Представленные методики направлены на проверку уровня понимания смысловых оттенков слов, осознания их семантических отношений, точности словоупотребления, сформированности фонематического слуха, уровня развития словарного запаса, состояния слоговой структуры, умения строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства, уровня сформированности грамматического строя речи, состояния звукопроизношения, артикуляционного аппарата и сохранности иннервации.
Методики обследования включают 8 серий заданий.
СЕРИЯ 1
Задания направлены на выявление понимания смысловых оттенков знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных), образованных в основном аффиксальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).
1. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ В СЛОВАХ. Задание направлено на выявление умения объяснять значение слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку прослушать слова и объяснить, чем они отличаются:
мама — мамочка — мамуля,
брат — братик — братец,
зайка — заинька — зайчишка — зайчище,
дом — домик — домище.
Фиксируются: объяснение значений слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом (домик — маленький дом, домище — большой дом); объяснение значений слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище).
2. ОБЪЯСНИ ДЕЙСТВИЯ. Задание направлено на выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, придающих словам различные оттенки).
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выслушать слова и объяснить их значения: бежать — подбежать — выбежать, писать — подписать — переписать,
играть — выиграть — проиграть,
смеяться — засмеяться — высмеять,
шел — отошел — вошел.
Фиксируется: понимание ребенком смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок (выиграть — это хорошо, а проиграть — плохо).
3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление понимания оттенков значений синонимов прилагательных.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать синонимы к прилагательным, например: умный — рассудительный слабый — ... робкий — ... старый — ...
Фиксируется: умение составлять синонимические пары.
4. ОБЪЯСНИ. Задание направлено на выявление понимания переносного значения прилагательных.
Методика обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима, золотые руки, золотые волосы, колючий ветер, легкий ветерок.
Фиксируется: умение ребенка объяснить смысловую сторону словосочетаний.
СЕРИЯ 2
Задания направлены на выявление состояния фонематического слуха.
1. ИГРА «ЭХО». Задание направлено на проверку слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.
Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды:
па-па-ба, та-да-та, па-ба-па;
па-ба, па-ба, па-ба, ка-ха-ка;
са-за-са, за-са-за;
са-ша-са, ша-са-ша.
Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.
2. ПОВТОРИ. Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов:
крыша — крыса дочка — точка — кочка
полено — колено бабушка — кадушка — подушка
земля — змея мишка — миска — мышка
Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.
3. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук з, хлопни в ладоши». Затем называет слова: дерево, зайка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звонок. Затем ребенку предлагают определенные звуки, с которыми он должен придумать слова: ш, с, л. При затруднении взрослый сам называет несколько слов (шапка, шуба), помогая ребенку включиться в выполнение задания.
Фиксируются: слуховое внимание ребенка, его возможность правильно выделять указанные звуки хлопками и подбирать слова с заданным звуком.
4. УГАДАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ. Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.
Методика обследования: взрослый называет ребенку слово, например дом, и предлагает ответить на вопрос: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй». При затруднении взрослый сам выделяет звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка, пенал, книга.
Фиксируется: умение ребенка производить звуковой анализ слов.
СЕРИЯ 3
Задания направлены на выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).
1. УГАДАЙ, ЧТО ЭТО. Задание направлено на выявление овладения обобщающими словами.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку отгадать загадки:
Его бьют, а он не плачет,
Только выше, выше скачет. (Мяч.)
Ростом разные подружки и похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка.)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,
На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)
Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой,
А солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Фиксируются: возможность ребенка использовать обобщающие слова в активной речи; умение узнавать предмет по описанию.
2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам существительным.
Оборудование: сюжетные картинки.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 359—368.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:
«Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что делает? (Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Портниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает.) Почтальон что делает? (Разносит письма и газеты.) Летчик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)»
Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия к именам существительным, опираясь на представления о профессиях людей.
3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.
Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и просит подобрать близкие к нему слова, например:
большой, огромный, громадный,
смелый, ... (отважный, храбрый),
тайна, ... (секрет, загадка).
Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.
4. СКАЖИ НАОБОРОТ. Задание направлено на выявление умения образовывать слова-действия с помощью приставок.
Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает подобрать к нему слово-действие с противоположным значением. Например: наливает — выливает. Предлагаются следующие слова: входит — ... (выходит), влетает — ... (вылетает), закрывает — ... (открывает), приплывает — ... (отплывает), собирает — ... (разбирает), приклеивает — ... (отклеивает).
Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия с противоположным значением.
5. ПОДБЕРИ РЯД СЛОВ. Задание направлено на умение подбирать и называть слова-действия одушевленных и неодушевленных объектов, предметов и явлений природы.
Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и просит подобрать к нему слова-действия. Например:
Девочка (что делает?) играет, рисует, танцует, шьет, вяжет, готовит.
Мальчик ... (читает, пишет, играет, дерется, прячется, строгает, шалит).
Собака ... (лает, кусает, охраняет, сторожит, бегает, ласкается, служит).
Кошка ... (мяукает, бегает, мурлыкает, царапается, облизывается, умывается).
Курица ... (клюет, кудахчет, пьет, несет яйца, сидит).
Самолет ... (гудит, летит, взлетает, приземляется).
Ручей ... (бежит, звенит, журчит, течет).
Лист ... (появляется, растет, зеленеет, вянет, желтеет, опадает, шуршит).
Фиксируется: умение ребенка подбирать к имени существительному слова-действия.
СЕРИЯ 4
Задания направлены на выявление состояния слоговой структуры слов.
