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой. Целесообразно составить краткий конспект или схему, отображающую смысл и связи основных понятий данного раздела и включенных в него тем. Обязательно следует записывать возникшие вопросы, на которые не удалось ответить самостоятельно. При этом учесть рекомендации преподавателя и требования рабочей программы. Необходимо дорабатывать свой конспект лекций, делая в нем соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной рабочей программой.
Успешное освоение курса предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.
В ходе лекционных занятий необходимо конспектировать учебный материал, обращать внимание на формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации. Желательно оставить в рабочих конспектах поля, на которых делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанной лекции, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений. Необходимо задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Обучающийся может дополнить список использованной литературы современными источниками, не представленными в списке рекомендованной литературы, и в дальнейшем использовать собственные подготовленные учебные материалы.
К зачету допускаются студенты, которые систематически, в течение всего семестра работали на занятиях и показали уверенные знания по вопросам, выносившимся на групповые занятия.
Непосредственная подготовка к зачету или экзамену осуществляется по вопросам, представленным в рабочей программе. Необходимо тщательно изучить формулировку каждого вопроса, вникнуть в его суть, составить план ответа. Обычно план включает в себя:
¾ показ теоретической и практической значимости рассматриваемого вопроса;
¾ обзор освещения вопроса;
¾ определение сущности рассматриваемого предмета;
¾ основные элементы содержания и структуры предмета рассмотрения;
¾ факторы, логика и перспективы эволюции предмета;
¾ показ роли и значения рассматриваемого материала для практической деятельности.
Введение
Определённую трудность для студентов очной, а особенно очно-заочной и заочной форм обучения представляет изучение дисциплины «Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве», требующей от студентов наличия инженерного мышления. Данная дисциплина включает для изучения следующие разделы: машины для лесного и лесопаркового хозяйства (машины и приспособления для сбора и обработки лесных семян, машины для расчистки лесных площадей, машины и орудия для основной и дополнительной обработки почвы, машины для посева семян и посадки леса) и технология и организация механизированных работ в лесном и лесопарковом хозяйстве (тягово-эксплуатационные расчёты и комплектование машинно-тракторных агрегатов, технологии механизированных лесохозяйственных работ).
Использование настоящего практикума является завершающим этапом изучения дисциплины после того, как студент получил основные теоретические и практические знания, навыки и умения по механизации лесохозяйственных работ, предполагается в период прохождения учебной и производственной практики.
Вопросы для самостоятельной подготовки и контроля знаний позволят студентам глубже изучить конструктивные особенности машин и механизмов, комплектование машинотракторных агрегатов на предприятиях лесного хозяйства специальным навесным оборудованием.
Вопросы по каждой теме изложены в следующем порядке: задачи и способы выполнения данной операции, лесоагротехнические требования, предъявляемые к орудиям и машинам, применяемым для этой операции, классификация машин и орудий, особенности их конструкции, принцип действия и основные регулировки.
Представленные в учебно-методическом пособии материалы могут быть использованы для организации и проведения занятий в инновационных формах.
На каждый поставленный вопрос студенту необходимо найти правильный ответ из четырех предлагаемых. В некоторых вариантах правильными могут быть два, три и даже все четыре ответа. Вопросы в таких случаях в конце предложения помечены звездочками (*).
Дорожных и земляных работ
1. Какие машины используют при строительстве и ремонте дорог?
1) Бульдозеры, скреперы, грейдеры, мульчирователи.
2) Бульдозеры, скреперы, грейдеры, катки.
3) Только бульдозеры и скреперы.
4) Только скреперы, грейдеры и катки.
2. Чем выполняют земляные работы при строительстве лесоосушительных систем?
1) Экскаваторами.
2) Бензомоторными пилами.
3) Триммерами.
4) Мотопомпами.
Твердых и жидких удобрений
1. Каков принцип действия машин для внесения органических твердых удобрений?
1) При включённом ВОМ приводятся в действие транспортёр и разбрасывающее устройство; нижний барабан последнего измельчает массу и подает её на верхний барабан, который производит разбрасывание удобрений.
2) При включённом ВОМ приводятся в действие транспортёр и разбрасывающее устройство; верхний барабан последнего измельчает массу и подает её на нижний барабан, который производит разбрасывание удобрений.
3) При выключенном ВОМ приводятся в действие транспортёр и разбрасывающее устройство; нижний барабан последнего измельчает массу и подает её на верхний барабан, который производит разбрасывание удобрений.
4) При включённом ВОМ приводятся в действие эскалатор и разбрасывающее устройство; нижний барабан последнего измельчает массу и подает её на верхний барабан, который производит разбрасывание удобрений.
