ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Представленные методики направлены на проверку уровня понимания смысловых оттенков слов, осознания их семантических отношений, точности словоупотребления, сформированности фонематического слуха, уровня развития словарного запаса, состояния слоговой структуры, умения строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства, уровня сформированности грамматического строя речи, состояния звукопроизношения, артикуляционного аппарата и сохранности иннервации.

Методики обследования включают 8 серий заданий.

СЕРИЯ 1

Задания направлены на выявление понимания смысловых оттенков знаменательных слов (существительных, глаголов, прилагательных), образованных в основном аффиксальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).

1. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ В СЛОВАХ. Задание направлено на выявление умения объяснять значение слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку прослушать слова и объяснить, чем они отличаются:

мама — мамочка — мамуля,

брат — братик — братец,

зайка — заинька — зайчишка — зайчище,

дом — домик — домище.

Фиксируются: объяснение значений слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом (домик — маленький дом, домище — большой дом); объяснение значений слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зайчище).

2. ОБЪЯСНИ ДЕЙСТВИЯ. Задание направлено на выявление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи приставок, придающих словам различные оттенки).

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выслушать слова и объяснить их значения: бежать — подбежать — выбежать, писать — подписать — переписать,

играть — выиграть — проиграть,

смеяться — засмеяться — высмеять,

шел — отошел — вошел.

Фиксируется: понимание ребенком смысловых оттенков значений глаголов, зависящих от разных приставок (выиграть — это хорошо, а проиграть — плохо).

3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление понимания оттенков значений синонимов прилагательных.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать синонимы к прилагательным, например: умный — рассудительный слабый — ... робкий — ... старый — ...

Фиксируется: умение составлять синонимические пары.

4. ОБЪЯСНИ. Задание направлено на выявление понимания переносного значения прилагательных.

Методика обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима, золотые руки, золотые волосы, колючий ветер, легкий ветерок.

Фиксируется: умение ребенка объяснить смысловую сторону словосочетаний.

СЕРИЯ 2

Задания направлены на выявление состояния фонематического слуха.

1. ИГРА «ЭХО». Задание направлено на проверку слухового восприятия и умения воспроизводить слоговые ряды в заданной последовательности.

Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды:

па-па-ба, та-да-та, па-ба-па;

па-ба, па-ба, па-ба, ка-ха-ка;

са-за-са, за-са-за;

са-ша-са, ша-са-ша.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

2. ПОВТОРИ. Проверяется слуховое внимание, восприятие и умение правильно воспроизвести предлагаемые слова в заданной последовательности.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов:

крыша — крыса      дочка — точка — кочка

полено — колено              бабушка — кадушка — подушка

земля — змея           мишка — миска — мышка

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с инструкцией.

3. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть: «Я буду называть слова, если услышишь звук з, хлопни в ладоши». Затем называет слова: дерево, зайка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звонок. Затем ребенку предлагают определенные звуки, с которыми он должен придумать слова: ш, с, л. При затруднении взрослый сам называет несколько слов (шапка, шуба), помогая ребенку включиться в выполнение задания.

Фиксируются: слуховое внимание ребенка, его возможность правильно выделять указанные звуки хлопками и подбирать слова с заданным звуком.

4. УГАДАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ. Задание направлено на проверку уровня сформированности фонематического слуха и умения выполнять звуковой анализ слова.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово, например дом, и предлагает ответить на вопрос: «Сколько звуков в этом слове? Назови первый звук, третий, второй». При затруднении взрослый сам выделяет звуки, объясняя ребенку место каждого звука в этом слове. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина, ручка, пенал, книга.

Фиксируется: умение ребенка производить звуковой анализ слов.

СЕРИЯ 3

Задания направлены на выявление овладения словарем (точность словоупотребления, использование разных частей речи).

1. УГАДАЙ, ЧТО ЭТО. Задание направлено на выявление овладения обобщающими словами.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку отгадать загадки:

Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч.)

 

Ростом разные подружки и похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке, а всего одна игрушка. (Матрешка.)

 

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки,

На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)

 

Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой,

А солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Фиксируются: возможность ребенка использовать обобщающие слова в активной речи; умение узнавать предмет по описанию.

2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам существительным.

Оборудование: сюжетные картинки.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 359—368.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:

«Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что делает? (Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Портниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает.) Почтальон что делает? (Разносит письма и газеты.) Летчик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)»

Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия к именам существительным, опираясь на представления о профессиях людей.

3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и просит подобрать близкие к нему слова, например:

большой, огромный, громадный,

смелый, ... (отважный, храбрый),

тайна, ... (секрет, загадка).

Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.

4. СКАЖИ НАОБОРОТ. Задание направлено на выявление умения образовывать слова-действия с помощью приставок.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает подобрать к нему слово-действие с противоположным значением. Например: наливает — выливает. Предлагаются следующие слова: входит — ... (выходит), влетает — ... (вылетает), закрывает — ... (открывает), приплывает — ... (отплывает), собирает — ... (разбирает), приклеивает — ... (отклеивает).

Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия с противоположным значением.

5. ПОДБЕРИ РЯД СЛОВ. Задание направлено на умение подбирать и называть слова-действия одушевленных и неодушевленных объектов, предметов и явлений природы.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и просит подобрать к нему слова-действия. Например:

Девочка (что делает?) играет, рисует, танцует, шьет, вяжет, готовит.

Мальчик ... (читает, пишет, играет, дерется, прячется, строгает, шалит).

Собака ... (лает, кусает, охраняет, сторожит, бегает, ласкается, служит).

Кошка ... (мяукает, бегает, мурлыкает, царапается, облизывается, умывается).

Курица ... (клюет, кудахчет, пьет, несет яйца, сидит).

