Философия имеет две важнейшие функции – мировоззренческую и методологическую. Философия – наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Это – мировоззрение, оно интерпретируется на основе данных науки, искусства, практики. Методология – учение об эффективных способах достижения целей. В философии речь идет о фундаментальных методах (принципах действия) (например, исторический метод). Философская методология находит продолжение в методологии разных сфер практики.
Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем. Данное определение принимается как исходное. В нем представлен основной, универсальный вопрос мировоззрения – вопрос об отношении человека к миру. Имеется множество других определений, соподчиненных данному. В понятие «мировоззрение» входят «мир» и «человек», две так называемые субстратные подсистемы и четыре подсистемы, выявляющие отношения между ними:
1) генетическая подсистема, раскрывающая природную и социальную обусловленность индивида и человечества в целом;
2) гносеологическая, теоретико-познавательная подсистема;
3) аксиологическая (ценностно-ориентационная) подсистема;
4) духовно-практическая подсистема (общие принципы познания, нормы морали и т. п.).
Во всех своих аспектах предмет мировоззрения концентрирует лишь всеобщие моменты. Кроме аспектов, мировоззрение имеет уровни. На уровне живого, конкретно-образного созерцания имеются мироощущение, мировосприятие и миропредставление; рациональному уровню соответствуют миропонимание, мироразмышление и т. п. Существуют различные формы мировоззрения. Они выделяются по способам духовного освоения мира, по уровням субъекта мировоззрения, по характеру всеобщего метода, по общей ориентации в мире и т. п. В качестве наиболее распространенных в истории человеческой культуры и наиболее значимых для ее развития выступают следующие формы мировоззрения: мифологическое, религиозное, обыденное, сциентизированное и философия как самостоятельная форма мировоззрения. Главные истоки проблем мировоззрения:
1) индивидуально-экзистенциальные;
2) социально-классовые;
3) внутринаучные;
4) художественно-этические.
Проблемы философского мировоззрения являются порождением многообразных потребностей человека и детерминируются его многообразной деятельностью. Все множество проблем философского мировоззрения может быть сведено в пять больших групп: онтологическую, антропологическую, аксиологическую, гносеологическую, праксеологическую. Интегратором, ядром всех проблем выступает основной вопрос философии. Основной вопрос, или основная проблема, философии фиксирует онтологическое и гносеологическое отношение материи и сознания и является центром философской проблематики, отражающим реальное ядро предмета философского исследования. Первым компонентом, инициирующим отношение субъекта к объекту, являются потребности. Потребности делятся на витальные и социальные. Формой выражения потребностей является интерес. Интерес как осознанная потребность задает определенную направленность субъекта к объекту, инициирует его активность. Следующим компонентом структуры мировоззрения являются знания. В системе субъектно-объектного отношения выделяются два уровня знания: знания объекта и знания субъекта. Своеобразным «редактором» знаний человека о мире и о себе являются ценности. Знания, пропущенные через ценности, обеспечивают еще один компонент структуры мировоззрения. Это – идея как звено, связующее объект и субъект.
Насколько приемлемо определение философии как мировоззрения?
А). Свойства и структура мировоззрения.Что такое мировоззрение? Мировоззрение – это совокупность принципов, взглядов, убеждений и оценок, определяющих направление деятельности и систему ценностей отдельного человека, социальной группы или общества в целом. Мировоззрение является атрибутивной характеристикой человеческой жизни, поскольку в здравом состоянии она есть движение через нескончаемую цепь проблем и вопросно-ответных ситуаций.
Мировоззрение – целостный, структурный феномен.
Мировоззрение – целостный, структурный феномен. Объединяющими началами мировоззрения являются картина мира и методология (своеобразные «что?» и «как?» мировоззрения). Картина мира – это целостный образ мира, основанный на сумме накопленных здравым смыслом, наукой, производством, художественной деятельностью и др. знаний и обобщений исторического опыта поколений. Картина мира задает ракурс мировоззрения. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности людей, а также учение об этих способах. Методология определяет некоторые общие установки и правила деятельности, предписания, запреты и ограничения, имеющие место в рамках мировоззрения.
Мировоззрение можно различать по носителю: эпоха, этнос, социальная группа, отдельный человек; по формам духовности: научное, религиозное, мифологическое и др.; по уровням: мироощущение, мировосприятие, миропонимание.
Мироощущение – это эмоционально-психологическая сторона мировоззрения. Мировосприятие – это результат опыта формирования познавательных образов с использованием наглядных представлений. Миропонимание – познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения.
Первое проявляется в негативно или позитивно окрашенном переживании индивидом своего социально-психологического статуса и в массовых настроениях. Второе – в общеупотребительных знаниях, полученных в процесс обучения и социализации (например, знании о форме Земли). Третье – в теоретических разработках идеологии, религии, науки, систем этики, юриспруденции и т.п.
Каждый уровень мировоззрения обладает определенной степенью познавательной насыщенности, обоснованности, продуманности и имеет свои позитивные и негативные стороны. Так, например, мироощущение нельзя сочинить, оно складывается стихийно, обеспечивая надежность, внятность, укорененность мировоззрения в человеке, а человека в непосредственном социальном окружении. Но именно поэтому оно несет в себе значительный груз некритичности, предрассудков, шаблонов и др.
Миропонимание, напротив, делает мировоззрение и самосознание человека обоснованным, внятным, критически осмысленным, но может превращаться в политическую идеологию, терять внутреннюю личную значимость, превращаться в лозунг и догму.
Б). Несводимость философии к мировоззрению. Все эти особенности говорят о том, что мировоззрение и философия не тождественны. Мировоззрение не обладает той высокой степенью сконцентрированности теоретического сознания, которой обладает философия. Оно обширно, многослойно и равномерно включает в себя весь спектр отражения мира в сознании человека от фантазий до идеологий.
Различие философии и мировоззрения можно наблюдать, например, в ситуациях политических выступлений, где есть второе, но, как правило, нет первого. Это связано, прежде всего, с принципиальной идеологизированностью мировоззрения, с тем, что, по словам В. Бибихина, «мировоззрение – это всеобщее мобилизационное предписание». В то время как философия – свободная критическая мысль.
Вывод. «Философия не есть мировоззренческая проповедь». (М. Хайдеггер) Можно говорить о философском мировоззрении, но нельзя говорить, что философия это мировоззрение.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 266.