Тема 4. Социология правовой социализации
Понятие правовой социализации (макро- и микросоциологический аспект)
Для начала следует выяснить, что же из себя представляют макро и микросоциологические аспекты в социологии права
Микросоциологичесский- заключается в изучении общения людей в их повседневной жизни, в их непосредственном межличностном взаимодействии.
Основное их внимание социологов этой теории направлено на исследование поведения индивидов и конкретных малых групп, их поступков, мотивов, которые оказывают определяющее влияние на взаимодействие между людьми, что в свою очередь влияет на стабильность общества и происходящие в нем перемены.
Макросоциологический - заключается в изучении крупномасштабных социальных систем и процессов, происходящих в течении длительного времени.
Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять общество как единое целое. А именно исследуются различные социальные институты, такие как: семья, наука, образование, религия и т.д. С самого своего рождения люди включены в данную систему социальных структур и испытывают на себе их влияние. Макросоциология имеет дело с большими сообществами и даже с человеческим родом в целом
Исходя из этого правовую социализацию в микросоциологическом аспекте можно понимать как процесс освоения (интернализации) личностью стандартов нормативного, правомерного поведения конкретных малых соцальных групп (семья, класс в школе, трудовой коллектив и т.д.) и взаимодействие с отдельными инивидами, входящими в данные группы(в ходе повседневной жизни)
В макросоциологическом аспекте же её можно понимать как процесс освоения личностью устоявшихся за длительное время стандартов нормативного, правомерного поведения больших социальных групп и общества в целом как крупномасштабных социальных систем
Социальная адаптация, интериоризация норм и ценностей, дальнейшая их разработка как стадии правовой социализации.
Социальная адаптация - процесс приспособления, освоения личностью новых для нее социальных условий или социальной среды.
Как стадия правовой социализации социальная адаптация является процессом приспособления , освоения личностью новых для неё правовых норм, правовой системы в целом
Интериоризация- это формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
Как стадия правовой социализации интериоризация является процессом формирования внутреннего отношения к нормам и ценностям, являющимся частью правовой системы посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
На разных этапах жизни человека данные процессы также протекают по разному, исходя из того, в каких социальных условиях и на каком жизненном этапе находится личность
Этапы правовой социализации
Правовой социализацией называется процесс, который вводит человека в правовую культуру. Он имеет две взаимосвязанные грани, с одной стороны – это усвоение индивидом правовых знаний и опыта, норм и ценностей общества, с другой стороны – это активное воспроизводство системы социальных связей на основе опыта и правового поведения человека за счет его деятельности и активного включения в социальную среду.
Процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения и вхождения в правовую культуру начинается в раннем возрасте и протекает последовательно согласно жизненным циклам и этапам формирования личности. Обычно при периодизации правовой социализации ее традиционно соотносят с этапами возрастных, личностных изменений и выделяют восемь периодов[20], поскольку в каждом из них происходят важные, ключевые для правовой социализации события и явления.
На первом этапе – младенчестве – у младенца в результате родительской любви и заботы формируется бессознательное чувство «базового доверия» к внешнему миру как не противоречивому и предсказуемому. При неблагоприятных условиях может возникнуть чувство «базового недоверия», тревожность, что может проявляться у взрослого в форме замкнутости, ухода в себя, недоверия социальному окружению, не принятия его правил и норм.
На втором этапе – раннем детстве – у ребенка формируются чувства своей автономии и личной ценности и их противоположности – стыд и сомнение.
Третий этап – игровой возраст. Здесь формируется чувство инициативы, желания что-то сделать. Если оно блокируется, возникает чувство вины. В этом возрасте особое значение имеют общение с другими детьми и групповая ролевая игра, позволяющие ребенку развивать воображение и фантазию. Закладывается чувство справедливости, понимаемой как соответствие правилу.
четвертый этапе – школьный возраст - появляется новый агент правовой социализации – учителя. На этом этапе младший школьник осваивает новые правила своего поведения, обучается следовать требованиям не только своих родителей и родственников, но и другим значимым взрослым, а также умению жить в коллективе и соотносить свое поведение с поведением других. Кроме того, в этот период закладывается отношение к труду, формируются способность добиваться поставленной цели, включая овладение разными средствами ее достижения и представление об оценке другими степени допустимости используемых средств, а также чувство собственной эффективности, компетентности и предприимчивости. В отрицательном варианте, в случае неуспешности, неэффективности в решении каких-либо задач и из осознания своей некомпетентности, появляется чувство неполноценности, а в некоторых случаях чувство маргинальности.
