Характеристика лиственного леса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются по высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный — составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корни растений. Яростность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают: в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.

 

Характеристика пшеничного поля

Растительность агроценоза пшеничного поля составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп – вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая.

 

  1. Дать оценку движущим силам, формирующим вышеописанные природные и агроэкосистемы.

 

Движущие силы Природная экосистема Агроэкосистема
Естественный отбор
Искусственный отбор

           

Действие отбора

Природная экосистема

Агроэкосистема

ЕО ИО ЕО ИО Действует на экосистему         Не действует на экосистему         Действие направленно на достижение максимальной продуктивности         Действие на экосистему минимально        

 

Обозначения: ЕО – Естественный отбор; ИО – Искусственный отбор.

  1. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем.
Природная экосистема Агроэкосистема
Видовой состав
Продуктивность

 

  1. Сравнить природную экосистему и агроценоз, выбирая правильные характеристики из предложенных вариантов.

 

Общие характеристики Характерно только для природной экосистемы Характерно только для агроэкосистемы

Характеристики:

· Наличие в цепях питания редуцентов;

· Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека;

· Наличие в цепях питания продуцентов;

· Наличие в цепях питания консументов;

· Часть энергии или химических веществ может искусственно вносится человеком;

· Основной источник энергии – Солнце;

· Обязательным элементом цепей питания является человек;

· Экосистема быстро разрушается без вмешательства человека;

· Человек слабо влияет на круговорот веществ;

· Неорганические вещества извлекаются продуцентами из почвы, удаляются из экосистемы;

· Характеризуется многообразие экологических ниш;

 

4. Сделайте заключение о сходстве и различии природных экосистем и агроэкосистем.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что является движущей силой в естественной экосистеме?

2. Что является движущей силой в искусственной экосистеме?

3. Какую роль выполняет человек в агроэкосистеме?

4. Почему для естественной экосистемы характерен замкнутый круговорот веществ?

5. Почему для искусственной экосистемы не характерен замкнутый круговорот веществ?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое занятие № 10

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: анализ антропогенного воздействия на биоценозы Кемеровской области.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: студенты научатся давать характеристику антропогенному воздействию на биоценозы и отдельных его представителей.

НОРМА ВРЕМЕНИ: 90 минут.

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: справочный раздаточный материал.

 

ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

ПРЕДЫДУЩЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

1. Какое влияние оказывает деятельность человека на окружающуюсреду?

2. Как вызванные человеком изменения природных процессов отражаются на состоянии природной среды, на здоровье самого человека?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Последовательность выполнения работы

Выполните упражнения:

Задание 1. Прочитайте теоретический материал. Выполните задания, используя полученные знания.

Дата: 2018-12-28, просмотров: 748.