Теория соц.стратификации вебера и соц. мобильность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Образование как соц институт

Признаки института образования:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость; 2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни; 3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы;

4. кодекс устный и письменный - правила учащихся; 5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Образование - это соц институт, выполняющий ф-ции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности об-ва, приобщения его к культуре данного об-ва.

Функции обр-ия: * передача знаний от поколения к поколению и распространение культуры; * генерирование и хранение культуры об-ва; * социализация личности и ее интеграция в общество; * опр-ие статуса личности; * социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, благодаря чему обеспечивается воспр-во и изменение соц

Опрос в соц.и следовании

Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

Виды опросов

- письменные (анкеты, тесты)- устные (интервью)

- очные- заочные

Специфика опросов

Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

психологическое состояние респондента в момент опроса;

ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом)

Различают вопросы:

- открытые- закрытые

 - прямые, личные

- косвенные, безличные

Социальная и социологическая роль опросов

Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

Семья и брак,классификация и функции семей,брак и его формы

Брак - это добровольный, равноправный союз между женщиной и мужчиной, направленный на создание семьи.• полигамия - брачный союз более двух партнеров. Полигиния - мужчина имеет много жен, полиандрия - женщина имеет много мужьев.• групповой брак - одновременное семейное сожительство нескольких мужчин и женщин.• моногамия - брак между одним мужчиной и одной женщиной;• по выбору брачного партнера: эндогамный (брак между представителями одной социальной группы) и экзогамный (брак между представителями различных социальных групп)• по экономическому критерию: равный, неравный (разница в возрасте, доходах между партнерами).

Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, осуществляющих воспроизводство населения, социализацию детей.

Типы семьи:В зависимости от форм брака:Моногамная семья — состоящая из двух партнёров.Полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров.Полигиния — мужчина в браке с несколькими женщинами.Полиандрия — женщина в браке с несколькими мужчинами.

В зависимости от пола супругов:Однополая семья.Разнополая семья.

Анкетный опрос

Анкетный опрос - один из двух основных видов опросных методов, применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных фактов, знаний, мнений, оценок, поведения. Существенной особенностью анкетного опроса является опосредованный характер взаимодействия между исследователем и респондентом, которые общаются при помощи анкеты, причем респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.

К достоинствам анкетного опроса относятся: сравнительная экономичность; возможность охвата больших групп людей; применимость к самым различным сторонам жизни людей; хорошая формализуемость результатов; минимум влияния исследователя на опрашиваемого; оперативность; экономия средств и времени.Анкетный опрос не свободен от недостатков: самый серьезный — невозможность контролировать процесс заполнения анкеты, что может привести к несамостоятельности ответов респондента, влиянию со стороны окружения. Кроме того, при заочных опросах остро встает проблема сбора заполненных анкет. С целью увеличения возврата пользуются разнообразными способами мотивирования респондентов: предварительными уведомлениями, разъяснениями, напоминаниями об опросе; вложением в анкету сувениров (открыток, календарей, пр.), повторной рассылкой анкет по тем же адресам; персонифицированными обращениями к респонденту и т. д.

По предметному содержанию вопросы подразделяются на:- вопросы о фактах. - вопросы о знании- вопросы о мнении.

- вопросы о мотивах

По своей логической природе вопросы подразделяются на:

- основные вопросы.;- вопросы-фильтры ;- контрольные вопросы ;- наводящие вопросы .

По своей психологической природе вопросы делятся на:- контактные, служащие для установления контакта с респондентом.;- буферные вопросы;- прямые вопросы направлены на выявление отношения респондента к исследуемой проблеме, его собственной позиции;- косвенные вопросы позволяют респонденту скрыть свою позицию и ответить от имени группы, коллектива в безличной форме

По характеру ответов на вопросы они подразделяются на:

- открытые, которые предлагают респонденту дать письменный ответ в произвольной форме. - закрытые вопросы позволяют респонденту выбор из нескольких сформулированных исследователем вариантов ответа .- полузакрытые вопросы содержат наряду с набором предлагаемых ответов так называемую открытую часть, в которой респондент может дать свой ответ, если ни один из предложенных его не устраивает.Большое значение для успеха анкетного опроса имеет правильная графика оформления анкеты.К числу таких правил можно отнести следующие:

- шрифты текстов вопросов и ответов должны быть разными;- все вопросы должны быть пронумерованы, - тексты вопроса и всех вариантов ответа на него должны располагаться на одной странице.

Соц наблюдение

Социологическое наблюдение - направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов и событий.

Наблюдение имеет ряд преимуществ в сравнении с другими социологическими методами. Главные из них - непосредственная связь исследователя с объектом его изучения, отсутствие опосредствующих звеньев, оперативность получения информации.

Плюсы наблюдений очевидны:1). Осуществляется одновременно с развитием событий, явлений, процессов;2). Возможно непосредственно воспринимать их и фиксировать поведение людей в конкретных условиях;3). С поля зрения не ускользает ни один мало-мальски важный для социолога факт;4). События возможно отслеживать не изолированно, а во взаимодействии всех участников.

