ТЕОРИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

ТЕОРИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

     

                                    

 

Направление подготовки 40.04.01

Магистерская программа   «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»

 Курс 1

Семестры    1- 2

Форма обучения очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 2 года

Квалификация выпускника - магистр

 

 

МОСКВА, 2013

Составитель: Кауфман Михаил Александрович, доктор юридических наук, профессор

                         _______________ «__» ________ 2015 г.

                                                                                             подпись

 

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»)

 

 

Программа обсуждена на заседании кафедры (протокол № 1 от 30 августа 2013 г.).

 

 

Зав. кафедрой: Пудовочкин Юрий Евгеньевич , д.ю.н., профессор

        

_______________ «__» ________ 2013 г.

 

 

Рабочая программа рассмотрена Учебно-методической комиссией Российского государственного университета правосудия ( протокол №  14 от 21.04.15).

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом  Российского государственного университета правосудия (протокол № 1 от 10.09.2013 г.).

 

 

Программа составлена с использованием СПС «Консультант Плюс»

 

                     © Российский государственный университет правосудия, 2013.

                            © Кауфман М.А., 2013.

 

Оглавление

1. Цели освоения дисциплины…………………………………………………..4

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)…………………………………………………………………………….4

3.Требования к результатам освоения дисциплины………………………6

4.Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………..8

5. Содержание дисциплины…………………………………………………...9

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………22

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………………35

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………..41

9. Протокол изменений………………………………………………………..42

 

 

1.Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины  «Теория квалификации преступлений» являются:

● овладение общенаучными основами юриспруденции как единой системы знаний;

● развитие специального юридического мышления, позволяющего оценивать основные направления квалификации преступлений с учетом современных реалий;

● формирование представлений о сущности теории квалификации преступлений;

● получение знаний о методологических основах и юридических основаниях квалификации преступлений;

● формирование представлений об основных этапах квалификации преступлений;

● формирование навыков квалификации преступлений с учетом всех элементов состава преступления, квалификации неоконченной преступной деятельности, преступлений, совершенных в соучастии, квалификации преступлений при их множественности, квалификации сложных составов преступлений;

● овладение юридической терминологией;

● подготовка к будущей профессиональной деятельности.

 

      2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина «Теория квалификации преступлений» входит в профильную часть профессионального цикла дисциплин магистерской программы «Юрист в сфере уголовного судопроизводства».

Дисциплина «Теория квалификации преступлений» относится к циклу уголовно-правовых дисциплин. Исходными для них являются социально-экономические и общеправовые дисциплины: философия, логика, теория и история права и государства.

Базой дисциплины «Теория квалификации преступлений» являются такие дисциплины как уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право. Дисциплина предполагает углубленное изучение разделов уголовного права в плане их практического применения, включая изучение самого процесса применения норм как системы определенных мыслительных и практических операций, границ правового регулирования, выработки критериев уяснения основных понятий, юридической фиксации результатов правовой оценки общественного опасного поведения.

Одновременно для освоения дисциплины студент должен владеть знаниями и в области иных отраслей правовых наук, в частности: гражданского права, налогового права, финансового права, уголовного процесса и др.

Соответственно, дисциплина «Теория квалификации преступлений» выступает в качестве базовой для следующих дисциплин: «Проблемы квалификации преступлений против правосудия»; «Проблемы квалификации преступлений против здоровья населения и общественной нравственности»; «Проблемы квалификации преступлений против личности», «Проблемы квалификации преступлений против собственности».

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в правотворческой, правоохранительной, правоприменительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен:

 

1) знать:

 

- положения Конституции РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства;

- основные этапы и направления формирования научных основ уголовной политики Российской Федерации;

- основные направления современной российской уголовно-правовой политики, проблемы ее формирования и реализации;

- основные положения уголовного закона, базовые положения криминологической науки;

- основные общепризнанные нормы международного права в области уголовно-правового противодействия преступности

2) уметь:

- анализировать содержание уголовно-правовых норм;

- применять основные приемы толкования нормативных правовых актов;

- использовать достижения других наук при решении уголовно-правовых вопросов

3) иметь навыки:

- работы с УК РФ, постановлениями Пленума Верховного Суда РФ и уголовно-правовой литературой;

- владения уголовно-правовой терминологией;

- применения правил толкования закона и квалификации преступлений;

- сбора и анализа нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.

 

3.Требования к результатам освоения дисциплины

 

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Теория квалификации преступлений» обеспечивает формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК 1) – достигается путем оценки и четкого представления о  месте и роли квалификации преступлений в процессе правоприменения.  

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1 ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания Демонстрирует понимание социальной роли и значимости профессии юриста, формирует нетерпимость к любым преступным проявлениям, в том числе коррупционного характера. Формирует стремление к правопослушному поведению.   Групповые дискуссии Решение ситуационных задач. Ролевые игры
2 ПК-2 способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в уголовно-правовой сфере, реализовывать нормы уголовного права в профессиональной деятельности Показывает знание уголовного закона, иных нормативных правовых актов, судебной практики. Демонстрирует способность решения конкретных правовых вопросов, связанных с квалификацией общественно-опасных деяний, установления наличия в них состава преступления Групповые дискуссии Решение ситуационных задач.  
3 ПК-3 готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства Демонстрирует знание уголовного закона и правоприменительной практики, правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей юриста в сфере правоохранительной деятельности. Групповые дискуссии Решение ситуационных задач.  
4 ПК- 7 способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты Демонстрирует понимание сущности содержания уголовного закона, знание приемов толкования, умение разъяснения духа и буквы закона Групповые дискуссии Решение ситуационных задач.  

Студент в результате освоения программы дисциплины должен:

 

 знать:

· нормативную базу квалификации преступлений;

· прецедентную практику квалификации преступлений;

· правила и пределы толкования содержания статей УК РФ, где определяются составы преступлений;

· методику решений практических задач применения норм материального уголовного права при квалификации преступлений;

·  порядок оформления вывода о квалификации преступлений в правоприменительных актах;

● философские основы формирования представлений о правилах квалификации преступлений.

 

Уметь:

● применять правила квалификации преступлений в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;

● аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

● анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

●квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;

●проводить научные исследования по отдельным проблемам квалификации преступлений и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

● самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации о правилах квалификации преступлений.

 

владеть навыками:

· осуществления профессиональной деятельности на основе развитого

правосознания, правового мышления и правовой культуры;

● принятия основанных на законе решений о квалификации

 преступлений;

· комплексного применения норм уголовного законодательства в

 профессиональной деятельности при квалификации преступлений;

· формирования правовой позиции по реальным уголовным делам;

· подготовки юридических документов;

· обеспечения защиты прав и законных интересов граждан;

· квалифицированного толкования норм Уголовного кодекса

 Российской Федерации;

· дачи квалифицированных заключений и консультаций о

 квалификации преступлений.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

3 4
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108    
Аудиторные занятия 18
Лекции   4 2 2
Семинары или практические занятия   14 2 12
Самостоятельная работа (СРС) 90 14 76
Форма промежуточной аттестации

Экзамен

Заочная форма обучения

 

 

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

3 4
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108    
Аудиторные занятия 18 4 14
Лекции   2 2  
Семинары или практические занятия   16 2 14
Самостоятельная работа (СРС) 90 32 58
Форма промежуточной аттестации

Экзамен

 

Заочная форма обучения г.в.д.

