Занятия семинарского типа (практические занятия)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

5.3.1. Практические занятия для студентов очной формы обучения (48 часов)

Тема 1. Понятие, предмет, система и источники международного права (2 часа)

1. Понятие международного права.

2. Предмет и особенности международного права. Международное и международное частное право.

3 Система международного права: отрасли и институты.

4. Нормы международного права: понятие и виды, теория согласования воль государств, нормы jus cogens.

5. Источники международного права: международный договор, международный обычай, решения международных организаций, вспомогательные средства для определения правовых норм. Кодификация в международном праве.

6. Конституция РФ о международном праве. Место международного договора в правовой системе РФ. Применение судами общей юрисдикции и арбитражными судами РФ международных договоров РФ.

 

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Подобрать примеры отношений, выходящих за пределы компетенции одного государства.

3. Изучить особенности международного права по сравнению с правом внутригосударственным (по предмету, по субъектам, по порядку нормообразования, по источникам, по порядку осуществления принуждения и др.).

4. Составить сравнительную таблицу международного договора и международного обычая.

5. Привести примеры решений международных организаций, проанализировать их юридическую силу.

6. Повторить содержание части 4 статьи 15 Конституции РФ, Федерального закона «О международных договорах РФ» 1995 г., ознакомиться с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» №5 от 10.10.2003 г. № 5. Указанные акты необходимо иметь на семинаре.

7. Построить иерархию источников российского права по их юридической силе. Определить место международного договора РФ в этой системе.

8. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

9. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 2. История международного права и его науки (2 часа)

1. Возникновение и развитие международного права, его периодизация.

2. Международное право периода Древнего мира и Средних веков.

3. Возникновение науки международного права. Гуго Гроций и Э. де Ваттель.

4. Классическое международное право: основные черты, источники и отрасли. Вестфальский мирный договор 1648 г. Возникновение международных организаций. Кодификация законов и обычаев войны. Гаагские конференции 1899 и 1907 гг. Наука международного права этого периода.

5. Международное право ХХ в.: источники, принципы, особенности. Антивоенная и антиколониальная направленность. Возникновение новых отраслей. Лига Наций. Организация Объединенных Наций.

6. Развитие науки международного права в России. Вклад Ф. Ф. Мартенса, Г. И. Тункина, В. Э. Грабаря в науку международного права.

7. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Аргументировать точку зрения относительно момента возникновения международного права.

3. Определить основные особенности международного права Древнего мира, Средних веков.

4. Определить основные особенности классического международного права.

5. Определить основные особенности современного международного права (по содержанию, по системе, по субъектам, по источникам и др.).

6. Ознакомиться с историческими документами: договоры Руси с Византией, Вестфальский мирный договор 1648 г., Версальский мирный договор 1919 г.

7. Ознакомиться с трудом Г. Гроция «Три книги о праве войны и мира», Ф.Ф. Мартенса «Современное международное право цивилизованных народов», одной из книг серии «Золотой фонд российской науки международного права», «Русское юридическое наследие».

8. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

9. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 3. Субъекты международного права (2 часа)

1. Понятие субъекта международного права: признаки, правоспособность, дееспособность, деликтоспособность, общая правосубъектность, отраслевая правосубъектность, специальная правосубъектность.

2. Виды субъектов международного права. Основные и производные субъекты.

3. Государства – основные субъекты международного права: суверенитет, юрисдикция, территория, население, власть, унитарное и федеративное государства. Субъекты федерации и международное право.

4. Международная правосубъектность народов и наций. Устав ООН, Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Декларация о принципах международного права 1970 г., Заключительный акт СБСЕ 1975 г., Международные пакты о правах человека 1966 г.

5. Международная правосубъектность международных организаций. Понятие и признаки международной межправительственной организации.

6. Международная правосубъектность государственно-подобных образований: вольные города, Ватикан.

7. Проблема международной правосубъектности индивида: основные концепции, обоснование собственной точки зрения.

8. Международно-правовое признание: понятие, правовые последствия, виды признания по объему устанавливаемых правоотношений и по адресатам, теории. Актуальные современные международно-правовые проблемы признания Косово, Абхазии, Южной Осетии.

9. Международное правопреемство государств и его виды: понятие, теории. Правопреемство в отношении международных договоров, государственной собственности, государственных архивов, государственных долгов, гражданства физических лиц. Правопреемство в связи с распадом бывшего Союза ССР. Россия – государство-продолжатель бывшего Союза ССР.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Ознакомиться со следующими международными соглашениями: Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров 1978 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983 г., Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов архивов Союза ССР от 04.12.1991 г., Соглашение о распределении всей собственности бывшего Союза ССР за рубежом от 06.07.1992 г. Указанные акты необходимо иметь на занятии.

3. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

4. При подготовке к седьмому вопроса плана семинарского занятия необходимо аргументировано изложить собственную точку зрения по вопросу о международной правосубъектности индивида.

5. В чем состоят особенности правового положения России по сравнению с остальными правопреемниками бывшего Союза ССР?

6. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 4. Взаимодействие международного и внутригосударственного права (2 часа)

1. Международное и внутригосударственное право: объекты регулирования, взаимодействие, эволюция концепций согласования международного и национального права: монистическая и дуалистическая теории; точки зрения отечественных и зарубежных юристов.

2. Юридические формы согласования систем международного и национального права. Концепции «трансформации» в российской доктрине.

3. Влияние внутригосударственного права, в том числе права СССР и РФ, на формирование и осуществление норм международного права.

4. Влияние международного права на формирование, функционирование и развитие внутригосударственного права, в частности, российского права.

5. Акты международных организаций, решения международных судебных учреждений и внутригосударственное право. Постановления Европейского суда по правам человека.

6. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. На основе ознакомления с указанной литературой подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

3. Какой подход (монистический или дуалистический), по мнению студента, отражен в части 4 статьи 15 Конституции РФ? Почему?

4. Подготовить конспект одной из статей:

1) Черниченко С. В. Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права как правовых систем // Правоведение. 2009. № 1. С. 7−34;

2) Зимненко Б. Л. Решения международных межправительственных организаций в правовой системе Российской Федерации // Российский ежегодник международного права. 2006. СПб., 2007. С. 22–42;

3) Усенко Е. Т. Соотношение и взаимодействие международного и национального права и российская Конституция // Московский журнал международного права. 1995. № 2;

4) Афанасьев С. Ф. О прямом действии постановлений Европейского суда по правам человека в российском гражданском судопроизводстве // Международное публичное и частное право. 2010. № 2;

5) Кадникова А. Н. Применение судами Международной конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года // Международное публичное и частное право. 2010. № 1.

5. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 5. Основные принципы международного права (4 часа)

1. Основные принципы международного права: понятие, особенности, классификация, место в иерархии международно-правовых норм.

Закрепление данных принципов в международных документах. Перспективы формирования новых основных принципов международного права.

2. Принцип уважения государственного суверенитета: понятие, становление, источники, нормативное содержание. Российская доктрина о принципе уважения государственного суверенитета.

3. Принцип суверенного равенства государств: понятие и нормативное содержание. Роль СССР и России в формировании и развитии данного принципа.

4. Принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях: понятие, становление, источники, нормативное содержание, проблема повышения эффективности. Понятие агрессии. Случаи правомерного применения силы. Российская доктрина о сущности данного принципа.

5. Принцип нерушимости государственных границ: понятие, становление, источники, нормативное содержание. Проблема закрепления данного принципа в международных документах и международных отношениях.

6. Принцип территориальной целостности государств: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

7. Принцип мирного разрешения международных споров: понятие, становление, источники, нормативное содержание. Проблема закрепления данного принципа в международных отношениях.

8. Принцип невмешательства во внутренние дела государств: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

9. Принцип уважения прав человека и основных свобод: понятие, становление, источники, нормативное содержание. Российская доктрина о принципе уважения прав человека.

10. Принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

11. Принцип сотрудничества государств: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

12. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

13. Российская Федерация и основные принципы международного права. Закрепление основных принципов в правовых документах РФ. Соблюдение Россией основных принципов. Примеры.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Ознакомиться со следующими международными актами: Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г., Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г., Устав ООН 1945 г., Декларация принципов международного права 1970 г., Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Об определении агрессии» 1974 г., Хельсинский Заключительный акт СБСЕ 1975 г. Указанные акты необходимо иметь на семинаре.

3. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

4. Определить и проиллюстрировать примерами особенности основных принципов международного права, их отличительные свойства.

5. Разобрать определение агрессии, подобрать примеры ситуаций, которые должны квалифицироваться в качестве акта агрессии, в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 1974 г. «Об определении агрессии».

6. Проанализировать концепции упреждающей самообороны, превентивной самообороны, их оценку в докладе Генерального секретаря ООН «При большей свободе: к развитию, безопасности, правам человека для всех» 2005 г., часть Е раздела III (Док. ООН А/59/2005).

7. Привести примеры решений Совета Безопасности ООН, санкционирующих применение силы на основании главы VII Устава ООН.

8. Привести примеры ситуаций, в которых, по мнению студента, нарушаются основные принципы международного права.

9. Проанализировать соотношение принципа территориальной целостности и принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; принципа уважения прав и свобод человека и принципа

невмешательства во внутренние дела.

10. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 6. Право международных договоров (2 часа)

1. Право международных договоров: понятие, становление, источники, кодификация.

2. Виды международных договоров, наименование, форма, структура, язык международных договоров.

3. Стадии заключения международных договоров. Способы установления аутентичности текста международного договора. Способы выражения согласия на обязательность международного договора. Ратификация международных договоров. Оговорка к договору. Регистрация договора. Депозитарий.

4. Толкование международных договоров: виды, принципы, практика.

5. Условия действительности и недействительности международных договоров.

6. Прекращение и приостановление действия международных договоров. Способы прекращения действия договоров. Денонсация и аннулирование.

7. Россия и международные договоры. Конституция РФ о международных договорах. Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Ознакомиться со следующими международными соглашениями: Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г., Венская конвенция о праве международных договоров между государствами и международными организациями и между международными организациями 1986 г. Указанные акты необходимо иметь на семи наре.

3. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

4. Классификацию международных договоров следует иллюстрировать примерами конкретных международных договоров.

5. Процесс заключения международных договоров рассмотреть на примере заключения Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 г. (переговоры – подписание, ратификации – обмен ратификационными грамотами – вступление в силу).

6. Изучить случаи обязательной ратификации международных договоров, привести примеры.

7. Привести конкретные примеры оговорок к международным договорам, определить их назначение.

8. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 7. Право международных организаций (4 часа)

1. Международные организации: понятие, признаки, классификация, роль и значение.

2. Краткая история создания ООН: разработка, подписание и вступление в силу Устава ООН, цели и принципы.

3. Система ООН: главные и вспомогательные органы, специализированные учреждения ООН, иные связанные с ООН организации.

4. Генеральная Ассамблея ООН: компетенция, порядок работы, резолюции и решения, статус и функции; вспомогательные органы.

5. Совет Безопасности ООН: состав, компетенция, действия по поддержанию мира, порядок работы, решения и постановления, вспомогательные органы, миротворчество и поддержание мира.

6. Экономический и Социальный совет ООН: состав, компетенция, порядок работы, вспомогательные органы, связь с другими организациями.

7. Специализированные учреждения ООН: понятие, признаки, виды, связь с ООН, направления деятельности.

8. Содружество Независимых Государств: создание, Устав, главные органы, деятельность, реформирование.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Ознакомиться со структурой и содержанием Устава ООН 1945 г. Указанный акт необходимо иметь на семинаре.

3. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

4. Проанализировать юридическую силу решений Генеральной Ассамблеи ООН, определить их роль и значение в системе международно-правового регулирования, привести примеры решений.

5. Классифицировать полномочия Совета Безопасности ООН, особое внимание уделив действиям в отношении угрозы миру, нарушения мира, актов агрессии.

6. Подобрать примеры применения Советом Безопасности санкций по статьям 41 и 42 Устава ООН. Ознакомиться с резолюциями Совета Безопасности 678 (1990), 1244 (1999), 1929 (2010).

7. При подготовке к семинару посетить официальный сайт ООН в сети Интернет.

8. Подготовить развернутую характеристику одного из специализированных учреждений ООН.

9. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 8. Международно-правовые средства разрешения международных споров (2 часа)

1. Международный спор: понятие, виды, отличие от ситуации. Политические и юридические споры. Территориальные споры.

2. Общая характеристика способов разрешения международных споров, их соотношение.

3. Международные переговоры. Консультации: факультативные и обязательные.

4. Международные следственные и примирительные комиссии: понятие, образование, полномочия, отличия, юридическая сила решений, примеры.

5. Добрые услуги и посредничество: понятие, различия, источники, примеры.

6. Третейское (арбитражное) разбирательство: понятие, история развития. Постоянная палата третейского суда в Гааге: создание, состав, деятельность.

