1 балл — ребенок не вступает в речевое общение; контакт и сотрудничество с незнакомым взрослым устанавливается на эмоциональном и деловом уровне.
2 балла — ребенок принимает задание; вступает в речевой контакт, однако ответы оказываются неадекватными поставленным вопросам.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание; отвечает с помощью дополнительных, уточняющих вопросов, демонстрируя недостаточный уровень сформированности представлений об окружающем.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; с интересом отвечает на поставленные вопросы, демонстрируя сформированность представлений об окружающем.
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНАХ ГОДА.
1 балл — ребенок не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребенок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает картинки без учета последовательности времен года.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание, но самостоятельно выполнить сразу не может; после обучения задание выполняет.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; выполняет задание самостоятельно; сформированы представления о временах года и их последовательности.
КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ.
1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребенок принимает задание; количественные представления сформированы в пределах трех; решение устных задач недоступно.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание; количественные представления только в пределах пяти; устные задачи выполняет только в пределах трех.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; все виды заданий выполняет правильно.
РАССКАЖИ.
1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребенок принимает задание; раскладывает картинки, не ориентируясь на последовательность событий; после оказания помощи не объединяет их в общий сюжет.
3 балла — ребенок задание принимает; раскладывает картинки с учетом последовательности событий; в некоторых случаях требуется только первый вид помощи, но самостоятельно рассказать о действиях не может.
4 балла — ребенок задание принимает; самостоятельно раскладывает картинки с учетом последовательности событий и составляет рассказ.
ДОРИСУЙ.
1 балл — ребенок не принимает и не понимает условия задания; после обучения действует неадекватно.
2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает.
3 балла — ребенок принимает и понимает цель задания; может нарисовать три или четыре предмета.
4 балла — ребенок принимает и понимает цель задания; рисует шесть предметов.
РАССКАЖИ.
1 балл — ребенок не понимает цель задания; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребенок принимает задание; перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинке, однако не понимает динамики события; на уточняющие вопросы отвечает неадекватно; основной сюжет изображенного события не понимает.
3 балла — ребенок принимает задание, но без помощи не может воспринять целостную ситуацию, изображенную на картинке; после уточняющих вопросов отвечает правильно, но самостоятельно составить рассказ не может.
4 балла — ребенок принимает задание и понимает целостность ситуации, изображенной на картинке; сам составляет рассказ.
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.
1 балл — ребенок не принимает и не понимает условия задания.
2 балла — ребенок принимает задание, но условия задания не понимает; ответы носят неадекватный характер; в условиях обучения отвечает адекватно, но после обучения самостоятельно с заданием не справляется.
3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно задание выполняет только после обучения.
4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно справляется с его выполнением.
ПРОДОЛЖИ РЯД.
1 балл — ребенок не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребенок принимает задание, однако не может написать по образцу; пишет только некоторые элементы образцов, не учитывая их последовательности, не соблюдая строчки.
3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; может написать некоторые образцы, однако принцип чередования элементов при написании не учитывает.
4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; справляется с заданием без ошибок.
УЗНАВАНИЕ ФИГУР.
1 балл — ребенок не принимает задание.
2 балла — ребенок принимает задание, однако может опознать в другой таблице не более двух-трех фигур.
3 балла — ребенок принимает и понимает задание; может опознать четыре-пять фигур.
4 балла — ребенок принимает и понимает задание; узнает семь — девять фигур в другой таблице.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-7 ЛЕТ
Многолетний опыт работы по психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста с использованием представленных методик свидетельствует, что показателями умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий этого задания, способы выполнения — пользуется ли ребенок практической ориентировкой (методом проб, практическим примериванием или зрительной ориентировкой), обучаемость в процессе диагностического обследования, интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.
В соответствии с этими показателями и количеством баллов можно условно отнести обследуемых детей к следующим группам:
Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к заданиям, с трудом включаются в совместную деятельность со взрослым, не решают познавательных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная их речь характеризуется наличием отдельных слов или элементарной фразы.
Анализ показателей этой группы детей говорит о глубоком недоразвитии их познавательной деятельности.
В целях определения потенциальных возможностей развития этих детей и составления индивидуальных программ обучения обследование необходимо проводить с использованием методов и методик диагностики раннего возраста.
Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, включаются в совместные действия со взрослым.
В процессе самостоятельного выполнения познавательных задач у них отмечаются в основном нерезультативные действия, в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к самостоятельному выполнению задания. У них не сформированы продуктивные виды деятельности и умение работать по образцу. Речь этих детей характеризуется отдельными словами, элементарной фразой, отмечаются грубые нарушения грамматического строя, слоговой структуры слова и звукопро-изношения.
Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии познавательной деятельности. Эти дети также нуждаются в комплексном обследовании с использованием клинических методов. В дальнейшем с ними необходимо организовать целенаправленную коррекционно-воспитательную работу.
Третью группу (24—33 балла) составляют дети, которые заинтересованы в действиях с игрушками и могут выполнить самостоятельно некоторые предложенные задания.
В процессе выполнения познавательных задач они применяют в основном практическую ориентировку — перебор вариантов, а после диагностического обучения используют метод проб. У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности, таким, как конструирование, рисование.
Самостоятельно выполнить некоторые задания они могут только после диагностического обучения. У них, как правило, имеется собственная фразовая речь с аграмматизмом. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха, зрения и речи. В зависимости от первичного нарушения строится система коррекционно-воспитательной работы.
Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к познавательным задачам. При их выполнении они пользуются в основном зрительной ориентировкой. У них отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих детей фразовая, грамматически правильно построенная. Они достигают хорошего уровня познавательного развития и имеют сформированные предпосылки к учебной деятельности.
Результаты психолого-педагогического обследования подробно фиксируются в протоколе обследования познавательного развития детей дошкольного возраста (см. Приложение 1.1). Кроме того, эти результаты можно представить в виде таблиц (см. табл. 11, 12).
Таблица 11
Результаты обследования детей 5—6 лет
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах по группам | |||
Первая группа | Вторая группа | Третья группа | Четвертая группа | ||
1 | Включение в ряд | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Коробка форм | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Построй из палочек | 1 | 2 | 4 | 4 |
4 | Сложи разрезную картинку | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Сгруппируй картинки | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Количественные представления и счет | 1 | 2 | 3 | 3 |
7 | Сравни | 1 | 2 | 2 | 4 |
8 | Найди время года | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Нарисуй целое | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Расскажи | 1 | 2 | 2 | 3 |
Общий балл | 10 | 20 | 29 | 38 |
Таблица 12
Результаты обследования детей 6—7 лет
№ п/п | Наименование задания | Оценка в баллах по группам | |||
Первая группа | Вторая группа | Третья группа | Четвертая группа | ||
1 | Сложи разрезную картинку | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Представления об окружающем | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Представления о временах года | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Количественные представления и счет | 1 | 2 | 3 | 3 |
5 | Расскажи | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Дорисуй | 1 | 2 | 3 | 3 |
7 | Расскажи | 1 | 2 | 2 | 4 |
8 | Звуковой анализ слова | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Продолжи ряд | 1 | 2 | 3 | 3 |
10 | Узнавание фигур | 1 | 3 | 2 | 3 |
Общий балл | 10 | 21 | 28 | 36 |
Дата: 2018-12-28, просмотров: 403.