МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский государственный технологический университет
Им. В.Г. Шухова
Методические указания к прохождению
Учебной практики
для студентов всех форм обучения направления
38.03.03 – Управление персоналом
Белгород
2018
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова
Кафедра социологии и управления
Утверждено
научно-методическим советом
университета
Методические указания к прохождению учебной практики
для студентов всех форм обучения направления
38.03.03 – Управление персоналом
Белгород
2018
УДК 658.3(07)
ББК 65.291.6-21я7
М54
Составитель канд. социол. наук, доц. И. В. Шавырина
канд. ист. наук, доц. О.А. Смоленская
Рецензент д-р экон. наук, проф. О.А. Комарова
М54 | Методические указания к прохождению учебной практики для студентов всех форм обучения направления 38.03.03 – Управление персоналом / сост. О.А. Смоленская, И. В. Шавырина. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2018. – 34 с. |
Методические указания к прохождению учебной практики подготовлены с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и плана учебного процесса БГТУ им. В.Г. Шухова. В издании раскрываются структура и содержание основных этапов процесса прохождения учебной практики, подготовки и сдачи отчетной документации.
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения направления 38.03.03 – Управление персоналом.
Публикуется в авторской редакции.
УДК 658.3(07)
ББК 65.291.6-21я7
© Белгородский государственный
технологический университет
(БГТУ) им. В.Г. Шухова, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .…………………………………………………............................. | 4 |
1. Организационные основы учебной практики ………………. | 6 |
2. Структура и содержание учебной практики ………………... | 7 |
3. Подготовка отчётной документации о прохождении практики и критерии оценки результатов прохождения практики………………………... | 13 |
4. Порядок оформления отчета о прохождении практики ……………….. | 15 |
4.1 Общие требования …………………………………………………........ | 15 |
4.2 Требования к нумерации страниц отчета о прохождении практики ... | 15 |
4.3 Требования к оформлению ссылок ………………………………......... | 16 |
4.4 Требования к оформлению иллюстративного материала ……………. | 16 |
4.5 Требования к оформлению приложений ……………………………… | 18 |
4.6 Требования к оформлению списка источников и литературы ………. | 19 |
Приложения …………………………………………………………………. | 20 |
Приложение 1. Образец оформления календарно-тематический план прохождения учебной практики ……………………………….. | 20 |
Приложение 2. Образец оформления дневника практики……………....... | 21 |
Приложение 3. Образец оформления титульного листа отчета о прохождении производственной практики……………..................................... | 23 |
Приложение 4. Образец оформления содержания отчета ……………….. | 24 |
Приложение 5. Образец оформления отзыва ……………………………... | 25 |
Приложение 6. Образец оформления постраничных (подстрочных) ссылок …………………………………………………………………………… | 26 |
Приложение 7. Образец оформления списка источников и литературы... | 28 |
Библиографический список ………………………………………………... | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические указания подготовлены с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) и на основе плана учебного процесса БГТУ им. В.Г. Шухова. Предназначены для студентов всех форм обучения по направлению подготовки 38.03.03 – «Управление персоналом» при прохождении учебной практики.
Учебная практика является обязательной и представляет собой вид работы, непосредственно ориентированной на профессиональную подготовку обучающихся; проводится в целях получения первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. В рамках учебной практики осуществляется практическая деятельность, направленная на закрепление полученных знаний на практике.
Учебная практика закрепляет знания, умения и навыки, полученные при изучении курсов «Основы теории управления», «Основы управления персоналом», «Экономика и социология труда», «Управление персоналом организации», «Социальная психология», «Основы информационно-аналитической работы» и других дисциплин учебного плана.
Учебная практика носит предшествующий характер для преддипломной и проектной практик, а также для таких дисциплин как «Основы кадровой политики и кадрового планирования», «Управление знаниями в организации», «Маркетинг персонала», «Тренинг управления персоналом», «Основы организации труда», «Эргономика рабочих мест», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Разработка управленческих решений», «Документационное обеспечение управления персоналом», «Методы исследования в управлении персоналом», «Управленческий учет и учет персонала» и др.
Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций:
- знание основ современной философии и концепций управления персоналом, сущности и задач, закономерностей, принципов и методов управления персоналом, умение применять теоретические положения в практике управления персоналом организации (ОПК-1);
- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения(ОПК-8);
- способность использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовность нести ответственность за их результаты (ОПК-8);
- знание основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике (ПК-1).
Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. К числу основных баз данных, информационных систем, используемых в процессе освоения дисциплины, относятся справочная правовая система Консультант Плюс, информационно-правовая система «Гарант».
По итогам учебной практики студент составляет отчет. Руководитель практики от кафедры проверяет отчет и дневник практики на полноту и соответствие техническому оформлению отчетной документации, изучает отчет и оценивает результаты. По итогам учебной практики выставляется дифференцированный зачет (зачет с оценкой).
После защиты отчет регистрируется и хранится в учебно-методическом кабинете кафедры.
Практики
На прохождение практики учебным планом предусмотрено 216 часов (6 зачетных единиц). Студенты очной формы обучения в соответствии с учебным планом проходят учебную практику в 2 семестре, заочной – в 4 семестре.
Организация проведения практики осуществляется на основе договоров с профильными организациями или практика осуществляется стационарно на базе университета в его структурных подразделениях или библиотеке.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначается руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу кафедры, и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации.
Обеспечение базы и условий для прохождения практики возлагаются на заведующего кафедрой, а руководитель практики от кафедры осуществляет непосредственное руководство, научно-методическое консультирование и контроль выполнения плана практики.
