Тематика сообщений
1. Социологическая парадигма: сущность, обоснование, место в современном обществознании.
2. Социология как наука: объект, предмет, исследовательские задачи.
3. Изменение представлений о предмете социологии в процессе ее институционализации.
4. Современные представления о социологии, ее предмете, роли в жизни общества.
5. Выдающиеся русские социологи о предмете, задачах и назначении социологии.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое парадигма науки?
2. Что такое предмет науки?
3. Есть ли разница между предметом и объектом науки? Если есть, то в чем она заключается?
4. В чем состоит дуальность (двойственность) предмета науки?
5. Дайте этимологическое определение социологии.
6. Менялись ли представления социологов о том, что должна изучать социология как особая наука? Если да, то какие изменения претерпели эти представления?
7. Что изучает социология? Каковы ее главные задачи как особой науки об обществе?
8. Назовите предметные уровни социологии.
9. На что ссылаются те социологи, которые утверждают, что сегодня идет процесс распредмечивания социологии?
10. Почему нельзя согласиться с теми, кто считает, что социологическая парадигма обществознания устарела и утратила свое научное и социально-практическое значение?
11. Назовите русских социологов, которые писали о предмете социологии и ее задачах.
12. Что было характерно для трактовки социологии - ее предмета, характера и исследовательских задач - в советской социологической литературе?
13. Что такое исторический материализм, квалифицировавшийся в советское время как общая теоретическая социология марксизма?
14. Каково было в советское время отношение к западной немарксистской социологии? Признавалась ли она научной?
15. Приведите несколько современных определений социологии как науки, ее предмета и задач, сравните их, найдите у них общее и особенное.
Тема 2. КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СОЦИОЛОГИИ
1.
2. Понятие как элемент науки. Понятия и термины, понятия и категории науки.
3. Понятия и категории социологии, их особенности и система.
4. Развитие (совершенствование) понятийно-категориальной системы социологии в процессе ее исторического развития.
Понятия: понятие, категория, термин, понятийная система науки, ро-довое понятие науки, видовое понятие науки, исходное понятие, централь-ное понятие науки, ключевое понятие науки, предметообразующее понятие науки, определение понятий, классификация понятий.
Тематика сообщений
1. Понятия социологии: общее и особенное.
2. Категориально-понятийная система социологии.
3. Полисистемность и парадигмально-концептуальный характер кате-гориально-понятийного аппарата социологии.
4. «Социальное» как центральная (сущностная) категория социологии.
5. «Социальное действие» как исходная категория социологии.
6. «Общество» как наиболее общая, интегральная категория социологии.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое понятие?
2. Что такое категория науки?
3. В каком отношении находятся между собой понятия, категории и термины науки?
4. Что такое научный факт?
5. В чем состоят особенности понятий социологии?
6. Что значит «родовые (собственные)» понятия социологии?
7. Какая разница между предметными и методологическими катего-риями социологии?
8. Чем различаются между собой социологические, общие социологические и специальные социологические понятия?
9. Что значит «полисистемность категориально-понятийного аппарата социологии»?
10. Какую категорию социологии можно считать ее центральной, ка-кую - исходной и, какую - общей?
11. Какой смысл вкладывается в выражение «концептуально-парадигмальный характер понятийной системы социологии»?
Тематика сообщений
1. Процессуальный характер социологии и место в ней ее методологии.
2. Проблема научного метода в социологии: исторический экскурс и характеристика современного состояния.
3. Философские, мировоззренческие принципы изучения общества, их место и роль в социологии.
4. Социологические методы эмпирических исследований.
5. Наблюдение как метод сбора первичной информации.
6. Опрос и его разновидности.
7. Анализ документов как метод конкретно-социологического исследования.
8. Контент-анализ, его место и роль в системе исследовательских средств социологии.
9. Биографический метод в социологии.
10. Социологический эксперимент.
11. Социометрия как метод изучения малых групп.
12. Методы обработки и анализа данных эмпирического исследования.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое метод науки? Почему его сравнивают с фонарем, освещающем дорогу путнику-ученому?
2. Что такое методология науки?
3. Почему наличие у социологии своих собственных методов необходимо рассматривать как ее атрибутивную характеристику?