 

 

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

2

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108    
Аудиторные занятия 16

16

Лекции   2

2

Семинары или практические занятия   14

14

Самостоятельная работа (СРС) 92

92

Форма промежуточной аттестации

Экзамен

 

 

5. Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

Рабочая программа дисциплины «Теория квалификации преступлений»

Тема 1. Понятие и значение квалификации преступлений.

Определение квалификации преступлений. Виды квалификации преступлений. Место квалификации в процессе применения норм права. Социальное и правовое значение квалификации. Общая теория квалификации преступлений в системе науки уголовного права.

Тема 2. Методологические основы квалификации преступлений.

Отношение единичного и общего - философская основа квалификации. Квалификация и объективная истина. Логические формы квалификации.

Тема 3. Состав преступления - юридическая основа квалификации.

 Состав преступления и его функции. Состав и диспозиция статьи уголовного закона. Структура уголовно-правовой нормы и квалификация. Признаки состава (обязательные и факультативные, позитивные и негативные, постоянные и переменные). Уяснение содержания состава.

     Тема 4. Квалификация по объективным признакам состава преступления.

Понятие и значение объекта преступления. Виды объектов преступления. Признаки объекта преступления (непосредственный объект, предмет преступления, протерпевший) и их влияние на квалификацию.

Установление общественно-опасного действия (бездействия) в процессе квалификации преступления. Определение вредных последствий деяния в процессе квалификации преступления. Причинная связь и квалификация преступления. Влияние на квалификацию факультативных признаков состава, характеризующих объективную сторону преступления.

Тема 5. Квалификация по субъективным признакам состава преступления.

Общие положения. Учёт возраста преступника в процессе квалификации преступления. Особенности возрастных признаков субъекта преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Квалификация преступлений, совершаемых специальными субъектами.

Установление формы вины в процессе квалификации преступления. Значение мотива и цели для уголовно-правовой квалификации.

Тема 6. Понятие и виды правил квалификации преступлений.

Понятие правил квалификации преступлений. Виды правил квалификации преступлений.

Общие правила квалификации, основанные на принципах, закреплённых в УК РФ и Конституции РФ. Общие правила квалификации, основанные на иных общих положениях, установленных в УК РФ.

Частные (специальные) правила квалификации. Правила изменения квалификации преступлений. Квалификация при изменении уголовного закона. Квалификация при изменении фактических материалов дела.

Тема 7. Квалификация неоконченной преступной деятельности. Определение в процессе квалификации стадии неоконченной преступной деятельности. Особенности определения момента окончания некоторых преступлений. Правовая позиция Верховного Суда РФ относительно момента окончания некоторых преступлений (хищений, взяточничества, изнасилования и т.д.) Квалификация при добровольном отказе от совершения преступления.

     Тема 8. Квалификация при множественности преступлений.

О понятии единичного преступления. Особые формы единичного преступления. Идеальная и реальная совокупность преступлений. Правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу квалификации деяний, «сопряжённых» с другими преступлениями. Учет рецидива при квалификации.

Тема 9. Квалификация преступлений, совершённых в соучастии.

Понятие, признаки и значение соучастия. Формы соучастия. Виды соучастников. Квалификация действий соучастников. Правовая позиция Верховного Суда РФ в отношении понятий «группа лиц по предварительному сговору» и «организованная группа», получившая свое отражение в Постановлениях Пленума и судебной практике.

Тема 10. Квалификация преступлений при конкуренции норм.

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция общей и специальной норм. Конкуренция части и целого. Судебная практика Верховного Суда РФ, отражающая его правовую позицию по вопросам конкуренции уголовно-правовых норм.

 

5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий,  используемые образовательные технологии (тематический план)

Тематический план

                                Очная форма обучения

 

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1 Понятие и значение квалификации преступлений   2   1      
  2 Методологические основы квалификации            
  3 Состав преступления -юридическая основа квалификации   2   1   2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
    4 Квалификация по объективным признакам состава преступления     2   1     2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  5 Квалификация по субъективным признакам состава преступления   2   1   2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  6 Понятие и виды правил квалификации преступлений   2     1      
  7 Квалификация неоконченной преступной деятельности   2     1   Дискуссия, решение практических задач
  8 Квалификация при множественности преступлений   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  9 Квалификация преступлений, совершённых в соучастии   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  10 Квалификация преступлений при конкуренции норм   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  ВСЕГО 18 4 14    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах       12    

Тематический план

                                Заочная форма обучения

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1 Понятие и значение квалификации преступлений   2   2      
  2 Методологические основы квалификации            
  3 Состав преступления -юридическая основа квалификации   2     2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
    4 Квалификация по объективным признакам состава преступления     3       3*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  5 Квалификация по субъективным признакам состава преступления   3     3*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  6 Понятие и виды правил квалификации преступлений   2     2      
  7 Квалификация неоконченной преступной деятельности   1     1*   Дискуссия, решение практических задач
  8 Квалификация при множественности преступлений   1     1*   Дискуссия, решение практических задач
  9 Квалификация преступлений, совершённых в соучастии   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  10 Квалификация преступлений при конкуренции норм   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  ВСЕГО 18 2 16    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах       14    

Тематический план

                                Заочная форма обучения (г.в.д)

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1 Понятие и значение квалификации преступлений   2   2      
  2 Методологические основы квалификации            
  3 Состав преступления -юридическая основа квалификации   2     2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
    4 Квалификация по объективным признакам состава преступления     2       2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  5 Квалификация по субъективным признакам состава преступления   2     2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  6 Понятие и виды правил квалификации преступлений   2     2      
  7 Квалификация неоконченной преступной деятельности   1     1*   Дискуссия, решение практических задач
  8 Квалификация при множественности преступлений   1     1*   Дискуссия, решение практических задач
  9 Квалификация преступлений, совершённых в соучастии   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  10 Квалификация преступлений при конкуренции норм   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  ВСЕГО 16 2 14    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах       12    

*Занятия, проводимые в интерактивной форме

         Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях в интерактивной форме составляет      75 %.

 

Рекомендации:

При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендует­ся делать выписки наиболее важного материала, в частности основных поня­тий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных поня­тий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскры­вающих сущность той или иной уголовно-правовой категории.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающего сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

Результаты самостоятельного изучения литературы могут быть зафиксированы в следующих формах:

- в составлении плана изученного источника;

- в выписках концептуальных положений автора работы;

- в составлении тезисов, т.е. самостоятельное краткое изложение основных мыслей прочитанного источника;

- в составлении аннотации, т.е. краткой обобщающей характеристики прочитанной книги, брошюры, статьи;

- в написании конспекта, в котором отражаются собственные мысли, подтверждённые цитатами авторов, наиболее важными цифрами и фактами.