2. Для чего предназначен разбрасыватель органических удобрений РТО-4?
1) Для подкормки растений.
2) Для запахивания органических удобрений, компостов, торфокрошки, извести.
3) Для поверхностного разбрасывания органических удобрений, компостов, торфокрошки, извести, семян.
4) Для поверхностного разбрасывания органических удобрений, компостов, торфокрошки, извести.
3. Какие узлы включает в себя разбрасыватель органических удобрений РТО-4?
1) Кузов, шасси, транспортер, подбрасывающее устройство, привод.
2) Кузов, шасси, транспортер, разбрасывающее устройство, привод.
3) Кузов, шасси, транспортер, перебрасывающее устройство, привод.
4). Цистерна, шасси, транспортер, разбрасывающее устройство, привод.
4. Каковы составные части жижеразбрасывателя РЖТ-4Б?
1) Цистерна-полуприцеп, вакуумное устройство, разгрузочная штанга, напорно-перемешивающее и распределительное устройства, механизм привода.
2) Бункер-полуприцеп, вакуумное устройство, заправочная штанга, напорно-перемешивающее и распределительное устройства, механизм привода.
3) Цистерна-полуприцеп, вакуумное устройство, заправочная штанга, напорно-перемешивающее и распределительное устройства, механизм привода.
4) Ящики для сеянцев, вакуумное устройство, заправочная штанга, напорно-перемешивающее и распределительное устройства, механизм привода.
5. Каков принцип действия жижеразбрасывателя РЖТ-4Б?
1) Удобрения распределяются по поверхности водоёма с помощью центробежного насоса и отражательного щитка.
2) Удобрения инъектируются в почву с помощью центробежного насоса и отражательного щитка.
3) Удобрения распределяются по поверхности поля с помощью центробежного насоса и отражательного щитка.
4) Вода распределяется по поверхности поля с помощью центробежного насоса и отражательного щитка.
6. Для чего предназначена машина для внесения минеральных удобрений 1РМГ-4Б?
1) Для поверхностного полосного внесения всех видов и форм минеральных удобрений, извести и гипса.
2) Для поверхностного сплошного внесения всех видов и форм минеральных удобрений, извести и гипса.
3) Для поверхностного гнездового внесения всех видов и форм минеральных удобрений, извести и гипса.
4) Для поверхностного сплошного внесения всех видов и форм минеральных удобрений, извести, гипса и навоза.
7. Что может включать в себя машина для внесения минеральных удобрений 1РМГ-4Б?
1) Кузов, прутковый транспортер, дозирующую заслонку, разбрасывающее и ветрозащитное устройства.
2) Цистерну, прутковый транспортер, дозирующую заслонку, разбрасывающее и ветрозащитное устройства.
3) Кузов, прутковый транспортер, дозирующую заслонку, разбрасывающее и солнцезащитное устройства.
4) Кузов, прутковый транспортер, водопроводный кран, разбрасывающее и ветрозащитное устройства.
Способы посева
1) Какие лесотехнические требования предъявляются к посеву?*
1) Посев должен проводиться в наиболее благоприятные для семян сжатые агротехнические сроки.
2) Должна быть обеспечена равномерность высева семян по площади и в рядах с установленной нормой высева.
3) Должна быть обеспечена равномерность заделки семян на данную глубину.
4) Укладка семян должна производиться во влажную почву на дно уплотненной борозды.
2. Какие лесотехнические требования предъявляются к посевным машинам?*
1) Семена при посеве не должны повреждаться.
2) Засеянные участки не должны иметь гребнистости.
3) Посевные машины должны быть универсальными, осо6eнно их высевающие аппараты.
4) Для обеспечения посевов в оптимальные агролесотехнические сроки посевные машины должны обладать высокой производительностью.
3. Какие способы посева Вы знаете?
1) Рядовой, ленточный, строчно-луночный (гнездовой), разбросной.
2) Рядовой, ленточный, строчно-солнечный (гнездовой), разбросной.
3) Рядовой, бантиковый, строчно-луночный (гнездовой), разбросной.
4) Офицерский, ленточный, строчно-солнечный (гнездовой), разбросной.
4. Какие разновидности гнездового способа посева Вы знаете?
1) Квадратно-гнездовой, треугольный, конвертный (шахматный).
2) Квадратно-гнездовой, прямоугольный, конвертный (шахматный).
3) Квадратно-гнездовой, трапециевидный, конвертный (шахматный).
4) Кругло-гнездовой, треугольный, конвертный (шахматный).
5. Какие виды рядового посева существуют?
1) Обычный, узколобый, широкорядный.
2) Обычный, узкорядный, широзахватный.
3) Облачный, узкорядный, широкорядный.
