Глава 7. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Статья 43. Действие коллективного договора

 

Комментарий к статье 43

 

1. Коллективный договор является актом срочного действия, он по усмотрению сторон может заключаться на любой срок, не превышающий трех лет.

2. Дата вступления коллективного договора в силу определяется сторонами и не зависит от каких бы то ни было обстоятельств (например, от проведения уведомительной регистрации), за исключением волеизъявления сторон.

Стороны могут обусловить вступление коллективного договора в силу:

а) самим фактом подписания договора;

б) наступлением определенной календарной даты;

в) наступлением определенного события.

3. Сторонам предоставлено право продлевать действие коллективного договора на срок не более 3 лет. Такое решение должно быть принято по соглашению сторон.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает право сторон неоднократно продлевать действие коллективного договора, что согласуется с практикой социального партнерства, сложившейся как в нашей стране, так и за рубежом.

4. Действие коллективного договора по кругу лиц определяется уровнем его заключения.

Коллективный договор, заключаемый работодателем и работниками организации (индивидуального предпринимателя), распространяется на всех работников организации (индивидуального предпринимателя) независимо от членства в профсоюзе и других обстоятельств, в том числе режима работы, характера трудовой связи. В частности, коллективный договор распространяется на совместителей, надомников, работников, заключивших срочный трудовой договор. Аналогично коллективный договор, заключенный в обособленном структурном подразделении, распространяется на всех работников соответствующего структурного подразделения.

Коллективный договор распространяется также на работников, поступивших на работу после его заключения.

Трудовой кодекс не предусматривает специальных правил о действии коллективного договора в отношении руководителя организации. В связи с двойственным положением руководителя, который одновременно является работником и выступает представителем работодателя на коллективных переговорах, вопрос о распространении на него всех или некоторых положений коллективного договора должен решаться сторонами при заключении коллективного договора.

5. Изменение наименования организации, типа государственного или муниципального учреждения, увольнение руководителя, подписавшего от имени работодателя коллективный договор, а также реорганизация в форме преобразования не влияют на судьбу коллективного договора. Его действие сохраняется.

6. При смене формы собственности организации и реорганизации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор действует лишь в течение своеобразного гарантийного периода - до окончания реорганизации или в течение 3 месяцев с момента перехода прав собственности. При этом не имеет значения установленный по соглашению сторон срок действия коллективного договора. Например, коллективный договор заключен 15 января 2015 г. сроком на 3 года, следовательно, датой окончания его действия будет 15 января 2018 г. Однако в марте 2016 г. (т.е. задолго до окончания срока действия коллективного договора) началась реорганизация в форме разделения. В такой ситуации коллективный договор сохранит свое действие лишь на период проведения реорганизации, после внесения в реестр юридических лиц новых юридических лиц и исключения из него разделившейся организации договор утратит силу.

7. Особые правила установлены для приватизируемых предприятий. Статья 17 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" среди социальных гарантий работникам открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, называет и гарантии сохранения действия коллективного договора, заключенного приватизируемым унитарным предприятием.

Открытые акционерные общества, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации.

По истечении 3 месяцев со дня государственной регистрации открытого акционерного общества его работники (представители работников), совет директоров (наблюдательный совет) или исполнительный орган открытого акционерного общества могут предложить пересмотреть положения действующего или заключить новый коллективный договор.

8. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие на весь период деятельности ликвидационной комиссии.

 

Статья 44. Изменение и дополнение коллективного договора

 

Комментарий к статье 44

 

Изменение и дополнение коллективного договора может осуществляться либо в процессе проведения коллективных переговоров, т.е. по правилам его заключения (ст. 37 ТК), либо в порядке, установленном самим коллективным договором.

Выбор одного из двух предлагаемых рассматриваемой нормой вариантов осуществляется представителями сторон. Это может быть сделано при заключении коллективного договора или при обсуждении вопроса о необходимости внесения в него изменений.

Очевидно, серьезные изменения, касающиеся принципиальных вопросов, таких, как система оплаты и стимулирования труда, социальная программа организации, порядок индексации заработной платы, целесообразно вносить после проведения коллективных переговоров. Незначительные дополнения (изменения) могут быть внесены по согласованию между представителями сторон без коллективных переговоров.