Самолет ... (гудит, летит, взлетает, приземляется).

Ручей ... (бежит, звенит, журчит, течет).

Лист ... (появляется, растет, зеленеет, вянет, желтеет, опадает, шуршит).

Фиксируется: умение ребенка подбирать к имени существительному слова-действия.

СЕРИЯ 4

Задания направлены на выявление состояния слоговой структуры слов.

1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Задание направлено на проверку умений произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить следующие предложения: «В магазине продаются полотер, пылесос. Листья падают — наступает листопад. Мотоциклист едет на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей. Бабушка вяжет внучке воротник. Рыбу ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. На стройку приехал самосвал».

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенка воспринимать и воспроизводить слова сложной слоговой структуры.

СЕРИЯ 5

Задания направлены на выявление умения самостоятельно составлять связные высказывания.

1. РАССКАЖИ СКАЗКУ. Задание направлено на выявление умения ребенка составлять связное высказывание по знакомому литературному произведению (сказке «Колобок»).

Методика обследования: ребенка просят рассказать сказку «Колобок», при затруднении взрослый помогает ребенку и начинает рассказывать первым: «Жили-были дед и баба, замесила баба тесто и слепила колобок. Что было потом?»

Фиксируется: умение ребенка выстраивать сюжетную линию, придерживаясь основного содержания сказки.

2. ПЕРЕСКАЖИ. Задание направлено на выявление умения выделять структурные части высказывания, использовать разнообразные синтаксические конструкции при составлении пересказа.

Методика обследования: ребенку предлагают прослушать и запомнить сказку, а затем пересказать.

«Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и... увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсюда, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули».

Фиксируются: умения ребенка выделить структурные части сказки (начало, середину, конец); использовать разнообразные синтаксические конструкции, передавая сюжетную линию; построить связный пересказ.

3. СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ. Задание направлено на умение составить связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Оборудование: две сюжетные картинки (на первой — начало действия, на второй — завершение).

Наглядный материал: набор № 4, рис. 369, 370.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки, разложить их в нужном порядке и составить по ним рассказ.

Фиксируются: умения понять последовательность действий, изображенных на картинках; разложить их в соответствии с логикой сюжета; построить связный рассказ.

СЕРИЯ 6

Задания направлены на определение состояния грамматической стороны речи.

1. ПРЯТКИ. Задание направлено на выявление понимания и активного использования сложных предлогов (со, между, около, из-за, из-под).

Оборудование: игрушка — зайка.

Методика обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий, например: «Спрячь зайку за спину». Затем ребенку задают вопросы и дают задания: «Откуда выглядывает зайка? Спрячь зайку под стол. Откуда выглядывает зайка? Посади зайку на стол. Зайка спрыгнул на пол. Откуда спрыгнул зайка?»

Фиксируются: понимание и употребление ребенком сложных предлогов.

2. ПОСЧИТАЙ. Задание направлено на проверку умения согласовывать существительные с числительными.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каждый раз называя числительные и существительные. Например, одно яблоко, два яблока и т.д.

Фиксируются: понимание задания; умение правильно согласовывать в речи существительное с числительным.

3. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО. Задание направлено на выявление умения согласовывать в речи местоимения и глаголы.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку изменить слова-глаголы шить, петь, танцевать, красить, лететь в соответствии с местоимениями. Например: «Я иду, мы идем, они идут».

Фиксируются: понимание задания; умение употреблять глаголы в правильной форме с учетом лица местоимения.

4. НАЗОВИ. Задание направлено на выявление умения использовать имена существительные в правильной грамматической форме.

Оборудование: картинки с изображением леса зимой, летом, весной, осенью; зоопарка, цирка.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 371—376.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки и ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты видел в зоопарке (цирке)? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т.п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)

Фиксируется: умение ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.

СЕРИЯ 7

Задания направлены на проверку состояния звукопро-изношения.

НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО

Оборудование: картинки по обследованию звукопроизношения.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 303—350.

С: сад, коляска, глобус.

Сь: василек, такси.

З: замок, Незнайка.

Зъ: земляника, обезьяна.

Ц: цапля, кольцо, индеец.

III: шашки, ошейник, карандаш.

Ж: жираф, жук, лыжи.

Щ: щука, щенок, плащ.

Ч: чайник, печенье, мяч.

Л: лампа, волк, стол.

Ль: лимон, плита, соль.

Р: рак, марки, мухомор.

Рь: река, пряники, фонарь.

Й: лейка, яблоко, еж, крылья.

К: куртка, скрипка, шкаф.

Г: грядка, виноград.

X: хлеб, ткачиха, петух.

ПОВТОРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Оборудование: сюжетные картинки:

У Зины зонт.

У сома усы.

Кузнец кует цепь.

Шапка да шубка — вот и весь Мишутка.

У ежа ежата.

Дятел долбит ель.

К нам во двор забрался крот.

Майя и Юра поют.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 351—358.

Методика обследования: ребенку предлагают назвать картинки. В данных словах обследуемые звуки стоят в начале, середине и конце. Затем с этими же словами просят произнести предложение.

Фиксируется: умение ребенка произносить звуки изолированно в начале, середине, конце слова и во фразе.

СЕРИЯ 8

Задания направлены на обследование артикуляционного аппарата, сохранности его иннервации. Методика обследования подробно изложена в разделе «Обследование речевого развития ребенка 3—4 лет».

Результаты обследования подробно фиксируются в протоколе (см. Приложение 1.5).

ПРИЛОЖЕНИЕ I

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.1
СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дата обследования:

1. Дата рождения ребенка, возраст, адрес ________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________




История развития ребенка.