В обязанности руководителя практики от кафедры входит:
1) сбор и систематизация информации о базах-практики;
2) сотрудничество по вопросам практики с учебным отделом;
3) составление календарно-тематического плана прохождения производственной практики;
4) выдача заданий для обучающихся, выполняемых в период практики (типовые задания представлены в образце титульного листа Отчета по практике, представленного в прил. 3.);
5) контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания установленным требованиям;
6) оказание методической помощи обучающемуся при выполнении ими индивидуальных заданий;
7) проверка отчетов и дневников практики на полноту и соответствие техническому оформлению отчетной документации;
8) оценка результатов прохождения практики обучающимися;
9) регистрация и сдача отчетной документации по практике в методический кабинет кафедры.
В обязанности руководителя практики от профильной организации входит:
1) согласование индивидуальных заданий, содержания и планируемые результаты практики;
2) предоставление рабочих мест обучающимся;
3) обеспечение безопасных условий прохождения практики обучающимся, отвечающим санитарным правилам и требованиям охраны труда;
4) проведение инструктажа обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
Направление на практику оформляется приказом с указанием базы практики, закрепленной за каждым обучающимся, а также вида и сроков прохождения практики.
Обучающиеся в период практики:
1) выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
2) соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;
3) соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.
По итогам учебной практики студент составляет отчет. Руководитель практики от кафедры проверяет отчет и дневник практики на полноту и соответствие техническому оформлению отчетной документации, изучает отчет и оценивает результаты. Структура и содержание отчета и прилагаемых к нему материалов определяются программой практики.
Отчетная документация регистрируется и хранится в учебно-методическом кабинете кафедры
При оценке итогов работы студента принимается во внимание отзыв, данный ему руководителем практики от профильной организации, образец которого представлен в прил. 5).
2. Структура и содержание
Учебной практики
Процесс организации производственной практики состоит из 3 этапов: подготовительный, производственный и заключительный.
Подготовительный этап включает следующие виды работ: выбор места прохождения практики; организация практики (получение документации для прохождения практики (направление, договор, календарный план прохождения практики); участие в установочной конференции (определение целей и задач практики, ознакомление с заданиями практики); проведение инструктажа по технике безопасности.
Производственный этап производственной практики включает следующие виды работ:
- получение общих сведений об организации, основных видах деятельности организации;
- изучение основных показателей экономической деятельности организации;
- анализ организационной структуры предприятия;
- изучение структуры и функций кадровой службы организации;
- анализ нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом (кадровых документов, документов, регламентирующих работу системы управления персоналом);
- анализ основных кадровых процессов в организации;
- анализ численности и структуры персонала организации.
Заключительный этап завершает учебную практику и проводится не позднее срока, установленного графиком учебного процесса. На заключительном этапе обучающийся подготавливает и подписывает отзыв руководителя практики от организации; подготавливает дневник и отчет по практике; сдает отчетную документацию на кафедру; защищает отчет по практике. Сдача отчетной документации на кафедру осуществляется в течение первой недели сентября.
Основные виды работ на практике, включая самостоятельную работу обучающихся, в соответствии с разделами (этапами) практики представлены в табл. 1.
Таблица 1
Виды работ на практике, включая самостоятельную работу
студентов, в соответствии с разделами (этапами) практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов |
1 | Подготовительный | Выбор места прохождения практики |
Окончание табл.1
1 | 2 | 3 |
|
| Организация практики (получение документации для прохождения практики (направление, договор, календарный план прохождения практики) |
Участие в установочной конференции (определение целей и задач практики, ознакомление с заданиями практики) | ||
Проведение инструктажа по технике безопасности | ||
2 | Производственный | Получение общих сведений об организации, основных видах деятельности организации |
Анализ организационной структуры предприятия | ||
Изучение структуры и функций кадровой службы организации | ||
Анализ нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом (кадровых документов, документов, регламентирующих работу системы управления персоналом) | ||
Анализ основных кадровых процессов в организации | ||
Анализ численности и структуры персонала организации | ||
3 | Заключительный | Подготовка и подписание отзыва руководителя практики от организации |
Подготовка дневника и отчета по практике | ||
Сдача отчета на кафедру | ||
Защита отчета по практике |
Содержание заданий на учебную практику
Задание 1. Ознакомиться с основными видами деятельности предприятия (организации) и дать ее общую характеристику.
Задание 2. Представить организационную структуру управления и описать ее вид.
Задание 3. Составить схему службы управления персоналом, раскрыть функции, выполняемые сотрудниками службы.
Задание 4. Изучить и проанализировать нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом (кадровые документы, документы, регламентирующих работу системы управления персоналом).
Задание 5. Изучить динамику численного состава кадров организации за последние 3 года.
Задание 6. Провести анализ численности персонала по категориям (руководители, специалисты, рабочие), качественного состава работников по образованию, полу, возрасту.
При работе над выполнением заданий учебной практики целесообразно использовать устав организации, бизнес-план, годовые отчеты организации о производственно-хозяйственной деятельности, штатное расписание/штатную расстановку, организационные структуры подразделений подсистемы управления персоналом, Положения о подразделениях службы управления персоналом, должностные инструкции работников службы управления персоналом, схемы информационных взаимосвязей подразделений, статистические отчеты, справки и другие документы службы управления персоналом; нормативно-техническую, нормативно-методическую документацию службы управления персоналом, кадровые документы, и т.д.
В случае если практика проходит стационарно на базе университета в библиотеке студенты получают индивидуальное теоретическое задание преподавателя по изучению одной из подсистем управления персоналом (описание сущности подсистемы, основные термины и понятия, относящиеся к подсистеме, степень изученности подсистемы, список литературы).