На практике некоторые социальные партнеры поручают комиссии по ведению коллективных переговоров контролировать выполнение коллективного договора и по мере необходимости вносить в него изменения и дополнения.

 

Статья 45. Соглашение. Виды соглашений

 

Комментарий к статье 45

 

1. В определении понятия соглашения подчеркивается его регулятивное значение, указывается, что это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения.

К сожалению, законодателю не удалось последовательно провести эту идею: в ч. 5 - 7 ст. 45 при определении значения конкретных видов соглашений упоминается лишь установление принципов регулирования социально-трудовых отношений.

2. Соглашение в отличие от коллективного договора заключается на других уровнях социального партнерства - федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном. При этом соглашения могут носить общий характер и охватывать всех (большинство) работодателей и работников соответствующего территориального образования или являться отраслевыми (межотраслевыми).

3. Соглашение заключается работодателями, объединенными в рамках отрасли, региона, территории. Их интересы на коллективных переговорах представляют объединения работодателей, иные представители работодателей.

В том случае, когда соглашение содержит обязательства, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, оно должно заключаться с обязательным участием соответствующих органов государственной власти или органов местного самоуправления. При этом указанные органы выступают стороной соглашения, т.е. являются представителями работодателя.

Другой стороной соглашений выступают работники, занятые у данных работодателей. Представителями работников являются соответствующие профсоюзы и их объединения.

4. В отличие от коллективного договора, соглашение наряду с социально-трудовыми может регулировать и экономические отношения. Это понятие в ст. 45 не раскрыто. Практика заключения соглашений позволяет выделить общие обязательства сторон по обеспечению устойчивого экономического развития конкретной отрасли. Очевидно, соответствующие положения можно рассматривать как направленные на упорядочение экономических отношений.

5. Соглашение должно заключаться в пределах компетенции представителей сторон и не может содержать положений, которые выходят за рамки предоставленных им полномочий. Это правило относится главным образом к представителям работодателей, поскольку они от лица работодателей принимают на себя обязательства по обеспечению установленных соглашением (главным образом, отраслевым и территориальным) условий труда.

6. Соглашения в зависимости от уровня и состава участников могут быть генеральными, межрегиональными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, межрегиональном, региональном и территориальном уровнях.

Региональные законы о социальном партнерстве определяют виды соглашений, заключаемых в соответствующем субъекте РФ, и их содержание.

7. Соглашения могут быть двусторонними - заключаемыми работодателями и профессиональными союзами (объединениями профсоюзов) и трехсторонними - заключаемыми с участием органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. Вид соглашения определяется по согласованию между представителями работников и работодателей. На практике основную часть отраслевых соглашений федерального уровня составляют двухсторонние соглашения, а региональные и территориальные соглашения, как правило, заключаются на трехсторонней основе.

8. По выбору сторон могут заключаться иные соглашения, например профессиональные.

Следует отметить, что ч. 10 комментируемой статьи предусматривает возможность заключения соглашений на любом уровне социального партнерства, т.е. в современных условиях допустимы и соглашения на локальном уровне, однако в этом случае они должны быть посвящены "отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений".

9. Федеральным законом от 24.11.2014 N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в комментируемую статью внесено очень важное дополнение. Оно касается трехсторонних соглашений, которые заключаются с участием органов государства или местного самоуправления. На каждом уровне социального партнерства (федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном) может заключаться только одно трехстороннее соглашение. Такое правовое регулирование учитывает своеобразный "программный" характер указанных соглашений, определяющих по сложившейся практике не только и не столько конкретные условия труда, сколько общие обязательства по развитию экономики региона или территории, обеспечению занятости, достижению определенного уровня оплаты труда и т.п.

 

Статья 46. Содержание и структура соглашения

 

Комментарий к статье 46

 

1. Определение содержания соглашения и его структуры - прерогатива представителей работников и работодателей. Они в соответствии с положениями Конвенции МОТ N 98 свободно выбирают вопросы для обсуждения. Однако свобода выбора вопросов для обсуждения и включения в соглашения небезгранична.