4) Обычный, узкорядный, широкорядный.
6. Какую ширину междурядья в сантиметрах имеют соответственно обычный, узкорядный и широкорядный виды рядового посева?
1) 5...8; 12...15 и 30...100.
2) 120...150; 50...80 и 300...1000.
3) 12...15; 5...8 и 30...100.
4) 30...100; 12...15 и 5...8.
7. Какие способы посева нашли наибольшее распространение в питомниках?
1) Рядовой и ленточный.
2) Рядовой и разбросный.
3) Ленточный и луночный.
4) Рядовой, ленточный, строчно-луночный и разбросный.
8. Какие способы посева нашли наибольшее распространение на вырубках и при защитном лесоразведении?
1) Разбросный.
2) Ленточный и разбросный.
3) Строчно-луночный и луночный.
4) Рядовой и ленточный.
Способы полива
1. Какие требования предъявляются к поливу?*
1) Полив должен проводиться только после продолжительного дождя.
2) Распределение воды по участку должно быть равномерным и соответствовать норме полива.
3) Полив не должен вызывать эрозию почвы, ухудшение её структуры и плодородия.
4) При доставке воды к участку и выполнении полива не допускаются её потери.
2. Как подразделяются способы полива по характеру подачи воды к растениям на орошаемом участке?
1) На поверхностный и внутрипочвенный.
2) На поверхностный и внутрикаменный.
3) На лопастной и желобчатый.
4) На озёрный и морской.
3. Какие виды поверхностного полива Вы знаете?
1) Самотёчный, снегованием, аэрозольный, капельный.
2) Самотёчный, ледяной, аэрозольный, капельный.
3) Самотёчный, дождеванием, аэрозольный, капельный.
4) Быстротечный, дождеванием, аэрозольный, капельный.
4. Как осуществляется самотёчный полив?
1) Путём подачи воды к растениям по специальным пластам, микроповышениям и т.д.
2) Путём подачи воды к растениям по специальным бороздам, каналам и т.д.
3) Путём подачи строительного раствора на объект по специальным жёлобам.
4) Путём откачки воды от растений специальными насосами.
5. Как подразделяется полив по способу подачи воды на участок орошения?
1) На ручной, механизированный, витаминизированный.
2) На ручной, ножной, автоматизированный.
3) На механизированный, автоматизированный, с помощью инопланетян.
4) На ручной, механизированный, автоматизированный.
Их рабочие органы
1. Как работает дождеватель дальнеструйный навесной ДДН-70?
1) Работает позиционно по кругу или сектору с забором воды из открытых водоемов с расстоянием между ними до 100 м.
2) Работает позиционно по кругу или сектору с забором воды из дождевых облаков с расстоянием между ними до 100 м.
3) Работает позиционно по кругу или сектору с забором воды из океана.
4) Работает позиционно по кругу или сектору с забором воды из открытых водоемов с расстоянием между ними до 1000 м.
2. Назовите основные составные части дождевателя ДДН-70.*
1) Рама, навешиваемая на трактор, насос, механизм вращения ствола дождевальной машины.
2) Эжектор для заполнения насоса водой перед запуском.
3) Лебедка для опускания и подъема всасывающей линии.
4) Корчевальное оборудование, посадочные аппараты.
3. Как классифицируются машины и установки для полива и орошения?
1) По способу перескакивания, по типу разбрызгивателей (насадок).
2) По способу перемещения, по типу разбрызгивателей (насадок).
3) По способу перемещения, по типу сошников.
4) По способу перемещения, по типу семяпроводов.
4. Как подразделяются дождевальные установки по способу перемещения?
1) На стабильные, полустационарные и передвижные.
2) На стационарные, полустационарные и летающие.
3) На стационарные, полустационарные и передвижные.
4) На тракторные, автомобильные и велосипедные.
5. Как подразделяются дождевальные установки по типу разбрызгивателей (насадок)?
1) На веерные и струйные.
2) На струйные и матричные.
3) На струйные и лазерные.
4) На ветряные и дождевые.
6. Для чего предназначена передвижная насосная станция СНП-50/80?
1) Для подачи молока из коровника на маслосырзавод.
2) Для подачи топлива из бака в цилиндры двигателя.
3) Для подачи воды из загрязнённых водоисточников к дождевальным установкам или в открытую оросительную сеть.
4) Для подачи воды из открытых водоисточников к дождевальным установкам или в открытую оросительную сеть.
7. Что включает в себя насосная станция СНП-50/80?
1) Всасывающую трубу, шнек, эжектор, двигатель, нагнетательную трубу, раму с прицепом.
2) Всасывающую трубу, насос, эжектор, двигатель, нагнетательную трубу, раму с прицепом.