Основной формой проведения практики являются консультации представителей предприятия и преподавателей университета, самостоятельная работа, направленная на выполнение индивидуальных заданий.
Подготовка отчетной документации о прохождении практики и критерии оценки результатов прохождения практики
По результатам учебной практики студент составляет индивидуальный письменный отчет и заполняет дневник практики.
Отчетная документация должна быть структурирована следующим образом:
1. Календарно-тематический план прохождения учебной практики (Приложение 1).
2. Дневник практики (Приложение 2).
3. Отчет.
Отчет должен содержать конкретные сведения о работе, выполненной в период практики и отражать результаты выполнения заданий, предусмотренных программой практики.
В отчет должны входить следующие структурные элементы:
1) Титульный лист (Приложение 3).
2) Содержание отчета по практике (Приложение 4).
3) Введение.
4) Основная часть, содержащая сведения о выполненных заданиях.
5) Заключение.
6) Список источников и литературы.
7) Приложения.
4. Заверенный отзыв (характеристика) руководителя практики на студента-практиканта (Приложение 5).
Во введении указывается ФИО студента-практиканта, курс, номер группы, сроки и место прохождения учебной практики. Ставится цель практики, а также перечисляются задачи, соответствующие заданиям практики.
В основной части каждое задание начинается с нового листа. Задания должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами.
В заключении студентом подводится итоги практики, которые соотносятся с заданиями (что сделано, какие результаты получены).
Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядкового номера (без знака №); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.
Защита отчета по практике (дифференцированный зачет) проводится на итоговой конференции по практике в установленный кафедрой день в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
Защита отчета по практике, как правило, состоит в коротком докладе (5-7 минут) студента и ответах на вопросы по существу отчета. Защита проводится с дифференцированной оценкой с учетом правильности ответов на вопросы и качества представленного отчета.
Основой для оценки качества компетенций, приобретенных в результате прохождения практики, является отзыв руководителя практики, дневник и отчет студента по практике.
Критерии оценки
Балл
4. Порядок оформления отчета о прохождении практики
4.1 Общие требования
Текст отчета набирается компьютерным способом – редактор MS WORD, шрифт Times New Roman размером 14 через 1,5 интервала на одной стороне стандартной белой бумаги формата А4 (210 X 297 мм). Страницы должны иметь следующие поля: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и равен 1,25 мм.
Все материалы отчета подшиваются в папку.
Отчет должен быть написан научным языком, отличаться ясностью и четкостью изложения.
Иллюстрации (таблицы, схемы, рисунки, графики и другой иллюстративный материал) должны иметь название и соответствующий номер.
Рекомендуемый объем отчета составляет 25-30 страниц машинописного текста (без учета приложений).
Требования к нумерации страниц отчета
О прохождении практики
На календарно- тематическом плане прохождения производственной практики, на дневнике практики, а также на отзыве руководителя практики на студента-практиканта нумерация не ставится.
По тексту отчета нумерация сквозная. Нумерация страниц начинается с титульного листа (по умолчанию «особый колонтитул для первой страницы»).
Страницы отчета необходимо нумеровать арабскими цифрами. Номер ставится по центру вверху страницы без точки в конце.
Каждый структурный элемент отчета должен начинаться с новой страницы.
4.3 Требования к оформлению ссылок
При написании отчета необходимо давать ссылки на авторов и источники, откуда взяты теоретические положения, выводы других исследователей, фактический материал, конкретные сведения, цифровые и другие данные. Во всех случаях требуется оформление соответствующих подстрочных ссылок.
При оформлении подстрочных ссылок следует знать, что:
- ссылки на литературу и другие источники должны быть единообразными по всему тексту работы;
- точное название книг в ссылке дается не по обложке, а по выходным данным, указанным на обороте титульного листа или на последней странице книги и включающим название города, издательства, год издания, количество страниц либо страницы, на которые ссылается автор отчета;
- подстрочные ссылки отделяются от основного текста сплошной чертой и печатаются двенадцатым шрифтом через одинарный интервал;
- ссылки выставляются автоматически, нумерация ссылок ведется на каждой страницы (начинается с первой);
- знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно над этим словом, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то - в конце;
- по отношению к знакам препинания знак ссылки ставится перед ними (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).
Образец оформления ссылок приведен в прил. 6.
4.4 Требования к оформлению иллюстративного материала
При использовании в тексте иллюстративного материала (к которому относятся рисунки, схемы, чертежи, диаграммы и т.п.) необходимо соблюдать следующие основные требования:
- каждая иллюстрация должна соответствовать тексту;
- иллюстрации, используемые в отчете, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении к отчету;
- все иллюстрации должны иметь пронумерованы арабскими цифрами и иметь сквозную нумерацию в пределах всей работы (за исключением тех случаев, когда данный вид иллюстративного материала представлен в единственном числе) и иметь следующий вид: Рисунок 1;
- каждая иллюстрация должна быть снабжена подрисуночной подписью, включающей в себя: 1) наименование иллюстративного материала (рисунок, диаграмма и т.п.); 2) порядковый номер иллюстрации (арабскими цифрами без знака №); 3) экспликацию (текст, поясняющий отдельные детали иллюстрации). Подрисуночная подпись выполняется: шрифт Times New Roman размером 12 пт. через 1 интервал, абзацный отступ отсутствует, расположение «по центру»;
Образец оформления рисунка
Рис. 1. Привлекательность профессиональной деятельности
При использовании таблиц в ходе написания отчета необходимо соблюдать следующие требования к их оформлению:
- таблицы, используемые в отчете, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении к отчету;
- над правым верхним углом таблицы помещают надпись Таблица... с указанием номера таблицы;
- таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всей работы;
- на все таблицы должны быть приведены ссылки в тексте работы. При ссылке следует писать слово «Таблица» с указанием ее номера (например, Таблица 1) без значка № перед цифрой и точки после нее;
- заголовок таблицы (отражающий ее содержание) располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце (выделение полужирное);
- таблицы (схемы, рисунки, графики, диаграммы и пр.) и их заглавие выполняются шрифтом Times New Roman размером 12 пт, междустрочный интервал 1;
- если в тексте только одна таблица, ее не нумеруют, слово «таблица» не пишут и располагают в тексте отчета (т.е. не выносят в приложение);
- в случае переноса таблицы на следующую страницу, необходимо пронумеровать графы таблицы и повторить их нумерацию на следующей странице, поместив над ней слова «Продолжение табл.» с указанием ее номера; при этом указывать заголовок таблицы не нужно;
- перечень таблиц указывают в списке иллюстративного материала.