4. Всегда ли однозначно решался вопрос о научном методе в социологии? Если нет, то в чем заключалась проблема?
5. Назовите основные группы методов, применяемых социологией при изучении ею общества
6. Какое место в методологии социологии занимают философские (мировоззренческие) подходы к изучению общества?
7. Назовите хотя бы несколько общенаучных теоретических методов, которые применяются социологией при изучении общества.
8. Назовите методы эмпирических социологических исследований.
9. Что такое наблюдение? В чем особенности этого метода исследова-ния?
10. Что такое включенное наблюдение?
11. В чем преимущество и недостатки метода наблюдения?
12. Что такое опрос? Назовите его разновидности.
13. Назовите особенности интервью как метода эмпирического исследования.
14. Какие разновидности анализа документов как особого метода исследования Вы можете назвать?
15. Что такое контент-анализ?
16. В чем сущность биографического метода?
17. Попробуйте привести примеры экспериментов, используемых со-циологией как одного из методов эмпирического исследования.
18. Что такое социометрия?
19. Назовите наиболее используемые в социологии методы обработки и анализа данных эмпирического исследования.
Тематика сообщений
1. Конкретно-социологическое исследование, его методы и роль в социологии.
2. Методология конкретно-социологического исследования.
3. Программа, ее место и роль в социологическом исследовании.
4. Гипотеза, ее место и роль в КСИ.
5. Выборка в социологическом исследовании и ее разновидности.
6. Методика и техника – составные части социологического иссле-дования.
7. Социальные показатели, их природа, изменение и использование.
8. Обработка и анализ данных социологического исследования.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое конкретно-социологическое исследование (КСИ)?
2. Что такое программа исследования, какое место занимает и какую роль она играет в КСИ?
3. Назовите основные разделы программы КСИ.
4. Чем различаются проблема социальная и проблема социологическая?
5. Какая разница между объектом и предметом исследования?
6. Что такое гипотеза? Попробуйте описать ее место в КСИ.
7. Что такое операционализация понятий?
8. Что такое выборка? Назовите виды выборки.
9. Что такое генеральная и выборочная совокупность?
10. Что означает репрезентативность выборки?
11. Покажите роль и значение в социологическом исследовании его методологии, методики и техники.
12. Что представляют собой социальные показатели?
13. Что значит обработать и проанализировать эмпирические данные?
14. Что представляет собой и какое место в исследовании занимает написание научного отчета?
Вопросы
1. Социологическое знание: общее и особенное.
2. Проблема достоверности и надежности социологического знания
3. Гносеологическая и историческая релятивность (относительность) социологического знания.
Понятия: знание, научное знание, обыденное знание, естественнона-учное знание, гуманитарное (социальное) знание, техническое знание, верификация, истина, социальный факт, социальный закон, социальная практика, детерминизм, закон тенденция, динамический закон, статистическая закономерность, нормативность, оценочность знания, релятивность , объективность знания, историчность знания.
Тематика сообщений
1. Природа и особенности социологического знания.
2. Социальные факты, их сбор, обработка и анализ.
3. Проблема истины в социологии.
4. Социальная практика как источник и критерий истинности со-циологического знания.
5. Социальные законы, их объективность и статистический харак-тер.
6. Экстраполяция и индуктивность в социологии.
7. Релятивность (относительность) социологического знания.
8. Научная честность и принципиальность ученого-социолога – необходимое условие научности и практической надежности социологического знания
Вопросы для самопроверки
1. Что принято понимать под объективностью научного знания вообще и что такое объективность социологического знания?
2. В чем проявляется опытный характер социологического знания?
3. Какие особенности социологического знания Вы можете назвать?
4. Что значит «верификация знания»? Назовите ее инструменты.
5. Что является главным источником и критерием всякого, в то числе социологического знания?
6. Что такое социальная практика?
7. Назовите особенности социальных законов.
8. В чем проявляется релятивность (относительность) социологического знания?
9. Объясните, что значит «социологические знания имеют конкретно-исторический характер».
10. Что такое экстраполяция и индукция и какое значение они имеют в социологии как науке?