В процессе самостоятельной работы полезно также использовать и справочно-информационные базы Консультант Плюс, Гарант, Кодекс и другие. Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе направлений судебной практики. С последней следует знакомиться и изучая материалы, публикующиеся в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации».

В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям, обучающиеся должны решать задачи, с последующим раз­бором правильности решения на семинарских занятиях.

При решении задач следует показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом разрешении поставленных проблем.

 В ходе решения задачи нужно изучить ее условия, уяснить, на какие вопросы требуются ответы. Сами ответы должны быть исчерпывающими. Аргументировать позицию целесообразно ссылками на закон, постановления Пленумов Верховного Суда РФ, теоретические разработки. В случае, если ответ на вопросы, поставленные в задаче, не является однозначным, желательно формулировать и аргументировать собственную позицию, а также обосновать, почему, с точки зрения автора, иные подходы к решению проблемы представляются неверными.

В ходе решения задач и обсуждения дискуссионных вопросов на семинарских занятиях используются методы деловых игр, максимально приближенных к реальной деятельности судов, муниципальных, региональных, федеральных органов исполнительной и законодательной власти, для того, чтобы овладеть умением и навыками к публичным выступлениям.

Материалы по самостоятельной работе могут представляться в виде конспектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

Говоря о процессе самостоятельной работы, следует также обратить внимание на то, что изучение материала (при подготовке к занятиям, подготовке реферата, доклада и т.д.) целесообразно начинать с изучения положений закона, регулирующего те или иные вопросы, а затем обращаться к материалам, изложенным в учебной литературе. Усвоенные позиции следует затем соотнести со складывающейся практикой применения закона, для чего необходимо будет обращение к соответствующим постановлениям Пленума Верховного Суда РФ и материалам судебной практики по конкретным делам, публикующимся, например, в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации» и имеющимся в правовых системах (Консультант Плюс и др.). Для более углубленного усвоения вопроса должно иметь место обращение к специальной литературе.

Для закрепления изученного материала предлагаются контрольные вопросы и практические задания. Их выполнение покажет студенту степень усвоения отдельных тем и дисциплины в целом.

Программой предусмотрено выполнение одной контрольной работы.

 

Каждое контрольное задание заключается в решении двух практических задач.

Студент должен показать умение использовать теоретический и законодательный материал при практическом разрешении проблем.

Прежде всего, следует внимательно изучить условия задачи, уяснить, на какие вопросы требуются ответы, которые должны быть исчерпывающими. Изложенные в задачах фактические обстоятельства предполагаются установленными и доказанными, не следует считать их спорными. Принятое решение также нужно аргументировать со ссылками на нормативные акты, конкретные пункты постановлений Пленумов Верховного Суда. Не возбраняется ссылаться на опубликованную судебную практику, научно-практические комментарии, статьи, учебные пособия и монографии.

Алгоритм решения большинства задач выглядит следующим образом:

1. Уяснение фабулы дела и содержания поставленного вопроса.

2. Классификация предложенного юридического явления с точки зрения уголовного права (установление наличия или отсутствия состава преступления).

3. Уголовно-правовая квалификация факта, то есть приведение частного (события) к общему (уголовно-правовой норме).

4. Отграничение деяния от смежных юридических явлений.

Условия задач в текст работы включать не обязательно.

Студент выполняет тот вариант контрольной работы, который соответствует номеру, под которым он значится в журнале посещений группы (например, если Иванов в алфавитном списке группы значится под № 6 – он выполняет 6-й вариант контрольного задания). Выполненную работу магистрант предоставляет в установленные сроки в электронном виде на сайт Академии в СЭО «Фемида» (раздел «Электронное обучение»).

Контрольные работы оцениваются в зависимости от правильности и полноты решения задач.

 

5.4.6. Методические указания для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по освоению дисциплины

 

В освоении дисциплины «Теория квалификации преступлений» инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья особое значение придается индивидуальной работе, под которой подразумевается две формы деятельности: 1) самостоятельная работа по освоению и закреплению материала; 2) индивидуальная учебная работа в контактной форме предполагающая взаимодействие с преподавателем (в частности, консультации), т.е. дополнительное разъяснение учебного материала и углубленное изучение материала. Индивидуальные консультации по предмету являются важным инструментом, способствующим индивидуализации обучения и установлению необходимого контакта между преподавателем и обучающимся.

В целях успешного освоения учебной программы дисциплины «Теория квалификации преступлений» инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья  допускается:

- использование специальных технических и иных средств индивидуального пользования, рекомендованных врачом-специалистом;

- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь.

На лекционном занятии рекомендуется использовать звукозаписывающие устройства и компьютеры, как способ конспектирования.

Для освоения дисциплины (в т.ч. при подготовке к занятиям, при самостоятельной работе) лицам с ограниченными возможностями здоровья:

- предоставляется возможность использования учебной литературы в виде электронного документа в электронно-библиотечной системе Book.ru, имеющей специальную версию для слабовидящих;

- обеспечивается доступ к учебно-методическим материалам посредством СЭО «Фемида»;

- обеспечивается доступ к информационным и библиографическим ресурсам посредством сети «Интернет».

 

 

       6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

       6.1.Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций.  

 

№ п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции Наименование оценочного средства
3 Тема 3 ОК- 1, ПК- 2,3, 7 Опрос на семинаре, решение казусов, к/р
4 Тема 4 ОК-1, ПК- 2,3, 7 Опрос на семинаре, решение казусов, к/р
5 Тема 5 ОК 1, ПК -2,3, 7 Опрос на семинаре, решение казусов, к/р
6 Тема 6 ОК 1, ПК- 2,3, 7 Опрос на семинаре, решение казусов, к/р
7 Тема 7 ОК 1, ПК- 2,3, 7 Опрос на семинаре, решение казусов, к/р
8 Тема 8 ОК 1, ПК- 2,3, 7 Опрос на семинаре, решение казусов, к/р
9 Тема 9 ОК 1, ПК- 2,3, 7 Опрос на семинаре, решение казусов, к/р
10 Тема 10 ОК 1, ПК- 2,3, 7 Опрос на семинаре, решение казусов, к/р

 

 

Вопросы для подготовки к экзамену

 

1. Понятие и значение квалификации преступлений.

2. Виды квалификации.

3. Состав преступления как юридическая основа квалификации.

4. Структура уголовно-правовой нормы и квалификация.

5. Логические формы квалификации.

6. Правила квалификации преступлений.

7. Постоянные и переменные признаки состава и их влияние на квалификацию.

8. Особенности квалификации преступлений с бланкетными признаками.

9. Особенности квалификации преступлений с оценочными признаками.

10. Квалификация по объекту преступления.

11. Квалификация по объективной стороне преступления.

12. Влияние на квалификацию факультативных признаков состава, характеризующих объективную сторону преступления.

13. Квалификация по субъекту преступления.