1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Задание направлено на проверку умений произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить следующие предложения: «В магазине продаются полотер, пылесос. Листья падают — наступает листопад. Мотоциклист едет на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей. Бабушка вяжет внучке воротник. Рыбу ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. На стройку приехал самосвал».
Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и воспроизводить слова сложной слоговой структуры.
СЕРИЯ 5
Задания направлены на выявление умения самостоятельно составлять связные высказывания.
1. РАССКАЖИ СКАЗКУ. Задание направлено на выявление умения ребенка составлять связное высказывание по знакомому литературному произведению (сказке «Колобок»).
Методика обследования: ребенка просят рассказать сказку «Колобок», при затруднении взрослый помогает ребенку и начинает рассказывать первым: «Жили-были дед и баба, замесила баба тесто и слепила колобок. Что было потом?»
Фиксируется: умение ребенка выстраивать сюжетную линию, придерживаясь основного содержания сказки.
2. ПЕРЕСКАЖИ. Задание направлено на выявление умения выделять структурные части высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции при составлении пересказа.
Методика обследования: ребенку предлагают прослушать и запомнить сказку, а затем пересказать.
«Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и... увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсюда, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули».
Фиксируются: умения ребенка выделить структурные части сказки (начало, середину, конец); использовать разнообразные синтаксические конструкции, передавая сюжетную линию; построить связный пересказ.
3. СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ. Задание направлено на умение составить связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».
Оборудование: две сюжетные картинки (на первой — начало действия, на второй — завершение).
Наглядный материал: набор № 4, рис. 369, 370.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки, разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.
Фиксируются: умения понять последовательность действий, изображенных на картинках; разложить их в соответствии с логикой сюжета; построить связный рассказ.
СЕРИЯ 6
Задания направлены на определение состояния грамматической стороны речи.
1. ПРЯТКИ. Задание направлено на выявление понимания и активного использования сложных предлогов (со, между, около, из-за, из-под).
Оборудование: игрушка — зайка.
Методика обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий, например: «Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают вопросы и дают задания: «Откуда выглядывает зайка? Спрячь зайку под стол. Откуда выглядывает зайка? Посади зайку на стол. Зайка спрыгнул на пол. Откуда спрыгнул зайка?»
Фиксируются: понимание и употребление ребенком сложных предлогов.
2. ПОСЧИТАЙ. Задание направлено на проверку умения согласовывать существительные с числительными.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные. Например, одно яблоко, два яблока и т.д.
Фиксируются: понимание задания; умение правильно согласовывать в речи существительное с числительным.
3. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО. Задание направлено на выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку изменить слова-глаголы шить, петь, танцевать, красить, лететь в соответствии с местоимениями. Например: «Я иду, мы идем, они идут».
Фиксируются: понимание задания; умение употреблять глаголы в правильной форме с учетом лица местоимения.
4. НАЗОВИ. Задание направлено на выявление умения использовать имена существительные в правильной грамматической форме.
Оборудование: картинки с изображением леса зимой, летом, весной, осенью; зоопарка, цирка.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 371—376.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т.п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)
Фиксируется: умение ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.
СЕРИЯ 7
Задания направлены на проверку состояния звукопро-изношения.
НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО
Оборудование: картинки по обследованию звукопроизношения.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 303—350.
С: сад, коляска, глобус.
Сь: василек, такси.
З: замок, Незнайка.
Зъ: земляника, обезьяна.
Ц: цапля, кольцо, индеец.
III: шашки, ошейник, карандаш.
Ж: жираф, жук, лыжи.
Щ: щука, щенок, плащ.
Ч: чайник, печенье, мяч.
Л: лампа, волк, стол.
Ль: лимон, плита, соль.
Р: рак, марки, мухомор.
Рь: река, пряники, фонарь.
Й: лейка, яблоко, еж, крылья.
К: куртка, скрипка, шкаф.
Г: грядка, виноград.
X: хлеб, ткачиха, петух.
ПОВТОРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Оборудование: сюжетные картинки:
У Зины зонт.
У сома усы.
Кузнец кует цепь.
Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.
У ежа ежата.
Дятел долбит ель.
К нам во двор забрался крот.
Майя и Юра поют.
Наглядный материал: набор № 4, рис. 351—358.
Методика обследования: ребенку предлагают назвать картинки. В данных словах обследуемые звуки стоят в начале, середине и конце. Затем с этими же словами просят произнести предложение.
Фиксируется: умение ребенка произносить звуки изолированно в начале, середине, конце слова и во фразе.
СЕРИЯ 8
Задания направлены на обследование артикуляционного аппарата, сохранности его иннервации. Методика обследования подробно изложена в разделе «Обследование речевого развития ребенка 3—4 лет».
Результаты обследования подробно фиксируются в протоколе (см. Приложение 1.5).
ПРИЛОЖЕНИЕ I
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1
СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дата обследования:
1. Дата рождения ребенка, возраст, адрес ________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
История развития ребенка.
Жалобы родителей:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о родителях (возраст, должность и место работы):
Мать ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Отец ________________________________________________________
__________________________________________________________________
Резус ________________________________________________________
Данные о других детях:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Данные о ребенке:
Беременность и роды:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Вес, рост: ____________________________________________________
Перенесенные заболевания:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Когда заметили отклонения в развитии?
__________________________________________________________________
Раннее развитие ребенка:
Когда начал держать головку _________, сидеть _________, стоять _________, ходить _________, схватывать _________ и доставать предметы _________, реагировать на укачивание?
__________________________________________________________________
Была ли любимая игрушка?
__________________________________________________________________
Когда появился лепет?
__________________________________________________________________
Первые осмысленные звуки в процессе взрослым:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Когда начал есть сам?