Во-первых, она ограничивается кругом общественных отношений, которые регулируются трудовым законодательством, и общественных отношений, выходящих за пределы предмета трудового права, но связанных с социальным обслуживанием работников в широком смысле слова.

Соглашения достаточно часто содержат дополнительные льготы и преимущества для работников в сфере социального страхования, пенсионного обеспечения, предоставления жилья, создания условий для оздоровления, занятия спортом, художественной самодеятельностью и т.п.

Во-вторых, при определении содержания соглашения необходимо учитывать общие правила соотношения различных источников трудового права. Согласно ст. 9 ТК соглашения не могут содержать условия, снижающие уровень прав и гарантий работников, предусмотренный трудовым законодательством.

В-третьих, ограничителем выступает компетенция работодателя по установлению условий труда. Например, ряд вопросов в соответствии с Конституцией РФ и Трудовым кодексом решается на федеральном уровне органами государственной власти путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов, т.е. не подлежит договорному регулированию. К нему относятся: установление порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров; установление единого порядка заключения, изменения и расторжения трудовых договоров; установление единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; установление порядка и условий материальной ответственности сторон трудового договора; установление видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения и др. (ст. 37 Конституции РФ, ст. 6 ТК).

2. Свобода сторон ограничена и специальным указанием законодателя на обязательность определения срока действия соглашения и порядка осуществления контроля за его выполнением. Такое указание направлено на определенность правового положения как социальных партнеров, заключивших соглашение, так и работников, на которых распространяется его действие. Кроме того, законодатель подчеркивает не только необходимость осуществления контроля как такового, но и установление порядка проведения контрольных мероприятий.

3. Часть 2 комментируемой статьи приводит примерный перечень вопросов, которые могут найти отражение в соглашении.

Традиционно в отраслевые соглашения, которые являются наиболее распространенными, включаются положения: о создании условий для устойчивого развития отрасли (обязательства в области производственных и экономических отношений); об обеспечении занятости; об оплате труда; об охране труда и здоровья; о социальных льготах, гарантиях и компенсациях; о гарантиях профсоюзной деятельности и социального партнерства; о контроле за выполнением соглашения и ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

4. Важно отметить, что с недавних пор законодатель рекомендует обращать внимание на вопросы подготовки и дополнительного профессионального образования работников и дополнительное пенсионное страхование.

 

Статья 47. Порядок разработки проекта соглашения и заключения соглашения

 

Комментарий к статье 47

 

1. Содержание и структура соглашения определяются в ходе коллективных переговоров.

2. Помимо общих правил проведения коллективных переговоров, предусмотренных ст. 37 ТК (в том числе касающихся создания единого представительного органа), стороны могут установить дополнительные процедуры согласования, утверждения соглашения.

С обсуждения этого вопроса целесообразно начать работу комиссии по ведению коллективных переговоров (комиссии по регулированию социально-трудовых отношений). Она устанавливает, в каком порядке, как часто будут проводиться заседания комиссии, будет ли вестись протокол. На первом заседании комиссии по ведению коллективных переговоров может быть определен и регламент ее работы: последовательность обсуждения вопросов, порядок обсуждения и принятия решения (регламент комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждается заранее - сразу же после создания соответствующей комиссии).

3. Комиссия определяет также срок разработки проекта соглашения и порядок его подписания представителями сторон, степень участия в обсуждении проекта представителей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

4. Особое внимание законодатель уделяет согласованию государственных интересов с интересами социальных партнеров. Это проявляется в установлении сроков заключения соглашений, финансовое обеспечение выполнения которых осуществляется за счет средств федерального бюджета. Такие соглашения могут заключаться и часто заключаются между работниками и работодателями в сфере здравоохранения, образования, культуры, науки, транспорта, связи, энергетики, других отраслей.

При финансовом обеспечении выполнения обязательств соглашения за счет средств федерального бюджета соглашения должны заключаться, как правило, до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. При финансовом обеспечении за счет средств регионального или территориального бюджетов соглашения должны заключаться, как правило, до принятия соответствующих бюджетов.