7. Международный суд ООН: состав, порядок образования, компетенция, юрисдикция. Разрешение межгосударственных споров и консультативные заключения Суда. Случаи обязательной юрисдикции Международного суда ООН. Примеры решений и консультативных заключений Суда.

8. Международный трибунал по морскому праву: создание, состав, полномочия, деятельность.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Ознакомиться со следующими международными соглашениями: Гаагская конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г., Статут Лиги Наций 1919 г., Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г., Устав ООН 1945 г., Статут Международного суда 1945 г. Указанные акты необходимо иметь на семинаре.

3. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

4. Привести примеры международных споров и ситуаций.

5. Привести примеры конкретных способов разрешения споров (по каждому способу).

6. С использованием информационных ресурсов, указанных в п. 6.3 настоящей программы, ознакомиться с одним-двумя решениями

международных третейских судов и арбитражей, одним-двумя решениями Международного Суда ООН, с одним консультативным заключением Международного суда ООН, с одним из решений Международного трибунала по морскому праву. Быть готовым дать им краткую характеристику.

7. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 9. Ответственность в международном праве (2 часа)

1. Понятие и особенности международной ответственности

2. Кодификация права международной ответственности. Статьи об ответственности государств 2001 года: краткая характеристика.

3. Понятие и признаки международно-противоправного поведения. Присвоение поведения государству: общие правила, примеры.

4. Обстоятельства, исключающие противоправность (согласие, самооборона, контрмеры, форс-мажор, необходимость, бедствие).

5. Формы международной ответственности: реституция, компенсация, сатисфакция.

6. Имплементация ответственности: контрмеры и санкции.

7. Дипломатическая защита физических и юридических лиц.

8. Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Ознакомиться со следующими актами Комиссии международного права ООН: Статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г., Статьи о дипломатической защите 2006

г., Статьи об ответственности международных организаций за международно-противоправные деяния 2009 г., Международная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом (Международная ответственность в случае ущерба от трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности) 2001 г., Принципы, касающиеся распределения убытков в случае трансграничного вреда, причиненного в результате опасных видов деятельности, принятые Комиссией международного права ООН в 2006 г. Ознакомиться со следующими международными конвенциями: Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г., Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности 1952 г., Венская конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1997 г. Указанные акты необходимо иметь на семинаре.

3. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

4. Проанализируйте юридическую силу и значение Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния 2001 г.

5. Какие точки зрения существуют по вопросу о том, являются ли вина и ущерб обязательными элементами международно-противоправного деяния.

6. Приведите примеры реституции, компенсации, сатисфакции.

7. Приведите примеры обстоятельств, исключающих противоправность международно-противоправного деяния. Чем отличаются друг от друга форс-мажор, бедствие, состояние необходимости?

8. В чем заключаются особенности имплементации международной ответственности в порядке дипломатической защиты?

9. В чем заключаются отличия международной ответственности за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом, от ответственности за международно-противоправное деяние?

10. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 10. Международное право прав человека (4 часа)

1. Международное право прав человека: предмет регулирования, принципы, источники, доктрина.

2. Три поколения прав человека и современные тенденции развития международного права прав человека. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека 2005 г.

3. Международная защита прав человека на универсальном уровне: документы и механизмы.

а) Международные стандарты в области прав и свобод человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и два факультативных протокола к нему (1966 г., 1989 г.). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и факультативный протокол к нему 2008 г. Конвенции о запрещении и пресечении геноцида 1948 г.; расовой дискриминации 1965 г.; апартеида 1973 г. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и факультативный протокол к ней 2002 г.

б) Универсальные механизмы международной защиты прав человека: виды и деятельность. Совет по правам человека ООН. Международные договорные органы. Верховный комиссар ООН по правам человека. Международные стандарты труда Международной организации труда (МОТ). Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. Международно-правовое регулирование труда отдельных категорий работников (женщин, детей и подростков, трудящихся-мигрантов, моряков, рыбаков и докеров, трудящихся коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни). Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2010–2012 гг. 4. Региональные системы защиты прав человека (по выбору преподавателя):

а) Опыт Совета Европы. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г. и четырнадцать протоколов к ней. Европейский суд по правам человека: структура и деятельность. Евро-

пейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 г. Конвенция Совета Европы о правах человека и биомедицине 1997 г. и дополнительный протокол к ней о запрещении клонирования людей 1998 г. Комиссар Совета Европы по правам человека.

б) Опыт Европейского союза (ЕС). Хартия ЕС об основных правах 2000 г. и ее применение в прецедентном праве Суда ЕС. Агентство ЕС по основным правам.

в) Опыт Содружества Независимых Государств. Конвенции стран СНГ: о правах и свободах человека 1995 г.; о защите национальных меньшинств 1993 г. Перспективы разработки Конвенции стран СНГ о правовой помощи и защите прав, основных свобод и законных интересов соотечественников за рубежом.

г) Опыт Африканского союза, Организации американских государств, Лиги арабских государств. Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и протокол к ней 1998 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г. и протокол к ней 1988 г., Каирская декларация о правах человека в исламе 1990 г., Арабская хартия прав человека 1994 г. (в ред. 2004 г.).

5. Международно-правовая защита наиболее уязвимых категорий населения (по выбору преподавателя):

а) Защита прав женщин и детей. Конвенции: о политических правах женщин 1953 г.; о гражданстве замужней женщины 1957 г.; о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.; о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и факультативный протокол к ней 1999 г.; Конвенция о правах ребенка 1989 г. и два факультативных протокола к ней 2000 г.

б) Защита прав инвалидов. Конвенция о правах инвалидов и факультативный протокол к ней 2006 г.

в) Защита прав национальных меньшинств и коренных народов.

Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г.; Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1989 г.; Декларация ООН о правах коренных народов 2007 г.

6. Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина. Деятельность органов государственной власти РФ по их обеспечению.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Найти и ознакомиться с содержанием следующих статей:

• Karel Vasak. Third Generation of Human Rights. Paris : UNESCO,1984;

• Золотухин С. В. К вопросу о концепции третьего поколения прав человека или «прав солидарности» // Советский ежегодник международного права 1989–1990–1991. СПб. : Россия–Нева, 1992.

3. Ознакомиться с основными положениями следующих международных документов:

а) Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и двух факультативных протоколов к нему (1966 г., 1989 г.), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и факультативного протокола к нему 2008 г., Конвенции о запрещении и пресечении геноцида 1948 г.; расовой дискриминации 1965 г.; апартеида 1973 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов

обращения и наказания 1984 г. и факультативного протокола к ней 2002 г.; б) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов № 1, 2, 6, 11, 13, 14;

в) Конвенций: о политических правах женщин 1953 г.; о гражданстве замужней женщины 1957 г.; о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.; о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и факультативного протокола к ней 1999 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г. и двух факультативных протоколов к ней 2000 г.;

г) Конвенции о правах инвалидов 2006 г. и факультативного протокола к ней 2006 г.;

д) Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г., Конвенции МОТ №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1989 г. и Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г.;

4. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

5. По указанию преподавателя подготовить обзор отдельных дел, рассмотренных ЕСПЧ.

6. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 11. Право внешних сношений (2 часа)

1. Право внешних сношений: понятие, источники. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. Конвенция о специальных миссиях 1969 г. и др.

2. Внутригосударственные органы внешних сношений: понятие и виды. Органы внешних сношений РФ. Полномочия Президента, Федерального Собрания, Правительства, Министерства иностранных дел РФ в области внешней политики страны.

3. Дипломатическое право как подотрасль права внешних сношений. Зарубежные органы внешних сношений государств, их виды.

4. Дипломатические представительства: понятие, виды, состав, функции, полномочия. Классы глав дипломатических представительств.

Ранги дипломатов. Порядок назначения и отозвания глав дипломатических представительств. Агреман. Верительные грамоты. Дипломатический корпус. Дуайен.

5. Дипломатические привилегии и иммунитеты дипломатических представительств и дипломатов: понятие, виды, содержание.

6. Постоянные представительства государств при международных организациях. Представительства и штаб-квартиры международных организаций на территории государств-членов, их правовой статус.

7. Специальные миссии и делегации: понятие, правовой статус, источники.

8. Дипломатический протокол и церемониал.

9. Консульское право как подотрасль права внешних сношений.

Консульские учреждения: понятие, виды, состав, функции, полномочия.

Классы глав консульских учреждений. Консульский округ. Почетный консул. Порядок назначения и отозвания глав консульских учреждений. Консульский патент и экзекватура. Консульский устав РФ.

10. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений и консулов.

11. Российская Федерация и право внешних сношений.

 

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Ознакомиться с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г. Указанные акты необходимо иметь на семинаре.

3. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

4. Подготовить схему органов внешних сношений государства (на примере Российской Федерации).

5. Определить отличия функций и полномочий дипломатического представительства от функций и полномочий консульского учреждения.

6. Сравнить порядок назначения главы дипломатического представительства и главы консульского учреждения.

7. Чем отличаются иммунитеты и привилегии дипломатов от иммунитетов и привилегий консулов?

8. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 12. Право международной безопасности (2 часа)

1. Право международной безопасности: понятие и принципы.

2. Виды международной безопасности. Система коллективной безопасности: универсальная и региональная.

3. ООН и ее роль в создании всеобъемлющей системы международной безопасности. Полномочия Совета Безопасности ООН.

4. Правовые основы обеспечения коллективной безопасности в рамках региональных международных организаций (ОБСЕ, СНГ, ШОС, НАТО).

Необходимость повышения эффективности деятельности ОБСЕ. Инициативы России по подготовке и принятию Договора о европейской безопасности.

5. Международно-правовое запрещение бактериологического (биологического) оружия и химического оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического

оружия и о его уничтожении 1993 г. Порядок осуществления государствами обязательств по уничтожению химического оружия.

6. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.: краткая характеристика. Полномочия МАГАТЭ в области поддержания режима нераспространения ядерного оружия.

7. Международно-правовые основы запрещения испытаний ядерного оружия. Международные договоры о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах 1963 г. и о всеобъемлющем запрещении

ядерных испытаний 1996 г. Безъядерные зоны.

8. Договоры между СССР, РФ и США по ограничению ракетно-ядерных вооружений. Содержание и значение Договора между РФ и США о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений от 8 апреля 2010 г.

9. Международные аспекты Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы), а также указанными нормативными актами.

2. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

3. Является ли с точки зрения современного международного права правомерным применение государством ядерного оружия? Ознакомиться с текстом консультативного заключения Международного суда ООН 1996 г. о правомерности применения ядерного оружия.

4. Указать на политической карте мира безъядерные зоны. В чем заключаются особенности правового режима указанных территорий?

5. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

 

Тема 13. Международное экономическое право (2 часа)

1. Международное экономическое право: понятие, субъекты, предмет и место в международном праве. Система МЭП.

2. Источники международного экономического права. Международный договор и международный обычай. Классификация и виды международных экономических договоров.

3. Принципы МЭП. Роль Генеральной Ассамблеи и ЭКОСОС ООН,Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в развитии МЭП.

4. Международное торговое право: понятие, становление, принципы. Всемирная торговая организация (ВТО): создание, структура, «пакет соглашений ВТО». Вступление РФ в ВТО.

5. Международное финансовое право: понятие, источники, принципы. Международный валютный фонд: создание, структура, деятельность. Участие РФ. Международный банк реконструкции и развития: создание, структура, деятельность. Участие РФ. Региональные финансовые организации.

6. Особенности международного инвестиционного права. Регулирование инвестиций на двустороннем, региональном, межрегиональном и универсальном уровнях. Разработка многостороннего международного соглашения по инвестициям. Кодекс поведения ТНК. МАГИ, МЦУИС.

7. Международное транспортное право: понятие, источники. Международно-правовое регулирование железнодорожного, морского, воздушного, автомобильного, речного и трубопроводного транспорта.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы), а также указанными нормативными актами.

2. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

3. Подвергните анализу положения конкретных двусторонних международных торговых соглашений (по выбору) в части их положений о разрешении споров.

4. Попытайтесь получить нормативные подтверждения тенденций перспективного развития международной экономической интеграции в рамках избранного вами интеграционного объединения, основываясь на соответствующих его документах, фактах и международных связях последнего.

5. Дайте квалификацию организационно-правовой формы, в которую облечено изучаемое международное интеграционное образование, предварительно ознакомившись с теоретическим материалом по данному вопросу.

6. Проанализируйте признаки соответствующей организационно-правовой формы интеграции у Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, руководствуясь нормами ГАТТ.

7. Подготовить конспект одной из статей:

1) Султанов И. Р. Политико-правовой статус международных интеграционных организаций в вопросе сближения международного и национального права // Международное публичное и частное право. 2010. № 2.

2) Войтович С. А. Международный инвестиционный арбитраж: некоторые тенденции и опыт Украины // Международное публичное и частное право. 2010. № 3.

3) Хэ Минцзюнь. Условия и процедура присоединения государств к ВТО // Международное публичное и частное право. 2010. № 4.

4) Ануфриева Л. П., Спектор А. А. Принцип национального режима в регулировании международной торговли // Журнал российского права. 2007. № 10.

8. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

 

Тема 14. Международное морское право (2 часа)

1. Международное морское право: понятие, принципы, институты.

2. Источники международного морского права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.: разработка, принятие, структура, значение, новые институты отрасли.

3. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, состав, правовой режим, примеры. Правовой режим портов. Законодательство РФ.

4. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим, право мирного прохода. Законодательство РФ.

5. Прилежащая зона.

6. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим, суверенные права и юрисдикция прибрежных государств. Законодательство РФ.

7. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим, суверенные права прибрежных государств. Законодательство РФ.

8. Открытое море: понятие, свобода открытого моря, права и обязанности государства флага, преследование «по горячим следам».

9. Правовой режим Международного Района морского дна. Порядок освоения ресурсов Района. Международный орган по морскому дну.

10. Международно-правовая борьба с пиратством.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы), а также Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

2. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

3. Составьте схему расположения морских пространств в зависимости от их правового режима. Где проходит государственная граница на море?

4. Какие морские пространства входят в состав государственной территории?

5. Определите отличия правового режима внутренних морских вод и территориального моря.

6. В чем отличия между морским пиратством и вооруженным разбоем на море?

7. Составьте схему определения границ континентального шельфа.

8. На основе ознакомления с сайтом Комиссии по границам континентального шельфа проанализируйте одну из заявок на расширенный континентальный шельф (например, Австралии, Новой Зеландии). В чем заключаются проблемы российской заявки на континентальный шельф в Северном Ледовитом океане и каковы ее перспективы?

9. По материалам сайта Международного органа по морскому дну приведите примеры контрактов на разведку и/или разработку ресурсов Района.

10. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 15. Территория и международное право (4 часа)

1. Территория в международном праве: понятие, значение, виды.

2. Государственные территории, территории с международным режимом (открытое море, международный район морского дна, космическое пространство и небесные тела, международное воздушное пространство, Антарктика), территории со смешанным режимом (континентальный

шельф, прилежащая зона, исключительная экономическая зона).

3. Государственная территория: понятие, составные части, режим. Проблемы разграничения государственных территорий. Территориальное разграничение в Баренцевом, Беринговом и Каспийском морях. Вопрос о Курильских островах, позиция России.

4. Международные реки: понятие и правовой режим. Конвенция о режиме Дуная 1948 г.

5. Арктика: понятие, правовой режим. Арктический континентальный шельф. Законодательство России и иных арктических государств об арктических пространствах. Северный морской путь.

6. Международно-правовой режим Антарктики: понятие, принципы. Договор об Антарктике 1959 г. и его система. Освоение минеральных ресурсов Антарктики. Защита живых ресурсов. Консультативные совещания.

7. Международно-правовой режим архипелага Шпицберген. РФ и Шпицберген.

Задания для подготовки к занятию:

1. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

2. Определите порядок прохождения государственных границ на суше, по озерам, рекам, водохранилищам. Где проходит граница государственного воздушного пространства? В чем заключаются проблемы с разграничением недр?

3. Какими международно-правовыми документами в разное время регулировался правовой режим Курильских островов?

4. Приведите примеры нерешенных территориальных проблем в мире.

5. В чем заключается смысл «секторной теории»?

6. Какие существуют проблемы международно-правового режима Антарктики?

7. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 16. Международное воздушное право (2 часа)

1. Международное воздушное право: понятие, принципы. Признание полного и исключительного суверенитета государства на его воздушное пространство.

2. Источники международного воздушного права. Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.

3. Международные полеты и режим воздушного пространства.

Правила полетов в воздушном пространстве государств и в международном воздушном пространстве.

4. Роль международных организаций в регулировании деятельности международной гражданской авиации. ИКАО: создание, структура,

органы, правила и стандарты, деятельность, участие РФ.

5. Режим воздушного пространства РФ. Воздушный кодекс РФ.

Авиационные правила полетов в воздушном пространстве РФ 2002 г.

 

Задания для подготовки к занятию:

1. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

2. Приведите примеры имплементации правил и стандартов ИКАО в законодательстве Российской Федерации.

3. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 17. Международное космическое право (2 часа)

1. Международное космическое право: понятие, становление, развитие, предмет, субъекты. Роль России.

2. Специальные принципы международного космического права.

3. Источники международного космического права.

4. Правовой режим космического пространства и небесных тел.

Проблема высотной границы государственного суверенитета.

5. Правовой статус искусственных космических объектов.

6. Правовой статус космонавтов.

7. Коммерческо-правовые аспекты использования космического пространства.

8. Международно-правовая ответственность за космическую деятельность: абсолютная и солидарная.

9. Россия и международное космическое право. Закон РФ «О космической деятельности» 1993 г. Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы.

Задания для подготовки к занятию:

1. Для успешной подготовки к семинарскому занятию по данной теме студенту необходимо иметь конспект по вопросам плана семинарского занятия; внимательно изучить и проанализировать конвенционные источники международного космического права; различать правовой режим космического пространства и правовой режим Луны и других небесных тел; оперировать понятиями «естественное небесное тело» и «искусственный космический объект»; понимать такую категорию, как ответственность за космическую деятельность без «вины».

2. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

 

Тема 18. Международное уголовное право (2 часа)

1. Международное уголовное право: понятие, становление, источники, принципы. Отечественная доктрина о международном уголовном праве.

2. Международные преступления и преступления международного характера: сравнительная характеристика.

3. Международные преступления: понятие и виды. Преступления против мира и человечества, военные преступления, преступления против человечности. Ответственность за международные преступления.

4. Международная уголовная юстиция: Международные военные трибуналы, Трибуналы по Югославии и Руанде, Международный уголовный суд.

5. Преступления международного характера и сотрудничество государств по их пресечению и наказанию преступников.

6. Международный терроризм: понятие, виды и формы сотрудничества государств в борьбе с терроризмом.

7. Борьба с преступностью в рамках международных организаций: ООН, ИКАО, ИМО и др. Интерпол: устав, цели, задачи, деятельность. НЦБ Интерпола в России.

8. Правовая помощь по уголовным делам. Выдача преступников: понятие, правовые основания. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, 1978 г.

9. Российское законодательство в борьбе с международными преступлениями.

Задания для подготовки к занятию:

1. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

2. Составить сравнительную таблицу международных преступлений и преступлений международного характера.

3. Письменно подготовить характеристику элементов состава международного преступления (по указанию преподавателя).

4. В чем заключаются отличия красного и зеленого циркуляра Интерпола?