__________________________________________________________________
Когда начал принимать твердую пищу?
__________________________________________________________________
Когда начал участвовать в процессе одевания и раздевания?
__________________________________________________________________
Когда начал проситься на горшок?
__________________________________________________________________
Есть ли интерес к книгам?
__________________________________________________________________
Какая реакция на радио?
__________________________________________________________________
Каким ухом поворачивается к источнику звука?
__________________________________________________________________
Предпочитает ли музыку?
__________________________________________________________________
Хорошо ли видит?
__________________________________________________________________
Как ходит (спотыкается или нет)?
__________________________________________________________________
Отношение к сверстникам:
__________________________________________________________________
Обращает ли внимание на движение губ говорящих людей?
__________________________________________________________________
Где и кем воспитывается?
__________________________________________________________________
3. Соматическое состояние.
__________________________________________________________________
4. Психолого-педагогическое обследование.
Внешний вид ребенка:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Принятие задания:
__________________________________________________________________
Сотрудничество со взрослым (контактность):
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Умственное развитие:
__________________________________________________________________
Сенсорное развитие(уровень развития восприятия):
__________________________________________________________________
Ориентировочно-познавательная деятельность:
Характер действий: хаотичные действия________, пробующие действия ________, примеривание________, зрительная ориентировка ________.
Состояние интеллектуального развития:
Уровень развития наглядно-действенного мышления:
__________________________________________________________________
Уровень развития наглядно-образного мышления:
__________________________________________________________________
Уровень развития элементов логического мышления:
__________________________________________________________________
Уровень развития количественных представлений:
__________________________________________________________________
Уровень сформированности представлений:
об окружающем _______________________________________________
о себе _______________________________________________________
о своей семье _________________________________________________
о предметах ближайшего окружения _____________________________
__________________________________________________________________
о явлениях и объектах природы __________________________________
__________________________________________________________________
о причинно-следственных связях в природе _______________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень развития игры: ________________________________________
__________________________________________________________________
Уровень сформированности продуктивных видов деятельности: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
конструирование по подражанию ____________, по образцу _________
рисование предметное _________________________________________
рисование сюжетное ___________________________________________
Уровень развития речи:
понимание речевой инструкции _________________________________
способы общения (эмоциональное, деловое, речевое)
__________________________________________________________________
Состояние артикуляционного аппарата: ___________________________
__________________________________________________________________
Наличие фразовой речи: ________________________________________
Характер фразовой речи: _______________________________________
Сформированность грамматического строя речи:___________________
__________________________________________________________________
Сформированность фонетической стороны речи: ___________________
__________________________________________________________________
5. Заключение.
__________________________________________________________________
6. Диагноз.
__________________________________________________________________
Рекомендации к коррекционно-педагогической работе.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагогический прогноз.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2
СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
СЕРИЯ 1
1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ.
Покажи, где зайчик ____________________________________________
Возьми матрешку _____________________________________________
Возьми машинку ______________________________________________
Поставь матрешку в машинку ___________________________________
2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.
Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять __________________________________________________________________
Если ручки замерзнут, что наденешь на них? ______________________
Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? _______________________
Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ________________________
Чем будешь резать бумагу? _____________________________________
Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _______________________
3. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.
Спрячь машинку в коробку _____________________________________
Поставь машинку на коробку ___________________________________
Спрячь машинку под коробку ___________________________________
Поставь машинку за коробку ____________________________________
4. НАЙДИ КАРТИНКУ.
Покажи, где шар и шары _______________________________________
Покажи, где гриб и грибы ______________________________________
Покажи, где кукла и куклы ______________________________________
Покажи, где яблоко и яблоки ___________________________________
Покажи, где стул и стулья ______________________________________
СЕРИЯ 2
1. ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ.
Кто так кричит: му, бе, мяу? ____________________________________
Скажи, как мычит корова _______________________________________
Скажи, как мяукает кошка ______________________________________
Скажи, как блеет барашек ______________________________________
2. ДАЙ КАРТИНКУ.
Покажи, где коса и коза ________________________________________
Покажи, где уточка и удочка ____________________________________
Покажи, где ложки и рожки _____________________________________
Покажи, где мышка и мишка ____________________________________
Покажи, где сабля и цапля ______________________________________
СЕРИЯ 3
1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.
Игрушки _____________________________________________________
Предметы ____________________________________________________
Части тела ____________________________________________________
2. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ.
Что делает мальчик? ___________________________________________
Что делает девочка? ___________________________________________
Что делает мама? ______________________________________________
Что делают дети? ______________________________________________
3. СКАЖИ КАКОЙ.
Какой это мяч (по размеру)? ____________________________________
Какой это мяч (по цвету)? ______________________________________
СЕРИЯ 4
1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.
Пила, рыба, часы ______________________________________________
Сапоги, молоко, корова ________________________________________
Мяч, лук, нож _________________________________________________
Диван, лимон, батон ___________________________________________
Ложка, мишка, туфли __________________________________________
СЕРИЯ 5
1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ.
Назови, что делает зайка _______________________________________
Назови, что делает мишка ______________________________________
2. РАССКАЖИ СТИШОК.
«Зайка» ______________________________________________________
«Мишка косолапый» ___________________________________________
3. РАССКАЖИ.