5. Комментируемая статья ориентирует стороны соглашений на максимальный учет интересов друг друга и разрешение разногласий путем переговоров. При этом переговоры по заключению соглашений должны завершиться в трехмесячный срок (при заключении генерального соглашения - в шестимесячный срок). Неурегулированные разногласия фиксируются в протоколе разногласий и разрешаются путем продолжения переговоров либо в процедуре коллективного трудового спора, т.е. установлен порядок, аналогичный порядку заключения коллективного договора.

6. В целях привлечения к участию в коллективных переговорах максимального числа работодателей, осуществляющих деятельность в данной отрасли, регионе, территории, законодателем предусмотрена обязанность распространения информации о начале коллективных переговоров по заключению соглашения в средствах массовой информации. Эта обязанность возложена на комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (ведению коллективных переговоров). Одновременно работодатели, не являющиеся членами объединения, которое вступило в коллективные переговоры, могут быть извещены об их начале в индивидуальном порядке.

Такая информация направляется им с целью привлечения к участию в системе социального партнерства. Они могут вступить в члены соответствующего объединения работодателей или присоединиться к коллективным переговорам, не вступая в объединение. При этом формы участия в коллективных переговорах определяются объединением работодателей.

При получении уведомления работодатель обязан проинформировать выборный орган первичной профсоюзной организации, т.е. решение об участии в коллективных переговорах о заключении соглашения принимается не только работодателем.

7. Соглашение должно быть подписано представителями сторон.

 

Статья 48. Действие соглашения

 

Комментарий к статье 48

 

1. Соглашение является актом срочного действия, оно по усмотрению сторон может заключаться на любой срок, не превышающий трех лет.

2. Дата вступления соглашения в силу определяется сторонами и не зависит от каких бы то ни было обстоятельств (например, от проведения уведомительной регистрации), за исключением волеизъявления сторон. Как правило, соглашение вступает в силу с момента его подписания.

3. Сторонам предоставлено право продлить действие соглашения один раз на срок не более трех лет. Такое решение должно быть принято по соглашению сторон.

4. Действие соглашения по кругу лиц определяется в зависимости от нескольких критериев. Во-первых, от членства работодателей в объединении, которое заключило соответствующее соглашение.

Члены объединения работодателей выполняют заключенное соглашение в силу своего членства в объединении. К ним приравниваются работодатели, которые являются членами объединений работодателей или иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Такое уточнение учитывает сложную структуру общероссийских объединений работодателей и возможность так называемого коллективного членства.

Для того чтобы предотвратить возможность злоупотребления правами члена соответствующего объединения работодателей и ориентировать работодателей на ответственное отношение к взаимодействию с профессиональными союзами (их объединениями), Кодекс устанавливает, что прекращение членства в объединении работодателей в период действия соглашения не освобождает работодателя от выполнения его условий. Равно и работодатель, вступивший в объединение после того, как было заключено соглашение, обязан соблюдать его положения.

Во-вторых, работодатели могут уполномочить объединение, членами которого они не являются, заключить соглашение от их имени. Однако порядка и условий такой передачи полномочий законодатель не предусматривает. Очевидно, они должны устанавливаться по соглашению между работодателем и соответствующим объединением.

В-третьих, соглашение обязательно для работодателей, которые добровольно к нему присоединились.

В-четвертых, соглашение должно выполняться работодателями, на которых оно было распространено в порядке, установленном ч. 7 - 9 ст. 48.

5. Комментируемая статья предусматривает распространение соглашения на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления лишь в пределах принятых ими на себя обязательств. Эта норма совершенно верно отражает правовое положение третьей стороны соглашений: участвующие в заключении соглашений органы исполнительной власти или органы местного самоуправления (если они не являются работодателями) выполняют особую роль, которая заключается в оказании социальным партнерам содействия, организационной помощи, учета при определении содержания соглашения интересов государства и общества в целом. Соответственно, они не могут и не должны нести обязательства по выполнению соглашения (кстати, и стороной коллективного трудового спора они не признаются).

6. Статья 48 предусматривает и правила определения действия соглашений в отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий. Как следует из ст. 34 ТК, соглашение с участием таких работодателей может заключаться от их имени государственным органом или органом местного самоуправления. Поскольку такое представительство предусмотрено законом, заключенное указанными представителями соглашение распространяется на соответствующих работодателей. Таким регулированием еще раз подчеркивается возможность заключения соглашений не только объединениями работодателей, но и государственными органами и органами местного самоуправления.