14. Квалификация преступлений, совершаемых специальными субъектами.

15. Квалификация по субъективной стороне преступления.

16. Значение мотива и цели для уголовно-правовой квалификации.

17. Квалификация неоконченной преступной деятельности.

18. Квалификация при добровольном отказе от совершения преступления.

19. Квалификация при множественности преступлений.

20. Квалификация преступлений, совершённых в соучастии.

21. Квалификация преступлений при конкуренции норм.

22. Виды и значение толкования уголовного закона для квалификации преступлений.

23. Критерии разграничения единичных сложных преступлений и совокупности преступлений.

24. Значение Постановлений Пленума Верховного Суда РФ и судебной практики для квалификации.

25. Преступление, состав преступления и квалификация.

26. Квалификация по коллизионным нормам.

27. Квалификация по общим и специальным нормам.

28. Квалификация преступлений, совершаемых посредством иных преступлений – способов.

29. Квалификация общественно опасных последствий по их видам и размерам.

30. Квалификация преступлений, граничащих с административными проступками.

 

Контрольная работа

Вариант 1

1. Четверо лиц договорились о совершении квартирной кражи. Трое отправились на «дело», а четвёртый был послан молиться об успехе дела. Кража была совершена «успешно». Дайте уголовно-правовую оценку действиям четвёртого лица.

 

2. Вагин, находясь в нетрезвом состоянии, поссорился со своим приятелем Пешиным и нанёс ему два удара ножом в плечо. Проходивший мимо Чудов попытался обезоружить Вагина, но тот ударил его ножом в лицо, причинив колото-резаную рану. Доставленный в больницу Пешин умер от большой потери крови, а Чудов находился на излечении 5 дней.

 

Вариант 2

1. Преступная группировка вербовала в Республике Беларусь девушек для занятия проституцией и перепродавала их сутенерам в Москве. При этом девушки были полностью осведомлены о роде своей деятельности, условиях оплаты, содержания и т.п. Имеет ли значение для квалификации содеянного по ст. 127.1 УК РФ согласие самого потерпевшего на его эксплуатацию?

 

2. К частному нотариусу Малахову пришёл его бывший одноклассник Викторов, который попросил оформить «генеральную» доверенность на автомобиль без участия владельца. Малахов за дополнительное вознаграждение в 100 долларов США выполнил просьбу, самостоятельно подделав подпись владельца автомобиля и внеся его паспортные данные в доверенность со слов последнего. Впоследствии было установлено, что Викторов похитил данный автомобиль, а затем продал его по доверенности, оформленной Малаховым, другому гражданину.

Вариант 3

1. Человек упал в воду. Двое случайных свидетелей поспорили между собой – утонет или не утонет. Прибегает третий, который хочет броситься в воду на помощь тонувшему, однако первые двое, желая посмотреть, чем всё кончится и как разрешиться их пари, его удерживают. Тонущий погибает. Подлежат ли эти двое уголовной ответственности?

 

2. Виктор и Анатолий Снопковы уговорили ученика 3-го класса Тимура Сарсенова поехать с ними за город на прогулку. Приехав в безлюдное место, они связали Тимура и спрятали в воде в камышах, укрыв его листами толя. В тот же день Виктор Снопков позвонил родителям мальчика и потребовал за его освобождение 5 тыс.$. Сотрудники уголовного розыска, к которым обратились Сарсеновы, задержали преступников и нашли Тимура. Ребёнок от долгого пребывания в воде получил воспаление лёгких.

Вариант 4

1. Собиратель гравюр имеет в своей коллекции гравюру, которую он сам и его многочисленные знакомые признавали подлинной гравюрой ХVIII в. Он приобрёл её по высокой цене. В один прекрасный день он убеждается, что гравюра является подделкой, хотя и высокого качества. Скрыв это, он продаёт гравюру как подлинную. Дайте уголовно-правовую оценку его действиям.

 

2. Мишин, начальник почтового вагона отдела перевозки почты при Курском вокзале г. Москвы, перевозил в почтовом вагоне большое количество груза по подделанным им же самим сопроводительным документам, за что получал деньги с владельцев груза.

 

Вариант 5

1. А., угрожая применением силы, потребовал от Б., находящегося за рулём принадлежащего ему автомобиля, отвезти его по указанному адресу. Опасаясь данной угрозы, Б. выполнил данное требование. Как следует квалифицировать действия А.?

 

2. К ловившему рыбу Савину подошли Суворов и Березин и стали бросать в воду камни. Савин попросил не мешать ему ловить рыбу, на что те ответили бранью, а затем сломали удочки Савина и нанесли ему побои. Савин, будучи сильно взволнован происшедшим, сел в принадлежащий ему и находившийся недалеко от места происшествия а/м, съездил домой и через 40 минут возвратился к реке с заряженным ружьём. Увидев всё ещё находящихся на берегу Суворова и Березина, он произвёл в направлении их четыре выстрела, в результате чего Суворов был убит, а здоровью Березина был причинён легкий вред.

 

Вариант 6

 

1. Бездетные супруги Н. познакомились с многодетной семьёй беженцев М. и договорились о том, что М. передадут Н. своего пятилетнего сына Андрея, которого они впоследствии усыновят, дадут ему достойное образование и воспитание, а в «благодарность» за это они подарят семье М. свой загородный домик, пригодный для проживания, оформив сделку купли-продажи недвижимости. Договорённости были полностью реализованы. Содержится ли состав преступления в действиях указанных лиц?

 

2. Волин постучал в дверь квартиры Орешиных и когда хозяйка открыла, ворвался внутрь, захлопнул дверь. Затем потребовал выдать ему деньги и ценности. Хозяйка с перепугу закричала, этот крик услышали соседи и вызвали полицию. Прибывшему наряду полиции Волин заявил, что зарежет хозяйку, если они попытаются войти в квартиру. Сотрудниками ОМОН Орешина была освобождена, а Волин задержан.

 

Вариант 7

1. Страдая от нестерпимых мучений, причиняемых болезнью, Л. просит своего мужа прекратить её страдания, дав ей яд. После долгих возражений муж уступает настойчивым просьбам жены и даёт ей яд. Час спустя Л. умирает. Врачи, делавшие вскрытие, установили, что смерть была вызвана естественными причинами – болезнью, и что от принятого яда она могла наступить лишь двумя часами позже. Подлежит ли муж уголовной ответственности?

 

2. Карасёв и Извеков ночью проникли в женское общежитие и вошли в комнату, где спала Хрунова. Разбудив девушку, они потребовали, чтобы она вступила с ними в половую связь. Хрунова стала кричать. Тогда Карасёв закрыл её рот рукой, а Извеков в это время совершил с ней половой акт. Затем половой акт хотел совершить и Карасёв, однако привлечённые шумом соседи стали стучать в дверь. Карасёв и Извеков выпрыгнули в окно и скрылись.