5. Раскройте понятия «экстрадиционность преступления», «двойная криминальность», «правило конкретности».

6. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 19. Международное экологическое право (2 часа)

1. Понятие и принципы международного экологического права.

2. Роль международных организации в решении проблем охраны окружающей среды.

3. Международно-правовая охрана Мирового океана.

4. Международно-правовая охрана биоразнообразия.

5. Международно-правовая охрана атмосферного воздуха, защита озонового слоя и борьба с изменением климата.

6. Защита окружающей среды от радиоактивного заражения и загрязнения опасными веществами.

7. Трансграничное причинение вреда окружающей среде.

Задания для подготовки к занятию:

1. Подготовить определение объектов окружающей среды на основе международных договоров.

2. Письменно раскрыть содержание принципов МЭП на основе международных договоров.

3. Ознакомиться с международными договорами по охране окружающей среды.

4. Определить этапы оценки воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте на основе Конвенции 1991 г.

5. Какие споры, связанные с вопросами охраны окружающей среды, рассматривались в международных судебных органах?

6. Письменно подготовьте ответ на вопрос, с какими отраслями МЭП взаимодействует наиболее тесно и в чем проявляется такое взаимодействие?

7. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 20. Международное гуманитарное право (2 часа)

1. Концепции международного гуманитарного права, предмет регулирования, источники и принципы.

2. Виды вооруженных конфликтов, их характеристика. Правовые последствия начала войны.

3. Участники вооруженных конфликтов, их правовой статус.

4. Методы и средства ведения войны: международно-правовая регламентация.

5. Международно-правовая защита гражданского населения. Особая защита женщин и детей.

6. Международно-правовая защита гражданских объектов. Особая защита культурных ценностей.

7. Деятельность Международного Комитета Красного Креста по защите жертв вооруженных конфликтов.

8. Окончание войны и его правовые последствия.

Задания для подготовки к занятию:

1. Подготовить конспект по основным понятиям МГП (вооруженный конфликт, военная оккупация, военная необходимость, военный объект, гражданский объект и др.).

2. Ознакомиться с Женевскими конвенциями 1949 г. и Дополнительными протоколами к ним.

3. Ознакомиться с конвенциями по запрещению или ограничению отдельных видов оружия. Подготовить перечень запрещенных средств ведения войны (оружия) со ссылками на соответствующие международно-правовые акты.

4. Подготовить сравнительную таблицу различий в правовом регулировании международных вооруженных конфликтов и вооруженных конфликтов немеждународного характера.

5. Подготовить перечень действий, которые квалифицируются как «военные преступления» в соответствии с Римским статутом Международного уголовного суда.

6. Ознакомиться с военной доктриной Российской Федерации 2010 г. (ред. от 26.12.2014 г.).

7. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

5.3.2. Практические занятия для студентов заочной формы (10 часов)

Тема 1. Понятие, предмет, система и источники международного права (2 часа)

1. Понятие международного права.

2. Предмет и особенности международного права. Международное и международное частное право.

3 Система международного права: отрасли и институты.

4. Нормы международного права: понятие и виды, теория согласования воль государств, нормы jus cogens.

5. Источники международного права: международный договор, международный обычай, решения международных организаций, вспомогательные средства для определения правовых норм. Кодификация в международном праве.

6. Конституция РФ о международном праве. Место международного договора в правовой системе РФ. Применение судами общей юрисдикции и арбитражными судами РФ международных договоров РФ.

 

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Подобрать примеры отношений, выходящих за пределы компетенции одного государства.

3. Изучить особенности международного права по сравнению с правом внутригосударственным (по предмету, по субъектам, по порядку нормообразования, по источникам, по порядку осуществления принуждения и др.).

4. Составить сравнительную таблицу международного договора и международного обычая.

5. Привести примеры решений международных организаций, проанализировать их юридическую силу.

6. Повторить содержание части 4 статьи 15 Конституции РФ, Федерального закона «О международных договорах РФ» 1995 г., ознакомиться с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» №5 от 10.10.2003 г. № 5. Указанные акты необходимо иметь на семинаре.

7. Построить иерархию источников российского права по их юридической силе. Определить место международного договора РФ в этой системе.

8. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

9. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 5. Основные принципы международного права (2 часа)

1. Основные принципы международного права: понятие, особенности, классификация, место в иерархии международно-правовых норм.

Закрепление данных принципов в международных документах. Перспективы формирования новых основных принципов международного права.

2. Принцип уважения государственного суверенитета: понятие, становление, источники, нормативное содержание. Российская доктрина о принципе уважения государственного суверенитета.

3. Принцип суверенного равенства государств: понятие и нормативное содержание. Роль СССР и России в формировании и развитии данного принципа.

4. Принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях: понятие, становление, источники, нормативное содержание, проблема повышения эффективности. Понятие агрессии. Случаи правомерного применения силы. Российская доктрина о сущности данного принципа.

5. Принцип нерушимости государственных границ: понятие, становление, источники, нормативное содержание. Проблема закрепления данного принципа в международных документах и международных отношениях.

6. Принцип территориальной целостности государств: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

7. Принцип мирного разрешения международных споров: понятие, становление, источники, нормативное содержание. Проблема закрепления данного принципа в международных отношениях.

8. Принцип невмешательства во внутренние дела государств: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

9. Принцип уважения прав человека и основных свобод: понятие, становление, источники, нормативное содержание. Российская доктрина о принципе уважения прав человека.

10. Принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

11. Принцип сотрудничества государств: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

12. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

13. Российская Федерация и основные принципы международного права. Закрепление основных принципов в правовых документах РФ. Соблюдение Россией основных принципов. Примеры.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Ознакомиться со следующими международными актами: Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г., Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г., Устав ООН 1945 г., Декларация принципов международного права 1970 г., Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Об определении агрессии» 1974 г., Хельсинский Заключительный акт СБСЕ 1975 г. Указанные акты необходимо иметь на семинаре.

3. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

4. Определить и проиллюстрировать примерами особенности основных принципов международного права, их отличительные свойства.

5. Разобрать определение агрессии, подобрать примеры ситуаций, которые должны квалифицироваться в качестве акта агрессии, в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 1974 г. «Об определении агрессии».

6. Проанализировать концепции упреждающей самообороны, превентивной самообороны, их оценку в докладе Генерального секретаря ООН «При большей свободе: к развитию, безопасности, правам человека для всех» 2005 г., часть Е раздела III (Док. ООН А/59/2005).

7. Привести примеры решений Совета Безопасности ООН, санкционирующих применение силы на основании главы VII Устава ООН.