7. Действие соглашения в отношении работников определяется с учетом его распространения на работодателя, с которым они состоят в трудовых отношениях. Исходя из того, что обязательства по соглашению возлагаются на работодателя, законодатель в качестве критерия распространения действия соглашения на работников избрал наличие трудовой связи с работодателем, связанным такими обязательствами, а не другие обстоятельства, например членство в профсоюзе, принимавшем участие в заключении соглашения.

8. Часть 6 комментируемой статьи содержит коллизионную норму на тот случай, когда на работников распространяется сразу несколько соглашений, например отраслевое соглашение, заключенное на федеральном уровне, и территориальное соглашение. В такой ситуации для применения необходимо избрать положения, наиболее благоприятные для работников. Установленная коллизионная норма основана на общем принципе построения системы источников трудового права - принципе неухудшения положения работника.

9. После заключения соглашения (как правило, отраслевого (межотраслевого)) к нему могут присоединиться любые работодатели. Такое присоединение оформляется соглашением сторон - работодателей и профсоюзов, желающих распространить действие соглашения на соответствующие организации. Присоединение к соглашению - добровольная процедура.

10. При заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности. Немаловажная роль отводится социальным партнерам, которые заключили соответствующее соглашение. Именно они выступают с предложением о присоединении к заключенному соглашению. До публикации предложения о присоединении должно быть опубликовано само соглашение, т.е. работодатели должны иметь возможность ознакомиться с содержанием данного правового акта.

11. Порядок опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению утвержден Приказом Минтруда России от 12.11.2015 N 860н "Об утверждении порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению".

12. Для решения вопроса о добровольном присоединении к отраслевому соглашению отводится 30 календарных дней.

Если работодатель (работодатели) не ответил в течение 30 дней или согласился присоединиться к заключенному отраслевому соглашению, соглашение считается распространенным на него с момента официального опубликования предложения о присоединении.

Если работодатель в этот срок направил мотивированный отказ присоединиться к соглашению (отказ должен быть представлен в письменной форме), вопрос о распространении на него соглашения может быть решен после проведения консультаций между сторонами отраслевого соглашения, работодателем, отказавшимся присоединиться к нему, выборным органом первичной профсоюзной организации, действующим у данного работодателя, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда.

13. Изложенная схема решения вопроса о присоединении к соглашению (или распространении его действия) дополняется необходимостью проведения работодателем консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации. Протокол таких консультаций должен быть приложен к письменному мотивированному отказу от присоединения к отраслевому соглашению. Процедура консультаций определяется по соглашению между работодателем и выборным органом первичной профсоюзной организации.

Если в организации (у индивидуального предпринимателя) нет профсоюзной организации, работодатель указывает это в отказе, направляемом в Минтруд России. В том случае, когда работники соответствующего работодателя объединены в несколько профсоюзных организаций, консультации проводятся с единым представительным органом, созданным в порядке, предусмотренном ст. 37 ТК, наиболее представительной первичной профсоюзной организацией либо организацией, избранной общим собранием (конференцией).

14. Направление работодателем мотивированного отказа от присоединения к отраслевому соглашению, как уже отмечалось, не означает, что соглашение не будет на него распространено. Часть 9 комментируемой статьи предусматривает, что соответствующий орган исполнительной власти может провести дополнительные консультации с участием всех заинтересованных сторон. При этом социальные партнеры (как стороны заключенного соглашения, так и работодатель, отказавшийся присоединиться, и профсоюзная организация, объединяющая его работников) не могут уклониться от участия в этих консультациях. Цель таких консультаций заключается в оценке реальных возможностей работодателя выполнять отраслевое соглашение и принятии решения о его распространении на основании объективного и всестороннего изучения всех обстоятельств. В настоящее время процедура консультаций, механизм реализации соответствующих прав и обязанностей, форма решения о распространении (частичном распространении) отраслевого соглашения на работодателя, не принимавшего участия в его заключении, не предусмотрены.