 

Вариант 8

 

1. Супруги Д. усыновили мальчика из детского дома. Когда усыновлённому исполнилось 14 лет, оба усыновителя погибли в автомобильной катастрофе, и мальчика приютила пенсионерка Т. – мать погибшей Д. Считая, что мальчик будет меньше переживать смерть родителей, если узнает правду, женщина однажды проговорилась, что Д. не были ему родными матерью и отцом. Не выдержав двойного испытания психики, мальчик покончил жизнь самоубийством. Содержится ли в действиях пенсионерки состав преступления?

 

2. Предприниматель Солодов дал своему знакомому Веселову в долг 500 тыс. руб. Поскольку последний в оговоренный срок деньги не вернул, Солодов решил добиться возвращения долга принудительно. Для этого он попросил своего телохранителя Ковалёва отвезти Веселова в свой гараж, хорошенько припугнуть и оставить там на ночь. Ковалев выследил Веселова, напал на него, надел наручники и привёз в гараж Солодова. Закрывая на замок дверь гаража, Ковалёв по невнимательности уронил на промасленные тряпки непогашенную сигарету. Тряпки начали тлеть, и Веселов задохнулся в дыму.

 

Вариант 9

 

1. Старшая медицинская сестра районной больницы Л., получая наркотические средства для инъекций онкологическим больным, уменьшала дозы инъекций, а полученные таким образом излишки наркотических средств присваивала, после чего сбывала. Как следует квалифицировать её действия?

 

2. Нигде не работающая Подшивалова регулярно вместе с двумя своими дочерьми 13 и 15 лет распивала пиво и вино, приводила домой посторонних мужчин и вступала с ними в сексуальные контакты в присутствии дочерей. В результате дочери по предложению Подшиваловой также стали оказывать сексуальные услуги визитёрам, за что мать получала с последних деньги.

 

 

Вариант 10

 

1. Степанов и Сапрыкин отправились на лодке на небольшой остров для совместной рыбалки. На следующий день во время употребления спиртных напитков между ними возникла ссора, переросшая в драку. Желая отомстить Сапрыкину, Степанов после драки уплыл на лодке, оставив Сапрыкина без средств передвижения по воде. Содержится ли в его действиях состав преступления?

 

2. Референт генерального директора коммерческой фирмы Смехова пользовалась у него большим доверием и получала доступ к информации, составляющей коммерческую тайну. Её старый знакомый - президент другой фирмы - за крупное вознаграждение попросил предоставить ему информацию о производственной и финансовой деятельности фирмы конкурента. Выполнив его просьбу, Смехова получила 10 тыс. долларов США.

 

 

Вариант 11

 

1. Врач-гинеколог Фроликов в больнице за плату сделал аборт Пинаевой, у которой срок беременности превышал допустимый для производства аборта. В результате проведённой операции Пинаева потеряла способность к деторождению. Подлежит ли врач уголовной ответственности?

 

2. Скакулина работала секретарём в учреждении. Получая почту, адресованную сотрудникам, она неоднократно вскрывала письма, приходящие на имя инженера Болотина, с которым находилась в неприязненных отношениях, узнавала их содержание и в искажённом виде передавала сведения, почерпнутые ею из этих писем, другим сотрудникам. Квалифицируйте действия Скакулиной.

 

Вариант 12

 

1. Сурин из хулиганских побуждений нанёс удар ногой в живот Светловой, находившейся на пятом месяце беременности. Вследствие этого у Светловой произошёл выкидыш. Как следует квалифицировать его действия? Повлияет ли на оценку действий Сурина (и если да, то как) знание им того факта, что потерпевшая была беременна?

 

2. Болдин совершил изнасилование своей 23-летней знакомой М. (ч.1 ст. 131 УК РФ). Следователь Кирсанов, которому стало об этом известно со слов родителей потерпевшей, возбудил уголовное дело по факту совершения данного преступления, и вынес постановление о привлечении Болдина в качестве обвиняемого, несмотря на то, что М. с заявлением об изнасиловании в правоохранительные органы не обращалась. Дайте правовую оценку действиям следователя.

 

Вариант 13

1. Ранее судимый Сысоев замыслил обокрасть квартиру Н. и решил привлечь к участию в преступлении несовершеннолетнего Бабаева. Он пообещал подростку 40% от денежной суммы, которая будет выручена от продажи похищенного и предложил ему, используя знакомство с дочерью Н., узнать код двери подъезда и снять слепки ключей от квартиры, которую предполагал обокрасть. Бабаев вначале дал согласие, однако затем заявил, что передумал, и «ни в чём таком участвовать не будет». Дайте правовую оценку действиям указанных лиц.

 

2. Главврач госпиталя Жданков согласился прооперировать тяжелобольного Агафонова только при условии, что тот предварительно заплатит ему за проведённую операцию 30 тыс. рублей. Агафонов был вынужден передать требуемую сумму. Подлежит ли Жданков уголовной ответственности?

 

 

Вариант 14

 

 

1. Тюрина – мать новорождённой девочки, уговорила свою знакомую медицинскую сестру родильного дома Маевскую заменить своего ребёнка, появившегося на свет с дефектами нижних конечностей, на здорового ребёнка. Маевская из сострадания выполнила просьбу Тюриной. Дайте уголовно-правовую оценку действиям названных лиц.

 

2. Владелец фабрики металлоизделий Гусев и заведующий кузнечным цехом Батурин попросили электрика Маслова подключить кузнечный цех напрямую к линии электропередачи. Бесплатно пользуясь электроэнергией в течение шести месяцев, кузнечный цех причинил ущерб поставщику электроэнергии на сумму 180 тыс. рублей. Содержится ли в действиях указанных лиц состав преступления?

 

 



Процедуры оценивания

отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно ОК 1 (з); ПК 2 (з); ПК 3 (з); ПК 7 (з) знает : - знает методологию применения уголовного закона; - место и роль квалификации преступлений в правоприменительном процессе; признаки коррупционных преступлений; - уголовное законодательство и судебную практику по уголовным делам; - правила квалификации преступлений; - сущность, виды, приемы и способы толкования уголовно-правовых норм, особенности официального и неофициального толкования; - содержание основных актов толкования уголовного закона сформированные систематические знания сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания общие, но не структурированные знания фрагментарные, несформированные знания опрос, проверка контрольной работы, реферата, решенных казусов, ОК 1 (у); ПК 2 (у); ПК 3 (у); ПК 7 (у) умеет: - системно и логически мыслить; - оперировать понятийным аппаратом теории уголовного права; -  критически осмысливать доктринальные точки зрения по вопросам квалификации преступлений; - анализировать содеянное на наличие в нем состава преступления; - применять правила квалификации в процессе выполнения должностных обязанностей; - применять различные приемы толкования сформированные умения содержащие отдельные пробелы, но в целом сформированные умения частично сформированные умения фрагментарные, несформированные умения устное собеседование, решение задач, проверка контрольной работы, доклада, реферата, решенных казусов, ОК 1 (в); ПК 2 (в); ПК 3 (в); ПК 7 (в) владеет навыками - работы с материалами судебной практики и уголовно-правовой литературой; - анализа правоприменительной практики, применения общих, частных и единичных правил квалификации; - отражения в процессуальных и иных документах результатов квалификации; - определения пределов толкования уголовно-правовых норм сформированные навыки содержащие отдельные пробелы, но в целом сформированные навыки частично сформированные навыки фрагментарные, несформированные навыки устное собеседование, проверка контрольной работы, реферата, решенных казусов

