Формирование мотивационно-потребностной сферы детей раннего и дошкольного возрастов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей раннего и дошкольного возрастов

Развитие э/в сферы имеет свои закономерности.

*1-ые появл.эмоции,(отраж.переживания связаные с удовлетвор.естевствен. потребностей).*развитие эмоций(происходит как их диференциация,те переживания кот.были соеденены, разделяются на различн.виды эмоций.*развит.чувств(происходит как обобщение эмоций направленных на опред. объект)*

развитие эмоц.сферы ребенка хар-ся постеренным отделением субъектив.отношения от объекта пережив. К 6г.дети начинают отделять переживан объекта от собственных.*в д/в происходит развит. содержательной стороны эмоций и чувств*развив-ся динамическая сторона эмоций(формир-ся умение контролировать и регулировать свои эмоции)*на протяжении д/возраста повышается степень осознанности своих переживанийРан.возр: эмоции кратковремен.неустойчивые и бурные.Очень влияют на поведение детей, может наблюдаться «эмоц. заражение»( в яслях цепной плач)Отриц.эмоции вызывают сл.факторы: *наруш. режима дня,*не правильн.приемы кормления и укладывания,*не достаточно продолжит.и эмоц. общение со взросл,*нет условий для самост. игры, *большая привязанность к маме или папе,*нет единых требований к реб-ку, несогласованность в воспитании. К 3-м годам отчетливо проявляются эстетич.чувства(красиво-некрасиво) На основе чувства удивления( появляется с 1г.ж)возникает любознательность,зарождаются нравств. чувства (зависть,соперничество).Проявляется симпатия(через сочувствие и сострадание), чувство стыда(появл.под влиянием оценки взрослого)

Дошк.возраст- развивается общение,появл-ся формы коллект.деят-ти, формир. товарищества. Для этого возраста харак-на слитность высших чувств (хороший-это и добрый и красивый и интересный) С формир.умения анализировать, слитное чувство делится на эстетич.(худ.восприятие, отражается в рисунках и стихах), нравств,,(связано с взаимоотнош. со взрослыми и детьми, это соблюдение и понимание требований, чувство долга развив. к4-5г.), этические (чувство гордости и стыда) и интелект(любопытство удивление,юмор,, формир.в процессе познав.деят-ти) Постепенно развивается способность к децентрации (мысленное отстранение от текущ.эмоц.состояния) Благодаря децентрации появляется чувство дружбы (у мл.- это только игра, у ст.- это симпатия)

К 6г. высшие чувства уже влияют на мотивы поведения, происходит регуляция поступков по этическим требованиям общества.

 

Виды трудовой деятельности

1. Труд по самообслуживанию. Выполнение этого труда направлено на самого себя, постепенно направленность на себя сменяется направленностью на другого. Общественная значимость такого труда состоит в том, что ребенок освобождает других от обслуживания себя.

2. Хозяйственно-бытовой — предполагает умения поддерживать порядок в групповой комнате, дома и на участке, участвовать в организации бытовых процессов и учебной деятельности. Важную роль играют его внешние атрибуты (фартук, веник). Именно это привлекает малыша.

Существует 2 направления этого вида труда:

организация собственной бытовой деятельности;

направленность на облегчение труда других.

Характерной особенностью этого вида труда является его общественная направленность — удовлетворение потребностей других детей или взрослых.

3. Труд в природе. Направлен на объекты, которые слабее самого дошкольника и благополучие которых в определенной мере от него зависит. Этот труд требует от детей известного круга знаний о жизни растений и животных, умения контролировать свои действия, определенного уровня ответственности. Он складывается из процессов кормления животных, чистки их клеток, поливки и мытья растений, поддонников, рыхления почвы, посадок, посева и т.п.