11. Как Вы понимаете утверждение о том, что социологические знания включают в себя аксиологический компонент?
12. Связаны ли научность, объективность социологического знания с принципиальностью и честностью ученого?
13. Что значит «совпадение в социологии объекта и субъекта исследования»?
Тематика сообщений
1. Внутреннее многообразие социологии.
2. Социология как мультипарадигмальная научная дисциплина.
3. Теоретическая и эмпирическая социология.
4. Теория среднего уровня и их место в социологии.
5. Современная социология как комплекс отраслевых социологических теорий.
6. Фундаментальная и прикладная социология.
7. Макросоциологический и микросоциологический аспекты изучения общества.
8. Социальная инженерия.
9. Клиническая социология.
Вопросы для самопроверки
1. Что значит «мультипарадигмальная» наука?
2. Назовите основные факторы, определяющие внутреннюю многоплановость социологии.
3. Что такое теоретическая социология? Какова ее главная задача?
4. Что такое эмпирическая социология; чем она отличается от теоретической социологии?
5. Попытайтесь показать, что теоретическая и эмпирическая социоло-гия не только не противоречат друг другу, но и дополняют друг друга.
6. Назовите характерные черты теории среднего уровня (ТСУ).
7. В чем сущность макросоциологического анализа общества? Какие макросоциологические теории Вы знаете?
8. Что такое микросоциология? Назовите ведущие микросоциологические теории.
9. Что такое фундаментальная социология? Какие задачи она решает?
10. Какие задачи призвана решать прикладная социология?
11. Какие отрасли прикладной социологии Вы можете назвать?
12. Кто может быть клиентом, заказчиком у социолога?
13. Что такое социальная инженерия?
14. Что такое клиническая социология?
Тематика сообщений
1. Социологический плюрализм.
2. Основные парадигмы и ведущие теоретико-методологические направления мировой социологической мысли.
3. Позитивистская и антипозитивистская парадигмы в социологии.
4. Сциентизм и антисциентизм в социологии.
5. Органицизм в социологии.
6. Социологический эмпиризм как родовая парадигма социологии.
7. Детерминистские парадигмы и направления в социологии.
8. Психоаналитическая ориентация в социологии.
9. Структуралистические парадигмы и направления в социологии.
10. Интерпретивные (дециницистские) парадигмы и направления социологии.
11. Бихевиористкая парадигма в социологии.
12. Интегральная социология П.Сорокина.
13. Неофункционализм.
14. Теория коммуникативного действия.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое социологический плюрализм?
2. Назовите основные парадигмы и соответственно ведущие теоретико-методологические направления в мировой социологии.
3. Что такое позитивизм и антипозитивизм? Какую роль позитивизм сыграл в становлении социологии?
4. Чем отличается от классического позитивизма неопозитивизм?
5. Кого Вы бы назвали из позитивистов и антипозитивистов?
6. Что такое эмпиризм? Почему его следует рассматривать как одну из родовых парадигм социологии?
7. Что такое социологический сциентизм и антисциентизм?
8. Назовите разновидности сциентизма.
9. Что такое детерминизм и соответственно детерминистская парадиг-ма в науке (социологии)?
10. Назовите классические детерминистские парадигмы в социологиче-ской науке.
11. Каков главный тезис географического направления в социологии?
12. В чем сущность социологического редукционизма и социологиче-ского органицизма?
13. Кого Вы знаете из представителей органической школы в социоло-гии?
14. В чем сущность экономической детерминации в объяснении общества? Какое направление в социологии основано на критике экономического детерминизма?
15. В чем сущность психологического детерминизма в объяснении об-щества? Назовите разновидности психологической парадигмы в социологии.
16. Назовите основные классификационные группы современных внутрисоциологических парадигм.
17. Какие парадигмы Вы бы отнесли к макросоциологическим, а какие - к микросоциологическим?
18. Что такое функционализм и структурный функционализм в социологии? Кого бы Вы могли назвать из представителей данных направлений?
19. Что такое конфликтосоциология?
20. Можно ли К.Маркса отнести безоговорочно к конфликтосоциоло-гам?
21. В чем сущность символического интеракционизма как одного из ведущих микросоциологических направлений?