Мальчик играет на дудочке _____________________________________
Девочка рисует _______________________________________________
Девочка поливает цветы ________________________________________
Мама купает малыша __________________________________________
Мальчик кормит голубей _______________________________________
Девочка танцует ______________________________________________
Мальчик катается на коньках ____________________________________
СЕРИЯ 6
Иннервация мимической мускулатуры:
движение оскаливания _________________________________________
надувание щек ________________________________________________
наморщивание ________________________________________________
нахмуривание ________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
губы ________________________________________________________
зубы ________________________________________________________
прикус ______________________________________________________
язык ________________________________________________________
уздечка ______________________________________________________
твердое и мягкое небо __________________________________________
Движения артикуляционного аппарата:
раздвинуть углы губ ___________________________________________
выдвинуть губы вперед _________________________________________
округлить губы _______________________________________________
высунуть язык на нижнюю губу _________________________________
высунуть язык на верхнюю губу _________________________________
пощелкать язычком ____________________________________________
«часики» ____________________________________________________
произнести звук а при широко открытом рте ______________________
«улыбка» — «трубочка» ________________________________________
«трубочка» — «улыбка» ________________________________________
высовывание языка на нижнюю губу — высовывание языка на верхнюю губу ______________________________________________________
высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка на нижнюю губу ______________________________________________________
«улыбка» ____________________________________________________
«показать язычок киске» _______________________________________
Гласные: а, и, у, о _____________________________________________
Согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х ____________________________
Йотированные: я, ю, е, ё ________________________________________
Мягкие согласные: сь, зь, ль ____________________________________
Как гудит поезд? ______________________________________________
Как плачет маленькая девочка? __________________________________
Как кричит лошадка? __________________________________________
Заключение: _________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации: _______________________________________________
__________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3
СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4-5 ЛЕТ
СЕРИЯ 1
1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.
Что люди надевают на голову, когда идут на улицу?
__________________________________________________________________
Что люди надевают на руки зимой? ______________________________
Чем пришивают пуговицу? _____________________________________
Что нужно людям, чтобы лучше видеть? __________________________
Чем режут бумагу? ____________________________________________
Что нужно взять на улицу, если идет дождь? _______________________
2. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.
Спрячь игрушку _______________________________________________
Куда спрятал машинку? ________________________________________
Спрячь машинку под коробку ___________________________________
Поставь машинку на коробку ____________________________________
Поставь коробку около домика __________________________________
3. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.
Шар и шары __________________________________________________
Гриб и грибы _________________________________________________
Кукла и куклы ________________________________________________
Яблоко и яблоки ______________________________________________
Стул и стулья _________________________________________________
СЕРИЯ 2
1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.
Коса и коза ___________________________________________________
Ложки и рожки _______________________________________________
Мышка и мишка ______________________________________________
Сабля и цапля _________________________________________________
2. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.
Звуки ________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. ИГРА «ЭХО».
Повтори:
па-ба ________________________________________________________
та-да ________________________________________________________
ка-га ________________________________________________________
па-па-ба _____________________________________________________
та-да-та ____________________________________________________
па-ба-па _____________________________________________________
та-та-да ____________________________________________________
СЕРИЯ 3
1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.
Яблоко __________________ Чашка ________________________
Кошка ___________________ Машина _______________________
Морковь _________________ Пальто ________________________
Часы ____________________ Конфеты ______________________
Груша ___________________ Кастрюля _____________________
Корова __________________ Корабль _______________________
Лук _____________________ Шарф _________________________
Лиса ____________________ Репа __________________________
Яйцо ____________________ Халат _________________________
Диван ___________________ Слон _________________________
Слива ___________________ Черепаха ______________________
Аквариум ________________ Памятник _____________________
Играет _______________________________________________________
Читает _______________________________________________________
Катается _____________________________________________________
Кормит ______________________________________________________
2. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ.
Игрушки _____________________________________________________
Одежда ______________________________________________________
Овощи _______________________________________________________
3. СКАЖИ НАОБОРОТ.
Здоровая — больная ___________________________________________
Чистые — грязные ____________________________________________
Белый — черный ______________________________________________
Толстая — тонкая _____________________________________________
Высокий — низкий ____________________________________________
4. НАЗОВИ ЛАСКОВО.
Цветок — цветочек ____________________________________________
Шапка — шапочка ____________________________________________
Кольцо — колечко _____________________________________________
Скамейка — скамеечка _________________________________________
СЕРИЯ 4
1. ПОВТОРИ.
Машина _____________________________________________________
Полотенце ___________________________________________________
Бабочка ______________________________________________________
Матрешка ____________________________________________________
Пуговица_____________________________________________________
Лягушка _____________________________________________________
Мыльница ___________________________________________________
2. НАЗОВИ.
Кастрюля ____________________________________________________
Черепаха _____________________________________________________
Корабль ______________________________________________________
Памятник ____________________________________________________
Аквариум ____________________________________________________
СЕРИЯ 5
1. БЕСЕДА.
Сколько тебе лет? _____________________________________________
Какие игрушки ты любишь? ____________________________________
Каких животных ты знаешь? ____________________________________
Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? ______________________
__________________________________________________________________
Как его зовут? ________________________________________________
__________________________________________________________________
2. РАССКАЖИ.
Кого видишь на картинке? ______________________________________
Что делает девочка? ___________________________________________
Что делают мальчики? _________________________________________
С кем играла (играл) девочка (мальчик)? __________________________
Куда бегут дети? ______________________________________________
Почему побежали дети? ________________________________________
3. РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ.
«Мячик» _____________________________________________________
«Бычок» _____________________________________________________
СЕРИЯ 6
1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.
В, на, за, под, из, с, со, из-под ___________________________________
__________________________________________________________________
2. НАЗОВИ МНОГО.
Белка — белки ________________________________________________
Кукла — куклы _______________________________________________
Охотник — охотники __________________________________________
Гнездо — гнезда ______________________________________________
Петух — петухи ______________________________________________
Колесо — колеса ______________________________________________
3. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. ПОДБЕРИ СЛОВО.