Однако достоинства не исключают ряд недостатков. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе. Иначе говоря, этот метод весьма субъективен, личностные качества наблюдателя неизбежно сказываются на его результатах. Поэтому, во-первых, последние подлежат обязательной перепроверке другими методами, во-вторых, к поведению наблюдателей предъявляются особые требования.

Виды наблюдения:

 Неструктурированное наблюдение (иногда его называют неконтролируемым) обычно не имеет четкого плана. В ходе такого наблюдения не определяются элементы изучаемого объекта, редко ставится проблема единиц измерения, их качества, высока доля избыточной информации

Структурированное (контролируемое) наблюдение предполагает:

- разработку системы документов и показателей, характеризующих выделенные для наблюдения элементы объекта;

- наличие разработанного плана;

- анализ установок наблюдателей относительно природы и структуры изучаемого объекта.

Это наблюдение служит основным методом сбора первичной информации либо дополняет другие методы социологического исследования

Невключенное наблюдение (иногда его называют внешним) ведет исследователь, находящийся вне объекта и старающийся свести к минимуму свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий.

При включенном наблюдении социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с работниками, может даже вмешиваться в события

Различия полевых и лабораторных исследований связаны с разницей в условиях осуществления наблюдений. Наконец, систематические и случайные наблюдения различаются периодичностью и спецификой цели исследований. Первые позволяют выявить именно динамику изучаемых процессов.Недостатком метода систематического наблюдения является трудность операционализации и сравнения данных за различные сроки,

Образование как соц институт

Признаки института образования:

1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость; 2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни; 3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы;

4. кодекс устный и письменный - правила учащихся; 5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Образование - это соц институт, выполняющий ф-ции подготовки и включения индивида в различные сферы жизнедеятельности об-ва, приобщения его к культуре данного об-ва.

Функции обр-ия: * передача знаний от поколения к поколению и распространение культуры; * генерирование и хранение культуры об-ва; * социализация личности и ее интеграция в общество; * опр-ие статуса личности; * социальный отбор (селекция), дифференциация членов общества, благодаря чему обеспечивается воспр-во и изменение соц

Опрос в соц.и следовании

Опрос - метод сбора первичной социологической информации посредством вопросов к определенной группе людей (респондентов).

Виды опросов

- письменные (анкеты, тесты)- устные (интервью)

- очные- заочные

Специфика опросов

Источником информации является человек, т.е. непосредственный участник исследуемых явлений. Полученная информация связана с его опытом и интересами. В этой информации социальная реальность преломляется в индивидуальном сознании.

Опрос - это разновидность общения, и его результаты зависят от ряда обстоятельств:

психологическое состояние респондента в момент опроса;

ситуация опроса (условия, которые должны быть благоприятны для общения);

содержание анкеты или устного вопроса (проблема применения вопросов различных типов и их адекватного понимания респондентом)

Различают вопросы:

- открытые- закрытые

 - прямые, личные

- косвенные, безличные

Социальная и социологическая роль опросов

Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

теория соц.стратификации вебера и соц. мобильность

Веберовская теория классов альтернативна марксизму. Вебер М. рассматривал классы как социальные группы, выделяющиеся в экономической иерархической структуре, т.е., классы у Вебера - это "экономические классы". Главная роль отводится различиям в рыночных позициях. Класс, по Веберу, является категория людей, разделяющих сходные "возможности жизни", прежде всего перспективы социальной мобильности, возможности выдвижения на более высокие статусы. Одним из оснований рыночной позиции является капитал, другим - квалификация и образование.Соответственно этому Вебер выделял четыре "экономических класса":

· класс собственников;· класс интеллектуалов, администраторов и менеджеров;· мелкобуржуазный класс мелких бизнесменов и собственников;· рабочий класс.

Помимо экономических факторов Вебер выделял и др. факторы, ведущие к социальному неравенству. В частности, в качестве важнейших он отмечал власть и престиж.

Мобильность - степень свободы социальных перемещений из одного социального слоя в другой. Определяет, каким является общество — закрытым или открытым.Закрытое общество, в котором переход из одной страты в другую практически запрещен. К таким системам относят рабство, кастовый и сословный строй.Открытое общество, где допускаются свободные переходы людей вниз и вверх по социальной лестнице. К такой системе относят классы (капиталистическое общество).Сущест. два основных вида социальной мобильности -межпоколенная и внутрипоколенная, и два основных ее типа- вертикальная и горизонтальная.

Межпоколенная мобил. предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции или опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители.

Внутрипоколенная мобил. имеет место там, где один и тот же индивид в отличии от отца на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе такая мобильность называется социальной карьерой. Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй - к кратковременным процессам

Вертикальная мобил. подразумевает перемещение из одной страты в другую. В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность(социальный подъем) и нисходящая мобильность (движение вниз).

Горизонтальная мобил.подразумевает переход индивида из одной страты в другую, расположенную на одном и том же уровне (из православной в католическую религиозную группу). Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном положении.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 364.