3) Всасывающую трубу, насос, эжектор, плужный корпус, нагнетательную трубу, раму с прицепом.
4) Всасывающую трубу, насос, эжектор, двигатель, самоварную трубу, раму с прицепом.
Дождевальных машин
1. Какие основные параметры и режимы работы машин и установок для полива и орошения Вы знаете?
1) Мощность источника энергии, расход воды, напор ветра.
2) Мощность источника энергии, норма высева семян, создаваемый напор (давление).
3) Мощность источника энергии, шаг посадки, создаваемый напор (давление).
4) Мощность источника энергии, расход воды, создаваемый напор (давление).
2. Какие параметры влияют на мощность двигателя для привода насоса?
1) Расход топлива, полный напор, коэффициенты полезного действия насоса и привода.
2) Расход воды, облачность, коэффициенты полезного действия насоса и привода.
3) Расход воды, полный напор, коэффициенты полезного действия насоса и привода.
4) Расход воды, полный напор, коэффициент полезного действия только привода.
Для защиты насаждений
1. Какие меры безопасности необходимо соблюдать персоналу во время работы с пестицидами?
1) Запрещается громко разговаривать.
2) Запрещается только принимать пищу.
3) Запрещается только пить и курить.
4) Запрещается принимать пищу, пить, курить.
2. На каком расстоянии от населенных пунктов и источников водоснабжения запрещается проводить авиоопыливание, авиоопрыскивание и аэрозольные обработки?
1) Ближе 10 метров.
2) Дальше 1000 метров.
3) Ближе 1000 метров.
4) На любом.
3. Какова общая продолжительность рабочего дня непосредственно на операциях, связанных с пестицидами?
1) 6 часов.
2) 8 часов.
3) 1 час.
4) 12 часов.
4. При каких условиях разрешается проводить опыливание и опрыскивание растений наземной аппаратурой?*
1) При скорости ветра менее 3 м/с.
2) В ранние утренние и вечерние часы, при отсутствии дождя и восходящих потоков воздуха.
3) С подветренной стороны.
4) При полной механизации приготовления рабочих жидкостей и заполнения резервуаров опрыскивателей сильнодействующими и высокотоксичными пестицидами.
5. При каких условиях может применяться аэрозольная обработка?
1) В ранние утренние и вечерние часы при отсутствии дождя и восходящих потоков воздуха.
2) В обеденный перерыв.
3) Только в безветренную погоду или при слабом ветре (до 2 м/с).
4) При ураганном ветре.
6. Какие средства индивидуальной защиты работающих с пестицидами Вы знаете?*
1) Противогазовые, противопылевые и универсальные респираторы.
2) Промышленные противогазы.
3) Резиновые перчатки и сапоги.
4) Плащи красного цвета и зонты.
7. Какие объекты должны проходить обеззараживание после работы с пестицидами?
1) Транспортные средства, аппаратура, тара, помещения и спецодежда.
2) Корчевальные машины, аппаратура, тара, помещения и спецодежда.
3) Транспортные средства, радиоаппаратура, тара, помещения и спецодежда.
4) Транспортные средства, аппаратура, лесные культуры, помещения и спецодежда.
В лесном хозяйстве
Тягово-эксплуатационные расчёты машинно-тракторных агрегатов (МТА)
1. По какой упрощенной формуле определяется сопротивление плуга?
1) .
2) .
3) .
4) .
2. По какой формуле определяется сопротивление лесопосадочной машины?
1) .
2) .
3) .
4) .
3. По какой формуле определяется сопротивление бороны?
1) .
2) .
3) .
4) .
4. Какое условие должно быть соблюдено для нормальной работы машинно-тракторных агрегатов?
1) ,
где – тяговое усилие трактора (усилие на крюке);
– сопротивление агрегата.
2) .
3) ,
где – сопротивление лошади.
4) .
5. Какие различают способы движения агрегатов?
1) Гоновые, круговые и медианные.
2) Гоновые, круговые и диагональные.
3) Гоновые, эллипсные и диагональные.
4) Гоночные, круговые и биссектрисные.
6. Какое движение агрегата называется рабочим ходом?
1) Движение с рабочими органами, находящимися в транспортном положении.
2) Движение с выключенными рабочими органами.
3) Движение с включёнными и выключенными рабочими органами.
4) Движение с включёнными рабочими органами.
7. При гоновом способе движения направление рабочих ходов обычно ...
1) параллельно трём сторонам участка.
2) перпендикулярно одной из сторон участка.
3) параллельно одной из сторон участка.
4) составляет 18ºс одной из сторон участка.
8. При круговом способе движения рабочие ходы агрегата ...
1) параллельны всем сторонам обрабатываемого участка.
