1. Социология и философия.
2. Социология и историческая наука.
3. Социология и частные социальные (общественные) дисциплины.
4. Социология и естествознание.
Понятия: социология, философия, история, политология, культурология, антропология, психология.
Тематика сообщений
1. Место социологии в системе современных наук об обществе.
2. Социология и философия.
3. Социология и диалектика.
4. Социология и историческая наука.
5. Социология и частные общественные дисциплины.
6. Социология и экономическая наука.
7. Социология и политология.
8. Социология и психология.
9. Социология и социальная статистика.
10. Социология и культурология.
11. Социология и антропология.
12. Социология и естественные науки.
Вопросы для самопроверки
1. Какие науки, кроме социологии, изучают общество?
2. Как соотносятся между собой социология и философия? Что у них общего и специфического?
3. Какие философские дисциплины наиболее близко примыкают к социологии?
4. Что представляет собой диалектика как философский метод познания? В чем его ценность при изучении общества?
5. В чем проявляется диалектический характер социальной жизни?
6. В каком отношении находятся между собой социология и историческая наука? Что такое «генерализирующая» наука и «индивидуализирующая» наука?
7. Назовите хотя бы некоторые дочерние науки, возникшие и развивающиеся на стыке социологии и частных общественных наук.
8. В каком отношении находятся друг к другу социология и такие дисциплины, как психология, социальная статистика, экономическая наука, антропология, этнография, юриспруденция?
9. Укажите на наиболее важные моменты связи социологии с естествознанием.
Тема 9. СОЦИОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА. ФУНКЦИИ
СОЦИОЛОГИИ
1. Социальная практика как фактор развития и цель социологической науки.
2. Функции социологии:
а) теоретико-познавательная;
б) практическая (прикладная);
в) методологическая;
г) просветительская.
3. Критическая, профилактическая, идейно-воспитательная и др. гипотетические функции социологии.
4. Социология и идеология. Процесс деидеологизации социологии: опыт развития социологической науки в России.
Понятия: функция науки, атрибутивные функции науки, теоретико-познавательная функция науки, практическая функция науки, прогностиче-ская функция науки, методологическая функция науки, просветительская функция науки, идеология, деидеологизация.
Тематика сообщений
1. Социология и жизнь общества.
2. Функции социологии.
3. О так называемой идеологической функции социологии.
4. Теоретико-познавательная и практическая (прикладная) функции социологии.
5. Прогностическая функция социологии
6. Просветительская функция социологии.
7. Методологическая функция социологии.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные формы проявления связи социологии с жизнью общества.
2. Укажите на основные, атрибутивные функции социологии.
3. Попытайтесь охарактеризовать гносеологическую (познавательную), практическую (прикладную) и методологическую функции социологии.
4. В чем суть прогностической функции социологии?
5. Как соотносятся между собой понятия «прогноз», «предвидение» и «предсказание»?
6. Что такое идеология?
7. Чем грозит социологии закрепление за ней идеологической функ-ции?
8. Правильно ли приписывать социологии критическую, идейно-воспитательную и профилактическую функции?
9. Обоснованно ли закрепление за социологией просветительской функции?
Тема 10. СОЦИОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. СО-ЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Социология как учебная дисциплина. Формирование социологиче-ского мышления.
2. Общая (общенаучная) характеристика социологического мыш-ления.
3. Специальная (предметная) характеристика социологического мышления.
4. Социологическое мышление и язык социологии.
5. Социологическое мышление в структуре ментальности современного человека.
Понятия: социологическое мышление, профессиональное мышление, мировоззрение, здравый смысл, мнение, научное мышление, обыденное мышление, идеология, вера, социологическая культура.
Тематика сообщений
1. Социология как научная и учебная дисциплина.
2. Социологическое мышление.
3. Социологический язык и его особенности.
4. Гуманизм социологического мышления.
5. Социологическое мышление и здравый смысл.
6. Социологическое мышление как составная часть менталитета современного человека.
Вопросы для самопроверки
1. Чем различаются между собой социология как наука и социология как учебная дисциплина?
2. Укажите на особенности социологии как учебной дисциплины.
3. Какова главная цель преподавания социологии как учебного предмета?
4. Что такое социологическое мышление? В каком отношении к нему находятся социолог-ученый, социолог-преподаватель и социолог-учащийся?
5. Назовите основные черты социологического мышления как научного мышления.
6. Укажите на наиболее существенные предметные черты, особенности социологического мышления.
7. Доминантной характеристикой социологического мышления является выражение им социальной логики. Что такое социальная логика?
8. В чем заключается гуманизм социологического мышления, его ин-тернациональность?
9. Назовите особенности социологического языка.
10. В каком отношении между собой находятся социологическое мыш-ление и социологический язык?
11. Что следует понимать под социологической культурой?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 478.