Жалобы родителей:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные о родителях (возраст, должность и место работы):

Мать ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Отец ________________________________________________________

__________________________________________________________________

Резус ________________________________________________________

Данные о других детях:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Данные о ребенке:

Беременность и роды:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Вес, рост: ____________________________________________________

Перенесенные заболевания:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда заметили отклонения в развитии?

__________________________________________________________________

Раннее развитие ребенка:

Когда начал держать головку _________, сидеть _________, стоять _________, ходить _________, схватывать _________ и доставать предметы _________, реагировать на укачивание?

__________________________________________________________________

Была ли любимая игрушка?

__________________________________________________________________

     Когда появился лепет?

__________________________________________________________________

     Первые осмысленные звуки в процессе взрослым:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

     Когда начал есть сам?

__________________________________________________________________

     Когда начал принимать твердую пищу?

__________________________________________________________________

     Когда начал участвовать в процессе одевания и раздевания?

__________________________________________________________________

     Когда начал проситься на горшок?

__________________________________________________________________

     Есть ли интерес к книгам?

__________________________________________________________________

     Какая реакция на радио?

__________________________________________________________________

     Каким ухом поворачивается к источнику звука?

__________________________________________________________________

     Предпочитает ли музыку?

__________________________________________________________________

     Хорошо ли видит?

__________________________________________________________________

     Как ходит (спотыкается или нет)?

__________________________________________________________________

     Отношение к сверстникам:

__________________________________________________________________

Обращает ли внимание на движение губ говорящих людей?

__________________________________________________________________

     Где и кем воспитывается?

__________________________________________________________________

     3. Соматическое состояние.

__________________________________________________________________

     4. Психолого-педагогическое обследование.

     Внешний вид ребенка:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

     Принятие задания:

__________________________________________________________________

     Сотрудничество со взрослым (контактность):

____________________________________________________________________________________________________________________________________

     Умственное развитие:

__________________________________________________________________

     Сенсорное развитие(уровень развития восприятия):

__________________________________________________________________

     Ориентировочно-познавательная деятельность:

Характер действий: хаотичные действия________, пробующие действия ________, примеривание________, зрительная ориентировка ________.

Состояние интеллектуального развития:

Уровень развития наглядно-действенного мышления:

__________________________________________________________________

     Уровень развития наглядно-образного мышления:

__________________________________________________________________

     Уровень развития элементов логического мышления:

__________________________________________________________________

Уровень развития количественных представлений:

__________________________________________________________________

     Уровень сформированности представлений:

об окружающем _______________________________________________

о себе _______________________________________________________

о своей семье _________________________________________________

о предметах ближайшего окружения _____________________________

__________________________________________________________________

о явлениях и объектах природы __________________________________

__________________________________________________________________

о причинно-следственных связях в природе _______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Уровень развития игры: ________________________________________

__________________________________________________________________

Уровень сформированности продуктивных видов деятельности: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

конструирование по подражанию ____________, по образцу _________

рисование предметное _________________________________________

рисование сюжетное ___________________________________________

Уровень развития речи:

понимание речевой инструкции _________________________________

способы общения (эмоциональное, деловое, речевое)

__________________________________________________________________

Состояние артикуляционного аппарата: ___________________________

__________________________________________________________________

Наличие фразовой речи: ________________________________________

Характер фразовой речи: _______________________________________

Сформированность грамматического строя речи:___________________

__________________________________________________________________

Сформированность фонетической стороны речи: ___________________

__________________________________________________________________

5. Заключение.

__________________________________________________________________

6. Диагноз.

__________________________________________________________________

Рекомендации к коррекционно-педагогической работе.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагогический прогноз.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.2
СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ



СЕРИЯ 1

1. ПОКАЖИ ИГРУШКУ.

Покажи, где зайчик ____________________________________________

Возьми матрешку _____________________________________________

Возьми машинку ______________________________________________

Поставь матрешку в машинку ___________________________________

2. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять __________________________________________________________________

Если ручки замерзнут, что наденешь на них? ______________________

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? _______________________

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ________________________

Чем будешь резать бумагу? _____________________________________

Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _______________________

3. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.

Спрячь машинку в коробку _____________________________________

Поставь машинку на коробку ___________________________________

Спрячь машинку под коробку ___________________________________

Поставь машинку за коробку ____________________________________

4. НАЙДИ КАРТИНКУ.

Покажи, где шар и шары _______________________________________

Покажи, где гриб и грибы ______________________________________

Покажи, где кукла и куклы ______________________________________

Покажи, где яблоко и яблоки ___________________________________

Покажи, где стул и стулья ______________________________________

СЕРИЯ 2

1. ПОКАЖИ, КТО КАК КРИЧИТ.

Кто так кричит: му, бе, мяу? ____________________________________

Скажи, как мычит корова _______________________________________

Скажи, как мяукает кошка ______________________________________

Скажи, как блеет барашек ______________________________________

2. ДАЙ КАРТИНКУ.

Покажи, где коса и коза ________________________________________

Покажи, где уточка и удочка ____________________________________

Покажи, где ложки и рожки _____________________________________

Покажи, где мышка и мишка ____________________________________

Покажи, где сабля и цапля ______________________________________

СЕРИЯ 3

1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.

Игрушки _____________________________________________________

Предметы ____________________________________________________

Части тела ____________________________________________________

2. СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ.

Что делает мальчик? ___________________________________________

Что делает девочка? ___________________________________________

Что делает мама? ______________________________________________

Что делают дети? ______________________________________________

3. СКАЖИ КАКОЙ.

Какой это мяч (по размеру)? ____________________________________

Какой это мяч (по цвету)? ______________________________________

СЕРИЯ 4

1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.

Пила, рыба, часы ______________________________________________

Сапоги, молоко, корова ________________________________________

Мяч, лук, нож _________________________________________________

Диван, лимон, батон ___________________________________________

Ложка, мишка, туфли __________________________________________

СЕРИЯ 5

1. ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ.