2) параллельны двум сторонам обрабатываемого участка.
3) параллельны одной стороне обрабатываемого участка.
4) не параллельны ни одной из сторон обрабатываемого участка.
9. Какая цифра на рис. 5 соответствует петлевому грушевидному виду поворота тракторного агрегата?
Рис. 5. Виды поворотов тракторных агрегатов
1) 1.
2) 2.
3) 3.
4) 5.
10. Какая цифра на рис. 5 соответствует беспетлевому по окружности виду поворота тракторного агрегата?
1) 1.
2) 2.
3) 3.
4) 5.
11. Какая цифра на рис. 5 соответствует грибовидному с укороченным задним ходом виду поворота тракторного агрегата?
1) 1.
2) 2.
3) 3.
4) 5.
12. По какой формуле определяется ширина поворотной полосы для тракторных агрегатов с навесными плугами при грибовидном с удлиненным задним ходом виде поворота?
1. .
2. .
3. .
4. .
1) По 1-й.
2) По 2-й.
3) По 3-й.
4) По 4-й.
13. По какой формуле (см. вопрос 12) рассчитывается ширина поворотной полосы для тракторных агрегатов с навесными плугами при петлевом грушевидном виде поворота?
1) По 1-й.
2) По 2-й.
3) По 3-й.
4) По 4-й.
14. Что в приведённой формуле (см. вопрос 12) обозначают соответственно e, R, Bа?
1) Длина выезда, габаритная ширина, минимальный радиус поворота агрегата.
2) Минимальный радиус поворота, длина выезда, габаритная ширина агрегата.
3) Габаритная ширина агрегата, длина выезда, минимальный радиус поворота.
4) Длина выезда, минимальный радиус поворота, габаритная ширина агрегата.
15. Из чего складывается длина выезда агрегата?
1) Из кинематических длин трактора и технологической машины.
2) Из габаритных длин трактора и технологической машины.
3) Из кинематических длин трактора и автомобиля.
4) Из габаритных длин трактора и автомобиля.
16. При сплошной обработке почвы, в основном, применяют три способа движения:
1) «всвал», «вразвал», универсальный.
2) «всвал», комбикормовый, «вразвал».
3) «всвал», «вразвал», комбинированный.
4) «в самосвал», «в автобус», комбинированный.
Заключение
Дисциплина «Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве» даёт студентам основы инженерных знаний. Она включает в себя следующие разделы:
1) машины для лесного и лесопаркового хозяйства (машины и приспособления для сбора и обработки лесных семян, машины для расчистки лесных площадей, машины и орудия для основной и дополнительной обработки почвы, машины для посева семян и посадки леса и др.) и
2) технология и организация механизированных работ в лесном и лесопарковом хозяйстве (тягово-эксплуатационные расчёты и комплектование машинно-тракторных агрегатов, технологии механизированных лесохозяйственных работ).
Практикум предполагается использовать в учебном процессе на последнем этапе изучения дисциплины. До этого студент должен получить основные теоретические и практические знания, навыки и умения по механизации лесохозяйственных работ. Вопросы для самостоятельной подготовки и контроля знаний позволяют студентам глубже изучить конструктивные особенности машин и механизмов, комплектование машинно-тракторных агрегатов на предприятиях лесного хозяйства специальным навесным оборудованием.
Вопросы по каждой теме изложены в следующем порядке: задачи и способы выполнения технологической операции, лесоагротехнические требования, предъявляемые к орудиям и машинам, применяемым для этой операции, классификация машин и орудий, особенности их устройства, принцип действия и основные регулировки.
Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении высшей математики, физики, технической механики, инженерной графики, почвоведения. На неё же, в свою очередь, опирается освоение таких дисциплин как «Лесные культуры», «Лесомелиорация ландшафтов», «Лесоводство» и т.д.
Знания, умения и навыки, приобретенные студентами при изучении этой учебной дисциплины, будут востребованы для решения практических профессиональных задач.
Библиографический список
1. Винокуров, В.Н. Машины и механизмы лесного хозяйства и садово-паркового строительства: учебник для вузов / В.Н. Винокуров, Г.В. Силаев, А.А. Золотаревский; под общ. ред. В.Н. Винокурова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 400 с.
2. Силаев, Г.В. Тракторы и автомобили с основами технической механики: учебник для вузов / Г.В. Силаев. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. – 370 с.
3. Машины и механизмы лесного и садово-паркового хозяйства: справочник/ А.Ф. Алябьев, В.Н. Винокуров, А.А. Котов и др.; под ред. В.Н. Винокурова. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2009. – 468 с.
4. Силаев, Г.В. Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве: учеб. пособие / Г.В. Силаев, А.А. Котов. – М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2015. – 61 с.
