Комбинированная или смешанная окраска
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Очень часто действительная окраска насекомого связана сложением пигментной и структурной окраски, когда имеющиеся пигменты и оптические структуры кутикулы образуют своеобразный рисунок.

Ядовитая гусеница Sibinestimulea

Значение насекомых в природе

Активно участвуя в круговороте веществ, насекомые играют глобальную планетарную роль в природе.

Более 80% растений опыляются насекомыми, следовательно, цветок - результат совместной эволюции растений и насекомых.

Приспособления цветковых растений для привлечения насекомых разнообразны:

пыльца

нектар

эфирные масла

аромат

форма

окраска цветка

Приспособления насекомых:

сосущий хоботок бабочек, грызуще-лижущий хоботок пчелиных;

особые пыльцесобирательные аппараты - у пчел и шмелей щеточка и корзинка на задних ногах, у пчел-мегахил - брюшная щеточка, многочисленные волоски на ногах и теле.

Огромную роль насекомые играют в почвообразовании. Такое участие связано не только с разрыхлением почвы и обогащением ее перегноем почвенными насекомыми и их личинками, но и с разложением растительных и животных остатков - опада растений, трупов и экскрементов животных, одновременно выполняется санитарная роль и обеспечивается круговорот веществ в природе.

Санитарную роль выполняют следующие виды насекомых:

копрофаги - жуки-навозники, мухи-навозницы, коровницы;

некрофаги - жуки-мертвоеды, могильщики, кожееды, мухи-мясоедки, падальницы;

насекомые - разрушители отмерших растительных остатков: древесины, веток, листьев, хвои - жуки-сверлильщики, личинки усачей, златок, рогохвостов, комаров-долгоножек, муравьи-древоточцы, грибные комарики и т.д.;

насекомые - санитары водоемов питаются взвешенными или осевшими на дно гниющими органическими веществами (детритом) - личинки комаров-дергунов, или звонцов, поденок, ручейников, очищают воду и служат биоиндикатором ее санитарного состояния.

 

Таблица «сравнительная характеристика животных, обитающих в разных средах»

Название насекомого Медведка обыкновенная Красноклоп бескрылый Ленточник Жук-плавунец
Среда обитания        
Приспособления к среде обитания        
Тип окраски        
Биологическое значение        

 

ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Назовите среды жизни живых организмов и дайте им характеристику.

2. Приведите примеры приспособлений у разных систематических

3. групп живых организмов к одной и той же среде обитания.

4. От чего еще могут возникать изменения фенотипа и генотипа?

5. Перечислите факторы окружающей среды.

6. Почему форма тела рыб и морских млекопитающих схожа?

7. Почему глубоководные рыбы при резком подъеме на поверхность «взрываются»?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Практическое занятие № 8

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: научиться анализировать пищевую сеть.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: студенты закрепят навык интеграции текстового материала в свой письменный ответ.

НОРМА ВРЕМЕНИ:90 минут.

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: схемы пищевых цепей и сетей.

 

ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

ПРЕДЫДУЩЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

1. Что такое водная среда обитания?

2. Почему приспособления к условиям среды относительны?

3. Какие существуют среды обитания живых организмов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Последовательность выполнения работы

Выполните упражнения:

Задание 1. Используя материал текста ответьте на вопросы

Биогеоценоз – саморегулирующаяся экологическая система, образованная совместно обитающими и взаимодействующими между собой и с неживой природой, популяциями разных видов в относительно однородных условиях среды. Таким образом, биогеоценоз состоит из неживой и живой частей окружающей среды.

Живые организмы в экосистеме, мертвые их остатки и их отбросы являются пищей для других организмов. Питательные вещества, таким образом, переходят из одного организма в другой, образуя непрерывные пищевые цепи.

Организмы, населяющие биогеоценоз, по своим функциям делятся на продуцентов, консументов и редуцентов.

Начало пищевым цепям дают продуценты - производители органического вещества из неорганического. Они усваивают из окружающей среды воду, неорганические (минеральные) соли, углекислый газ, кислород и с помощью фотосинтеза строят свое тело.

Следующие звенья цепи питания составляют консументы, которые поедают как продуцентов, так и себе подобных.

Консументы, которые питаются продуцентами, называютсяконсументами I порядка - травоядные или растительноядные животные.

Консументы, которые поедают травоядных I порядка, называются консументами II порядка - плотоядные животные (хищники).