Назови, что делает зайка _______________________________________

Назови, что делает мишка ______________________________________

2. РАССКАЖИ СТИШОК.

«Зайка» ______________________________________________________

«Мишка косолапый» ___________________________________________

3. РАССКАЖИ.

Мальчик играет на дудочке _____________________________________

Девочка рисует _______________________________________________

Девочка поливает цветы ________________________________________

Мама купает малыша __________________________________________

Мальчик кормит голубей _______________________________________

Девочка танцует ______________________________________________

Мальчик катается на коньках ____________________________________

СЕРИЯ 6

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания _________________________________________

надувание щек ________________________________________________

наморщивание ________________________________________________

нахмуривание ________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы ________________________________________________________

зубы ________________________________________________________

прикус ______________________________________________________

язык ________________________________________________________

уздечка ______________________________________________________

твердое и мягкое небо __________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ ___________________________________________

выдвинуть губы вперед _________________________________________

округлить губы _______________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу _________________________________

высунуть язык на верхнюю губу _________________________________

пощелкать язычком ____________________________________________

«часики» ____________________________________________________

произнести звук а при широко открытом рте ______________________

«улыбка» — «трубочка» ________________________________________

«трубочка» — «улыбка» ________________________________________

высовывание языка на нижнюю губу — высовывание языка на верхнюю губу ______________________________________________________

высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка на нижнюю губу ______________________________________________________

«улыбка» ____________________________________________________

«показать язычок киске» _______________________________________

Гласные: а, и, у, о _____________________________________________

Согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х ____________________________

Йотированные: я, ю, е, ё ________________________________________

Мягкие согласные: сь, зь, ль ____________________________________

Как гудит поезд? ______________________________________________

Как плачет маленькая девочка? __________________________________

Как кричит лошадка? __________________________________________

Заключение: _________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации: _______________________________________________

__________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.3
СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 4-5 ЛЕТ



СЕРИЯ 1

1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Что люди надевают на голову, когда идут на улицу?

__________________________________________________________________

Что люди надевают на руки зимой? ______________________________

Чем пришивают пуговицу? _____________________________________

Что нужно людям, чтобы лучше видеть? __________________________

Чем режут бумагу? ____________________________________________

Что нужно взять на улицу, если идет дождь? _______________________

2. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.

Спрячь игрушку _______________________________________________

Куда спрятал машинку? ________________________________________

Спрячь машинку под коробку ___________________________________

Поставь машинку на коробку ____________________________________

Поставь коробку около домика __________________________________

3. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Шар и шары __________________________________________________

Гриб и грибы _________________________________________________

Кукла и куклы ________________________________________________

Яблоко и яблоки ______________________________________________

Стул и стулья _________________________________________________

СЕРИЯ 2

1. ПОКАЖИ КАРТИНКУ.

Коса и коза ___________________________________________________

Ложки и рожки _______________________________________________

Мышка и мишка ______________________________________________

Сабля и цапля _________________________________________________

2. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.

Звуки ________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. ИГРА «ЭХО».

Повтори:

па-ба ________________________________________________________

та-да ________________________________________________________

ка-га ________________________________________________________

па-па-ба _____________________________________________________

та-да-та ____________________________________________________

па-ба-па _____________________________________________________

та-та-да ____________________________________________________

СЕРИЯ 3

1. НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ.

Яблоко __________________             Чашка ________________________

Кошка ___________________            Машина _______________________

Морковь _________________            Пальто ________________________

Часы ____________________             Конфеты ______________________

Груша ___________________            Кастрюля _____________________

Корова __________________             Корабль _______________________

Лук _____________________             Шарф _________________________

Лиса ____________________             Репа __________________________

Яйцо ____________________             Халат _________________________

Диван ___________________             Слон _________________________

Слива ___________________             Черепаха ______________________

Аквариум ________________            Памятник _____________________

Играет _______________________________________________________

Читает _______________________________________________________

Катается _____________________________________________________

Кормит ______________________________________________________

2. НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ.

Игрушки _____________________________________________________

Одежда ______________________________________________________

Овощи _______________________________________________________

3. СКАЖИ НАОБОРОТ.

Здоровая — больная ___________________________________________

Чистые — грязные ____________________________________________

Белый — черный ______________________________________________

Толстая — тонкая _____________________________________________

Высокий — низкий ____________________________________________

4. НАЗОВИ ЛАСКОВО.

Цветок — цветочек ____________________________________________

Шапка — шапочка ____________________________________________

Кольцо — колечко _____________________________________________

Скамейка — скамеечка _________________________________________

СЕРИЯ 4

1. ПОВТОРИ.

Машина _____________________________________________________

Полотенце ___________________________________________________

Бабочка ______________________________________________________

Матрешка ____________________________________________________

Пуговица_____________________________________________________

Лягушка _____________________________________________________

Мыльница ___________________________________________________

2. НАЗОВИ.

Кастрюля ____________________________________________________

Черепаха _____________________________________________________

Корабль ______________________________________________________

Памятник ____________________________________________________

Аквариум ____________________________________________________

СЕРИЯ 5

1. БЕСЕДА.

Сколько тебе лет? _____________________________________________

Какие игрушки ты любишь? ____________________________________

Каких животных ты знаешь? ____________________________________

Есть ли у тебя дома какое-нибудь животное? ______________________

__________________________________________________________________

Как его зовут? ________________________________________________

__________________________________________________________________

2. РАССКАЖИ.

Кого видишь на картинке? ______________________________________

Что делает девочка? ___________________________________________

Что делают мальчики? _________________________________________

С кем играла (играл) девочка (мальчик)? __________________________

Куда бегут дети? ______________________________________________

Почему побежали дети? ________________________________________

3. РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ.