4. Ручной труд (примерно с 5 дет). Ручной труд требует умения владеть ножницами, иглой и др., а также знания материалов. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых. Изготовление вещей приучает видеть и анализировать детали, сочленения, соразмерять части по величине, подбирать по форме, изготовлять вещи по рисунку и т.д. В этой деятельности развивается конструктивное и планирующее мышление ребенка.

Мотивы ручного труда разнообразны:

игровые (сделать атрибуты для игры);

общественные (сделать приятное маме);

эстетические (создать что-то красивое). Ребенок создает замысел, воплощает его и получает результат в виде поделки.

Формирование мотивационно-потребностной сферы детей раннего и дошкольного возрастов

Мотивационная сфера в раннем возрасте характеризуется своей нестабильностью. Мотивы и потребности могут легко сменять друг друга. В этом возрасте впервые наблюдается способность поступать не только как «хочется», но и как «надо». Однако спонтанное поведение доминирует над произвольным. Важнейшими особенностями развития мотивационной сферы являются:

 - преобладание несдерживаемых желаний;

 - наличие мотивов, имеющих одинаковую побудительную силу;

 - появление потребностей в самостоятельных действиях и мотивов в достижении успеха.

В дошкольном возрасте складываются мотивы, оказывающие наибольшее влияние на поведение детей.

1.Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, с их стремлением действовать как взрослые.

2.Игровые мотивы, связанные с интересом к самому процессу игры.

3.Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми (желание заслужить ласку, одобрение, похвалу взрослых является одним из основных рычагов поведения ребенка).

4.Познавательные мотивы (связанные с усложнением деятельности детей). Уже в 3 – 4 года ребенок задает вопрос зачем, как, а преобладающим становится вопрос почему.

5.Соревновательные мотивы (развитие совместной деятельности со сверстниками, особенно игр с правилами, способствуют возникновению новой формы мотивов, стремление выиграть, быть первым. Почти все настольные игры, предлагаемые детям среднего и старшего дошкольного возраста, связаны с соревнованием).

6.Нравственные мотивы, выражающие отношение ребенка к другим людям. Эти мотивы изменяются и развиваются на протяжении всего дошкольного детства.

7.Общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

8.Мотивы самолюбия и самоутверждения (ведут к формированию самооценки).

Главным личностным приобретением в дошкольном возрасте становится соподчинение мотивов. Одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Самый сильный мотив для дошкольника поощрение и получение награды, более слабый наказание, еще более слабый собственное обещание ребенка и самый слабый мотив – это прямое запрещение каких-либо действий ребенка, которые не усилены, т.е. не взаимодействуют с другими мотивами.

Изменение в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства, состоят в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов, возникает иерархия мотивов. Иерархия мотивов формирует определенную позицию отношений ребенка к другим и к себе:

1.эгоистическая позиция – определяется мотивами самолюбия и самоутверждения. Такому ребенку безразличны другие дети.

2.конкурентная позиция – определяется соревновательными мотивами, мотивами самолюбия и самоутверждения, достижения успеха. Ребенок с конкурентной позицией следит за успехами других и радуется их неудачам.

3.гуманная позиция – определяется нравственными и общественными мотивами. Ребенок с такой позицией положительно относится к товарищам, чувствителен к состоянию других, хорошо знает интересы и настроение, и желание окружающих.

Процесс формирования социального мотива у дошкольника выглядит следующим образом:

1.разъяснение смысла работы детям, формирование у них представлений о социальной значимости этих действий.

2.регулярное оценивание действий детей (похвала, поощрение)

3.формирование у ребенка положительного эмоционального отношения к делу

4.формирование и осознание ребенком социального мотива.

Т.о. развитие социальных мотивов, эмоций, высших чувств являются центральным звеном в сложном и длительном процессе в формировании детской личности. Родители и воспитатели должны понимать основные мотивы поведения ребенка и способы их реализации, знать, как эти мотивы соотносятся с нравственными нормами его жизни и деятельности, способствовать развитию социальных и общественных мотивов поведения, формировать мотивационную готовность к школе.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 939.