Образец оформления таблицы
Таблица 1
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Образец оформления Календарно-тематическОГО
планА прохождения учебной практики
УТВЕРЖДАЮ
Зав. выпускающей кафедрой
____________/Гузаиров В.Ш./
«_____»______________20__ г.
Календарно-тематический
план прохождения учебной практики
с « » _____________ 201 г. по « » __________ 201 г.
Название организации: ______________________________________________
№п/п | Содержание работ | Сроки[1] |
1 | Продолжительность | 2 недели |
2 | Распределение времени практики | |
Документальное (структура) и визуальное (в пределах необходимого) ознакомление с организацией, правилами внутреннего трудового распорядка, прохождение инструктажа по технике безопасности | ||
Выполнение целей и задач практики | ||
5 | Подготовка отчётной документации о прохождении практики | |
6 | Сдача отчета на кафедру | Первая неделя сентября |
Практикант _________________ / ФИО
Руководитель практики от кафедры ___________________ / ФИО
Руководитель практики от организации ________________/ ФИО
М.П.
Приложение 2
Образец оформления ДНЕВНИКА ПРАКТИКИ
МиНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г. ШУХОВА»
(БГТУ им. В.Г. Шухова)
ДНЕВНИК
Учебной практики
студента _____________________________________________________
(ФИО полностью)
группы ______________________________________________________
Место прохождения практики __________________________________
(организация, ее юридический адрес)
Дата начала практики « » ______________ 201 г.
Дата окончания практики « » _______________ 201 г.
Руководитель практики от организации
занимаемая должность ______________ ФИО
м.п.
Руководитель практики от кафедры
уч. степень,
занимаемая должность _________________ ФИО
Белгород 201_
I. Календарный план прохождения практики
№ п/п | Наименование подразделения, где проходит практика | Вопросы программы | Календарный план | Ответственный руководитель в данном подразделении |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 |
Руководитель практики от организации _________________(подпись)
Руководитель практики от кафедры ____________________(подпись)
II. Учет работы
Дата | Выполненная работа за день | Отметки и замечания руководителя практики |
III. Рекомендации и замечания руководителя практики от организации в период прохождения студентом практики
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
I V. Список материалов, собранных студентом в период прохождения учебной практики
________________________________________________________________________________________________________________________________________
V. Предложения и выводы студента по итогам практики
________________________________________________________________________________________________________________________________________
Студент ______________________ (подпись)
Приложение 3
Образец оформления титульного листа отчета о прохождении УЧЕБНОЙ практики
МиНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. В.Г. ШУХОВА»
(БГТУ им. В.Г. Шухова)
ОТЧЕТ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………… | 3 | |
ЗАДАНИЕ 1. | ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ……… | |
ЗАДАНИЕ 2. | Анализ оргструктуры управления предприятия (организации) и ее характеристика …………………………… | |
ЗАДАНИЕ N. | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………... | ||
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….. | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………... |
Приложение 5
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ОТЗЫВА
ОТЗЫВ
РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ О РАБОТЕ СТУДЕНТА-ПРАКТИКАНТА
(Ф.И.О. студента)
Студент(ка) _______курса ___ проходил(а) учебную практику
в _______________________
с « » _____________ 201 г. по « » __________ 201 г.
За время прохождения практики[2] ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка за работу в период прохождения практики _______________________
Подпись руководителя _______________________________/ ФИО
Дата:
Приложение 6
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ ПОСТРАНИЧНЫХ
(ПОДСТРОЧНЫХ) ССЫЛОК
1) Оформление сноски на книгу без указания конкретной страницы (обычно делается в случае, если автор просто упоминает о публикации того или иного автора).
Воробьев Л.М. Стратегия и тактика управления человеческими ресурсами организации. М., 2010.
2) Оформление сноски на книгу с указанием конкретной страницы (делается, если приводится цитата, цифра, конкретный факт).
Шапиро С.А., Шатаева О.В. Основы управления персоналом в современных организациях. М., 2009. С. 120.
3) Оформление сноски на периодическое издание без указания конкретной страницы.
Козырева О. А. Концепции профессионального развития // Начальная школа плюс До и После. 2010. №5.
4) Оформление сноски на периодическое издание с указанием конкретной страницы.
Козырева О. А. Концепции профессионального развития // Начальная школа плюс До и После. 2010. №5. С. 35-39.
5) Оформление сноски на текст, цитируемый не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу.
Цит. по кн.: Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. С. 256.
6) Оформление сноски в случае, когда от текста, к которому относится сноска, нельзя совершить логический переход к сноске, поскольку из текста неясна логическая связь между ними.
См. об этом: Магура М. Управление персоналом в обучающейся организации // Управление персоналом. 2009. № 18. С. 32-38.