«Мячик» _____________________________________________________

«Бычок» _____________________________________________________

СЕРИЯ 6

1. СПРЯЧЬ ИГРУШКУ.

В, на, за, под, из, с, со, из-под ___________________________________

__________________________________________________________________

2. НАЗОВИ МНОГО.

Белка — белки ________________________________________________

Кукла — куклы _______________________________________________

Охотник — охотники __________________________________________

Гнездо — гнезда ______________________________________________

Петух — петухи ______________________________________________

Колесо — колеса ______________________________________________

3. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ПОДБЕРИ СЛОВО.

Кошка пушистая и котенок у нее (какой?) _________________________

Лиса рыжая и лисенок у нее какой? ______________________________

Зайчиха серая и зайчонок у нее (какой?) __________________________

Собака черная и щенок у нее (какой?) ____________________________

СЕРИЯ 7

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания _________________________________________

надувание щек ________________________________________________

наморщивание ________________________________________________

нахмуривание _________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы ________________________________________________________

зубы _________________________________________________________

прикус _______________________________________________________

язык _________________________________________________________

уздечка ______________________________________________________

твердое и мягкое небо __________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ ___________________________________________

выдвинуть губы вперед _________________________________________

округлить губы _______________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу _________________________________

высунуть язык на верхнюю губу _________________________________

пощелкать язычком ____________________________________________

«часики» _____________________________________________________

произнести звук а при широко открытом рте ______________________

«улыбка» — «трубочка» ________________________________________

«трубочка» — «улыбка» ________________________________________

высовывание языка на нижнюю губу — высовывание языка на верхнюю губу ______________________________________________________

высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка на нижнюю губу ______________________________________________________

«улыбка» ____________________________________________________

«показать язычок киске» _______________________________________

Гласные: а, и, у, о, ы ___________________________________________

__________________________________________________________________

Йотированные: я, ю, е, ё ________________________________________

__________________________________________________________________

Согласные: м, п, б _____________________________________________

т, д, н _______________________________________________________

в, ф _________________________________________________________

с, сь, з, зь ____________________________________________________

ц, ш, ж, ч, щ _________________________________________________

л, ль, р, рь ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Заключение: _________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации: _______________________________________________

__________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.4
СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ



СЕРИЯ 1

1. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ЭТО СЛОВО?

Что значит слово «посуда»? _____________________________________

Что значит слово «праздник»? ___________________________________

2. ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

В воздухе зимой закружились первые ... (снежинки)

__________________________________________________________________

Золотистая пчелка кружится над ... (цветком) ______________________

Осенью небо хмурое и часто идет ... (дождь) _______________________

_Знают дети, что на елке есть зеленые ... (иголки) __________________

Весной светит солнце, тает снег и текут ... (ручьи) __________________

__________________________________________________________________

3. СКАЖИ НАОБОРОТ.

Слон большой, а комар ... (маленький) ____________________________

Днем светло, а ночью ... (темно) _________________________________

Дерево высокое, а куст ... (низкий) _______________________________

Лев смелый, а заяц ... (трусливый) _______________________________

Зимой холодно, а летом ... (тепло) ________________________________

Дедушка старый, а внук ... (молодой) _____________________________

СЕРИЯ 2

1. ИГРА «ЭХО».

па-ба ________________________________________________________

та-да _______________________________________________________

ка-га ________________________________________________________

па-па-ба _____________________________________________________

та-да-та ____________________________________________________

па-ба-па _____________________________________________________

2. ПОВТОРИ.

кот — год — кот ______________________________________________

том — дом — ком _____________________________________________

удочка — уточка ______________________________________________

3. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.

Звук ш _______________________________________________________

Звук к _______________________________________________________

Звук л _______________________________________________________

СЕРИЯ 3

1. НАЗОВИ, ЧТО ЭТО.

Одежда ______________________________________________________

Фрукты ______________________________________________________

Мебель ______________________________________________________

Круглое, гладкое, сочное, сладкое, фрукт _________________________

Оранжевая, длинная, сладкая, растет на грядке, овощ

__________________________________________________________________

Зеленый, длинный, вкусный он соленый, вкусный он сырой, кто же он такой? ____________________________________________________________

Красный, круглый, сочный, мягкий, вкусный, овощ

__________________________________________________________________

2. КТО КАК ДВИГАЕТСЯ?

Рыба ... (плавает) ______________________________________________

Птица ... (летает) ______________________________________________

Лошадь ... (скачет) _____________________________________________

Собака ... (бегает) _____________________________________________

Кошка ... (крадется, бегает) _____________________________________

Лягушка ... (прыгает) __________________________________________

Бабочка ... (летает) _____________________________________________

Змея ... (ползает) ______________________________________________

3. НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ И ЕГО ДЕТЕНЫША.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. ПОДБЕРИ СЛОВО.

Ветер дует ... (сильно) __________________________________________

Собака лает ... (громко) _________________________________________

Лодка плывет ... (медленно) _____________________________________

Девочка шепчет ... (тихо) _______________________________________

СЕРИЯ 4

1. НАЗОВИ.

Жираф _______________________________________________________

Космонавт ___________________________________________________

Мотоцикл ____________________________________________________

Квартира _____________________________________________________

Скворечник __________________________________________________

Телевизор ____________________________________________________

Вертолет _____________________________________________________

Художница ___________________________________________________

Фотограф ____________________________________________________

Земляника ____________________________________________________

Сковородка ___________________________________________________

Прямоугольник _______________________________________________

Стрекоза _____________________________________________________

Снеговик _____________________________________________________

Водопроводчик _______________________________________________

Милиционер __________________________________________________

2. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.