5. Котов, А.А. Механизация лесохозяйственных работ: справочные материалы для курсового и дипломного проектирования / А. А. Котов. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2016. – 20 с.
Ответы
Номер раздела | 1 | |||||||||
Номер подраздела | 1.1 | 1.2 | ||||||||
Номер вопроса | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Номера правильных ответов | 1 | 3 | 4 | 2 | 2 | 4 | 3 | 1 | 2, 3 | 1 |
Номер раздела | 1 | 2 | ||||||||
Номер подраздела | 1.2 | 2.1 | 2.2 | |||||||
Номер вопроса | 9 | 10 | 11 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Номера правильных ответов | 4 | 3 | 2 | 1 | 2, 3, 4 | 3 | 4 | 2 | 1 | 3 |
Номер раздела | 2 | |||||||||
Номер подраздела | 2.2 | 2.3 | ||||||||
Номер вопроса | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Номера правильных ответов | 1 | 3 | 4 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 |
Номер раздела | 2 | |||||||||
Номер подраздела | 2.4 | 2.3 | ||||||||
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Номера правильных ответов | 1 | 3 | 4 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 2 | 3 |
Номер раздела | 2 | 3 | ||||||||
Номер подраздела | 2.4 | 2.5 | 3.1 | |||||||
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 |
Номера правильных ответов | 4 | 2, 4 | 3 | 1 | 4 | 2 | 1 | 3, 4 | 1 | 4 |
Номер раздела | 3 | |||||||||
Номер подраздела | 3.1 | 3.2 | ||||||||
Номер вопроса | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Номера правильных ответов | 2 | 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | 4 | 1 | 3 | 3 |
Номер раздела | 3 | ||||||||||
Номер подраздела | 3.2 | 3.3 | |||||||||
Номер вопроса | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Номера правильных ответов | 2 | 1 | 1 | 4 | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 |
Номер раздела | 4 | ||||||||||
Номер подраздела | 4.1 | 4.2 | 4.3 | ||||||||
Номер вопроса | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Номера правильных ответов | 4 | 2 | 1, 2, 3 | 4 | 3 | 1 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1 |
Номер раздела | 4 | ||||||||||
Номер подраздела | 4.3 | ||||||||||
Номер вопроса | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Номера правильных ответов | 3 | 4 | 3 | 1 | 2 | 4 | 3 | 4 | 4 | 2 | 2 |
Номер раздела | 4 | ||||||||||
Номер подраздела | 4.3 | 4.4 | 4.5 | ||||||||
Номер вопроса | 19 | 20 | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Номера правильных ответов | 1 | 1 | 2 | 3 | 1, 4 | 1, 2, 3, 4 | 4 | 2 | 1 | 2 | 3 |
Номер раздела | 4 | 5 | ||||||||
Номер подраздела | 4.5 | 5.1 | ||||||||
Номер вопроса | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Номера правильных ответов | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 | 1, 2, 3, 4 | 1, 2, 3, 4 | 1 | 2 | 4 |
Номер раздела | 5 | |||||||||
Номер подраздела | 5.1 | 5.2 | ||||||||
Номер вопроса | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Номера правильных ответов | 3 | 1 | 3 | 1, 2, 3, 4 | 3 | 1 | 4 | 4 | 3 | 1 |
Номер раздела | 5 | |||||||||
Номер подраздела | 5.2 | |||||||||
Номер вопроса | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
Номера правильных ответов | 2 | 1 | 4 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 1 |
Номер раздела | 5 | ||||||||||
Номер подраздела | 5.3 | 5.4 | |||||||||
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Номера правильных ответов | 1, 2, 3, 4 | 1 | 4 | 3 | 1, 2, 3, 4 | 1, 2, 3, 4 | 3 | 4 | 2 | 3 | 1 |
Номер раздела | 5 | ||||||||||
Номер подраздела | 5.4 | 5.5 | |||||||||
Номер вопроса | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Номера правильных ответов | 1 | 4 | 4 | 2 | 2 | 1 | 1, 2, 3, 4 | 4 | 1 | 1, 2 | 3 |
Номер раздела | 5 | ||||||||||
Номер подраздела | 5.5 | ||||||||||
Номер вопроса | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Номера правильных ответов | 4 | 1 | 3 | 2 | 1 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 4 |
Номер раздела | 5 | 6 | ||||||||
Номер подраздела | 5.5 | 6.1 | ||||||||
Номер вопроса | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Номера правильных ответов | 1 | 3 | 3 | 2 | 1 | 2, 3, 4 | 1 | 3 | 2 | 4 |
Номер раздела | 6 | 7 | |||||||||
Номер подраздела | 6.2 | 6.3 | 7.1 | ||||||||
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 1 | 2 | 1 | 2 |
Номера правильных ответов | 1 | 1, 2, 3 | 2 | 3 | 1 | 4 | 2 | 4 | 3 | 3 | 1 |
Номер раздела | 7 | ||||||||||
Номер подраздела | 7.1 | 7.2 | 7.3 | ||||||||