Для студентов очной формы обучения оценка знаний осуществляется в баллах с учетом:

 

№  п/п Вид отчетности Баллы
1  Посещаемость учебных занятий 14
2  Результаты занятий 26
3  Экзамен 60
4  Итого 100

                                                                                      

7.  Учебно-методическое и информационное обеспечение   дисциплины

- информационные ресурсы Университета:

 

№ п/п Наименование Адрес в сети Интернет

                      Электронные билиотечные системы*

1 ZNANIUM.COM http ://znanium.com Основная коллекция и коллекция издательства Статут
2 ЭБС ЮРАЙТ www.biblio-online.ru коллекция РГУП
3 ЭБС «BOOK.ru» www.book.ru коллекция издательства Проспект Юридическая литература ; коллекции издательства Кнорус Право, Экономика и Менеджмент
4 East View Information Services www.ebiblioteka.ru Универсальная база данных периодики (электронные журналы)
5 НЦР РУКОНТ http://rucont.ru/ Раздел Ваша коллекция - РГУП-периодика (электронные журналы)
  Интернет ресурсы  
6 Информационно-образовательный портал РГУП www.op.rai.ru электронные версии учебных, научных и научно-практических изданий РГУП
7 Система электронного обучения Фемида www.femida.raj.ru Учебно-методические комплексы, Рабочие программы по направлению подготовки
8 Правовые системы Г арант, Консультант, Кодекс
9 Официальный сайт Университета www.rgup.ru

 

*ежегодиое обновление с внесением изменений в протокол изменений РПД (перечень ЭБС уточняется в библиотеке или на сайте Университета)


- Нормативные правовые акты

 

Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря.*

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г.*

 

 



 

Кафедра гражданского права

Направление подготовки: 40.04.01 Юриспруденция

Дисциплина: «Теория квалификации преступлений»

Наименование, Автор или редактор, Издательство, Год издания, кол-во страниц

Вид издания

ЭБС (указать ссылку) Кол-во печатных изд. в библиотеке вуза
1 2 3

Основная литература

Корнеева А.В. Теория квалификации преступлений. Учебное пособие для магистрантов : учебное пособие — Москва : Проспект, 2014. — 112 с. http://www.book.ru/    
 Зацепин А.М. Дополнительная квалификация преступления: общие и специальные вопросы : монография  — Москва : Проспект, 2016. — 304 с. http://www.book.ru/    
Кауфман М.А. Теория квалификации преступлений: Учебное пособие. – М.: РГУП, 2017. – 80 с.  http://op.raj.ru/  

                                                                        Дополнительная литература

Иногамова-Хегай Л.В. Концептуальные основы конкуренции уголовно-правовых норм: Монография/ - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 288 с . https://www.znanium.com    
Кудрявцев В.Н. Теоретические основы квалификации преступлений: (репринт издания М., 1963) Монография /. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 324 с. https://www.znanium.com    
Кауфман М.А. Судебное толкование уголовно-правовых норм и его значение для решения правоприменительных задач / Кауфман М.А. // Библиотека уголовного права и криминологии. - М.: Юрлитинформ, 2013. - №1.- С. 130-136.        1
Пудовочкин Ю.Е.Учение о составе преступления / Пудовочкин Ю.Е. - М.: Юрлитинформ, 2009. - 247 с.        1
Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: Лекции по спецкурсу "Основы квалификации преступлений" / науч. ред. В.Н. Кудрявцев. М.: Городец, 2007. 336 с. СПС Консультант Плюс  

 

Зав. библиотекой ___________                                                                              Зав. кафедрой__________________

 

 


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В целях подготовленности аудиторий к проведению занятий по настоящей учебной дисциплине требуются стандартно оборудованные лекционные аудитории (доска, фломастеры для доски),

Специализированное оборудование для аудиторных занятий по настоящей учебной дисциплине не требуется.

 




ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД

«Теория квалификации преступлений»

По направлению подготовки 40.04.01. Юриспруденция

Магистерская программа «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»

ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ РПД

«Теория квалификации преступлений»

По направлению подготовки 40.04.01. Юриспруденция

Магистерская программа «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»

 
Дата Раздел Изменения Комментарии
25.01.2017, протокол № 1 Раздел 4, таблица 1 Уточнен объем работ, перераспределено количество лекций и семинаров Действующая редакция: Таблица 1 Форма обучения - очная
Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.  ед. час.
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108
Аудиторные занятия 18
Лекции   4
Семинары или Практические занятия   14
Самостоятельная работа (СРС) 90
Форма промежуточной аттестации экзамен

Форма обучения - заочная

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.  ед. час.
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108
Аудиторные занятия 18
Лекции   2
Семинары или Практические занятия   16
Самостоятельная работа (СРС) 90
Форма промежуточной аттестации Экзамен

Форма обучения - заочная

              (г.в.д.)

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.  ед. час.
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108
Аудиторные занятия 16
Лекции   2
Семинары или Практические занятия   14
Самостоятельная работа (СРС)   92
Форма промежуточной аттестации   Экзамен
Изменения учебного плана на новый набор     25.01.2017, протокол № 1         Раздел 5.4.3     Внесены изменения в список литературы Действующая редакция: Основная литература (ко всем темам занятий) Семернёва Н.К. Квалификация преступлений (части Общая и особенная): научно-практическое пособие. – М., Проспект. 2015. Корнеева А.В. Теоретические  основы квалификации преступлений. Пособие для магистрантов. - М., Проспект. 2015. Зацепин А.М. Дополнительная квалификация преступлений: общие и специальные вопросы:монография. - М., Проспект. 2016. Дополнительная литература: Иногамова-Хегай Л.В. Концептуальные основы конкуренции уголовно-правовых норм: Монография/ - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2015. Кудрявцев В.Н. Теоретические основы квалификации преступлений: (репринт издания М., 1963) Монография /. - М.:Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016.     Добавлены издания 2015- 2016 года выпуска  

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  

ТЕОРИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

 

     

                                    

 

Направление подготовки 40.04.01

Магистерская программа   «Юрист в сфере уголовного судопроизводства»

 Курс 1

Семестры    1- 2

Форма обучения очная, заочная

Срок освоения ООП по форме обучения 2 года

Квалификация выпускника - магистр

 

 

МОСКВА, 2013

Составитель: Кауфман Михаил Александрович, доктор юридических наук, профессор

                         _______________ «__» ________ 2015 г.

                                                                                             подпись

 

 

Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»)

 

 

Программа обсуждена на заседании кафедры (протокол № 1 от 30 августа 2013 г.).