Милиционер стоит на перекрестке. _______________________________

Золотые рыбки плавают в аквариуме. _____________________________

Фотограф фотографирует детей._________________________________

Саша сушит мокрое белье на веревочке. __________________________

Часовщик чинит часики. ________________________________________

Птичка вывела птенцов в гнезде. _________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле. ________________________________

Повар печет блинчики на сковородке. ____________________________

СЕРИЯ 5

1. РАССКАЖИ КАКОЙ.

Елка _________________________________________________________

__________________________________________________________________

Зайчик _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Мячик _______________________________________________________

__________________________________________________________________

Яблоко ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Лимон _______________________________________________________

__________________________________________________________________

2. СОСТАВЬ РАССКАЗ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. ПОДУМАЙ И СКАЖИ.

Мама взяла зонтик, потому что на улице... ________________________

Тает снег, потому что... _________________________________________

Цветы засохли, потому что... ____________________________________

В лесу появилось много грибов, потому что... ______________________

На деревьях появляются молодые листочки, потому что... ___________

__________________________________________________________________

СЕРИЯ 6

1. ПРЯТКИ.

Между ______________________________________________________

Из-за ________________________________________________________

Из-под ______________________________________________________

2. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ.

Глаз — глаза _________________________________________________

Ведро — ведра ________________________________________________

Рот — рты ___________________________________________________

Лев — львы __________________________________________________

Перо — перья _________________________________________________

Окно — окна _________________________________________________

Дом — дома __________________________________________________

Кресло — кресла ______________________________________________

Ухо — уши ___________________________________________________

Дерево — деревья _____________________________________________

Стол — столы ________________________________________________

Стул — стулья ________________________________________________

У тебя ведра, у меня нет (чего?) ... _______________________________

У тебя львы, у меня нет (кого?) ... ________________________________

У тебя деревья, у меня нет (чего?) ... ______________________________

У тебя яблоки, у меня нет (чего?) ... ______________________________

У тебя кресла, у меня нет (чего?) ... _______________________________

3. НАЗОВИ ЛАСКОВО.

Окно — ... ____________________________________________________

Зеркало — ... _________________________________________________

Дерево — ... __________________________________________________

Ящик — ... ___________________________________________________

Кольцо — ... __________________________________________________

Петля — ... ___________________________________________________

Ухо — ..._____________________________________________________

Платье — ...___________________________________________________

4. НАЗОВИ.

Чего много в лесу? ____________________________________________

Откуда осенью падают листья? __________________________________

К кому ты любишь ходить в гости? ______________________________

Кому нужна удочка? ___________________________________________

Кого ты видел в зоопарке (цирке)? _______________________________

Чем ты смотришь? _____________________________________________

Чем ты слушаешь? ____________________________________________

На чем катаются дети зимой? ___________________________________

СЕРИЯ 7

1. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.

С: сад, коляска, глобус _________________________________________

Сь: василек, такси _____________________________________________

3: замок, Незнайка _____________________________________________

Зь: земляника, обезьяна ________________________________________

Ц: цапля, кольцо, индеец _______________________________________

Ш: шашки, ошейник, карандаш _________________________________

Ж: жираф, жук, лыжи __________________________________________

Щ: щука, щенок, плащ _________________________________________

Ч: чайник, печенье, мяч ________________________________________

Л: лампа, волк, стол ___________________________________________

Ль: лимон, плита, соль _________________________________________

Р: рак, марки, мухомор _________________________________________

Рь: река, пряники, фонарь ______________________________________

И: лейка, яблоко, еж, крылья ____________________________________

К: куртка, скрипка, шкаф _______________________________________

Г: грядка, грелка, виноград _____________________________________

X: хлеб, сухарь _______________________________________________

2. ПОВТОРИ ПРАВИЛЬНО.

У Зины зонт. __________________________________________________

У сома усы. __________________________________________________

Кузнец кует цепь. _____________________________________________

Шапка да шубка — вот и весь Мишутка. __________________________

У ежа ежата. __________________________________________________

Дятел долбит ель. _____________________________________________

К нам во двор забрался крот. ____________________________________

Майя и Юра поют. ____________________________________________

3. СЧИТАЛКИ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СЕРИЯ 8

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания _________________________________________

надувание щек ________________________________________________

наморщивание ________________________________________________

нахмуривание ________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы ________________________________________________________

зубы ________________________________________________________

прикус ______________________________________________________

язык ________________________________________________________

уздечка ______________________________________________________

твердое и мягкое небо _________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ ___________________________________________

выдвинуть губы вперед _________________________________________

округлить губы _______________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу _________________________________

высунуть язык на верхнюю губу _________________________________

пощелкать язычком ____________________________________________

«часики» _____________________________________________________

произнести звук а при широко открытом рте ______________________

«улыбка» — «трубочка» ________________________________________

«трубочка» — «улыбка» ________________________________________

высовывание языка на нижнюю губу — высовывание языка на верхнюю губу _____________________________________________________

высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка на нижнюю губу ______________________________________________________

«улыбка» ____________________________________________________

«показать язычок киске» _______________________________________

Гласные: а, и, у, о, ы ___________________________________________

__________________________________________________________________

Йотированные: я, ю, е, ё ________________________________________

__________________________________________________________________

Согласные: м, п, б _____________________________________________

т, д, н _______________________________________________________

в, ф _________________________________________________________

к, г, х ________________________________________________________

с, сь, з, зь _____________________________________________________

ц, ш, ж, ч, щ _________________________________________________

л, ль, р, рь ____________________________________________________

Заключение: _________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации: _______________________________________________

__________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.5
СХЕМА ПРОТОКОЛА ОБСЛЕДОВАНИЯ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ



СЕРИЯ 1

1. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ В СЛОВАХ.