Номер вопроса | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Номера правильных ответов | 2, 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 1 | 1, 2 | 3 |
Номер раздела | 7 | ||||||||||
Номер подраздела | 7.3 | 7.4 | |||||||||
Номер вопроса | 6 | 7 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Номера правильных ответов | 1, 2, 3 | 1 | 1 | 4 | 3 | 2 | 1 | 3 | 2 | 4 | 4 |
Номер раздела | 7 | 8 | ||||||||
Номер подраздела | 7.5 | 8.1 | ||||||||
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 1 | 2 |
Номера правильных ответов | 3 | 1 | 1, 2, 3 | 2 | 1 | 3 | 4 | 1, 2 | 4 | 1, 2, 3 |
Номер раздела | 8 | 9 | |||||||||
Номер подраздела | 8.2 | 9.1 | 9.2 | ||||||||
Номер вопроса | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 4 |
Номера правильных ответов | 1, 2, 3, 4 | 1, 2, 3 | 2, 3, 4 | 1, 2, 3 | 1 | 3 | 4 | 3 | 1, 2, 3 | 1 | 1, 2, 3, 4 |
Номер раздела | 9 | 10 | |||||||||
Номер подраздела | 9.2 | 9.3 | 10.1 | ||||||||
Номер вопроса | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
Номера правильных ответов | 1, 2 | 4 | 3, 4 | 1, 2, 3 | 3 | 1, 2, 3 | 1, 2, 3 | 2 | 3 | 4 | 2 |
Номер раздела | 10 | ||||||||||
Номер подраздела | 10.1 | ||||||||||
Номер вопроса | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
Номера правильных ответов | 1 | 1 | 4 | 3 | 1 | 1 | 2 | 4 | 1 | 2 | 4 |
Номер раздела | 10 | |||||||||||
Номер подраздела | 10.1 | 10.2 | ||||||||||
Номер вопроса | 15 | 16 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Номера правильных ответов | 1 | 2, 3 | 2 | 3 | 4 | 1 | 1 | 1, 2, 3 | 1, 2, 3, 4 | 2 | 4 | 1 |
Номер раздела | 10 | |||||||||||
Номер подраздела | 10.3 | 10.4 | ||||||||||
Номер вопроса | 1 | 2 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Номера правильных ответов | 1, 2, 3, 4 | 4 | 2 | 4 | 1, 2, 3 | 1, 2, 3 | 1, 2 | 1, 2, 3 | 1 | 3 | 2 | 1, 2, 3, 4 |
Номер раздела | 10 | ||||||||||
Номер подраздела | 10.4 | 10.5 | |||||||||
Номер вопроса | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Номера правильных ответов | 1, 2, 3 | 1, 2, 3 | 1 | 1, 2, 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 4 | 1 |
Оглавление
Предисловие......................................................................................................................... ….3
Введение.................................................................................................................................... 5
1. Машины и приспособления для сбора и обработки лесных семян................................. 6
1.1. Машины и приспособления для сбора лесных семян............................................... 6
1.2. Машины и приспособления для обработки лесных семян....................................... 6
2. Машины для подготовки лесных площадей под лесокультурные работы,
для мелиоративных и дорожных работ .......................................................................... 10
2.1. Задачи и способы расчистки лесных площадей ..................................................... 10
2.2. Подборщики сучьев. Кусторезы. Ручной моторизованный инструмент............. 10
2.3. Машины для корчёвки и фрезерования пней ......................................................... 13
2.4. Машины для мелиоративных работ.......................................................................... 15
2.5. Машины и орудия для проведения планировочных, дорожных
и земляных работ........................................................................................................ 16
3. Машины для внесения удобрений.................................................................................... 17
3.1. Физико-механические свойства органических и минеральных удобрений........ 17
3.2. Классификация машин для внесения удобрений…................................................ 18
3.3. Машины для внесения органических, минеральных твердых и
жидких удобрений...................................................................................................... 20
4. Машины и орудия для основной и дополнительной обработки почвы....................... 23
4.1. Физико-механические и технологические свойства почв.
Лесоагротехнические требования, предъявляемые к орудиям и машинам
для основной обработки почвы................................................................................. 23
4.2. Способы и виды обработки почвы в лесном хозяйстве......................................... 23
4.3. Классификация машин и орудий для основной обработки почвы....................... 24
4.4. Задачи и виды дополнительной обработки почвы.
