Игра как ведущая деятельность дошкольника. Значение игры для психического развития и формирования личности ребенка
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Деят-сть выступает в кач-ве важнейшего фактора психич. развития. Основоположник деятельного подхода в развитии психики Алекснй Николаевич Леонтьев считал, что «одни виды виды деят-сти явл. на данном этапе ведущими и имеют большее значение для развития личности, а другие – меньшее».

Ведущая деятельность (ВД) – это вид деят-сти, с которой на данном этапе онтогенеза (периода жизни) связано возникновение важнейших психических новообразований.

Признаки ведущ. ВД:

1) в ней зарождаются и появляются новые виды деят-сти;

2) ВД обуславливает формирование и перестройку конкретных психич. процессов (напр., в игре впервые формир. процессы активного воображения реб-ка); 3) от ВД во многом зависят основн. психологич. изменения личности в данный возрастной период (напр., в игре дошкольник осваивает обществ. Функции и соответствующие нормы поведения людей).

Т.о. можно заключить, что ВД определяет важнейшие направления психич. развит., в т.ч. формирование новообразований возраста.

Для детей дошк. возр. ВД является ролевая игра. Именно благодаря ей происходят главные изменения в психике и линости реб-ка.

С-р игра имеет социальную природу и строится на всё расширяющемся представлении реб-ка о жизни взрослых. Новой сферой действит-сти, к-ая осваивается дошкольниками в этой игре становятся мотивы, смыслы жизни и деят-сти взрослых. В процессе с-р творческой игры дети берут на себя роли взрослых и в обобщённой форме, в игровых условиях воспроизводят деят-сть взрослых и отношения между ними. Реб-к выбирая и исполняя определённую роль, имеет соответствующий образ – мамы, доктора – и образцы его действий. Игра становится для реб-ка его реальной жизнью.

Роль игры в развитии психики реб-ка:

1) В игре реб-к учится полноценному общению со сверстниками. Они могут договариваться о сюжете, распределении ролей, обсуждать возникающие в игре вопросы, решать возникающие споры и конфликты. В современной игре дети учатся языку общения, согласованию своих действий с действиями другого, взаимопониманию и взаимопомощи.

2) Игра способствует становлению произвольного поведения реб-ка. Выполняя роль, он сдерживает свои импульсивные побуждения, поступается личными желаниями и демонстрирует общественно одобряемый образец поведения, выражает нравственные оценки. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» подчиняется «нельзя» или «надо». Механизм управления своим поведением складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деят-сти.

3) В игре интенсивно развиваются все психич. процессы – познавательные, эмоциональные, волевые. Развивается когнитивная сфера реб-ка (память, мышление, внимание, речь, воображение); эмоц.-волевая сфера – формируются первые нравственные чувства (товарищество, коллективизм, уважение, дружба); волевые кач-ва личности (дисциплинированность, самостоят-сть, инициативность, принципиальность, настойчивость и др.).

4) Игра способствует развитию речи: знаковой функции речи, связной речи.

5) В игре развив. мотивационно-потребностная сфера. Возникают новые мотивы деят-сти и связанные с ними цели (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоят-сти).

6) Игра, по мнению Выгодского, создаёт «зону ближайшего развития». В игре реб-к всегда выше своего среднего возраста, как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения.

7) В игре зарождаются новые виды продуктивной деят-сти (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

С-р игра позволяет детям понять мотивы трудовой деят-сти взрослых, раскрывает её общественный смысл.

С-р игра – основной вид деят-сти детей, в которой они отражают полученные знания о профессиях, это ведущее ср-во воспитания необх-ых для трудовой деят-сти черт х-ра: общительность, стремление сообща осущ. свои замыслы, умение сообща жить и работать.

Содержание игр и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых и действительных взаимоотношений, согласование действий с другими играющими и оказание помощи друг другу, - всё это способствует формированию у детей нравственных качеств, дружеских взаимоотношений, что так необходимо в дальнейшей реальной жизни.

Т.о., игра – это очень важный эл-т в развитии психики реб-ка. С помощью игры взрослые могут научить реб-ка правилам и нормам, вовремя скорректировать его поведение, привить жизненно важные ценности, воспитать полноценного лена общ-ва.

 

Дата: 2018-12-28, просмотров: 252.