Кошка пушистая и котенок у нее (какой?) _________________________
Лиса рыжая и лисенок у нее какой? ______________________________
Зайчиха серая и зайчонок у нее (какой?) __________________________
Собака черная и щенок у нее (какой?) ____________________________
СЕРИЯ 7
Иннервация мимической мускулатуры:
движение оскаливания _________________________________________
надувание щек ________________________________________________
наморщивание ________________________________________________
нахмуривание _________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
губы ________________________________________________________
зубы _________________________________________________________
прикус _______________________________________________________
язык _________________________________________________________
уздечка ______________________________________________________
твердое и мягкое небо __________________________________________
Движения артикуляционного аппарата:
раздвинуть углы губ ___________________________________________
выдвинуть губы вперед _________________________________________
округлить губы _______________________________________________
высунуть язык на нижнюю губу _________________________________
высунуть язык на верхнюю губу _________________________________
пощелкать язычком ____________________________________________
«часики» _____________________________________________________
произнести звук а при широко открытом рте ______________________
«улыбка» — «трубочка» ________________________________________
«трубочка» — «улыбка» ________________________________________
высовывание языка на нижнюю губу — высовывание языка на верхнюю губу ______________________________________________________
высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка на нижнюю губу ______________________________________________________
«улыбка» ____________________________________________________
«показать язычок киске» _______________________________________
Гласные: а, и, у, о, ы ___________________________________________
__________________________________________________________________
Йотированные: я, ю, е, ё ________________________________________
__________________________________________________________________
Согласные: м, п, б _____________________________________________
т, д, н _______________________________________________________
в, ф _________________________________________________________
с, сь, з, зь ____________________________________________________
ц, ш, ж, ч, щ _________________________________________________
л, ль, р, рь ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение: _________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации: _______________________________________________
__________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.4
СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ
СЕРИЯ 1
1. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО СЛОВО?
Что значит слово «посуда»? _____________________________________
Что значит слово «праздник»? ___________________________________
2. ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
В воздухе зимой закружились первые ... (снежинки)
__________________________________________________________________
Золотистая пчелка кружится над ... (цветком) ______________________
Осенью небо хмурое и часто идет ... (дождь) _______________________
_Знают дети, что на елке есть зеленые ... (иголки) __________________
Весной светит солнце, тает снег и текут ... (ручьи) __________________
__________________________________________________________________
3. СКАЖИ НАОБОРОТ.
Слон большой, а комар ... (маленький) ____________________________
Днем светло, а ночью ... (темно) _________________________________
Дерево высокое, а куст ... (низкий) _______________________________
Лев смелый, а заяц ... (трусливый) _______________________________
Зимой холодно, а летом ... (тепло) ________________________________
Дедушка старый, а внук ... (молодой) _____________________________
СЕРИЯ 2
1. ИГРА «ЭХО».
па-ба ________________________________________________________
та-да _______________________________________________________
ка-га ________________________________________________________
па-па-ба _____________________________________________________
та-да-та ____________________________________________________
па-ба-па _____________________________________________________
2. ПОВТОРИ.
кот — год — кот ______________________________________________
том — дом — ком _____________________________________________
удочка — уточка ______________________________________________
3. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.
Звук ш _______________________________________________________
Звук к _______________________________________________________
Звук л _______________________________________________________
СЕРИЯ 3
1. НАЗОВИ, ЧТО ЭТО.
Одежда ______________________________________________________
Фрукты ______________________________________________________
Мебель ______________________________________________________
Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт _________________________
Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ
__________________________________________________________________
Зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой, кто же он такой? ____________________________________________________________
Красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный, овощ
__________________________________________________________________
2. КТО КАК ДВИГАЕТСЯ?
Рыба ... (плавает) ______________________________________________
Птица ... (летает) ______________________________________________
Лошадь ... (скачет) _____________________________________________
Собака ... (бегает) _____________________________________________
Кошка ... (крадется, бегает) _____________________________________
Лягушка ... (прыгает) __________________________________________
Бабочка ... (летает) _____________________________________________
Змея ... (ползает) ______________________________________________
3. НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ И ЕГО ДЕТЕНЫША.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. ПОДБЕРИ СЛОВО.
Ветер дует ... (сильно) __________________________________________
Собака лает ... (громко) _________________________________________
Лодка плывет ... (медленно) _____________________________________
Девочка шепчет ... (тихо) _______________________________________
СЕРИЯ 4
1. НАЗОВИ.
Жираф _______________________________________________________
Космонавт ___________________________________________________
Мотоцикл ____________________________________________________
Квартира _____________________________________________________
Скворечник __________________________________________________
Телевизор ____________________________________________________
Вертолет _____________________________________________________
Художница ___________________________________________________
Фотограф ____________________________________________________
Земляника ____________________________________________________
Сковородка ___________________________________________________
Прямоугольник _______________________________________________
Стрекоза _____________________________________________________
Снеговик _____________________________________________________
Водопроводчик _______________________________________________
Милиционер __________________________________________________
2. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.
Милиционер стоит на перекрестке. _______________________________
Золотые рыбки плавают в аквариуме. _____________________________
Фотограф фотографирует детей._________________________________
Саша сушит мокрое белье на веревочке. __________________________
Часовщик чинит часики. ________________________________________
Птичка вывела птенцов в гнезде. _________________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле. ________________________________
Повар печет блинчики на сковородке. ____________________________
СЕРИЯ 5
1. РАССКАЖИ КАКОЙ.