Мама — мамочка — мамуля ____________________________________

Брат — братик — братец _______________________________________

Зайка — заинька — зайчишка — зайчище _________________________

Дом — домик — домище _______________________________________

2. ОБЪЯСНИ ДЕЙСТВИЯ.

Бежать — подбежать — выбежать _______________________________

Писать — подписать — переписать ______________________________

Играть — выиграть — проиграть ________________________________

Смеяться — засмеяться — высмеять _____________________________

Шел — отошел — вошел _______________________________________

3. ПОДБЕРИ СЛОВО.

Слабый ______________________________________________________

Робкий ______________________________________________________

Старый ______________________________________________________

4. ОБЪЯСНИ.

Злая зима ____________________________________________________

Золотые руки _________________________________________________

Золотые волосы _______________________________________________

Колючий ветер _______________________________________________

Легкий ветерок _______________________________________________

СЕРИЯ 2

1. ИГРА «ЭХО».

па-па-ба _____________________________________________________

па-ба-па _____________________________________________________

па-ба, па-ба, па-ба ____________________________________________

ка-ха-ка _____________________________________________________

са-за, са-за, са-за ______________________________________________

са-ша, са-ша, са-ша ___________________________________________

2. ПОВТОРИ.

Крыша — крыса ______________________________________________

Полено — колено _____________________________________________

Земля — змея ________________________________________________

Дочка — точка — кочка ________________________________________

Бабушка — кадушка — подушка ________________________________

Мишка — миска — мышка _____________________________________

3. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ.

Звук з _______________________________________________________

Звук ш_______________________________________________________

Звук с _______________________________________________________

Звук л _____________________________________________

4. УГАДАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СЕРИЯ 3

1. УГАДАЙ, ЧТО ЭТО.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?

Шофер (что делает?) ___________________________________________

Парикмахер (что делает?) _______________________________________

Художник (что делает?) ________________________________________

 Портниха (что делает?) ________________________________________

Почтальон (что делает?) ________________________________________

Продавец (что делает?) _________________________________________

Летчик (что делает?) ___________________________________________

Повар (что делает?) ____________________________________________

Хоккеист (что делает?) _________________________________________

Библиотекарь (что делает?) _____________________________________

3. ПОДБЕРИ СЛОВО.

Большой _____________________________________________________

Смелый ______________________________________________________

Тайна _______________________________________________________

4. СКАЖИ НАОБОРОТ.

Наливает _____________________________________________________

Входит ______________________________________________________

Влетает ______________________________________________________

Закрывает ____________________________________________________

Приплывает __________________________________________________

Собирает ____________________________________________________

Приклеивает _________________________________________________

5. ПОДБЕРИ РЯД СЛОВ.

Девочка _____________________________________________________

Мальчик _____________________________________________________

Собака ______________________________________________________

Кошка _______________________________________________________

Курица ______________________________________________________

Самолет _____________________________________________________

Ручей _______________________________________________________

Лист ________________________________________________________

СЕРИЯ 4

1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ.

В магазине продаются полотер, пылесос. _________________________

Листья падают — наступает листопад. ___________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле. ________________________________

Фотограф фотографирует детей. _________________________________

Бабушка вяжет внучке воротник. ________________________________

Рыбу ловит рыболов. __________________________________________

Пчел разводит пчеловод. _______________________________________

На стройку приехал самосвал. ___________________________________

СЕРИЯ 5

1. РАССКАЖИ СКАЗКУ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. ПЕРЕСКАЖИ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКЕ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СЕРИЯ 6

1. ПРЯТКИ.

Со __________________________________________________________

Между ______________________________________________________

Около _______________________________________________________

Из-за ________________________________________________________

Из-под ______________________________________________________

2. ПОСЧИТАЙ.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.

Шить ________________________________________________________

Петь _________________________________________________________

Танцевать ____________________________________________________

Красить ______________________________________________________

Лететь _______________________________________________________

4. НАЗОВИ.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СЕРИЯ 7

1. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО.

С: сад, коляска, глобус _________________________________________

Сь василек, такси _____________________________________________

З: замок, Незнайка _____________________________________________

Зь: земляника, обезьяна ________________________________________

Ц: цапля, кольцо, индеец _______________________________________

Ш: шашки, ошейник, карандаш _________________________________

Ж: жираф, жук, лыжи __________________________________________

Щ: щука, щенок, плащ _________________________________________

Ч: чайник, печенье, мяч ________________________________________

Л: лампа, волк, стол ___________________________________________

Ль: лимон, плита, соль _________________________________________

Р: рак, марки, мухомор _________________________________________

Рь: река, пряники, фонарь ______________________________________

И: лейка, яблоко, еж, крылья ____________________________________

К: куртка, скрипка, шкаф _______________________________________

Г: грядка, виноград ____________________________________________

X: хлеб, сухарь ________________________________________________

2. ПОВТОРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

У Зины зонт.__________________________________________________

У сома усы. __________________________________________________

Кузнец кует цепь. _____________________________________________

Шапка да шубка — вот и весь Мишутка. __________________________

У ежа ежата. __________________________________________________

Дятел долбит ель. _____________________________________________

К нам во двор забрался крот. ____________________________________

Майя и Юра поют. _____________________________________________

СЕРИЯ 8

Иннервация мимической мускулатуры:

движение оскаливания _________________________________________

надувание щек ________________________________________________

наморщивание ________________________________________________

нахмуривание ________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы ________________________________________________________

зубы _________________________________________________________

прикус _______________________________________________________

язык _________________________________________________________

уздечка ______________________________________________________

твердое и мягкое небо __________________________________________

Движения артикуляционного аппарата:

раздвинуть углы губ ___________________________________________

выдвинуть губы вперед ________________________________________

округлить губы _______________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу _________________________________