 

 

Зав. кафедрой: Пудовочкин Юрий Евгеньевич , д.ю.н., профессор

        

_______________ «__» ________ 2013 г.

 

 

Рабочая программа рассмотрена Учебно-методической комиссией Российского государственного университета правосудия ( протокол №  14 от 21.04.15).

 

Рабочая программа одобрена Учебно-методическим советом  Российского государственного университета правосудия (протокол № 1 от 10.09.2013 г.).

 

 

Программа составлена с использованием СПС «Консультант Плюс»

 

                     © Российский государственный университет правосудия, 2013.

                            © Кауфман М.А., 2013.

 

Оглавление

1. Цели освоения дисциплины…………………………………………………..4

2.Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)…………………………………………………………………………….4

3.Требования к результатам освоения дисциплины………………………6

4.Объем дисциплины и виды учебной работы……………………………..8

5. Содержание дисциплины…………………………………………………...9

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины…………22

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………………35

8.Материально-техническое обеспечение дисциплины…………………..41

9. Протокол изменений………………………………………………………..42

 

 

1.Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины  «Теория квалификации преступлений» являются:

● овладение общенаучными основами юриспруденции как единой системы знаний;

● развитие специального юридического мышления, позволяющего оценивать основные направления квалификации преступлений с учетом современных реалий;

● формирование представлений о сущности теории квалификации преступлений;

● получение знаний о методологических основах и юридических основаниях квалификации преступлений;

● формирование представлений об основных этапах квалификации преступлений;

● формирование навыков квалификации преступлений с учетом всех элементов состава преступления, квалификации неоконченной преступной деятельности, преступлений, совершенных в соучастии, квалификации преступлений при их множественности, квалификации сложных составов преступлений;

● овладение юридической терминологией;

● подготовка к будущей профессиональной деятельности.

 

      2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ООП)

Дисциплина «Теория квалификации преступлений» входит в профильную часть профессионального цикла дисциплин магистерской программы «Юрист в сфере уголовного судопроизводства».

Дисциплина «Теория квалификации преступлений» относится к циклу уголовно-правовых дисциплин. Исходными для них являются социально-экономические и общеправовые дисциплины: философия, логика, теория и история права и государства.

Базой дисциплины «Теория квалификации преступлений» являются такие дисциплины как уголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право. Дисциплина предполагает углубленное изучение разделов уголовного права в плане их практического применения, включая изучение самого процесса применения норм как системы определенных мыслительных и практических операций, границ правового регулирования, выработки критериев уяснения основных понятий, юридической фиксации результатов правовой оценки общественного опасного поведения.

Одновременно для освоения дисциплины студент должен владеть знаниями и в области иных отраслей правовых наук, в частности: гражданского права, налогового права, финансового права, уголовного процесса и др.

Соответственно, дисциплина «Теория квалификации преступлений» выступает в качестве базовой для следующих дисциплин: «Проблемы квалификации преступлений против правосудия»; «Проблемы квалификации преступлений против здоровья населения и общественной нравственности»; «Проблемы квалификации преступлений против личности», «Проблемы квалификации преступлений против собственности».

Знания и умения, приобретаемые студентами после освоения содержания дисциплины, будут использоваться в правотворческой, правоохранительной, правоприменительной, экспертно-консультационной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической деятельности.

Для освоения программы настоящей дисциплины студент должен:

 

1) знать:

 

- положения Конституции РФ по обеспечению прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства;

- основные этапы и направления формирования научных основ уголовной политики Российской Федерации;

- основные направления современной российской уголовно-правовой политики, проблемы ее формирования и реализации;

- основные положения уголовного закона, базовые положения криминологической науки;

- основные общепризнанные нормы международного права в области уголовно-правового противодействия преступности

2) уметь:

- анализировать содержание уголовно-правовых норм;

- применять основные приемы толкования нормативных правовых актов;

- использовать достижения других наук при решении уголовно-правовых вопросов

3) иметь навыки:

- работы с УК РФ, постановлениями Пленума Верховного Суда РФ и уголовно-правовой литературой;

- владения уголовно-правовой терминологией;

- применения правил толкования закона и квалификации преступлений;

- сбора и анализа нормативной и фактической информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности.

 

3.Требования к результатам освоения дисциплины

 

В совокупности с другими дисциплинами ООП дисциплина «Теория квалификации преступлений» обеспечивает формирование следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК 1) – достигается путем оценки и четкого представления о  месте и роли квалификации преступлений в процессе правоприменения.  

№ п/п Код Компетенция Формы и методы обучения
1 ОК-1 осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания Демонстрирует понимание социальной роли и значимости профессии юриста, формирует нетерпимость к любым преступным проявлениям, в том числе коррупционного характера. Формирует стремление к правопослушному поведению.   Групповые дискуссии Решение ситуационных задач. Ролевые игры
2 ПК-2 способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в уголовно-правовой сфере, реализовывать нормы уголовного права в профессиональной деятельности Показывает знание уголовного закона, иных нормативных правовых актов, судебной практики. Демонстрирует способность решения конкретных правовых вопросов, связанных с квалификацией общественно-опасных деяний, установления наличия в них состава преступления Групповые дискуссии Решение ситуационных задач.  
3 ПК-3 готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства Демонстрирует знание уголовного закона и правоприменительной практики, правовых позиций Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. Владеет навыками профессионального исполнения обязанностей юриста в сфере правоохранительной деятельности. Групповые дискуссии Решение ситуационных задач.  
4 ПК- 7 способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты Демонстрирует понимание сущности содержания уголовного закона, знание приемов толкования, умение разъяснения духа и буквы закона Групповые дискуссии Решение ситуационных задач.  

Студент в результате освоения программы дисциплины должен:

 

 знать:

· нормативную базу квалификации преступлений;

· прецедентную практику квалификации преступлений;

· правила и пределы толкования содержания статей УК РФ, где определяются составы преступлений;

· методику решений практических задач применения норм материального уголовного права при квалификации преступлений;

·  порядок оформления вывода о квалификации преступлений в правоприменительных актах;

● философские основы формирования представлений о правилах квалификации преступлений.

 

Уметь:

● применять правила квалификации преступлений в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики;

● аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений;

● анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

●квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии;

●проводить научные исследования по отдельным проблемам квалификации преступлений и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации;

● самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации о правилах квалификации преступлений.

 

владеть навыками:

· осуществления профессиональной деятельности на основе развитого

правосознания, правового мышления и правовой культуры;

● принятия основанных на законе решений о квалификации

 преступлений;

· комплексного применения норм уголовного законодательства в

 профессиональной деятельности при квалификации преступлений;

· формирования правовой позиции по реальным уголовным делам;

· подготовки юридических документов;

· обеспечения защиты прав и законных интересов граждан;

· квалифицированного толкования норм Уголовного кодекса

 Российской Федерации;

· дачи квалифицированных заключений и консультаций о

 квалификации преступлений.