7) Оформление сноски в случае, когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, лишь один из многих, где подтверждается или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста.
См., например: Дружилов С.А. Методологические принципы изучения индивидуального ресурса профессионального развития и профессионализма человека. Воронеж, 2010. С. 191.
8) Оформление сноски в случае, когда нужно показать, что сноска представляет дополнительную литературу.
Окончание прил. 6
См. также: Ревайкин А. Мониторинг – инструмент наблюдения и анализа экономики // Экономист. 2013. № 2. С. 55; Жужгов И.В. Мониторинг: определение, соотношение с категориями «наблюдение» и «управление» // Сборник научных трудов юридического факультета СевКавГТУ. Ставрополь, 2010. С. 5.
9) Оформление носки, содержащей работу, более подробно освещающую затронутый в основном тексте вопрос.
Об этом более подробно см.: Азямова Л.В Нестандартные решения при работе с персоналом // Управление персоналом. 2009. № 12 (54). С. 17-25.
10) Оформление сноски в случае, если публикация неоднократно цитируется на одной странице.
Там же. С. 52.
11) В случае цитирования одной и той же работы на разных страницах в последующих ссылках название работы заменяется словами «Указ. соч.», остальные реквизиты сохраняются.
Указ. соч. С. 186.
12) Оформление сноски на электронный источник.
О координационной антинаркотической комиссии при губернаторе области: Постановление губернатора Белгородской области от 13 окт. 2003 года № 114 // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство». Информ. банк «Регион. вып. Белгородская область». URL.: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения: 18.02.2014).
ИЛИ
Щёкин Г.В. Оценка эффективности работы кадровых служб: URL.: http://biglibrary.ru/ category38/book118/part70. (Дата обращения: 18.02.2014).
Приложение 7
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ
Описание статьи из сборника
Чернов, С.С. Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд [Текст] / С. С. Чернов // сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции, Новосибирск, 17 февраля 2014 г. – Новосибирск: Центр развития науч. сотрудничества (ЦРНС), 2014. – С. 78-86.
Описание статьи из журнала
Миронов, В.А. Некоторые проблемы изменения и прекращения трудовых отношений [Текст] / В.А. Миронов // Кадровик. – 2014. – №5. – С. 23-29.
Агеев, А. Организационная культура современной корпорации [Текст] / А. Агеев, М. Грачев // Мировая экономика и международные отношения. – 2013. – № 6. – С. 43-56.
Мельник, Е. С. Проблема планирования кадрового потенциала на предприятиях [Текст] / Е. С. Мельник // Актуальные вопросы экономических наук: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). – Уфа: Лето, 2011. – С. 113-115.
Описание диссертаций
Геппер, О.В. Социальные технологии управления персоналом коммерческих организаций : дис… канд. социол. наук : 22.00.08 [Текст] / О.В. Геппер. – М.: Военный ун-т, 2011. – 135с.
или
Трунова, Л.В. Разработка и внедрение системы мотивации персонала территориально распределенной организации : дис… канд. эконом. наук : 08.00.05 [Текст] / Трунова Лариса Владимировна. – Курск: Юго-Зап. гос. ун-т., 2012. – 159с.
Описание авторефератов
Герасимова, И.В. Мотивационные механизмы управления персоналом по целям : автореф. дис. ... канд. эконом.наук : 08.00.05 [Текст] / И.В. Герасимова . – М.: Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте РФ, 2014. – 21с.
или
Барбара, А.Д. Методы и алгоритмы оценки трудового потенциала инженерно-технических работников в задачах управления персоналом : автореф. дис. ... канд. техн. наук : 05.13.10 [Текст] / Барбара Анна Дмитриевна; Сиб. гос. индустр. ун-т. – Новокузнецк, 2014. – 25с.
или
Митрофанова, А.Е. Управление кадровыми рисками в работе с персоналом организации : автореф. дис. ... канд. эконом. наук : 08.00.05 [Текст] / Александра Евгеньевна Митрофанова. – М.: Гос. ун-т упр., 2013. – 23с.
Библиографический список
1. ГОСТ Р 7.0.5-2008 СИБИД. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс] // Ре-жим доступа к изд. http://docs.cntd.ru/document/1200063713.
2. ГОСТ 7.1-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. http://www.internet-law.ru/gosts/gost/1560.
3. ГОСТ 7.82-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. http://www.internet-law.ru/gosts/gost/6789.
4. ГОСТ 2.105-95 Единая система конструкторской документации. Общие требования к текстовым документам [Электронный ресурс] // Режим доступа к изд. http://www.internet-law.ru/gosts/gost/5378.
5. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации [Электронный ресурс] : учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. – Электрон. текстовые данные. – М. : Дашков и К, 2015. – 288 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52294.html.
6. Кузнецова, И.В. Документационное обеспечение управления персоналом [Электронный ресурс] : учебное пособие / И.В. Кузнецова, Г.А. Хачатрян. – Электрон. текстовые данные. – М. : Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2014. – 220 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15713.html.
7. Оценка результатов труда персонала и результатов деятельности подразделений службы управления персоналом : учеб.-практ. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям – Упр. персоналом и Менеджмент орг. / Гос. ун-т упр. ; ред. А. Я. Кибанов. – М. : Проспект, 2013. – 64 с.
8. Управление персоналом. Теория и практика. Кадровая политика и стратегия управления персоналом / Под ред. А.Я Кибанова [Электронный ресурс] : учеб. пособие – Электрон. дан. – М. : Проспект, 2014. – 64 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/54891.
9. Управление персоналом. Теория и практика. Организация, нормирование и регламентация труда персонала / Под ред. А.Я Кибанова [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – Электрон. дан. – М. : Проспект, 2013. – 64 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/54862.
