Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются по высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный — составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корни растений. Яростность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают: в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.
Характеристика пшеничного поля
Растительность агроценоза пшеничного поля составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка, дождевые черви, жужелицы, клоп – вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая.
Движущие силы | Природная экосистема | Агроэкосистема |
Естественный отбор | ||
Искусственный отбор |
Действие отбора
Природная экосистема
Агроэкосистема
Обозначения: ЕО – Естественный отбор; ИО – Искусственный отбор.
Природная экосистема | Агроэкосистема | |
Видовой состав | ||
Продуктивность |
Общие характеристики | Характерно только для природной экосистемы | Характерно только для агроэкосистемы |
Характеристики:
· Наличие в цепях питания редуцентов;
· Экосистема устойчива во времени без вмешательства человека;
· Наличие в цепях питания продуцентов;
· Наличие в цепях питания консументов;
· Часть энергии или химических веществ может искусственно вносится человеком;
· Основной источник энергии – Солнце;
· Обязательным элементом цепей питания является человек;
· Экосистема быстро разрушается без вмешательства человека;
· Человек слабо влияет на круговорот веществ;
· Неорганические вещества извлекаются продуцентами из почвы, удаляются из экосистемы;
· Характеризуется многообразие экологических ниш;
4. Сделайте заключение о сходстве и различии природных экосистем и агроэкосистем.
ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что является движущей силой в естественной экосистеме?
2. Что является движущей силой в искусственной экосистеме?
3. Какую роль выполняет человек в агроэкосистеме?
4. Почему для естественной экосистемы характерен замкнутый круговорот веществ?
5. Почему для искусственной экосистемы не характерен замкнутый круговорот веществ?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое занятие № 10
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: анализ антропогенного воздействия на биоценозы Кемеровской области.
ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: студенты научатся давать характеристику антропогенному воздействию на биоценозы и отдельных его представителей.
НОРМА ВРЕМЕНИ: 90 минут.
ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: справочный раздаточный материал.
ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ПРЕДЫДУЩЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
1. Какое влияние оказывает деятельность человека на окружающуюсреду?
2. Как вызванные человеком изменения природных процессов отражаются на состоянии природной среды, на здоровье самого человека?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Последовательность выполнения работы
Выполните упражнения:
Задание 1. Прочитайте теоретический материал. Выполните задания, используя полученные знания.
Дата: 2018-12-28, просмотров: 748.