Агролесотехнические требования, предъявляемые к орудиям и машинам
для дополнительной обработки почвы..................................................................... 27
4.5. Классификация машин и орудий для дополнительной обработки почвы........... 28
5. Машины для посева семян и посадки сеянцев и саженцев........................................... 31
5.1. Лесотехнические требования, предъявляемые к посеву. Способы посева.......... 31
5.2. Классификация сеялок, их конструктивные особенности..................................... 32
5.3. Лесотехнические требования к посадке. Способы посадки.................................. 36
5.4. Классификация лесопосадочных машин.................................................................. 36
5.5. Конструкции лесопосадочных машин, рабочие органы сажалок......................... 39
6. Машины и установки для полива..................................................................................... 46
6.1. Лесотехнические требования, предъявляемые к поливу. Способы полива......... 46
6.2. Классификация машин и установок для полива и орошения, их рабочие
органы.......................................................................................................................... 47
6.3. Расчёт мощности двигателя для привода насоса дождевальных машин.............. 48
7. Машины и аппараты для защиты леса от вредителей, болезней и
сорной растительности...................................................................................................... 49
7.1. Задачи и способы защиты насаждений от вредителей, болезней и
сорной растительности............................................................................................... 49
7.2. Классификация машин и аппаратов для защиты насаждений............................... 50
7.3. Экологические требования к работе машин и аппаратов для защиты
насаждений.................................................................................................................. 50
7.4. Назначение, классификация, устройство и принцип действия
опрыскивателей.......................................................................................................... 52
7.5. Назначение, устройство и принцип действия аэрозольных генераторов
и опыливателей........................................................................................................... 54
8. Машины для рубок ухода за лесом................................................................................... 56
8.1. Назначение и виды рубок ухода за лесом................................................................ 56
8.2. Классификация машин и орудий для рубок ухода за лесом.................................. 56
9. Машины и механизмы для борьбы с лесными пожарами.............................................. 58
9.1. Виды лесных пожаров и методы их тушения.......................................................... 58
9.2. Классификация средств профилактики и тушения лесных пожаров................... 58
9.3. Пожарное авиапатрулирование и авиаоборудование для тушения лесных
пожаров.......................................................................................................................... 60
10. Использование машин, технологии механизированных работ и организация
эксплуатации машинно-тракторного парка (МТП) в лесном хозяйстве................... 61
10.1. Тягово-эксплуатационные расчёты машинно-тракторных агрегатов (МТА).... 61
10.2. Комплектование машинно-тракторных агрегатов................................................ 64
10.3. Технологии механизированных лесохозяйственных работ................................. 66
10.4. Технологии вспашки, культивации и боронования, посевных и
посадочных работ..................................................................................................... 66
10.5. Система планового технического обслуживания................................................. 68
Заключение......................................................................................................................... 70
Библиографический список.............................................................................................. 71
Ответы................................................................................................................................. 72
А.А. Котов
МАШИНЫ И МЕХАНИЗМЫ
В ЛЕСНОМ И ЛЕСОПАРКОВОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Вопросы для самостоятельной подготовки и контроля знаний
Учебное издание
Практикум для самостоятельной подготовки и контроля знаний
по дисциплине «Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве»
Москва
(С) 2017 МГТУ им. Н.Э. БАУМАНА
УДК 631.3
Рецензент: проф., д.т.н., Анатолий Александрович Шадрин
Котов А.А.
Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве. Вопросы для самостоятельной подготовки и контроля знаний. Учебное издание. Практикум для самостоятельной подготовки и контроля знаний по дисциплине «Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве» - М.: МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2017. 70 с.
Использование настоящего практикума является завершающим этапом изучения дисциплины «Машины и механизмы в лесном и лесопарковом хозяйстве». Представлены вопросы для самостоятельной подготовки и контроля знаний, которые позволят студентам глубже изучить конструктивные особенности лесохозяйственных машин и механизмов, комплектование машинно-тракторных агрегатов на предприятиях лесного хозяйства специальным навесным оборудованием. Вопросы по каждой теме изложены в следующем порядке: задачи и способы выполнения данной операции, лесоагротехнические требования, предъявляемые к орудиям и машинам, применяемым для этой операции, классификация машин и орудий, особенности их конструкции, принцип действия и основные регулировки.
Для студентов МФ МГТУ имени Н.Э. Баумана направления подготовки 35.03.01 «Лесное дело».
Рекомендовано Учебно-методической комиссией факультета лесного хозяйства, лесопромышленных технологий и садово-паркового строительства МГТУ им. Н.Э. Баумана
Котов Алексей Александрович
Дата: 2018-12-28, просмотров: 370.