Елка _________________________________________________________
__________________________________________________________________
Зайчик _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Мячик _______________________________________________________
__________________________________________________________________
Яблоко ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Лимон _______________________________________________________
__________________________________________________________________
2. СОСТАВЬ РАССКАЗ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. ПОДУМАЙ И СКАЖИ.
Мама взяла зонтик, потому что на улице... ________________________
Тает снег, потому что... _________________________________________
Цветы засохли, потому что... ____________________________________
В лесу появилось много грибов, потому что... ______________________
На деревьях появляются молодые листочки, потому что... ___________
__________________________________________________________________
СЕРИЯ 6
1. ПРЯТКИ.
Между ______________________________________________________
Из-за ________________________________________________________
Из-под ______________________________________________________
2. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.
Глаз — глаза _________________________________________________
Ведро — ведра ________________________________________________
Рот — рты ___________________________________________________
Лев — львы __________________________________________________
Перо — перья _________________________________________________
Окно — окна _________________________________________________
Дом — дома __________________________________________________
Кресло — кресла ______________________________________________
Ухо — уши ___________________________________________________
Дерево — деревья _____________________________________________
Стол — столы ________________________________________________
Стул — стулья ________________________________________________
У тебя ведра, у меня нет (чего?) ... _______________________________
У тебя львы, у меня нет (кого?) ... ________________________________
У тебя деревья, у меня нет (чего?) ... ______________________________
У тебя яблоки, у меня нет (чего?) ... ______________________________
У тебя кресла, у меня нет (чего?) ... _______________________________
3. НАЗОВИ ЛАСКОВО.
Окно — ... ____________________________________________________
Зеркало — ... _________________________________________________
Дерево — ... __________________________________________________
Ящик — ... ___________________________________________________
Кольцо — ... __________________________________________________
Петля — ... ___________________________________________________
Ухо — ..._____________________________________________________
Платье — ...___________________________________________________
4. НАЗОВИ.
Чего много в лесу? ____________________________________________
Откуда осенью падают листья? __________________________________
К кому ты любишь ходить в гости? ______________________________
Кому нужна удочка? ___________________________________________
Кого ты видел в зоопарке (цирке)? _______________________________
Чем ты смотришь? _____________________________________________
Чем ты слушаешь? ____________________________________________
На чем катаются дети зимой? ___________________________________
СЕРИЯ 7
1. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.
С: сад, коляска, глобус _________________________________________
Сь: василек, такси _____________________________________________
3: замок, Незнайка _____________________________________________
Зь: земляника, обезьяна ________________________________________
Ц: цапля, кольцо, индеец _______________________________________
Ш: шашки, ошейник, карандаш _________________________________
Ж: жираф, жук, лыжи __________________________________________
Щ: щука, щенок, плащ _________________________________________
Ч: чайник, печенье, мяч ________________________________________
Л: лампа, волк, стол ___________________________________________
Ль: лимон, плита, соль _________________________________________
Р: рак, марки, мухомор _________________________________________
Рь: река, пряники, фонарь ______________________________________
И: лейка, яблоко, еж, крылья ____________________________________
К: куртка, скрипка, шкаф _______________________________________
Г: грядка, грелка, виноград _____________________________________
X: хлеб, сухарь _______________________________________________
2. ПОВТОРИ ПРАВИЛЬНО.
У Зины зонт. __________________________________________________
У сома усы. __________________________________________________
Кузнец кует цепь. _____________________________________________
Шапка да шубка — вот и весь Мишутка. __________________________
У ежа ежата. __________________________________________________
Дятел долбит ель. _____________________________________________
К нам во двор забрался крот. ____________________________________
Майя и Юра поют. ____________________________________________
3. СЧИТАЛКИ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЕРИЯ 8
Иннервация мимической мускулатуры:
движение оскаливания _________________________________________
надувание щек ________________________________________________
наморщивание ________________________________________________
нахмуривание ________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
губы ________________________________________________________
зубы ________________________________________________________
прикус ______________________________________________________
язык ________________________________________________________
уздечка ______________________________________________________
твердое и мягкое небо _________________________________________
Движения артикуляционного аппарата:
раздвинуть углы губ ___________________________________________
выдвинуть губы вперед _________________________________________
округлить губы _______________________________________________
высунуть язык на нижнюю губу _________________________________
высунуть язык на верхнюю губу _________________________________
пощелкать язычком ____________________________________________
«часики» _____________________________________________________
произнести звук а при широко открытом рте ______________________
«улыбка» — «трубочка» ________________________________________
«трубочка» — «улыбка» ________________________________________
высовывание языка на нижнюю губу — высовывание языка на верхнюю губу _____________________________________________________
высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка на нижнюю губу ______________________________________________________
«улыбка» ____________________________________________________
«показать язычок киске» _______________________________________
Гласные: а, и, у, о, ы ___________________________________________
__________________________________________________________________
Йотированные: я, ю, е, ё ________________________________________
__________________________________________________________________
Согласные: м, п, б _____________________________________________
т, д, н _______________________________________________________
в, ф _________________________________________________________
к, г, х ________________________________________________________
с, сь, з, зь _____________________________________________________
ц, ш, ж, ч, щ _________________________________________________
л, ль, р, рь ____________________________________________________
Заключение: _________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации: _______________________________________________
__________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.5
СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ
СЕРИЯ 1
1. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ В СЛОВАХ.
Мама — мамочка — мамуля ____________________________________
Брат — братик — братец _______________________________________
Зайка — заинька — зайчишка — зайчище _________________________
Дом — домик — домище _______________________________________
2. ОБЪЯСНИ ДЕЙСТВИЯ.