Пятый этап – отрочество и юность. Диапазон осваиваемых ролей значительно расширяется, но ни одна из ролей, как правило, не усваивается всерьез и окончательно: человек как бы пробует, примеряет их к себе. Главным новообразованиями личности здесь выступают чувство своей неповторимости, уникальности, непохожести на других, но также и чувство определенной групповой (по самым разнообразным критериям) принадлежности, т.е. формируются личностная и социально-правовая идентичность. В отрицательном варианте возникает неопределенность относительно своего места в жизни (ролевая и социальная неопределенность) и диффузное расплывчатое «Я»
Шестой этап – молодость – характеризуется появлением способности и потребности в интимной психологической близости с другим человеком, включая сексуальную близость и ее альтернативы – потребности в одиночестве, стремлении к индивидуальной обособленности, негативный аспект которых – отчужденность, изоляция.\
седьмой этап – взрослость – творческая деятельность и сопутствующее ей чувство продуктивности. Они проявляются не только в труде, но и в заботе о других, включая потомство, в потребности передавать свой опыт и т.д. Кроме того важна потребность в социальной самореализации – социальном успехе и состоятельности, социальном статусе, признании и уважении окружающих. В отрицательном варианте, при неразрешении конфликта между стремлением к созидательной деятельностью и склонностью к стабильности появляется либо чувство социального отторжения, либо чувство стагнации, застоя – человек останавливается в своем личностном развитии.
Последний, восьмой этап – зрелый возраст – характеризуется появлением чувства удовлетворенности, полноты жизни, исполнения долга и т.п., а в отрицательном случае – при неразрешении конфликта между цельностью личности и отчаянием, вызванном страхом смерти и недовольством прожитой жизнью – разочарованием и мизантропическими представлениями.
Кроме указанной выше периодизации в правовой психологии существует и другая, пожалуй, доже более востребованная на практике, когда рассматриваются три основных периода – ранний период, охватывающий первые 12 лет жизни человека, период между 12 и 18 годами и период зрелости, занимающий всю остальную жизнь. При этом исследователей и практиков в первую очередь интересует средний, ключевой для правовой социализации, период. Именно в этом возрасте у человека в целом формируется личность, он начинает осознавать свои поступки и поведение, в том числе и правовое, а также становится способным оценивать действия других людей и последствия происходящих событий. Кроме того, он достигает возраста уголовной ответственности (14 лет), получает различные права и свободы, хотя некоторые из них все еще подвержены разного рода возрастным ограничениям. Тем не менее, можно сказать, что человек к концу этого периода вступает в полноценные правовые отношения. И именно этот период – отрочества и юности – чаще всего подразумевается в контексте исследования проблем правового просвещения и воспитания.
Слабое законодательство
5) активизация «теневого нормотворчества»;
Агенты правовой социализации - индивиды и общественные группы, которые осуществляют процесс социализации индивида в исторически сложившемся контексте общественно-правовых отношений. Основными агентами правовой социализации являются семья, сверстники, школа, СМИ и общественные организации.
Виды воздействия .
Запрет означает возложение на субъекта пассивной обязанности не совершать определенных социально вредных деяний.
Подкрепляя и гарантируя необходимое состояние общественной и личной жизни, он отличается категоричностью, четкостью и детальной определенностью зафиксированных в нем требований. Тем самым запрет предупреждает совершение социально вредных поступков. Запрет может быть общим (адресованным всем гражданам) и специальным (рассчитанным на определенную ситуацию или категорию лиц); прямым (зафиксированным в запрещающей норме) и косвенным, логически вытекающим из обязывающей нормы (обязанность бороться с терроризмом свидетельствует о его запрете); управомочивающим (предоставление права для использования лишь в определенных интересах, что свидетельствует о запрете его использования в других обстоятельствах).
Обязывание предполагает императивно адресное возложение обязанности на определенного субъекта. Оно свидетельствует о необходимости активного выполнения конкретных социально полезных действий под страхом наказания. Этот способ является своеобразным профилактическим средством против игнорирования общезначимого интереса, проявления неорганизованности и возможного причинения вреда. Однако императивность обязанности может существенно снижаться при отсутствии санкции за ее невыполнение.
Дозволение выражается в предоставлении субъекту возможности совершать определенные деяния по удовлетворению личного или общественного интереса. Реализация такой возможности, формально выраженной в правах, свободах и законных интересах, происходит лишь по усмотрению самого адресата. Ее существование свидетельствует лишь о начальном этапе предполагаемого направления юридически значимого поведения, которое может и не состояться. С помощью дозволений стимулируется социально значимое поведение различной ценности. Ведь не все, что дозволено, достойно уважения. Наиболее важные и социально ценные поступки, как правило, дополнительно обеспечиваются поощрением. Широкое использование дозволений, стимулирующих социально полезные поступки и рассчитанных на перспективу, наблюдается при демократических режимах. Но любое дозволение вовсе не означает свободы без границ. Люди должны быть готовы морально и профессионально к использованию дозволений. С их помощью общество, государство и личность проверяются на зрелость.
Правовое воспитание – это процесс целеустремленного и систематического воздействия на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемый для достижения необходимого уровня правовых знаний, выработки глубокого уважения к закону и привычки точного соблюдения его требований на основе личного убеждения. Оно способствует укреплению законности и правопорядка в обществе.
Тема 4. Социология правовой социализации
Дата: 2018-12-28, просмотров: 1592.