22. Что такое этнометодология?
23. В чем смысл социологической теории социального обмена? Кем это направление в социологии было обосновано?
24. Каков главный тезис феноменологической социологии?
25. В чем сущность теории коммуникативного действия?
26. Какой смысл Бурдье вкладывает в понятие habitus?
27. В чем смысл таких современных социологических теорий, как теория самореферентных систем и теория структурации?
Тематика сообщений
1. Место социологии в системе современных наук об обществе.
2. Социология и философия.
3. Социология и диалектика.
4. Социология и историческая наука.
5. Социология и частные общественные дисциплины.
6. Социология и экономическая наука.
7. Социология и политология.
8. Социология и психология.
9. Социология и социальная статистика.
10. Социология и культурология.
11. Социология и антропология.
12. Социология и естественные науки.
Вопросы для самопроверки
1. Какие науки, кроме социологии, изучают общество?
2. Как соотносятся между собой социология и философия? Что у них общего и специфического?
3. Какие философские дисциплины наиболее близко примыкают к социологии?
4. Что представляет собой диалектика как философский метод познания? В чем его ценность при изучении общества?
5. В чем проявляется диалектический характер социальной жизни?
6. В каком отношении находятся между собой социология и историческая наука? Что такое «генерализирующая» наука и «индивидуализирующая» наука?
7. Назовите хотя бы некоторые дочерние науки, возникшие и развивающиеся на стыке социологии и частных общественных наук.
8. В каком отношении находятся друг к другу социология и такие дисциплины, как психология, социальная статистика, экономическая наука, антропология, этнография, юриспруденция?
9. Укажите на наиболее важные моменты связи социологии с естествознанием.
СОЦИОЛОГИИ
1. Социальная практика как фактор развития и цель социологической науки.
2. Функции социологии:
а) теоретико-познавательная;
б) практическая (прикладная);
в) методологическая;
г) просветительская.
3. Критическая, профилактическая, идейно-воспитательная и др. гипотетические функции социологии.
4. Социология и идеология. Процесс деидеологизации социологии: опыт развития социологической науки в России.
Понятия: функция науки, атрибутивные функции науки, теоретико-познавательная функция науки, практическая функция науки, прогностиче-ская функция науки, методологическая функция науки, просветительская функция науки, идеология, деидеологизация.
Тематика сообщений
1. Социология и жизнь общества.
2. Функции социологии.
3. О так называемой идеологической функции социологии.
4. Теоретико-познавательная и практическая (прикладная) функции социологии.
5. Прогностическая функция социологии
6. Просветительская функция социологии.
7. Методологическая функция социологии.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные формы проявления связи социологии с жизнью общества.
2. Укажите на основные, атрибутивные функции социологии.
3. Попытайтесь охарактеризовать гносеологическую (познавательную), практическую (прикладную) и методологическую функции социологии.
4. В чем суть прогностической функции социологии?
5. Как соотносятся между собой понятия «прогноз», «предвидение» и «предсказание»?
6. Что такое идеология?
7. Чем грозит социологии закрепление за ней идеологической функ-ции?
8. Правильно ли приписывать социологии критическую, идейно-воспитательную и профилактическую функции?
9. Обоснованно ли закрепление за социологией просветительской функции?
Тема 10. СОЦИОЛОГИЯ КАК УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА. СО-ЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
1. Социология как учебная дисциплина. Формирование социологиче-ского мышления.
2. Общая (общенаучная) характеристика социологического мыш-ления.
3. Специальная (предметная) характеристика социологического мышления.
4. Социологическое мышление и язык социологии.
5. Социологическое мышление в структуре ментальности современного человека.
Понятия: социологическое мышление, профессиональное мышление, мировоззрение, здравый смысл, мнение, научное мышление, обыденное мышление, идеология, вера, социологическая культура.
Тематика сообщений
1. Социология как научная и учебная дисциплина.
2. Социологическое мышление.
3. Социологический язык и его особенности.
4. Гуманизм социологического мышления.
5. Социологическое мышление и здравый смысл.
6. Социологическое мышление как составная часть менталитета современного человека.
Вопросы для самопроверки
1. Чем различаются между собой социология как наука и социология как учебная дисциплина?