10. Управление персоналом. Теория и практика. Система управления персоналом / Под ред. А.Я. Кибанова [Электронный ресурс] : учеб. пособие. – Электрон. дан. – М. : Проспект, 2013. – 64 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/54878.
11. Янкович, Ш.А. Делопроизводство в кадровой службе [Электронный ресурс] : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Управление персоналом» / Ш.А. Янкович. – Электрон. текстовые данные. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 160 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/52462.html.
Учебное издание
Методические указания к прохождению учебной практики
для студентов всех форм обучения направления
38.03.03 – Управление персоналом
Составитель
Шавырина Ирина Валерьевна
Смоленская Оксана Алексеевна
Отпечатано в Белгородском государственном технологическом университете
им. В.Г. Шухова.
308012, г. Белгород, ул. Костюкова, 46
[1] Необходимо указать конкретные даты, исходя из сроков практики
[2]В каком объеме выполнил(а) программу практики, с какой информацией ознакомился(лась), отношение к работе, взаимоотношение с коллективом и т.д.
[3]Если издательство имеет название (Издательство «Наука», издательский дом «Новый учебник», ЗАО «ЕВРО-АДРЕС», Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», ИПЦ «ПОЛИТЕРРА» и др.), то в описании сведения о форме собственности (АО, ЗАО, ИД, ИЦ, ИПЦ, ГИЦ и др.) опускают и приводят название издательства без кавычек.
Для отлицензированных и аккредитованных издательств большинства учебных заведений, не имеющих собственных названий (Издательство Санкт-Петербургской химико-фармакологической академии, Издательство Уральского государственного университета, Издательство Белгородского государственного университета), описание приводят в частично сокращенной форме (Изд-во С.-Петерб. хим.-фармак. акад.; Изд-во Урал. гос. ун-та; Изд-во Белгор. гос. ун-та).
Если наименование издателя вошло в предыдущие области в полной форме, в данной области его можно сократить до наиболее краткой формы (СПХФА, УрГУ, БелГУ, БГТУ).
[4] При наличии информации о четырех и более лицах и (или) организациях количество приводимых сведений об ответственности определяет библиограф. В описании могут быть приведены сведения обо всех лицах и (или) организациях, указанных в источнике информации. При необходимости сократить их количество ограничиваются указанием первого из каждой группы с добавлением в квадратных скобках сокращения «и другие» [и др.] или его эквивалента на латинском языке [et al.].
[5] При отсутствии в описываемом источнике информации о месте издания приводят в квадратных скобках сокращения [б.м.], при отсутствии издательства [б.и.], года издания [б.г.].
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский государственный технологический университет
Им. В.Г. Шухова
Методические указания к прохождению
Учебной практики
для студентов всех форм обучения направления
38.03.03 – Управление персоналом
Белгород
2018
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Белгородский государственный технологический университет
им. В.Г. Шухова
Кафедра социологии и управления
Утверждено
научно-методическим советом
университета
Методические указания к прохождению учебной практики
для студентов всех форм обучения направления
38.03.03 – Управление персоналом
Белгород
2018
УДК 658.3(07)
ББК 65.291.6-21я7
М54
Составитель канд. социол. наук, доц. И. В. Шавырина
канд. ист. наук, доц. О.А. Смоленская
Рецензент д-р экон. наук, проф. О.А. Комарова
М54 | Методические указания к прохождению учебной практики для студентов всех форм обучения направления 38.03.03 – Управление персоналом / сост. О.А. Смоленская, И. В. Шавырина. – Белгород: Изд-во БГТУ, 2018. – 34 с. |
Методические указания к прохождению учебной практики подготовлены с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования и плана учебного процесса БГТУ им. В.Г. Шухова. В издании раскрываются структура и содержание основных этапов процесса прохождения учебной практики, подготовки и сдачи отчетной документации.
Методические указания предназначены для студентов всех форм обучения направления 38.03.03 – Управление персоналом.
Публикуется в авторской редакции.
УДК 658.3(07)
ББК 65.291.6-21я7
© Белгородский государственный
технологический университет
(БГТУ) им. В.Г. Шухова, 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .…………………………………………………............................. | 4 |
1. Организационные основы учебной практики ………………. | 6 |
2. Структура и содержание учебной практики ………………... | 7 |
3. Подготовка отчётной документации о прохождении практики и критерии оценки результатов прохождения практики………………………... | 13 |
4. Порядок оформления отчета о прохождении практики ……………….. | 15 |
4.1 Общие требования …………………………………………………........ | 15 |
4.2 Требования к нумерации страниц отчета о прохождении практики ... | 15 |
4.3 Требования к оформлению ссылок ………………………………......... | 16 |
4.4 Требования к оформлению иллюстративного материала ……………. | 16 |
4.5 Требования к оформлению приложений ……………………………… | 18 |
4.6 Требования к оформлению списка источников и литературы ………. | 19 |
Приложения …………………………………………………………………. | 20 |
Приложение 1. Образец оформления календарно-тематический план прохождения учебной практики ……………………………….. | 20 |
Приложение 2. Образец оформления дневника практики……………....... | 21 |
Приложение 3. Образец оформления титульного листа отчета о прохождении производственной практики……………..................................... | 23 |
Приложение 4. Образец оформления содержания отчета ……………….. | 24 |
Приложение 5. Образец оформления отзыва ……………………………... | 25 |
Приложение 6. Образец оформления постраничных (подстрочных) ссылок …………………………………………………………………………… | 26 |
Приложение 7. Образец оформления списка источников и литературы... | 28 |
Библиографический список ………………………………………………... | 33 |
ВВЕДЕНИЕ
Настоящие методические указания подготовлены с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (уровень бакалавриата) и на основе плана учебного процесса БГТУ им. В.Г. Шухова. Предназначены для студентов всех форм обучения по направлению подготовки 38.03.03 – «Управление персоналом» при прохождении учебной практики.