Бежать — подбежать — выбежать _______________________________
Писать — подписать — переписать ______________________________
Играть — выиграть — проиграть ________________________________
Смеяться — засмеяться — высмеять _____________________________
Шел — отошел — вошел _______________________________________
3. ПОДБЕРИ СЛОВО.
Слабый ______________________________________________________
Робкий ______________________________________________________
Старый ______________________________________________________
4. ОБЪЯСНИ.
Злая зима ____________________________________________________
Золотые руки _________________________________________________
Золотые волосы _______________________________________________
Колючий ветер _______________________________________________
Легкий ветерок _______________________________________________
СЕРИЯ 2
1. ИГРА «ЭХО».
па-па-ба _____________________________________________________
па-ба-па _____________________________________________________
па-ба, па-ба, па-ба ____________________________________________
ка-ха-ка _____________________________________________________
са-за, са-за, са-за ______________________________________________
са-ша, са-ша, са-ша ___________________________________________
2. ПОВТОРИ.
Крыша — крыса ______________________________________________
Полено — колено _____________________________________________
Земля — змея ________________________________________________
Дочка — точка — кочка ________________________________________
Бабушка — кадушка — подушка ________________________________
Мишка — миска — мышка _____________________________________
3. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.
Звук з _______________________________________________________
Звук ш_______________________________________________________
Звук с _______________________________________________________
Звук л _____________________________________________
4. УГАДАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЕРИЯ 3
1. УГАДАЙ, ЧТО ЭТО.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?
Шофер (что делает?) ___________________________________________
Парикмахер (что делает?) _______________________________________
Художник (что делает?) ________________________________________
Портниха (что делает?) ________________________________________
Почтальон (что делает?) ________________________________________
Продавец (что делает?) _________________________________________
Летчик (что делает?) ___________________________________________
Повар (что делает?) ____________________________________________
Хоккеист (что делает?) _________________________________________
Библиотекарь (что делает?) _____________________________________
3. ПОДБЕРИ СЛОВО.
Большой _____________________________________________________
Смелый ______________________________________________________
Тайна _______________________________________________________
4. СКАЖИ НАОБОРОТ.
Наливает _____________________________________________________
Входит ______________________________________________________
Влетает ______________________________________________________
Закрывает ____________________________________________________
Приплывает __________________________________________________
Собирает ____________________________________________________
Приклеивает _________________________________________________
5. ПОДБЕРИ РЯД СЛОВ.
Девочка _____________________________________________________
Мальчик _____________________________________________________
Собака ______________________________________________________
Кошка _______________________________________________________
Курица ______________________________________________________
Самолет _____________________________________________________
Ручей _______________________________________________________
Лист ________________________________________________________
СЕРИЯ 4
1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.
В магазине продаются полотер, пылесос. _________________________
Листья падают — наступает листопад. ___________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле. ________________________________
Фотограф фотографирует детей. _________________________________
Бабушка вяжет внучке воротник. ________________________________
Рыбу ловит рыболов. __________________________________________
Пчел разводит пчеловод. _______________________________________
На стройку приехал самосвал. ___________________________________
СЕРИЯ 5
1. РАССКАЖИ СКАЗКУ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. ПЕРЕСКАЖИ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЕРИЯ 6
1. ПРЯТКИ.
Со __________________________________________________________
Между ______________________________________________________
Около _______________________________________________________
Из-за ________________________________________________________
Из-под ______________________________________________________
2. ПОСЧИТАЙ.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.
Шить ________________________________________________________
Петь _________________________________________________________
Танцевать ____________________________________________________
Красить ______________________________________________________
Лететь _______________________________________________________
4. НАЗОВИ.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЕРИЯ 7
1. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.
С: сад, коляска, глобус _________________________________________
Сь василек, такси _____________________________________________
З: замок, Незнайка _____________________________________________
Зь: земляника, обезьяна ________________________________________
Ц: цапля, кольцо, индеец _______________________________________
Ш: шашки, ошейник, карандаш _________________________________
Ж: жираф, жук, лыжи __________________________________________
Щ: щука, щенок, плащ _________________________________________
Ч: чайник, печенье, мяч ________________________________________
Л: лампа, волк, стол ___________________________________________
Ль: лимон, плита, соль _________________________________________
Р: рак, марки, мухомор _________________________________________
Рь: река, пряники, фонарь ______________________________________
И: лейка, яблоко, еж, крылья ____________________________________
К: куртка, скрипка, шкаф _______________________________________
Г: грядка, виноград ____________________________________________
X: хлеб, сухарь ________________________________________________
2. ПОВТОРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
У Зины зонт.__________________________________________________
У сома усы. __________________________________________________
Кузнец кует цепь. _____________________________________________
Шапка да шубка — вот и весь Мишутка. __________________________
У ежа ежата. __________________________________________________
Дятел долбит ель. _____________________________________________
К нам во двор забрался крот. ____________________________________
Майя и Юра поют. _____________________________________________
СЕРИЯ 8
Иннервация мимической мускулатуры:
движение оскаливания _________________________________________
надувание щек ________________________________________________
наморщивание ________________________________________________
нахмуривание ________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
губы ________________________________________________________
зубы _________________________________________________________
прикус _______________________________________________________
язык _________________________________________________________
уздечка ______________________________________________________
твердое и мягкое небо __________________________________________
Движения артикуляционного аппарата:
раздвинуть углы губ ___________________________________________
выдвинуть губы вперед ________________________________________
округлить губы _______________________________________________
высунуть язык на нижнюю губу _________________________________
высунуть язык на верхнюю губу _________________________________
пощелкать язычком ____________________________________________
«часики» _____________________________________________________
произнести звук а при широко открытом рте ______________________
«улыбка» — «трубочка» ________________________________________
«трубочка» — «улыбка» ________________________________________
высовывание языка на нижнюю губу — высовывание языка на верхнюю губу ______________________________________________________
высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка на нижнюю губу ______________________________________________________
«улыбка» ____________________________________________________
«показать язычок киске» _______________________________________
Гласные: а, и, у, о, ы ___________________________________________
__________________________________________________________________
Йотированные: я, ю, е, ё ________________________________________
__________________________________________________________________
Согласные: м, п, б _____________________________________________
т, д, н _______________________________________________________
в, ф _________________________________________________________
к, г, x ________________________________________________________
с, сь, з, зь _____________________________________________________
ц, ш, ж, ч, щ _________________________________________________
л, ль, р, рь ____________________________________________________
__________________________________________________________________
Заключение: _________________________________________________
__________________________________________________________________
Рекомендации: _______________________________________________
__________________________________________________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ II
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА
К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ:
Коробка форм.