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

3 4
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108    
Аудиторные занятия 18
Лекции   4 2 2
Семинары или практические занятия   14 2 12
Самостоятельная работа (СРС) 90 14 76
Форма промежуточной аттестации

Экзамен

Заочная форма обучения

 

 

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

3 4
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108    
Аудиторные занятия 18 4 14
Лекции   2 2  
Семинары или практические занятия   16 2 14
Самостоятельная работа (СРС) 90 32 58
Форма промежуточной аттестации

Экзамен

 

Заочная форма обучения г.в.д.

 

 

Вид учебной работы

Трудоемкость

зач.

 ед.

час.

по

семестрам

2

Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану 3 108    
Аудиторные занятия 16

16

Лекции   2

2

Семинары или практические занятия   14

14

Самостоятельная работа (СРС) 92

92

Форма промежуточной аттестации

Экзамен

 

 

5. Содержание дисциплины

Текст рабочей программы

Рабочая программа дисциплины «Теория квалификации преступлений»

Тема 1. Понятие и значение квалификации преступлений.

Определение квалификации преступлений. Виды квалификации преступлений. Место квалификации в процессе применения норм права. Социальное и правовое значение квалификации. Общая теория квалификации преступлений в системе науки уголовного права.

Тема 2. Методологические основы квалификации преступлений.

Отношение единичного и общего - философская основа квалификации. Квалификация и объективная истина. Логические формы квалификации.

Тема 3. Состав преступления - юридическая основа квалификации.

 Состав преступления и его функции. Состав и диспозиция статьи уголовного закона. Структура уголовно-правовой нормы и квалификация. Признаки состава (обязательные и факультативные, позитивные и негативные, постоянные и переменные). Уяснение содержания состава.

     Тема 4. Квалификация по объективным признакам состава преступления.

Понятие и значение объекта преступления. Виды объектов преступления. Признаки объекта преступления (непосредственный объект, предмет преступления, протерпевший) и их влияние на квалификацию.

Установление общественно-опасного действия (бездействия) в процессе квалификации преступления. Определение вредных последствий деяния в процессе квалификации преступления. Причинная связь и квалификация преступления. Влияние на квалификацию факультативных признаков состава, характеризующих объективную сторону преступления.

Тема 5. Квалификация по субъективным признакам состава преступления.

Общие положения. Учёт возраста преступника в процессе квалификации преступления. Особенности возрастных признаков субъекта преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Квалификация преступлений, совершаемых специальными субъектами.

Установление формы вины в процессе квалификации преступления. Значение мотива и цели для уголовно-правовой квалификации.

Тема 6. Понятие и виды правил квалификации преступлений.

Понятие правил квалификации преступлений. Виды правил квалификации преступлений.

Общие правила квалификации, основанные на принципах, закреплённых в УК РФ и Конституции РФ. Общие правила квалификации, основанные на иных общих положениях, установленных в УК РФ.

Частные (специальные) правила квалификации. Правила изменения квалификации преступлений. Квалификация при изменении уголовного закона. Квалификация при изменении фактических материалов дела.

Тема 7. Квалификация неоконченной преступной деятельности. Определение в процессе квалификации стадии неоконченной преступной деятельности. Особенности определения момента окончания некоторых преступлений. Правовая позиция Верховного Суда РФ относительно момента окончания некоторых преступлений (хищений, взяточничества, изнасилования и т.д.) Квалификация при добровольном отказе от совершения преступления.

     Тема 8. Квалификация при множественности преступлений.

О понятии единичного преступления. Особые формы единичного преступления. Идеальная и реальная совокупность преступлений. Правовая позиция Верховного Суда РФ по вопросу квалификации деяний, «сопряжённых» с другими преступлениями. Учет рецидива при квалификации.

Тема 9. Квалификация преступлений, совершённых в соучастии.

Понятие, признаки и значение соучастия. Формы соучастия. Виды соучастников. Квалификация действий соучастников. Правовая позиция Верховного Суда РФ в отношении понятий «группа лиц по предварительному сговору» и «организованная группа», получившая свое отражение в Постановлениях Пленума и судебной практике.

Тема 10. Квалификация преступлений при конкуренции норм.

Понятие и виды конкуренции. Конкуренция общей и специальной норм. Конкуренция части и целого. Судебная практика Верховного Суда РФ, отражающая его правовую позицию по вопросам конкуренции уголовно-правовых норм.

 

5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий,  используемые образовательные технологии (тематический план)

Тематический план

                                Очная форма обучения

 

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1 Понятие и значение квалификации преступлений   2   1      
  2 Методологические основы квалификации            
  3 Состав преступления -юридическая основа квалификации   2   1   2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
    4 Квалификация по объективным признакам состава преступления     2   1     2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  5 Квалификация по субъективным признакам состава преступления   2   1   2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  6 Понятие и виды правил квалификации преступлений   2     1      
  7 Квалификация неоконченной преступной деятельности   2     1   Дискуссия, решение практических задач
  8 Квалификация при множественности преступлений   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  9 Квалификация преступлений, совершённых в соучастии   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  10 Квалификация преступлений при конкуренции норм   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  ВСЕГО 18 4 14    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах       12    

Тематический план

                                Заочная форма обучения

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1 Понятие и значение квалификации преступлений   2   2      
  2 Методологические основы квалификации            
  3 Состав преступления -юридическая основа квалификации   2     2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
    4 Квалификация по объективным признакам состава преступления     3       3*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  5 Квалификация по субъективным признакам состава преступления   3     3*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  6 Понятие и виды правил квалификации преступлений   2     2      
  7 Квалификация неоконченной преступной деятельности   1     1*   Дискуссия, решение практических задач
  8 Квалификация при множественности преступлений   1     1*   Дискуссия, решение практических задач
  9 Квалификация преступлений, совершённых в соучастии   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  10 Квалификация преступлений при конкуренции норм   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  ВСЕГО 18 2 16    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах       14    

Тематический план

                                Заочная форма обучения (г.в.д)

Раздел

дисциплины, тема

Всего часов

В том числе

Образовательные технологии, используемые при проведении занятий

лекции практические или семинарские занятия лабораторные занятия
1 Понятие и значение квалификации преступлений   2   2      
  2 Методологические основы квалификации            
  3 Состав преступления -юридическая основа квалификации   2     2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
    4 Квалификация по объективным признакам состава преступления     2       2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  5 Квалификация по субъективным признакам состава преступления   2     2*   Дискуссия, разбор конкретных ситуаций
  6 Понятие и виды правил квалификации преступлений   2     2      
  7 Квалификация неоконченной преступной деятельности   1     1*   Дискуссия, решение практических задач
  8 Квалификация при множественности преступлений   1     1*   Дискуссия, решение практических задач
  9 Квалификация преступлений, совершённых в соучастии   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  10 Квалификация преступлений при конкуренции норм   2     2*   Дискуссия, решение практических задач
  ВСЕГО 16 2 14    
  Количество часов занятий, проводимых в активных и интерактивных формах       12    

*Занятия, проводимые в интерактивной форме

         Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях в интерактивной форме составляет      75 %.

 





Дата: 2018-12-28, просмотров: 339.