Учебная практика является обязательной и представляет собой вид работы, непосредственно ориентированной на профессиональную подготовку обучающихся; проводится в целях получения первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. В рамках учебной практики осуществляется практическая деятельность, направленная на закрепление полученных знаний на практике.
Учебная практика закрепляет знания, умения и навыки, полученные при изучении курсов «Основы теории управления», «Основы управления персоналом», «Экономика и социология труда», «Управление персоналом организации», «Социальная психология», «Основы информационно-аналитической работы» и других дисциплин учебного плана.
Учебная практика носит предшествующий характер для преддипломной и проектной практик, а также для таких дисциплин как «Основы кадровой политики и кадрового планирования», «Управление знаниями в организации», «Маркетинг персонала», «Тренинг управления персоналом», «Основы организации труда», «Эргономика рабочих мест», «Мотивация и стимулирование трудовой деятельности», «Разработка управленческих решений», «Документационное обеспечение управления персоналом», «Методы исследования в управлении персоналом», «Управленческий учет и учет персонала» и др.
Процесс прохождения практики направлен на формирование следующих компетенций:
- знание основ современной философии и концепций управления персоналом, сущности и задач, закономерностей, принципов и методов управления персоналом, умение применять теоретические положения в практике управления персоналом организации (ОПК-1);
- владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, способность отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения(ОПК-8);
- способность использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовность нести ответственность за их результаты (ОПК-8);
- знание основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике (ПК-1).
Для обучающихся обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам. К числу основных баз данных, информационных систем, используемых в процессе освоения дисциплины, относятся справочная правовая система Консультант Плюс, информационно-правовая система «Гарант».
По итогам учебной практики студент составляет отчет. Руководитель практики от кафедры проверяет отчет и дневник практики на полноту и соответствие техническому оформлению отчетной документации, изучает отчет и оценивает результаты. По итогам учебной практики выставляется дифференцированный зачет (зачет с оценкой).
После защиты отчет регистрируется и хранится в учебно-методическом кабинете кафедры.
Организационные основы учебной
Практики
На прохождение практики учебным планом предусмотрено 216 часов (6 зачетных единиц). Студенты очной формы обучения в соответствии с учебным планом проходят учебную практику в 2 семестре, заочной – в 4 семестре.
Организация проведения практики осуществляется на основе договоров с профильными организациями или практика осуществляется стационарно на базе университета в его структурных подразделениях или библиотеке.
Для руководства практикой, проводимой в профильной организации, назначается руководитель (руководители) практики из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу кафедры, и руководитель (руководители) практики из числа работников профильной организации.
Обеспечение базы и условий для прохождения практики возлагаются на заведующего кафедрой, а руководитель практики от кафедры осуществляет непосредственное руководство, научно-методическое консультирование и контроль выполнения плана практики.
В обязанности руководителя практики от кафедры входит:
1) сбор и систематизация информации о базах-практики;
2) сотрудничество по вопросам практики с учебным отделом;
3) составление календарно-тематического плана прохождения производственной практики;
4) выдача заданий для обучающихся, выполняемых в период практики (типовые задания представлены в образце титульного листа Отчета по практике, представленного в прил. 3.);
5) контроль за соблюдением сроков проведения практики и соответствием ее содержания установленным требованиям;
6) оказание методической помощи обучающемуся при выполнении ими индивидуальных заданий;
7) проверка отчетов и дневников практики на полноту и соответствие техническому оформлению отчетной документации;
8) оценка результатов прохождения практики обучающимися;
9) регистрация и сдача отчетной документации по практике в методический кабинет кафедры.
В обязанности руководителя практики от профильной организации входит:
1) согласование индивидуальных заданий, содержания и планируемые результаты практики;
2) предоставление рабочих мест обучающимся;
3) обеспечение безопасных условий прохождения практики обучающимся, отвечающим санитарным правилам и требованиям охраны труда;
4) проведение инструктажа обучающихся по ознакомлению с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, а также правилами внутреннего трудового распорядка.
Направление на практику оформляется приказом с указанием базы практики, закрепленной за каждым обучающимся, а также вида и сроков прохождения практики.
Обучающиеся в период практики:
1) выполняют индивидуальные задания, предусмотренные программой практики;
2) соблюдают правила внутреннего трудового распорядка;
3) соблюдают требования охраны труда и пожарной безопасности.
По итогам учебной практики студент составляет отчет. Руководитель практики от кафедры проверяет отчет и дневник практики на полноту и соответствие техническому оформлению отчетной документации, изучает отчет и оценивает результаты. Структура и содержание отчета и прилагаемых к нему материалов определяются программой практики.
Отчетная документация регистрируется и хранится в учебно-методическом кабинете кафедры
При оценке итогов работы студента принимается во внимание отзыв, данный ему руководителем практики от профильной организации, образец которого представлен в прил. 5).
2. Структура и содержание
Учебной практики
Процесс организации производственной практики состоит из 3 этапов: подготовительный, производственный и заключительный.
Подготовительный этап включает следующие виды работ: выбор места прохождения практики; организация практики (получение документации для прохождения практики (направление, договор, календарный план прохождения практики); участие в установочной конференции (определение целей и задач практики, ознакомление с заданиями практики); проведение инструктажа по технике безопасности.