Две деревянные коробки.
Первая — деревянная коробка с пятью прорезями: полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы.
Размер коробки: основание 160x160 мм, высота 110 мм.
Объемные фигурки: количество предметов: 10 (по 2 каждой формы: 2 фигурки с основаниями треугольника, 2 — с основаниями полукруга, 2 — с основаниями прямоугольника, 2 — с основаниями квадрата, 2 — с основаниями шестиугольника).
Цвет: неокрашенная.
Вторая — деревянная коробка с шестью прорезями: круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной с вырезом, квадратной, шестиугольной формы.
Размеры коробки: основание 160х160 мм, высота 110 мм.
Объемные фигурки: количество предметов — 12 (по 2 каждой конфигурации: 2 фигурки с круглыми основаниями, 2 — с полукруглыми основаниями, 2 — с треугольными основаниями, 2 — с прямоугольными основаниями, 2 — с квадратными основаниями, 2 — с основаниями шестиугольника).
Цвет: неокрашенная.
Матрешки.
Шестисоставная матрешка.
Материал: дерево.
Размеры: 35, 50, 90, 120, 140, 160 мм.
Цвет: роспись по дереву.
Дом животного.
Деревянная доска, в верхней части которой имеются 4 круглых углубления, над каждым из которых последовательно изображены животные: собака, курица, рыба, кошка. На остальной части доски круглые углубления расположены в 4 ряда, а в каждом ряду по 5 таких углублений, над которыми изображены эти же животные. Для них есть набор цветных домиков — фишек.
Размеры доски: основание 210x360 мм, высота 7 мм.
Размеры углублений: диаметр 15 мм, глубина 5 мм.
Размеры фишки: диаметр 12 мм, высота 16 мм.
Фишки сделаны из дерева и находятся в пакете или коробочке.
Цвет фишек: 6 желтых, 6 синих, 6 белых, 6 черных.
Количество фишек: 24.
Тележка с палочками.
Тележка со стержнем и к ней 3 палочки: с колечком, с веревочкой, с рабочим концом типа вилки.
Тележка.
Материал: дерево.
Размеры: длина 140—150 мм, высота 100 м.
Палочка.
Размеры: длина 300 мм, диаметр колечка 50 мм.
Веревочка.
Размер: длина 800 мм.
Цвет: любой.
Постройка из кубиков.
Набор кубиков в пластмассовом пакете или коробочке: 2 треугольные призмы, 2 полусферы, 2 бруска.
Количество кубиков: 6.
Цвет кубиков: зеленый (или любой другой, однотонный).
Материал: дерево.
Размеры бруска: основание 40х80 мм, высота 20 мм;
полусферы: диаметр 40 мм, высота 20 мм;
призмы: основание 90x40 мм, высота 40 мм.
Пирамидка.
Материал: дерево.
Цвет: кольца разного цвета, яркие.
Количество колец: 8—10.
Коробка.
Материал: дерево.
Цвет: натуральный, по дереву выполнена роспись.
Размер: основание 150—200 мм х I50—200 мм, высота 40—50 мм.
Количество: 2.
Коробки.
Количество коробок 3 (без верхних крышек).
Материал: дерево (пластмасса, картон).
Размер: каждая стенка 200х200 мм с изображенными на них эталонами-образцами размером 40x40 мм; на первой (боковой) стенке изображен квадрат, на второй — круг, на третьей — треугольник, к ним набор из 24 предметов: 8 — похожих на квадрат, 8 — на треугольник, 8 — на круг. Квадрат: кубик 35x35 мм (материал: дерево, цвет: любой), квадратная пуговица 20x20 мм (материал: пластмасса, цвет: любой), записная книжка 70х70 мм, флакон 50х50 мм (материал: пластмасса, цвет: любой), ластик 30х30 мм (материал: резина, цвет: любой), коробочка 50x50 мм (материал: пластмасса, цвет: любой), батарейка, мыло. Круг: монета, медаль, пуговица, колечко, шарик, ягода, божья коровка, коробочка 20x20 мм (или 30x30 мм) (материал: пластмасса или дерево). Треугольник: крышка, формочка для песка, елка, ракета, конус, камешек, флакон, призма 70x70 мм (или 60x60 мм) (материал: пластмасса или дерево, цвет: любой).
ПЛАСТМАССОВЫЕ (ИЛИ РЕЗИНОВЫЕ) ИГРУШКИ:
Дудка игрушечная.
Размер: 200 мм.
Материал: пластмасса.
Цвет: любой яркий.
Шарманка.
Размеры: диаметр 90 мм, высота 50 мм.
Цвет: любой.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 587.