Хищников, питающихся вторичными консументами, называют консументами III порядка и т.д.

Организмы, употребляющие один тип пищи, принадлежат к одному трофическому уровню.

Продуценты относятся к первому трофическому уровню, консументы I порядка - ко второму, консументы II порядка - к третьему уровню и т.д.

Дополнительные звенья в пищевой цепи составляют детритофаги, которые питаясь отходами и трупами, могут стать добычей хищников (напр., муравьед питается муравьями). И так органическое вещество возвращается в органический круговорот.

В конце пищевой цепи находятся редуценты (деструкторы), которые превращают отмершее органическое вещество в неорганические соединения (минеральные вещества).

Перечисленные компоненты биогеоценоза составляют трофические уровни, связанные обменом и переносом питательных веществ и энергии.

Организмы разных трофических уровней образуют пищевые цепи, в которых вещества и энергия ступенчато передаются с уровня на уровень. На каждом трофическом уровне используется 10% энергии поступившей биомассы.

Пищевые цепи обычно состоят из 3—5 звеньев, например:

1) растения – корова – человек;

2) растения – божья коровка – синица – ястреб;

3) растения — муха – лягушка – змея – орел.

Пищевые цепи бывают детритными и пастбищными.

В детритных пищевых цепях пищей служат мертвые органические вещества (мертвые ткани растений – грибы – многоножки – хищные клещи – бактерии). Пастбищные пищевые цепи начинаются с живых существ.

Простые и сложные пищевые цепи связаны между собой, образуя обширную сеть. Она так и называется пищевая сеть.

По способу получения органических веществ для питания живые организмы делятся на две большие группы — автотрофы и гетеротрофы.

Автотрофные организмы способны из неорганических веществ синтезировать органические. Необходимые для синтеза неорганические вещества берутся из воздуха, почвы или воды. Так, например, при синтезе используется углекислый газ, в молекулы которого входят атомы углерода. Углерод входит в состав всех органических веществ.

Для синтеза органических веществ из неорганических необходима энергия. Большинство автотрофных организмов (в том числе растения) используют энергию солнечного света. Синтез органических веществ под действием солнечного света из неорганических называется фотосинтезом. Организмы, способные к фотосинтезу, называются фототрофами.

Для фотосинтеза необходимо вещество хлорофилл, который у большинства растений содержится в специальных клеточных органеллах - хлоропластах.

Однако некоторые организмы (в основном ряд бактерий) получают энергию для синтеза органических веществ из неорганических из энергии химических связей различных веществ. Такие организмы называются хемотрофами, а процесс такого синтеза - хемосинтезом.

Гетеротрофные организмы получают органические вещества своего тела из поглощенных ими других органических веществ. К гетеротрофам принадлежат все животные, грибы, многие бактерии. Гетеротрофы питаются либо растениями, либо другими гетеротрофами, либо их остатками.

1) Заполните схему, представляющую в обобщенном виде цепь питания
экосистемы степи.

2) При помощи интернет-ресурсов определите, какие организмы живут в экосистеме степи.

3) Составьте 2-3 возможные пищевые цепи в предложенной экосистеме.

4) Постройте пищевую сеть для этой экосистемы.

5) Сравните предложенную экосистему с искусственной. Что общего и какие различия у этих экосистем?

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

ОТВЕТЬТЕ НА КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Что такое пищевая цепь?

2. Чем качественно пищевая цепь отличается от пищевой сети?

3. Как называются организмы, которые не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза?

4. Какие существа разлагают отмершую органику?

5. Как называются организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических?

6. Из скольких элементов может состоять пищевая цепь? Почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Практическое занятие № 9

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ: сравнительное описание одной из естественных природных систем и  какой-нибудь агроэкосистемы.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: выявить черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем.

ПРИОБРЕТАЕМЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ: студенты научатся составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять различия между ними и их значение.

НОРМА ВРЕМЕНИ: 90 минут.

ОСНАЩЕНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА: справочный раздаточный материал.

 

ОТВЕТЬТЕ ПИСЬМЕННО НА ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

ПРЕДЫДУЩЕГО ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:

1. Что такое трофический уровень?

2. Чем консументы 1го порядка отличаются от консументов 2го порядка?

3. Приведите 3 примера организмов-редуцентов.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Последовательность выполнения работы

Выполните упражнения:

Задание 1. На основании изучения характеристик агроценоза и природной экосистеме выполните задания

Дата: 2018-12-28, просмотров: 676.