2. Укажите на особенности социологии как учебной дисциплины.
3. Какова главная цель преподавания социологии как учебного предмета?
4. Что такое социологическое мышление? В каком отношении к нему находятся социолог-ученый, социолог-преподаватель и социолог-учащийся?
5. Назовите основные черты социологического мышления как научного мышления.
6. Укажите на наиболее существенные предметные черты, особенности социологического мышления.
7. Доминантной характеристикой социологического мышления является выражение им социальной логики. Что такое социальная логика?
8. В чем заключается гуманизм социологического мышления, его ин-тернациональность?
9. Назовите особенности социологического языка.
10. В каком отношении между собой находятся социологическое мыш-ление и социологический язык?
11. Что следует понимать под социологической культурой?
Тематика сообщений
1. Социологическая парадигма: сущность, обоснование, место в современном обществознании.
2. Социология как наука: объект, предмет, исследовательские задачи.
3. Изменение представлений о предмете социологии в процессе ее институционализации.
4. Современные представления о социологии, ее предмете, роли в жизни общества.
5. Выдающиеся русские социологи о предмете, задачах и назначении социологии.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое парадигма науки?
2. Что такое предмет науки?
3. Есть ли разница между предметом и объектом науки? Если есть, то в чем она заключается?
4. В чем состоит дуальность (двойственность) предмета науки?
5. Дайте этимологическое определение социологии.
6. Менялись ли представления социологов о том, что должна изучать социология как особая наука? Если да, то какие изменения претерпели эти представления?
7. Что изучает социология? Каковы ее главные задачи как особой науки об обществе?
8. Назовите предметные уровни социологии.
9. На что ссылаются те социологи, которые утверждают, что сегодня идет процесс распредмечивания социологии?
10. Почему нельзя согласиться с теми, кто считает, что социологическая парадигма обществознания устарела и утратила свое научное и социально-практическое значение?
11. Назовите русских социологов, которые писали о предмете социологии и ее задачах.
12. Что было характерно для трактовки социологии - ее предмета, характера и исследовательских задач - в советской социологической литературе?
13. Что такое исторический материализм, квалифицировавшийся в советское время как общая теоретическая социология марксизма?
14. Каково было в советское время отношение к западной немарксистской социологии? Признавалась ли она научной?
15. Приведите несколько современных определений социологии как науки, ее предмета и задач, сравните их, найдите у них общее и особенное.
Тема 2. КАТЕГОРИАЛЬНО-ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ СОЦИОЛОГИИ
1.
2. Понятие как элемент науки. Понятия и термины, понятия и категории науки.
3. Понятия и категории социологии, их особенности и система.
4. Развитие (совершенствование) понятийно-категориальной системы социологии в процессе ее исторического развития.
Понятия: понятие, категория, термин, понятийная система науки, ро-довое понятие науки, видовое понятие науки, исходное понятие, централь-ное понятие науки, ключевое понятие науки, предметообразующее понятие науки, определение понятий, классификация понятий.
Тематика сообщений
1. Понятия социологии: общее и особенное.
2. Категориально-понятийная система социологии.
3. Полисистемность и парадигмально-концептуальный характер кате-гориально-понятийного аппарата социологии.
4. «Социальное» как центральная (сущностная) категория социологии.
5. «Социальное действие» как исходная категория социологии.
6. «Общество» как наиболее общая, интегральная категория социологии.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое понятие?
2. Что такое категория науки?
3. В каком отношении находятся между собой понятия, категории и термины науки?
4. Что такое научный факт?
5. В чем состоят особенности понятий социологии?
6. Что значит «родовые (собственные)» понятия социологии?
7. Какая разница между предметными и методологическими катего-риями социологии?
8. Чем различаются между собой социологические, общие социологические и специальные социологические понятия?
9. Что значит «полисистемность категориально-понятийного аппарата социологии»?
10. Какую категорию социологии можно считать ее центральной, ка-кую - исходной и, какую - общей?
11. Какой смысл вкладывается в выражение «концептуально-парадигмальный характер понятийной системы социологии»?
Дата: 2018-12-28, просмотров: 593.