Производственный этап производственной практики включает следующие виды работ:
- получение общих сведений об организации, основных видах деятельности организации;
- изучение основных показателей экономической деятельности организации;
- анализ организационной структуры предприятия;
- изучение структуры и функций кадровой службы организации;
- анализ нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом (кадровых документов, документов, регламентирующих работу системы управления персоналом);
- анализ основных кадровых процессов в организации;
- анализ численности и структуры персонала организации.
Заключительный этап завершает учебную практику и проводится не позднее срока, установленного графиком учебного процесса. На заключительном этапе обучающийся подготавливает и подписывает отзыв руководителя практики от организации; подготавливает дневник и отчет по практике; сдает отчетную документацию на кафедру; защищает отчет по практике. Сдача отчетной документации на кафедру осуществляется в течение первой недели сентября.
Основные виды работ на практике, включая самостоятельную работу обучающихся, в соответствии с разделами (этапами) практики представлены в табл. 1.
Таблица 1
Виды работ на практике, включая самостоятельную работу
студентов, в соответствии с разделами (этапами) практики
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды работы на практике, включая самостоятельную работу студентов |
1 | Подготовительный | Выбор места прохождения практики |
Окончание табл.1
1 | 2 | 3 |
|
| Организация практики (получение документации для прохождения практики (направление, договор, календарный план прохождения практики) |
Участие в установочной конференции (определение целей и задач практики, ознакомление с заданиями практики) | ||
Проведение инструктажа по технике безопасности | ||
2 | Производственный | Получение общих сведений об организации, основных видах деятельности организации |
Анализ организационной структуры предприятия | ||
Изучение структуры и функций кадровой службы организации | ||
Анализ нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом (кадровых документов, документов, регламентирующих работу системы управления персоналом) | ||
Анализ основных кадровых процессов в организации | ||
Анализ численности и структуры персонала организации | ||
3 | Заключительный | Подготовка и подписание отзыва руководителя практики от организации |
Подготовка дневника и отчета по практике | ||
Сдача отчета на кафедру | ||
Защита отчета по практике |
Содержание заданий на учебную практику
Задание 1. Ознакомиться с основными видами деятельности предприятия (организации) и дать ее общую характеристику.
Задание 2. Представить организационную структуру управления и описать ее вид.
Задание 3. Составить схему службы управления персоналом, раскрыть функции, выполняемые сотрудниками службы.
Задание 4. Изучить и проанализировать нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом (кадровые документы, документы, регламентирующих работу системы управления персоналом).
Задание 5. Изучить динамику численного состава кадров организации за последние 3 года.
Задание 6. Провести анализ численности персонала по категориям (руководители, специалисты, рабочие), качественного состава работников по образованию, полу, возрасту.
При работе над выполнением заданий учебной практики целесообразно использовать устав организации, бизнес-план, годовые отчеты организации о производственно-хозяйственной деятельности, штатное расписание/штатную расстановку, организационные структуры подразделений подсистемы управления персоналом, Положения о подразделениях службы управления персоналом, должностные инструкции работников службы управления персоналом, схемы информационных взаимосвязей подразделений, статистические отчеты, справки и другие документы службы управления персоналом; нормативно-техническую, нормативно-методическую документацию службы управления персоналом, кадровые документы, и т.д.
В случае если практика проходит стационарно на базе университета в библиотеке студенты получают индивидуальное теоретическое задание преподавателя по изучению одной из подсистем управления персоналом (описание сущности подсистемы, основные термины и понятия, относящиеся к подсистеме, степень изученности подсистемы, список литературы).
Основной формой проведения практики являются консультации представителей предприятия и преподавателей университета, самостоятельная работа, направленная на выполнение индивидуальных заданий.
Подготовка отчетной документации о прохождении практики и критерии оценки результатов прохождения практики
По результатам учебной практики студент составляет индивидуальный письменный отчет и заполняет дневник практики.
Отчетная документация должна быть структурирована следующим образом:
1. Календарно-тематический план прохождения учебной практики (Приложение 1).
2. Дневник практики (Приложение 2).
3. Отчет.
Отчет должен содержать конкретные сведения о работе, выполненной в период практики и отражать результаты выполнения заданий, предусмотренных программой практики.
В отчет должны входить следующие структурные элементы:
1) Титульный лист (Приложение 3).
2) Содержание отчета по практике (Приложение 4).
3) Введение.
4) Основная часть, содержащая сведения о выполненных заданиях.
5) Заключение.
6) Список источников и литературы.
7) Приложения.
4. Заверенный отзыв (характеристика) руководителя практики на студента-практиканта (Приложение 5).
Во введении указывается ФИО студента-практиканта, курс, номер группы, сроки и место прохождения учебной практики. Ставится цель практики, а также перечисляются задачи, соответствующие заданиям практики.
В основной части каждое задание начинается с нового листа. Задания должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего отчета и обозначаться арабскими цифрами.
В заключении студентом подводится итоги практики, которые соотносятся с заданиями (что сделано, какие результаты получены).
Приложения должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение», его порядкового номера (без знака №); оно должно иметь тематический заголовок, отражающий содержание данного приложения.
Защита отчета по практике (дифференцированный зачет) проводится на итоговой конференции по практике в установленный кафедрой день в соответствии с календарным графиком учебного процесса.
Защита отчета по практике, как правило, состоит в коротком докладе (5-7 минут) студента и ответах на вопросы по существу отчета. Защита проводится с дифференцированной оценкой с учетом правильности ответов на вопросы и качества представленного отчета.
Основой для оценки качества компетенций, приобретенных в результате прохождения практики, является отзыв руководителя практики, дневник и отчет студента по практике.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 221.