15. Надо подчеркнуть, что комментируемая статья допускает распространение только отраслевых соглашений, заключенных на федеральном уровне. По отношению к другим соглашениям механизм, предусмотренный ч. 7 - 9 ст. 48, применяться не должен. Вместе с тем широко распространилась практика закрепления в законах субъектов Российской Федерации о социальном партнерстве аналогичных правил по отношению к соглашениям, заключаемым на региональном уровне.

16. Все соглашения, как следует из положения ч. 10 комментируемой статьи, подлежат опубликованию. По всей видимости, публикация должна производиться в официальных изданиях. Порядок опубликования соглашений (за исключением отраслевых, заключенных на федеральном уровне) должны определить стороны.

17. В соглашение могут быть включены специальные правила приостановления действия отдельных его положений в отношении работодателя, который по объективным причинам не может выполнить тех или иных его требований. Важно отметить, что норма ч. 7 комментируемой статьи устанавливает пределы усмотрения социальных партнеров, принимающих решение о приостановлении действия некоторых положений соглашения в отношении работодателя, обратившегося с соответствующим предложением. Во-первых, предложение должно исходить не только от самого работодателя, но и от представителя занятых у него работников. Во-вторых, оно должно быть мотивированным. Очевидно, работодатель должен обосновать невозможность выполнения требований некоторых положений соглашения объективными обстоятельствами, в числе которых законодатель указывает причины экономического, технологического и организационного характера. Надо признать, что применение конкретной технологии и/или организации производства (оказания услуг) вряд ли может повлечь невозможность выполнения отраслевого, регионального и другого соглашения. Скорее речь должна идти о специфике экономического и финансового положения работодателя в тот или иной период времени. В-третьих, приостановление может касаться не всего соглашения, а только его отдельных положений. В-четвертых, оно носит временный характер, т.е. охватывает не весь период действия соглашения, например полгода из двух лет, на которые оно заключено.

 

Статья 50. Регистрация коллективного договора, соглашения

 

Комментарий к статье 50

 

1. Коллективный договор и соглашение подлежат уведомительной регистрации в органах по труду. Соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются на регистрацию в Роструд, другие соглашения и коллективные договоры - в территориальные органы по труду (территориальные органы Роструда).

Порядок регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне, а также межрегиональных соглашений установлен Административным регламентом предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства, межрегиональных соглашений, утвержденным Приказом Минтруда России от 12.09.2014 N 636н, который, в частности, предусматривает выдачу сторонам соглашения уведомления о регистрации.

Законы субъектов РФ могут предусмотреть наделение органов местного самоуправления полномочиями по регистрации коллективных договоров и территориальных соглашений.

2. Регистрация имеет уведомительный характер, т.е. не порождает правовых последствий для сторон. Коллективный договор, соглашение вступают в действие с момента, определенного сторонами, факт регистрации не влияет на их юридическую силу.

3. Уведомительная регистрация проводится для реализации двух значимых на практике задач: получения информации о количестве и содержании заключенных коллективных договоров и соглашений и выявления положений коллективно-договорных актов, ухудшающих положение работников по сравнению с законодательством.

Информация необходима органам исполнительной власти для выявления тенденций коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, учета опыта договорного регулирования при принятии законов и иных нормативных правовых актов о труде и, наконец, для определения потребности в государственном вмешательстве в сферу труда: необходимости регулирования тех или иных общественных отношений и уточнения характера такого регулирования.

4. Выявление условий коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, осуществляется органами по труду для оказания юридической помощи сторонам социального партнерства (такие положения могут быть включены в коллективно-договорные акты в силу неосведомленности сторон) и защиты трудовых прав работников.

Выявив такие условия, орган по труду (территориальный орган Роструда) сообщает об этом представителям работодателей и работников, заключившим соответствующий коллективный договор, соглашение, для внесения необходимых изменений и в соответствующую государственную инспекцию труда для усиления контроля за соблюдением трудового законодательства. Инспекция труда может выдать предписание об устранении нарушения трудовых прав работников.

5. Условия коллективных договоров, соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами о труде, недействительны с момента принятия коллективных договоров, соглашений.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 207.