высунуть язык на верхнюю губу _________________________________

пощелкать язычком ____________________________________________

«часики» _____________________________________________________

произнести звук а при широко открытом рте ______________________

«улыбка» — «трубочка» ________________________________________

«трубочка» — «улыбка» ________________________________________

высовывание языка на нижнюю губу — высовывание языка на верхнюю губу ______________________________________________________

высовывание языка на верхнюю губу — высовывание языка на нижнюю губу ______________________________________________________

«улыбка» ____________________________________________________

«показать язычок киске» _______________________________________

Гласные: а, и, у, о, ы ___________________________________________

__________________________________________________________________

Йотированные: я, ю, е, ё ________________________________________

__________________________________________________________________

Согласные: м, п, б _____________________________________________

т, д, н _______________________________________________________

в, ф _________________________________________________________

к, г, x ________________________________________________________

с, сь, з, зь _____________________________________________________

ц, ш, ж, ч, щ _________________________________________________

л, ль, р, рь ____________________________________________________

__________________________________________________________________

Заключение: _________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации: _______________________________________________

__________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ II

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА
К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБСЛЕДОВАНИЮ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ДЕРЕВЯННЫЕ ИГРУШКИ:



Коробка форм.

Две деревянные коробки.

Первая — деревянная коробка с пятью прорезями: полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы.

Размер коробки: основание 160x160 мм, высота 110 мм.

Объемные фигурки: количество предметов: 10 (по 2 каждой формы: 2 фигурки с основаниями треугольника, 2 — с основаниями полукруга, 2 — с основаниями прямоугольника, 2 — с основаниями квадрата, 2 — с основаниями шестиугольника).

Цвет: неокрашенная.

Вторая — деревянная коробка с шестью прорезями: круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной с вырезом, квадратной, шестиугольной формы.

Размеры коробки: основание 160х160 мм, высота 110 мм.

Объемные фигурки: количество предметов — 12 (по 2 каждой конфигурации: 2 фигурки с круглыми основаниями, 2 — с полукруглыми основаниями, 2 — с треугольными основаниями, 2 — с прямоугольными основаниями, 2 — с квадратными основаниями, 2 — с основаниями шестиугольника).

Цвет: неокрашенная.

Матрешки.

Шестисоставная матрешка.

Материал: дерево.

Размеры: 35, 50, 90, 120, 140, 160 мм.

Цвет: роспись по дереву.

Дом животного.

Деревянная доска, в верхней части которой имеются 4 круглых углубления, над каждым из которых последовательно изображены животные: собака, курица, рыба, кошка. На остальной части доски круглые углубления расположены в 4 ряда, а в каждом ряду по 5 таких углублений, над которыми изображены эти же животные. Для них есть набор цветных домиков — фишек.

Размеры доски: основание 210x360 мм, высота 7 мм.

Размеры углублений: диаметр 15 мм, глубина 5 мм.

Размеры фишки: диаметр 12 мм, высота 16 мм.

Фишки сделаны из дерева и находятся в пакете или коробочке.

Цвет фишек: 6 желтых, 6 синих, 6 белых, 6 черных.

Количество фишек: 24.

Тележка с палочками.

Тележка со стержнем и к ней 3 палочки: с колечком, с веревочкой, с рабочим концом типа вилки.

Тележка.

Материал: дерево.

Размеры: длина 140—150 мм, высота 100 м.

Палочка.

Размеры: длина 300 мм, диаметр колечка 50 мм.

Веревочка.

Размер: длина 800 мм.

Цвет: любой.

Постройка из кубиков.

Набор кубиков в пластмассовом пакете или коробочке: 2 треугольные призмы, 2 полусферы, 2 бруска.

Количество кубиков: 6.

Цвет кубиков: зеленый (или любой другой, однотонный).

Материал: дерево.

Размеры бруска: основание 40х80 мм, высота 20 мм;

полусферы: диаметр 40 мм, высота 20 мм;

призмы: основание 90x40 мм, высота 40 мм.

Пирамидка.

Материал: дерево.

Цвет: кольца разного цвета, яркие.

Количество колец: 8—10.

Коробка.

Материал: дерево.

Цвет: натуральный, по дереву выполнена роспись.

Размер: основание 150—200 мм х I50—200 мм, высота 40—50 мм.

Количество: 2.

Коробки.

Количество коробок 3 (без верхних крышек).

Материал: дерево (пластмасса, картон).

Размер: каждая стенка 200х200 мм с изображенными на них эталонами-образцами размером 40x40 мм; на первой (боковой) стенке изображен квадрат, на второй — круг, на третьей — треугольник, к ним набор из 24 предметов: 8 — похожих на квадрат, 8 — на треугольник, 8 — на круг. Квадрат: кубик 35x35 мм (материал: дерево, цвет: любой), квадратная пуговица 20x20 мм (материал: пластмасса, цвет: любой), записная книжка 70х70 мм, флакон 50х50 мм (материал: пластмасса, цвет: любой), ластик 30х30 мм (материал: резина, цвет: любой), коробочка 50x50 мм (материал: пластмасса, цвет: любой), батарейка, мыло. Круг: монета, медаль, пуговица, колечко, шарик, ягода, божья коровка, коробочка 20x20 мм (или 30x30 мм) (материал: пластмасса или дерево). Треугольник: крышка, формочка для песка, елка, ракета, конус, камешек, флакон, призма 70x70 мм (или 60x60 мм) (материал: пластмасса или дерево, цвет: любой).

ПЛАСТМАССОВЫЕ (ИЛИ РЕЗИНОВЫЕ) ИГРУШКИ:

Дудка игрушечная.

Размер: 200 мм.

Материал: пластмасса.

Цвет: любой яркий.

Шарманка.

Размеры: диаметр 90 мм, высота 50 мм.

Цвет: любой.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 587.