8. Привести примеры ситуаций, в которых, по мнению студента, нарушаются основные принципы международного права.

9. Проанализировать соотношение принципа территориальной целостности и принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; принципа уважения прав и свобод человека и принципа

невмешательства во внутренние дела.

10. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 7. Право международных организаций (2 часа)

1. Международные организации: понятие, признаки, классификация, роль и значение.

2. Краткая история создания ООН: разработка, подписание и вступление в силу Устава ООН, цели и принципы.

3. Система ООН: главные и вспомогательные органы, специализированные учреждения ООН, иные связанные с ООН организации.

4. Генеральная Ассамблея ООН: компетенция, порядок работы, резолюции и решения, статус и функции; вспомогательные органы.

5. Совет Безопасности ООН: состав, компетенция, действия по поддержанию мира, порядок работы, решения и постановления, вспомогательные органы, миротворчество и поддержание мира.

6. Экономический и Социальный совет ООН: состав, компетенция, порядок работы, вспомогательные органы, связь с другими организациями.

7. Специализированные учреждения ООН: понятие, признаки, виды, связь с ООН, направления деятельности.

8. Содружество Независимых Государств: создание, Устав, главные органы, деятельность, реформирование.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Ознакомиться со структурой и содержанием Устава ООН 1945 г. Указанный акт необходимо иметь на семинаре.

3. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

4. Проанализировать юридическую силу решений Генеральной Ассамблеи ООН, определить их роль и значение в системе международно-правового регулирования, привести примеры решений.

5. Классифицировать полномочия Совета Безопасности ООН, особое внимание уделив действиям в отношении угрозы миру, нарушения мира, актов агрессии.

6. Подобрать примеры применения Советом Безопасности санкций по статьям 41 и 42 Устава ООН. Ознакомиться с резолюциями Совета Безопасности 678 (1990), 1244 (1999), 1929 (2010).

7. При подготовке к семинару посетить официальный сайт ООН в сети Интернет.

8. Подготовить развернутую характеристику одного из специализированных учреждений ООН.

9. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 10. Международное право прав человека (2 часа)

1. Международное право прав человека: предмет регулирования, принципы, источники, доктрина.

2. Три поколения прав человека и современные тенденции развития международного права прав человека. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека 2005 г.

3. Международная защита прав человека на универсальном уровне: документы и механизмы.

а) Международные стандарты в области прав и свобод человека. Всеобщая декларация прав человека 1948 г. Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и два факультативных протокола к нему (1966 г., 1989 г.). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и факультативный протокол к нему 2008 г. Конвенции о запрещении и пресечении геноцида 1948 г.; расовой дискриминации 1965 г.; апартеида 1973 г. Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. и факультативный протокол к ней 2002 г.

б) Универсальные механизмы международной защиты прав человека: виды и деятельность. Совет по правам человека ООН. Международные договорные органы. Верховный комиссар ООН по правам человека. Международные стандарты труда Международной организации труда (МОТ). Декларация МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда 1998 г. Международно-правовое регулирование труда отдельных категорий работников (женщин, детей и подростков, трудящихся-мигрантов, моряков, рыбаков и докеров, трудящихся коренных народов и народов, ведущих племенной образ жизни). Программа сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ на 2010–2012 гг. 4. Региональные системы защиты прав человека (по выбору преподавателя):

а) Опыт Совета Европы. Европейская конвенция о защите прав и основных свобод человека 1950 г. и четырнадцать протоколов к ней. Европейский суд по правам человека: структура и деятельность. Европейская социальная хартия (пересмотренная) 1996 г. Конвенция Совета Европы о правах человека и биомедицине 1997 г. и дополнительный протокол к ней о запрещении клонирования людей 1998 г. Комиссар Совета Европы по правам человека.

б) Опыт Европейского союза (ЕС). Хартия ЕС об основных правах 2000 г. и ее применение в прецедентном праве Суда ЕС. Агентство ЕС по основным правам.

в) Опыт Содружества Независимых Государств. Конвенции стран СНГ: о правах и свободах человека 1995 г.; о защите национальных меньшинств 1993 г. Перспективы разработки Конвенции стран СНГ о правовой помощи и защите прав, основных свобод и законных интересов соотечественников за рубежом.

г) Опыт Африканского союза, Организации американских государств, Лиги арабских государств. Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. и протокол к ней 1998 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г. и протокол к ней 1988 г., Каирская декларация о правах человека в исламе 1990 г., Арабская хартия прав человека 1994 г. (в ред. 2004 г.).

5. Международно-правовая защита наиболее уязвимых категорий населения (по выбору преподавателя):

а) Защита прав женщин и детей. Конвенции: о политических правах женщин 1953 г.; о гражданстве замужней женщины 1957 г.; о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.; о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и факультативный протокол к ней 1999 г.; Конвенция о правах ребенка 1989 г. и два факультативных протокола к ней 2000 г.

б) Защита прав инвалидов. Конвенция о правах инвалидов и факультативный протокол к ней 2006 г.

в) Защита прав национальных меньшинств и коренных народов.

Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г.; Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1989 г.; Декларация ООН о правах коренных народов 2007 г.

6. Конституция РФ о правах и свободах человека и гражданина. Деятельность органов государственной власти РФ по их обеспечению.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Найти и ознакомиться с содержанием следующих статей:

• Karel Vasak. Third Generation of Human Rights. Paris : UNESCO,1984;

• Золотухин С. В. К вопросу о концепции третьего поколения прав человека или «прав солидарности» // Советский ежегодник международного права 1989–1990–1991. СПб. : Россия–Нева, 1992.

3. Ознакомиться с основными положениями следующих международных документов:

а) Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и двух факультативных протоколов к нему (1966 г., 1989 г.), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. и факультативного протокола к нему 2008 г., Конвенции о запрещении и пресечении геноцида 1948 г.; расовой дискриминации 1965 г.; апартеида 1973 г., Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов

обращения и наказания 1984 г. и факультативного протокола к ней 2002 г.; б) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и протоколов № 1, 2, 6, 11, 13, 14;

в) Конвенций: о политических правах женщин 1953 г.; о гражданстве замужней женщины 1957 г.; о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации брака 1962 г.; о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г. и факультативного протокола к ней 1999 г.; Конвенции о правах ребенка 1989 г. и двух факультативных протоколов к ней 2000 г.;

г) Конвенции о правах инвалидов 2006 г. и факультативного протокола к ней 2006 г.;

д) Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным, религиозным и языковым меньшинствам 1992 г., Конвенции МОТ №169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1989 г. и Декларации ООН о правах коренных народов 2007 г.;

4. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

5. По указанию преподавателя подготовить обзор отдельных дел, рассмотренных ЕСПЧ.

6. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 14. Международное морское право (2 часа)

1. Международное морское право: понятие, принципы, институты.

2. Источники международного морского права. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.: разработка, принятие, структура, значение, новые институты отрасли.

3. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, состав, правовой режим, примеры. Правовой режим портов. Законодательство РФ.

4. Территориальное море: понятие, ширина, правовой режим, право мирного прохода. Законодательство РФ.

5. Прилежащая зона.

6. Исключительная экономическая зона: понятие, ширина, правовой режим, суверенные права и юрисдикция прибрежных государств. Законодательство РФ.

7. Континентальный шельф: понятие, отсчет ширины, правовой режим, суверенные права прибрежных государств. Законодательство РФ.

8. Открытое море: понятие, свобода открытого моря, права и обязанности государства флага, преследование «по горячим следам».

9. Правовой режим Международного Района морского дна. Порядок освоения ресурсов Района. Международный орган по морскому дну.

10. Международно-правовая борьба с пиратством.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы), а также Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

2. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

3. Составьте схему расположения морских пространств в зависимости от их правового режима. Где проходит государственная граница на море?

4. Какие морские пространства входят в состав государственной территории?

5. Определите отличия правового режима внутренних морских вод и территориального моря.

6. В чем отличия между морским пиратством и вооруженным разбоем на море?

7. Составьте схему определения границ континентального шельфа.

8. На основе ознакомления с сайтом Комиссии по границам континентального шельфа проанализируйте одну из заявок на расширенный континентальный шельф (например, Австралии, Новой Зеландии). В чем заключаются проблемы российской заявки на континентальный шельф в Северном Ледовитом океане и каковы ее перспективы?

9. По материалам сайта Международного органа по морскому дну приведите примеры контрактов на разведку и/или разработку ресурсов Района.

10. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

 

5.3.3. Практические занятия для студентов заочной формы ускоренного обучения (6 часов)

Тема 1. Понятие, предмет, система и источники международного права (2 часа)

1. Понятие международного права.

2. Предмет и особенности международного права. Международное и международное частное право.

3 Система международного права: отрасли и институты.

4. Нормы международного права: понятие и виды, теория согласования воль государств, нормы jus cogens.

5. Источники международного права: международный договор, международный обычай, решения международных организаций, вспомогательные средства для определения правовых норм. Кодификация в международном праве.

6. Конституция РФ о международном праве. Место международного договора в правовой системе РФ. Применение судами общей юрисдикции и арбитражными судами РФ международных договоров РФ.

 

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Подобрать примеры отношений, выходящих за пределы компетенции одного государства.

3. Изучить особенности международного права по сравнению с правом внутригосударственным (по предмету, по субъектам, по порядку нормообразования, по источникам, по порядку осуществления принуждения и др.).

4. Составить сравнительную таблицу международного договора и международного обычая.

5. Привести примеры решений международных организаций, проанализировать их юридическую силу.

6. Повторить содержание части 4 статьи 15 Конституции РФ, Федерального закона «О международных договорах РФ» 1995 г., ознакомиться с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» №5 от 10.10.2003 г. № 5. Указанные акты необходимо иметь на семинаре.

7. Построить иерархию источников российского права по их юридической силе. Определить место международного договора РФ в этой системе.

8. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

9. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Тема 5. Основные принципы международного права (2 часа)

1. Основные принципы международного права: понятие, особенности, классификация, место в иерархии международно-правовых норм.

Закрепление данных принципов в международных документах. Перспективы формирования новых основных принципов международного права.

2. Принцип уважения государственного суверенитета: понятие, становление, источники, нормативное содержание. Российская доктрина о принципе уважения государственного суверенитета.

3. Принцип суверенного равенства государств: понятие и нормативное содержание. Роль СССР и России в формировании и развитии данного принципа.

4. Принцип неприменения силы или угрозы силой в международных отношениях: понятие, становление, источники, нормативное содержание, проблема повышения эффективности. Понятие агрессии. Случаи правомерного применения силы. Российская доктрина о сущности данного принципа.

5. Принцип нерушимости государственных границ: понятие, становление, источники, нормативное содержание. Проблема закрепления данного принципа в международных документах и международных отношениях.

6. Принцип территориальной целостности государств: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

7. Принцип мирного разрешения международных споров: понятие, становление, источники, нормативное содержание. Проблема закрепления данного принципа в международных отношениях.

8. Принцип невмешательства во внутренние дела государств: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

9. Принцип уважения прав человека и основных свобод: понятие, становление, источники, нормативное содержание. Российская доктрина о принципе уважения прав человека.

10. Принцип равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

11. Принцип сотрудничества государств: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

12. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву: понятие, становление, источники, нормативное содержание.

13. Российская Федерация и основные принципы международного права. Закрепление основных принципов в правовых документах РФ. Соблюдение Россией основных принципов. Примеры.

Задания для подготовки к занятию:

1. Ознакомиться с основной и дополнительной литературой по теме (пункт 6.1 настоящей программы).

2. Ознакомиться со следующими международными актами: Конвенция о мирном разрешении международных столкновений 1907 г., Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики 1928 г., Устав ООН 1945 г., Декларация принципов международного права 1970 г., Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Об определении агрессии» 1974 г., Хельсинский Заключительный акт СБСЕ 1975 г. Указанные акты необходимо иметь на семинаре.

3. На основе ознакомления с указанной литературой и международно-правовыми актами подготовить письменный конспект по плану семинарского занятия.

4. Определить и проиллюстрировать примерами особенности основных принципов международного права, их отличительные свойства.

5. Разобрать определение агрессии, подобрать примеры ситуаций, которые должны квалифицироваться в качестве акта агрессии, в соответствии с резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 1974 г. «Об определении агрессии».

6. Проанализировать концепции упреждающей самообороны, превентивной самообороны, их оценку в докладе Генерального секретаря ООН «При большей свободе: к развитию, безопасности, правам человека для всех» 2005 г., часть Е раздела III (Док. ООН А/59/2005).

7. Привести примеры решений Совета Безопасности ООН, санкционирующих применение силы на основании главы VII Устава ООН.

8. Привести примеры ситуаций, в которых, по мнению студента, нарушаются основные принципы международного права.

9. Проанализировать соотношение принципа территориальной целостности и принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; принципа уважения прав и свобод человека и принципа

невмешательства во внутренние дела.

10. Выполнение заданий для самостоятельной работы (п. 7.2.2.3 настоящей программы) по указанию преподавателя.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 287.